Стих цифрами

Сборник цифровой поэзии. Интеграция математики, русского языка, литературы и музыки (7 — 9 классы).

сборник цифровой поэзии

Цифровая поэзия

«Музыка может возвышать или умиротворять душу,

живопись – радовать глаз, поэзия – пробуждать чувства,

философия – удовлетворять потребности разума,

инженерное дело – совершенствовать материальную сторону

жизни людей.

Но математика способна достичь всех этих целей»

Моррис Клайн

Цифровой век принес с собой цифровую поэзию – стихи, записанные цифрами. Цифры могут «говорить» не только сухим языком математики и помогать в решении примеров и задач, а также выражать радость, грусть в стихах. В цифровых стихах есть и рифма, и ритм, и размер. Единственное, что в них отсутствует – это смысл.

Но в цифровой поэзии смысл далеко не главная составляющая, поэтому без него можно вполне обойтись. По своей информативности, эмоциональной насыщенности, динамике и образности цифровых стиха ближе к музыке – ведь в музыке тоже нет слов и готовых образов, но она красива и волнительна. Например, «Шутка» Иоганна Себастьяна Баха.

Цифровые стихи развивают воображение, поскольку в них нет готовых, созданных поэтом, образов. Читателю дается полная свобода мысли. Стихи, написанные на языке цифр. Прочитайте с выражение вот такую весёлую считалочку Германа Лукомникова:

8, 8, 50,

9, 9, 60

18, 19,

40, 40, 50.

7, 14, 1,

25, 31,

48, 48,

Особенности цифровых стихов:

1) они полностью абстрактны – практически всегда непонятно, о чём, собственно в них говорится;

2) в них хорошо чувствуются ритм и настроение автора. И этим цифровая поэзия похожа на музыку. Может быть, именно эту музыку цифр имел в виду знаменитый поэт Иосиф Бродский, когда однажды написал: «В цифрах есть нечто, чего в словах, даже крикнув их, нет».

3) у цифровых стихов есть особенность, отличающая их и от обычных стихов, и от музыки — их почти невозможно перевести для иностранцев. При прочтении на иностранном языке и ритм, и рифма почти наверняка потеряются, то есть наш цифровой стих перестанет быть стихом. Чтобы убедиться в этом, попробуйте для примера прочитать на иностранном языке считалку, что была вначале.

Существуют двуязычные стихи, но это большая редкость (попробуйте прочитать на русском и английском языках). Например,

43 32 7 15

36 25 0 16.

Одни считают, что стихи из цифр — ничего не выражающая чепуха и настоящие стихи должны писаться с помощью слов. Другие, и их немало -наслаждаются цифровыми стихами и считают, что за ними будущее. А может быть, истина, как обычно, прячется посередине между этими крайностями, и давно уже пора писать стихи, в которых и числа, и слова чувствуют себя одинаково уютно. Но подружившись со словами, цифры могут выражать и чувства, и грустные размышления:

18 × 5

25 : 16

И опять 25, 25…

И уже никогда 18!

Что вы представляете? Может это повзрослевший 25-летний человек, работающий где-нибудь бухгалтером. В его жизни всё предсказуемо и скучно, как в таблице умножения, и ему остаётся только со вздохом вспоминать то прекрасное волшебное время, когда ему было 18.

Как читать стихи из цифр? если мы произнесем эти цифровые отрезки как стихи, числа презабавно будут имитировать стихотворную речь. Не потому, как сказал Гумилев, “что все оттенки смысла / Умное число передает”, а потому, что стихи определяются особой стиховой интонацией. Если кто-то думает, что стихи возникают благодаря поэтическому смыслу, он не то чтобы ошибается — путает два разных явления: поэзию и стихотворную речь. Стихотворная речь призвана обслуживать поэзию, поэтический смысл.

Оказывается, чтобы превратить текст в стихи, надо только прочесть его как стихи, то есть снабдить определенной интонацией. Смысл не имеет значения, его может и вовсе не быть, как в наших цифровых стишках. И выясняется, что эмпирически все знают, что это за интонация и как это делается, судя по тому, как охотно любой читатель правильно читает цифровой стишок и слышит в нем то Пушкина, то Маяковского, то Есенина.

В этих “стихах” есть все, кроме смысла: слова, поскольку произнесенное число становится словом, ритм, стиховой синтаксис — все необходимые стиху элементы: ударные и безударные слоги, словоразделы, метр и стиховая пауза, которой заканчивается каждая строка. Этого достаточно. Однако заметим: если мы отнимем у стихов названия, фокус не получится. Например, … (чтение и работа с конкретными стихами поэтов и их цифровых аналогов).

О том, что голос поэта, который мы узнаем в стихах, обусловлен эмоционально окрашенной интонацией. Когда в наборе цифр к имеющимся в нем элементам стиха (словоразделы, размер и даже рифма: пятнадцать — двадцать и т. д.) прибавляется при помощи названия определенная эмоция, возникает интонация; она необходима стиху. У Пушкина это спокойная и мажорная повествовательность, у Есенина — печальный, жалобный напев, призыв к сочувствию (“сто семьдесят!” — смешно, не правда ли, когда число произносится так горестно!), у Маяковского — обращенная к аудитории речь-сообщение, похожая на чеканный, уверенный шаг. И как только мы дактилической строке (два, сорок шесть, тридцать восемь, один) придаем “маяковское” звучание, в нашем воображении строка перестает звучать дактилем (“заступом вырыта яма глубокая”); строка приобретает рваную отчетливость, несвойственную трехсложникам, но характерную для Маяковского.

Мы произносим набор чисел тем же тоном, что и стихи Пушкина, Маяковского и Есенина, то есть стиховая интонация не зависит от смысла — точнее, от лексико-грамматического содержания. Она перечислительная, монотонно-ритмичная и эмоционально окрашенная.

Стихи из цифр подсказывают, что нужна как раз ритмическая монотония (напев) и что ее достаточно, чтобы текст, состоящий из перечня чисел, стал стихотворным.

Эффект цифровых стихов замечателен тем, что обнаруживает онтологическое свойство стихотворной речи: необходимость стиховой интонации, невозможность прочтения без нее. Способ произнесения является самой существенной и единственной особенностью, которой отличается стихотворная речь от прозаической. Он обусловлен не традицией чтения, а внутренней организацией стихотворной речи и обозначен ее особой записью — короткими отрезками. В стихах эмоция выражается не описательно, как в прозе, а непосредственно. Так устроена стихотворная речь. В этом ее сокровенный смысл, ее “тайна”.

Числу знакома тайна Слова,

Веками бережет её…

Но слово явно не готово

Понять сокрытое число.

Как Господин, владея Миром,

Желает Слово всё объять,

Не зная то, что тайным смыслом

Число умеет наполнять!

Изучая математику, мы открываем все новые и новые слагаемые красоты, приближаясь к пониманию, а затем и к созданию красоты и гармонии!

* * *

Примеры цифровых поэзии

А. С. Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин (26 мая (6 июня) 1799, Москва — 29 января (10 февраля) 1837, Санкт-Петербург) — русский поэт, драматург и прозаик.

Ещё при жизни Пушкина сложилась его репутация величайшего национального русского поэта. Пушкин рассматривается как создатель современного русского литературного языка.

17 30 48:
140 10 01,
126 138,
140 3 501.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Владимир Маяковский̆

Русский советский поэт. Один из крупнейших поэтов XX века. Помимо поэзии ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ».

Родился:19 июля 1893 г., Багдати, Кутаисская губерния, Российская империя

Умер:14 апреля 1930 г. (36 лет), Москва, СССР

Что такое хорошо и что такое плохо?

Крошка сын

к отцу пришел,
и спросила кроха:
— Что такое

хорошо
и что такое

плохо?

40 3 05 0 100,
3 15 40:
— 100 08 00 100,
100 08 40?

В. Маяковский «Необычайное приключение летом на даче»

В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла —
на даче было это.

140 3 7 25,

4 3 17,

4 2,

5 22 —

13 8 20.

Владимир Маяковский

«А вы могли бы?»

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?

4 20 04,

516 35;

3 5 604

715 45.

4 3 78

617 26

4 348

715 206?

Сергей Есенин

Сергей Александрович Есенин (21 сентября (3 октября) 1895, Константиново, Рязанский уезд, Рязанская губерния, Российская империя — 28 декабря 1925, Ленинград, СССР) — русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества — имажинизма.

«Отговорила роща золотая»

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

14 126 14

132 17 43,

16 42 511,

704 83.

170? 16 39 —

514 700 142.

612 349

17 114 02.

Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

14 15 38,

17 39 6 500.

И 25 6 000 28,

716 300 900.

Два веселых гуся — русская народная песня

Жили у бабуси
Два веселых гуся:
Один серый,
Другой белый,
Два веселых гуся.

40 38
2 128:
1 10,

1 10,
2 128.

Государственный гимн Российской Федерации является одним из главных официальных государственных символов Российской Федерации, наряду с флагом и гербом. Музыка и основа текста были позаимствованы из гимна Советского Союза, мелодию к которому написал Александр Александров на стихи Сергея Михалкова и Габриэля Эль-Регистана.

Россия — священная наша держава, Гимн Советского Союза
Россия — любимая наша страна. Союз нерушимый республик свободных
Могучая воля, великая слава — Сплотила навеки Великая Русь.
Твоё достоянье на все времена! Да здравствует созданный волей народов
Единый, могучий Советский Союз!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная! 16 13 12 4
Славься, страна! Мы гордимся тобой! 17 15 14 2.

От южных морей до полярного края 13 16 4 12
Раскинулись наши леса и поля. 15 14 132!
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Знаменитая песенка «Антошка» из одноимённого советского короткометражного рисованного мультфильма. Появился этот мультик благодаря режиссёру Леониду Носыреву, который снял его на песню, созданную композитором Владимиром Шаинским и поэтом Юрием Энтиным.

Антошка, Антошка,
Пойдем копать картошку!
Антошка, Антошка,
Пойдем копать картошку!

Первый куплет.

13, 12,
120 30 40!
13, 12,
120 30 8 0!

Припев:

3 16,
8 20,
18 40 20
35 12 10…

Из м/ф «Каникулы в Простоквашино» «Кабы не было зимы».

Слова: Энтин Ю. Музыка: Крылатов Е.

Кабы не было зимы

В городах и селах,

Никогда б не знали мы

Этих дней веселых.

Не кружила б малышня

Возле снежной бабы,

Не петляла бы лыжня,

Кабы, кабы, кабы…

2 15 42

42 15,

37 08 5

20 20 20.

7 14 105

2 00 13,

37 08 5,

20 20 20!

Веселые стихи в цифрах

2 15 42

42 15

37 08 5

20 20 20!

38 46

0 4 20

7 08 33

20 20 20!

45 108 2

47 16

3 4 502

20 20 20!

45 108 2

47 16

3 4 502

20 20 20!

7 14 100 0

0 0 0 13

37 08 5

20 20 20!

Грустные стихи в цифрах

511 16

5 20 337

712 19

3 8 0 512

16 0 025

11 03 15

100 06 02 05

18 × 5

25 : 16

и опять 25, 25…

и уже никогда 18.

Считалки

Считалки — вид детского творчества. Как правило, это небольшие стихотворные тексты с чёткой рифмо-ритмической структурой в шутливой форме, предназначенные для случайного избрания (обычно одного) участника из множества. Неслучайным выбором (классификацией) может быть самая простая считалка типа «на первый, второй», результатом которой является разделение первоначального множества объектов на 2.

2 12 46,
48 3 06.
33 1 102,
8 30 32.

Частушка (припевка, коротушка) — жанр русского фольклора, сложившийся к 1870-х годам. Термин «частушка» был введён писателем Г. И. Успенским в очерке «Новые народные песни» (1889 г.) при характеристике народных стишков. Истоки частушки — игровые и плясовые припевки, «сборные» хороводные песни, скоморошьи прибаутки, свадебные «дразнилки» и городские песни.

Частушке свойственны злободневность тематики, афористичность, неожиданность метафор и рифм, напевно-речитативный тип мелодики, импровизация на основе устойчивых музыкальных форм.

По версии А. А. Шахматова, название частушки происходит от глагола «частить» со значением «говорить быстро, под лад частых тактов музыки»; другая интерпретация мотивированности названия — «то, что часто повторяют».

10 40 5 15

1.000.000 14,
39 8 20,

25 11…

***

117 117

19 9 5!

117 117

48 35!

Агния Барто
Агния Львовна Барто́ (урождённая Во́лова, согласно некоторым источникам первоначальные имя и отчество Гетель Ле́йбовна; 4 (17) февраля 1906?, Москва? — 1 апреля 1981, Москва) — русская советская детская поэтесса, писательница, киносценарист, радиоведущая. Лауреат Сталинской премии второй степени (1950) и Ленинской премии (1972).

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

2 12 38,
90 30 8,

007 13 20
49 5 17.

3 15 20 40,

2 13 240.

39.000 8 –

25 1 108!

Цифровые стихи учащихся школы

Шурова Татьяна

Частушка Считалка Песня

30 30 36 5 15 29 2 4 3 06

35 05 06 5 16 26, 45 05 07

38 39 2 12 22 43 03 02

40 20 39! 36 06 06! 20 20 32!

Частушка Мамин Кирилл

5 × 5 = 25

nikolay_she

48 10 20
Современный цифровой век принес нам новый вид поэзии — цифровые стихи. Вы можете удивиться: как это стихи в цифрах и без единого слова? Именно! Цифровые стихи тем и отличаются от традиционных, что в них вместо слов зарифмованы различные цифры.

Когда точно появился этот вид поэзии сказать трудно. Одни утверждают, что цифровые стихи появились благодаря креативу программистов, которые стремятся все оцифровать. Другие утверждают, что мода на стихи в числах пришла к нам с Запада в 90-е годы 20 века. Третьи говорят, что баловались написанием веселых цифровых стихов еще в школе задолго до всеобщей компьютеризации.

В цифровой поэзии используют только числительные. А для экономии места так числами и записывают. Однако по форме это настоящие стихи. В цифровых стихотворениях сеть и рифма, и ритм, и размер. Единственное, что в них может отсутствовать — это смысл. Но в цифровой поэзии смысл далеко не главная составляющая, поэтому без него можно вполне обойтись. Как выглядят цифровые стихи? Например, вот так:

145 4 8
16 9 33
15 98
4 243

Читать цифровые стихи надо вслух и с выражением. Попробуйте, это очень просто. Достаточно произносить написанные числа и уловить ритм.

Не стоит думать, что цифровые стихи примитивнее традиционных стихотворений. Стихи в числах разделяют на жанры, определяют размер и пр. Бывают веселые цифровые стихи, грустные цифровые стихи, стихи классиков в числах и т.д.

Вот, к примеру, стихи Пушкина в цифрах:

17 30 48
140 10 01
126 138
140 3 501

Или стихи Маяковского в цифрах:

2 46 38 1
116 14 20!
15 14 21
14 0 17

Чувствуете характерный для каждого поэта тон?

А вот, например, хайку в цифрах:

127 148 230.
14 12 20?
0…

А сравните веселые стихи в цифрах

И грустные цифровые стихи:

511 16
5 20 337
712 19
2000047

Согласитесь, что цифровые стихи обладают особым обаянием. Они намного ближе к музыке, нежели обычные стихотворения. Цифровые стихи развивают воображение, поскольку в них нет готовых, созданных поэтом, образов. Читателю дается полная свобода мысли. Поэтому цифровые стихи полезно читать вместе с детьми, так они научатся чувствовать ритм и разовьют воображение.

Вы и сами можете сочинять цифровые стихи. Главное, почувствовать ритм. Кстати, цифровые стихи — это прекрасная основа для постижения тонкостей теории стихосложения. Мелодичность стихотворения зависит от порядка чередования в нем ударных и безударных гласных. От того ударный или безударный первый слог зависит род стопы. Всего существует пять стоп: ямб (1 — ударение на втором слоге), хорей (8 — первый слог ударный), дактиль (1000 — ударение на первом из трех слогов), амфибрахий (13 — ударение на втором из трех слогов) и анапест (50 — ударение на последнем из трех слогов).

Единственная трудность — это практическая невозможность перевода цифровых стихов на другой язык. Конечно, иностранец сможет прочитать стихотворение в числах, однако безвозвратно будет утерян ритм. Однако, если вы знаете названия числительных на разных языках, то легко сможете писать цифровые стихи и на английском, и на немецком, и на прочих известных вам языках.

Tags: поэзия

Цифровые стихи

Кому-то может и баян эти стихи из цифр для программистов, но меня когда-то спрашивали, не мог найти числовые стихотворения-абстракции и показать. В каком-то походе даже спор разгорелся холиварный, с упреками в том, что это все враки.
Читать желательно вслух, с выражением, тогда становится понятно, почему эти наборы цифр называются цифровыми стихами:).
Итак- числовые ритмические абстракции, звучащие как стихотворения.

Пушкин
17 30 48
140 10 01
126 138
140 3 501
516 49
138 209
614 500
15 20 800
Читается как:
Семнадцать, тридцать, сорок восемь,
Сто сорок, десять, ноль один,
Сто двадцать шесть, сто тридцать восемь,
Сто сорок, три, пятьсот один…
Маяковский
2 46 38 1
116 14 20!
15 14 21
14 0 17
Есенин
14 126 14
132 17 43.
16 42… 511
704 83.
170! 16 39
514 700 142
612 349
17 114 02
Веселые:
2 15 42
42 15
37 08 5
20 20 20!
7 14 105
2 00 13
37 08 5
20 20 20!
Грустные:
511 16
5 20 337
712 19
2247
еще — гораздо грустнее:
511 16
5 20 337
712 19
2000047
3 1512
16025
11 0 3 15
100006 0 2 0 5
Частушки:
117 117
19 9 5!
117 117
48 35!
Вот еще немного…
2 15 42,
42 15.
37 08 5,
20 20 20!
38 46,
0 4 20…
7 08 33,
20 20 20!
45 108 2,
47 16;
3 4 502…
20 20 20!
7 14 100 0,
0 0 0 13,
37 08 5,
20 20 20!
А вот еще — гораздо грустнее:
511 16
5 20 337
712 19
2000 047
3512
16025
11 0 3 15
100 006 02 05
Считалка
2 12 46,
48 3 06.
33 1 102,
8 30 32.
Маpш
18 16 ! 18 17 !
115 13 3006 !
90 16 ! 90 17 !
240 110 ! 526 !
в духе Beatles)
70…
112 30 50,
78 20 60,
15070…
23…
220 30 43,
50 17 33,
15023…
5 6
5 6 7 —
37,

6 5
3 7 2,
72
2 45 !
2 2 2 70…
познавательная арифметика в стихах
12 43 15
136 135
17 26 12
14 175
1, 1, 7 7 1!
Грущу в тоске-печали,
1, 1, о 5 1!
Что делать? Я не знаю…
15 15 15
170 125
130 0 20 0 20
5535
148 116
170 501
515 18
148 01
11 05 128
519 125
17 08 138
09 07 1135
189 1328
5287
3511 08
05 03 02 07
Белый стих
165 739 586 838 3 9028 485 940 485 8
37 58 6 79 7 979 0905 83 737
Элегия
30.000… 103.000.000…
48… 102.000.000.000.000… (квадрилион — me)
115… 106… 43… —
8000… 2003…
Ещё немного:
2 13 45
27 17
3 12 005
35 16
40 40 003
28 30
90 33
10 20 30
частушки
10 40 5 15 1.000.000 14,
39 8 20, 25 11…
Что такое хорошо?
40 3 05 0 100,
3 15 40:
100 08 00 100,
100 08 40?
жили у бабуси…
40 38
2 128
1 10 1 10
2 128
Гимн Советского Союза
16 13
12 4
17 15 14 2
13 16
4 12
15 14 132!
Антошка, Антошка…
первый куплет.
13,12,
120 30 40,
13, 12,
120 30 8 0.
припев.
3 16,
8 20,
18 40 20
35 12 10…
и ещё:
18*5 (Восемнадцать умножить на пять)
25:16 (Двадцать пять разделить на шестнадцать)
и опять 25, 25…
и уже никогда 18.
добавлю народных — 1 2 3 4 5 18 25
ну или вот это 7ю8 78, 8ю7 87 ну и в таком духе
15 20 36
17 86
54 23
148 73
Нет, пушкин не так, а вот так:
140 10 01
17 30 48
126 138
140 3 501
Цой
135
105 25 42
126
110 500 23
315
109 1 38
217
105 101 36
Вознесенский
25 46
37 23
46 36
25 43
42 32
27 101
101 22
26 23
Ахматова
23 106 120 6
40 7 600 400
200 300 100 126
10 20 30 40 100
Блок.
126 138
110 20 45
516 28
15 6 135
110 30 18
17 200 27
15 20 19
140 300 47
Еще Блок
105 130 22
5200
110
8 302
15 10
16 30 45
6020
17 8 25
517
Шекспир
120 115 25
103 128 104
110 28 27
140 115 28
105 107 106 125
103 102 15 25
Омар Хайам
147 14 05
512 8 45
7 48 20 90
0 29 30 25
Рубаи
25000000. 403.
210, 12, 403.
45, 46, 47, 48…
49!! 1, 2, 403.
20108 403
25 38 403
18 15 16 13
50 48 403
Рондо (Levi’s)
501, 16 29
122 7 8 39
14 17 25,
150 3 95,
7 60 119 9.
12 8 99,
170 15 35,
180 3 16 5,
501!
17 3 14 109,
137 13 309,
17 208 305
11 16 45
617 99 —
501!
Гекзаметр
20 16 120 15–15…
3 25 117 4 6–8,
30 108 11 1020!
40 6000 17 02 38?
Первая акслепиадова строфа
25 45 70 1000,
60 22 300 400!
90 700 211,
48 500 9 11…
Алкеева строфа
617! 30 11
16 10 1000 70!
12 5 17 8,
2 28 612!
Сапфическая строфа
45 500 49 300
208 5 98,
61 12 17

Третья асклепиадова строфа
33 600 200 14,
95 1000 70,
60 39,
5 4 11!
Английская баллада (в оригинале)
28 100 30 18
22 16 33.
69 11 20 19,
81 6 2 63.
Она же, в переводе на русский
28 100 15 1
22 16 500.
60 11 101,
9 9 6 800.
В японском стиле
1 11
700 24 3 5 0
17?
12 40
3 28 9
1 0 5 4.
Садистский стишок
200 140 4 17
316 2008
300! 648–12
5000000 15 09.
Детский стишок
3 15 20 40,
2 13 240.
39000 8 –
25 1 108!
Меланхолическое

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *