Тест опросник подростки о родителях

Тест «Подростки о родителях» ADOR (автор Е.Шафер, модифиция З.Матейчика и П.Ржичана)

Методика «Подростки о родителях» изучает установки родителей, их поведение и методы воспитания так, как их видят дети в подростковом и младшем юношеском возрасте. Первичной основой опросника является опросник «Children’s Report of Parental Behavior Inventory», который состоял из 28 шкал по 10 заданий в каждой. Е. Schaefer (автор опросника) рассматривал принятие, опеку и контроль в качестве основных параметров воспитания.

Принятие здесь подразумевает безусловно положительное отношение к ребенку, вне зависимости от исходных ожиданий родителей.

Непринятие же рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, враждебность.

Понятие психологического контроля содержит как определенное давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов.

В Россию методика пришла из Чехословакии. Здесь в исследовании 3.Матейчика и соавторов снова подтвердилось первоначальное представление о том, что воспитательное поведение родителей глазами детей можно описать тремя переменными:

1) принятие — эмоциональное отвержение;

2) психологический контроль — психологическая автономия;

3) скрытый контроль — свободный контроль.

Эта версия и легла в основу создания методики ADOR. Учитывая социокультурные различия, чешские психологи переработали методику. Важным оказалось, прежде всего, сокращение количества шкал, так как факторный анализ на чешской выборке выделил три значимых фактора:

1) положительный интерес — враждебность;

2) директивность — автономия;

3) непоследовательность.

Эти факторы составили пять шкал и стали базой для русскоязычной методики, которую на русской клинической выборке адаптировал коллектив под руководством Л. И. Вассермана. Наряду с использованием в клинической психологической практике методика «Подростки о родителях» использовалась в обширных психологических исследованиях образа жизни подростков. В них методика помогла зафиксировать особенности семейной ситуации подростков.

Опросник «Подростки о родителях» ADOR Е.Шафера в модифиции З.Матейчика и П.Ржичана

Инструкция

Просим Вас оценить, исходя из собственного опыта, какие из указанных ниже положений более всего характерны для Ваших родителей. Для этого внимательно прочитайте каждое утверждение, не пропуская ни одного из них. Если Вы считаете, что утверждение полностью передает воспитательные принципы Вашего отца (или матери), то в оценочном бланке рядом с номером соответствующего утверждения поставьте Цифру 2. Если Вы считаете, что данное высказывание частично подходит для Вашего отца (или матери), то ставьте цифру 1. Если же, по Вашему мнению, утверждение не относится к Вашему отцу (или матери), то — Цифру 0.

Затем подростку предъявляется регистрационный бланк для заполнения отдельно на каждого из родителей. Принципиальной разницы между ними нет, единственное, что по отношению к матери все утверждения представлены в женском роде, а по отношению к отцу — в мужском. Бланки заполняются отдельно, т.е. вначале, например, по отношению к матери, затем этот бланк сдается экспериментатору и только после этого выдается бланк для заполнения, в котором будут отражены воспитательные принципы отца. Сам опросник выглядит следующим образом.

Текст опросника

Моя мать/мой отец

1. Очень часто улыбается мне.

2. Категорически требует, чтобы я усвоил(а), что могу делать, а что нет.

3. Недостаточно терпелив(а) по отношению ко мне.

4. Когда я ухожу, сам(а) решает, когда я должен (должна) вернуться.

5. Всегда быстро забывает то, что сам(а) говорит или приказывает.

6. Когда у меня плохое настроение, советует мне успокоиться или развеселиться.

7. Считает, что для меня должно существовать много правил, которые я обязан(а) выполнять.

8. Постоянно на меня кому-то жалуется.

9. Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо.

10. За одно и то же один раз наказывает, а другой — прощает.

11. Очень любит делать что-нибудь вместе.

12. Если поручает мне какую-нибудь работу, то считает, что я должен (должна) делать только ее, пока не закончу.

13. Начинает сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал(а).

14. Могу идти куда захочу и не спрашивать у него (нее) разрешения.

15. В зависимости от моего настроения отказывается от многих своих дел.

16. Когда мне грустно, пытается развеселить и воодушевить меня.

17. Всегда настаивает на том, что за все мои проступки я должен (должна) быть наказан(а).

18. Мало интересуется тем, что меня волнует и чего я хочу.

19. Если бы мне захотелось, то я мог(ла) бы идти куда захочу каждый вечер.

20. Имеет определенные правила, но иногда соблюдает их, а иногда — нет.

21. Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения.

22. Следит за тем, чтобы я всегда делал(а) то, что мне сказано.

23. Иногда у меня возникает ощущение, что я ему (ей) противен.

24. Позволяет мне делать практически все, что мне нравится.

25. Меняет свои решения так, как придет в голову или как ему (ей) будет удобно.

26. Часто хвалит меня за что-либо.

27. Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь.

28. Хотел(а) бы, чтобы я стал(а) другим (другой), изменился (изменилась).

29. Позволяет мне самому (самой) выбирать себе дело по душе.

30. Иногда очень легко меня прощает, а иногда — нет.

31. Старается открыто доказать, что любит меня.

32. Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе.

33. Если я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорит об этом.

34.Предоставляет мне много свободы. Редко говорит «должен» или «нельзя».

35. Очень тяжело заранее определить, как поступит, когда я сделаю что-нибудь плохое или хорошее.

36. Считает, что я должен (должна) иметь собственное мнение по каждому вопросу.

37. Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею.

38. Когда его (ее) чем-то расстрою, не будет со мной говорить, пока я не начну.

39. Всегда легко меня прощает.

40. Хвалит и наказывает очень непоследовательно: иногда слишком много, а иногда слишком мало.

41. Всегда находит время для меня, когда это мне необходимо.

42. Постоянно указывает мне, как себя вести.

43. Вполне возможно, что в сущности меня ненавидит.

44. Проведение каникул я планирую по собственному желанию.

45. Иногда может обидеть, а иногда бывает добрым (доброй) и признательным (признательной).

46. Всегда откровенно ответит на любой вопрос, о чем бы я ни спросил(а).

47. Часто проверяет, все ли я убрал(а), как было велено.

48. Чувствую, что он (она) пренебрегает мною.

49. Моя комната или уголок — это моя крепость: могу убирать ее или нет, он (она) в эти вопросы не вмешивается.

50. Очень тяжело разобраться в его (ее) желаниях и указаниях.

Обработка результатов

После того как подросток заполнил оба бланка (на отца и на мать), все полученные данные сводятся в «Регистрационный лист» (см. ниже) отдельно на мать и на отца. Затем по каждому параметру подсчитывается арифметическая сумма «сырых» баллов (POZ — позитивный интерес, DIR — директивность, HOS — враждебность, AUT — автономность и NED — непоследовательность). Далее «сырые» баллы переводятся в стандартные в соответствии с таблицами, приведенными в публикации авторов русскоязычной версии теста. Значения стандартных баллов варьируются от 1 до 5 со средним баллом 3.

Если по параметру набрано 1 — 2 балла, то можно говорить, что он слабо выражен, если же 4 — 5, то измеряемое качество выражено вполне отчетливо. Затем на специальном бланке, приведенном ниже, строятся оценочные профили отношений матери и отца. Именно анализ типов профилей сделали Л. И. Вассерман и его коллеги особенностью клинического анализа результатов тестирования по методике «Подростки о родителях».

БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Ф.И.О.

Возраст

Дата заполнения

Моя мать/мой отец

№ ут-верж.

Получ. баллы

№ ут-верж.

Получ. баллы

№ ут-верж.

Получ.

баллы

№ ут-верж.

Получ.

баллы

№ ут-верж.

Получ.

баллы

«Сырые баллы»

«Сырые баллы» DIR

«Сырые баллы» HOS

«Сырые баллы» AUT

«Сырые баллы» NED

Станд. баллы POZ

Станд. баллы DIR

Станд. баллы HOS

Станд. баллы AUT

Станд. баллы NED

Обработка данных, полученных по методике «Подростки о родителях» ADOR Е.Шафера в модифиции З.Матейчика и П.Ржичана

После того как подросток заполнил оба бланка (на отца и на мать), все полученные данные сводятся в «оценочный лист» отдельно на мать и на отца. Затем по каждому параметру подсчитывается арифметическая сумма сырых баллов.

К шкале позитивный интереса относятся вопросы 1, 6, 11, 16, 21, 26, 31, 36, 41, 46.

К шкале директивности — 2, 7, 12, 17, 22, 27, 32, 37, 42, 47.

К шкале враждебности — 3, 8, 13, 18, 23, 28, 33, 38, 43, 48.

К шкале автономности — 4, 9, 14, 19, 24, 29, 34, 39, 44, 49.

К шкале непоследовательности — 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50.

Надеюсь, этот материал поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (дипломные, курсовые, магистерские и др. работы по психологии; статистические расчеты).

Подростки о родителях ADOR/ПОР: оценка матери

Описание | Литература

Опросник «Подростки о родителях» (ПОР) – методика психологической диагностики детско-родительских отношений, раскрывающая содержательный характер и специфику воспитательной практики родителей с точки зрения подростков 13-18 лет. Методика позволяет описать отношения с родителем (отдельно с матерью и отцом) по наиболее общим проявлениям: доброжелательность, враждебность, автономия, директивность и непоследовательность.

Опросник представляет собой сделанную в НИПНИ им. Бехтерева (Л. И. Вассерман, И. А. Горьковая, Е. Е. Ромицына) русскоязычную адаптацию методики чехословацких авторов Э. Матейчика и П. Ржичана ADOR (Adolescent o Rodičoch: Matějček, Říčan, 1983), которая, в свою очередь, является переработанной модификацией методики CRPBI (Child’s Report of Parental Behavior Inventory), разработанной Эрлом Шафером (Earl S. Schaefer) в 1965 году. Необходимо отметить, что российская адаптация не включала в себя рестандартизацию: используются нормативные данные, полученные чешскими авторами на своей выборке.

Особенности реализации:

  • удобная онлайн-версия: ответы в один клик, большие кнопки для тач-экранов;
  • доступны все подробности расчётов для использования в учебных целях;
  • представление результатов в графическом виде;
  • производится определение и анализ типичных профилей;
  • для каждого результата формируется короткая ссылка, которой можно поделиться;
  • совершенно бесплатно и анонимно, регистрация не требуется.

Работа психолога с родителями подростка

Тест «Подростки о родителях» (ADOR)

Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR — сокращенно «подростки о родителях») изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как их видят дети в подростковом возрасте. Основой методики послужил опросник «Children’s Report of Parental Behavior Inventory», созданный

Е. Шафером в 1965 г. и состоящий из 28 шкал по 10 заданий в каждой. Опросник базировался на положении о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как его описывают дети) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных:

  • • принятие — эмоциональное отвержение;
  • • психологический контроль — психологическая автономия;
  • • скрытый контроль — открытый контроль.

Принятие подразумевает положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей. Эмоциональное отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие любви и уважения к нему, а порой и просто враждебность. Понятие психологического контроля обозначает как определенное давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов.

В 1983 г. 3. Матейчик и П. Ржичан предложили модифицированный вариант опросника. Учитывая социокультурные различия, чешские психологи переработали методику. Важным оказалось прежде всего сокращение количества шкал, поскольку факторный анализ на чешской выборке выделил три значимых фактора:

  • • положительный интерес — враждебность;
  • • директивностъ — автономия;
  • • непоследовательность.

Входе международного научного сотрудничества лаборатории клинической психологии Института им. В. М. Бехтерева с Институтом психодиагностики (Братислава, Словакия) данная методика была апробирована на подростках 13—18 лет в России. Она оказалась весьма полезной для отражения факторов семейного воспитания, скрытых как от врачей и психологов (педагогов), так и от самих родителей.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Перед началом обследования подростка вводят в курс дела относительно целей и задач исследования, после чего ему предъявляется инструкция. Затем испытуемому выдают регистрационный бланк для заполнения отдельно на каждого из родителей. Принципиальной разницы между формулировками высказываний нет: по отношению к матери все утверждения представлены в женском роде, а по отношению к отцу — в мужском. Бланки заполняются отдельно. Например, вначале заполняется бланк, в котором отражаются воспитательные принципы матери, затем испытуемый сдает его экспериментатору и только после этого получает аналогичный бланк, где указанные положения должны быть оценены подростком уже в применении к отцу.

ИНСТРУКЦИЯ

Просим вас оценить, исходя из собственного опыта, какие из указанных положений более всего характерны для ваших родителей. Для этого внимательно прочитайте каждое утверждение, не пропуская ни одного из них. Если вы считаете, что утверждение полностью соответствует воспитательным принципам вашего отца (или матери), обведите кружком цифру «2». Если Вы считаете, что данное высказывание частично подходит для вашего отца (или матери), обведите цифру «1». Если же, по вашему мнению, утверждение не относится к вашему отцу (или матери), то обведите цифру «О».

ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

Мой отец (моя мать)

Да

Частично

Нет

Очень часто улыбается мне

Категорически требует, чтобы я усвоил, что я могу делать, что нет

Обладает недостаточной терпеливостью в отношении меня

Когда я ухожу, сам решает, когда я должен вернуться

Всегда быстро забывает то. что сам говорит или приказывает

Когда у меня плохое настроение, советует мне успокоиться или развеселиться

Считает, что у меня должно существовать много правил, которые я обязан выполнять

Постоянно жалуется кому-то на меня

Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо

За одно и то же один раз наказывает, а другой — прощает

Очень любит делать что-нибудь вместе

Если назначает какую-нибудь работу, то считает, что я должен делать только ее, пока не закончу

Начинает сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал

Не требует, чтобы я спрашивал у него разрешения, чтобы идти туда, куда захочу

Отказывается от многих своих дел в зависимости от моего настроения

Пытается развеселить и воодушевить меня, когда мне грустно

Всегда настаивает на том, что за все мои проступки я должен быть наказан

Мало интересуется тем, что меня волнует и чего я хочу

Допускает, чтобы я мог идти, куда хочу, каждый вечер

Имеет определенные правила, по иногда соблюдает их, а иногда нет

Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения

Следит за тем, чтобы я всегда делал то, что мне сказано

Иногда вызывает у меня ощущение, что я ему противен

Практически позволяет мне делать все, что мне нравится

Меняет свои решения так, как ему (ей) удобно

Часто хвалит меня за что-либо

Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь

Хотел бы, чтобы я стал другим, изменился

Позволяет мне самому выбирать себе дело по душе

Иногда очень легко меня прощает, а иногда — нет

Старается открыто показать, что любит меня

Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе

Если я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорит об этом

Предоставляет мне много свободы, редко говорит «должен» или «нельзя»

Непредсказуем в своих поступках, если я сделаю что-нибудь плохое или хорошее

Считает, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу

Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею

Не будет со мной говорить, пока я сам не начну, если до этого я его чем-то задену или обижу

Всегда легко меня прощает

Хвалит и наказывает очень непоследовательно: иногда слишком много, а иногда слишком мало

Всегда находит время для меня, когда мне это необходимо

Постоянно указывает мне, как себя вести

Вполне возможно, что, в сущности, меня ненавидит

Проведение каникул я планирую по собственному желанию

Иногда может обидеть, а иногда бывает добрым и признательным

Всегда откровенно ответит па любой вопрос, о чем бы я ни спросил

Часто проверяет, все ли я убрал, как он велел

Пренебрегает мною, как мне кажется

Не вмешивается в то, убираю я или нет мою комнату (или уголок), — это моя крепость

Очень неконкретен в своих желаниях и указаниях

МЕХАНИЗМ ОБРАБОТКИ СЫРЫХ ДАННЫХ

После того как подросток заполнил оба бланка (на отца и на мать), все полученные данные сводятся в оценочный лист отдельно на мать и на отца. Затем по каждому параметру подсчитывается арифметическая сумма сырых баллов (POZ — позитивный интерес, DIR — директивность, HOS — враждебность, AUT— автономность и NED — непоследовательность). Далее сырые баллы переводятся в стандартизованные значения в соответствии с таблицами.

Стандартизованные данные располагаются в интервале от 1 до 5, нормой является среднее значение — 3.

Если по параметру вышло 1—2 балла, то можно говорить, что он слабо выражен, если 4—5 баллов — то измеряемое качество выражено вполне отчетливо. Затем на специальном бланке строятся оценочные профили отношения подростка как к матери, так и к отцу.

КЛЮЧ

Шкала позитивного интереса — вопросы 1,6, II, 16, 21, 26, 31, 36, 41,46.

Интерпретация шкал I. Оценка матери сыном
Шкала позитивного интереса

Психологическое принятие матери мальчики-подростки видят прежде всего в относительно критическом подходе к ним. Подростки часто испытывают необходимость в помощи и поддержке матери, в большинстве случаев принимают ее мнение, склонны соглашаться с ней. Такие формы поведения, как властность, подозрительность, тенденция к лидерству, отрицаются. В то же время сыновья не ждут от матери чрезмерного конформизма, вплоть до тенденции идти на поводу. Тем не менее просто компетентное поведение, дружеский способ общения и нормальные эмоциональные контакты оказываются недостаточными для того, чтобы подросток мог утверждать, что мать испытывает по отношению к нему позитивный интерес. Они стремятся к сверхопеке сильного, взрослого и самостоятельного человека.

Шкала директивности

Директивность матери по отношению к сыну подростки видят в навязывании им чувства вины по отношению к ней, в ее декларациях и постоянных напоминаниях о том, что мать жертвует всем ради сына, полностью берет на себя ответственность за все, что сделал, делает и будет делать ребенок. Матерью как бы утверждается изначальная зависимость ее статуса и оценки окружающих от соответствия сына «эталону» ребенка, исключая при этом возможность других вариантов самовыражения. Таким образом, мать стремится любым способом исключить неправильное поведение сына, чтобы не ударить в грязь лицом. Простые же формы проявления отзывчивости, симпатии, вызывающие положительные эмоциональные отношения, отрицательно коррелируют с директивной формой взаимодействия матери и подростка.

Шкала враждебности

Враждебность матери в отношениях с сыном-подростком характеризуется ее агрессивностью и чрезмерной строгостью в межличностных отношениях. Ориентировка матери исключительно на себя, ее самолюбие, излишнее самоутверждение, как правило, исключают принятие ребенка. Он воспринимается прежде всего как соперник, которого необходимо подавить, дабы утвердить свою значимость. Так, эмоциональная холодность к подростку маскируется и зачастую выдается за сдержанность, скромность, следование этикету и даже подчиненность ему. В то же время может наблюдаться ярко выраженная подозрительность, склонность к чрезмерной критике в адрес сына, целью которой является стремление унизить его в глазах окружающих. Наряду с этим постоянно (главным образом на вербальном уровне) демонстрируется положительная активность, ответственность за судьбу сына.

Шкала автономности

Автономность матери в отношениях с сыном понимается им как диктат, полное упоение властью, даже некоторая маниакальность в этом отношении, не признающая никаких вариаций. Мать не воспринимает ребенка как личность, со своими чувствами, мыслями, представлениями и побуждениями, она являет собой слепую силу власти и амбиций, которой все, невзирая ни на что, обязаны подчиняться. При этом адаптивная форма авторитета матери, основанная на доверии и уважении, а также приемлемые формы жесткости и резкости (когда они учитывают ситуацию), оказываются не характерными для автономности матерей в отношениях с сыновьями-подростками. Кроме того, по мнению сыновей, ни эмоциональная привязанность, ни дружеский стиль общения не могут быть связаны с отгороженностью, невовлеченностью матери в дела сына.

Шкала непоследовательности

Непоследовательность проводимой матерью линии воспитания оценивается подростками как некое чередование (в зависимости от степени информативной значимости) таких психологических тенденций, как господство силы и амбиций и покорность (в адаптивных формах), деликатность и сверхальтруизм и недоверчивая подозрительность. Причем все они имеют тенденцию к экстремальным формам проявления (амплитуда колебаний максимальна).

II. Оценка отца сыном

Позитивный интерес в отношениях с сыном рассматривается как отсутствие грубой силы, стремления к нераздельной власти в общении с ним. Подростки говорят о позитивном интересе в случаях, когда отцы стремятся достигнуть их расположения и почитания отцовского авторитета, не прибегая к декларациям догм. Психологическое принятия сына отцом основано прежде всего на доверии. При подобных отношениях характерно находить истину в споре, прислушиваясь к различным аргументам и отдавая предпочтение логике здравого смысла. Здесь полностью отрицается какого-либо рода конформизм.

Директивность в отношениях с сыном отец проявляет в форме тенденции к лидерству, путем завоевания авторитета, основанного на фактических достижениях и доминантном стиле общения. Его власть над сыном выражается главным образом в управлении и своевременной коррекции поведения ребенка, исключая амбициозную деспотичность. При этом отец очень четко дает понять ребенку, что ради его благополучия жертвует некоторой имеющейся у него частичкой власти; что это не просто покровительство, а стремление решать все мирно, невзирая на степень раздражения.

Жестокие отцы всегда соглашаются с общепринятым мнением, слишком придерживаются конвенций, стремятся удовлетворить требования других быть хорошим отцом и поддерживать положительные отношения. Воспитывая, они пытаются вымуштровать своего сына в соответствии с принятым в данном обществе и в данной культуре представлением о том, каким должен быть идеальный ребенок.

Отцы стремятся дать сыновьям более широкое образование, развивать различные способности, что зачастую приводит к непосильной нагрузке на юношеский организм. Наряду с этим проявляется полная зависимость от мнения окружающих, боязнь и беспомощность, невозможность противостоять им. В то же время по отношению к сыну отец суров и педантичен. Подросток постоянно находится в состоянии тревожного ожидания низкой оценки его деятельности и наказания родительским отвержением по формуле: «Как ты смеешь не соответствовать тому, чего от тебя ждут, ведь я жертвую всем, чтобы сделать из тебя человека». Тут же звучит постоянное недовольство, скептическое отношение к достижениям сына, что неизбежно снижает мотивацию его деятельности.

Автономность отца в отношениях с сыном проявляется в формальном отношении к воспитанию, излишней беспристрастности в процессе общения. Взаимодействие основывается на позициях силы и деспотичности. Отец «замечает» сына только в случаях, когда тот что-нибудь натворил, причем даже на разбор случившегося, как правило, не хватает времени. Отец слишком занят собой, чтобы вникать в жизнь и проблемы сына. О них он узнает только из его просьб помочь или посоветоваться в том или ином вопросе, не особенно перетруждая себя объяснениями. Отца не интересуют увлечения сына, круг его знакомств, учеба в школе, он только делает вид, что это его беспокоит. Часто его просто раздражает, когда сын обращается к нему, поскольку он полагает, что сын сам должен все знать.

Непоследовательность применяемых отцом воспитательных мер сыновья-подростки видят в непредсказуемости, невозможности предвидеть, как их отец отреагирует на ту или иную ситуацию, событие: подвергнет ли сына суровому наказанию за мелкие проступки или слегка пожурит за что-нибудь существенное, приняв заверения последнего в том, что это больше не повторится. Такой отец либо долго и педантично будет «промывать косточки», либо примет на веру заверения сына в его невиновности.

При сравнении оценки матерей и отцов мальчиками-подростками выявляются следующие характерные различия.

  • 1. При психологическом принятии родителями сына у отцов по сравнению с матерями доминирует отсутствие тенденции к лидерству, поскольку они стремятся достичь расположения и почитания их авторитета, не прибегая к силе, в отличие от матерей, которые в исключительных случаях позволяют себе авторитаризм в межличностных отношениях ради блага ребенка. В то же время у матерей в качестве позитивного интереса мальчики отмечают критический подход к ним и сверхопеку, тогда как у отцов более выражена независимость и твердость позиций.
  • 2. По шкале директивности у матерей, по сравнению с отцами, на первый план выступает тенденция к покровительству, поскольку матери более склонны воздействовать на детей индуктивной техникой. Также матери готовы пойти на компромисс ради достижения своей цели, тогда как отцы предпочитают авторитет силы.
  • 3. Враждебность матерей проявляется в результате борьбы за свою независимость. Аналогичная характеристика у отцов — скорее тенденция к конформности по отношению к окружающим.
  • 4. Автономность матерей и отцов основана на деспотической «слепой» власти, не терпящей потворства, однако у матерей замечен акцент на отсутствие требований-запретов в отношении подростков, а у отцов — на отгороженность. И у тех и у других отсутствует даже тенденция к покровительству, хотя отцы могут в виде исключения оторваться отдел и внять просьбам сына-подростка.
  • 5. Непоследовательность в проведении линии воспитания у обоих родителей одинаково оценивается подростками как тенденция к экстремально-противоречивым формам проявления с максимальной амплитудой выражения. Причем у матерей противоположностью силе и недоверию является уступчивость и гиперпротекция, а у отцов — доверчивость и конформизм.

III. Оценка матери дочерью

Положительное отношение к дочери со стороны матери, основанное на психологическом принятии, описывается подростками-девочками как отношение к маленькому ребенку, который постоянно требует внимания, заботы, помощи, который сам по себе мало что может. Такие матери часто одобряют обращение дочерей за помощью в случаях ссор или каких-либо затруднений, с одной стороны, и ограничение самостоятельности — с другой. Кроме того, девочки отмечают фактор потворства, когда мать находится как бы «на побегушках» и стремится удовлетворить любое желание дочери.

Описывая директивность своих матерей, девочки-подростки отмечают жесткий контроль с их стороны, тенденцию к легкому применению своей власти, основанной на амбициях, не приветствуя при этом выражения собственного мнения дочери. Такие матери больше полагаются на строгость наказания, упрямо считая, что они всегда правы, а дети еще слишком малы, чтобы судить об этом.

Враждебность матерей их дочерьми-подростками описывается как подозрительное отношение к семейной среде и дистанция по отношению к ее членам (в частности, к детям). Подозрительное поведение и отказ от социальных норм приводят их. как правило, к отгороженности и возвышению себя над остальными.

Автономность матерей исключает какую-либо зависимость от ребенка, его состояния, требований. Отрицаются также какие-либо формы заботы и опеки по отношению к дочерям. Такие матери оцениваются подростками как снисходительные, нетребовательные. Они практически не поощряют детей, относительно редко и вяло делают замечания, не обращают внимания на их воспитание.

Под непоследовательностью воспитательной практики со стороны матери девочки понимают резкую смену стиля, приемов, представляющих собой переход от очень строгого воспитания к либеральному и, наоборот, переход от психологического принятия дочери к ее эмоциональному отвержению.

IV. Оценка отца дочерью

Дочери описывают позитивный интерес отца как отцовскую уверенность в себе, уверенность в том, что не пресловутая отцовская строгость, а внимание к подростку, теплота и открытость отношений между отцом и дочерью-подростком являются проявлением искреннего интереса. Психологическое принятие дочери характеризуется отсутствием резких перепадов от вседозволенности к суровым наказаниям, т.е. доминируют теплые дружеские отношения с четким осознанием границ того, что можно и чего нельзя. Отцовские запреты же в данном случае действуют только на фоне отцовской любви.

Девочки-подростки представляют директивность отца в качестве образа «твердой» мужской руки, готовой то сжаться в кулак, то указать дочери не ее место в обществе в целом и в семье в частности. Директивный отец как бы направляет растущую девушку на путь истинный, заставляя ее подчиняться нормам и правилам поведения, принятым в обществе и определенной культуре, вкладывая в ее душу заповеди морали.

В данном случае речь идет о таком неблагоприятном типе отцовского отношения к дочери, как сочетание сверхтребовательности, ориентированной на эталон идеального ребенка и соответствующей слишком жесткой зависимости, с одной стороны, и эмоционально-холодным, отвергающим отношением — с другой. Все это ведет к нарушениям взаимоотношений между отцом и дочерью-подростком, что, в свою очередь, обусловливает повышенный уровень напряженности, нервозности и нестабильности подростка.

Девочки-подростки описывают автономность отцов как претензию на лидерство, причем лидерство недосягаемое, недоступное для взаимодействия с ним. Он представляется человеком, отгороженным от проблем семьи как бы невидимой стеной и существующим параллельно с остальными членами семьи. Отцу абсолютно все равно, что происходит вокруг, его действия зачастую не согласуются с потребностями и запросами близких, интересы которых полностью игнорируются.

Здесь отец представляется человеком совершенно непредсказуемым. С достаточно высокой степенью вероятности в его поведении могут проявляться совершенно противоречащие друг другу психологические тенденции, причем амплитуда колебаний будет максимальной.

Характерные различия в оценках воспитательной практики матерей и отцов девочками-подростками выглядят следующим образом.

  • 1. При позитивном интересе и психологическом принятии у матерей на первый план выступают доверие и подчиняемость. У отцов же доминируют уверенность в себе и отсутствие жесткости, авторитарности в отношениях с дочерью, что исключает воспитание посредством силового давления.
  • 2. Директивность матерей основана исключительно на амбициозных претензиях к власти и жесткому контролю над поведением дочери, а директивность отцов наряду с этим выражается еще и в зависимости от мнения окружающих и самовлюбленности.
  • 3. При враждебности, эмоциональном отвержении у матерей выявляются упрямый конформизм и слабовольная зависимость от мнения окружающих, что исходит из претензий отца на ведущие позиции. У отцов же при враждебной воспитательной практике по отношению к дочери-подростку на первый план выступают жестокость и самоутверждение посредством власти и силы.
  • 4. Автономность со стороны матерей отличается отсутствием добрых человеческих отношений и отгороженностью от проблем и интересов дочери. У отца автономность выражается в его безоговорочном лидерстве в семье и в недоступности общения с ним для дочери.
  • 5. При непоследовательной воспитательной практике в контексте противоречивости проявлений характеристики отцов и матерей представляются одинаковыми. Различие состоит лишь в таких тенденциях, как самодовлеющее самоутверждение с враждебной непримиримостью у отцов и подчиненностью с недоверием — у матерей.

Опросник Подростки о родителях . Л. И. Вассерман, Е. Е. Ромицына

Направлен на выявление отношения подростков к воспитательной практике родителей. В результатах опросника, моделирующего опр. «воспитательные» ситуации, проявляется субъективное понимание и отношение подростков к гипотетической практике принятия воспитательных решений родителями, или, иначе говоря, создается образ, к-рый складывается в восприятии подростка относительно этих отношений и воспитательной практики под влиянием осознаваемых и неосознаваемых факторов. Т. о., методика ПоР как психодиагностический инструмент дает достаточно объективную информацию о своеобразии восприятий подростком своих родителей в разл. жизненных ситуациях, включая ситуацию обучения, воспитания и болезни. Опросник имеет 4 варианта, к-рые различаются в зависимости от субъекта и объекта оценивания: 1) оценка отца дочерью; 2) оценка отца сыном; 3) оценка матери дочерью; 4) оценка матери сыном. В результате обработки полученных данных определяются показатели, отражающие поведение и установки родителей в отношении подростка. Опросник состоит из 50 высказываний, оценок поведения отца или матери, на к-рые респонденты могут отвечать тремя способами: «да», «частично», «нет», что выражается в количественных оценках 2, 1, 0. Утверждения формируют 5 шкал. 1) Шкала POZ — «Позитивный интерес» отражает степень принятия родителями своего ребенка. Высокие оценки — безусловно, положительное отношение к ребенку, вне зависимости от исходных ожиданий родителя. Низкие оценки — непринятие ребенка, его эмоциональное отвержение. 2) Шкала DIR — «Директивность» отражает уровень контроля со стороны родителей в отношении ребенка. Высокие оценки — родители оказывают опр. давление и преднамеренно руководят детьми. Низкие оценки — потворствование и недостаточность требований к ребенку. 3) Шкала HOS «Враждебность» отражает уровень враждебности родителя по отношению к ребенку. Высокие оценки — отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения. Низкие оценки — склонность к дружеским взаимоотношениям, принятие, положительная оценка личности ребенка. 4) Шкала AUT — «Автономность» отражает степень вовлеченности родителя в дела ребенка. Высокие оценки — отстраненность, отсутствие у родителя стремления к участию в жизни и делах ребенка. Низкие оценки — эмоциональная вовлеченность в дела ребенка. 5) Шкала NED — «Непоследовательность» отражает степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов. Высокие оценки родители крайне непоследовательны в проведении своих воспитательных мероприятий. Низкие оценки — родители недостаточно гибки, чрезмерно принципиальны и категоричны в реализации воспитательных принципов. Также авторами-разработчиками методики предлагается для интерпретации использование 2 дополнительных шкал. Фактор близости (POZ/HOS). Вычисляется путем определения алгебраической разницы «сырых» баллов по шкалам «Позитивного интереса» и «Враждебности» с последующим переводом полученного результата в стандартный балл. Данный показатель характеризует степень проявления теплых чувств и принятия своего ребенка при высоких стандартных оценках и преимущественного его отвержения — при низких стандартных оценках. Фактор критики (DIR/AUT). Вычисляется путем определения алгебраической разницы «сырых» баллов по шкалам «Директивности» и «Автономности» с последующим переводом полученного результата в стандартный балл. Данный показатель характеризует высокую заинтересованность и тотальный контроль родителя в отношении своего ребенка при высоких стандартных оценках и отсутствие заинтересованности в сочетании с безнадзорностью — при низких стандартных оценках. После того, как подросток заполнил оба бланка (на отца и на мать) по каждой из 5 шкал подсчитывается арифметическая сумма сырых баллов, к-рые при помощи специальных таблиц переводятся в стандартные значения от 1 до 5, где нормативным является среднее значение — 3 балла. Т. о., если по шкале набрано 1-2 стандартных балла, то можно говорить о том, что эта характеристика слабо выражена, если 4-5 балла, то измеряемое качество выражено вполне отчетливо. Применению опросника должна предшествовать предварительная беседа с подростком, направленная на формирование доверительного отношения к экспериментатору, получение осн. данные о семье и детско-родительских взаимоотношениях. Большое значение имеют не только показатели по отдельным шкалам, общая характеристика графиков и их соотношение между собой, но подробный качественный анализ характера ответов на каждое конкретное утверждение опросника. Особое внимание также уделяется различию (если таковое имеется) «материнского» и «отцовского» профилей. Их сравнение весьма показательно в отношении особенностей семейных взаимоотношений, единства или разобщенности родительских установок, уровня конфликтности и общей напряженности в семье. Лит.: Вассерман Л. И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учеб. пособие. СПб., 2000. Л. И. Вассерман, Е. Е. Ромицына (Малкова)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *