Ценностные ориентации личности

Ценностные ориентации и установки личности

Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Ценности носят двойственный характер: они социальны, поскольку исторически и культурно обусловлены, и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен жизненный опыт конкретного субъекта. Социальные ценности определяются как некое данное, имеющее эмпирическое содержание значение, соотносимое с чем-то, являющимся объектом деятельности. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит .

Субъективная значимость для человека тех или иных ценностей может определяться разными источниками. В качестве основных таких источников на разных этапах развития науки назывались: божественный или природный разум, принцип удовольствия и инстинктивные биологические потребности, универсальный закон сохранения вида, этические нормы микросоциального окружения и общества в целом, внутренняя психологическая природа человека.

Ценностные ориентации личности, связывающие её внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему, занимая пограничное положение между мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов. Соответственно, ценностные ориентации личности выполняют двойственные функции. С одной стороны, система ценностных ориентаций выступает в качестве высшего контрольного органа регуляции всех побудителей активности человека, определяя приемлемые способы их реализации. С другой — в качестве внутреннего источника жизненных целей человека, выражая соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом. Система ценностных ориентаций, тем самым, является важнейшим психологическим органом саморазвития и личностного роста, определяя одновременно его направление и способы его осуществления .

По своему функциональному значению ценности личности можно разделить на две основные группы: терминальные и инструментальные, выступающие, соответственно, в качестве личностных целей и средств их достижения. В зависимости от направленности на личностное развитие или на сохранение гомеостаза ценности могут быть разделены на высшие (ценности развития) и регрессивные (ценности сохранения). В то же время терминальные и инструментальные, высшие и регрессивные, внутренние и внешние по своему происхождению ценности могут соответствовать разным уровням или стадиям личностного развития .

Установки, аттитюды и ценностные ориентации личности регулируют реализацию потребностей человека в различных социальных ситуациях. В.Я. Ядов объединяет все описанные выше регулятивные образования как диспозиции, т. е. «предрасположенности». В своей «диспозиционной концепции регуляции поведения личности». В.Я. Ядов аргументирует иерархическую организацию системы диспозиционных образований. В разработанной им схеме на низшем уровне системы диспозиций располагаются элементарные фиксированные установки, носящие неосознаваемый характер и связанные с удовлетворением витальных потребностей. Второй уровень составляют социально фиксированные установки, или аттитюды, формирующиеся на основе потребности человека во включении в конкретную социальную среду. Третий уровень системы диспозиций — базовые социальные установки — отвечает за регуляцию общей направленности интересов личности в тех или иных конкретных сферах социальной активности человека. Высший уровень диспозиций личности представляет её систему ценностных ориентаций, соответствующую высшим социальным потребностям и отвечающую за отношение человека к жизненным целям и средствам их удовлетворения. Каждый уровень диспозиционной системы оказывается задействованным в различных сферах и соответствующих им ситуациям общения: в ближайшем семейном окружении, малой контактной группе, конкретной области деятельности и, наконец, в определённом типе общества в целом. Отдельные уровни диспозиционной системы отвечают при этом за конкретные проявления активности: за отдельные поведенческие акты в актуальной предметной ситуации; за осуществляемые в привычных ситуациях поступки; за поведение как систему поступков; за целостность поведения или деятельность человека. Таким образом, можно сделать вывод, что уровни регуляции поведения в диспозиционной концепции В.Я. Ядова различаются долей биологических и социальных компонентов в их содержании и происхождении. Ценностные ориентации как высший уровень диспозиционной системы, по В.Я. Ядову, тем самым полностью зависят от социальной общности, с которой себя идентифицирует личность .

Очевидно, что уровни диспозиционной системы личности отличаются также степенью осознанности описанных регулятивных образований. Ценностные ориентации, определяющие жизненные цели человека, выражают, соответственно, то, что является для него наиболее важным и обладает для него личностным смыслом. К.А. Альбуханова-Славская и А.В. Брушлинский описывают роль смысловых представлений в организации системы ценностных ориентаций, которая проявляется в следующих функциях: принятии (или отрицании) и реализации определённых ценностей; усилении (или снижении) их значимости; удержании (или потере) этих ценностей во времени. Б.С. Братусь определяет личностные ценности как «осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни» . Он проводит разделение личных ценностей как осознанных смыслов жизни и декларируемых, «называемых», внешних по отношению к человеку ценностей. Г.Л. Будинайте и Т.В. Корнилова также подчёркивают, что «личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект определился» , акцентируя внимание на необходимости не только осознания смыслов, но и решения об их принятии или непринятии.

В то же время ряд авторов полагают, что ценностные образования, напротив, являются базой для формирования системы личностных смыслов. Так, по В.Франклу, человек обретает смысл жизни переживая определённые ценности. Ф.Е. Василюк пишет, что смысл является пограничным образованием, в котором сходятся идеальное и реальное, жизненные ценности и возможности их реализации. Смысл, как целостная совокупность жизненных отношений, у Ф.Е. Василюка является своего рода продуктом ценностной системы личности. Аналогичную точку зрения в своём исследовании отстаивает и А.В. Серый .

Формирование и развитие систем личностных смыслов и ценностных ориентаций носит взаимосвязанный и взаимодетерминирующий характер. Как справедливо замечает Д.А. Леонтьев, личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов.

Г.Е. Залесский связывает личностные ценности и смыслы через понятие «убеждение». Убеждение, являясь интегрирующим элементом механизма регуляции активности человека, представляет, по его мнению, «осознанные цели, субъективно готовые к реализации путём их использования в социально-ориентировочной деятельности». По словам Г.Е. Залесского, убеждениям присущи о одновременно и побуждающая, и когнитивная функции. Убеждение, выступая в качестве эталона, оценивает конкурирующие мотивы с точки зрения их соответствия содержания той ценности, которую оно призвано реализовать, и выбирает практический способ её практической реализации. Как пишет Г.Е. Залесский, «убеждение носит как бы двойной характер: принятые личностью социальные ценности «запускают» его, а будучи актуализированным, уже само убеждение вносит личностный смысл, пристрастность в реализацию усвоенной общественной ценности, участвует в актах выбора мотива, цели, поступка» . При этом чем выше в субъективной иерархии находится убеждение, соответствующее той или иной ценности, тем более глубокий смысл придаётся его реализации, а следовательно, и выделенному с его участием мотиву.

Представление о системе ценностей личности как иерархии её убеждений получило распространение также в американской социальной психологии. Так, М. Рокич определяет ценности как «устойчивое убеждение в том, что определённый способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования». По его мнению, ценности личности характеризуются следующими признаками:

— истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и личности;

— влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения;

— общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

— все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;

— ценности организованы в системы .

Ш. Шварц и У. Билски дают аналогичное концептуальное определение ценностей, включающее следующие формльные признаки:

— ценности — это понятия или убеждения;

— ценности имеют отношение к желательным конечным состяниям или поведению;

— ценности имеют надситуативный характер;

— ценности управляют выбором или оценкой поведения и событий;

— ценности упорядочены по относительной важности .

Таким образом, ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда представляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве её элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее её приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включённое в систему.

Регулятивная функция ценностных ориентаций личности охватывает все уровни системы побудителей активности человека. Как замечает в этой связи А.Г. Здравомыслов, «специфика действия ценностных ориентаций состоит в том, что они функционируют не только как способы рационализации поведения, их действие распространяется не только на высшие структуры сознания, но и на те, которые обычно обозначаются как подсознательные структуры. Они определяют направленность воли, внимания и интеллекта» .

Н.Ф. Наумова выделяет ценностные ориентации как один из механизмов целеполагания, так как они ориентируют человека среди объектов природного и социального мира, создавая упорядоченную и осмысленную, имеющую для человека значение картину мира. По её словам, ценностные ориентации дают основание для выбора из имеющихся альтернатив целей и средств, для порядка предпочтений, оценки и отбора этих альтернатив, определяя «границы действия», т.е. не только регулируют, но и направляют эти действия. По мнению М.С. Яницкого, тем самым система ценностных ориентаций определяет жизненную перспективу, «вектор» развития личности, являясь важнейшим его источником и механизмом, и является психологическим органом, связывающим в единое целое личность и социальную среду, выполняющим одновременно функции регуляции поведения и определения его цели.

По словам Ф.Е. Василюка, «ценность внутренне освещает всю жизнь человека, наполняя её простотой и подлинной свободой». Как он отмечает в этой связи, ценности приобретают качества реально действующих мотивов и источников осмысленности бытия, ведущие к росту и совершенствованию личности в процессе собственного последовательного развития. Ценностные ориентации, являясь, таким образом, психологическим органом, механизмом личностного роста и саморазвития, сами носят развивающийся характер и представляют собой динамическую систему .

ценностные ориентации

Смотреть что такое «ценностные ориентации» в других словарях:

  • ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ — элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого… … Новейший философский словарь

  • ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ — важнейшие элементы внутр. структуры лияности, закреплённые жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отгранияивающие значимое, существенное для данного человека от незнаяимого, несущественного. Совокупность… … Философская энциклопедия

  • Ценностные ориентации — а) этические, эстетические, политические, религиозные и т. п. основания критерии, на которых базируются и которыми объясняются оценки личностью или общностью окружающей реальности, дифференцированного, избирательного подхода к ней и способ… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Ценностные ориентации — это объекты, явления духовной или материальной культуры, которые приобрели для личности устойчиво высокий смысл и значение. Они воспринимаются человеком как средство удовлетворения своих потребностей и достижения цели. Ценностные ориентиры… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ — (от франц. orientation установка) 1) идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней; 2) способ дифференциации объектов индивидом по их значимости.… … Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • Ценностные ориентации — отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Понятие Ц. о. было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценостей,… … Психологический лексикон

  • Ценностные ориентации — 1) социальные, экономические, политические, моральные, религиозные, эстетические, гносеологические, онтологические и др. мировоззренческие или идеологические основания оценочных суждений субъекта об окружающей действительности, тех или иных ее… … Социологический справочник

  • Ценностные ориентации — предпочтения личности, позволяющие ей ранжировать объекты по значимости для нее. Они могут выступать в качестве побуждающих стимулов к достижению определенных целей, вследствие чего приобретать функцию регуляторов социального поведения.… … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

  • ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ — элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого… … Социология: Энциклопедия

  • ценностные ориентации — особое субъективное, индивидуализированное и мотивированное отражение в психике и сознании человека, социальной группы ценностей общества на конкретном этапе исторического развития. Ц. о. позволяют личности, группе ранжировать объ екты социальной … Этнопсихологический словарь

Определение понятия «ценностные ориентации»

Ценностные ориентации — одно из важнейших образований в структуре сознания и самосознания человека, так как именно они отражают его характеристики как личности.

Ценности — это общепринятые представления людей относительно целей и путей их достижения, которые предписывают им определенные социально-принятые способы поведения. Ценностями в нашем понимании являются любые материальные или идеальные явления, ради которых индивид, социальная группа, общество предпринимают усилия , чтобы их получить, сохранить и обладать ими, то есть ценности — это то, ради чего люди живут и что ценят. Они составляют основу нравственных принципов.

Ценности влияют на поведение людей во всех сферах их жизнедеятельности. Различают ценности социальные, культурные, экономические, политические, духовные и т.д. Ценностные ориентации формируют установку субъекта деятельности, что в значительной степени предопределяет направленность социального поведения индивида в его повседневной деятельности. Они выполняют интегративную роль в обществе, образуя самый устойчивый остов общественной системы. Выделяют индивидуальные и общественные ценности. Первые регулируют поведение индивида в повседневной жизни, вторые — его ценностные приоритеты относительно развития общества. Впервые понятие ценности ввел И. Кант. Противопоставляя сферу нравственности (свободы) сфере природы (необходимости), ценности он определял как сами по себе не имеющие бытия, являющиеся требованиями, обращенными к воле, и целями, поставленными перед ней. Во второй половине XIX века аксиология — учение о ценностях — выделяется в самостоятельную науку.

П. Менцер дает следующее определение понятию ценности: «Ценность — это то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать и относиться с уважением, признанием, почтением» Национальные особенности ценностей воспитания // Режим доступа к изд.: http://praktika.karelia.ru/file/93 — Систем.требования: IBM PC, InternetExplorer.. Ценность — это некая значимость объекта для субъекта. Процедура оценивания какого-либо объекта, явления или процесса осуществляется на основании определенных критериев и соответствующими способами, зафиксированными в общественном сознании и культуре.

Ценности всегда субъективны, т.е. то, что является ценностью для одного человека, не является таковой для другого.

С формальной точки зрения, ценности можно разделять на позитивные и негативные, абсолютные и относительные. В зависимости от содержания можно рассматривать ценности вечные, логические и эстетические. Экономические ценности как особый вид ценностей подразумевают значимость материальных благ или таких альтернатив, выбор которых приведет к максимальной выгоде.

В.В. Гаврилюк и Н.А. Трикоз выделяют четыре типа ценностных систем Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социологические исследования. 2002. №1.:

  • · смысложизненная система объединяет ценности человеческой жизни, определяет цели человеческого бытия, ценности красоты, добра, свободы, т.е. все общечеловеческие ценности;
  • · витальную систему составляют ценности сохранения и поддержания повседневной жизни: ценности здоровья, безопасности, комфорта;
  • · интеракционистская система включает в себя ценности межличностного и группового общения: хорошие отношения, совесть, честность, взаимопомощь;
  • · в социализационную систему входят ценности, определяющие процесс формирования личности.

Б.А. Барабанщиков выделяет три уровня организации основных видов ценностей Барабанщиков Б.А. Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. 2003. № 1.:

  • · абстрактные ценности, наиболее обобщенные; к ним относятся духовные, социальные и материальные ценности;
  • · ценности, проявляющиеся как свойства личности: общительность, любознательность, активность и др.;
  • · а также способы поведения личности, выраженные в реализации и закреплении ценностей свойств.

Личностные ценности отражаются в сознании каждого отдельного человека в форме ценностных ориентаций, обеспечивающих устойчивость личности.

Ориентация — это целая система установок, в свете которых индивид (группа) воспринимает ситуацию и выбирает соответствующий образ действия. Ориентации, направленные на какие-либо социальные ценности, называются ценностными ориентациями.

Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, в них как бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии.

Ценностные ориентации (или предпочтения) представляют собой определенную совокупность ценностей, иерархически связанных между собой; эта совокупность задает человеку направленность его жизнедеятельности. «Ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного» Философский энциклопедический словарь. М., 1998..

Ценностные ориентации составляют определенную систему, включающую в себя несколько подсистем:

  • · социально-структурные ориентации и планы;
  • · планы и ориентации на определенный образ жизни;
  • · деятельность и общение человека в сфере различных социальных институтов.

В рамках всей совокупности ценностей можно выделить общечеловеческие или глобальные ценности. К таковым относятся гуманизм, справедливость, семья, свобода, труд, дети и т.п.

Таким образом, ценностные ориентации можно рассматривать с одной стороны как идеологические, политические, моральные, эстетические и другие оценивания конкретным субъектом окружающей действительности и ориентация в ней, а с другой стороны как способ определенной дифференциации объектов индивидом по их значимости.

Ценностные ориентации формируются в процессе усвоения человеком социального опыта и проявляются в его целях, убеждениях и интересах. Они также определяют мотивацию поведения индивидов и составляют мировоззрение человека как личности.

Ценностные ориентации и потребности молодежи тесно связаны с жизненными планами молодых людей. Такие планы не являются изначально организованными и упорядоченными, а изменяются и корректируются с течением времени, благодаря накоплению жизненного опыта.

На жизненные планы молодежи оказывает влияние множество факторов. Здесь следует особо выделить конкретно-исторические условия, в которых находится человек. Также важную роль играют родовые признаки, жизненный опыт, социальный статус, уровень духовного развития, сознания, межличностных связей человека и т.п.

Жизненные планы молодого человека связаны со стремлением занять определенное социальное положение, которое позволит ему удовлетворять свои разнообразные потребности и самореализоваться как социальному субъекту.

Молодежи присуща более высокая степень удовлетворенности жизнью, что связано с большей уверенностью в собственных силах, ориентацией на реализацию личных целей и интересов, на достижение и успех. Молодым людям свойственна приверженность к ценностям индивидуализма, личной инициативы и самостоятельности.

Успех для значительной части молодежи характеризуется достижением высокого материального статуса. Высшее образование как условие достижения успеха ценится меньше. Тем не менее, в сознании молодежи престиж высшего образования по сравнению со средним очень высок.

Отношение к труду весьма противоречиво. С одной стороны молодежь в основном не причисляет труд к перечню наиболее значимых ценностей. Это частично объясняется упразднением идеологии особой общественной значимости труда и трудового воспитания. Однако большую роль для многих играет интересная работа. Вместе с тем, основным мотивом молодых людей , объясняющим выбор ими рабочего места является возможность получения большего дохода. Это связано с ослаблением в молодежном сознании связи между деньгами и работой в ее трудовом значении. Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. 2007. № 4.

Большинство представителей сегодняшней молодежи отводят довольно важную роль семье, считая ее непременным условием счастья. Сожительство как способ организации семейных отношений во многом уступает браку. Большая часть считает, что обязательным условием семейного счастья являются дети. Среди главных факторов, обеспечивающих устойчивость и стабильность семьи, молодые люди называют следующие: уважение и поддержка между супругами, супружеская верность, удовлетворенность сексуальными отношениями, достойный доход, нормальные жилищные условия, проживание отдельно от родителей и готовность обсуждать проблемы, возникающие между супругами. Набирает силу тенденция, в соответствии с которой роль женщины в материальном обеспечении семьи возрастает. Можно отметить возросшую роль материальных факторов в функционировании молодежной семьи.

Специфично и отношение современной молодежи к основным либерально-демократическим ценностям, таким как свобода слова, свобода вероисповедания, право на образование, право на жилье и т.д. Они воспринимаются молодыми людьми не как первостепенные ценности, значимые для общества, а как совершенно естественные составляющие нынешнего времени. Следует также отметить, что сфера досуга так же имеет огромную роль в жизни молодежи. Досуг является благоприятной почвой для испытания юношеством фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга молодежи гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь молодежи реализовать то лучшее, что в ней есть.

Ценностные ориентации определяют духовный стержень человека, выражают его отношение к миру и к самому себе, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, наполняют жизнь смыслом, представляют основной канал усвоения человеком духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения, являются системообразующим элементом мировоззрения.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • 1. Молодежь представляет собой особую социально-демографическую группу, играющую свою незаменимую роль в обществе. Молодежь является единственным источником пополнения трудовых ресурсов, носителем интеллектуального потенциала общества. Она в большей мере способна к адаптации в новых условиях, изучению и усвоению новых знаний и навыков. Ценностные ориентации молодежи не могут не оказать влияния на жизнедеятельность общества в целом.
  • 2. Ценность — это некая значимость объекта для субъекта. Определенная совокупность ценностей, иерархически связанных между собой, составляет ценностные ориентации человека. Система ценностных ориентаций включает в себя: социально-структурные ориентации и планы; планы и ориентации на определенный образ жизни; деятельность и общение человека в сфере различных социальных институтов. Ценностные ориентации рассматриваются, во-первых, как оценивания конкретным субъектом окружающей действительности и ориентация в ней, во-вторых, как способ определенной дифференциации объектов индивидом по их значимости.

ценностный ориентация досуг молодежь

Ценности и ценностные ориентации, их формирование и роль в развитии личности. Раитина М. С.

Прочитать публикацию в формате PDF
84 Кб Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader

Ценности и ценностные ориентации, их формирование и роль в развитии личности.

Раитина М. С.

Читинский государственный университет.

Ценностные ориентации личности — одно из основных структурных образований зрелой личности, именно в них сходятся ее различные психологические характеристики.

Ценностные ориентации человека являются важнейшей характеристикой его личности, поскольку определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающим миром, детерминируют и регулируют поведение человека. Осознавая собственные ценностные ориентации, человек ищет свое место в мире, размышляет над смыслом и целью жизнедеятельности.

Несмотря на различные подходы к пониманию природы ценностных ориентаций, все исследователи признают, что особенности строения и содержания ценностных ориентаций личности обуславливают ее направленность и определяют позицию человека по отношению к тем или иным явлениям действительности.

Так же единодушно мнение, что ценностные ориентации играют главную роль в регуляции социального поведения человека, включая диспозицию личности, ее установки, мотивы, интересы и даже «смысл жизни».

Поскольку ценностные ориентации обычно определяются как направленность личности на цели и средства деятельности и, таким образом, выражают ее отношения к миру, т.е. являются элементом мировоззрения. Естественно предположить, что их формирование как целостной психологической структуры начинается в период между старшим подростковым и началом юношеского возрастов. О том, что именно здесь (а не в более раннем возрасте) формируются ценностные ориентации, свидетельствует, по мнению некоторых исследователей, наличия главного условия их формирования — достаточно высокий уровень рефлексии, осознанного жизненного опыта и произвольного поведения.

В структуре ценностных ориентаций личности обычно выделяют три интегративых компонента: познавательный, эмоциональный и поведенческий. Каждый из них участвует в формирование особенностей ценностной ориентации и при этом может иметь самостоятельное значение, как по содержанию, так и по степени проявления, что весьма затрудняет их эмпирическую верификацию.

Кроме того, общественные явления, отражающиеся в сознании индивида, на основе которых формируются ценностные ориентации личности, чрезвычайно сложны и многообразны по содержанию, а наше восприятие избирательно и стремиться схватить, прежде всего, характерные и существенно ценные для нас свойства отражаемого объекта.

Поэтому изучение психологических особенностей формирования ценностных ориентаций целесообразно вести с позиций системного ценностного подхода, позволяющего рассматривать данное психологическое образование, как результат освоения человеком явлений окружающей действительности с точки зрения их ценности.

Система ценностных ориентаций обладает сложной структурой, компоненты которой прослеживаются в конкретных видах общественных отношений: «… ценностные ориентации, как и любую психологическую систему можно представить как многомерное динамическое пространство, каждое измерение которого соответствует определенному виду общественных отношений и имеет у каждой личности различные веса». Принцип иерархии системы ценностных ориентаций, важнейшей характеристикой, которой является — многоуровневость, проявляющаяся в ее иерархическом строение ценностей. Ценность — принятое в широком круге наук понятие, с помощью которого характеризуется социально-историческое значение для общества и личностный смысл для индивидов определенных явлений действительности.

Ценности — это обособившиеся в ходе развития самой истории, благодаря разделению труда в сфере духовного производства интересы.

Возможно, два принципиально различных подхода к изучению многоуровневого строения системы ценностей. Первый — нормативный, описывает модель системы, в соответствии с какой—либо психологической теорией. Второй — дескриптивный, позволяет определить иерархическое строение системы ценностей конкретного человека. В целях построения теоретической модели построения структуры ценностных ориентаций выделяются уровни иерархии и определяют основания для выявления каждой из них.

Таким образом, ценности – это объекты, явления и их свойства, а также абстрактные идеи, воплощающие в себе общественные идеалы и выступающие благодаря этому как эталон должного. Для личностных ценностей характерна высокая осознанность. Они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведение индивида.

Формирование ценностных ориентаций в структуре личности происходит поэтапно и включает в себя несколько компонентов.

Мировоззрение- это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношения человека к окружающей его действительности и самому себе, а так же обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение — это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех знаний. Мировоззрение непросто логическая система знаний, а система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации. Своеобразный фокус мировоззренческих поисков подростка — это проблема смысла жизни. Он ищет формулу, которая разом осветила бы ему и смысл собственного существования, и перспективы развития всего человечества. Психологи рассматривают потребность смысла жизни как характерную для взрослого человека. Тот факт, что в возрасте 14-18 лет эта потребность начинает проявляться у школьников служит свидетельством об их взросления. Но направленность этой потребности, выражаемой в социальных ориентациях, заставляет задуматься о ценностях, которое присваивают молодые люди, и той позиции, которую они занимают.

Свидетельством формирования ценностных ориентаций является наличие «достаточно высокого уровня рефлексии».

Рефлексия- критическая переоценка ценностей, наиболее общим выражением, которой является вопрос о смысле жизни, психологически, как правило, связана с какой-то паузой, «вакуумом» в деятельности или в отношениях с людьми. И именно потому, что проблема эта по самой сути своей практическая, удовлетворенный ответ на нее может дать только деятельность.

На деятельность существенное влияние оказывают ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных образований, выражают сознательное отношения человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения. Поэтому ценностные ориентации являются важнейшей психической характеристикой зрелой личности.

Ценностные ориентации личности можно изучить с точки зрения выявления их психологической сущности, причин возникновения, механизмов формирования и рассматривать как определенный результат личностного развития как итог взаимодействия субъективных и объективных детерминант этого развития.

В — первом случае основным предметом исследования становятся психические процессы, обуславливающие возникновения у человека той или иной системы ценностей и ценностных ориентаций личности, во — втором содержание этой системы и иерархическая структура, регуляторная функция в социальном поведении.

Оба подхода в равной мере могут быть использованы при изучение возрастных и индивидуальных особенностей формирования личности.

Именно последнее в наибольшей степени может характеризовать готовность личности к нахождению места для себя, для своей системы ценностей в системе ценностных координат общества.

В процессе выявления особенностей ценностной ориентации учащихся как показателя определенного уровня развития их личности необходимо учитывать два основных параметра: степень сформированности иерархической структуры ценностной ориентации и содержание ценностных ориентаций (их направленность), которое характеризуется конкретными ценностями, входящими в структуру.

Первый параметр очень важен для оценки уровня личностной зрелости несовершеннолетнего. Интериоризация ценностей как осознанный процесс происходит лишь при условии наличия у человека способности выделить из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность, а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий существования ближних и дальних целей своей жизни, возможностей и реализации и т.п.

Второй параметр, характеризующий особенности функционирования ценностных ориентаций, дает возможность квалифицировать содержательную сторону направленности личности, находящийся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, каковы сочетания этих ценностей и степень большего или меньшего их предпочтения относительно других, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека.

Направленность — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. Направленность — многогранное, стержневое обобщенное качество личности, поскольку в нем выражается отношение человека к действительности и к самому себе.

Выделяют три основных вида направленности:

1) направленность на себя;

2) направленность на взаимоотношения;

3) направленность на задание.

Значение исследования ценностных ориентаций индивида определяется тем, что они представляют собой основной «какая усвоенная духовной культурой общества», превращение культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей. Формирование ценностных ориентаций во многом способствует процессу развития личности в целом. Смысл термина «ориентация», которым оперирует и целый ряд других наук, происходит от многозначного его содержания в языке и имеет, по крайней мере, два аспекта, означающих процесс и результат.

Ориентация как результат определяется свободным владением широким кругом знаний в определенной области и подразумевает одновременно то, что приобретенный человеком уровень — это своеобразный, необходимый фундамент для постоянного поиска, развития, совершенствования и углубление имеющихся представлений. Ориентация в этом случае предлагает наличия эмоционального состояния уверенности в правильности избранного направления мысли, поступка.

Ориентация, как процесс — проективные действия от замысла до результата: точный, правильный выбор цели, средств ее достижения, оценка действия в сопоставлении поступка с общей направленностью, планами, жизненными ценностями.

Ориентация — это процесс личностного развития, в котором формирование, изменение, интеграция ее компонентов ведет к более высокой цельности поэтапно. Накопление компонентов развития, их сохранение и реорганизация, расчленение их функций, иерархия и интеграция обеспечивают возникновение новых структурных образований и новых функций ценностного образа мира, образа «Я», образа будущего.

Процесс ориентации может быть рассмотрен с разных точек зрения. Его можно характеризовать как действие, состоящие из элементов: объекта (ориентира), на который направлено действие; объективной стороны, т.е. способа (метода) совершения действия; субъективной стороны, т.е. отношения субъекта к действию и его результату, и самого субъекта, совершающего действие. Процесс ориентации сложный, противоречивый и в то же время закономерный, развивающейся «по спирали». Это такой процесс, который сам подготавливает условия для своего последующего развития и служит в некотором роде причиной собственного самодвижения.

Многолетние наблюдения и анализ собственного опыта исследователей, учителей, психологов позволили предположить, что процесс ориентации представляет собой ряд фаз:

первая фаза- присвоение ценностей общества личностью. Она обеспечивает создание ценностного образа мира. На этой основе происходит формирование ценностного отношения к явлениям окружающий действительности, происходит становление и развитие ценностных ориентаций личности во всех сферах ее жизнедеятельности. Теоретическим обоснованием вычленения этой фазы процесса ориентации служат исследования по проблеме формирования убеждений;

вторая фаза- преобразование личности на основе присвоения ценностей. Это такой период в развитие процесса ориентации, когда личность сосредотачивает внимание на себе, происходит самопознание, самооценка, формируется образ «Я». На этой стадии процесса развития ценностного отношения к миру вплетается самосознание, процесс приобретает качественно новые характеристики: переоценка ценностей, их большая дифференциация, стабилизация. Теоретическим основанием для выдвижения и обоснования этой фазы ориентации служит психологическая теория «Я-концепции»;

третья фаза- прогноз, целеполагание, проектирование, что обеспечивает формирование образа будущего. На этой стадии развития процесса ориентации происходит согласование, систематизация и выстраивание иерархии, собственной шкалы ценностей, системы ценностных ориентаций личности. Углубление ценностного отношения к окружающей действительности и процесс ориентации приобретает новые характеристики — пространственно-временную трехмерность, ценностные ориентации и самосознание устремляются в будущее — формируется жизненная перспектива.

Важно отметить, что всех этапов развития ориентации как процесса все фазы работают синхронно. Однако их условное расчленение позволяет проникнуть в механизмы ценностного освоения действительности, приятие школьником себя как самоценности и увидеть слагаемые близких, средних и далеких личностных перспектив.

Таким образом, ценностные ориентации представляют собой целостное структурное сложное, личностное образование, характеризующееся определенными закономерностями взаимодействия всех его психических компонентов. При этом каждый из компонентов может иметь самостоятельное значение в процессе формирования ценностных ориентаций. Как устойчивое, самостоятельное структурное психологическое образование могут формировать ценностные ориентации лишь на довольно позднем этапе возрастного развития — в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. Наличие ценностных ориентаций свидетельствует об определенном этапе в формирование личности несовершеннолетнего, появления таких психологических структур, которые в значительной степени способствуют становлению его мировоззрения.

Библиографическая ссылка

Получить сертификат

Тема 9. Ценности и ценностные ориентации личности

Для социальной психологии особенно важными являются воп­рос места и роли ценностей в генезе личности, процесс освоения личностью социальных ценностей, роль ценностей в познании человеком социального мира, а также процесс ценностного регу­лирования социального поведения.

Ценности — некие идеальные цели общества, социальных групп или личности. Ценности задают на­правление действиям и помыслам людей, служат эталонами для оценки и сравнения желаемого и действительного. Ценности рассматриваются как один из элементов «социальной составляющей» процесса соци­ального познания.

Наряду с понятием «ценность» существует ряд схожих поня­тий, это — социальные и личностные ценности, а также ценностные ориентации.

В понятиях «социальные ценности» и «личностные ценности» подчеркивается их принадлежность некоторой общ­ности людей (обществу в целом, социальной группе) или же соб­ственно личности. Оба эти понятия рассматриваются, как прави­ло, вместе — либо в тесной взаимосвязи, либо в противопоставле­нии друг другу. Социальные ценности как некоторые общественные идеалы, выработанные об­щественным сознанием, усваиваются индивидом в процессе со­циализации и образуют ценностные структуры личности, т.е. пре­вращаются в личностные ценности. Мера и степень совпадения С и Л ценностей будут зависеть от множества «вне­шних» — социальных причин, а также «внутренних» — индивиду­ально-психологических и личностных факторов.

Д. А. Леонтьев выделяет четыре вида соотношений Личностных и Социальных ценностей в связи со степенью их совпадения. Каж­дый из этих видов соотношения личностных и социальных ценно­стей связан с различными вариантами социализации индивида.

1.Конформное развитие (максимальное совпадение ценност­ного ядра и периферии индивидуальной ценностной структуры с ядром и периферией ценностной структуры, распространенной в данном социуме).

2.Вариативное развитие (явное совпадение ядер индивидуаль­ной и общественной ценностных структур и расхождение их пери­ферий).

3.Маргинальное развитие (некоторое, незначительное совпа­дение ядер индивидуальной и общественной ценностных структур и сильное расхождение периферий).

4. Девиантное развитие (некоторое, незначительное совпадение периферий индивидуальной и общественной ценностных структур и полное несовпадение ценностных ядер).

Понятие «ценностная ориентация» используется обычно при отнесении ценностей к мотивационно-потребностной сфере (т.е. связанной непосредствено с регулированием социального поведения, Личностные ценности рассматриваются в большей степени при отнесении их к смысловой сфере личности .

Ценностные ориентации (ЦО) — система фиксированных установок, характеризующаяся избирательным отношением личности к ценностям. ЦО личности присущи осознанность, устойчивость, положи­тельная эмоциональная окрашенность.

Функции ЦО:

1. регуляция социального поведения личности, проявляется через побуждение к действию, направление и коррекцию процесса целеполагания человека.

2. отображение и защита идеала человека

3. определение цели жизне­деятельности, ведущих принципов жизни.

4. являются критерием выбора из альтерна­тивных способов действий.

5. выступают детерминантой принятия решения

Ценности могут быть рассмотрены и как элементы ког­нитивной структуры личности, и как элементы ее мотивационно-потребностной сферы, т.е. ценности выполняют двойную функ­цию, что обусловлено, двойствен­ным характером системы ценностей, определяемым одновременно индивидуальным и социальным опытом. Такое «двойственное» положение и функционирование ценнос­тей может быть объяснено также их смысловой природой. С точки зрения В. Франкла, Г. Олпорта ценности выполняют роль смысла человеческой жизни. В. Франкл утверждает, что смысл не может быть «придуман» человеком — он должен быть «найден». Но смысл не может быть и дан «извне». Таким образом, с одной стороны, именно жизнь определяет цели, кото­рые могут быть осмыслены человеком, а с другой — осмысление конкретной ситуации означает сознательный выбор человека. Сле­довательно, смыслы рождаются в точках пересечения «внутреннего и внешнего». Эти смыслы и есть то, что понимается под ценностями. Таким образом, ценности можно определить как универсалии смысла, кристаллизующиеся в типичных ситуациях, с которыми сталкива­ется общество или даже все человечество.

Ценности личности организуются в определенные системы (иерархии). Сложное иерархическое строение системы ценностей в целом определяется многообразием общественных условий разви­тия и жизнедеятельности личности. Критерии ранжиро­вания ценностных ориентации индивидом неоднозначны — их пред­почтение может быть обусловлено как его представлениями об их абсолютной значимости для общества, так и их субъективной акту­альной важностью для самого индивида .

Существуют разнообразные теории и подходы к рассмотрению иерархической структуры ценностей личности. Например, А. И. Донцов рассматривает систему ценностей, выраженную различными их фор­мами:

1)система самых устойчивых и обобщенных («стержневых») ценностных эталонов личности;

2)система частных эталонов по отношению к окружающей действитель­ности и себе самому в отдельных сферах его социальной деятель­ности — это ценностные ориентации личности;

3)совокупность эталонов, реализующихся в строго однотипных условиях.

В. А. Ядовым разработана Теория иерархической системы дис­позиций.

Низший ее уровень — фиксированные установ­ки, которые формируются на основе витальных потребностей в простейших ситуациях.

Второй уровень представляет система со­циальных установок.

Третий уровень — базовые социальные установки, связанные с общей направленно­стью интересов личности в определенной сфере социальной ак­тивности.

Высший уровень — система ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности деятельности и средства достижения этих целей, детерминирован­ные общими условиями жизни данного индивида.

В теории М. Рокича отражена сравнительная значимость ценностей для личности, т.е. пред­почтение каждой ценности для индивида. По мнению М. Рокича, человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками:

— истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе, его институтах и личности;

— влияние ценностей прослеживается практически во всех со­циальных феноменах, заслуживающих изучения;

— общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

— все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;

— ценности организованы в системы2.

Кроме этого, М. Рокич проводит общее разделение ценностей на основе традиционного противопоставления ценностей-целей и ценностей-средств. Соответственно он выделяет два класса ценно­стей:

— терминальные ценности — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или об­щественной точки зрения стоит того, чтобы стремиться к ней;

— инструментальные ценности — убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зре­ния предпочтительным в любых ситуациях.

Терминальные ценности носят более устойчивый характер, чем инструментальные, причем для них характерна меньшая межин­дивидуальная вариативность. С помощью ме­тодики М. Рокича, созданной на основе его теории, было проведено огромное число самых разнообразных исследований, в которых было показано, что действия человека определяются приоритетностью его ценностей. Так, например, люди, которые придают наибольшее зна­чение «спасению души», регулярно ходят в церковь; люди, высоко оценившие «здоровье», ведут, как правило, здоровый образ жизни. Большое число исследований было посвящено изучению приоритетов ценностей в связи с политичес­кими ориентациями респондентов, а также изучению приоритетов национальных ценностей.

Теория Ш. Шварца и У. Билски представляет собой попытку изучения универсальных ценностей в различных культу­рах и обо­снования единой структуры личностных ценностей (мотивационных типов). Этот проект был направлен на изучение трех основных вопро­сов: 1) каким образом на приоритеты ценностей индивидов влияет их социальный опыт; 2) каким образом приоритеты ценностей ин­дивида (личностные ценности) влияют на поведение индивида и те выборы, которые он делает в различных ситуациях; 3) существуют ли межкультурные и межнациональные различия в приоритетах цен­ностей людей сходных социальных групп. К настоящему моменту в проекте задействовано более 46 стран Европы, Азии, Африки, Латинской Америки и США. Характерные отличия теории:

Ценности рассматриваются как представления о целях, которые слу­жат основными руководящими принципами в жизни человека. Они являют собой некоторые критерии выбора и оценки человеком сво­их действий, а также оценки других людей и событий. Ценности выступают как критерии, по которым человек строит свое отношение к миру, включая отношение к самому себе (самоот­ношение). Ценности имеют пять формальных признаков:

• ценности — это понятия или убеждения;

• имеющие отношение к желательным конечным состояниям или поведению;

• превосходящие специфические ситуации;

• управляющие выбором или оценкой поведения и событий;

• упорядоченные по относительной важности.

Содержательный признак: тип цели или мотивационное отношение, которое она выражает. При этом все ценности в форме осознаваемых целей направлены на удовлетворение трех универсальных человеческих потребностей:

1)потребностей индивидов как биологических организмов;

2) потребностей в координировании социального взаимодей­ствия;

3) потребностей, связанных с выживанием и благосостоянием социальных групп.

Ш. Шварц и У. Билски выводят из трех универсальных чело­веческих потребностей 10 основные мотивационные типов, которые образуются определенными ценностями личности. Они и определяют направленность конкретных действий индиви­да и более широко всю его жизнедеятельность. Каждому мотивационному типу соответствует определенная основная мотивационная цель.

1.Саморегуляция. Мотивационная цель — независимые мысль и действия (выбор, творчество, исследование), диктуемые потреб­ностью индивида быть автономным и независимым.

2.Стимулирование (полнота жизненных ощущений). Мотива­ционная цель — новизна и состязание в жизни, необходимые для поддержания оптимального уровня активности организма.

3.Гедонизм. Мотивационная цель — удовольствие, чувственное наслаждение, наслаждение жизнью. Этот мотивационный тип выве­ден из необходимости удовлетворения биологических потребностей.

4.Достижение. Мотивационная цель — достижение личного успеха посредством проявления компетентности, исходя из при­знанных культурных стандартов, тем самым получение социаль­ного одобрения.

5. Власть. Мотивационная цель — достижение социального ста­туса, престижа и господства над людьми. Этот мотивационный тип отличается от предыдущего (достижения) тем, что относится кдостижению господства в пределах общей социальной системы, а не в конкретном взаимодействии.

6. Безопасность. Мотивационная цель — стабильность, безопас­ность и гармония общества, семьи и самого индивида. Она вытека­ет из основных индивидуальных и групповых потребностей.

1. Конформность. Мотивационная цель — ограничение действий и побуждений, причиняющих вред другим или нарушающих соци­альные ожидания и нормы. Эта мотивационная цель выводится из потребностей групп к самовыживанию и потребности личности взаимодействовать с другими людьми.

8. Традиция. Мотивационная цель — уважение и поддержание обычаев, принятие и признание идей, существующих в опреде­ленной культуре и религии. Традиционное поведение становится символом солидарности группы, выражением уникальности ее мира и предполагаемыми гарантами ее выживания.

9.Благосклонность (заботливость). Мотивационная цель — под­держание и повышение благополучия людей, с которыми человек находится в постоянном контакте и поддерживает личные отноше­ния. Мотивационная цель выводится из потребности позитивного взаимодействия для того, чтобы способствовать благополучию груп­пы, а также из биологических потребностей в аффиляции.

10. Универсализм. Мотивационная цель — понимание, призна­тельность, терпимость и поддержание благополучия всех людей и природы. Этот мотивационный тип был обнаружен эмпирическим путем в исследованиях ценностей. Он обес­печивает возможность удовлетворения всех универсальных потреб­ностей.

В теории Ш. Шварца и У. Билски рассмотрены также и динами­ческие отношения между ценностями. Все мотивационные типы, а следовательно и ценности личности, мо­гут находиться в отношениях совместимости или противоречия. Эти отношения образуют структуру ценностей личности или группы. Отношения между ценностями определяют некото­рую схему поведения человека и в конечном счете стратегию его поведения. Типология противоречий между ценностями:

1) ценности сохранения (консерватизм) — (безопасность, кон­формность, традиции) противоположны ценностям изменения (сти­мулирование, саморегуляция);

2) ценности самопреодоления (универсализм, благосклонность) противоположны ценностям самовозвышения (власть, достижение, гедонизм).

Саморегуляция и стимулирование противоречат конформности, традициям и безопасности, поскольку существует некоторая оппо­зиция между сохранением собственных независимых взглядов и дей­ствий индивида и сохранением традиций, защитой стабильности и неизменности общества. Универсализм и благосклонность противо­речат власти и достижению, так как принятие других людей как равных и благожелательное отношение к их благосостоянию плохо сочетаются с преследованием собственных целей и доминировани­ем. Гедонизм противоречит конформности и традициям, выражая конфликт между потворствованием себе и сдерживанием собствен­ных потребностей, принятием социальных ограничений.

Непротиворечивые отношения имеют следующие пары:

1.Власть и достижения — оба мотивационных типа обозначают социальный успех и содержат некоторую оценку (оба делают осо­бое ударение на социальное превосходство и уважение).

2.Достижения и гедонизм — связаны с получением удоволь­ствия, с потаканием самому себе (оба касаются потворства своим желаниям).

3.Гедонизм и стимулирование — связаны с желанием аффек­тивно-приятного возбуждения (оба вызывают стремление к пози­тивному эмоциональному переживанию).

4.Стимулирование (полнота жизненных ощущений) и саморе­гуляция — включают внутреннюю мотивацию творчества и стрем­ление к изменению личности.

5.Саморегуляция и универсальные ценности — выражают воз- можность справедливого и комфортного существования в различ­ных условиях.

6.Универсальные ценности и благосклонность — имеют отноше­ние к удовлетворению потребностей, связанных с существовани­ем во внешнем мире, к вынесению своих собственных интересов за пределы личностного мира, отказ от эгоистических интересов.

7.Традиции и конформность — подчеркивают самоограничение, покорность и подчинение.

8.Конформность и безопасность — относятся к защите гармо­нических отношений (оба предполагают защиту порядка и гармо­нию отношений).

9.Безопасность и власть — связаны с избеганием или преодо­лением угрозы неопределенности в отношениях и ресурсах (оба ставят акцент на избежание или преодоление опасности, неопре­деленности путем контроля за взаимоотношениями и природны­ми ресурсами).

Вслед за М. Рокичем Ш. Шварц и У. Билски разделяют терминальные и инструментальные ценности. Терминальные ценности представляют собой некоторые конечные состоя­ния, конечные цели деятельности индивида, например, такие цен­ности, как «верная дружба», «богатство», «мир на Земле» и т.д. Инструментальные ценности — это принципы действия индиви­да, модели и способы его поведения. Примерами инструменталь­ных ценностей могут служить «готовность прощать», «уважение старших», «самостоятельная постановка цели» и т.д.

И наконец, все ценности были разделены Ш. Шварцем и У. Билски еще на две большие группы:

1) ценности, выражающие интересы индивида. Эти ценности объе­диняются в следующие ценностные (мотивационные) блоки: власть, достижения, гедонизм, стимулирование, саморегуляция;

2)ценности, выражающие интересы группы. Они принадлежат таким ценностным (мотивационным) типам, как благосклонность, традиции, конформность.

Универсализм и безопасность выражают как индивидуальные интересы, так и интересы группы. На рис. 7.1 сектора круга распо­ложены таким образом, что в одной его части собраны ценности, выражающие интересы индивида, а в другой — ценности, направ­ленные на коллективные интересы.

На основе теории универсального содержания и структуры ценностей Ш. Шварцем была создана опросная методика для изучения различных кросс-культурных проблем, проблем социа­лизации; зависимости ценностей от условий жизни людей, демографических характеристик, религиозной принадлежности, структуры общества, тендерных различий.

Формирование и развитие ЦО. Наиболее ак­тивно становление ценностной структуры личности происходит на этапе подростковой и юношеской социализации. Чем же характери­зуется система ценностей современных российских подростков? Иссле­дованием ценностей старшеклассников, показывает, что наиболее значимыми ценностями для них являются: семейная жизнь, мате­риальное благосостояние, свобода и независимость в поступках, нали­чие хороших и верных друзей (общение с людьми), здоровье, любовь, а также ценности, связанные с достижением собственного благопо­лучия. Наименьшее значение для старшеклассников сейчас имеют такие ценности, как приобщение к культуре, красота природы и ис­кусства, творчество, конформность и традиции, а также власть. Было показано, что существует расхождение в оценках ценностей образования и материального бла­гополучия у подростков из разных социальных групп. Подро­стки из благополучных семей с достаточно высоким уровнем ориентированы на успешную профессиональную деятельность, карье­ру, возможность самореализации. Старшеклассники из неблагопо­лучных семей в большей степени ори­ентированы на материальное благополучие, создание семьи, т.е. как раз на ценности «семейно-бытового» круга. В исследовании О. А. Тихомандрицкой было уста­новлено, что современные старшеклассники признают в большей степени ценности «изменения» (в отличие от консервативных цен­ностей), а также ориентированы на «индивидуалистические» цен­ности.

Для более полного понимания особенностей ценностной струк­туры российских подростков особый интерес представляют кросс-культурные исследования.

Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тестовые задания к текущему параграфу

выводы

  1. Ценности — некие идеальные цели общества, социальных групп или личности. Ценности задают на­правление действиям и помыслам людей, служат эталонами для оценки и сравнения желаемого и действительного.

  2. Социальные ценности как некоторые общественные идеалы, выработанные об­щественным сознанием, усваиваются индивидом в процессе со­циализации и образуют ценностные структуры личности, т.е. пре­вращаются в личностные ценности.

  3. Ценностные ориентации (ЦО) — система фиксированных установок, характеризующаяся избирательным отношением личности к ценностям. ЦО личности присущи осознанность, устойчивость, положи­тельная эмоциональная окрашенность.

  4. Ценности личности организуются в определенные системы (иерархии).

  5. ЦО выполняют регулятивную функцию, придавая человеческой жизни смысл.

  6. Наиболее разработанными являются теории ценностей и ЦО Д. А. Леонтьева, В.А.Ядова, М. Рокича Ш. Шварца и У. Билски.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *