Стихи о войне про детей

Картотека стихов о пионерах-героях для 4 класса

Соколан Ольга Владимировна
Картотека стихов о пионерах-героях для 4 класса

Подготавливая мероприятие о пионерах героях, я столкнулась с небольшой проблемой — стихи. Оказывается их не так и много, посвященной этой тематике, особенно учитывая возраст, на который я ориентировалась (3-4 класс). Потратив достаточно времени, я нашла несколько стихов и решила поделиться с вами, коллеги.

Юные безусые герои

Юные безусые герои,

Юными остались вы навек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев тому сейчас причиной,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Сколько вас? Попробуй перечислить,

Не сочтёшь, а впрочем, всё равно,

Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

В каждой песне, лёгком шуме листьев,

Тихо постучавшемся в окно.

Сергей Наровчатов

Пионеры-герои

В суровые годы великих сражений

Советские люди планету спасли,

Но шрамы тяжелых военных ранений

Навеки остались на теле земли.

…Ветры в походные трубы трубили,

Дождь отбивал барабанную дробь…

Ребята-герои в разведку ходили

Сквозь чащу лесов и болотную топь…

А нынче в разведку идут следопыты,

Туда, где когда-то ровесники шли…

Не будут, не будут, не будут забыты

Ребята — герои родимой земли!

…И кажется, снова в борьбе и в походе

Сегодня в рядах своих верных друзей

Голиков Лёня, Дубинин Володя,

Котик, Матвеева, Зверев, Казей.

В мирные дни, побеждая и строя,

Помнит Отчизна года боевые.

Славьтесь в веках, пионеры-герои!

Славьтесь, товарищи, вечно живые!

Павел Железнов

Юным героям войны

Мальчишки-девчонки военной страны!

Мы вам до земли поклониться должны:

Вы бились с врагом в тех кровавых боях,

Вы смены стояли в холодных цехах,

Вы в поле работали за четверых,

Вы ждали, молились за ваших родных,

Вы тылом надежным были отцам,

Опорой вы стали своим матерям,

Вы мстили за павших, вставая с ружьем,

Вы шли в рукопашный за поруганный дом,

Вы связь обеспечивали для партизан,

Вам ангел победы в руки был дан.

И кто-то из вас не вернулся домой,

А кто-то сейчас, слава Богу, живой.

Девчонки-мальчишки великой страны!

Мы вам до земли поклониться должны!

Наталия Бессонова

Мальчики

Уходили мальчики – на плечах шинели,

Уходили мальчики – храбро песни пели,

Отступали мальчики пыльными степями,

Умирали мальчики, где – не знали сами…

Попадали мальчики в страшные бараки,

Догоняли мальчиков лютые собаки.

Убивали мальчиков за побег на месте,

Не продали мальчики совести и чести…

Не хотели мальчики поддаваться страху,

Поднимались мальчики по свистку в атаку.

В черный дым сражений, на броне покатой

Уезжали мальчики – стиснув автоматы.

Повидали мальчики – храбрые солдаты –

Волгу – в сорок первом,

Шпрее – в сорок пятом,

Показали мальчики за четыре года,

Кто такие мальчики нашего народа.

И. Карпов

В дни войны

Глаза девчонки семилетней

Как два померкших огонька.

На детском личике заметней

Большая, тяжкая тоска.

Она молчит, о чем ни спросишь,

Пошутишь с ней, – молчит в ответ.

Как будто ей не семь, не восемь,

А много, много горьких лет.

А. Барто

Опять война

Опять война,

Опять блокада.

А может, нам о них забыть

Я слышу иногда:

“Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне”.

И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда —

Не права!

Чтоб снова

На земной планете

Не повторилось той войны,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили,

Как мы!

Юрий Воронов

Короткие стихи Ирины Лариной о пионерах — героях

Марат Казей.

Там, где фашисты ползли по России,

буйствуя и зверея,

Каждый их шаг был замечен, записан

в память Марата Казея.

Точные сведенья в лес доносил,

вражьи посты огибая…

Вечною Славою смерть победил,

честно в бою погибая!

Лёня Голиков.

Бил захватчиков Лёня не мало,

и однажды настиг Генерала:

Долго по лесу враг уходил, только Лёня его – победил!

А в портфеле того генерала

вся фашистская тайна лежала.

Ценных сведений в толстом портфеле

партизанам хватило… На деле —

Партизаны прошли там, где нужно,

взяли пленных и много оружья.

Валя Котик

У карателей – автоматы

и заправлена форма старательно.

Это звери – а не солдаты,

но без страха пошёл на карателей

Валя Котик их выследил смело:

и фашистский Главарь был убит.

За геройство, за правое дело

Вале – Памятник бронзой горит!

Зина Портнова.

На допросе орал на девчонку лютый враг,

положив пистолет.

Бил её, но немного в сторонку отошёл,

был удобный момент:

Зина, корчась от боли, схватила

пистолет и убила врага,

Всех обоймой одной уложила…

Нет, не выдав своих никогда!

Володя Дубинин

У предателей было оружье, они всех выдавали врагу…

Лишь Володя прошёл там, где нужно,

сосчитал все стволы на бегу,

Вывел наших из окруженья,

показал, где продукты лежат…

Даже в самых суровых сраженьях

вёл себя, как отважный солдат!

Галя Комлева.

От села к селу – дорога дальняя…

всё считать, листовки разносить –

Ей с врагами проще было, маленькой,

говорить и «за нос их водить»:

Мол, несу продукты своей бабушке,

вот иду дорогой до села,

А сама патроны, бомбы, рацию –

партизанам в лес глухой несла.

Пусть враги схватили и терзали…

Ничего от Гали не узнали!

Вася Коробко

Намывал полы до блеска в Главном штабе он немецком,

И свой самый главный подвиг совершил он не по-детски:

По секрету полицаям рассказал…

«про партизан»,

Немцам тоже – «уши парил»:

— Партизаны там-то…там.

Фрицы были очень рады,

вышли ночью на засаду,

Васин слушая рассказ,

думали, что в этот раз

Партизанам всем «Капут!»

А в засаде… полицаи

в немцев радостно стреляли,

думая, что наших бьют!

Так друг дружку перебили…

Партизаны – рады были!

Во имя Отчизны, сомненья поправ,

Чтоб злого врага победить,

Вы отдали жизни, так и не узнав,

Как всё-таки здорово жить!

Мы будем вас помнить, и в сердце хранить

Героев своих имена.

Вы – жили, сражались, смогли победить,

Чтоб вами гордилась Страна!

Интернет ресурсы:

«У войны не детское лицо…» Дети и война в стихотворениях российских поэтов.

Конкурс проектных и исследовательских работ

«Мой первый проект!»

«У войны не детское лицо…»

Дети и война в стихотворениях российских поэтов

Вид работы – исследовательская работа

Секция – русский язык, литература

Авторы

Кожемяко Анастасия, Смагина Наталья

ученицы 7 класса

филиала МОУ СОШ п. Кушумский

в селе Верхний Кушум

Руководитель

Аннина Галина Сергеевна

учитель I квалификационной категории

филиала МОУ СОШ п. Кушумский

в селе Верхний Кушум

Аннотация

Тема данного исследования – «У войны не детское лицо». Мы считаем, что это аксиома, то есть утверждение, не требующее доказательств. Но мы всё равно решили на материале стихотворений о Великой Отечественной войне показать, что дети и война – это несовместимые понятия. Считаем, что тема работы актуальна, так как война – это самое плохое, что может произойти с человечеством, и все люди на планете Земля должны помнить об этом.

План

I. Вступление. Тема, актуальность темы. Цели и задачи.

II Основная часть. Дети – герои стихотворений о Великой Отечественной войне.

1. Детская тема в поэзии первых месяцев войны.

2. Дети блокадного Ленинграда.

3. Юные узники концлагерей.

III. Заключение.

I Вступление: тема, актуальность темы; цели и задачи

Тема нашего исследовательского проекта – «У войны не детское лицо…». Предмет исследования – «Дети и война в стихотворениях российских поэтов».

Почему военная тема? Как нам кажется, это наиболее актуальная тема сейчас, накануне 70-летия Великой Победы, когда наиболее остро воспринимаешь ту трагедию целого мира и нашей страны особенно. Кроме того, драматические события, происходящие на Украине, тоже никого не оставляют равнодушными.

Почему дети на войне? Потому что, на наш взгляд, дети и война – понятия несовместимые. Название своего проекта мы взяли из стихотворения современной поэтессы Ирины Савельевой «У войны не детское лицо». Это утверждение, тезис, а доказательства справедливости данного суждения будет целью нашей работы.

Перед нами стояли следующие задачи:

— прочитать стихотворения на данную тему;

— проследить развитие темы в поэзии 20-21 веков;

— постараться донести до читателя высокий патриотизм стихотворений о войне, показать мужество маленьких героев.

Когда мы прочитали стихотворение Ирины Савельевой, мы поняли, в каком направлении проводить наше исследование, потому что в этом стихотворении отразились все трагические испытания детей в годы Великой Отечественной войны.

У войны не детской лицо!

Но в глаза детей смотрела смерть…

Не щадила маленьких бойцов,

Им пришлось до срока повзрослеть.

Звание такое «сын полка»,

Мужества святого колыбель!

Это ничего, что велика

На него солдатская шинель.

У него в отца бойцовский нрав,

Быть и не могло другой судьбы

У того, кто с гордостью читал

В старом Букваре: «Мы не ра-бы!»

Храбрости ему не занимать,

По плечу мальчонке ратный труд.

Заслонял собой мальчишка мать,

Ту, что люди Родиной зовут!

Для кого-то громкие слова,

Для него – колодец во дворе,

На лугу высокая трава,

Первая страничка в Букваре.

Их большая дружная семья,

Сказка довоенных, светлых лет,

Озорные, школьные друзья

И на Новый год кулёк конфет…

Мамины прекрасные глаза,

Сердцу милый старенький их дом,

В кружевных салфетках образа,

Хлеб ржаной с топлёным молоком.

Девочка с соседнего двора,

За которой он носил портфель.

На параде громкое: «Ура!»

И в шкафу отцовская шинель.

У войны не детское лицо,

Но в бою не разглядеть лица…

Щедро начиняла смерть свинцом

Юные, мальчишечьи сердца.¹

II Дети – герои стихотворений о Великой Отечественной войне.

  1. Детская тема в поэзии первых месяцев войны.

Когда началась война, первыми откликнулись на неё поэты, представители «малых» жанров. Первое стихотворение о войне, как известно, «Священная война» Василия Лебедева-Кумача. В этом стихотворении впервые прозвучали чувства, охватившие всех советских людей, — негодование, боль, гнев, готовность немедленно встать на защиту Родины. И эти чувства разделял весь народ: взрослые и дети, молодые и старики, женщины и мужчины.

Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то был на пороге юности. Герой стихотворения А.Иоффе говорит:

Его я узнал не из книжки –

Жестокое слово – война!

Прожектором яростной вспышки

К нам в детство врывалась она.

В те дни мы в войну не играли –

Мы просто дышали войной.²

¹ http://literature.do.am/publ/

² http://www.chitalnya.ru/

Война застала ребёнка в больших городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, на переднем крае войны и в глубоком тылу.

Невозможно спокойно читать строки С.Я.Маршака об одном из таких мальчишек, внезапно оставшемся без защиты взрослых в стихотворении «Мальчик из села Поповки».

Среди сугробов и воронок

В селе, разрушенном дотла,

Стоит, зажмурившись, ребёнок –

Последний гражданин села.

Испуганный котёнок белый,

Обломок печки и трубы –

И это всё, что уцелело

От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя

И плачет, как старик, без слёз,

Три года прожил он на свете,

А что узнал и перенёс!

При нём избу его спалили,

Угнали маму со двора,

И в наспех вырытой могиле

Лежит убитая сестра.

Не выпускай, боец, винтовки,

Пока не отомстишь врагу

За кровь, пролитую в Поповке,

И за ребёнка на снегу.¹

В этом стихотворении, как и в других, написанных в первые месяцы войны, автор не скрывает, не сглаживает драматизм и накал ужасной сцены, его цель – призвать к справедливой мести врагу. И деревня с таким русским названием Поповка, и имя мальчика Петя, подчёркнуто привычное, знакомое, напоминают, что враг топчет нашу родную землю.

Такой же мотив звучит и в известном стихотворении Константина Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете…» Его маленький герой, уже успевший потерять мать, возвращается вместе с отцом из Бреста, пережив столько, что «эти десять дней» «на том и этом свете» ему зачтутся за десять лет. Звучит парадоксально, но единственно надёжное место теперь, по мнению отца, для этого «седого мальчишки» — лафет пушки, к которому он привязан. И вновь звучит напоминание о долге:

¹ http://www.chitalnya.ru/

Ты это горе знаешь понаслышке,

А нам оно оборвало сердца.

Кто раз увидел этого мальчишку,

Домой прийти не сможет до конца.¹

Маленькие герои войны лишены детства. Поэты часто, рисуя их портреты, подчёркивают одну деталь – недетский взгляд, тоскливые глаза детей.

Глаза девчонки семилетней

Как два померкших огонька.

На детском личике заметней

Большая, тяжкая тоска.

Она молчит, о чём ни спросишь,

Пошутишь с ней, — молчит в ответ.

Как будто ей не семь, не восемь,

А много, много горьких лет, — так написала Агния Барто в стихотворении «В дни войны».²

Поэт Борис Пастернак в стихотворении «Страшная сказка», написанном в 1941 году, проводит историческую параллель между ужасами фашизма и злодеяниями иудейского царя Ирода в Вифлееме.

Всё переменится вокруг.

Отстроится столица.

Детей разбуженных испуг

Вовеки не простится.

Не сможет позабыться страх,

Изборождавший лица.

Сторицей должен будет враг

За это поплатиться.

Запомнится его обстрел.

Сполна зачтётся время,

Когда он делал, что хотел,

Как Ирод в Вифлееме.

Настанет новый, лучший век.

Исчезнут очевидцы.

Мученья маленьких калек

Не смогут позабыться.

¹ Симонов К. Сочинения Т.1, стр.97 «Художественная литература» М. 1952

² http://www.chitalnya.ru/

³ Пастернак Б. Избранное в 2-х книгах, книга 1.М. «Просвещение» 1991

2. Дети блокадного Ленинграда.

Ленинград. Какая страшная трагедия заключена в этом слове! Фашисты хотели уничтожить город, сломить мужество его защитников. Но город выстоял. Выстоял ценой страданий, стойкости, решительности защитников Ленинграда. На протяжении долгих дней и ночей блокады рядом со взрослыми страдали дети.

Об одном из таких ребят написал поэт Игорь Ринк в стихотворении «Мальчик из блокады».

От голода не мог и плакать громко,

Ты этого не помнишь ничего,

Полуживым нашли тебя в обломках

Девчата из дружины ПВО.

И кто-то крикнул: «Девочки, возьмёмте!»

И кто-то поднял бережно с земли.

Вложили в руку чёрствый ломтик,

Закутали и в роту принесли.

Чуть поворчав на выдумку такую,

Их командир, хоть был он очень строг,

Тебя вписал солдатом в строевую,

Как говорят, на котловой паёк.

А девушки, придя со смены прямо,

Садились, окружив твою кровать,

И ты вновь обретённым словом «мама»

Ещё не знал, кого из них назвать.¹

Известная поэтесса Ольга Берггольц создала целый поэтический дневник, посвящённый защитникам Ленинграда – взрослым и детям. Самые проникновенные строки посвящены маленьким жителям города. Рассказывая об их страданиях от голода, ранений, она обращается ко всем людям, проклинает тех, кто несёт ужас и смерть, кто разжигает войны на Земле.

Пусть голосуют дети.

Я в госпитале мальчика видала.

При нём снаряд убил сестру и мать.

Ему ж по локоть руки оторвало.

А мальчику в то время было пять.

Он музыке учился, он старался.

Любил ловить зелёный круглый мяч…

И вот лежал – и застонать боялся.

Он знал уже: в бою постыден плач.

¹http://www.stihi.ru/avtor/zhdanov1&book=9#9

Лежал тихонько на солдатской койке,

Обрубки рук вдоль тела протянув…

О, детская немыслимая стойкость!

Проклятье разжигающим войну!

Проклятье тем, кто там, за океаном,

За бомбовозом строит бомбовоз,

И ждёт невыплаканных детских слёз,

И детям мира вновь готовит раны.

Пусть уличит истерзанное детство

Тех, кто войну готовит, — навсегда,

Чтоб некуда им было больше деться

От нашего грядущего суда.¹

Дети блокадного Ленинграда жили, мечтая о том, чтобы снова наступил мир, чтобы вернулись беззаботные, счастливые довоенные дни. Об этом стихотворение Игоря Ринка «Мечты блокадного мальчишки».

На окнах – надоевшие кресты…

И сутки не смолкает канонада,

А светлые мальчишечьи мечты

Ведут меня по дедовому саду.

Так хочется дотронуться рукой

До яблочной прозрачно-спелой кожи,

Увидеть вновь улыбки и покой

На лицах торопящихся прохожих!

Так хочется, чтоб мамочка моя,

Как прежде, заразительно смеялась,

Израненная взрывами земля

В цветочных росах снова искупалась!

Бумажным лёгким змеем с ветерком

Умчаться ввысь распахнутого неба.

И съесть – взахлёб! До крошки! Целиком!

Буханку вкусно пахнущего хлеба!²

¹ http://санктпетербургъ.рф/23-o-blokade.html

² http://www.stihi.ru/avtor/zhdanov1&book=9#9

3. Юные узники лагерей.

Те дети, кто не погиб на войне, от бомбёжек или голода, погибали в лагерях. Дахау, Освенцим, Саласпилс. Последний – самый страшный из них, потому что в нём был детский лагерь смерти. Дети становились подопытным материалом, из них выкачивали кровь. Не щадили никого. Несмотря на зимнюю стужу, привезённых детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носивший наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем таким же порядком детей, старший из которых не достигал ещё 12-летнего возраста, гнали в другой барак, в котором голыми держали их на холоде по пять-шесть суток.

Сергей Михалков писал именно об этих мучениках в стихотворении «Детский ботинок».

Занесённый в графу

С аккуратностью чисто немецкой,

Он на складе лежал

Среди обуви взрослой и детской.

Его номер по книге:

«Три тысячи двести девятый».

«Обувь детская. Ношена.

Правый ботинок. С заплатой…»

Кто чинил его? Где?

В Мелитополе? В Кракове? В Вене?

Кто носил его? Владек?

Или русская девочка Женя?

Как попал он сюда, в этот склад,

В этот список проклятый,

Под порядковый номер

«Три тысячи двести девятый»?

Неужели другой не нашлось

В целом мире дороги,

Кроме той, по которой

Прошли эти детские ноги

В это страшное место,

Где вешали, жгли и пытали,

А потом хладнокровно

Одежду убитых считали?

Здесь на всех языках

О спасенье пытались молиться:

Чехи, греки, евреи,

Французы, австрийцы, бельгийцы.

Здесь впитала земля

Запах тлена и пролитой крови

Сотен тысяч людей

Разных наций и разных сословий…

Час расплаты пришёл!

Палачей и убийц – на колени!

Суд народов идёт

По кровавым следам преступлений.

Среди сотен улик –

Этот детский ботинок с заплатой.

Снятый Гитлером с жертвы

Три тысячи двести девятой.¹

Обычная вещь – детский ботинок с заплатой – становится символом ужасов войны, кричит о том, что дети и война – понятия несовместимые.

Ещё одно стихотворение «Дети в Освенциме» написано известным в XX веке поэтом Наумом Коржавиным.

Мужчины мучили детей.

Умно. Намеренно. Умело.

Творили будничное дело,

Трудились – мучили детей.

И это каждый день опять:

Кляня, ругаясь без причины…

А детям было не понять, Чего хотят от них мужчины.

За что – обидные слова,

Побои, голод, псов рычанье?

И дети думали сперва,

Что это за непослушанье.

Они представить не могли

Того, что было всем открыто:

По древней логике земли,

От взрослых дети ждут защиты.

А дни всё шли, как смерть страшны,

И дети стали образцовы.

Но их всё били.

Так же.

Снова.

И не снимали с них вины.

Они хватались за людей.

Они молили. И любили.

Но у мужчин «идеи» были,

Мужчины мучили детей.

¹ http://ruslib.org/books/mihalkov_sergey/stihi-read.html

Я жив. Дышу. Люблю людей.

Но жизнь бывает мне постыла,

Как только вспомню: это – было!

Мужчины мучили детей!¹

Трагическое противопоставление: сильные мужчины – «защитники» и хрупкие дети! Те, кто самой природой предназначен охранять уязвимые детские жизни, предстают в стихотворении убийцами и мучителями.

В памятке фашистского солдата были такие слова: «..Нет нервов, сердца. Жалости – ты сделан из немецкого железа. Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик».

И они не щадили, не щадили даже детей. Подростков отрывали от родителей, угоняли в Германию, в концлагеря, подвергали пыткам, безжалостно расстреливали.

Татарский поэт Муса Джалиль назвал этих беспощадных убийц «варварами» и «дикарями», а их «деяния» — «варварством».

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят…

Рассказывая о расстреле безвинных жертв, поэт восклицает:

Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?²

Немногие дети, узники лагерей, выжили и были возвращены на Родину. Возвращение это было трудным. Один из таких эпизодов описан в стихотворении Леонида Серого «Венский вокзал в сорок пятом».

Я помню «Западный» вокзал. Так, не вокзал – одно названье.

Сраженья гул ушёл на запад и постепенно вовсе смолк.

На рельсах сидя отдыхал прошедший укомплектованье,

А проще – заново рождённый, наш боевой стрелковый полк.

¹ http://korzhavin.ouc.ru/deti-v-osvencime.html

² http://lit.peoples.ru/poetry/musa_jalil/

И на платформу вполз состав, идущий на восток куда-то,

Шёл медленно и осторожно, как бы стараясь не греметь.

В вагонах, в тех, что возят скот, стояли дети в полосатом

Так ужасающе худые, что жутко было посмотреть.

Состав вздохнул и тихо встал, поскрипывая тормозами.

В другое время я бы думал, что это зрения изъян –

Скелетики в товарняках с пустыми тёмными глазами.

Одни глаза. Сейчас такими рисуют инопланетян.

Впечатление, которое произвело появление этого состава с «детьми в полосатом», поэт обозначил ёмким словом – «шок». Все, кто стоял на платформе. – солдаты, «две местных тётки с узелками» — вдруг будто очнувшись, бросились к вагонам, «протягивая этим детям всё, что имели за душой».

Тушёнка, сахар, сухари, всё из потаек извлекалось,

Трофейный шоколад, галеты, компот, трофейная халва,

И мужики, в бою – зверьё, всё повидавшие, пытались,

Сквозь неудержанные слёзы, найти поласковей слова.

Сопровождавшие детей медсёстры-девушки примчали,

Они метались вдоль состава, весь полк пытаясь вразумить,

Отталкивая нас назад, они рыдали и кричали –

Солдатики, остановитесь! Нельзя! Нельзя детей кормить!

Пришедшие на тот перрон две местных тётки с узелками

Упали разом на колени там, где стояли, в пыль и грязь,

И, наклонившись до земли, и, заслонив лицо руками,

Раскачиваясь, жутко выли, то ли казнясь, то ли молясь.

Гнетущий хор людской беды звучал нелепо и нестройно,

Народ не мог остановиться в порыве чувства своего.

И только дети в полутьме стояли тихо и спокойно

И их глаза на бледных лицах не выражали ничего.

До нас дошло – кормить нельзя! Мы всё сложили аккуратно

На полках первого вагона, где был устроен лазарет.

В последний раз я в те глаза взглянул, и стало мне понятно…

В тот миг отчётливо и ясно я осознал – что бога нет!!

Война не ждёт, мы шли вперёд, наш мир нуждается в защите.

Недалеко в моей колонне шёл пожилой седой солдат

И всё шептал: — Простите, деточки…Ох, деточки, простите…

Как будто он и правда в чём-то был перед ними виноват.¹

¹ http://www.stihi.ru/2007/04/07-1919

Мотив вины перед погибшими участниками войны, перед выжившими детьми и взрослыми стал звучать в стихотворениях последних лет войны и – особенно – в послевоенной лирике.

Не раз о своём чувстве вины говорил поэт Александр Твардовский.

Две строчки.

Из записной потёртой книжки

Две строчки о бойце-парнишке,

Что был в сороковом году

Убит в Финляндии на льду.

Лежало как-то неумело

По-детски маленькое тело.

Шинель ко льду мороз прижал,

Далёко шапка отлетела.

Казалось, мальчик не лежал,

А всё ещё бегом бежал,

Да лёд за полу придержал…

Среди большой войны жестокой,

С чего – ума не приложу,-

Мне жалко той судьбы далёкой,

Как будто мёртвый, одинокий,

Как будто это я лежу,

Примёрзший, маленький, убитый

На той войне незнаменитой,

Забытый, маленький, лежу.¹

Ещё более откровенно об испытываемом им чувстве вины Твардовский написал позже, после войны.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они — кто старше, кто моложе —

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, —

Речь не о том, но все же, все же, все же…²

¹ http://lit.peoples.ru/poetry/

² http://www.kostyor.ru/poetry/

Многие писатели и поэты, бывшие солдаты, признаются, что война никогда не оставляет их, что тема войны стала основной в их творчестве.

Таков поэт Алексей Молчанов. Его герои – дети блокадного Ленинграда, дети войны, все «13 миллионов детей, погибших во Второй мировой войне». Их памяти посвящено следующее стихотворение.

Тринадцать миллионов детских жизней
Сгорело в адском пламени войны.
Их смех фонтанов радости не брызнет
На мирное цветение весны.

Мечты их не взлетят волшебной стаей
Над взрослыми серьезными людьми,
И в чём-то человечество отстанет,
И в чём-то обеднеет целый мир.

Тех, кто горшки из глины обжигают,
Хлеба растят и строят города,
Кто землю по-хозяйски обживают
Для жизни, счастья, мира и труда.

Без них Европа сразу постарела,
На много поколений недород
И грусть с надеждой, как в лесу горелом:
Когда ж подлесок новый станет в рост?

Им скорбный монумент воздвигнут в Польше,
А в Ленинграде – каменный Цветок,
Чтоб в памяти людей остался дольше
Прошедших войн трагический итог.

Тринадцать миллионов детских жизней —
Кровавый след коричневой чумы.
Их мертвые глазёнки с укоризной
Глядят нам в душу из могильной тьмы,

Из пепла Бухенвальда и Хатыни,
Из бликов пискаревского огня:
«Неужто память жгучая остынет?
Неужто люди мир не сохранят?»

Их губы запеклись в последнем крике,
В предсмертном зове милых мам своих…
О, матери стран малых и великих!
Услышьте их и помните о них!¹

Алексей Молчанов, совсем молодой поэт, размышляет о том, что волнует всех неравнодушных людей: о необходимости помнить об ужасах войны, чтобы это никогда не повторилось.

¹ http://stranakids.ru/deti-voiny/5/

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.¹

Призыв «хранить память», прозвучавший в поэме А.Твардовского «Дом у дороги», пронизывает все произведения о войне. Он обращён и к нам, детям 21 века. Об этом напоминает стихотворение Надежды Горлановой «Детям 21 века».

Это праздник мой и твой,
Это праздник детский
На планете на большой
Радуются дети.
Пусть на Севере — снега,
А на Юге — жарко!
Пусть подружат навсегда
Негр, якут, болгарка.
Чтобы жили без войны
Дети Украины,
Бомбы рваться не должны,
Не взрывались мины.
Пусть во всех краях земли
Будет всем уютно
Люди мирно жить должны
Для детей и внуков.
Чтоб трудился человек,
Дети все учились,
Чтобы двадцать первый век
Стал для всех счастливей.
Чтоб не знала детвора
Никаких болезней,

¹ http://www.kostyor.ru/poetry/

Чтобы воздух и вода
Были всем полезней.

Чтоб кругом цвели сады,
Зеленело поле,
Чтоб смотрело с высоты
Небо голубое.
Чтобы солнце над землей
Никогда не гасло!
Чтобы было нам с тобой
На земле прекрасно!¹

III Заключение.

Цель нашего проекта – доказать, что у войны не детское лицо. Исследуя поэтические произведения о судьбах детей на войне, мы убедились, что война и дети – понятия несовместимые. Дети военного поколения не знали радостей детства, были лишены ласки матери, заботы отца. Многие из них (точнее, 13 миллионов) погибли, не выдержав тяжких испытаний, на которые их обрёк фашизм.

Важнейшей задачей проекта было напомнить об этих трагических событиях в истории нашей Родины, потому что нельзя допустить, чтобы гибли люди, страдали дети. Нам кажется, что эти цели и задачи реализованы.

Закончить работу мы хотели бы словами из стихотворения Валентины Салий «О детях войны»:

Детям, пережившим ту войну,

Поклониться нужно до земли!

В поле, в оккупации, в плену

Продержались, выжили, смогли!

Дочери страны! Её сыны!

Чистые пред Родиной и Богом!

На земле осталось вас немного.

Девочки и мальчики войны!

Мира вам, здоровья, долголетья,

Доброты, душевного тепла!

И пускай нигде на целом свете

Детство вновь не отберёт война!²

¹ http://www.stihi.ru/

² http://stranakids.ru/deti-voiny/

Литература и другие источники.

1. Пастернак Б. Избранное в 2-х книгах, книга 1.М. «Просвещение» 1991

2. Симонов К. Сочинения Т.1, стр.97 «Художественная литература» М. 1952

Короткие стихи о детях войны

Стихи: красивые | прикольные | короткие
Их расстреляли на рассвете,
Когда вокруг белела мгла.
Там были женщины и дети
И эта девочка была.
Сперва велели всем раздеться,
Потом ко рву всем стать спиной,
Но вдруг раздался голос детский.
Наивный, тихий и живой:
«Чулочки тоже снять мне дядя?»…
2
Даже подумать страшно, произнося
эти слова, они никогда не должны
стоять рядом друг с другом. Эта
страшная и долгая война, которая
охватила Советский Союз унесла
более 28 миллионов жизней.
…И в этом числе
3
Глаза девчушки семилетней
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней, – молчит в ответ.
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.
4
Пусть небо будет голубым,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть пушки грозные молчат
И пулеметы не строчат,
Чтоб жили люди, города…
Мир нужен на земле всегда!
5
Человек склонился над водой
И увидел вдруг, что он седой.
Человеку было двадцать лет.
Над лесным ручьем он дал обет:
Беспощадно, яростно казнить
Тех убийц, что рвутся на восток.
Кто его посмеет обвинить.
Если будет он в бою жесток?
5
Стоят в России обелиски,
На них фамилии солдат…
Мои ровесники мальчишки
Под обелисками лежат.
И к ним, притихшие в печали,
Цветы приносят полевые
Девчонки те, что их так ждали,
Теперь уже совсем седые.
6
«Никто не забыт и ничто не забыто» —
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.
7
Застыли ели в карауле,
Синь неба мирного ясна.
Идут года. В тревожном гуле
Осталась далеко война.
Но здесь, у граней обелиска,
В молчанье голову склонив,
Мы слышим грохот танков близко
И рвущий душу бомб разрыв.
Мы видим их — солдат России,
Что в тот далёкий грозный час
Своею жизнью заплатили
За счастье светлое для нас…
8
И та, что сегодня прощается с милым, —
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
9
Майский праздник —
День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.
Их с утра зовёт дорога
На торжественный парад.
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят.
10
Фотоснимок на стене –
В доме память о войне.
Димкин дед
На этом фото:
С автоматом возле дота,
Перевязана рука,
Улыбается слегка…
Здесь всего на десять лет
Старше Димки
Димкин дед.
11
«Никто не забыт и ничто не забыто» —
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.
12
Стоят в России обелиски,
На них фамилии солдат…
Мои ровесники мальчишки
Под обелисками лежат.
И к ним, притихшие в печали,
Цветы приносят полевые
Девчонки те, что их так ждали,
Теперь уже совсем седые.
13
Быть бессменно на посту,
Им жить в названьях улиц и в былинах.
Их подвигов святую красоту
Отобразят художники в картинах.
Живым –
Героев чтить, не забывать,
Их имена хранить в бессмертных списках,
Об их отваге всем напоминать
И класть цветы к подножьям обелисков!
14
Мир и дружба всем нужны! Мир важней всего на свете! На земле, где нет войны, Ночью спят спокойно дети. Там, где пушки не гремят, В небе солнце ярко светит, Нужен мир для всех ребят! Нужен мир на всей планете!
15
Я в солдатики играю. У меня есть пистолет. Есть и сабля, есть и танки. Я большой и мне 5 лет! Я в солдатики играю. Это детская игра. Но я это знаю твердо – Создан Мир наш для Добра! Чтоб войну не знали дети! Чтоб был мирным небосвод. И остался чтоб игрушкой Навсегда пехотный взвод.
16
Война — жесточе нету слова.
Война — печальней нету слова.
Война — святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет.
17
Все в мире сущие награды
Благословите светлый час!
Отгрохотали эти годы,
Что на земле застигли нас.
Еще теплы стволы орудий
И кровь не всю впитал песок,
Но мир настал. Вздохните люди,
Переступив войны порог.. .
18
В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?
Нам в сорок третьем
Выдали медали,
И только в сорок пятом —
Паспорта.
И в этом нет беды…
Но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно оттого,
Что мы не будем
Ни старше, ни взрослее,
Чем тогда…
19
Мамины прекрасные глаза,
Сердцу милый старенький их дом,
В кружевных салфетках образа,
Хлеб ржаной с топлёным молоком.
Девочка с соседнего двора,
За которой он носил портфель.
На параде громкое: «Ура!»
И в шкафу отцовская шинель.
У войны не детское лицо,
Но в бою не разглядеть лица…
Щедро начиняла смерть свинцом
Юные, мальчишечьи сердца.¹
20
В маленькой ручке — цветы у мальчишки. Он этот букетик на мрамор положит. Не может войну помнить этот малышка, Однако забыть ее тоже не может. Как позабыть, если мир подарили Те, для кого он принес свой букет. Цветы возложил мальчик к братской могиле, Людям планету спасшим от бед. За то, чтоб резвились, за то, чтоб играли, Спокойные сны чтобы видеть могли, За то, чтобы дети войны не видали, Бороться обязаны люди Земли!
Еще стихи: 1 2 3 4 5 6 7

LiveInternetLiveInternet


Дети и война…
Даже подумать страшно, произнося
эти слова, они никогда не должны
стоять рядом друг с другом. Эта
страшная и долгая война, которая
охватила Советский Союз унесла
более 28 миллионов жизней.
…И в этом числе
13 миллионов погибших детей…
Стихи
о Детях войны
Их расстреляли на рассвете,
Когда вокруг белела мгла.
Там были женщины и дети
И эта девочка была.
Сперва велели всем раздеться,
Потом ко рву всем стать спиной,
Но вдруг раздался голос детский.
Наивный, тихий и живой:
«Чулочки тоже снять мне дядя?»…

Когда в дом приходит Война и приносит с собой кровь и боль, голод и страх, жизнь полностью меняется, и дети наравне со взрослыми постигают все её ужасы, даже в более тяжелой, безысходной, отчаянной форме, и вынуждены переносить невзгоды, которые и взрослому преодолеть не всегда под силу.
Дети и война…
Стихи советских поэтов

Баллада о кукле
(А. Молчанов)
Груз драгоценный баржа принимала –
Дети блокады садились в неё.
Лица недетские цвета крахмала,
В сердце горе своё.
Девочка куклу к груди прижимала.
Старый буксир отошёл от причала,
К дальней Кобоне баржу потянул.
Ладога нежно детишек качала,
Спрятав на время большую волну.
Девочка, куклу обняв, задремала.
Чёрная тень по воде пробежала,
Два «Мессершмита» сорвались в пике.
Бомбы, оскалив взрывателей жала,
Злобно завыли в смертельном броске.
Девочка куклу сильнее прижала…
Взрывом баржу разорвало и смяло.
Ладога вдруг распахнулась до дна
И поглотила и старых, и малых.
Выплыла только лишь кукла одна,
Та, что девчурка к груди прижимала…
Ветер минувшего память колышет,
В странных виденьях тревожит во сне.
Сняться мне часто большие глазища
Тех, кто остался на ладожском дне.
Снится, как в тёмной, сырой глубине
Девочка куклу уплывшую ищет.

Внесла в этот пост стихотворение,которое не могу читать без слёз,настолько за душу берёт.
~Чулочки~
(Эдуард Асадов)
Их расстреляли на рассвете,
Когда вокруг белела мгла.
Там были женщины и дети
И эта девочка была.
Сперва велели всем раздеться,
Потом ко рву всем стать спиной,
Но вдруг раздался голос детский.
Наивный, тихий и живой:
«Чулочки тоже снять мне дядя?» —
Не упрекая, не грозя
Смотрели, словно в душу глядя
Трехлетней девочки глаза.
«Чулочки тоже!»
Но смятением на миг эсэсовец объят.
Рука сама собой в мгновенье
Вдруг опускает автомат.
Он словно скован взглядом синим,
Проснулась в ужасе душа.
Нет! Он застрелить ее не может,
Но дал он очередь спеша.
Упала девочка в чулочках.
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат! Что если б дочка
Твоя вот так же здесь легла?
И это маленькое сердце
Пробито пулею твоей!
Ты – Человек, не просто немец!
Но ты ведь зверь среди людей!
… Шагал эсэсовец угрюмо
К заре, не поднимая глаз.
Впервые может эта дума
В мозгу отравленном зажглась.
И всюду взгляд светился синий,
И всюду слышалось опять
И не забудется поныне:
«Чулочки, дядя, тоже снять?»

Десятилетний человек
(С. Михалков)
Крест-накрест синие полоски
На окнах съежившихся хат.
Родные тонкие березки
Тревожно смотрят на закат.
И пес на теплом пепелище,
До глаз испачканный в золе,
Он целый день кого-то ищет
И не находит на селе…
Накинув старый зипунишко,
По огородам, без дорог,
Спешит, торопится парнишка
По солнцу – прямо на восток.
Никто в далекую дорогу
Его теплее не одел,
Никто не обнял у порога
И вслед ему не поглядел.
В нетопленной, разбитой бане
Ночь скоротавши, как зверек,
Как долго он своим дыханьем
Озябших рук согреть не мог!
Но по щеке его ни разу
Не проложила путь слеза.
Должно быть, слишком много сразу
Увидели его глаза.
Все видевший, на все готовый,
По грудь проваливаясь в снег,
Бежал к своим русоголовый
Десятилетний человек.
Он знал, что где-то недалече,
Выть может, вон за той горой,
Его, как друга, в темный вечер
Окликнет русский часовой.
…И он, прижавшийся к шинели,
Родные слыша голоса,
Расскажет все, на что глядели
Его недетские глаза.

Без названия
Автор неизвестен
Она несла ребенка на груди,
То был сынок ее новорожденный.
Расстрел и лагерь были позади,
А впереди — путь, вьюгой занесенный…
Чтоб выжил сын, она сняла жакет,
Потом в фуфайку сына замотала.
И у берез, когда настал рассвет,
Чтоб сил набраться, на минутку встала…
Разведка шла, а ветер стужу нес,
В лицо солдатам липкий снег бросая.
Вдруг, трое встали, видят -меж берез,
Стоит в рубашке женщина босая…
Солдаты ахнули, вплотную подойдя,
Что это: призрак, явь иль навожденье…?
Под свист свирепый зимнего дождя,
Они застыли, стоя в изумленьи…
В снегу, как статуя стояла Мать,
Рубашкою потрескивая звонко
И мертвой, продолжала прижимать,
К своей груди кричащего ребенка!
Солдаты женщину зарыли в колкий снег,
Без шапок молча встали над могилой…
Но выжил двухнедельный человек
И крошечное сердце не остыло!!!
Ушла разведка, а в Советский тыл
— один вернулся строго по приказу,
Он нес ребенка — и мальчонка жил!
И не всплакнул в его руках ни разу.

Спою тебе, родной
(Л. Шмидт)
Синеглазая девчонка
Девяти неполных лет…
Льётся песня нежно, звонко
На больничный белый цвет.
И под звуков переливы
Чьи-то братья и отцы
Вспоминают дом счастливый,
Просят спеть ещё бойцы.
«Я спою, — в ответ девчонка, —
Низко голову склонив,
— Вот, пришла нам похоронка…
Но я верю: папа жив!
Может, кто из вас случайно
Папу где-нибудь встречал?
Где-то там, в сторонке дальней,
Вместе с папой воевал?»
И как будто виноваты
В том, что живы до сих пор,
Вдруг отводят все солдаты
От девчонки малой взор.
Проглотив слезу украдкой,
Вновь поёт до хрипотцы,
И, по-взрослому, солдаткой
Кличут девочку бойцы.
Бесконечно петь готова
Песни раненым она,
Но при этом спросит снова,
А в ответ лишь тишина.
И однажды, как награда,
Весь изранен, но живой,
Папа, милый! Вот он, рядом!
«Я спою тебе, родной!»

Детский ботинок
(С. Михалков)
Занесенный в графу
С аккуратностью чисто немецкой,
Он на складе лежал
Среди обуви взрослой и детской.
Его номер по книге:
«Три тысячи двести девятый».
«Обувь детская. Ношена.
Правый ботинок. С заплатой…»
Кто чинил его? Где?
В Мелитополе? В Кракове? В Вене?
Кто носил его? Владек?
Или русская девочка Женя?..
Как попал он сюда, в этот склад,
В этот список проклятый,
Под порядковый номер
«Три тысячи двести девятый»?
Неужели другой не нашлось
В целом мире дороги,
Кроме той, по которой
Пришли эти детские ноги
В это страшное место,
Где вешали, жгли и пытали,
А потом хладнокровно
Одежду убитых считали?
Здесь на всех языках
О спасенье пытались молиться:
Чехи, греки, евреи,
Французы, австрийцы, бельгийцы.
Здесь впитала земля
Запах тлена и пролитой крови
Сотен тысяч людей
Разных наций и разных сословий…
Час расплаты пришел!
Палачей и убийц – на колени!
Суд народов идет
По кровавым следам преступлений.
Среди сотен улик –
Этот детский ботинок с заплатой.
Снятый Гитлером с жертвы
Три тысячи двести девятой.
Стихи о почтальонке
(Т. Черновская)
Ей пятнадцати нет. Девчонка.
Невысока и очень худа.
Письмоносица, почтальонка,
По прозванию Нюрка-беда.
В зной и в слякоть, в метель со стужей
С сумкой кожаной наперевес
Разнести Нюрке почту нужно
По пяти деревенькам окрест.
Дома двое младших братишек,
Мать болеет почти уж год.
Слава Богу, отец с фронта пишет –
Ждут и верят, что он придет.
Он придет, и все будет как прежде,
Как в далеком-далеком вчера.
Не лиши только, Боже, надежды…
И опять на работу пора.
Ребятишкам – картошка в печке,
Ей с утра – с сумкой наперевес.
А что впроголодь…Бегать легче
По пяти деревенькам окрест.
В деревнях – старики да дети,
Бабы – в поле, то сеют, то жнут.
Почтальонку вдали приметят
И с сердечной тревогой ждут.
Треугольник – живой! Удача!
Коли серый казенный конверт –
Замолчат, закричат, заплачут…
И померкнет в глазах белый свет…
Защемит у девчонки сердчишко
От людского горя и бед…
Тяжела эта сумка слишком,
Если там от беды привет.
Вести черные – похоронки,
Горя горького череда.
Письмоносице, почтальонке
Без вины дали имя – Беда.
Малолетка еще, девчонка –
Только в косах полно седины.
Письмоносица, почтальонка,
Разносящая вести с войны.
Мальчик из села Поповки
(С. Маршак)
Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок –
Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы –
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.
При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.
Василий Васильевич
(Б. Ласкин)
В великой русской кузнице за каменной горой
Стоит, гудит, работает заводик номерной.
Туда Василь Васильевич приходит чуть заря
И весело командует: «За дело, токаря!
За горы за Уральские молва о нем идет,
А он себе работает и бровью не ведет.
Во всем Урале токаря, пожалуй, лучше нет.
Привет, Василь Васильевич, примите наш привет!
С глазами светло-синими, с кудрявой головой
Работает, старается гвардеец тыловой.
Фотографы газетные бегут его снимать.
Никто Василь Васильича не может обогнать.
В минуту получается готовая деталь,
На грудь ему повешена отличия медаль.
Девчата им любуются, подходят и молчат,
А он и не оглянется, не смотрит на девчат.
За горы за Уральские молва о нем идет,
А он себе работает и бровью не ведет.
Василию Васильичу всего тринадцать лет.
Привет, Василь Васильевич, примите наш привет!
Солдатские прачки
(Н. Доризо)
Вы с нами делили нелёгкие будни похода,
Солдатские прачки
Весны сорок пятого года.
Вчерашние школьницы,мамины дочки,
Давно ль полоскали вы
Куклам платочки?
А здесь, у корыт,
Во дворе госпитальном,
Своими ручонками
В мыле стиральном,
До ссадин больных
На изъеденной коже,
Смываете с жёсткой солдатской одёжи-
Кровавую потную глину
Большого похода.
Солдатские прачки
Весны сорок пятого года.
Вот вы предо мною устало стоите.
Вздымается дымная пена
В корыте…
А первое мирное синее небо —
Такое забудешь едва ли,
Не ваши ли руки его постирали?
Мальчики
(И. Карпов)
Уходили мальчики – на плечах шинели,
Уходили мальчики – храбро песни пели,
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики, где – не знали сами…
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки.
Убивали мальчиков за побег на месте,
Не продали мальчики совести и чести…
Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
В черный дым сражений, на броне покатой
Уезжали мальчики – стиснув автоматы.
Повидали мальчики – храбрые солдаты –
Волгу – в сорок первом,
Шпрее – в сорок пятом,
Показали мальчики за четыре года,
Кто такие мальчики нашего народа.
Глаза девчушки семилетней
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней, – молчит в ответ.
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.
=Maridara=

Цикл стихов для детей дошкольного возраста «Мы подвиг ваш помним и в сердце храним».

Людмила Андреевна Фетисова
Цикл стихов для детей дошкольного возраста «Мы подвиг ваш помним и в сердце храним».

Военная тема мне всегда волнительна и близка. Очень хочется, чтобы наши воспитанники выросли настоящими патриотами и будущими защитниками своей Родины.

***

Будущий защитник

Растет мальчишка во дворе,

Растет из года в год.

И жизнь его идет в игре,

И вроде нет забот.

*

Но вот взрослее стал наш сын

И начал понимать,

Что всем на свете нужен мир,

Что надо охранять:

*

Великую свою страну

И край любимый свой,

И дом, в котором ты живешь,

И город наш герой.

*

И начал мальчик понимать:

Нет никого родней,

Чем сердцу дорогая мать,

Что надо всем нам охранять

Детей и матерей.

***

Минута молчания

Минута молчания –

Время идет.

Минута молчанья –

Молчит весь народ.

Минута молчанья –

Замолкла страна,

Героев войны

Вспоминает она.

*

Стоят ветераны,

Склонивши чело,

Стоят молодые,

А в мыслях одно:

Мы вам благодарны

За мирную жизнь,

Мы подвиг ваш помним

И в сердце храним.

*

Минута молчания

Светла, как слеза.

Минута молчания,

И память жива.

***

Мамаев Курган

Пришли мы с отцом

На Мамаев Курган.

По лестнице вверх поднялись.

Сказал мне отец:

Послушай, сынок,

Героям войны поклонись.

*

Скульптуры героев

Напомнили нам

О битве за город родной.

Здесь насмерть стояли

России сыны,

Платили ценой дорогой.

*

Вот до вершины

С отцом мы дошли.

Встречает нас Родина – Мать,

Стоит на вершине

И держит свой меч,

Готова всегда защищать.

*

Хранит она город –

Герой Волгоград.

И сон, победивших войну.

Вам низкий поклон,

Мы помним о вас,

Погибших в смертельном бою.

*

Здесь Вечный Огонь

Вашу память хранит,

И память в сердцах пусть живет.

Спасибо героям –

Страна говорит.

И вам благодарен народ.

***

Ветеран

Пригласили ветерана

Мы на праздник в детский сад.

День Победы, День Победы,

Он у взрослых и ребят.

*

Ветеран, войны той воин,

Входит в зал, и видим мы:

В орденах вся грудь, в медалях,

Вот он наш герой войны.

*

Поседел, ведь лет немало

Пролетело с той поры,

Как бесстрашно воевал он

За свободу всей страны.

*

Рассказал, как он в разведку

С сослуживцами ходил,

Как он яростно и метко,

Беспощадно немцев бил.

*

Сколько воинов – героев

Вместе с ним в атаку шли,

Сколько вместе прошагали,

Как врага на Запад гнали,

Наконец в Берлин пришли.

*

Разгромили всех фашистов,

И закончилась война.

День Победы нужен взрослым,

День Победы нужен нам.

***

Семейная традиция

Прадед мой военным был,

Он на фронте воевал.

И с победными боями

До Берлина дошагал.

*

Дед военным тоже стал,

Он границу охранял.

А теперь мой дед на службе

Настоящий генерал.

*

Служит в армии отец.

Мой отец – он молодец.

У меня отец комбат

Обучает он солдат.

*

Я традицию семьи

Продолжу непременно.

И, как только подрасту,

Буду я военным.

***

Мы — танкисты

Ходит танк наш по земле,

Ходит танк наш по воде,

Танк – амфибия у нас,

Танк военный — просто класс.

*

Экипаж машины грозной,

Он, конечно, боевой.

На военном полигоне

Начался учебный бой.

*

Танк в броне неуязвим,

И танкист годится им.

Он в бою не подведет,

Мчится грозный танк вперед.

***

Ракетчики

Грозное оружие

На страже всей страны.

Воины – ракетчики

За ним следить должны.

*

Грозное оружие

Мир наш бережет.

Мирно и спокойно

Пусть живет народ.

*

И знают все ребята,

Что наш ракетный шит

Надежный и могучий,

Мир на земле хранит.

***

Десантники

Мы – десантники лихие,

Мы – парашютисты,

Доставляет самолет

Нас на точку быстро.

*

С самолета вниз шагаем,

Парашют раскрылся.

И десантник там, где надо,

Точно приземлился.

*

И противник, нас увидев,

Очень растерялся.

Бой наш выдержать не в силах

И десанту сдался.

*

День за днем вот так проходим

Службу боевую:

Охраняем, защищаем

Мы страну родную.

***

Сталинградской битве посвящается

Поздравляем мы тебя,

Город наш – герой,

С датой памятной, особой,

Все нам дорогой.

*

Встал стеной, остановил

Грозного врага.

Тебе, город Сталинград,

Слава на века.

*

Вам солдаты, вам герои,

Низкий наш поклон.

В битве страшной защитили

Вы наш отчий дом.

*

Сталинградцы – волгоградцы

Хорошо живут.

Сталинграду – Волгограду —

Праздничный салют!

***

Моряки

Моряк Российский – он герой,

Ведь наш моряк – он «волк морской».

Морская форма, брюки клеш,

Смелее парня не найдешь.

*

На быстроходных катерах

И на военных кораблях

Он службу трудную несет:

Здесь нарушитель не пройдет.

*

Моряк Российский – под водой,

Ему подлодка – дом родной.

Морской стоит на страже флот:

Здесь нарушитель не пройдет.

***

Воздушный бой

В небе чистом, чистом

Мчится самолет.

Экипаж отважный

Самолет ведет.

*

Здесь идут ученья,

И учебный бой

Разгорелся в небе

Прямо надо мной.

*

Учатся пилоты

Небо охранять.

И хочу, ребята,

Я пилотом стать.

***

В День Победы

В день весенний, в День Победы

На парад шагаю я.

Рядом папа, рядом мама,

На парад идет семья.

*

На параде повстречали

Ветеранов той войны.

И с глубоким уваженьем

Мы вручили им цветы.

*

А за подвиги в боях

Грудь у них вся в орденах.

Ветераны молодцы,

Победители – бойцы.

*

На параде марш играет,

Четко Армия шагает.

Современные бойцы –

Они тоже молодцы.

*

Скоро грянет там и тут

В небе праздничный салют.

Пусть орудие стреляет,

Высоко салют взлетает

В сине — небо, в вышину,

Пусть гремит на всю страну.

***

Автор стихов Фетисова Л. А.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *