Сознательное бессознательное

СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4

Что бы разобраться в данном вопросе, так же необходимо дать определения таким понятиям как ПСИХИКА и ПСИХИЧЕКИЕ ПРОЦЕССЫ

ПСИХИКА — внутренние информационные процессы и структуры, осуществляющие ориентировку во внешнем мире, управление своим состоянием и поведением. Внутреннее информационное пространство, делающее человека адекватным для людей и жизни.

Психика как система обладает определенной организацией. В ней выделяют психические процессы, психические свойства и психические состояния.

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ — это процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях.

Далеко не все процессы, происходящие в психике человека, осознаются им, кроме сознания у человека есть и бессознательное. В структуре психики человека с точки зрения осознаваемости психических явлений выделяют бессознательное, подсознание, предсознание, сознание и сверхсознание.

Так как нас, для решения поставленной цели, интересуют только бессознательное и сознательное, то рассмотрим их более подробно.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Научное понимание проблемы бессознательного разделяется на два основных направления: теорию психоанализа (родоначальник З. Фрейд) и теорию неосознаваемой психологической установки.

Современные представления о феноменологии бессознательного предусматривают, что в зоне ясного осознания находит свое отражение лишь малая часть всех одновременно поступающих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Эти сигналы используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. При возникновении обстоятельств, затрудняющих выбор стратегии поведения человека, требующие нового способа решения, они попадают в зону ясного сознания, но как только решение принято, стратегия найдена, управление поведением передается в сферу бессознательного. При этом сознание освобождается для решения новых задач.

Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биогенных и социогенных потребностей, на сохранение организма и вида.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — это сфера психического отражения, в которой образ действительности и отношение к этой действительности субъекта не является предметом специальной рефлексии; это совокупность непроизвольных психических процессов, система врожденных безусловно-рефлекторных реакций.

В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями; движения, бывшие в прошлом сознательными, но в силу повторения автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др.

СОЗНАТЕЛЬНОЕ

СОЗНАНИЕ является высшим уровнем отражения человеком действительности, в результате чего достигается познание и преобразование окружающего мира, если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистической позиции.

Сознание тесно связано с волевым контролем со стороны человека его собственных состояний психики и поведения. Сознание отличается от бессознательного тем, что человек произвольно, т.е. при помощи волевого усилия, сознательно сосредоточивает свое внимание на мысленном представлении, какой-либо идее, воспоминании, определенном течении мыслей, отвлекается от несущественного в данный момент.

Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими от человека постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в тех случаях, когда:

· возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;

· требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа;

· надо осознать конфликтную ситуацию и найти из нее выход;

· человек оказывается в ситуации, содержащей потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.

Подобного рода ситуации возникают перед людьми практически непрерывно, поэтому сознание как высший уровень психической регуляции поведения постоянно функционирует.

Семинар 4

Вопрос 1 Соотношение физиологических и психических процессов в организации поведения.

Психическая деятельность — это качественно новый, более высокий, чем условно-рефлекторное поведение, уровень высшей нервной деятельности, свойственный человеку.

Психическая деятельность человека состоит не только в построении более сложных нервных моделей окружающего мира (основе процесса познания), но и в производстве новой информации, разных форм творчества.

Психические процессы теснейшим образом связаны с физиологическими, но не сводятся к ним.

Соотношение психических и физиологических процессов составляет так называемую психофизиологическую проблему.

Решение психофизиологической проблемы не может быть достигнуто только на физиологической или только на психологической основе, и, следовательно, ни физиология, ни психология не могут дать полного описания поведения.

В настоящее время становится очевидным, что синтез психологии и физиологии в описании поведения возможен только на каком-то более высоком и общем для обеих наук основании. Таким основанием является системный подход, который развивается сейчас во многих областях знания.

Поскольку системные процессы, одним из аспектов рассмотрения которых является психика, внутри организма представляют собой процессы именно организации физиологических функций, то такая точка зрения избегает отождествления психических и физиологических процессов. Она избегает и психофизиологического параллелизма, так как системные процессы — это процессы организации именно физиологических функций и психика оказывается продуктом мозга.

Вопрос 2 Врожденное и приобретенное у животных

Врожденным поведением называются такие формы поведения, которые генетически запрограммированы и которые практически невозможно изменить.

Приобретенными (в результате научения) называют все формы поведения, которые формируются как результат индивидуального опыта живого организма.

ВРОЖДЕННЫЕ — сосательный рефлекс, пищевые, защитные(Примером защитного рефлекса является рефлекторное отдергивание лапы от горячего объекта), ориентировочные, половые.напр, к пищевым относится выделение на запах пищи у собаки желудочного сока.

ПРИОБРЕТЕННЫЕ (УСЛОВНЫЕ) — Если же одновременно с мясом звенеть звоночком, то нервная система собаки ассоциирует этот звук с пищей, и желудочный сок будет выделяться в ответ на звоночек, даже если мясо не предъявлено(учение павлова).

Условные рефлексы

· это реакции, приобретаемые организмом в процессе индивидуального развития на основе «жизненного опыта»

· являются индивидуальными: у одних представителей одного и того же вида они могут быть, а у других отсутствуют

· непостоянны и в зависимости от определенных условий они могут выработаться, закрепиться или исчезнуть; это их свойство и отражено в самом их названии

· могут образоваться на самые разнообразные раздражения, приложенные к различным рецептивным полям

· замыкаются на уровне коры. После удаления коры больших полушарий выработанные условные рефлексы исчезают и остаются только безусловные.

· осуществляются через функциональные временные связи

Безусловные рефлексы

· это врожденные, наследственно передающиеся реакции организма

· являются видовыми, т. е. свойственными всем представителям данного вида

· относительно постоянны, как правило, сохраняются в течение всех жизни

· осуществляются в ответ на адекватные раздражения, приложенные к одному определенному рецептивному полю

· замыкаются на уровне спинного мозга и стволовой части головного мозга

· осуществляются через филогенетически закрепленную, анатомически выраженную рефлекторную дугу.

Сознание, бессознательное, подсознательное

Виталий Пичугин

Что такое сознание, бессознательное, подсознательное. О чём речь?

Эти термины употребляются часто и, вроде бы, все понимают, о чём идёт речь. Например, «упал — потерял сознание, очнулся — гипс», как говорил Семён Семёнович Горбунков из фильма «Бриллиантовая рука». То есть потерял возможность воспринимать окружающую действительность, оценивать её, руководить своими действиями. А что говорит научное определение?

Например, из Википедии.

Сознание человека (психология) — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.

Философское определение.

Созна́ние — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.

Мне эти формулировки нравятся не очень. Ведь любое определение должно описывать некоторое явление так, чтобы можно было точно сказать — оно отражает суть происходящего. Необходимо сформулировать — понятие.

Понятие — это отражение объективно существенного в вещах и явлениях, закрепленное словом; это понимание сущности вещи или явления. Давайте подумаем вместе.

В первом определении, сознание — это форма психического отражения, во втором — состояние психической жизни. Понятно, что форма должна что-то содержать, а именно это самое психическое отражение действительности, но правда ли что это застывшая форма, а не постоянный процесс изменения форм? Верно ли, что сознание — это состояние психической жизни, те есть пребывание в каком-либо положении, но относительно чего? Каких координат? Как видим, определение понятия «сознание» не совершенно, как, впрочем, и любое другое определение.

Попробую дать своё определение понятия «сознание». Не претендую, что оно будет лучшим, но для понимания, думаю, может быть полезным. Итак.

Сознание человека — процесс психического отражения объективной реальности, выраженный, в изменяющихся в процессе развития, субъективных моделях восприятия окружающей действительности.

Подробнее.

Сознание человека не статично, оно меняется, поэтому можно говорить о процессе психического отражения.

Данный процесс приводит к созданию моделей восприятия окружающей действительности, которые также не статичны, изменяются по мере развития человека, переосмысления прошлого опыта, его обобщения.

Модели восприятия окружающей действительности весьма субъективны и уникальны для каждого человека, выражены в форме образов, ощущений, звуков, и через речь, могут быть воспроизведены вербально, однако с большими искажениями, обусловленными ограниченностью возможности языка точно отображать внутренний мир человека. Ф. И. Тютчев догадывался об этом, и точно сформулировал в стихотворении — «Silentium!».

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.

О сознании написаны тома научной литературы, некоторые учёные считают изучение сознания главной задачей психологии. Л. С. Выготский писал: «Психология рассматривает даже самые сложные формы нашего сознания как особо тонкие и незаметные формы некоторых движений». И это правильно, но у меня всегда, когда читаю любую литературу, где рассматривается сознание, не важно научную или популярную, складывается впечатление, что в написанном больше вопросов, чем ответов. Например, о каких «незаметных формах некоторых движений» пишет Л. С. Выготский? Наверное, они есть, только, как бы измерить, описать, назвать, дать определение, и как это всё связано с сознанием? Поэтому кто хочет дополнить моё определение или растолковать Л. С. Выготского, у вас будет большая, серьёзная и увлекательная задача.

Бессознательное.

Если с понятием «сознание» хоть как-то можно определиться, оставляя много вопросов и задач для новых исследований, то с понятием «бессознательное» совсем непросто. Я насчитал 12 определений, которые сообщают о принципиально разных явлениях. Думаю, если к ним прибавить ещё 8, взятых из эзотерической литературы, то станет ясно — единого понятия «бессознательное» не существует, что наводит на мысли,— а существует ли бессознательное? Попробуем разобраться.

Для начала некоторые определения.

Бессознательное — теоретический конструкт, обозначающий психические процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию. (Психологический словарь)
Бессознательное или неосознаваемое — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. (Википедия)
Бессознательное, в психологии — вся совокупность содержания психической жизни, которая недоступна непосредственному осознанию. Это понятие не следует смешивать с отсутствием осознания вследствие нежелания индивида разобраться в себе (т. е. заниматься интроспекцией). Кроме того, бессознательное (подсознание) отличается от предсознания (включающего, например, воспоминания), содержание которого может быть легко осознано. Бессознательные процессы невозможно выявить простым усилием воли; их раскрытие требует использования особых приемов, таких, как свободные ассоциации, интерпретация сновидений, различные методики целостного изучения личности (в том числе проективные тесты) и гипноз. (Энциклопедия «Кругосвет»)
Что общего в этих определениях? То, что они говорят о психических процессах, которые недоступны субъективному контролю. Правда третье определение ещё отождествляет термины «бессознательное» и «подсознание», считая это одним и тем же, а также утверждает, что для выявления бессознательных процессов нужно нечто особенное, например, гипноз. Однако первые два определения и начало третьего говорят, что, во-первых, есть некие психические процессы, во-вторых, на какой то момент времени над этими процессами отсутствует субъективный контроль. Но значит, этот контроль может быть или он должен всегда отсутствовать? И тогда бессознательное становится осознаваемым. Возьмём, например, ощущение — построение образов отдельных свойств предметов окружающего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними. Большинство моих ощущений находятся в бессознательном, то есть вне поля сознания, не доступны субъективному контролю. Я постоянно субъективно не контролирую все рецепторы, которые, так или иначе, посылают в мозг информацию, о прикосновении к чему-либо. Ноги стоят на полу, и я воспринимаю данный факт, ощущая холодный пол ступнями, но пока я не задумался об этом процессе психического отражения действительности через ощущения, то исходя их определения, этот психический процесс находился в бессознательном. Для того, чтобы вывести его на уровень сознания не нужно прибегать к гипнозу. Тогда, о каких психических процессах отражения говориться в определении? Если какие-то легко можно вывести на уровень сознания, как в приведённом примере, то какие психические процессы всегда остаются в бессознательном? Какие легко можно осознать? А, может быть, большинство психических процессов просто не осознаются в данный момент времени, но всегда могут быть осознаны просто волевым усилием, тогда они просто вне сознания, их нужно называть — внесознательные.

Можно возразить, бессознательное — область, где происходят процессы, принципиально не доступные сознанию, без специальных способов доступа, например, гипноза. Тогда возникает встречный вопрос, а как стало понятно, что это область, где вообще что-то есть? Ну, в состоянии гипноза (изменённое состояние сознания) человек выдаёт иногда, с точки зрения другого человека,— бред, иногда, каким-то образом связанную информацию. Как понять, что это не игры сознания — просто в изменённом, заторможенном состоянии? Никто не нашёл в сером веществе такую область, которую можно как-то назвать, и сказать,— там хранится всё, что мы называем — бессознательное. И как точно различить подсознательное и бессознательное?

Подсознательное — характеристика активных психических процессов, которые, не являясь в определённый момент центром смысловой деятельности сознания, оказывают влияние на течение сознательных процессов.

Так, то, о чём человек в данный момент непосредственно не думает, но что в принципе известно ему и ассоциативно связано с предметом его мысли, может в качестве смыслового подтекста оказывать влияние на течение мысли, сопровождать её и т. п.

Точно так же и воспринимаемое (хотя прямо и не осознаваемое) влияние обстановки, ситуации, автоматических действий (движений) присутствует как подсознательное восприятие во всех сознательных актах. Определенную смысловую роль играет и языковый контекст речи, невысказанная, но как бы подразумеваемая самим построением фразы мысль. (Википедия).

Подсознательное — психологический термин, обозначающий то, что слабо осознается, ибо лежит за порогом актуального сознания или вообще ему недоступно. В своих ранних сочинениях Фрейд употреблял этот термин как синоним бессознательного, но вскоре отказался от него во избежание двусмысленностей.

Многие до сих пор употребляют термины «бессознательное» и «подсознательное» как синонимы. Действительно, исходя из определений, у них много общего. Это психические процессы, которые субъективно не осознаются в данный момент. Просто, чтобы добраться до бессознательно нужны специальные методы, а до подсознания можно, если хорошо постараться и сосредоточится. Часто приводят пример, молодой человек, глядя на форму гитары, подсознательно понимает, на что она похожа. То есть в сознании отражается форма, а в подсознании, путём несложных ассоциаций появляется женская фигура. Если молодой человек задумается, то скажет: «Да, вот чего мне в жизни не хватает, что у меня в подсознании на самом деле». Если же парень не признается, какие ассоциации вызывает силуэт инструмента, значит, он всё глубоко спрятал в бессознательное, и «расколется» только под гипнозом. А бывает ещё, что гитара — это просто инструмент и никаких подсознательных ассоциаций не вызывает, но чем больше воздержание, тем лучше молодой человек понимает, подсознание есть, и что собственно там есть.

Таким образом, если кратко подвести итог, то можно сказать как З. Фрейд. Сознание — это верхняя часть айсберга, то, что видно на поверхности. Бессознательное (подсознательное),— всё, что под водой. Чтобы добраться до нижней части айсберга нужно нырнуть, а чтобы посмотреть его дно, необходимо залезть очень глубоко, и, если повезёт, то побывать под толщей ледяной глыбы, рассматривая айсберг снизу.

Пичугин В.
Размещено на сайте syntone.ru. При публикации статьи ссылка на сайт обязательна.

Сознательное, осознаваемое связано с природой и структурой сознания.

Представители различных философских школ по-разному отвечают на вопрос о природе сознания и особенностях его формирования.



Сознание – способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.


Структура сознания

• Восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя – получение первичных знаний.

• Логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе– возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов;

• Эмоциональные компоненты – это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т. п.

• Ценностно-смысловые компоненты – это сфера высших мотивов деятельности, ее духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция).

Исследователи человеческого сознания обращают внимание на то, что оно не только сложное, но еще и системное, органически целостное, упорядоченное образование.

Одно из важнейших свойств сознания человека – его активность.

Проявления активности сознания: отражает мир целенаправленно и избирательно; разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов; конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира; служит основой преобразовательной деятельности человека.

Возникновение сознания является результатом эволюции природы. С усложнением жизни на Земле появляется живая природа, характеризующаяся наличием элементарных форм отражения: раздражимости, возбудимости, чувствительности. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к формированию мозга, центральной нервной системы, психики животного, а затем и психики человека. Качественно новый этап развития психики – возникновение сознания человека – был обусловлен такими социальными факторами, как изобретение орудий труда, создание предметов культуры и возникновение на определенном уровне развития человека знаковых систем.

Человек не только осознает мир, его сознание обращено на самого себя – он осознает себя как личность. Это явление принято называть самосознанием.

Самосознание – осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Кроме сознательного, у человека есть и сфера бессознательного.

Бессознательное – это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и др.

К бессознательному в личности человека относят такие качества, потребности, интересы и т. п., которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях. Бессознательное в личности проявляется в виде ошибок (оговорки, описки и т. п.); забываний (имен, обещаний, намерений, фактов, событий и т. п.); фантазии, мечты, грезили сновидений.

По мнению 3. Фрейда (1856–1939) – австрийского психолога и невропатолога, основателя психоанализа, – ошибки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. Ошибки возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой им целью действия. Ошибка есть результат преобладания бессознательного над сознательным.

Сновидения и грезы, по Фрейду, свидетельствуют о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизненных потребностях. Для расшифровки сновидений необходим специальный метод, который называется психоанализом.

Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения:

– когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуальные, сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;

– когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротивление (физическое или психологическое);

– когда человеку нужно осознать, что он находится в сложной конфликтной ситуации, и найти из нее оптимальный выход;

– когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий.



B4. Найдите в приведенном ниже списке компоненты сознания и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) влечение

2) ощущение

3) аффект

4) память

5) мышление

6) фантазия

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: 245.

Обществознание. Термины. Сознание. Сознательное и бессознательное в жизни человека.

Сознательное и бессознательное представляют собой две стороны единой совокупности человеческой психики.

СОЗНАНИЕ.

Сознание – свойственная человеку высшая, интегративная форма психического отражения действительности. Это целостное состояние знания о внешнем и внутреннем мире

Сознание конструирует, собирает, интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия, делает человека Человеком. Главная характеристика человеческого бытия – осознанность.

Характеристика особенностей сознания:

  • содержит совокупность знаний об окружающем нас мире, позволяет отчетливо различать субъект и объект, т.е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-я». обеспечивает формирование целей деятельности,
  • позволяет предварительно мысленно построить действия,
  • способствует предвидению результатов действий,
  • способствует разумному регулированию поведения и деятельности человека,
  • позволяет давать эмоциональные оценки в межличностных отношениях.

Функции сознания:

  • отражательная (познавательные процессы и память);
  • креативная (воображение, творчество);
  • преобразующая (определение целей и их достижение),
  • оценочная (формирование эмоций);
  • рефлексивная (самопознание, обращение сознания человека на самого себя, на внутренний мир человека и его место во взаимоотношениях с другими, на формы и способы его познавательной и преобразующей деятельности.).
  • регуляторная (учет, оценка и сопоставление разных факторов и выполнение действий на основе анализа окружающей среды, регуляция собственного поведения и влияние на коллектив); коммуникативная (использование сознание различных вербальных и невербальных систем, современных средств связи для коммуникации).

Структура сознания

Интеллект – психические способности, знания и умения, необходимые для решения умственных задач.

К интеллектуальным способностям относятся:

  • свойства мышления (быстрота, системность, гибкость);
  • свойства памяти (объем памяти, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению);
  • свойства внимания (объем, распределенность, концентрация, устойчивость, переключаемость);
  • свойства восприятия (наблюдательность, избирательность, способность узнавания).

Основной элемент сознания (интеллекта)- знания. Уровень интеллекта зависит не только от эрудиции, компетенции, владения методами и навыками умственной работы, но и от результата усвоения культуры, освоения духовных ценностей, созданных человечеством.

Мотивация – совокупность побуждений, определяющая целенаправленность действий человека. Источником активности человека являются его потребности. Центральным моментом является выбор цели. Мотивация может быть:

  • сильной — слабой,
  • устойчивой, неустойчивой.

Чувственно-эмоциональная сфера (эмоции) – переживания человека, выражающие его субъективное отношение к тем или иным явлениям, ситуациям, к другим людям и к самому себе.

В эмоциональную сферу входят:

  • чувства,
  • настроения,
  • аффекты,
  • переживания,
  • эмоциональные стрессы.

Воля – способность человека сознательно регулировать поведение. Волевое управление поведением предполагает свободу и ответственность.

Самосознание – это отражение собственного «Я». Формирование самосознания начинается в раннем детстве, с простейших актов самоощущения, самоузнавания. Благодаря самосознанию обеспечиваются саморегуляция, самоконтроль и самовоспитание личности.

Условием формирования и проявления специфических качеств сознания является язык. Язык является особой объективной системой, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.

Бессознательное – характеристика психических свойств, процессов вне сферы сознания и не управляемые им.

Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания (сновидения, состояние невменяемости, интуиция, творческое озарение).

Бессознательные действия предполагают, что человек поступает по внутреннему побуждению, но без всякого анализа ситуации, без выяснения возможных следствий.

Бессознательные психические процессы:

  • бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, мышечные ощущения.
  • неосознаваемые зрительные ощущения,
  • бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач,
  • бессознательная речь — это внутренняя речь.
  • бессознательные восприятием, память и воображение: сновидения, грезы, мечты.

Отличие сознания от психики живот­ных.

  • наличие абстрактно-логического мышления, связанное с умением вос­производить характеристики и связи действительно­сти, не данные непосредственно в восприятии;
  • целеполагание, что позволяет человеку творчески преобразовывать действительность, а не пассивно вписываться в нее;
  • самосознание, определяющее возможность выделения себя из внешней среды;
  • наличие языка как второй сигнальной системы, позволяющей ори­ентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знакам и символам.

Таким образом, сознание – это такое состояние человека, при котором он четко понимает, что происходит с ним и вокруг него, когда он осознает свои действия и контролирует их. Бессознательное же проявляется в неконтролируемых, неосознаваемых действиях и психических проявлениях. И хотя это две различные стороны в психике человека, сознание и бессознательное находятся в постоянной связи и взаимодействии.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Введение. Человеческое сознание многомерно и многоаспектно. Действительно, сознание человека многогранное и мы видим это, что многогранность сознания человека, делает его объектом изучения многих наук: философия, информатика, биофизика и другое среди них и есть психология. Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности . Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими(2, с. 139).

Совершив определенный поступок, человек не может ответить на вопрос, почему он так поступил, а не иначе. Сознание не всегда может контролировать поступки, чувства, эмоции. Ученые определили, что не осознанные и не обдуманные поступки и эмоции являются проявлением бессознательной сферы, что нередко является той силой которая определяет сущность или стиль человека. Важно при этом знать и помнить, что любой поступок, выбор и решение могут погубить окружающий мир и самого человека.

Размышляя над поведением и психикой человека, нам необходимо уделить особое внимание природе сознания и бессознательного.

Сознание — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях. В основе филогенетического возникновения сознания лежит коллективный труд, при котором действие каждого субъекта приобретает общественный смысл. Действие является частью производства и приобретает в нём значение. Характерной особенностью сознания является то, что промежуточным звеном между объективной реальностью и сознанием являются элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира

Психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность. Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний в нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания , выразив их в словах, понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и в будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и др.) такая способность теряется.

Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно. Размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует общения и взаимодействия людей друг с другом значит сознается как цель их сотрудничества , объединяет один цель , совместной работы.

В онтогенезе возникает и начинает развиваться индивидуальное сознание ребенка. Для его становления также необходимы совместная деятельность и активное общение взрослого с ребенком. Следовательно, вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание. Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, по-видимому, идет с известным ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса.

Бессознательное — совокупность психических процессов и явлений, не входящих в сферу сознания субъекта (человека), то есть в отношении которых отсутствует контроль сознания. Термин «бессознательное» используется в философии, психологии, психоанализе, психиатрии, психофизиологии, юридических науках, искусствоведении и других дисциплинах. В психологии бессознательное обычно противопоставляется сознательному.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Бессознательная память — это память, которая связана с долговременной и генетической памятью, она управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данной момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание.

Бессознательное в личности человека — это те качества, интересы, потребности и др., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп таких явлений — ошибочные действия: оговорки, описки, ослышки, ошибки при написании или слушании слов. В основе второй группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.

Оговорки представляют собой бессознательно детерминированные артикуляционные речевые действия, связанные с искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. З. Фрейд утверждал, что в них проявляются скрытые от сознания личности мотивы, мысли, переживания. Забывание имен представляет собой другой пример бессознательного. Оно связано с какими-то неприятными чувствами забывающего по отношению к человеку, который носит забытое имя, или к событиям, ассоциируемым с этим именем. Особую категорию бессознательного составляют сновидения.

Сон — субъективное восприятие образов (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и обонятельных), возникающих в сознании спящего человека (предположительно, и некоторых других млекопитающих). Человек во время сна обычно не понимает, что спит, и воспринимает сновидения как объективную реальность. Содержания сновидений, по Фрейду, связано с бессознательными желаниями, чувствами, намерениями человека, его неудовлетворенными или вполне удовлетворенными важными жизненными потребностями. Человек видит во сне свои мечты, либо события которые происходили в дневное время.

Психоанализ (нем. Psychoanalyse) — психологическая теория, разработанная в конце XIX – начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории. Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно коллегами Фрейда, такими как Альфред Адлер и К. Г. Юнг.

Термин «психоанализ» был введен 3. Фрейдом в 1896 году в статье об этиологии неврозов. До этого он говорил об анализе, об анализе психики, психологическом анализе и гипнотическом анализе. Сам 3. Фрейд дает много определений психоанализа, среди которых наиболее часто цитируется то, которое содержится в энциклопедической статье 1922 года. В ней автор пишет, что психоанализом называется:во-первых, способ исследования психических процессов, иначе недоступных; во-вторых, метод лечения невротических расстройств, основанный на этом исследовании; в третьих, ряд возникших в результате этого психологических концепций, постепенно развивавшихся и складывающихся в новую научную дисциплину. Основные положения психоанализа заключаются в следующем:

-человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;

-эти влечения преимущественно бессознательны;

-попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;

-индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;

-конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и т. д.;

-освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке).

Исторический обзор. Общая идея о бессознательном, Платона о познании-воспоминании, оставалась господствующей вплоть до Нового времени. Иной характер она получила после постановки Р. Декартом проблемы сознания. Идеи Р. Декарта, утверждавшего тождество сознательного и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психическая, деятельность мозга. Концепция бессознательного впервые сформулирована Г.Лейбницем («Монадология», 1720), трактовавшим бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся восприятий. Первую попытку строго материалистического объяснения бессознательного предпринял Д. Гартли (Англия), связавший бессознательное с деятельностью нервной системы.

В XIX веке началась линия собственно психологического изучения бессознательного. Динамическую характеристику бессознательного вводит И. Гербарт (1824), согласно которому несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причём более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств.

Под влиянием эволюции сознания бессознательное развивается, изменяется и обогащается по своей структуре, функциям и содержанию. Бессознательное у человека и бессознательное у животных при общих сходных чертах обладает существенными различиями. Бессознательное в субъекте очеловечивается и социализируется. Между сознанием и бессознательным довольно часто возникают противоречия, но они тесно связаны между собой, благодаря чему существует возможность достичь полную гармонию между ними. Эти две стороны психики человека помогают ему адаптироваться к внешнему миру. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля. Но многие поступки совершаются человеком на бессознательном уровне. Сознательное и бессознательное значительно отличаются друг друга, различно воздействуют на деятельность субъекта.

Изучив учебную литературу мы пришли к следующим выводам: сознание и бессознательное – это две стороны психического мира человека. Сознание не является единственным звеном многогранной человеческой психики, оно контролирует многие процессы, но не все. Бессознательные явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются.

В целом, мы согласны с тем, что в жизни каждого человека какие-либо психические явления осознаются им, другие не отражаются в его сознании. Таким образом, психические явления подразделяются на те, что отражаются в сознании человека — сознание, и те, что называются неосознаваемыми процессами – бессознательное.

Список литературы:

1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1997. — С. 23-33, С. 56-72, С. 124-158.

2. Фрейд З. Введение в психоанализ. – М., 1999. – С. 7-48, С. 50-152.

3. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1997. – С. 310-343.

4. Немов Р.С. Общие основы психологии. – М.: Владос, 2001. – С. 136-138, С. 139-142.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2008. – С. 156-190.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *