Стихи о казаках короткие

#МирКазачьейКухни Постимся вкусно. ИЗ ПОСТНОЙ КУХНИ КАЗАКОВ Черемша. Черемша занимает очень важное место как в традиционной, так и в современной кухне терских казаков. Сезона черемши казаки ждут весь год, чтобы наесться досыта, накормить друзей и подзаработать. Сезон сбора обычно длится с середины января до середины марта. В это время все казачьи хаты были наполнены густым терпким ароматом черемши. Когда вода с черемшой закипит — бросаем черемшу и варим ее 2-3 минуты. Не забываем шумовкой утапливать верхний слой, чтобы и он варился. Почему именно 2-3 минуты? Потому, что если ее не доварить, то останется привкус и горечь чеснока, а если переварить, то черемша превратиться в вату. Заправляем черемшу подсолнечным маслом и томатом. Подсолнечное масло используйте только не рафинированное, как сейчас говорят — с запахом, а вот с томатами можно по экспериментировать. Можно использовать густую томатную пасту, или томатный сок, который используется для консервирования помидоров в собственном соку. Теперь тщательно перемешиваем черемшу. Перемешивать удобнее двумя вилками. Но я рекомендую немного утолить жажду, а остальное накрыть и убрать в холодильник на 2 – 3 часа. За это время черемша напитается маслом и томатом, а заодно, даст сок. И вот спустя это время Вы узнаете настоящий вкус черемши.. Постный фаршированный перец Ингредиенты: 10 болгарских перцев, 2 морковки, 1,5 стак. риса, 2 ст. ложки томатной пасты, 1 луковица, масло для жарки, соль, перец по вкусу. Приготовление: У перцев срезать плодоножки, выбрать серединку с семенами. Сварить рис в подсоленной воде. Лук мелко порезать, морковь потереть на крупной терке, поджарить их на масле до мягкости, добавить соль, перец, томатную пасту и потушить еще 5 мин. Рис смешать с овощами, нафаршировать этой начинкой перцы. Поставить их вертикально в глубокую кастрюльку, залить горячей подсоленной водой и тушить на минимальном огне до готовности 15-20 минут. Суп фасолевый постный Фасоль замочить на ночь. Утром слила воду, промыла, залила водой и поставила варить. После того как фасоль закипела, убавила огонь до минимума и варила до готовности под крышкой, чтобы фасоль при сильном кипячении не полопалась. Параллельно с фасолью в другой кастрюле поставила варить бульон для супа. Вода для супа закипела. положила картофель порезанный кубиками. Приготовила зажарку, на растительном масле поджарила лук и морковь натёртую на тёрке. когда картофель сварился добавила зажарку, готовую фасоль промыла под проточной водой и добавила в суп. дала покипеть. Стручок горького перца порезала, чеснок мелко покрошила добавила в суп+ зелень петрушки и укропа. Суп готов. Пшенный постный суп Продукты: Пшено — 0,5 стакана Морковь — 1 шт. Лук репчатый — 1 шт. Чеснок — 3 зубка Масло растительное — 30 мл Соль — по вкусу Перец черный молотый — по вкусу Зелень — 3 веточки Вода — 1,5 л Подготавливаем для варки пшенного постного супа с чесноком необходимые ингредиенты. В кастрюлю наливаем 1,5 л воды, ставим ее кипятиться на плиту. Свежую зелень промываем и обсушиваем. Овощи для супа очищаем. Чесночные зубчики очищаем от шелухи. Перебираем пшено, удаляем черные и подпорченные зернышки. Очень тщательно промываем пшено для супа. Вода после промывки крупы должна быть полностью прозрачной. Можно промыть пшено горячей водой или кипятком. Промытое пшено переправляем в кипящую воду. Немного солим. Очищенные овощи для пассеровки измельчаем так: морковку — на крупной терке, а лук мелко рубим ножом. На сковороду вливаем растительное масло. Как только оно подогреется, выкладываем морковку и лук, пассеруем на сковороде до мягкости.На сковороду вливаем растительное масло. Как только оно подогреется, выкладываем морковку и лук, пассеруем на сковороде до мягкости.Добавляем в суп соль по вкусу и черный молотый перчик.Очищенный чеснок пропускаем через чеснокодавку или измельчаем на мелкой терке. Добавляем чеснок в суп из пшена.Нарезаем свежую зелень, добавляем ее в уже готовый суп из пшена с чесноком. Прежде, чем разлить постный суп из пшена в тарелки, суп должен настояться под крышкой минут 5. Простой и вкусный пшенный суп с чесноком готов. Суп гороховый Гoрoх – 1 стакан Мoркoвь – 1 крупная или 2 срeднeгo размeра Рeпчатый лук – 2 штуки Лаврoвый лист – 2 штуки Пeрeц душистый гoрoшкoм – 3 штуки Картoфeльныe клубни – 2-3 штуки Сoль – пo вкусу Свeжая зeлeнь – 2-3 вeтoчки Маслo раститeльнoe – 3 стoлoвыe лoжки. Как пригoтoвить пoстный гoрoхoвый суп 1. Итак, мы с вами замoчили ужe гoрoх. Он увeличился в oбъeмe раза в два и тeпeрь разварится дoстатoчнo быстрo. 2. Чтoбы гoрoхoвый суп пoлучился вкусным, я сoвeтую нe жалeть лишних пятнадцати минут врeмeни на тo, чтoбы сварить прoстeнький oвoщнoй бульoн из лука и мoркoвки с дoбавлeниeм арoматных спeций. Очищаeм мoркoвку. Если oна у вас крупная, тo oтрeзаeм пoлoвинку, рeжeм грубo кoлeчками. Одну из двух лукoвиц oчищаeм, такжe рeжeм дoстатoчнo грубo, oтправляeм oвoщи в кастрюлю, заливаeм вoдoй, дoбавляeм душистый пeрeц и лаврoвый лист. Ждeм закипания, снижаeм нагрeв дo срeднeгo, чтoбы нe былo интeнсивнoгo кипeния, а лишь лeгкoe пoбулькиваниe, и прoвариваeм минут 15. Дoльшe нe нужнo, иначe у вас пoлучится тo, чтo пoвара называют «убитый бульoн». Пo oкoнчании варки oвoщи из кастрюли извлeкаeм – oни нам бoльшe нe пригoдятся, а oвoщнoй бульoн присаливаeм. 3. В oвoщнoй бульoн пeрeкладываeм гoрoх, с кoтoрoгo нe забываeм сначала слить вoду, а затeм сам гoрoх прoмыть (я дeлаю этo в дуршлагe). В прoцeссe варки гoрoха снимаeм oбразующуюся пeнку. (Мoжнo нe снимать, нo тoгда суп нe будeт прoзрачным.) 4. Чeрeз 10 минут мoжнo дoбавить в суп картoфeль, кoтoрый oбязатeльнo нужнo как слeдуeт пoмыть, пoчистить и нарeзать в фoрмe брусoчкoв или кубикoв. Размeр – прoизвoльный. Нo я люблю пoмeльчe. 5. Пoка варятся картoфeль с гoрoхoм, займeмся пoджаркoй для супа. Для этoгo oставшуюся пoлoвинку мoркoвки трeм на тeркe с крупными oтвeрстиями, oставшуюся лукoвицу чистим, мoeм и мeлкo рeжeм. Разoгрeваeм на скoвoрoдe раститeльнoe маслo (испoльзoвать мoжнo пoдсoлнeчнoe), выкладываeм в нeгo oвoщи. Жарим дo тeх пoр, пoка цвeт oвoщeй нe станeт зoлoтистым. 6. Кoгда пoджарка будeт гoтoва, oтправляeм ee в суп, кoтoрый ужe практичeски гoтoв. Выключаeм oгoнь. 7. Чтoбы суп был арoматным, дoбавляeм мeлкo нарублeнную зeлeнь. Постная тушеная капуста Поджариваю несильно лук и морковь на подсолнечном масле , потом добавляю капусту ,потушится — кладу картошку , ее надо сварить. Добавляю всякие приправы ,зелень ,сахарок…Картошку под капусту ,что бы пропиталась и приятного аппетита! Жареная рыба с помачкой Помачку делать надо не отдельно от рыбы, рыбу надо поджарить-подрумянить,снять в тарелочку в этой же сковородке, где жарилась рыба, лук поджарить. Сложить рыбу и залить томатной подливкой ,протушить немного. Готовая получается как жиденький киселек , можно добавить приправу к рыбе. Поджариваю немного лук ,можно по желанию добавить морковь ,отдельно в миске немного муки 1-1,5 ч.л. ,соль, сахар по вкусу, томатик с добавлением воды, добавляю перчик. Жарю рыбу, заливаю помачкой, протушу и готово. Похлебка Похлёбка кухни станицы Бороздинской. Из «Сборника материалов для описания местностей и племен Кавказа.1889 год. Описано учительницей Бороздинского станичного училища Е. Бутовой» Кухня ст. Бороздиновской. На великий пост, когда горячего не едят, делают особую похлёбку. Она делается так: сварят свеклы , мелко её порубят, прибавят к ней солёного арбуза, квашеной капусты, редьки, тёртого хрену, крошеного луку и всё это нальют квасом.Эту похлёбку готовят в понедельник первой недели и затем пользуются ею в течении всей недели. Тюря Тюря — это постное жидкое холодное блюдо. Основные компоненты тюри хлеб, квас или вода. Это самое распространенное и безыскусное старинное постное блюдо представляет собой миску холодной подсоленной воды с плавающими в ней кусочками хлеба и накрошенного репчатого лука. Впрочем, можно попробовать это блюдо чуть разнообразить. Перед подачей покрошите мелко репчатый лук, заправьте растительным маслом и положите сухарики.Можно без масла. Сельдь собственного посола На 1 литр воды и 1 кг селёдки : 3 столовые ложки соли с горками,1 столовая ложка сахара, 2 лавровых листа, 3 гвоздички, 7-8 горошин черного и душистого перца, 0,5 чайной ложки семян горчицы. По совету добавила еще 0,5 ч. ложки зерен тмина и 1 ч.л зерен кориандра. Воду вскипятить, добавить соль, сахар, лавровый лист, гвоздику, перец, тмин, кориандр и горчицу. Остудить. В кастрюльку выложить рыбку, залить рассолом, убрать в холодильник на сутки. Обязательно рыбку почистить, удалить голову и внутренности! Постный плов с грибами Ингредиенты: 500 грамм грибов, 1,5 стакана риса, пол чайной ложки соли, 3-4 столовые ложки постного масла, 1 чайная ложка приправы для плова, 4 зубчика чеснока, 2 средних моркови, 1 луковица, кипяток. Мытые и нарезанные соломкой грибы положить в казан с разогретым постным маслом. На большом огне выпаривать жидкость. Далее — добавить нарезанный лук. Через несколько минут засыпать морковь соломкой и обжаривать все . Промытый рис добавить в казан и разровнять, посолить, поперчить. Воткнуть в рис нечищенный чеснок. Залить кипяток в казан, что бы рис был покрыт на 2-3 см. Накрыть крышкой и на медленном огне тушить 30 минут. Выключить газ и не открывая крышку дать постоять еще минут 30. Морковку нельзя ни в коем случае натирать на терку, только резать!». Автор Татьяна Ляшова

Вся история России сделана казаками.
Лев Толстой
Донская степь
Александр Винокуров
Казачьему роду — нет переводу
Степь запахом донским дышала,
Дремотным пряным и густым;
Своё безжалостное жало
Впивало солнце с высоты…
Перекати скакало поле,
Где-то дрожали миражи;
Ветер насвистывал соло,
Степной орёл вверху кружил…
Среди дали необозримой,
Невозмутимые жарой,
Станичники, со статью древних римлян,
Прищуривались, по-Разински, хитро…
Казак
Александр Ляйс
Он был наездник, воин, пахарь.
Он за Россию воевал.
Рубил врага, не зная страха.
В трёх войнах жизнью рисковал.
О церкви помнил и о Боге,
И верен был своей жене.
И вот его, как очень многих,
Враги поставили к стене.
Когда его, порядка ради,
Чтоб записать чего да как,
Они спросили: — Кто ты, дядя?
Он лишь одно сказал: — Казак.
Казачье поле
Александр Ляйс
Выхожу в казачье поле.
Шарит ветер по траве.
Сколько в сердце давней боли,
Дум тяжёлых в голове.
Свист протяжный, звон да крики
До сих пор в ушах стоят.
Снова гривы, шашки, пики
В битву вечную летят.
И развёрнутые лавы
Хлещут кровью, как тогда.
Запах той травы кровавой
Я запомнил навсегда.
И наездник, и рубака,
Битвой прошлою живу.
Вечно мне лететь в атаку,
Вечно — падать в ту траву.
Где ты, морда вороная,
Плеть да крепкое седло?
Только Бог один и знает —
Сколько здесь нас полегло.
Как ни бейся и ни плачь я —
Не поднимутся друзья.
Эх ты, радость жеребячья,
Доля Божья иль собачья,
Поле, полюшко казачье,
Дума вечная моя.
Поле, полюшко казачье,
Дума вечная моя.
Казакам
Александр Ченин
Конь и щашка, плеть, фуражка,
Да лампасы по штанам.
В чистом поле, — в смертной схватке
Был казак, как страх врагам.
Пику к бою, саблю в руку
И лавиною пошли!
Крики, храпы, стон от муки; —
Кони, люди, — где свои?!
Ярость, смелость, ловкость, сила, —
Всё готовилось не зря!
Будь спокойна Мать — Россия; —
Жизнь за Веру, за Царя!
Бой закончен, конь весь в ранах,
Зацепили самого.
Есть лекарство в травах разных,
Шрамы будут, — ну и что.
Казаки! Легенды, сказы.
Илья Муромец, — герой; —
Он начало вашей славы,
Приукрашенной порой.
За Царя, а то и против,
То свобода, то разбой.
Но защитой и опорой
Был всегда казак лихой.

Били и красных, били и белых,
Даже хотели быть сами себе.
Песни слагали о гордых и смелых,
Воля, свобода, как стержень в душе.
Бури утихли, ряды поредели, —
Всех поровняли в Советской Стране,
Лишь с фотографий сурово смотрели
Лики дедов, что погибли в войне.
Новое время и новые песни.
Ныне казак не с копьём на коне,
Но сохранился по роду и чести
Образ защитника в нашей Стране.
Зёрна традиций в быту вашем жили,
Как генофонд нашей древней Руси.
Освободите от лоска и пыли,
Станьте примером; — вы очень нужны!
Казачкам
Александр Ченин
Откуда родом все казаки,
Откуда в них такая кровь?
Жизнь оставляла свои знаки,
Усы, чубы и гордо бровь!
Мать сыновей благословляла
Потом с тревогою ждала.
Вести хозяйство уставала,
Как ей помощница нужна
Казак вернулся из похода,
Ходили в дальние края.
Девицу княжеского рода
Привёз оттуда для себя.
Не долго дева горевала,
Казак любовь свою дарил.
И постепенно понимала,
Что стал он дорог ей и мил.
Семья, детишки, уваженье,
Обычий, говор всё родней.
И обновилось поколенье
И красивее, и сильней.
У казака свои заботы, —
Походы, сборы, много дней.
А все домашние работы
И честь беречь досталось ей.
Из поколенья в поколенья
Казачка гордо рядом шла.
Смела, умна, во всём терпенье,
Молилась Богу и ждала.
Вела хозяйство, не роптала,
Детей учила; — всё сама.
Душой и сердцем примеряла
Как будет жить, коли вдова.
Мужей война косой косила,
Не возвращались сыновья.
И вместе с нею Мать — Россия
Платок накинув, дальше шла.
Спокойно, мирно наше время
И род казачий крепче стал.
Несёт в себе казачка семя
И ей, по праву, пьедестал!
Казацкое
Валерий Старз
Нам бы взять какой-нибудь Париж.
Нам бы сабли наголо в атаку.
Эй, мусью, не зря ты весь дрожишь
И не зря обделался со страху.
Нам бы взять какой-нибудь Берлин.
Получалось через раз, однако.
Пики заменив на карабин,
Конница входила вслед за танком.
Нам бы взять какой-нибудь Стамбул.
Оглушить лихим казацким словом.
Басурманин скажет: » Ну, загнул!
Мы сражались только под Азовом».
Где-то за морями Вашингтон.
Плыть туда устанут наши кони.
Но когда захватим их затон,
Нас никто оттуда не прогонит.
Нам бы взять чего-нибудь ещё.
Кони рвут уздечку плетяную.
Если по судьбе нам суждено,
Казаки за веру повоюют.
Казаки
Владимир Крякин 2
Наделён конь прекрасною гривой,
Пышный хвост да две пары копыт.
Кто ж не видел, как мощно, красиво
Конь по полю раздольному мчит.
Шею выгнет в стремительной скачке,
Дрожь пройдёт в перегретой земле.
Из-под рук вслед смотрели казачки,
Как казак мчался, сидя в седле.
Без коней жить в степи невозможно,
С малых лет дружен парень с седлом.
Если вдруг становилось тревожно,
Шашку взяв, покидал он свой дом.
Так вот встарь жили прадеды, деды,
Наш поклон им до самой земли.
Бились с лютым врагом до победы,
Мир, покой в край родной принесли.
Кубанский казачок
Елена Жукова-Желенина
Он ещё совсем ребёнок,
Малец, ростом не высок.
На коне сидит с пелёнок.
Накопить чуть-чуть силёнок,
Станет «знатный» казачок.
И одет уж по-казачьи:
Есть кубанка и башлык*,
«Дайте парню шашку в руки, —
Вслед станичник прокричит…
У костра в кубанском хоре
Слышен голосок смешной.
Казакам умело вторя,
Песню в такт ведёт малОй.
Все смеются: Казачонок,
А гутарит, как большой.
На рыбалке, хитрец, ловок.
Ох! Парнишка боевой!
Погляди-ка, казачонок,
Казаков отряд какой!
Вмиг помчался, пострелёнок,
Шаг равняя
с ними свой.
Душа казака
Елена Панкратова 3
Эх, душа казака, вольной птицей,
Над станицей, над степью кружится.
Край родимый всегда охраняет,
Злые полчища прочь отгоняет.
Хоть душа его тверже, чем камень,
Только слово худое поранит.
В ней же честь и любовь поселились,
Не предаст, что бы ей не сулили.
Ведь душа его Богом отмечена
Ведь душа казака за Отечество!
Казакам
Елена Сергеевна Сафронова
Казачество — особенное племя,
Где руки закаленные трудом.
Честь высока и ценно время,
Когда земля зовет и отчий дом.
Кровь горяча,воинственны-бесспорно.
Решает шашка жизненный недуг,
Виниться перед Богом не позорно
И смело выйти на казачий круг.
Фамилий память с гордостью хранится,
Их корни вековые глубоки.
Пока стоят российские станицы-
Благословенны наши казаки !
Казачка
Елена Сергеевна Сафронова
Одни твердят, что я гордячка.
Другие — девка хоть куда.
В моей крови жива казачка,
Моя и радость и беда.
Беда, что стЕпи не видала,
Не гнула спину на бахче.
Беда — косЫ не заплетала
На целомудренном плече.
Не жала золота пшеницы,
Хлебов душистых не пекла.
Не знаю я, в какой станице
Моя прабабушка жила.
Не от нее ли взгляд задорный,
К земле хранимая любовь.
И нрав горячий и упорный
Передала родная кровь.
Она еще свое покажет,
Когда я песню затяну.
И про меня никто не скажет,
Что не родня я Батюшке ДонУ.
Лихие казаки
Елена Жукова-Желенина
У лихого казака всё с набега и рывка.
До чего бывает жгуча страсть такого казака!
Я иду по бережку, вёдра полные несу…
Вижу, вон стоят, гутарят двое с шашкой на боку.
Я двоим тем улыбнусь и как будто спотыкнусь.
Быстро подлетают оба, с ними рядышком пройдусь.
Ах, орлы вы, казаки, на подъём всегда легкИ,
На слова всегда лукавы, а на действия ловкИ.
Как гарцуют на коне! Буду видеть их во сне!
Обещали сразу оба в гости заезжать ко мне…
Сердцу выбрать не легко из двух милых одного.
На ромашках погадаю…Пусть подскажут мне кого?
Казачата казаки
Игорь Щербань
Над станицей вечер, алый цвет заката
Распустили косы вербы у реки,
И поют здесь песни парни и девчата
Казачата, ну а это значит — казаки!
Спелыми садами здесь земля богата,
И колышет ветер нивы — широки.
Здесь растут и крепнут парни и девчата,
Казачата, ну а это значит — казаки!
Заливнями света- окна каждой хаты
И танцуют в небе звезды-мотыльки
Любят край, родимый парни и девчата,
Казачата, ну а это значит — казаки!
Казачья
Ильченко Николай 2
Расплескалось небо,
Облаков прибой.
Где я был, где не был,
Долог путь домой.
Служба удалая —
Не трудись тоска,
Сторона родная
Больно далека.
Эх, казачья доля —
Сабля, да верхом.
Ковылями в поле
Шлю родне поклон.
Не печалься, мамка,
Не грусти, отец,
Чуб из-под кубанки —
Жизни не конец.
Вам, вражины-черти,
Лиха не прощу.
Не боюсь я смерти,
Но и не ищу.
Там, где пекло сечи,
Конь мой боевой.
Вот раздавим нечисть —
И тогда покой.
В схватках опалённый —
Ангел за плечом.
Я заговорённый —
Всё мне ни по чём.
Саблю ввысь я вскину —
И в галоп коня.
Друг прикроет спину —
Защитит меня.
Расплескалось небо,
Облаков прибой.
Все печали в небыль,
Птицею домой…
——————-
Что же так кольнуло
Больно жалом в грудь?..
Эх, дурная пуля
Кончила мой путь…
Донской казак!
Ирина Крупинских
Он земной, он настоящий
Не пустой и не воздушный
И в поступках, нету фальши
Для меня он — самый лучший
Не романтик, очень жёсткий
И в словах, не балабол
Зато ясно понимает
Что девчата — «слабый пол»
Не атлет и не артист он…
Не летает в облаках
Всё умеет, с ним не страшно
Он — простой, Донской казак!
Как обнимет, поцелует…
В голове — дурман пьянящий
Всё, без слов предельно ясно
Он — земной, он — настоящий!!!
Казаки и Русь
Надежда Веденяпина
С казаками на Руси всякое бывало,
То в почете и чести, то кругом опала.
Скажем прямо, казаку жизни нет без воли.
Им бы мчаться, на скаку в поле с ветром, споря.
С шашкой раньше, чем с женой казаки венчались
И порой в рассвете лет с жизнью расставались.
Кровь горячая кипит в их казачьих жилах,
Казаку все по плечу, труд любой по силам.
Верны слову своему, чести и присяге
И земли родной врагу не дали ни пяди.
Честь России, как жены, свято охраняли.
И за Родину свою намертво стояли!
На Руси казак живет, долг свой исполняет
И традиции отцов чтит и соблюдает.
Я вам истину открою, и секрета в этом нет,
Быть казачеству России много долгих, долгих лет!
Казачество России
Надежда Веденяпина
Казачество России — это доблесть,
Ее оплот, стремленье к лучшей доле,
Ее, вовек немеркнущая гордость,
Успех и несгибаемая воля.
Славен путь казачества Кубани.
От былых времен до наших дней
Берегут земли родимой длани,
Как сыны заботятся о ней.
В лихолетье, в годы грозовые
Только позовет отчизна — мать,
Вскинется казачество России
Под знамена — Родину спасать.
Наши прадеды ее не раз спасали,
Деды защищали, как могли,
И отцы их подвиг продолжали,
Чтобы мы счастливыми росли.
Славное казачество Кубани,
Родины достойные сыны
Созидатели и воины державы,
Сила и величие страны.
Казаки
Светлана Клинушкина-Кутепова
А казака угадываешь сразу —
ведь вольный дух не спрячешь ты в карман!
Лишь двое отдают ему приказы —
на небе Бог, в станице атаман!
Пусть никогда вас вера не покинет!
сквозь бури, сквозь года и сквозь бои
несите православные святыни
и гордые традиции свои!
Ведь доблесть ваша — истинного свойства!
И любо вам и воевать, и жить!
Плечом к плечу встаёт казачье войско,
едва заполыхают рубежи!
Вы — соль земли, и с этим не поспоришь!
Для вас иконы — Родина и честь!
Вы — дух России, вы — её опора!
Вы — казаки! Вы, слава Богу, есть!
Казаки
Сергей Мельников 62
Чуб кудрявый, золотой
На ветру играет,
Конь буланый подо мной
Головой мотает.
Чёткий слышим мы приказ —
Шашки вон, ребята.
Подравнялись, рысью марш,
Сделаем как надо.
И лавина молодцов,
Удалью блистая,
Проскакала по степи,
Ветер обгоняя.
Слышно дружное — ура,
Топот лошадиный.
Когда вместе мы, друзья,
То непобедимы.
Ну, станичники, смелей,
Навались, ребята.
За спиной Святая Русь
И родные хаты.
На врага наводит страх
Крик и свист казачий.
Славься русская земля,
Бог, пошли удачу.
После боя казаки
У костра присядут,
Выпьют горького вина
И друзей помянут.
Не грусти, раздольный Дон.
Видишь, мы смеёмся.
Разгромим врагов России
И к тебе вернёмся.

Литературный форум «Ковдория»: Удалые казаки. Стихи о казачестве — Литературный форум «Ковдория»

Удалые казаки
Средь донских степных полей
И кубанских ковылей,
Где Кубань и Дон текут
Казаки давно живут.
Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.
Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют,
Песни звонкие поют.
Память предков охраняют,
Веру в Бога почитают,
И обычаи свои
Сохраняют на Руси.
Всех обычаев не счесть:
Казаку превыше честь,
Сабля – гордость казака,
Не прожить им без коня,
Без ухи и без добычи,
Уж такой у них обычай.
И готов любой казак
За Россию постаять.
Нет на свете плясок краше,
Если вдруг казак запляшет,
Если хором запоет –
Удивит любой народ.
Есаул, односельчане,
Атаман и хуторяне –
Все равны перед законом
И разумным Божьим словом.
Православный, удалой,
Наш казак всегда герой.
А казачка – вот краса:
Стройный стан и плюс коса.
Сколько сказов и присказок,
Вам любой казак расскажет.
Независимый, свободный
Род казачий очень гордый.
И не даром на Руси
Всем знакомы казаки.
***
Заповеди казаков
(Вольное изложение казачьих заповедей)
О казачестве всегда
Слава по Руси плыла.
На Дону и на Кубани
Казаки поныне славят
Свою волю, власть народа.
Соблюдают очень строго
Десять заповедей святых.
Изучи, дружочек, их.
Честь и имя казака
В жизни главные всегда.
С детства честью дорожи
И достоинство держи.
Коль не прав, так признавай,
Злобу в сердце не пускай.
Не завидуй и не льсти,
С высока всех не учи.
Над гордынею борись —
Если надо, то смирись.
Стойким будь везде, всегда.
Пусть открытая душа
Добродушием слывет.
Так казак всегда живет!
Есть у каждого права —
«Нет ни князя, ни раба».
Все равны в своих правах,
Но ответственны в делах.
Все, что принято на Сборе
Почитай своим законом.
Каждый вправе выбирать,
За других голосовать.
Если этого заслужит,
Атаманом может стать.
Каждый вправе говорить.
Только если строй стоит,
Командир имеет право
Слова лишнего лишить.
По делам лишь одного
О казачестве всего
Судит весь честной народ.
Так что помни наперед:
Честен будь при казаках,
Чист в поступках и делах.
Не прельщат тебя корысть
И стяжательство. Борись
За других и за себя.
Не буянь и не ругайся,
Не кури и не болтайся,
Будь прилежным и опрятным
И спиртным не увлекайся.
Бедным всюду помогай,
Руку страждущим подай.
Будь примером всем всегда —
Вот в чем участь казака!
Стойким будь, служи народу,
Охраняя мир, природу.
За Россию, честь свою
Жизнь не грех отдать в бою!
Не для собственной корысти
Службу в жизни выбирай,
А служение Отчизне
За казачий долг считай.
Не твори себе кумира —
А борись за справедливость!
Веру в Бога почитай
И Россию защищай.
Слово дал – его держи,
Казачьим словом дорожи!
Помни, слово казака
Было верное всегда.
Лучше мудро промолчать,
Чем впустую обещать.
Ну, а если говоришь –
За собой всегда следишь.
Старость всюду почитай,
Стариков не обижай.
Мудрость старых казаков
Выше сотни гордецов.
Слово старших почитая
Мы ошибок избегаем.
Пожилого казака
Почитай как за Отца,
Престарелую казачку
Своей Матерью считай.
Память предков сохраняй,
По обычаям решай.
Если в чем-то есть сомненья
По обычаям народа
Лучше в жизни поступай.
Веры предков придержись,
За обычай свой держись.
Если трудно – погибай,
Но товарища спасай!
В службе, в доме, на работе,
На рыбалке, на охоте
Другу всюду помогай,
Если надо – выручай!
Век служи и век трудись –
Такова казачья жизнь!
Не гордись чужим добром,
А живи своим трудом.
Обеспечь свою семью,
Презирая лень свою.
Береги свою семью,
Почитай свою родню.
Святыня брака – есть семья,
Нос совать суда нельзя.
Старших в доме почитай,
Младших ты не обижай.
Чти отца свою и мать,
И воспитывай ребят
В духе предков-стариков
И старейших казаков.
Защищай свою жену —
Береги свою семью!
Надо казаком родиться,
Чтоб весь век судьбой гордиться!
***

Казачество картотека на тему

Детям о казаках

Казаки – это часть славянского народа, воины и охранники, пограничное воинственное население Руси. Селились казаки в южных свободных землях за пределами Руси, там, где люди боялись селиться из-за постоянных набегов врагов.

Казаки – это русские, которые жили обособленно, сохраняя свою культуру, но по своим обычаям, говорили на особом языке.

Главным занятием казаков было военное дело: охрана границ Русской земли от врагов, защита Руси от набегов врагов. В мирное же время казаки занимались скотоводством, охотой и рыболовством. Земледелие не было развито, потому что частые набеги делали это занятие, требующее покоя и постоянства, невозможным. Хлеб казаки получали либо из царской казны, либо в обмен на рыбу и пушнину.

Одевались казаки нарядно и красиво: их повседневной одеждой были штаны-шаровары, рубахи и кафтаны из толстого сукна. Праздничная одежда шилась из шелка и бархата. Все казаки носили особенную прическу: головы брили и натирали мылом, а наверху оставляли длинный чуб. Когда чуб сильно отрастал, заматывали его за левое ухо, проводили за затылком и заматывали на левое ухо и так ходили. Бороду казаки не носили, а вот усы длинные были в почете.

Вооружены казаки были саблями, пиками, карабинами и мушкетами.

Традиции, быт, культура кубанского казачества

Без казаков сегодня невозможно поддержание общественного порядка на Кубани, охрана природных ресурсов, военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения и подготовка молодежи к службе в армии. Весома роль войска и в общественно-политической жизни края. Поэтому десятилетие возрождения кубанского казачества стало событием для всех кубанцев.

Подрастающее поколение бережно хранит традиции предков, поет дедовские песни, пляшут народные танцы, хорошо знают свою историю, гордятся своими казачьими корнями.

Домостроение — важный элемент традиционной народной культуры. Это большое событие в жизни каждой казачьей семьи, дело коллективное. В нем обычно принимали участие, если не все, то большая часть жителей «края», «кутка», станицы. Вот как строились турлучные дома: «По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы — «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой. Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулакы»- глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой)».

Общественные здания: атаманское правление, школы возводили из кирпича с железными крышами. Они до сих пор украшают кубанские станицы.

Специальные обряды при закладке дома. «На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья — «чтобы все водилось». Матку-сволок (деревянные брусья, на которые настилался потолок) поднимали на полотенцах или цепях, «чтобы в доме не было пусто».

Обряд при строительстве жилья. «В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома.

После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (ее не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье.

Внутреннее убранству казачьей xaты. Интерьер кубанского жилища был в основном одинаков для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая (вылыка) и малая хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол (сырно). В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды: («горка» или «угольник»), комод для белья, сундуки и т.д. Центральным местом в доме был «Красный угол» — «божница». «Божница» оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола — угольника. Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, «паски», как их называют у нас на Кубани, пасхальные яйца, просвирки, записи молитв, поминальние книжки».

Рушники — традиционный элемент украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, вазона с цветами, геометрических фигур, парного изображения птиц.

Одна очень распространенная деталь интерьера казачьей хаты фотографии на стене, традиционные семейные реликвии. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны.

Особенно часто фотографировались в годы первой мировой войны, в каждой казачьей семье старались сделать снимок на память или получить фотографию с фронта.

Казачий костюм. Мужской костюм состоял из военной формы и повседневной одежды. Форменный костюм прошел сложный путь развития, и на нем больше всего сказалось влияние культуры кавказских народов. Славяне и горцы жили по соседству. Враждовали они не всегда, чаще стремились к взаимопониманию, торговле и обмену, в том числе и культурно-бытовому. Казачья форма утвердилась к середине XIX века: черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги или наговицы.

Форменная одежда, конь, оружие были составной частью казачьей «справы», т.е. снаряжения за свой счет. Казака «справляли» задолго до того, как он шел служить. Это было связано не только с материальными затратами на амуницию и оружие, но и с вхождением казака в новый для него мир предметов, окружавший мужчину-воина. Обыкновенно отец говорил ему: «Ну вот, сынок, я тебя женил и справил. Теперь живи своим умом — я более перед богом за тебя не ответчик».

Традиционный женский костюм состоял из юбки и кофточки (кохточка), сшитой из ситца. Она могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами. Юбки шили из ситца или шерсти, для пышности присборенные у пояса.

«..Юбки шили из покупного материала широкие, в пять-шесть полотнищ (полок) на вздернутом шнуре — учкуре. Холщовые юбки на Кубани носили, как правило, в качестве нижних, и назывались они по-русски — подол, по-украински спидница. Нижние юбки надевали под ситцевые, сатиновые и другие юбки, иногда даже по две-три, одна на другую. Самая нижняя была обязательно белой».

Значение одежды в системе материальных ценностей казачьей семьи было весьма велико, красивая одежда поднимала престиж, подчеркивала достаток, отличала от иногородних. Одежда, даже праздничная, в прошлом обходилась семье относительно дешево: каждая женщина умела и прясть, и ткать, и кроить, и шить, вышивать и плести кружева.

Казачья пища. Основой питания кубанской семьи являлись пшеничный хлеб, продукты животноводства, рыбоводства, овощеводства и садоводства… Наиболее популярным считался борщ, который варился с кислой капустой, с фасолью, с мясом, салом, в постные дни — с растительным маслом. У каждой хозяйки борщ имел свой неповторимый вкус. Это было обусловлено не только старанием, с которым хозяйки готовили еду, но и различными кулинарными секретами, среди которых было умение делать зажарку. Любили казаки вареники, галушки. Понимали толк в рыбе: они ее солили, вялили, варили. Солили и сушили на зиму фрукты, варили компоты (узвары), варенье, готовили арбузный мед, делали фруктовую пастилу; широко употребляли мед, из винограда делали вино.

На Кубани ели больше мяса и мясных блюд (особенно птицу, свинину и баранину), чем в других местах России. Однако и здесь очень ценились сало и жир, так как часто мясные продукты употреблялись как приправа к кушаньям.

Пищу варили, как правило, в печи (зимой в доме, в кухне, летом — тоже в кухне или в летней печи во дворе): В каждой семье была необходимая простейшая утварь: чугуны, плошки, миски, сковороды, ухваты-рогачи, чаплейки, кочерги».

Семейный и общественный быт. Семьи на Кубани были большие. Главной обязанностью казака была военная служба. Каждый казак, достигший 18 лет, принимал военную присягу и был обязан посещать строевые занятия в станице (по одному месяцу осенью и зимой), проходить обучение а военных лагерях. При достижении 21 года он поступал на 4-х летнюю срочную службу, после завершения которой приписывался к полку, и до 38 лет должен был участвовать в трехнедельных лагерных сборах, иметь коня и полный комплект обмундирования, являться на регулярные строевые военные сборы. Все это требовало много времени, поэтому в казачьих семьях большую роль играла женщина, которая вела домашнее хозяйство, заботилась о стариках, воспитывала младшее поколение. Дети рано приобщались к труду, с 5-7 лет они выполняли посильную работу. Отец и дед обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, стойкости и выносливости. Матери и бабушки обучали дочек и внучек умению любить и беречь семью, ведению хозяйства.

Крестьянско-казачья педагогика всегда следовала житейским заветам, в основе которых были от века идеалы строгой доброты и послушания, взыскательного доверия, совестливой справедливости, нравственного достоинства и прилежания к труду. В казачьей семье отец и мать, дед и бабка, учили главному делу — умению разумно жить.

В семье особым уважением пользовались старики. Они выступали хранителями обычаев, играли большую роль в общественном мнении и казачьем самоуправлении.

В казачьих семьях трудились не покладая рук. Особенно тяжелыми были полевые работы в страдную пору — уборка урожая. Работали от зари до зари, жить перебирались всей семьей в поле, домашними делами занималась свекровь или старшая невестка.

Зимой, с раннего утра до поздней ночи, женщины пряли, ткали, шили. Мужчины в зимнюю пору занимались всевозможным ремонтом и починкой построек, орудий труда, транспортных средств, их обязанностью был уход за лошадьми и скотом.

Казаки умели не только работать, но и хорошо отдыхать. В воскресенье и праздничные дни работать считалось грехом. С утра всей семьей отправлялись в церковь, своеобразное место духовного общения.

Традиционной формой общения были «беседы», «улицы», «посиделки». На «беседах» коротали время женатые и пожилые люди. Здесь обсуждали текущие дела, делились воспоминаниями, обязательно пели песни.

Молодежь предпочитала «улицу» летом или «посиделки» зимой. На «улице» завязывались знакомства, разучивались и исполнялись песни, песни и танцы сочетались с играми. «Посиделки» устраивались с наступлением холодов в домах девушек или молодых супругов. Здесь собирались те же «уличные» компании. На «посиделках» девушки мяли и чесали коноплю, пряли, вязали, вышивали. Работа сопровождалась песнями. С приходом парней начинались танцы и игры.

Обряды и праздники. На Кубани бытовали различные обряды: свадебный, родильный, имянаречение, крестины, проводы на службу, похороны.

Свадьба — сложный и длительный обряд, со своими строгими правилами. В старин у свадьба никогда не была показом материального богатства родителей жениха и невесты. Прежде всего, она была государственным, духовным и нравственным актом, важным событием в жизни станицы. Строго соблюдался запрет устраивать свадьбы в посты. Самым предпочтительным временем года для свадеб считались осень и зима, когда не было полевых работ и, к тому же, это время хозяйственного достатка после уборки урожая. Благоприятным для брака считался возраст 18-20 лет. В процедуру заключения браков могла вмешаться община и войсковая администрация. Так, например, не разрешалось выдавать девушек в другие станицы, если в своей было много холостяков и вдовцов. Но даже в пределах станицы молодые люди были лишены права выбора. Решающее слово в выборе жениха и невесты оставалось за родителями. Сваты могли явиться без жениха, только с его шапкой, поэтому девушка вплоть до свадьбы не видела своего суженого.

«В развитии свадьбы выделяется несколько периодов: досвадебный, который включал в себя сватовство, рукобитие, своды, вечеринки в доме невесты и жениха; свадьбу и послесвадебный ритуал». В конце свадьбы главная роль отводилась родителям жениха: их катали по станице в корыте, запирали на горище, откуда им приходилось откупаться при помощи «четвертинки». Доставалось и гостям: у них «крали» кур, ночью замазывали известью окна. «Но во всем этом, не было ничего оскорбительного, бессмысленного, не направленного на будущее благо человека и общества. Старинные ритуалы намечали и закрепляли новые связи, налагали на людей социальные обязанности. Глубоким смыслом были наполнены не только действия, но и слова, предметы, одежда, напевы песен».

Как и по всей России, на Кубани чтили и широко отмечали календарные праздники: Рождество Христово, Новый Год, Масленицу, Пасху, Троицу.

Особым событием и торжеством в народе считали Пасху. Об этом говорят и названия праздника — «Вылык дэнь», Светлое Воскресенье.

Начинать об этом празднике надо с Великого поста. Ведь именно он — подготовка к Пасхе, период духовного и физического очищения.

В этот день стремились надеть все новое. Даже солнце, замечали, ликует, меняется, играет новыми красками. Обновлялся и стол, заранее готовили обрядовую пищу». красили яйца, пекли паску, жарили поросенка. Яйца красили в разные цвета: красный — кровь, огонь, солнце; голубой — небо, вода; зеленый — трава, растительность. В некоторых станицах на яйца наносили геометрический рисунок — «писанки». Обрядовый хлеб паска, был настоящим произведением искусства. Старались, чтобы был он высоким, «голову» украшали шишками, цветами, фигурками птиц, крестами, смазывали яичным белком, посыпали цветным пшеном.

Очень насыщенной была игровая, развлекательная сторона праздника: вождение хороводов, игры с крашенками, в каждой станице устраивали качели, карусели. Кстати, катание на качелях имело обрядовое значение — оно должно было стимулировать рост всего живого.

Устная разговорная кубанская речь — ценный и интересный элемент народной традиционной культуры.

Она интересна тем, что представляет смесь языков двух родственных народов — русского и украинского, плюс заимствованные слова из языков горцев, сочный, колоритный сплав, соответствующий темпераменту и духу народа.

Все население кубанских станиц, говорившее на двух близкородственных славянских языках — русском и украинском, легко усваивало языковые особенности обоих языков, и без труда многие кубанцы переходили в разговоре с одного языка на другой с учетом ситуации. Черноморцы в разговоре с русскими, особенно с городским человеком, стали использовать русский язык. В общении со станичниками, с соседями, знакомыми, родными «балакали», т.е. говорили на местном кубанском диалекте. В то же время язык линейцев пестрел украинскими словами и выражениями. На вопрос, на каком языке говорят кубанские казаки, на русском или украинском, многие отвечали: «На нашем, казачьем! На кубанском».

Народные промысли и ремесла — важная часть традиционной народной культуры. Кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми. При изготовлении любой вещи народный мастер думал о ее практическом назначении, но не забывал и о красоте. Из простых материалов — дерева, металла, камня, глины — создавались истинные произведения искусства.

Гончарное производство — типичный мелкий крестьянский промысел. В каждой кубанской семье имелась необходимая глиняная посуда: макитры, махотки, миски, плошки и т.д. В творчестве гончара особое место занимало изготовление кувшина. Создание этой красивой формы было доступно не всем, для его изготовления требовались умение и навык. Если сосуд дышит, сохраняя воду прохладной даже в сильную жару, значит мастер вложил частичку души в немудреную посуду.

Кузнечным делом на Кубани занимались издревле. Каждый шестой казак был профессиональным кузнецом. Умение ковать своих коней, брички, оружие и, прежде всего, всякую домашнюю утварь, считалось таким же естественным, как возделывать землю. Заслуживает упоминания и мастерство художественной ковки. На Кубани она так и называлась — «ковань». Это тонкая и высокохудожественная обработка металла применялась при ковке решеток, козырьков, оград, ворот, для украшения ковали цветы, листья, фигурки зверей.

Очевидцы и бытописатели из всех народных промыслов выделяли ткацкое производство. Ткачество давало материал для одежды и украшения жилища. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, настольники, рубахи. Сырьем для ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин.

Неотъемлемыми предметами кубанского жилища были станы «ткацкие станки, прялки, гребни для изготовления нитей, буки — бочки для отбеливания холста. В ряде станиц холст ткали не только для своих семей, но и специально для продажи.

Наши предки умели мастерить домашнюю утварь ажурного плетения в славянском стиле. Плели из камыша, тальника, тростника колыбели, столы и стулья, корзины, лукошки, дворовые ограды — плетень.

Развитие культуры определялось традициями литературной и духовной жизни народов. Это проявлялось в развитии системы образования, культурно-просветительских учреждений, издательской деятельности, появления кубанской литературы, науки, искусства. Определенное воздействие на нее оказывала политика правительства войсковой администрации и церкви. Прежде всего, это касалось казачьего населения Кубани.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *