Тесты для профессии

Содержание

Тесты для подростков по профориентации

Тест «Как подростку определиться с выбором профессии?» А. Голомштока

Следующий тест на выбор профессии подходит для подростков в возрасте 12-15 лет, причем как девочек, так и мальчиков. Он очень простой, поэтому с ним без труда самостоятельно справится любой школьник. Испытуемому ребенку предлагается 50 утверждений:

  1. Узнавать об открытиях в области физики и математики.

  2. Смотреть передачи о жизни растений и животных.

  3. Выяснять устройство электроприборов.

  4. Читать научно-популярные технические журналы.

  5. Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.

  6. Бывать на выставках, концертах, спектаклях.

  7. Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.

  8. Наблюдать за работой медсестры, врача.

  9. Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.

  10. Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях.

  11. Заниматься математическими расчетами и вычислениями.

  12. Узнавать об открытиях в области химии и биологии.

  13. Ремонтировать бытовые электроприборы.

  14. Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки.

  15. Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.

  16. Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах.

  17. Участвовать в общественной жизни школы, города.

  18. Объяснять одноклассникам учебный материал.

  19. Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.

  20. Соблюдать режим, вести здоровый образ жизни.

  21. Проводить опыты по физике.

  22. Ухаживать за животными растениями.

  23. Читать статьи об электронике и радиотехнике.

  24. Собирать и ремонтировать часы, замки, велосипеды.

  25. Коллекционировать камни, минералы.

  26. Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.

  27. Читать биографии известных политиков, книги по истории.

  28. Играть с детьми, помогать делать уроки младшим.

  29. Закупать продукты для дома, вести учет расходов.

  30. Участвовать в военных играх, походах.

  31. Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.

  32. Замечать и объяснять природные явления.

  33. Собирать и ремонтировать компьютеры.

  34. Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.

  35. Участвовать в географических, геологических экспедициях.

  36. Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях.

  37. Следить за политической жизнью в стране и за рубежом.

  38. Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели.

  39. Искать и находить способы зарабатывания денег.

  40. Заниматься физической культурой и спортом.

  41. Участвовать в физико-математических олимпиадах.

  42. Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.

  43. Разбираться в принципах работы электроприборов.

  44. Разбираться в принципах работы различных механизмов.

  45. «Читать» географические и геологические карты.

  46. Участвовать в спектаклях, концертах.

  47. Изучать политику и экономику других стран.

  48. Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма.

  49. Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет.

  50. Участвовать в спортивных соревнованиях.

Ребенок, который проходит тест, должен прочитать все утверждения и поставить плюсики напротив тех, которые ему нравятся. За каждый плюсик подросток получает 1 балл. После завершения анкетирования необходимо рассчитать сумму баллов по отдельным группам вопросов, а именно:

Исходя из того, в какой из вышеперечисленных категорий ребенок получил больше всего баллов, ему следует отдать предпочтение профессии, связанной с тем или иным направлением.

Тест для подростков «Как выбрать профессию?»

В этом тесте подростку необходимо оценить каждый предложенный вопрос и выбрать один из трех вариантов ответов на него:

  1. Работа, связанная с учетом и контролем, – это довольно скучно.

    1. Да

    2. Затрудняюсь ответить

    3. Нет

  2. Я предпочту заниматься финансовыми операциями, а не, например, музыкой.

    1. Да

    2. Затрудняюсь ответить

    3. Нет

  3. Невозможно точно рассчитать, сколько времени уйдет на дорогу до работы, по крайней мере, мне.

    1. Да

    2. Затрудняюсь ответить

    3. Нет

  4. Я часто рискую.

    1. Да

    2. Затрудняюсь ответить

    3. Нет

  5. Меня раздражает беспорядок.

    1. Да

    2. Затрудняюсь ответить

    3. Нет

  6. Я охотно почитал(а) бы на досуге о последних достижениях в различных областях науки.

    1. Да

    2. Затрудняюсь ответить

    3. Нет

  7. Записи, которые я делаю, не очень хорошо структурированы и организованы.

    1. Да

    2. Затрудняюсь ответить

    3. Нет

  8. Я предпочитаю разумно распределять деньги, а не тратить все сразу.

    1. Да

    2. Затрудняюсь ответить

    3. Нет

  9. У меня наблюдается, скорее, рабочий беспорядок на столе, чем расположение вещей по аккуратным «стопочкам».

    1. Да

    2. Затрудняюсь ответить

    3. Нет

  10. Меня привлекает работа, где необходимо действовать согласно инструкции или четко заданному алгоритму.

    1. Да

    2. Затрудняюсь ответить

    3. Нет

  11. Если бы я что-то собирал(а), я бы постарался(ась) привести в порядок коллекцию, все разложить по папочкам и полочкам.

    1. Да

    2. Затрудняюсь ответить

    3. Нет

  12. Терпеть не могу наводить порядок и систематизировать что бы то ни было.

    1. Да

    2. Затрудняюсь ответить

    3. Нет

  13. Мне нравится работать на компьютере – оформлять или просто набирать тексты, производить расчеты.

    1. Да

    2. Затрудняюсь ответить

    3. Нет

  14. Прежде чем действовать, надо продумать все детали.

    1. Да

    2. Затрудняюсь ответить

    3. Нет

  15. На мой взгляд, графики и таблицы – очень удобный и информативный способ предоставления информации.

    1. Да

    2. Затрудняюсь ответить

    3. Нет

  16. Мне нравятся игры, в которых я могу точно рассчитать шансы на успех и сделать осторожный, но точный ход.

    1. Да

    2. Затрудняюсь ответить

    3. Нет

  17. При изучении иностранного языка я предпочитаю начинать с грамматики, а не получать разговорный опыт без знания грамматических основ.

    1. Да

    2. Затрудняюсь ответить

    3. Нет

  18. Сталкиваясь с какой-либо проблемой, я пытаюсь всесторонне ее изучить (ознакомиться с соответствующей литературой, поискать нужную информацию в интернете, поговорить со специалистами).

    1. Да

    2. Затрудняюсь ответить

    3. Нет

  19. Если я выражаю свои мысли на бумаге, мне важнее…

    1. Логичность текста

    2. Затрудняюсь ответить

    3. Образность изложения

  20. У меня есть ежедневник, в который я записываю важную информацию на несколько дней вперед.

    1. Да

    2. Затрудняюсь ответить

    3. Нет

  21. Я с удовольствием смотрю новости политики и экономики.

    1. Да

    2. Затрудняюсь ответить

    3. Нет

  22. Я бы хотел(а), чтобы моя будущая профессия.

    1. Обеспечивала меня нужной порцией адреналина

    2. Затрудняюсь ответить

    3. Давала бы мне ощущение спокойствия и надежности

  23. Я доделываю работу в последний момент.

    1. Да

    2. Затрудняюсь ответить

    3. Нет

  24. Взяв книгу, я всегда ставлю ее на место.

    1. Да

    2. Затрудняюсь ответить

    3. Нет

  25. Когда я ложусь спать, то уже наверняка знаю, что буду делать завтра.

    1. Да

    2. Затрудняюсь ответить

    3. Нет

  26. В своих словах и поступках я следую пословице «Семь раз отмерь, один – отрежь».

    1. Да

    2. Затрудняюсь ответить

    3. Нет

  27. Перед ответственными делами я всегда составляю план их выполнения.

    1. Да

    2. Затрудняюсь ответить

    3. Нет

  28. После вечеринки мытье посуды я откладываю до утра.

    1. Да

    2. Затрудняюсь ответить

    3. Нет

За все ответы под № 2 подросток получает по 1 баллу. Если же старшеклассник выбрал первое утверждение при ответе на вопросы №№ 2, 5, 6, 8, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 24, 25, 26, 27 – он должен получить по 2 балла. Во всех остальных вопросах ответ № 1 не приносит баллов, тогда как ответ № 3 приносит по 2 балла за каждый.

Далее все полученные ребенком баллы необходимо суммировать. В зависимости от общего итога результат теста будет таким:

  • от 49 до 56 баллов — высокий интерес к знаковым системам. Идеальные профессии – корректор, секретарь, экономист, чертежник, картограф;

  • от 37 до 48 баллов — повышенный интерес к знаковым системам. Лучше всего отдать предпочтение профессиям менеджера, юриста, финансиста, от 25 до 36 баллов – определенные интересы не могут быть выделены. Следует повторить тест, стараясь не выбирать второй вариант ответа, или же обратиться к другому тестированию;

  • от 13 до 24 баллов – выраженный интерес к творчеству. Лучшие сферы деятельности – продюсирование , реклама, дизайн, психология, журналистика и т.д.;

  • от 0 до 12 баллов – «свободный художник». В этом случае лучше всего работать индивидуальным предпринимателем или фрилансером.

На кого пойти учиться: 67 вариантов для профессии

Пока ты маленький, ты можешь позволить себе выбирать профессии хоть каждый год.

Но чем старше ты становишься, тем серьезнее нужно относиться к выбору своей будущей профессии.

Все старшеклассники озабочены вопросом, на кого пойти учиться после окончания 9 или 11 класса?

Очень хочется, чтобы будущая специальность была интересной, при этом приносила одновременно удовольствие и хорошие деньги.

Можно совместить и то, и другое?

Конечно же – можно, если отнестись к выбору профессии с умом.

Почему так трудно решить, на кого можно пойти учиться?

Вспомните, сколько раз вы в детстве и подростковом возрасте меняли мечту о будущей профессии.

Я, наверное, раз 10.

Кем я только ни планировала быть: учительницей, врачом, банкиром, директором, археологом, журналистом, предпринимателем и т.д.

Но настоящие муки выбора пришлось испытать в старших классах, когда от мечтаний нужно было переходить к конкретным решениям и определяться с будущей профессией.

Если вы тоже пытаетесь решить, на кого пойти учиться, не лишними для вас будут полезные советы:

  1. Реально оцените свои способности.

    Вы мечтаете о карьере банкира, но лишь доброта вашей математички позволяет вам получить годовую оценку в 4 балла, вместо заслуженной единицы?

    Ну, тогда вряд ли вы сможете получить экономическое или финансовое образование.

  2. Подумайте, чем бы вам хотелось заниматься.

    Холодный расчет при выборе будущей профессии – дело, конечно, хорошее, но лишь им ограничиваться нельзя.

    Ходить изо дня в день на ненавистную работу очень тяжело.

    Все же профессиональная деятельность должна приносить удовольствие.

  3. Смотрите на сумму своей будущей зарплаты.

    Пока вы находитесь на содержании родителей, можно позволить себе бескомпромиссность «пойду учиться на философа, ведь деньги – не главное», но ваши убеждения изменятся, когда вы начнете жить отдельно.

    Профессия должна вас кормить.

    Если не кормит, значит вы ошиблись с выбором.

  4. Учитывайте перспективность профессии в будущем.

    Думая, на кого пойти учиться, не забывайте, что ваш трудовой путь только начинается, а значит глупо выбирать профессию, которая вскоре уйдет в небытие.

    К специальностям, что исчезнут через 10 лет, эксперты относят: библиотекаря, архивариуса, турагента, бурильщика, нотариуса, каскадера, стенографиста, логиста и некоторых других.

  5. Не забывайте о востребованности специальности.

    Допустим, вас манит археология.

    Вы мечтаете о том, как будете ездить на раскопки, искать сокровища, открывать цивилизации.

    Но подумайте, насколько эта отрасль востребована и легко ли вам будет найти работу, если вы решите пойти учиться на археолога?

    Я думаю, вряд ли.

А еще важно оценить реально свои шансы поступить в выбранный вуз, колледж, техникум или какое-то другое учебное заведение.

Если в нем слишком большой конкурс, ваш средний балл – так себе, да и ЗНО или ЕГЭ вы практически провалили, а платное обучение не по карману вашим родителям, возможно, придется попрощаться с мечтой и пойти учиться на кого-то другого.

Кто поможет решить, на кого пойти учиться?

Решить, на кого можно пойти учиться, – очень сложно, ведь и правильный, и неправильный выбор повлияют на вашу дальнейшую жизнь. Конечно, без помощи в столь серьезном деле обойтись очень сложно.

Вот кто может вам помочь решить, на кого можно пойти учиться:

  1. Родители.

    Позволять им принимать решение за вас – неправильно, но и полностью отвергать их советы нельзя.

    Они старше и явно больше разбираются в реалиях этой жизни.

    Вы же пока можете судить о ней, лишь ориентируясь на чужой опыт.

    А если так, то почему бы не воспользоваться опытом родителей, которые точно будут советовать лишь то, что пойдет вам во благо?

  2. Тесты.

    Существует великое множество разнообразных тестов, результаты которых помогут вам в выборе профессии.

    Их можно найти на этих:

    • http://agdf.ru/na_kogo_poyti_uchitsya_test.html#_teststudio и многих других сайтах.
  3. Кадровики.

    Если у ваших родителей есть знакомые, работающие в кадровом агентстве или в государственной «Бирже труда», попросите их дать вам информацию:

    • какие специальности пользуются спросом;
    • какие лучше всего оплачиваются;
    • людям с каким образованием и опытом работы труднее всего найти вакантное место и т.д.
  4. Психологи.

    Только нужно найти психолога, что специализируется именно на профориентации и личностном росте.

    Такой специалист даст вам дельный совет, на кого можно пойти учиться.

  5. Те, кто уже имеет опыт работы в профессии, которую и вы стремитесь получить.

    Допустим, хотите вы стать электриком.

    Поговорите с парочкой электриков с приличным опытом работы и попросите их рассказать о плюсах и минусах ремесла.

Ну, и конечно, много полезной информации можно найти на таких сайтах как:

Чем больше информации вы соберете, тем легче вам будет решить, на кого пойти учиться после 9 или 11 класса.

На кого пойти учиться после 9 класса мальчикам и девочкам?

Я не очень понимаю, что заставляет людей бросать школу после 9 класса вместо того, чтобы получить законченное среднее образование.

Желание стать материально независимым?

Ну, так не факт, что после своего ПТУ вы найдете высокооплачиваемую работу.

Материальное положение семьи?

Так вносите свою лепту, подрабатывая курьером, копирайтером, раздавая листовки, выгуливая соседских собак и т.д.

Юношеский максимализм?

Это пройдет, но принятое по глупости решение останется.

Конечно, пока вы не получите законченное среднее образование, думать о высшем учебном заведении нельзя.

Девятиклассникам доступны лишь колледжи, профессиональные училища, техникумы.

Окончив колледж, училище или техникум, вы получите полное среднее и одновременно специальное образование.

Сделать серьезную карьеру без высшего образования нельзя, поэтому амбициозные выпускники названных учебных заведений, все равно потом поступают в институт, университет или академию.

Если я не смогла вас убедить остаться в школе и вы по-прежнему думаете, на кого пойти учиться после 9 класса, вот вам список профессий, которые вы можете освоить.

1. На кого можно пойти учиться после 9 класса мальчикам?

Согласно статистике, мальчики чаще, чем девочки думают о том, на кого пойти учиться после 9 класса.

Может быть, поэтому выбор мужских профессий в техникумах, колледжах и профессиональных училищах больше чем женских.

  1. Фотограф.
    • Советуем пройди курс «Секреты фотосъемки в обычной квартире с бюджетной камерой» от Евгения Карташова (профессионального фотографа из Санкт-Петербурга) и зарабатывай на любимом деле не выходя из дома.
    • Или же пройдите эффективный курс «Студийной фотосъемки с нуля» (всего 30 видеоуроков) + 16 уроков обработки студийных фотографий от Евгения Карташова.
  2. Электрик
  3. Каменщик
  4. Слесарь
  5. Сантехник
  6. Штукатур
  7. Программист
  8. Железнодорожник
  9. Водитель
  10. Тракторист
  11. Автомеханик

2. На кого пойти учиться после 9 класса девочкам?

Девочки не должны работать тяжело физически, поэтому им следует выбирать профессию, не требующую больших нагрузок.

К сожалению, большинство женских профессий, название которых вы найдет в списке, хотя и не требуют длительного обучения и недюжинных способностей, оплачиваются не слишком хорошо.

  1. Бухгалтер
  2. Швея
  3. Парикмахер
  4. Секретарь
  5. Воспитатель
  6. Визажист
  7. Кассир
  8. Медсестра
  9. Флорист
  10. Горничная

3. На кого можно пойти учиться после 9 класса дети обоих полов?

ХХ – ХХІ века – периоды борьбы за равенство полов и в этой борьбе были достигнуты определенные успехи.

Например, существует множество профессий, которые могут получить и мальчики, и девочки после 9 класса.

  1. Риэлтор
  2. Официант
  3. Фельдшер
  4. Продавец
  5. Массажист
  6. Администратор
  7. Веб-дизайнер (получи онлайн-профессию за 60 дней и зарабатывай 200 000 руб в мес.)
  8. Менеджер
  9. Рекламный агент
  10. Социальный работник

На кого пойти учиться после 11 класса? Да на кого угодно!

Решив получить полное среднее образование, то есть – закончить 11 классов, вы поступили крайне разумно.

Выбор специальностей, которые можно получить после 11 класса, достаточно велик.

К тому же, вам доступны для поступления не только колледжи, училища и техникумы, но и такие учебные заведения, как университеты, институты, академии и т.д.

Естественно, высшее образование позволяет вам рассчитывать на более высокооплачиваемую работу и карьерный рост.

Чтобы пойти учиться после 11 класса именно туда, куда вы давно мечтали, нужно:

  1. Получать в школе не только хорошие оценки, но и реальные знания.
  2. Уже 10 – 11 классе начать налегать на те предметы, которые вам нужны для поступления.
  3. Посвятить последний год в школе самообразованию, посещению курсов при высшем учебном заведении, в которое вы хотите поступить, занятиям с репетитором и т.д.
  4. Сдать ЕГЭ или ЗНО с максимально высоким результатом.
  5. Твердо верить в то, что у вас все получится и прилагать для достижения цели максимум усилий.

1. На кого пойти учиться после 11 класса юношам?

Исключительно мужских профессий, которые можно получить после 11 класса, не так уж много.

Но все же существуют те сферы, которые девушки предпочитают обходить стороной и которые считаются «мужскими».

  1. It-сфера
  2. Финансист
  3. Спасатель
  4. Экспедитор
  5. Моряк
  6. Механизатор
  7. Таможенник
  8. Военный
  9. Священник
  10. Водолаз
  11. Инженер
  12. Летчик

2. На кого можно пойти учиться после 11 класса девушкам?

Если есть мужские профессии, то, безусловно, должны существовать и женские…

Конечно, юные барышни могут бороться за равноправие и становиться водолазом, спасателем или айтишником, вот только, зачем это делать, если есть более подходящие для женского пола специальности?

А еще я считаю, что девушки должны пойти учиться в университет или институт, чтобы в будущем не вкалывать по 15 часов в сутки и не рисковать своим здоровьем.

  1. Парикмахер
  2. Визажист
  3. Учитель
  4. Музейный работник
  5. Веб-дизайнер (получи онлайн-профессию за 60 дней и зарабатывай 200 000 руб в мес.)
  6. Искусствовед
  7. Библиотекарь
  8. Косметолог
  9. Флорист
  10. Кондитер

3. На кого можно пойти учиться после 11 класса и тем, и другим?

Конечно, большинство специальностей, которые можно получить после 11 класса, доступны и юношам, и девушкам.

Думая, на кого пойти учиться, рассмотрите вот такие универсальные варианты.

  1. Видеоблогер (можно зарабатывать приличные деньги и не от кого не зависеть, как в Youtube, так и в Instagram)

    1) изначально, чтобы привлечь к своей персоне аудиторию для личного канала, нужно уметь снимать профессиональные видео.
    В этом может помочь обучающий курс по видеосьемке «Супер Видео».

    2) Для удобства и работы исключительно дома — рекомендую еще пройти онлайн-курс «Моя домашняя видеостудия» (на случай, если банально негде снимать видео, но вы хотите, чтобы они были красивыми, качественными, яркими — тогда нужно создать свою домашнюю видеостудию и оборудовать ее в своей комнате или же в любом укромном уголке!)

  2. Юрист
  3. Банкир
  4. Врач
  5. Переводчик
  6. Журналист
  7. Маркетолог
  8. Актер / актриса
  9. Музыкант
  10. Рекламист
  11. Химик
  12. Технолог пищевой промышленности
  13. Менеджер
  14. Фармацевт
  15. Агроном

Конечно, это далеко не весь перечень профессий, которые могут получить выпускники 11 класса.

Вам доступны и многие другие специальности.

Умному, упорному, трудолюбивому, хваткому, ответственному, наделенному многими талантами человеку под силу реализоваться в любой сфере.

В видео представлены 9 направлений профессий, в которых ты сможешь себя реализовать,

учитывая свои таланты:

Решите, на кого пойти учиться, ориентируясь на свои личные предпочтения, перспективность и прибыльность профессии, и точно не прогадаете с выбором.

ТЕСТ: Какой ты юрист на самом деле?

  • Поздравляем! Ваш результат: Юрист-оптимист

    Пусть суды не поддержали
    Перед совестью ты чист
    В Страсбург жалобу подал ты
    Оптимист!

  • Поздравляем! Ваш результат: Юрист-реалист

    Всё заранее известно
    И прогнозы все сбылись
    У тебя всегда всё чётко
    Реалист!

  • Поздравляем! Ваш результат: Юрист-софист

    Твой ответ всегда уклончив
    Но в процессе ты солист
    Красноречие в ударе
    Ты софист!

  • Поздравляем! Ваш результат: Юрист-футурист

    Это всё вокруг земное
    Шире твой желаний лист
    На три шага впереди ты
    Футурист!

  • Поздравляем! Ваш результат: Юрист-юморист

    Ни дня без юмора в процессе
    Нет, ты не клоун, ты — артист
    Всё всегда на позитиве
    Юморист!

  • Поздравляем! Ваш результат: Юрист-эквилибрист

    Балансировать умеет
    Тысяч дел специалист
    Всё на свете успеваешь?
    Ты юрист-эквилибрист!

  • Поздравляем! Ваш результат: Юрист-перфекционист

    Всё должно быть в лучшем виде
    Опись чёткой, супер иск
    Нет пределам совершенства
    Ибо ты перфекционист!

  • Пусть суды не поддержали
    Перед совестью ты чист
    В Страсбург жалобу подал ты
    Оптимист!

  • Всё заранее известно
    И прогнозы все сбылись
    У тебя всегда всё чётко
    Реалист!

  • Твой ответ всегда уклончив
    Но в процессе ты солист
    Красноречие в ударе
    Ты софист!

  • Это всё вокруг земное
    Шире твой желаний лист
    На три шага впереди ты
    Футурист!

  • Ни дня без юмора в процессе
    Нет, ты не клоун, ты — артист
    Всё всегда на позитиве
    Юморист!

  • Балансировать умеет
    Тысяч дел специалист
    Всё на свете успеваешь?
    Ты юрист-эквилибрист!

  • Какую профессию выбрать, если не знаешь, чего хочешь

    Работа — это место, где мы проводим треть жизни. Выбор сферы деятельности самый важный из тех, что мы делаем в течение жизни. Но как выбрать, если ни к чему не тянет? Как выбрать профессию по душе?

    Подросткам предоставляют первый в жизни серьезный выбор. А в голове еще ветер. И мысли, конечно, о любви. Мы поступаем в колледж за компанию или чтобы быть недалеко от своей половинки. Часто бросаем учебу, потому что осознаем, что сделали неправильный выбор. Разрываемся между тем, что нравится, и тем, что хорошо оплачивается. Как правильно выбрать профессию и потом не сожалеть? Поговорим об этом.

    Критерии выбора профессии

    Подростки не всегда понимают, что такое профессия. У них на этот счет поверхностное, размытое представление. Нужно где-то отучиться. Куда-то поступить после школы. Немногие серьезно подходят к делу. Но даже тогда есть шанс ошибиться, потому что у подростков недостаточно навыков и знаний.

    Как выбирать профессию не стоит?

    • По удобству расположения учебного заведения.
    • Вместе с друзьями или любимым человеком.
    • По престижу.
    • По настоянию родителей.
    • По детским необдуманным мечтам.

    Эти факторы учитываться не должны. Смотрите глубже.

    На что стоит смотреть, при выборе профессии.

    • На собственные навыки и умения: что хорошо получается.
    • На вкусы и предпочтения. Нужно оценить, насколько они постоянны, как часто менялись, какие занятия нравятся по жизни.
    • Нужно смотреть в будущее и выяснить, какую зарплату обещает должность. Как вы будете жить. При этом не учитывать возможную помощь от родственников, не учитывать возможность брака. Есть только вы и эта специальность. Проживете ли вы с таким бюджетом? Хватит ли вам на ваши мечты?

    Вот три кита, на которых держится выбор профессии:

    1. врожденные способности;
    2. пристрастия;
    3. перспектива.

    Отсюда нужно отталкиваться. Но есть еще много нюансов.

    • Помните: психологи советуют менять род деятельности каждые 7 лет.
    • Люди не всегда работают по специальности.
    • Высшее образование открывает больше дверей, чем средне-специальное.
    • Вы можете получить высшее образование, но не устроиться на работу в этой области.
    • То, чем вы горите сейчас, может вам разонравиться. Скорее всего, так и будет. Вкусы человека меняются.
    • Иногда родителям и учителям действительно виднее, спросите их совета.

    Что делать если нет идей

    Как выбрать себе профессию по душе, если не знаешь, чего хочешь? Если в голове ни одной мысли по этому поводу? Этот вопрос часто задают себе выпускники школы. Тут есть несколько опорных точек:

    • Нужно изучить, какие профессии сегодня востребованы.
    • Отказаться от стереотипа, что чем сложнее ваша специальность, тем больше вы будете зарабатывать. Сегодня мастера маникюра получают больше, чем люди с высшим образованием. Такое время пришло.
    • Нужно отделять мечты от реальности: не все хорошие певцы сегодня много зарабатывают. Таланты просто не могут пробить себе дорогу. Нужно учитывать имеющиеся связи и возможности.
    • Подумайте, чем вам нравится заниматься. Можно ли из этого сделать профессию?

    Эти критерии должны навести вас на мысли.

    Можно ли выбрать дело по душе на всю жизнь

    Если вас этот вопрос заинтересовал, уже хорошо. Многие думают, что это само собой разумеется. Вот несколько занимательных фактов.

    • Почти 60% людей не работает по специальности.
    • Только 30% населения имеют высшее образование.
    • Многие из тех, кто поступил в ВУЗ, не обладают никакими практическими навыками профессии, но приобретают их в ходе обучения.
    • Человек в среднем меняет от 2 до 7 специальностей за жизнь.

    Психологи рекомендуют помимо работы завести хобби. Оно повышает вероятность продержаться на одном месте несколько лет. Просто приходит время, и психика устает от выполнения однотипных задач, рутины. Приходит время двигаться дальше, открывать новые грани. Старые увлечения, которыми вы раньше горели, больше не интересуют. Потому что вы их переросли. Меняются взгляды, приоритеты. И перемены в жизни необходимы. Чем их больше, тем полноценнее жизнь.

    В том, что вы работаете всю жизнь на одной работе, нет плюсов с психологической точки зрения. Психике необходимо разнообразие.

    Конечно, можно выбрать занятие на всю жизнь. Но должны быть и увлечения. И профессию тоже желательно менять. Не раз в год, но хотя бы раз в десятилетие. Это не обесценивает опыт образования. Напротив. Его нужно выбирать так, чтобы с этим дипломом вас приняли и на другие места. Опыт работы вам пригодится. Он даст право выбирать. А еще вы станете специалистом в двух-трех областях.

    Какие профессии будут востребованы в будущем

    Выбрать профессию в соответствии с перспективой — мудро. Только нужно, чтобы вам она ещё и нравилась.

    Каждый день ходить на работу, которую вы не любите — это ад. Работа должна приносить позитивные эмоции. И не только тогда, когда вы уходите оттуда вечером. Счастлив тот, кто утром с радостью спешит на работу, а вечером с такой же радостью возвращается домой.

    Как выбрать работу с перспективой? Рассмотрим профессии, которые всегда будут востребованы.

    • Стоматолог. Зубы у людей болеть не перестанут. Одна из самых высокооплачиваемых специальностей сегодня.
    • Врач. Но это не профессия, а образ жизни. Вы на работе всегда, до пенсии.
    • Преподаватель. Но работа учителя одна из самых тяжелых психологически.
    • Программист. В век компьютерных технологий точно не останетесь без работы.
    • Повар. Люди всегда будут кушать.
    • Парикмахер. Для информации: волосы растут в среднем на 1 см в месяц.
    • Мастера ногтевого сервиса.
    • Продавец.
    • Ветеринар.
    • Весьма востребованы психологи. Они работают не только с пациентами. Их нанимают для набора кадров в крупные компании. Универсальная профессия по сути.
    • Всегда не хватает водителей.
    • Летчик. Авиаперевозки сегодня пользуются спросом.
    • Агроном.
    • Каждой солидной фирме нужен бухгалтер. А это и частные предприятия, и государственные.
    • Воспитатели.

    А еще нужны ученые. Кому, кроме них, совершать великие открытия?

    Выбор профессии с помощью тестов: 4 важнейших теста

    Выбрать профессию помогут тесты на профориентацию. Мы расскажем о тестах при выборе профессии, и вы сможете понять, в чем преимущество каждого из них.

    Тест по соционике

    Начать лучше с него. Он позволяет определить тип личности. Вы поймете, имеете склонность к гуманитарным или точным наукам. Также тест определяет, интроверт вы или экстраверт. Экстраверты нуждаются в общении. А для интровертов комфортнее общение один на один. Работа с людьми в аудитории будет их угнетать. Важный фактор в выборе профессии. Тип личности — это черта, которая всегда будет с вами. Тест по соционике откроет личность с другой стороны.

    Опросник Голланда

    Необычный, но точный тест. В таблице размещены 42 пары профессий. Выбирайте ту, что которая нравится больше. По ответам будет определен тип вашей личности.

    Каждому типу подходят свои специальности. Именно в этих сферах вы сможете достичь успеха.

    Методика Климова

    «Не могу выбрать профессию» — скорее, отговорка, нежели реальная проблема. Следующим тестом будет определение склонности к роду деятельности. Методика Климова позволит определить вас в одну из категорий:

    • человек-человек;
    • человек-природа;
    • человек-художественный образ;
    • человек-техника;
    • человек-знаковая система.

    Вы поймете, в каком направлении думать.

    Матрица выбора профессии

    Еще один тип тестирования, который стоит пройти всем, кто ищет ответ на вопрос: «Какую профессию выбрать». Матрица работает по принципу таблицы. Вы выбираете сначала то, с чем хотелось бы работать, а потом то, в каком направлении хотелось бы работать. Находите пересечение и получаете результат: профессии, соответствующие тому и другому. Объяснение сложное, но на деле все элементарно. Пройдите тест, и получите готовые варианты.

    Смена профессии после 30 лет

    В 30 происходит кардинальная переоценка ценностей. Первый кризис возраста, не считая детских и переходных этапов. К этому времени человек становится сформировавшейся личностью. Он пересматривает жизнь, делает выводы. Люди решаются на перемены. В том числе меняют род деятельности. И правильно, поскольку первые годы после окончания учебы приходится работать на репутацию. Мы зарабатываем рекомендации, вырабатываем навыки, получаем стаж. Дальше репутация работает на нас. Теперь остановитесь и подумайте, тем ли делом заняты.

    В 30 лет начинается другая жизнь. Если вдруг решите, что занимались всю жизнь не своим делом, это не страшно. Вы уже получили образование и опыт работы. Смело пробуйте себя в другой области. Если вы оканчиваете обучение в 22-23 года, то 30 лет — это как раз то время, когда можно профессию. Прошло 7 лет и вам требуется изменить деятельность. Вам нужно понимать, что это не страшно. Вы можете вернуться к тому, в чём уже опытны. А пробовать новое необходимо для полноценной жизни. В этом помогут курсы и стажировка.

    Как выбрать правильную профессию

    Суммируем вышесказанное. Стоит пройти 4 теста, которые помогут лучше узнать наклонности, способности, психотип и подходящие специальности. Далее проанализируйте возможности и наклонности. Постарайтесь выбрать специальность, отвечающую вашим потребностям.

    • общение с людьми или уединение;
    • реализация талантов, способностей;
    • близость к дому или возможность путешествовать, находясь в командировках.

    Не забудьте о зарплате. Она должна позволять жить самостоятельно, не ущемляя себя в необходимых вещах.

    Учитывайте свои интересы

    Помните, это основной пункт. Но он и самый изменчивый. Ориентируйтесь на прошлое. Выбирайте интересные для вас занятия. Не мимолетные, а с постоянным интересом. Если вы любите готовить и давно научились делать разные вкусняшки, а месяц назад вдруг пристрастились к танцам, то выбирать стоит кулинарию. То, что стабильно нравилось вам долгое время.

    Проанализировать свои умения

    Важно не только желание, важны навыки. О том, как выбрать будущую профессию, стоит спросить родителей, родственников, учителей. Попросите их рассказать об их опыте, попросите совета. Люди, которые давно вас знают, подскажут, к чему есть врождённые способности. Учитывайте этот фактор. Талант — это тяжёлая ноша. Реализуйте его. Иначе это будет тяготить вас. В крайнем случае сделайте из него хобби.

    Проанализируйте свое сегодняшнее положение

    За жизнь у вас наверняка были разные увлечения. Вы окончили школу, где в программе были любимые и нелюбимые предметы. Подумайте, чем бы вы хотели заниматься? Поразмышляйте со стороны. Представьте, что к вам пришел человек с серьезным вопросом. Он спрашивает, как правильно выбрать себе профессию. Вы будете давать советы, учитывая свои способности. Также нужно учитывать и материальное положение. Высшее образование сегодня требует больших денег. Но всегда можно попробовать поступить на бюджет.

    Планируйте смело свое будущее

    Какую профессию выбрать, вы уже знаете. Осталось пройти тесты, попросить совета у близких, включить в расчет навыки и желания. Будьте реалистами. Хотите стать стоматологом? Зайдите в клинику и поговорите с врачом. Пусть он расскажет об особенностях профессии. Не бойтесь трудностей. На пути к своей цели вы должны видеть не препятствия, а саму цель, ее положительные стороны.

    Выбирайте профессию, которая будет приносить удовлетворение. При этом оценивайте перспективы, учитывая худший вариант развития событий. У вас должна быть альтернатива. Не бойтесь перемен. Откройтесь навстречу чему-то новому.

    Автор статей. Разбираюсь в фобиях, комплексах, психологических травмах.

    Как выбрать профессию и вуз

    Главные ошибки при выборе профессии

    Начинайте готовиться к выбору заранее. Чтобы видеть все возможности, пробуйте разные направления, пока учитесь в средней школе, советует руководитель центра «Арт-Личность» Айдар Фаррахов.

    «До 4-го класса вы учитесь учиться — делать уроки, быть самостоятельным. С 4-го по 8-й класс знания стабилизируются, в это время нужно пробовать новые сферы, расширять свой опыт. А с 14 лет уже стоит выбирать те занятия, которые помогут определиться с будущей профессией. Здесь правильнее говорить не только о возможностях для работы, но и о выборе будущего в глобальном смысле, — говорит Айдар. — Надо накапливать багаж умений, участвовать в стажировках, обучающих лагерях, использовать возможности поработать летом. Чтобы чемоданчик набрался, а потом ты его открыл и посмотрел, что умеешь, что тебе приносит удовольствие, чем хочешь заниматься».

    Главные ошибки при выборе:

    • Идти в профессию, чтобы продолжить династию.
      Например, оба родителя — юристы. Они могут настаивать на обучении по юридическому профилю, даже если ваши интересы не укладываются в это направление.
    • Поступать в вуз за компанию, вслед за друзьями.
      Чтобы не разлучаться со школьными друзьями, есть соблазн подать документы туда же, куда они планируют поступать.
    • Следовать за модой на профессию.
      Кадровый голод в отдельной отрасли сегодня не гарантирует трудоустройства через пять лет, когда вы получите диплом по нужной профессии.

    Те, кому не удалось сделать уверенный выбор перед поступлением в вуз, снова сталкиваются с этим вопросом после первых курсов или защиты диплома, говорит Кирилл Кузнецов, руководитель отдела профориентации ЦТР «Гуманитарные технологии»: «Мало кто имеет четко выстроенную профессиональную траекторию. Этот тренд существует давно, и поэтому мы видим, что многие выпускники не работают по специальности после вуза. Полноценное профессиональное самоопределение часто происходит уже после получения диплома».

    После учебы по специальности, к которой нет интереса, у выпускника нет и мотивации, чтобы становиться хорошим специалистом. Возникают сложности с тем, чтобы найти работу или обеспечить себе достойный уровень заработка. Единственный выход — переучиваться, искать любимое дело. Но в любом случае невозможно вернуть время, потраченное на первое образование.

    Согласно опросу Службы исследований HeadHunter, среди работающих соискателей, получивших высшее образование, 41% работают не по той специальности, которую получили в вузе. Чем лучше вы разберетесь в своих интересах и способностях, тем больше шансов, что образование станет хорошим стартом для вашей карьеры. Учеба в университете — это не только знания, но и определенный круг общения. Некоторые знакомства могут пригодиться в будущем, когда ваши профессиональные пути пересекутся.

    Определиться с профессией могут помочь разные техники и специальные тесты. Например, тест «Профориентация».

    Выбор вуза: три важных принципа

    1. Оцените шансы на успех

    Надежное учебное заведение должно работать не меньше 7–10 лет, говорит Айдар Фаррахов. Выясните, есть ли у вуза международные связи и возможности для студенческих стажировок. Изучите преподавательский состав. Важно, чтобы ключевые дисциплины вели практикующие профессионалы. Хорошо, если они работают в компаниях — лидерах интересной вам отрасли. В этом случае можно быть уверенным, что преподаватели будут делиться с вами реальным опытом.

    Взвешивайте свои шансы на успех и продвижение в профессии. Выясните, какие средние зарплаты у начинающих специалистов, как быстро происходит карьерный рост и какие навыки для этого нужно будет развивать. Немногие вузы могут предложить студенту актуальную картину рынка труда, поэтому лучше оценить ситуацию самостоятельно. Например, посмотреть динамику вакансий по конкретной профессиональной области и средний уровень конкуренции между соискателями можно .

    «Важно соизмерять свои желания с возможностями рынка труда. Конечно, есть сферы с зарплатами выше рынка. Например, если ты увлеченный айтишник, восходящая звезда, горишь своим делом и уже имеешь хороший опыт — подход к тебе будет другой и предложения по зарплате — тоже. Но большинство выпускников не могут претендовать на такие условия, им потребуется несколько лет, чтобы повысить свою зарплату», — говорит Айдар Фаррахов.

    Конечно, специалисты без опыта начинают с маленьких зарплат. Но после 1–3 лет работы она может вырасти в полтора-два раза. А для отдельных специальностей и выше (прежде всего в технических сферах).

    Ходите на дни открытых дверей в вузы, смотрите на студентов, спрашивайте совета выпускников. Лучше начинать это делать в 9–10-м классе, когда еще остается время до выбора выпускных экзаменов.

    «Выбор вуза должен делать сам школьник, а не родители за него. Стоит вступить в студенческие сообщества в соцсетях, походить на открытые мероприятия, посмотреть на студентов — как они общаются, чем интересуются. Живой разговор за чашкой кофе со студентом или выпускником тоже даст много полезной информации», — говорит Айдар Фаррахов.

    2. Выбирайте подходящий формат обучения

    Узнайте, какие возможности для обучения есть в разных вузах: практикуют ли международный студенческий обмен, сотрудничают ли с известными в этой профессиональной области работодателями по практическим программам и стажировкам, проводят ли летние интенсивы или практические лаборатории с защитой групповых проектов.

    «Я бы подумал над тем, каким образом будет сформирована та компетенция, которая заявлена в программе. Полезно обучаться в разных условиях, не только в системе «преподаватель — студент». Совместные проекты, например, помогают учиться у своих одногруппников. Это развивает навыки коммуникации, способность к объединению. Если есть возможность выступать со своим проектом, ты приобретаешь опыт презентации, учишься рассказывать о своей работе», — говорит Дмитрий Сизарев.

    Следить за собственным развитием легче вместе с куратором. Выясните, есть ли такая практика в интересных вам вузах: «В образовании важно не просто дойти до конечной точки, а отслеживать свой прогресс. Движешься ли ты вперед, как ты развиваешься — важно наблюдать за этим. Хорошо, если в вузе есть такая практика, когда студент работает с куратором», — отмечает Дмитрий Сизарев.

    Интенсивная учеба в разных форматах поможет собрать интересное портфолио. Опыт презентации своих идей, самостоятельной разработки проекта, навыки работы в группе создадут хорошее впечатление о вас, когда придет время поиска первой работы. «Работодателям не интересен сам по себе диплом, — говорит Айдар Фаррахов. — Важнее то, насколько вы увлечены своей специальностью, есть ли у вас новые идеи и хотя бы небольшой опыт».

    3. Прислушайтесь к себе

    Выбор вуза складывается из нескольких составляющих. Можно положиться на формальные критерии: смотреть рейтинги, читать отзывы выпускников. Например, hh.ru составляет свой рейтинг вузов и факультетов Москвы на основе востребованности выпускников на рынке труда. В топе этого рейтинга факультеты, выпускники которых получают больше приглашений на собеседования, предложения с более высокой зарплатой и чаще ищут работу по специальности по сравнению с другими.

    Также важно опираться при выборе на личный опыт: поговорить со студентами во время дней открытых дверей, побывать на открытых мероприятиях факультетов. Третий компонент выбора — внутреннее решение, которое может идти вразрез с рациональными доводами.

    «Если выбор связан с двумя компонентами, например между двумя вузами или факультетами, я рекомендую инструмент «декартовы координаты», — говорит Дмитрий Сизарев. — Он помогает выбрать то, что человеку ближе на данный момент. Происходит оценка ситуации по четырем критериям. Первый: если это произойдет, то что я приобрету? Что будет положительного, если я сделаю такой выбор? Второй критерий: что я потеряю, с чем придется расстаться. Третий: если это не произойдет, что я приобрету, что сохранится в моей жизни? И четвертый: что я потеряю, что не произойдет в моей жизни, если я не сделаю такой выбор? Затем берешь маркер, выделяешь самые важные слова из того, что записал. И делаешь выбор — А или Б».

    Еще Дмитрий рекомендует такой метод: можно закрыть глаза и представить, что на одной руке одно решение, а на другой — второе. И прислушаться к своим ощущениям — что перевешивает. Тогда выбор происходит не на когнитивном уровне, а с подсказкой от тела и той части мозга, которую мы не можем контролировать.

    «Такие методы помогут, если стоит выбор оставаться в родном городе или уехать поступать в вуз другого города», — объясняет Дмитрий.

    Что говорят исследования

    Многие выпускники не готовы определиться с профессией даже за полгода до экзаменов. Если сомнения мешают вам решиться, поделитесь ими с преподавателями, родителями или знакомыми студентами. Опыт других может быть вам полезен.

    «В прошлом году мы провели большое исследование среди школьников выпускных классов. Мы увидели, что даже в 11-м классе мало тех, кто четко видит свою дальнейшую траекторию. Мы задавали прямой вопрос: определились ли вы с профессией и учебным заведением? В 11-м классе 40% опрошенных ответили, что не определились ни с тем, ни с другим. Опрос прошел в ноябре, а через полгода у этих школьников уже выпускные экзамены», — говорит Кирилл Кузнецов.

    Важная составляющая осознанного выбора — адекватная самооценка. Если вы хорошо знаете свои сильные стороны, можете определить, что вам интересно, а что нет, — решение о будущей профессии приходит легко. Современные методы профориентации тоже могут помочь в выборе, считает Кирилл Кузнецов: «У нас есть проект «Билет в профессию», в рамках которого мы разработали тест о готовности к выбору. Результаты показывают, насколько школьник готов выбирать. И если показатели невысокие, то тест помогает разобраться, на что обратить внимание.

    Например, в тесте есть блок про самооценку: насколько хорошо ты себя знаешь, на что опираешься при выборе профессии, к кому прислушиваешься. Дальше мы спрашиваем про конкретные профессии — чем занимаются те или иные специалисты».

    Если у вас есть сложности с выбором, не отчаивайтесь. По словам Кирилла Кузнецова, около 70% выпускников сталкиваются с теми же проблемами. Старайтесь больше узнавать о существующих специальностях, говорите об интересных профессиях с друзьями и родителями — это поможет определиться с выбором и лучше оценить ситуацию на рынке труда.

    Важные вопросы при выборе профессии:

    Прислушайтесь к себе, чтобы сделать осознанный выбор. Для этого нужно ответить на главные вопросы:

    • Что мне нравится делать?
    • Как я хочу работать? Сколько хочу зарабатывать, какой график и условия я вижу для работы своей мечты?
    • Какие профессии подходят под мои критерии?

    Чек-лист по выбору вуза

    • Проверьте вуз по отзывам и рейтингам.
    • Оцените преподавательский состав: есть ли практикующие профессионалы или только теоретики, сколько лет работают в вузе ключевые эксперты.
    • Изучите форматы обучения и стажировки: международный студенческий обмен, летние стажировки, практика в компаниях — партнерах вуза, студенческие лаборатории, инкубаторы, форматы дебатов, проектов, интенсивов.
    • Сходите на дни открытых дверей, чтобы оценить атмосферу в вузе.
    • Поговорите с выпускниками или студентами старших курсов.

    Мир быстро меняется: появляются новые технологии и инструменты, приходят новые профессии. Возможно, вам не раз придется выбирать, чем заниматься дальше. Чтобы всегда быть в курсе ситуации, следите за новостями науки и бизнеса, интересуйтесь профессиями будущего и изучайте вакансии для самых юных.

    Критерии выбора

    Выбор профессии должен определяться тремя составляющими:

    1. Личными интересами и способностями. Молодой человек должен понимать, к чему у него лежит душа и есть талант. Чем он хочет и может заниматься.
    2. Потребностями семьи. Будущая профессия должна приносить не только моральное удовлетворение, но и вполне ощутимую материальную прибыль. Взрослый человек должен быть способен обеспечить себя и свою будущую семью.
    3. Нуждами общества. Для государства выбор школьников имеет вполне конкретное значение. Он определяет необходимое число преподавателей ВУЗов, которые этих подростков будут учить. А в конечном итоге — обеспеченность тех или иных сфер народного хозяйства свежими высококвалифицированными кадрами.

    То есть задача перед 15—16-летними юношами и девушками стоит масштабная. Прямо-таки государственного значения. Нужно и для себя дело интересное найти, и подаренные природой способности максимально реализовать (не пропадать же добру!), да еще и запросам общества угодить, чтобы оно захотело платить молодому специалисту достойную зарплату.

    Родина зовет!

    Один из важнейших моментов касается востребованности профессии. Многие ребята выбирают ВУЗ и будущую сферу деятельности из соображений престижа. Периодически возникает мода на тех или иных специалистов («круто быть адвокатом или ТОП-менеджером»). Увы, она не всегда согласуется с запросами государства. И тут важно четко улавливать актуальные тенденции.

    В середине XX века промышленность страны активно развивалась. Строились фабрики, заводы. Государству требовались инженеры, технари. Им хорошо платили. Соответственно, позиционировалась высокая ценность инженерного образования.

    В 90-х грянул кризис. Началась Перестройка. Большинство строек было «заморожено». Востребованные когда-то инженеры оказались не у дел. Чтобы хоть как-то себя прокормить, люди занялись бизнесом. Возникла острая потребность в юристах и экономистах. Поменялись приоритеты в образовании.

    В 10-х годах XXI века Россия столкнулась с санкциями. Государство перестало получать импортную технику. Тогда страна переориентировалась на развитие собственной добывающей и перерабатывающей отрасли, машино- и приборостроения. Опять возникла потребность в грамотных инженерах. Спрос на «модных» юристов и экономистов упал. Многие люди с дипломами остались без работы.

    Вот так, в зависимости от развития экономики и общества падает либо растет спрос на тех или иных специалистов. Чтобы быть «в теме» и выбрать для себя актуальную, востребованную профессию, нужно отслеживать эти моменты.

    Чего я хочу сам?

    То, что нужно обществу и за что оно готово платить достойную зарплату, — это одно. Не менее важно и то, чем сам человек хочет заниматься, к чему чувствует призвание.

    Вот тут встает острейшая проблема самоопределения личности. В школе ей до сих пор уделяют преступно мало внимания. Никто не учит подростков понимать свои желания и ставить цели. А сами они не имеют достаточного опыта и знаний, чтобы преодолеть этот вакуум самостоятельно.

    Вторая проблема заключается в том, что большая часть учеников средней школы (если не все) имеют очень размытые представления о многих профессиях. Подросткам не хватает элементарных знаний, чем занимаются люди той или иной профессии, какими способностями необходимо обладать и какой путь пройти, чтобы занять желаемое рабочее место.

    В школе этому не учат. И это — еще одна серьезная проблема, которую ребятам 14—16 лет приходится преодолевать самостоятельно. Увы, не все с этим хорошо справляются.

    Кто влияет на выбор школьников

    В 2014 году в Уральском федеральном университете (УрФУ) было проведено интересное исследование. В нем приняло участие свыше 5 000 студентов-первокурсников разных направлений подготовки. Задачей исследования было выявление факторов, влияющих на выбор профессии.

    По итогам оказалось, что целых 50% студентов уже на первом курсе разочаровываются в сделанном выборе. Это значит, что они напрасно тратят время (а их родители или государство — деньги) на приобретение профессии, которая либо не будет доставлять никакого удовлетворения, либо вообще не пригодится в будущем.

    Почему же так вышло? Тут нужно разобраться, кто подтолкнул этих ребят к сделанному ими выбору. Согласно проведенному в УрФУ опросу, роли распределились следующим образом:

    Лица, оказавшие влияние Степень влияния в %
    Сильно повлияли Немного повлияли Вообще не повлияли
    Сам решил 90 6 4
    Родители, другая родня 41 40 18
    Преподаватели ВУЗов 12 25 63
    Друзья, знакомые 11 35 54
    Школьные учителя 12 36 52
    Представители предприятий, компаний (будущие коллеги и работодатели) 10 18 72

    Получается, что в 90% случаев ребята считают, что сами приняли решение. При этом на большинство респондентов повлияли родители и другие родственники. Роль школьных учителей и преподавателей ВУЗов оказалась довольно скромной. На мнение же настоящих профи — людей, работающих на предприятиях и знающих всю «кухню» изнутри — практически никто не обращает внимание.

    Школьники уверены в осознанности и самостоятельности своего выбора. На самом же деле за них решили родители, в меньшей мере — учителя или знакомые.

    Что влияет на выбор школьника

    Советы умудренных опытом людей — это хорошо. Однако не тогда, когда они идут в разрез с желаниями и способностями самих подростков. Так, родители обычно советуют поступать в тот или иной ВУЗ по следующим соображениям:

    1. Образование, которое оно дает, престижно.
    2. Будущая профессия позволит хорошо зарабатывать и гордиться занимаемой должностью.
    3. Работать можно будет в чистых, комфортных условиях.
    4. Родители сами работают в этой сфере и хорошо ее знают.
    5. Небольшой конкурс в ВУЗ позволит гарантированно поступить даже при наличии не самых высоких отметок.

    Заметьте, о способностях, желаниях учащегося и востребованности профессии никто даже не заикается!

    Четвертый пункт в списке («родители сами работают в этой сфере и хорошо ее знают») зачастую становится причиной образования целых семейных династий врачей, адвокатов и пр. По статистике, 44% сыновей медиков и 28% отпрысков адвокатов идут по стопам родителей.

    Вопрос о самоопределении в этих семьях практически не поднимается. «Твой отец — такой уважаемый доктор. Разве можно пойти учиться не в медицинский ВУЗ?!» При этом у сына «уважаемого доктора» может не быть ни способностей, ни стремления лечить людей.

    Еще хуже, если выбор ВУЗа определяется наличием в нем бюджетных мест или небольшого конкурса. Тут абитуриент просто слепо идет туда, куда удается «впихнуться». Ни о какой профессиональной самореализации в будущем при таком факторе выбора даже говорить не приходится.

    Что определяет выбор студента

    Недовольные своим выбором студенты первых курсов имеют шанс несколько изменить сферу будущей деятельности. Например, перевестись на другой курс. Но и в этом случае о самоопределении задумывается — ищет работу «по душе» — только 52% респондентов.

    Остальные руководствуются чисто меркантильными соображениями. По принципу: «Ну если работа не вдохновляет и не радует, то пусть хотя бы деньги, статус и уважение окружающих приносит».

    Высокий доход и возможность благодаря нелюбимой профессии «жить на широкую ногу» соблазняет многих молодых людей. Этим критерием руководствуется порядка 65% опрошенных. Спустя годы многие из них поймут, что ни дня не радовались своей работе, втайне мечтали заниматься совсем другим делом и вообще прожили чужую жизнь.

    Решение. Как оно созревает?

    Дети начинают мечтать о своей будущей роли в обществе еще в 6—7 лет. Кто-то хочет стать водителем грузовика, кто-то — известной артисткой или доктором. Около 4% юношей и девушек остаются верны этим детским мечтам до окончания школы.

    Остальные меняют свои убеждения под давлением родственников, социальных реалий, новых знаний. Иногда мечты о профессии вырастают из любви к тому или иному школьному предмету. Раньше всего определяются гуманитарии (в 13—15 лет). Будущие филологи, журналисты, лингвисты как-то сразу начинают чувствовать свое призвание.

    «Технари» — математики, программисты — самоопределяются в последние 2 года обучения в школе. Сказывается как более глубокое изучение этих предметов в старших классах, так и давление необходимости сделать выбор.

    Гораздо хуже обстоит дело с ребятами, выбравшими специальности, связанные с радиотехникой, металлургией и другими «непрестижными» областями. Зачастую они поступают в соответствующие ВУЗы из-за того, что там небольшой конкурс или есть бесплатные места.

    Как надо делать выбор

    Правильно выбрать будущую профессию помогает грамотное самоопределение. Оно заключается в:

    • осознании своих желаний (задайте себе вопрос: «Чем бы я хотел заниматься следующий десяток-другой лет?»);
    • понимании своих возможностей («Какие способности и таланты у меня есть? Я — гуманитарий или технарь? Какие предметы мне даются, а какие — нет? Как это может пригодиться в будущей профессии?»);
    • знании актуальных запросов общества («На какие профессии растет спрос? Что будет востребовано в недалеком будущем?»);
    • четком представлении о профессиональной деятельности работников интересующих сфер («Чем эти люди занимаются? Какое образование они получили и как достигли того положения в профессии, которое сейчас занимают?»).

    Необходимо хорошо проработать эти вопросы, получить недостающую информацию, а затем найти оптимальный баланс между «хочу», «могу» и «надо». Только в этом случае удастся найти дело по душе, которое будет приносить хорошие деньги и помогать расти во всех смыслах.

    Задача системы образования — дать школьникам шанс «попробовать» дело, которому те планируют посвятить всю жизнь. Уже в 13—14 лет у подростков проявляются многие таланты, применимые в той или иной области. Вот тут-то ребятам и стоит пройти «профессиональные пробы»: 1—2 недели поработать в профессии, о которой мечтают. В идеале нужно испробовать несколько вариантов, чтобы был выбор.

    Это может быть подработка во время школьных каникул или небольшая практика на предприятии, где трудятся родители, знакомые. Только личный опыт дает полное представление о профессии и помогает осознанно подойти к ее выбору.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *