Стих о хлебе

Хлеб всему голова

Хлеб всему голова
Кто – то древний сказал: «Хлеб всему голова!»
На всю жизнь я запомнила эти слова.
Нашим предкам всегда (в старину оглянись)
Каравай добавлял и здоровье, и жизнь.
Если рожь и пшеница дала урожай,
Значит сытно живи и забот ты не знай.
Хлеб да соль новобрачным на блюде дают.
Пусть счастливо в достатке они проживут.
Когда дед умирал, на прощанье просил,
Чтобы сын его хлебом ржаным покормил.
Кусок хлеба в блокаду от смерти спасал,
Ставил на ноги, силы бороться давал.
Когда папа на фронт молодым уходил,
В вещмешок тёплый хлебушек он положил.
Я поджаристый хлеб Ленинградский ржаной
Много лет привозила мамуле родной.
Он четырнадцать стоил копеек всего,
Но мои горьковчане любили его.
Помню: в детстве к бабуле на кухню придёшь,
И от запаха теста с ума ты сойдёшь!
Там пельмени, вареники и беляши,
Пирожки, кулебяки… и всё от души!
Будем хлеб наш насущный всегда почитать,
Хлеборобов и пекарей труд уважать.
Надо мудрые крепко запомнить слова,
Те, что предок сказал: «Хлеб всему голова!»
Галина ГНОККС (Карпюк — Слепакова)
14.11.2014 Санкт-Петербург

НОД на тему: «Хлеб — наше богатство»

МБДОУ “Детский сад “УМКА” города Абакана, республики Хакасия

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми в подготовительной группе на тему: “Хлеб — наше богатство”.

Подготовила воспитатель подготовительной группы:

Ширко Галина Леонидовна

2015год

Ломоть хорошо испеченного хлеба составляет одно из величайших изобретений человеческого ума.

К.А.Тимирязев

Цель:

Обобщить знания детей о том, что хлеб – ценный пищевой продукт, получение которого требует большого труда. Познакомить детей с профессией – хлебороб.

Задачи:

1.Формировать представление о труде как ценности общества, основы достойной и благополучной жизни страны, семьи и каждого человека, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий. 2. Воспитывать уважение к хлебу и труду хлеборобов. 3.Познакомить с музыкальным произведением И. Кишко “Комбайнер”. 4.Закрепить название профессий – тракторист, комбайнер, хлебороб, пекарь. 5.Упражнять в произношении трехсложных слов с двумя и тремя стечениями согласных. 6.Учить отражать полученные впечатления в рисунке. 7.Развивать логическое мышление.

Предварительная работа:

Рассказы о труде хлеборобов.

Рассказ — презентация воспитателя о разных стадиях созревания и уборки урожая, работы мощных сельскохозяйственных машин.

Первый рассказ — презентация: показать детям пахоту, обращать внимание на огромные размеры поля, на работу трактора, который прицепленными плугами отворачивает широкие полосы земли: “Как ножом режет”. Загадать загадку: “Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет – семь плугов тащит”. Рассказать, какие умные машины придумали люди, чтобы облегчить труд рабочего.

Второй рассказ — презентация: показать детям, что по вспаханному полю опять идет трактор только сзади у него не плуги, а сеялки. Объяснить, что этот трактор сеет зерно, рассмотреть зерна пшеницы, рассказать, что из каждого зерна вырастет много зерен.

Третий рассказ — презентация: когда появляются первые всходы пшеницы, поле все зеленое, как ковер, ровными рядами.

Четвертый рассказ — презентация: в поле, когда колосится пшеница. Ребята берут в руки колосья, рассматривают, сколько в них зерен: “Целая семья”, “А поле как золотое море”.

Пятый рассказ — презентация: во время уборки урожая, наблюдаем за работой комбайна, смотрим, как в машину сыплется крупное золотое зерно. Чтение рассказов и заучивание стихов: Марийская народная сказка: “Лепешка”, Ю. Жадовская. — “Нива, моя нива”. Плещеева — “Осенью”, Я. Дягутите. — “Колыбельная”. А. Мусатова — “Как хлеб на стол пришел”, С. Шуртакова — “Зерно упало в землю”. Я. Аким — “Хлеб”, Е. Трутнева — “Золотой дождик”. Н. Семенова “Хлебушко”, С. Дрожжина “Каравай”. Рассматривание иллюстраций З. Лаврентьева в книге “Богатырь из теста” и иллюстраций о труде хлеборобов. Заучивание пословиц и поговорок. Сюжетно-ролевая игра “Жатва”, “Путешествие по родному краю”. Рисование рисунков по темам рассказ – презентация (на выбор ребёнка).

Словарь: Комбайн, комбайнер, элеватор, бункер, зябь, озимые, земледелец, хлебороб, агроном, хлебозавод, пекарь, зерно, хлеб, снегозадержание, трактор, тракторист, мелиораторы, мельница, мельник.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Воспитатель читает стихотворение Н. Семенова “Хлебушко”.

Вот он – хлебушко душистый,
С хрупкой корочкой витой,
Вот он теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно —
Потрудились на земле.

Ребята, о чем говорится в этом стихотворение?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, о хлебе. Дети, сегодня мы побеседуем с вами о хлебе, о труде людей, которые растят хлеб. Но мы будем не только говорить, но и петь песни, слушать музыку, танцевать и рисовать. А еще у меня для вас есть сюрприз. К нам кто – то пришел в гости, а кто – это вы должны угадать?

“Золотист он и усат, в ста карманах – сто ребят”. Кто же это?

Дети: Колосок.

Колосок: Здравствуйте, ребята. Я очень рад, что вы отгадали загадку про меня. Я узнал, что вы хотите поговорить о хлебе. Интересно, интересно. Хоть мне все это и знакомо, я с удовольствием послушаю ваши рассказы обо мне и моих братьях.

Воспитатель: Колосок, послушай, какую наши дети знают “Песню о хлебе” музыка В. Витлина, слова П. Кагановой (сборник “Музыка в детском саду”).

Дети исполняют песню.

1 куплет.

Сеют в поле зерна

Раннею весною.

А над нами светит

Солнышко родное.

2 куплет.

На ветру веселом

Зашумят колосья.

Будет урожайной

Наша осень

3 куплет.

И зерно в амбары

Потечет рекою.

И его машины

Сделают мукою.

4 куплет.

На заводе пекарь

Хлеб спечет с любовью.

Скажет он ребятам:

Кушайте на здоровье.

Воспитатель: Ребята, вот наступила осень, с полей убрали хлеб и они опустели. Как вы считаете, на этом заканчивается работа хлебороба?

Дети: На поля завозят удобрения, перепахивают поля, засевают озимые.

Воспитатель: Зимой тоже ведутся работы на полях. На зимние поля выезжают трактора и сгребают снег в длинные валы. Эта работа называется – снегозадержанием. Повторите это слово “снегозадержание”. Колосок, для чего проводится эта работа?

Колосок: Это очень важная работа! Снегозадержание проводится для того, чтобы ветром не уносило снег, чтобы не замерзли озимые, и весной было много влаги.

Воспитатель: Ребята, скажите, как называют людей, которые ремонтируют машины, комбайны, трактора?

Дети: Их называют механизаторы, а ремонтируют они зимой технику в ремонтных мастерских, готовя ее к весенним работам.

Колосок: Ох, и до чего интересная у них работа! Гаечки, винтики, колеса… Все они чинят, ремонтируют и к весне у них все машины готовы к работе.

Воспитатель: Наступила весна. Пришла горячая пора, пора больших забот. Какие работы пришли с наступлением весны? Какие произошли изменения в природе? Какая работа предстоит рабочим на полях?

Дети: пригрело солнце, снег растаял, земля прогревается, трактористы пашут землю.

Колосок: Да, трактористы пашут землю, да приговаривают:

“Черная земелька, а милее нет.
Черная земелька – будет белый хлеб”.
(Э. Мошковская)

Воспитатель: Ребята, давайте, и мы с вами заведем хоровод под русскую народную песню “Земелюшка – чернозем”.

Дети выполняют хоровод с танцевальными движениями.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на иллюстрацию “Крестьянин пашет землю”. Вот как раньше обрабатывали землю , потому, что раньше не было машин. Кто из вас знает, как раньше собирали урожай?

Дети: Жали серпом.

Воспитатель: Скажите, какие машины помогают рабочим обрабатывать землю в наше время?

Дети: Комбайны, трактора.

Воспитатель: Почему земля для посева должна быть мягкой?

Дети: Чтобы зернам было легче прорастать.

Воспитатель: После того как землю вспашут, что с ней делают?

Дети: Вспаханное поле боронят.

Воспитатель: Чем её боронят?

Дети: К трактору прицепляют борону.

Воспитатель: Вот поле сборонили, теперь можно и сеять. Какие машины помогают людям сеять?

Дети: Сеялки.

Ребенок читает стихотворение Е. Трутневой “Золотой дождик”.

“По земле сырой, не жесткой,
Там, где тракторы прошли,
Неглубокие бороздки —
В черной пашне пролегли.
И до вечера и позже,
До полночи с темнотой,
Зерна сыпались, как дождик,
Точно дождик золотой”.

Колосок: Ах, как прекрасно лечь в мягкую, теплую земельку и прорасти. Но, чтобы мы дружно росли, за нами надо ухаживать. А что нужно делать, чтобы мы от жаркого солнца не засохли?

Дети: Растения нужно пропалывать и поливать.

Колосок: Поливка необходима растениям. Но дождь бывает не всегда, когда он нужен. И тут на помощь приходят люди. Они на полях устанавливают поливочные машины, орошают землю. Орошают – значит поливают. Повторите все это слово – “орошают”. А людей, занятых на этой работе, называют – мелиораторами.

Воспитатель: Посмотрите на картину (показ иллюстраций из книги Л. Виноградовой “Трактор”). Вот какие машины и приспособления человек использует для полива растений.

Колосок: Ребята, отгадайте загадку: “Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет?”

Дети: Комбайн.

Ребёнок читает стихотворение:

Хлеб созрел, в полях моторы
Песню жатвы завели.
В степь выходят комбайнеры —
Полевые корабли.

Воспитатель: Прослушайте музыку И. Кишко — “Комбайнер”.

Ребята, кто работает на комбайне?

Дети: Комбайнер.

Воспитатель: Отгадайте загадку: “На просторе, в море хлеба, замок с башнями до неба, замок с башнями до неба сохранит все море хлеба”.

Дети: Элеватор – здание, где хранят зерно.

Воспитатель: А затем куда везут зерно?

Дети: На мельницу, мукомольный завод.

Воспитатель: Что там делают с зерном?

Дети: Зерно перемалывают в муку.

Воспитатель: Как называют человека, который работает на мельнице?

Дети: Мельник.

Воспитатель: Куда потом везут муку?

Дети: На хлебозавод, где пекари пекут хлеб.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру “Как хлеб пришел на стол?”

Детям раздаются карточки и они должны правильно выложить схему-цепочку правильного прихода хлеба на стол.

Схема выкладывания цепочки:

Идет снегозадержание на полях.

Поля пашут и удобряют.

Боронят поля.

Сеют зерно.

Опыляют поля, уничтожают вредителей.

Идет сбор урожая.

Зерно везут в закрома, в бункеры, в зернохранилище или на мукомольный завод.

Зерно на мукомольном заводе перерабатывают в муку.

Везут муку на хлебопекарню, где пекут хлеб.

Везут хлеб в булочную или в магазин.

Ребенок читает стихотворение Я. Акима “Хлеб”.

“Пашут каждую весну, подымают целину,
Сеют, жнут, ночей не спят.
С детства знай, как хлеб растят.
Хлеб ржаной, батоны, булки —
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют”.

Колосок: Длинна дорога от зернышка до булочки. А сколько вложено труда? Сколько людей трудилось от зари до зари: трактористы, комбайнеры, шофера, мелиораторы, пекари, одним словом – хлеборобы. Ребята повторяйте за мной — хлеборобы.

Физкультминутка

Воспитатель: Я предлагаю вам провести физкультурную разминку “Калачи”:

Ча-ча-ча – наша печка горяча (разводят руки в стороны),
Чи-чи-чи – печет печка калачи (приседание),
Чу-чу-чу – будет всем по калачу (лепят ладошками калачи),
Чо-чо-чо – осторожно горячо (хлопки перед собой).

Воспитатель: Колосок, наши ребята знают пословицы и поговорки о хлебе и о труде хлебороба.

Много снега, много хлеба.

Хвала рукам, что пахнут хлебом.

Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.

Не велик кусок пирога, а стоит большого труда.

За обедом хлеб – всему голова.

Без труда хлеб не родится никогда.

Упустишь время – потеряешь урожай.

Хороша нива у дружного коллектива.

Все за одно, один за всех.

Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.

Труд человека кормит, а лень портит.

Труд земледельца велик и почетен.

Знай секундам цену, минутам счет.

Сделал дело, гуляй смело.

Лучше сделать маленькое дело, чем совсем сидеть без дела.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня так много узнали и вспомнили о хлебе и хлеборобах. Давайте Колоску нарисуем рисунок – подарок. Дети приступают к рисованию коллективного рисунка (рисуют на отдельных листах, вырезают рисунок и объединяют в общую композицию) после завершения работы дарят рисунок Колоску.

Колосок: Спасибо, ребята, я убедился, что вы много знаете о хлебе, как и кто его растит. Труд земледельца нелегок, но почетен. Я уверен вы вырастите настоящими людьми любящими и уважающими труд. За ваши знания я угощаю вас вкусным караваем. Девочка в русском костюме вносит на вышитом рушнике каравай и читает стихотворение: С. Дрожжина “Каравай”:

“Вот лежит каравай у меня на руках.
Черный хлеб на руке –
Нет, милей на земле.
Будет плакать мой хлеб,
Каравай мой румяный,
Если я разленюсь, если лодырем стану.
Плачет хлеб, что лентяй его в руки берет,
Плачет хлеб, если лодырю в рот попадет.
Но ведь я не лентяй, я в работе проворный.
Улыбнись, каравай, улыбнись, хлеб мой черный.
Вот увидишь: тебе горевать не придется.
Пусть не плачет мой хлеб,
Пусть он только смеется”.

Воспитатель: Хлеб нужен каждому человеку каждый день. Хлеб – наш достаток и богатство. Берегите хлеб!

Комплексное занятие «Хлеб наше богатство»

Галина Морозова
Комплексное занятие «Хлеб наше богатство»

Тема: «Хлеб наше богатство»

Предмет: развитие речи, музыкальная деятельность в детском саду.

Возраст детей: подготовительная группа детского сада – 6 – 7 лет.

Алгоритм продолжительности занятия по времени:

1 занятие — 40 минут.

•Организационный момент чтение стихотворения Н. Семеновой «Хлебушко» – 2 минуты.

•Беседа с вопросами – 3 минуты.

•Сюрпризный момент загадка про колосок — 2 минуты.

•»Песня о хлебе» муз. В. Виткиной, сл. П. Когановой — 2 минуты.

•Беседа – 3 минуты.

•Хоровод «Земелюшка — чернозем» – 3 минуты.

•Рассматривание иллюстрации «Крестьянин пашет землю» – 3 минуты.

•Чтение стихотворения В. Трутневой «Золотой дождик» – 1 минута.

•Рассматривание иллюстрации из книги Л. Виноградовой «Трактор» – 3 минуты.

•Чтение стихотворения «Хлеб созрел» – 2 минуты.

•Слушание музыки И. Клишко «Комбайнер» – 2 минуты.

•Презентация «Как хлеб на стол пришел» – 2 минуты.

•Выкладывание схемы «Как хлеб на стол пришел» – цепочки – 3 минуты.

•Чтение стихотворения Я. Якима «Хлеб» – 2 минуты.

•Физкультминутка «Калачи» – 2 минуты.

•Пословицы и поговорки о хлебе – 3 минуты.

•Чтение стихотворения С. Дрожкиной «Каравай» – 2 минуты.

Материалы к занятию:

Дидактический материал: технологии ТСО компьютерная презентация на тему «Как хлеб на стол пришел» — 18 слайдов, музыкальный центр, кассета с записью русской народной мелодии.

Раздаточный материал: Коробки с материалом для занятий оригами,в которых лежат: квадратные листы бумаги, клей, ножницы, фломастеры.

Методы и приемы использованные на занятии:

•информационно– рецептивный метод,

•словесный метод,

•наглядный метод,

•практический метод.

В занятие включены: организационный и сюрпризный момент, музыкальное сопровождение, художественное слово, презентация «Как растят хлеб».

Цель: Обобщить знания детей о том, что хлеб – ценный пищевой продукт, получение которого требует большого труда.

Задачи

Обучающие задачи:

•Приобщать детей к художественной литературе, формировать у них запас литературно-художественных произведений.

•Совершенствовать навык чтения наизусть стихотворений.

•Познакомить с музыкальным произведением И. Кишко «Комбайнер».

•Закрепить название профессий – тракторист, комбайнер, хлебороб, пекарь. На основе расширения знаний об окружающем мире воспитывать у детей уважение к людям труда (хлеборобам, хлебопекам, бережное отношение к хлебу, вызывать интерес к коллективному труду. Подвести детей к пониманию бережного отношения к природе и разумного вмешательства человека.

Развивающие задачи:

•Развивать выразительную литературную речь.

•Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

•Воспитывать уважение к хлебу и труду хлеборобов.

Предварительная работа:

Отгадывание загадок о хлебе.

Заучивание стихотворений и песен о хлебе.

Объяснение и заучивание пословиц и поговорок о хлебе.

Чтение рассказов: марийская народная сказка «Лепешка», Ю. Жадовская «Нива, моя нива», Плещеева «Осенью», Я. Дягутите «Колыбельная», А. Мусатова «Как хлеб на стол пришел», С. Шуртакова «Зерно упало в землю», Я. Аким «Хлеб», Е. Трутнева «Золотой дождик», Н. Семенова «Хлебушко», С. Дрожжина «Каравай». Чтение рассказов М. Глинской «Хлеб», М. Пришвина «Лисичкин хлеб».

Сравнение колосков ржи и пшеницы. Сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету, форме, вкусу.

Рассказы о труде хлеборобов.

Рассматривание иллюстраций З. Лаврентьева в книге «Богатырь из теста» и иллюстраций о труде хлеборобов.

Сюжетно – ролевая игра «Жатва», «Путешествие по родному краю».

Рисование рисунков по темам экскурсий.

Экскурсии на поле: наблюдение разных стадий созревания и уборки урожая, работу мощных сельскохозяйственных машин.

Первая экскурсия: показать детям пахоту, обращаю внимание на огромные размеры поля, на работу трактора,который прицепленными плугами отворачивает широкие полосы земли: «Как ножом режет».Загадываю загадку: «Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет – семь плугов тащит». Рассказываю, какие умные машины придумали люди, чтобы облегчить труд колхозника.

Вторая экскурсия: показать детям, что по вспаханному полю опять идет трактор только сзади у него не плуги, а сеялки. Объясняю, что этот трактор сеет зерно, рассматриваем зерна пшеницы, рассказываю, что из каждого зерна вырастет много зерен.

Третья экскурсия: когда появляются первые всходы пшеницы, поле все зеленое, как ковер, ровными рядами.

Четвертая экскурсия: в поле, когда колосится пшеница. Ребята берут в руки колосья,сколько в них зерен: «Целая семья», «А поле как золотое море».

Пятая экскурсия: во время уборки урожая, наблюдаем за работой комбайна, смотрим, как в машину сыплется крупное золотое зерно.

Дидактическая игра «От зёрнышка до булочки»

Для того чтобы дети могли играть в эту игру, необходимо дать им знания о том, кто и как выращивает хлеб. Для этого рассказывала о труде хлеборобов, читала художественную литературу, рассматривала иллюстрации, беседовали о пословицах и поговорках о хлебе.

Например,почему так говорят: «Хлеб — всему голова», «Будет хлеб, будет и песня».

Вместе с детьми подбирали иллюстрации о хлебном поле весной, летом, осенью; о машинах, которые работают в поле в разное время года, которые помогают людям выпекать хлеб. Затем готовили три большие карточки, на которых изображено поле летом, осенью, весной (их наклеивают на картон) одинакового размера. На меньшие по размеру картонные карточки наклеивали изображения машин, механизмов, используемых хлеборобами в их труде: борона, сеялка и др. ; хлебопекарные печи,специальные машины: «Мука», «Хлеб» и другие. Эти карточки также одинакового размера и в равном количестве для каждого сезона года.

После того как наглядные пособия для игры подготовлены, я предложила детям начать игру. Но до ее начала напоминали участникам о труде хлеборобов, читает им стихотворение например, В.Степанова:

ПОЧЕМУ У ПИРОГА ЗАРУМЯНИЛИСЬ БОКА

Снег растает в поле чистом,

Схлынет талая вода —

Побежит за трактористом

Ранним утром борозда.

Выйдут сеялки потом

Засевать поля зерном.

И черны как из печи,

Провожают их грачи.

Чтобы всходы были крепче,

Не напала злая тля,

И удобрит, и подлечит

Летчик с воздуха поля.

Слышен летом до заката

Гул комбайнов у реки,

И везут на элеватор

Урожай грузовики.

Время жаркое — страда

— Праздник мирного труда.

Убран хлеб — и тихо стало.

Мелят мельницы зерно.

Поле-полюшко устало

И под снегом спит оно.

Над селом дымки плывут:

Пироги в домах пекут!

Почему у пирога

Зарумянились бока?

Потому что поле летом

Было солнышком согрето.

Потому что

днем весенним,

Летним днем,

Осенним днем

Согреваем землю все мы

И любовью, И трудом!

Мы вместе с детьми вспоминали рассказы, такие, как «Моя мама пахнет хлебом», «Жатва», «Кто в поле главный».

— А теперь, дети, поиграем в новую игру,— и объясняем правила. — Здесь лежат три карты. Надо выбрать трех бригадиров. Выбираем их считалкой. Каждый бригадир возьмет одну карту по выбору, назовет изображенное на ней время года. Тот, у кого изображено поле весной, будет бригадиром бригады «Зернышко», у кого летнее поле, будет бригадиром бригады «Колосок». А если на карте нарисовано хлебное поле осенью, то как будет называться бригада?

— «Булочка»,— догадывались ребята.

Бригадир выбирает в свою бригаду еще одного играющего. По сигналу водящего (хлопок в ладоши) все бригады должны привести на поле машины, нужные для работы в то время года, которое изображено на картинке.

Мы уточняли, все ли дети поняли правила игры. Подчеркивали, что чья бригада первой закроет клетки возле своего поля, та и выигрывает, она получает картинку (на картинке нарисованы зернышко, колосок, булочка).

После того как считалочкой выбрали бригадиров и членов бригад, они садятся за стол, на котором лежат большие карты и маленькие картинки. Роль ведущего вначале брал на себя взрослый. Мы подавали сигнал начинать игру. Дети отбирали нужные карточки и закрывали ими пустые клетки. В ходе игры мы выступала и в роли арбитра.

— Бригада «Колосок» первой привела свои машины на поле. Она получает свою картинку,— говорили мы.

Затем происходила замена бригадиров и бригад, и игра повторялась.

Анализируя игру, я обязательно подчеркивала, что дети выполняли добросовестно правила игры, дружно играли, радовались победе не только своей бригады, но и других; отмечали тех детей, которые раньше не участвовали в подобных играх, а здесь были активными членами бригады, старались быстро и правильно выполнить задание.

В итоге спрашивала:

— Понравилась вам эта игра, ребята? Что больше всего понравилось в игре? Кто из вас лучше справился с заданием и почему?

Словарь:

Ход занятия:

Педагог: читает стихотворение Н. Семенова «Хлебушко»

Вот он — хлебушко душистый,

С хрупкой корочкой витой,

Вот он теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Ребята, о чем говорится в этом стихотворение?

— Ответы детей.

Педагог: правильно о хлебе. Дети, сегодня мы побеседуем с вами о хлебе, о труде людей, которые растят хлеб. Но мы будем не только говорить, но и петь песни, слушать музыку, танцевать. А еще у меня для вас есть сюрприз.

— К нам кто – то пришел в гости, а кто — это вы должны угадать?

«Золотист он и усат, в ста карманах — сто ребят». Кто же это?

Ответы детей: Колосок.

Колосок: Здравствуйте, ребята. Я очень рад, что вы отгадали загадку про меня. Я узнал, что вы хотите поговорить о хлебе. Интересно, хоть мне все это и знакомо, я с удовольствием послушаю ваши рассказы обо мне и моих братьях.

Педагог: Колосок, послушай, какую наши дети знают «Песню о хлебе» музыка В. Витлина, слова П. Кагановой (сборник «Музыка в детском саду»).

Дети исполняют песню

1 куплет.

Сеют в поле зерна

Раннею весною.

А над нами светит

Солнышко родное.

2 куплет.

На ветру веселом

Зашумят колосья.

Будет урожайной

Наша осень

3 куплет.

И зерно в амбары

Потечет рекою.

И его машины

Сделают мукою.

4 куплет.

На заводе пекарь

Хлеб спечет с любовью.

Скажет он ребятам:

Кушайте на здоровье.

Педагог: Ребята, вот наступила осень, с полей убрали хлеб и они опустели.

— Как вы считаете, на этом заканчивается работа хлебороба?

— Ответы детей: на поля завозят удобрения, перепахивают поля, засевают озимые.

Педагог: Зимой тоже ведутся работы на полях. На зимние поля выезжают трактора и сгребают снег в длинные валы. Эта работа называется – снегозадержанием. Повторите это слово «снегозадержание».

Колосок для чего проводится эта работа?

Колосок: Это очень важная работа! Снегозадержание проводится для того, чтобы ветром не уносило снег, чтобы не замерзли озимые, и весной было много влаги.

Педагог: Ребята, скажите, как называют людей, которые ремонтируют машины, комбайны, трактора?

Ответы детей: Их называют механизаторы, а ремонтируют они зимой технику в ремонтных мастерских, готовя ее к весенним работам.

Колосок: Ох, и до чего интересная у них работа! Гаечки, винтики, колеса. Все они чинят, ремонтируют и к весне у них все машины готовы к работе.

Педагог: Наступила весна. Пришла горячая пора, пора больших забот.

Какие работы пришли с наступлением весны?

Какие произошли изменения в природе?

Какая работа предстоит колхозникам на полях?

Ответы детей: пригрело солнце, снег растаял, земля прогревается, трактористы пашут землю.

Колосок: Да, трактористы пашут землю,да приговаривают: «Черная земелька, а милее нет. Черная земелька – будет белый хлеб». (Э. Мошковская).

Педагог: Ребята, давайте, и мы с вами заведем хоровод под русскую народную песню «Земелюшка – чернозем».

Дети исполняют хоровод.

Педагог: Ребята, посмотрите на эту иллюстрацию «Крестьянин пашет землю».

Вот как раньше обрабатывали землю колхозники, потому, что раньше не было машин.

Ребята, кто знает, как раньше собирали урожай? — жали серпом.

Скажите, какие машины помогают колхозникам обрабатывать землю в наше время? — комбайны, трактора.

Почему земля для посева должна быть мягкой? — чтобы зернам было легче прорастать.

После того как землю вспашут, что с ней делают? — вспаханное поле боронят.

Чем её боронят? — к трактору прицепляют борону.

Вот поле сборонили, теперь можно и сеять. Какие машины помогают людям сеять? — сеялки.

Ребенок читает стихотворение Е. Трутневой «Золотой дождик»

«По земле сырой, не жесткой,

Там, где тракторы прошли,

Неглубокие бороздки

В черной пашне пролегли.

И до вечера и позже,

До полночи с темнотой,

Зерна сыпались, как дождик,

Точно дождик золотой».

Колосок: Ах, как прекрасно лечь в мягкую, теплую земельку и прорасти. Но, чтобы мы дружно росли, за нами надо ухаживать.

А что нужно делать, чтобы мы от жаркого солнца не засохли? — растения нужно пропалывать и поливать.

Поливка необходима растениям. Но дождь бывает не всегда, когда он нужен. И тут на помощь приходят люди. Они на полях устанавливают поливочные машины, орошают землю. Орошают – значит поливают. Повторите все это слово — «орошают». А людей, занятых на этой работе, называют — мелиораторами.

Педагог: Посмотрите на эту картину – показ иллюстраций из книги

Л. Виноградовой «Трактор», вот какие машины и приспособления человек использует для полива растений.

Колосок: Ребята,отгадайте загадку: «Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет?»

Дети – комбайн.

Ребенок читают стихотворение:

Хлеб созрел, в полях моторы песню жатвы завели.

В степь выходят комбайнеры — полевые корабли.

Педагог: Прослушайте музыку И. Кишко «Комбайнер»

Ребята, кто работает на комбайне? — комбайнер.

Отгадайте загадку?

«На просторе, в море хлеба, замок с башнями до неба, замок с башнями до неба сохранит все море хлеба» — элеватор, это здание где хранят зерно.

А затем куда везут зерно? — на мельницу, мукомольный завод.

Что там делают с зерном? — зерно перемалывают в муку.

Как называют человека, который работает на мельнице? — мельник.

Куда потом везут муку? — на хлебозавод, где пекари пекут хлеб.

Ребята, я предлагаю вам посмотреть презентацию «Как хлеб на стол пришел» и поиграть в игру «Как хлеб пришел на стол?»

Педагог комментирует слайды

1. Идет снегозадержание на полях.

2. Поля пашут и удобряют.

Землю пашут тракторами, гусеничными и колесными, сзади которых прицеплены плуги.

Если внести удобрения в почву, т. е. подкормить, то урожай будет богаче.

3. Боронят поля. Землю рыхлят бороной.

4. Сеют зерно. — Засевать пшеницу могут и весной и осенью.

— Пшеницу, которую сеют осенью, называют озимой, а ту, которую сеют весной — яровой.

К тракторам прикрепляют сеялки, за сеялки — бороны. В сеялки насыпают зерно вместе с удобрением. В маленькие отверстия зернышки выпадают прямо в землю. А борона сверху присыпает их землей.

Нынче сеялка-машина важным делом занята.

Роет борозды проворно, в них укладывает зерна.

— Уж ты семечко, зерно, ляжешь в борозду на дно.

Ты не бойся, золотое, ничего, что там темно!

К свету, к солнцу из земли ты, росток, скорей пошли!

5. Опыляют поля, уничтожают вредителей.

6. Идет сбор урожая.

Золотой простор бескрайний,

Там работают комбайны.

7. Зерно везут в закрома, в бункеры, в зернохранилище или на мукомольный завод.

Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой

8. Зерно на мукомольном заводе перерабатывают в муку.

9. Везут муку на хлебопекарню, где пекут хлеб.

Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

10. Везут хлеб в булочную или в магазин.

Ешь его,расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

Детям раздаются карточки — картинки и они должны правильно выложить схему – цепочку правильного прихода хлеба на стол.

Схема выкладывания цепочки:

1. Идет снегозадержание на полях.

2. Поля пашут и удобряют.

3. Боронят поля.

4. Сеют зерно.

5. Опыляют поля, уничтожают вредителей.

6. Идет сбор урожая.

7. Зерно везут в закрома, в бункеры, в зернохранилище или на мукомольный завод.

8. Зерно на мукомольном заводе перерабатывают в муку.

9. Везут муку на хлебопекарню, где пекут хлеб.

10. Везут хлеб в булочную или в магазин.

Ребенок читает стихотворение Я. Акима «Хлеб»

«Пашут каждую весну, подымают целину,

Сеют, жнут, ночей не спят.

С детства знай, как хлеб растят.

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют».

Колосок: Длинна дорога от зернышка до булочки. А сколько вложено труда,сколько людей трудилось от зари до зари: трактористы, комбайнеры, шофера, мелиораторы, пекари, одним словом – хлеборобы.

Я предлагаю вам провести физкультурную разминку

«Калачи»

Ча — ча – ча – наша печка горяча, — разводят руки в стороны.

Чи – чи – чи – печет печка калачи – приседание.

Чу – чу – чу – будет всем по калачу – лепят ладошками калачи.

Чо – чо – чо – осторожно горячо – хлопки перед собой.

Педагог: Колосок, наши ребята знают пословицы и поговорки о хлебе и о труде хлебороба.

Много снега, много хлеба.

Хвала рукам, что пахнут хлебом.

Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.

Не велик кусок пирога, а стоит большого труда.

За обедом хлеб – всему голова.

Без труда хлеб не родится никогда.

Упустишь время – потеряешь урожай.

Хороша нива у дружного коллектива.

Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.

Труд земледельца велик и почетен.

Педагог: Ребята, мы сегодня так много узнали и вспомнили о хлебе и хлеборобах.

Колосок: Спасибо ребята, я убедился, что вы много знаете о хлебе, как и кто его растит. Труд земледельца нелегок, но почетен. Я уверен вы вырастите настоящими людьми любящими и уважающими труд. За ваши знания я угощаю вас вкусным караваем.

Девочка в русском костюме вносит на вышитом рушнике каравай и читает стихотворение С. Дрожжина «Каравай»

«Вот лежит каравай у меня на руках.

Черный хлеб на руке — нет, милей на земле.

Будет плакать мой хлеб, каравай мой румяный,

Если я разленюсь, если лодырем стану.

Плачет хлеб, что лентяй его в руки берет,

Плачет хлеб, если лодырю в рот попадет.

Но ведь я не лентяй, я в работе проворный.

Улыбнись, каравай, улыбнись, хлеб мой черный.

Вот увидишь: тебе горевать не придется.

Пусть не плачет мой хлеб, пусть он только смеется».

Педагог: Хлеб нужен каждому человеку каждый день.

Хлеб – наш достаток и богатство.

Берегите хлеб!

Хотела вставить презентацию, но формат не позволил, вот сфотографировала картинки.

Хлеб… Мы ежедневно едим хлеб на завтрак, обед и ужин. Этот душистый, мягкий и неповторимый вкус и аромат мы не спутаем ни с чем. Хлеб бывает разных форм и из разных сортов пшеницы. Он очень питателен. Это самый незаменимый продукт на нашем столе.

Сергей Есенин — Песнь о хлебе

Вот она, суровая жестокость,
Где весь смысл — страдания людей!
Режет серп тяжелые колосья
Как под горло режут лебедей.

Наше поле издавна знакомо
С августовской дрожью поутру.
Перевязана в снопы солома,
Каждый сноп лежит, как желтый труп.

На телегах, как на катафалках,
Их везут в могильный склеп — овин.
Словно дьякон, на кобылу гаркнув,
Чтит возница погребальный чин.

А потом их бережно, без злости,
Головами стелют по земле
И цепами маленькие кости
Выбирают из худых телес.

Никому и в голову не встанет,
Что солома — это тоже плоть!..
Людоедке-мельнице — зубами
В рот суют те кости обмолоть

И, из мелева заквашивая тесто,
Выпекают груды вкусных яств…
Вот тогда-то входит яд белесый
В жбан желудка яйца злобы класть.

Все побои ржи в припек окрасив,
Грубость жнущих сжав в духмяный сок,
Он вкушающим соломенное мясо
Отравляет жернова кишок.

И свистят, по всей стране, как осень,
Шарлатан, убийца и злодей…
Оттого что режет серп колосья,
Как под горло режут лебедей.

Александр Симонов — Легенда о Бородинском хлебе

На Бородинском поле шло сраженье,
Картечи визг, как по стеклу ножом,
И вот французов лёгкою мишенью
Стал наш обоз с мукой и фуражом.

То ли ядро шальное, то ли мина,
То ли снаряд в фургон с мукой попал,
А следом шёл фургон с корицей, тмином,
И взрыв муку и тмин перемешал.

Ну а солдат кормить-то чем-то надо?
Негоже продовольствие бросать!
Ведь с тмином та мука, поди, не с ядом…
Так стали «Бородинский» выпекать.

И говорят, что даже сам Кутузов,
А может быть, и сам Багратион,
Нахваливали меткость тех французов,
Что так удачно вмазали в фургон.

Вот так из века, ставшего былинным,
Пришёл к нам хлеб, который всем знаком.
Как хорошо, что был фургон тот с тмином,
А не с фасолью или с чесноком!

Алексей Жемчужников — Хлеб

Рабочий люд едва не весь
На нашей родине — без хлеба.
«Хлеб наш насущный даждь нам днесь!»
Так он, голодный, молит небо

О, братья! Хлеба — беднякам
В лихие дни нужды народной;
И хлеба умственного — нам,
Стоящим вне толпы голодной!

Утробной пищей сыты мы;
Но без духовного питанья
Ослабли тощие умы,
Бесплодны скудные познанья.

Хоть удается нам порой,
Пускаясь в хитрость и в обманы,
Прикрыть дешевой мишурой
Неблаговидные изъяны;

Хоть, искусившись в похвальбе,
Среди народов даже ныне
Мы поклоняемся себе,
Как между нечистью святыне,—

Но жизнь осветит темный путь
И правду горькую откроет,
Разоблачив когда-нибудь,
Чего гордыня наша стоит.

О, никогда и никому,
Кто льстит вам, братья, вы не верьте!
Без пищи умственной — уму
Грозит беда голодной смерти.

Всем хлеба! Хлеба — беднякам
В лихие дни нужды народной;
И хлеба умственного — нам,
Стоящим вне толпы голодной!

Нина Детская — Я сегодня хлеб не ел

Я сегодня хлеб не ел,
В лупу на него смотрел.
Весь он в дырочках узорных…
В ямках – белый, в ямках – черный.

Посмотрю в бараночке,
В булке… Тоже – ямочки.
Я у бабушки спросил:
— И пирог дырявым был?

Засмеялась бабушка:
— И блины-оладушки!
Что же это за секрет?
Надо в тесто посмотреть.

Мама тесто замесила,
Набирало тесто силу!
Круглой шапкой поднялось,
Разрослось и расползлось.

Край из миски выпадал…
Кто же вверх его толкал?
— Мама, в лупу посмотри!
Выползают пузыри!

Что же прячут пузыри?
Воздух! Он у них внутри.
Вот откуда в хлебе ямки,
Вот откуда в хлебе дырки!
Потому что там, внутри,
Пузыри-богатыри!

Набиева И. — Хлеб

Работают эпохи жернова,
Меняет жизнь привычное теченье,
Утрачивая прежнее значенье,
Уходят устаревшие слова.

Но есть слова, чей смысл так велик
Что время обойтись без них не может,
О них еще немало песен сложит
О них серьезней думать повелит.

Хочу сказать о добром слове «ХЛЕБ»,
Которое весомее с годами,
Судьбе его, просоленной слезами,
Впечатавший в историю свой след…

Тот след не зарастает ковылем…
Под грозные военные раскаты
И хлеб пошел с винтовкою в солдаты,
Отстаивая землю под огнем…

Но битва продолжается за хлеб.
Еще сегодня гибнут на планете
Не знающие вкуса хлеба дети,
А кто-то к их страданьям глух и слеп.

За словом «хлеб» — волнение и труд,
Дожди, неурожаи, суховеи,
Величие целинной эпопеи
И времени пристрастие – строгий суд.

Малахова А. — «Он всему голова»

Есть такие слова:
«Он всему голова»
Хрустящей корочкой одет
Очень Мягкий белый ХЛЕБ.

Орлов В. — Сила солнышка

В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой,
Сила солнышка хранится
И земли родной.

И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.

Федоров Василий — Добрый хлеб

Через улицу,
Через будни,
В нежных чувствах
Не сразу понятый,
Добрый хлеб
Под названьем «спутник»
Несу на руке приподнятой.

Скажут:
Хлеб — избитая тема.
Я иду и смеюсь над такими,
И несу домой каравай, как поэму,
Созданную сибиряками,
Земляками моими.

Этим румяным,
Этим горячим,
Пахнущим так заманчиво,
Этим хлебом труд мой оплачен.
Песня моя оплачена.

Но даже самую лучшую песню,
Самую звонкую и земную,
С сухарем в купоросной плесени,
Не стыдясь, зарифмую.

Хлеб несу!..
Поделюсь с женою,
Не скупясь на слова хвалебные.
И припомнится детство мое ржаное,
Юность моя бесхлебная.

С лебедою,
С трухою всякою
Ел «тошнотник» с корочкой тусклой.
А если встречалась булочка мягкая,
То она уже
Называлась французской.

Хлеб несу!..
Удивляются, вижу,
Даже только что евшие
С белого блюда.
Но стоило мне приподнять его
Чуть повыше,
И все увидели чудо.

Сразу пришло
Давно знакомое:
Поле и молодость
С днями непраздными.
Сладко запахло старой соломою,
Мятой-травой
И цветами разными.

И увиделось, как воочью:
И косьба,
И стогов метание,
И межа, бегущая к ночи,
И на меже
С любимой свидание.

Любовь и хлеб —
Извечные темы.
Славя хлеб, как любимой имя,
Несу домой, приподняв его,
Как поэму,
Созданную сибиряками,
Земляками моими.

Сатанович Роман — Хлеб насущный

Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.

Золотые слова
Забывать мы не вправе:
«Хлеб всему голова!» —
В поле, в доме, в державе!

Стратонович О. — Если хлеба нет

Прожить не трудно без котлет,
Кисель не часто нужен,
Но плохо, если хлеба нет
В обед, на завтрак, в ужин.

Он – царь еды, хоть скромен вид.
От древности доныне
Средь блюд различных хлеб стоит
В почете посредине.

Ему десятки тысяч лет.
Веками бились люди,
Пока не стал таким наш хлеб,
Каким лежит на блюде.

Его найдешь ты на столе
У римлян и у грека,
В войну, в годину лютых бед,
Спасал хлеб человека.

И ныне кормит хлеб людей —
Врачей, солдат, рабочих.
И этот дар земли своей
Должны беречь мы очень!

Гришин А. — Хлеб всегда в почете

Вам и расскажут, и в книгах прочтёте:
Хлеб наш насущный всегда был в почёте.
Низкий поклон мастерам урожаев,

Тем, кто зерно в закромах умножает,
И хлебопекам-умельцам искусным,
Всем, кто нас радует хлебушком вкусным.

Яков Аким — Румяный хлеб

Положит в землю Человек зерно,
Прольётся дождь — зерно орошено.
Крутая Борозда и мягкий Снег
Зерно укроют на зиму от всех.

Весною Солнце выплывет в зенит,
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберёт.

И золотые руки Пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.
А женщина на краешке доски
Готовый хлеб разрежет на куски.

Всем, кто лелеял хлебный колосок,
На совести достанется кусок.

Яшин А. — С хлебом горе не беда!

Всей семье как сбор назначен,
Только скатертку постлать.
В каравай, еще горячий,
Входит нож по рукоять.

В пожелтевшей гимнастерке
С краю сам большак сидит.
Чуть похрустывает корка,
Духовитый пар валит.

— Ну,— сказал он, — по потребе
Начинайте в добрый час!
Полной мерой нынче хлеба
Выдает земля для нас.

Золотистые горбушки
Срезал: это для детей.
Наособицу старушке
Вынул мякиш из ломтей.

Скосок свой, усы поправив,
Крупной солью посолил,
Всей своей семье и славы
И здоровья посулил.

Коньков И. — Самый вкусный, несравненный

Самый вкусный, несравненный,
Всем знакомый с детских лет —
Это наш обыкновенный
И любимый русский хлеб:

Каравай пахучий, знатный,
Кренделя и калачи,
Бублик с маком ароматный,
А на Пасху куличи.

Можно с мёдом есть и с маслом,
С сыром, рыбой, ветчиной
И с икрой, кружком колбасным
Белый хлеб или ржаной.

Пироги же — хлеб особый,
Их на праздник подают,
А готовят всё со сдобой
И с начинкою пекут.

Пышки, пончики, ватрушки
Спрыгнуть с противня хотят —
Это хлебные игрушки,
В праздник радость для ребят.

Или пряники, печенье —
То, что мама испечёт,
Для детишек объеденье,
Разевай пошире рот!

И еще промолвил слово:
— С хлебом горе не беда!
Не забудьте, мол, какого
Стоил этот хлеб труда!..

Николай Рубцов — Хлеб, родимый

Положил в котомку
сыр, печенье,
Положил для роскоши миндаль.
Хлеб не взял.

— Ведь это же мученье
Волочиться с ним в такую даль!
Все же бабка
сунула краюху!

Все на свете зная наперед,
Так сказала:
— Слушайся старуху!
Хлеб, родимый, сам себя несет…

Марина Олейник — Выходит он весь золотистый

Каждое хмурое утро
И в солнечный яркий денек
Мамины теплые руки
Хотят, чтоб он был пухлощек —

И мнут его очень усердно,
И прячут в него доброту,
А после в печи незаметно
Огонь наряжает в сюртук.

Выходит он весь золотистый,
Он дышит теплом на весь дом,
И солнышка лучик игристый
Глядит на него сквозь окно.

К обеду готов, как обычно,
И, ставя его в середину стола,
Папа повторяет привычно:
«Хлеб — всему голова.»

Кравченко Е. — Про чудесный колосок

Расскажу тебе, дружок,
Про чудесный колосок.
Тот, что зреет на полях –

Попадёт на стол в хлебах.
Сушки, плюшки и батон –
Хлеб приходит в каждый дом…

Лаврова Т. — Из чего печётся хлеб

Из чего печётся хлеб,
Что едим мы на обед?
Хлеб печётся из муки,
Что дают нам колоски.

Рожь, пшеница в век из века
Щедро кормят человека.
Плюшки с маком, кекс сметанный,
Чёрный с тмином, пеклеванный,

Калачи, батоны, халы…
Хлеб для маленьких и старых,
Для Танюшек и Наташ.
Добрый хлеб – кормилец наш!

Денис Настич — Пониманье Мирозданья

Тонкой струйкой сытной
Змеится теплый запах по углам.
Вдыхаю мир отрадный, самобытный
С любовью и слезами пополам.

Как просто пониманье Мирозданья,
Когда, проснувшись по утру в тепле,
Под солнечное лучика лобзанье,
Домашний хлеб увидишь на столе.

Стеценко Г. — Черный хлеб прибавит силы

С белым хлебом положили
Чёрный хлеб мне на обед.
Удивить меня решили?
Чёрный? В чём его секрет?

Видно, пекарь с неохотой
Пёк и хлеб в печи забыл?
Или же перед работой
Чисто руки не помыл?

Мама тут же объяснила,
Что мука ржаная есть:
«Черный хлеб прибавит силы».
Съел. И завтра буду есть!

Погореловский С. — Хлебушек душистый

Вот он Хлебушек душистый,
Вт он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем — земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Виктор Егерев — Хлеб

Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

Дмитрий Кедрин — Хлеб зреет на земле

Хлеб зреет на земле, где солнце и прохлада,
Где звонкие дожди и щебет птиц в кустах.
А под землей, внизу, поближе к недрам ада
Железо улеглось в заржавленных пластах.

Благословляем хлеб! Он — наша жизнь и пища,
Но как не проклинать ту сталь, что наповал
Укладывает нас в подземные жилища?..
Пшеницу сеял бог. Железо черт ковал!

С.Михалков — Булка

Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
— Вы кто такой?- спросили дети,
Забыв на время про футбол.
— Я пекарь!- человек ответил
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.

Т. Шорыгина

Ребенок-чтец
Ломоть хлеба
Хлеба мягкого ломоть,
Свежего, пшеничного –
Хлеба белого ломоть,
Что в нем необычного?
Дело, может быть, простое –
Белых хлебушек испечь.
Тесто замесить крутое
И его поставить в печь.
Но сначала, дети, нужно
В поле вырастить зерно,
Летним днем трудиться дружно,
Чтобы налилось оно.
Чтоб поднялся колос спелый,
Полон зерен, золотой,
Чтоб пшеница зазвенела
На ветру тугой струной.
Надо в срок убрать пшеницу
И зерно в муку смолоть,
Чтобы мог на свет родиться
Хлеба белого ломоть.

Ирина Токмакова — «Тёплый вечер…»

Тёплый вечер.
Тёплый ветер.
Кусочек тёплого неба.
Кусочек тёплого хлеба.
Молоко парное, тёплое очень.
— Мамочка, тёплой ночи!

Андрей Усачёв — «Что такое Бутерброд?..»

Что такое Бутерброд?
Это — НА,
И это — ПОД.
Что кладётся сверху — НА?
Масло, рыба, ветчина,
Огурец, икра, и сыр,
И кусочек колбасы…
Только хлеб кладётся ПОД —
И выходит Бутерброд!

СТИХИ О ХЛЕБЕ

Стихи

о хлебе

Бертольд Брехт — Хлеб народа

Справедливость — это хлеб народа.
Иногда его хватает, а иногда его мало.
Иногда он вкусен, иногда в рот не возьмешь.
Если мало хлеба, то правит голод,
Если хлеб плох, вспыхивает недовольство:
Долой негодную справедливость!
Она выпечена неумело, она замешана бездарно.
Она без пряностей, с черной коркой.
Зачерствела справедливость, поздно она к нам пришла!

Если хлеб хорош и его вдоволь,
То можно жить единым хлебом.
Если нет изобилья,
Но зато есть справедливость,
Ешь этот хлеб и работай так,
Чтобы добиться изобилья!

Если нужен ежедневный хлеб,
То еще нужнее ежедневная справедливость,
Она нужна не единожды на день.

От рассвета и до заката, в радости и в работе,
В радостной нашей работе,
В тяжелую годину и в годину веселую,
Ежедневно и в достатке
Этот хлеб необходим народу
Справедливость — это хлеб народа.
Кто же должен печь этот хлеб?
Тот, кто всегда печет хлеб.

Тот, кто пек его издавна.
И точно так же хлеб справедливости
Должен выпекать народ!
Хлеб ежедневный, хороший хлеб!

Борис Пастернак — Хлеб

Ты выводы копишь полвека,
Но их не заносишь в тетрадь,
И если ты сам не калека,
Ты должен был что-то понять.

Ты понял блаженство занятий,
Удачи закон и секрет.
Ты понял, что праздность проклятье
И счастья без подвига нет.

Что ждет алтарей, откровений,
Героев и богатырей
Дремучее царство растений,
Могучее царство зверей.

Что первым таким откровеньем
Остался в сцепленьи судеб
Прапращуром в дар поколеньям
Взращенный столетьями хлеб.

Что поле во ржи и пшенице
Не только зовет к молотьбе,
Но некогда эту страницу
Твой предок вписал о тебе.

Что это и есть его слово,
Его небывалый почин
Средь круговращенья земного,
Рождений, скорбей и кончин.

Николай Добронравов — Хлеб

Хлеб из затхлой муки, пополам с отрубями,
Помним в горькие годы ясней, чем себя мы.
Хлеб везли на подводе. Стыл мороз за прилавком.
Мы по карточкам хлеб забирали на завтра.
Ах какой он был мягкий, какой был хороший!
Я ни разу не помню, чтоб хлеб был засохший…
Отчего ж он вкусней, чем сегодняшний пряник,
Хлеб из затхлой муки, пополам с отрубями?

Может быть, оттого, что, прощаясь, солдаты
Хлеб из двери теплушки раздавали ребятам.
Были равными все мы тогда перед хлебом,
Перед злым, почерневшим от «Юнкерсов» небом,
Пред воспетой и рухнувшей вдруг обороной.
Перед желтенькой, первой в семье похоронной,
Перед криком «ура», и блокадною болью,
Перед пленом и смертью, перед кровью и солью.
Хлеб из затхлой муки, пополам с отрубями,
И солдаты, и маршалы вместе рубали.
Ели, будто молясь, доедали до крошки.
Всю войну я не помню даже корки засохшей.

…За витриною хлеб вызывающе свежий.
Что ж так хочется крикнуть: «Мы все те же! Все те же!»?
Белой булки кусок кем-то под ноги брошен.
Всю войну я не помню даже крошки засохшей…
Мы остались в живых. Стала легче дорога.
Мы черствеем, как хлеб, которого много.

Николай Браун — Ода блокадному хлебу

Блокадному, не иному,
Ржаному и не ржаному,
Хоть звали его — ржаной,
Землистому,
Земляному,
Всей тяжестью налитому,
Всей горестью земной.
Мякинному,
Остистому,
Невесть на каких дрожжах
Взошедшему,
Водянистому,
Замешенному на слезах;
Ему, что глазам бесслезным
Снился и наяву,
Ему, с годины грозной
Вошедшему в молву;
Ему, ему, насущному,
Тому, что «даждь нам днесь»,
Сквозь смертный хрип вопиющему:
«Месть! Месть! Месть!»,
От имени голодавших,
Но выживших живых,
От имени честно павших,
Чей голос вошёл в мой стих,
Спасителю,
Благодетелю,
Чьим чудом и я дышу,
Блокадной страды свидетелю
Оду мою пишу.
Примите её вы, зрячие,
И все, кто глух, и слеп,
В слове моём горящую,
Славящую,
Возносящую
Хлеб,
Блокадный хлеб!

Владимир Нарбут -Хлеб

Отфыркиваясь по-телячьи
Слепой пузырчатой ноздрей,
Сопит, одышкою горячий,
Чванливый хлебный домострой.
Толчется в кадке (баба бабой),
Сырые бухнут телеса,
Пока в утоме сладкой, слабой
Тяжелый гриб не поднялся.
И вышлепнутый на лопату,
Залакированный водой,
В сиянье зоба, сам зобатый
С капустной прется бородой.
И, в голубое серой грудой
Мозгов вползя, сквози, дрожи,
Чтоб гаснущей рудой полудой
Стянуть желудочные ржи;
Чтоб затхлым запахом соломы,
Перепелами пропотев,
На каткий стол под нож знакомый
Переселиться в слепоте.
Лишь челюсть, комкая, расскажет
Утробе, смоченной слюной,
О том, как скоро снова пажить
На стебель выплеснет зерно.
И, утучнив его угрюмым,
Литым движением в кишках,
Отдаст, разнежив, частым думам
О розовеньких гребешках,
Что прояснили взор девичий,
Отбросив русые с чела:
Над ломтем прадедов обычай
Половой сытого дупла.

1915 (1922)

Александр Яшин — Свежий хлеб

Всей семье как сбор назначен,
Только скатертку постлать.
В каравай, еще горячий,
Входит нож по рукоять.

В пожелтевшей гимнастерке
С краю сам большак сидит.
Чуть похрустывает корка,
Духовитый пар валит.

— Ну,— сказал он,— по потребе
Начинайте в добрый час!
Полной мерой нынче хлеба
Выдает земля для нас.

Золотистые горбушки
Срезал: это для детей.
Наособицу старушке
Вынул мякиш из ломтей.

Скосок свой, усы поправив,
Крупной солью посолил,
Всей своей семье и славы
И здоровья посулил.

И еще промолвил слово:
— С хлебом горе не беда!—
Не забудьте, мол, какого
Стоил этот хлеб труда!..

Саша Черный — Хлеб

Мечтают двое…
Мерцает свечка.
Трещат обои.
Потухла печка.

Молчат и ходят…
Снег бьет в окошко,
Часы выводят
Свою дорожку.

«Как жизнь прекрасна
С тобой в союзе!»
Рычит он страстно,
Копаясь в блузе.

«Прекрасней рая…»
Она взглянула
На стол без чая,
На дырки стула.

Ложатся двое…
Танцуют зубы.
Трещат обои
И воют трубы.

Вдруг в двери третий
Ворвался с плясом —
Принес в пакете
Вино и мясо.

«Вставайте,черти!
У подворотни
Нашел в конверте
Четыре сотни!!»

Ликуют трое.
Жуют, смеются.
Трещат обои,
И тени вьются…

Прощаясь, третий
Так осторожно
Шепнул ей: «Кэти!
Теперь ведь можно?»

Ушел. В смущенье
Она метнулась,
Скользнула в сени
И не вернулась…

Улегся сытый.
Зевнул блаженно
И, как убитый,
Заснул мгновенно.

Николай Добронравов — Основа жизни

И сейчас не прожить без хлеба,
Хлеб, как прежде, основа жизни…
И сейчас не прожить без хлеба,
Как и тысячу лет назад.

И сейчас не прожить без зрелищ,
Всё сильней стадионов рокот.
И сейчас не прожить без зрелищ,
Как и много веков назад.

И сейчас не прожить без пушек,
Каждый держит в руках оружье,
Только вместо пищалей древних
Век придумал страшнее смерть.

Нынче можно прожить без Бога,
И хоть жить без него труднее,
Всё же можно прожить без Бога
И без древних святых молитв.

Можно даже прожить без счастья,
Счастья просто на всех не хватит,
И не каждый находит счастье,
И не всякий найдёт любовь.

Но сейчас не прожить без правды,
Правда людям нужнее хлеба,
И когда-нибудь мир решится
Правду Богом своим избрать!

Владимир Маяковский — Враги хлеба

Кто
не любит
щи хлебать?
Любят все.
И поэтому
к щам
любому
нужны хлеба:
и рабочим,
и крестьянам,
и поэтам.
Кому это выгодно,
чтоб в наши дни
рабочий
сытым не был?
Только врагам, —
они одни
шепчут:
«Не давай хлеба…»
Это они
выходят на тракт,
меж конскими
путаются ногами,
крестьянину
шепчут:
«Нарушь контракт —
не хлебом отдай,
а деньгами…»
Это они
затевают спор,
в ухо
зудят, не ленятся:
«Крестьянин,
советуем,
гарнцевый сбор
им
не плати на мельнице…»
Это они
у проселка в грязи
с самого
раннего часика
ловят
и шепчут:
«В лабаз вези,
цена
вздорожала
у частника…»
Они,
учреждения загрязня,
стараются
(пока не увидели),
чтоб шла
конкуренция и грызня
государственных заготовителей.
Чтоб вновь,
взвалив
мешки и кульки,
воскресла
мешечная память,
об этом
стараются
кулаки
да дети дворян
с попами.
Но если
тебе
земля люба,
к дворянам
не льнешь лисицей,
а хочешь,
чтоб ели
твои хлеба
делатели
машин
и ситцев, —
к амбарам
советским
путь держи!
Чтоб наша
республика
здравствовала —
частнику
ни пуда ржи,
миллионы
пудов —
государству!

Борис Слуцкий — Фунт хлеба

Сколько стоит фунт лиха?
Столько, сколько фунт хлеба,
Если голод бродит тихо
Сзади, спереди, справа, слева.

Лихо не разобьешь на граммы —
Меньше фунта его не бывает.
Лезет в окна, давит рамы,
Словно речка весной, прибывает.

Ели стебли, грызли корни,
Были рады крапиве с калиной.
Кони, славные наши кони
Нам казались ходячей кониной.

Эти месяцы пораженья,
Дни, когда теснили и били,
Нам крестьянское уваженье
К всякой крошке хлеба привили.

Николай Рубцов — Хлеб

Положил в котомку
сыр, печенье,
Положил для роскоши миндаль.
Хлеб не взял.
— Ведь это же мученье
Волочиться с ним в такую даль!—
Все же бабка
сунула краюху!
Все на свете зная наперед,
Так сказала:
— Слушайся старуху!
Хлеб, родимый, сам себя несет…

Василий Жуковский — Кто слез на хлеб свой не ронял

Кто слез на хлеб свой не ронял,
Кто близ одра, как близ могилы,
В ночи, бессонный, не рыдал,-
Тот вас не знает, вышни силы!

На жизнь мы брошены от вас!
И вы ж, дав знаться нам с виною,
Страданью выдаете нас,
Вину преследуете мздою.

Дмитрий Кедрин — Хлеб и железо

Хлеб зреет на земле, где солнце и прохлада,
Где звонкие дожди и щебет птиц в кустах.
А под землей, внизу, поближе к недрам ада
Железо улеглось в заржавленных пластах.

Благословляем хлеб! Он — наша жизнь и пища,
Но как не проклинать ту сталь, что наповал
Укладывает нас в подземные жилища?..
Пшеницу сеял бог. Железо черт ковал!

Федор Сологуб — О, жизнь моя без хлеба

О, жизнь моя без хлеба,
Зато и без тревог!
Иду. Смеётся небо,
Ликует в небе бог.
Иду в широком поле,
В унынье тёмных рощ,
На всей на вольной воле,
Хоть бледен я и тощ.
Цветут, благоухают
Кругом цветы в полях,
И тучки тихо тают
На ясных небесах.
Хоть мне ничто не мило,
Всё душу веселит.
Близка моя могила,
Но это не страшит.
Иду. Смеётся небо,
Ликует в небе бог.
О, жизнь моя без хлеба,
Зато и без тревог!

Василий Федоров — Любовь и хлеб

Через улицу,
Через будни,
В нежных чувствах
Не сразу понятый,
Добрый хлеб
Под названьем «спутник»
Несу на руке приподнятой.

Скажут:
Хлеб — избитая тема.
Я иду и смеюсь над такими,
И несу домой каравай, как поэму,
Созданную сибиряками,
Земляками моими.

Этим румяным,
Этим горячим,
Пахнущим так заманчиво,
Этим хлебом труд мой оплачен.
Песня моя оплачена.

Но даже самую лучшую песню,
Самую звонкую и земную,
С сухарем в купоросной плесени,
Не стыдясь, зарифмую.

Хлеб несу!..
Поделюсь с женою,
Не скупясь на слова хвалебные.
И припомнится детство мое ржаное,
Юность моя бесхлебная.

С лебедою,
С трухою всякою
Ел «тошнотник» с корочкой тусклой.
А если встречалась булочка мягкая,
То она уже
Называлась французской.

Хлеб несу!..
Удивляются, вижу,
Даже только что евшие
С белого блюда.
Но стоило мне приподнять его
Чуть повыше,
И все увидели чудо.

Сразу пришло
Давно знакомое:
Поле и молодость
С днями непраздными.
Сладко запахло старой соломою,
Мятой-травой
И цветами разными.

И увиделось, как воочью:
И косьба,
И стогов метание,
И межа, бегущая к ночи,
И на меже
С любимой свидание.

Любовь и хлеб —
Извечные темы.
Славя хлеб, как любимой имя,
Несу домой, приподняв его,
Как поэму,
Созданную сибиряками,
Земляками моими.

Игорь Коньков — Самый вкусный, несравненный

Самый вкусный, несравненный,
Всем знакомый с детских лет —
Это наш обыкновенный
И любимый русский хлеб:
Каравай пахучий, знатный,
Кренделя и калачи,
Бублик с маком ароматный,
А на Пасху куличи.
Можно с мёдом есть и с маслом,
С сыром, рыбой, ветчиной
И с икрой, кружком колбасным
Белый хлеб или ржаной.
Пироги же — хлеб особый,
Их на праздник подают,
А готовят всё со сдобой
И с начинкою пекут.
Пышки, пончики, ватрушки
Спрыгнуть с противня хотят —
Это хлебные игрушки,
В праздник радость для ребят.
Или пряники, печенье —
То, что мама испечёт,
Для детишек объеденье,
Разевай пошире рот!

Андрей Дементьев — Хлеб

Трудно родится хлеб.
Трудно хлеб достаётся.
Тот, кто душою слеп,
Может быть, усмехнётся.
И похохмит над тем,
Как я, с достатком в доме,
Хлеб суеверно ем,
Крошки собрав в ладони.
Это живёт во мне
Память о той войне…
Горькие времена!
Худенький мальчик, где ж ты?
В сутки — лишь горсть зерна,
Триста граммов надежды.
Бабушка нам пекла
Хлеб из скупой мучицы.
Жизнь,
Что давно прошла,
В сердце моё стучится.
Хлеб нас от смерти спас.
Он и сейчас бессмертен…
Всё настоящее в нас
Этою мерой мерьте.

Сергей Есенин — Песнь о хлебе

Вот она, суровая жестокость,
Где весь смысл — страдания людей!
Режет серп тяжелые колосья
Как под горло режут лебедей.

Наше поле издавна знакомо
С августовской дрожью поутру.
Перевязана в снопы солома,
Каждый сноп лежит, как желтый труп.

На телегах, как на катафалках,
Их везут в могильный склеп — овин.
Словно дьякон, на кобылу гаркнув,
Чтит возница погребальный чин.

А потом их бережно, без злости,
Головами стелют по земле
И цепами маленькие кости
Выбирают из худых телес.

Никому и в голову не встанет,
Что солома — это тоже плоть!..
Людоедке-мельнице — зубами
В рот суют те кости обмолоть

И, из мелева заквашивая тесто,
Выпекают груды вкусных яств…
Вот тогда-то входит яд белесый
В жбан желудка яйца злобы класть.

Все побои ржи в припек окрасив,
Грубость жнущих сжав в духмяный сок,
Он вкушающим соломенное мясо
Отравляет жернова кишок.

И свистят, по всей стране, как осень,
Шарлатан, убийца и злодей…
Оттого что режет серп колосья,
Как под горло режут лебедей.

Алексей Жемчужников — Всем хлеба

Рабочий люд едва не весь
На нашей родине — без хлеба.
«Хлеб наш насущный даждь нам днесь!»
Так он, голодный, молит небо.

О, братья! Хлеба — беднякам
В лихие дни нужды народной;
И хлеба умственного — нам,
Стоящим вне толпы голодной!

Утробной пищей сыты мы;
Но без духовного питанья
Ослабли тощие умы,
Бесплодны скудные познанья.

Хоть удается нам порой,
Пускаясь в хитрость и в обманы,
Прикрыть дешевой мишурой
Неблаговидные изъяны;

Хоть, искусившись в похвальбе,
Среди народов даже ныне
Мы поклоняемся себе,
Как между нечистью святыне,—

Но жизнь осветит темный путь
И правду горькую откроет,
Разоблачив когда-нибудь,
Чего гордыня наша стоит.

О, никогда и никому,
Кто льстит вам, братья, вы не верьте!
Без пищи умственной — уму
Грозит беда голодной смерти.

Всем хлеба! Хлеба — беднякам
В лихие дни нужды народной;
И хлеба умственного — нам,
Стоящим вне толпы голодной!

Марина Цветаева — Ушел, не ем

Ушел — не ем:
Пуст — хлеба вкус.
Всё — мел.
За чем ни потянусь.

…Мне хлебом был,
И снегом был.
И снег не бел,
И хлеб не мил.

Галина Стеценко — С белым хлебом положили

С белым хлебом положили
Чёрный хлеб мне на обед.
Удивить меня решили?
Чёрный? В чём его секрет?
Видно, пекарь с неохотой
Пёк и хлеб в печи забыл?
Или же перед работой
Чисто руки не помыл?
Мама тут же объяснила,
Что мука ржаная есть:
«Черный хлеб прибавит силы».
Съел. И завтра буду есть!

Иосиф Уткин — Баллада о мечах и хлебе

За синим морем — корабли,
За синим морем — много неба.
И есть земля —
И нет земли,
И есть хлеба —
И нету хлеба.
В тяжелых лапах короля
Зажаты небо и земля.

За синим морем — день свежей.
Но холод жгут,
Но тушат жары
Вершины светлых этажей,
Долины солнечных бульваров.
Да горе в том, что там и тут
Одни богатые живут.

У нас — особая земля.
И всё у нас — особо как-то!
Мы раз под осень — короля
Спустили любоваться шахтой.
И к черту!
Вместе с королем
Спустили весь наследный дом.

За синим морем — короли.
Туман еще за синим морем.
И к нам приходят корабли
Учиться расправляться с горем.
Привет!
Мы рады научить
Для нужных битв мечи точить!

Максимилиан Волошин — Голод

Хлеб от земли, а голод от людей:
Засеяли расстрелянными — всходы
Могильными крестами проросли:
Земля иных побегов не взрастила.
Снедь прятали, скупали, отымали,
Налоги брали хлебом, отбирали
Домашний скот, посевное зерно:
Крестьяне сеять выезжали ночью.

Голодные и поползни червями
По осени вдоль улиц поползли.
Толпа на хлеб палилась по базарам.
Вора валили на землю и били
Ногами по лицу. А он краюху,
В грязь пряча голову, старался заглотнуть.
Как в воробьев, стреляли по мальчишкам,
Сбиравшим просыпь зерен на путях,
И угличские отроки валялись
С орешками в окоченелой горстке.

Землю тошнило трупами, — лежали
На улицах, смердели у мертвецких,
В разверстых ямах гнили на кладбищах.
В оврагах и по свалкам костяки
С обрезанною мякотью валялись.
Глодали псы оторванные руки
И головы. На рынке торговали
Дешевым студнем, тошной колбасой.
Баранина была в продаже — триста,
А человечина — по сорока.
Душа была давно дешевле мяса.
И матери, зарезавши детей,
Засаливали впрок. «Сама родила —
Сама и съем. Еще других рожу»…

Голодные любились и рожали
Багровые орущие куски
Бессмысленного мяса: без суставов,
Без пола и без глаз. Из смрада — язвы,
Из ужаса поветрия рождались.
Но бред больных был менее безумен,
Чем обыденщина постелей и котлов.

Когда ж сквозь зимний сумрак закурилась
Над человечьим гноищем весна
И пламя побежало язычками
Вширь по полям и ввысь по голым прутьям, —
Благоуханье показалось оскорбленьем,
Луч солнца — издевательством, цветы — кощунством.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *