Я всегда буду рядом стихи

ЗАДАНИЕ 20 ЕГЭ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

В задании 20 учащиеся должны уметь расставлять знаки препинания в сложном предложении, состоящем из 3-5 простых.

Это сложнейшее задание проверяет умение выпускника применять на практике следующие знания:

1) на уровне простого предложения:

— понимание, того, что предложения без основы не бывает;

— знание особенностей основы односоставных предложений (безличных и др.)

— понимание того, что в простом предложении могут быть однородные сказуемые и подлежащие, знаки препинания между которыми ставятся по правилам однородных членов.

2) на уровне сложноподчинённого предложения:

— умение определять главное и придаточное в составе СПП по вопросу;

— умение видеть союзы (союзные слова) в придаточном предложении;

— умение видеть указательные слова в главном

— умение видеть однородные придаточные, при которых знаки препинания ставятся так, как и однородных членах.

3) на уровне сложносочинённого предложения:

— умение видеть части ССП и разделять их запятой. Общего второстепенного члена в этом задании не бывает.

4) на уровне всего предложения в целом:

— умение видеть те места в предложении, в которых встретились два союза: может быть рядом два подчинительных или сочинительный и подчинительный.

Соберём все базовые пунктуационные правила, важные при выполнения задания и пронумеруем их для удобства.

БП 1

Запятая не ставится при однородных членах, соединённых неповторяющимся союзом И/ИЛИ

Деревья скрипят и стонут. Хо­зя­е­ва уго­ща­ли нас щами да ржа­ны­ми лепёшками.

БП 2

Запятая ставится при однородных членах, соединённых союзами А /НО

Ученик пишет быстро, но неаккуратно. Малыш уже не хныкал, а плакал навзрыд.

БП 3

Простые предложения, входящие в состав сложносочинённых, отделяются друг от друга запятыми:

Шелестят зелёные серёжки, и горят серебряные росы.

По ночам в городе стало темнее, а днём пахло огурцами и бензиновым дымком.

БП4

Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с обеих сторон.

(Если б вместо Надежды был у меня сын),при каком условии , о чём?(что будет со мною nод старость).

БП 5

При последовательном подчинении могут оказаться рядом подчинительные союзы или союзные слова (ЧТО и ЕСЛИ, ЧТО и КОГДА, КОТОРЫЙ и ЕСЛИ и т. д.). В этом случае запятая не ставится, если после придаточного 2 степени идёт вторая часть союза (то или так), например:

, (что (если умрёт вековая сосна), то некуда ей упасть).

Сравните:

, (что, (если умрёт вековая сосна), некуда ей упасть).

БП 6

Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы (И и ХОТЯ, И и КАК, И и ЕСЛИ, НО и КОГДА, И и ЧТОБЫ и др. ), то нужно выяснить, нет ли после придаточной части соотносительных слов ТО, ТАК или еще одного сочинительного союза (А, НО, ОДНАКО и др.). Запятая ставится только тогда, когда эти слова после придаточной части отсутствуют. Например:

, и, (как только публика увидела своего любимца),

Сравните:

, и (как только публика увидела своего любимца), так театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков].

, и, (хотя слова ее были привычными для Сабурова), .

, и (хотя слова ее были привычными для Сабурова), но .

Как видно, правила 5 и 6 очень похожи: выбираем—либо писать ТО (НО…), либо ставить запятую.

Рассмотрим предложения из базы РЕШУЕГЭ и алгоритм работы над предложением.

1. Выделяем основы.

1- Утвер­жда­ют (односоставное, сказуемое)

2- кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют

3- мы увидели

4- сами убедились

5- правы очевидцы

2. Выделяем союзы и соотносительные слова. Обращаем внимание, что рядом стоят И и КОГДА и на то, что есть ТО.

3. Помечаем придаточные предложения: все предложения, в которых есть подчинительные союзы, берём в круглые скобки.

(что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)

(когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

(на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

4. Устанавливаем, к каким главным относятся придаточные. Для этого ставим вопросы от главных к предполагаемым придаточным.

Остались два придаточные и одно без подчинительного союза. Проверяем, можно ли от него поставить вопросы.

когда?(когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

в чём?(на­сколь­ко правы были оче­вид­цы). Второй компонент найден. Запятые 4 и 5 ставятся по правилу 4.

Тренажер к заданию №20 ЕГЭ-2019 по русскому языку

1)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Пойманные скворцы быстро привыкают к людям (1) и (2) если живут в доме (3) летают по комнатам (4) радуются своему хозяину и доверчиво садятся ему плечо.

2)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

Дома мой гость сразу начал мне жаловаться (1) что (2) пока он ехал ко мне (3) то заблудился в лесу (4) и вынужден был заночевать в сторожке лесника.

3) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

Но я хочу вас предупредить (1) что (2) если вы меня обманете (3) вам будет стыдно (4) ведь это будет довольно низкий поступок.

4) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

Хаджи-Мурат сидел рядом в комнате (1) и (2) хотя не понимал разговора (3) чувствовал (4) что спорили о нём.

5) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

Несколько дней лил холодный дождь (1) и (2) пока продолжалось ненастье (3) нам казалось (4) что лето окончилось навсегда.

6) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

Лето в самом разгаре (1) и (2) если вы побудете подольше в лесу (3) то увидите пеночку (4) которая мелькает среди ветвей.

7) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

Мария ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) стала гладить собаку (4) хотя та мирно спала.

8) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

Лось так привязался к мальчику (1) что (2) когда тот уходил куда-либо (3) зверь тревожно нюхал воздух (4) и отказывался есть.

9) Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Утверждают (1) что бразильские карнавалы восхищают и завораживают (2) и (3) когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту ( 4) то сами убедились (5) насколько правы были очевидцы.

10) Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Рядом с тобой всегда люди (1) и (2) даже если тебе очень одиноко (3) ты не сомневайся в том (4) что кто-то сможет выслушать и понять тебя.

11) Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Нужно чаще думать о других (1) и (2) даже если тебе сейчас нелегко (3) ты не забывай о том (4) что кому-то может потребоваться твоё участие.

12) Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Было впечатление (1) что мы волшебным образом побывали в чудесной стране (2) где алые лилии и красная рябина (3) где всё яснее и красивее (4) чем всегда было вокруг.

13) Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Рука его дрожала (1) и (2) когда Николай передавал лошадь коноводу (3) он чувствовал (4) как со стуком приливает кровь к сердцу.

14)Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Эта история не о Мугиварах или о других известных пиратах. Это конец одной жизни и начало другой. Речь идет о женщине, которая до такой степени любила своего еще не рождённого ребенка, что пошла против правил самой природы. Женщина смогла родить дитя, хотя он никогда не сможет её увидеть. Шли годы и маленький сверток, который вручил Гарп своей знакомой, подрос. Ему уже давно не надо менять пеленки и кормить с ложечки. Маленький Эйс, а так его назвала мать, мог позаботиться о себе сам. Все это время Руж приглядывала за сыном как его ангел-хранитель. Хоть она и знала, что на той стороне её ждет любимый, но не могла пока уйти. Женщина хотела еще несколько лет понаблюдать за сыном. Каждый день был хуже предыдущего. Руж ненавидела тех людей, что говорили такие страшные вещи её сыну. С каждым словом у женщины разрывалось сердце на кусочки. Но она не могла ничего сделать, и от этого её материнское сердце обливалось кровью. Каждое последующее слово о том, что лучше бы её дитя не существовало было как ножом по сердцу. Но женщина также слышала о её любимом! О мужчине, который был лучшим во всем мире. Который перед смертью наградил её таким подарком. Тогда они были счастливы, и Роджер сам выбрал для детей имена. Жаль, что он так и не увидел их маленькое чудо. Руж была сильной, но все равно плакала по любимому и сыну, который страдает из-за непонимания других людей. Женщина убеждала себя, что придет день и жизнь её драгоценного сына изменится. Руж молилась, чтобы Эйс был счастлив. Портгас Ди Руж видела, как у Эйса появился первый друг, но свет она смогла увидеть только с появлением Луффи. В жизни у её сына появился такой жизнерадостный друг! Мальчик всегда улыбался и шел только вперед. Этим он чем-то напоминал Роджера. Она думала, что когда Луффи вырастет, то будет таким же веселым и заботливым как её любимый. Хотя он и был глуповатым. Но в то же время Руж удивляла одна вещь. Как мальчик может быть так похож на её любимого? Хотя тот и не был его сыном. Вот поэтому женщина хотела, чтобы именно Луффи был рядом с сыном. Потом Эйс, Сабо и Луффи сдружились. Стали братьями, но из трагедии что случилась с Сабо, Луффи и Эйс стали еще ближе друг к другу. Уже была ночь, когда Руж появилась в комнате мальчиков. Женщина подошла ближе к Эйсу и попыталась коснуться дитя, но увы… У неё ничего не получилось. Неожиданно зашевелился будущий Мугивара. Мальчик встал, вышел и вернулся, но сев на кровать внимательно посмотрел на женщину, и она это увидела. Впервые ее мог кто-то увидеть. Долю секунды она была в замешательстве. Но, придя в себя, она заговорила. — Я оставляю его на тебя… Мальчик не до конца понимал ситуацию, но все-таки закивал. Женщина еще раз взглянула на спящего сына и опять посмотрела на брата Эйса. — Передай Эйсу: Мама всегда будет любить тебя… Руж улыбнулась и как заклинание прошептала над ухом сына: «Я всегда буду рядом с тобой, в твоем сердце». А потом она исчезла туда, где её ждал Роджер. Оставляя свое драгоценное дитя на Луффи. Ведь вместе у них все получится. Мальчишки подержат друг друга, а они с Роджером будут наблюдать сверху.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *