Системы мира

Системы мира — это представления о расположении в пространстве и движении Земли, Солнца, Луны, планет, звезд и других небесных тел.

Уже в глубокой древности сложились первые представления о месте Земли во Вселенной.

Эти системы мира были крайне наивны: плоская Земля, под которой находится подземный мир, а над ней возвышается небесный свод. По мере накопления наблюдательных данных о видимых движениях небесных светил, развития науки, в частности геометрии и механики, эти взгляды изменялись. Огромным шагом вперед в развитии астрономических знаний явилось представление о звездном небе как о полной сфере и предположение о шарообразности Земли. Древнегреческие ученые и философы делали серьезные попытки разработать стройные, в основном геоцентрические системы мира с шарообразной Землей в центре конечной Вселенной, которую как бы замыкала сфера неподвижных звезд.

Эти системы исходили из предположения, что вся Вселенная создана для Земли, Земле должен служить весь мир и все небесные светила.

В наиболее четкой форме геоцентрическая система мира была разработана великим ученым древности Аристотелем (IV в. до н. э.). Его представления развил и завершил александрийский астроном К. Птолемей (II в. н. э.). Свою систему мира Птолемей изложил в книге «Альмагест».

Согласно системе мира Птолемея, в центре Вселенной расположена Земля, окруженная более чем 50 прозрачными хрустальными сферами. Они имеют общий центр и управляют движением Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна и звезд. Для управления движением Солнца и Луны выделялось две (по одной на каждое светило) сферы с расположенными на них окружностями — деферентами, по которым и двигались Солнце и Луна.

Но для планет с их сложными движениями этого было недостаточно. Поэтому Птолемей считал, что по деференту движется не сама планета, а центр другой окружности несколько меньших размеров — так называемый эпицикл. По этому эпициклу движется центр следующего по порядку эпицикла и т. д. Планета же обращается лишь по самому последнему эпициклу. Внешняя сфера неподвижных звезд совершает полный оборот вокруг оси в течение суток и приводит в движение остальные сферы, обеспечивая тем самым видимую картину движения небесных светил.

С помощью эпициклов и деферентов удавалось довольно точно описать наблюдаемые движения планет и предвычислять положения небесных тел на будущее.

Геоцентрическая система мира Аристотеля—Птолемея находилась в согласии с религиозным вероучением о центральном месте Земли во Вселенной, и поэтому церковь в течение многих веков препятствовала развитию правильных научных представлений о строении мира. В систему Птолемея вносились небольшие изменения, но основной ее принцип оставался неизменным.

Геоцентрическая космология.

  • Клавдий Птолемей (рассвет деятельности 127-148 гг., Александрия)
  • Главный труд Птолемея «Великое математическое построение астрономии в 13 книгах» (арабское название «Альмагест») — энциклопедия астрономических знаний древних.
  • Создана первая математическая теория, описывающая движение Солнца и Луны, а также пяти известных тогда планет на видимом небосводе.
  • В центре Вселенной находится неподвижная Земля. Ближе к Земле находится Луна, а затем следуют Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн – чем быстрее движется планета, тем ближе она к Земле.

Аристотель – представления о движении.

  • Движение небесных и земных тел различны.
  • Светила совершают равномерное круговое движение (складывается из круговых движений), не имеющее ни начала, ни конца и не нуждающееся во внешнем воздействии.
  • Движение земных тел имеет начало и конец и делится на естественное (тела, состоящие из элементов земли — вниз, а состоящие из элементов воздуха и огня — вверх) и насильственное.
  • Насильственное движение происходит только под действием внешней силы. Скорость движения тел пропорциональна приложенной силе.

Аристотель — континуальная концепция.

  • «Природа не терпит пустоты».
  • Светила движутся не сами по себе, а прикреплены к материальным сферам.
  • Всякое движение возможно лишь в наполненном пространстве (пример – движение шара в воздухе).
  • Существование пустоты невозможно, поскольку в пустоте любое движение мгновенно начиналось бы, и также мгновенно заканчивалось бы.
  • Движение вечно.

Геоцентрическая система строения мира (от Аристотеля до Птолемея).

Первая научно обоснованная теория строения мира была разработана Аристотелем и опубликована в 355г до НЭ в книге “О небе”. Признавая шарообразность Земли, Луны и небесных тел, отказывается от движения Земли и ставит ее в центр, так как считал, что звезды должны были бы описывать круги, а не находиться на месте (что было доказано лишь в 18 веке). Система получила название геоцентрической (Гея – Земля). С развитием астрономии и получении более точных знаний о движении планет, система была доработана Гиппархом и окончательно кинематически разработана к 150г НЭ александрийским астрономом Клавдием Птолемеем(87-165) в сочинении, состоящем из 13 книг “Великое математическое построение астрономии” (Альмагест). Для объяснения движения планет, применив систему эпициклов и деферентов. Эпициклическая система Птолемея была простой, универсальной, экономичной и, несмотря на свою принципиальную неверность, позволяла предвычислять небесные явления с любой степенью точности; с её помощью можно было бы решать некоторые задачи современной астрометрии, небесной механики и космонавтики. Сам Птолемей, обладая честностью настоящего ученого, делал упор на чисто прикладной характер своей работы, отказываясь рассматривать её как космологическую ввиду отсутствия явных доказательств в пользу гео- или гелиоцентрической теорий мира. По теории Птолемея: 1) Земля неподвижна и находится в центре мира; 2) планеты вращаются по строго круговым орбитам; 3) движение планет равномерно.

Геоцентрическая система мира

Несмотря на сложность названия, геоцентрическая система мира легко усваивается среднестатистическими обывателями. Речь идёт о системе мировоззрения, в основе которой наша планета Земля. При этом Луна, Солнце, другие планеты и звёзды вращаются вокруг нас. Земля же остаётся неподвижным космическим объектом.

Происхождение системы

Впервые эта теория появилась ещё в Древней Греции. Местные мыслители верили в неё и распространяли в обществе. Более того, геоцентризм считается основой не только для античной, но и для средневековой космологии, а также астрономии. Постепенно в качестве альтернативы появилась гелиоцентрическая система. Из неё уже затем вышли модели Вселенной, существующие и в настоящее время.

Сформированная геоцентрическая система мира представляет Землю в качестве центра существующего мироздания. Планета при этом владеет асимметрией, а также надёжной центральной осью. Если верить данным представлениям, то планета опирается на опоры, которые удерживают её в стационарном положении. Древнейшие цивилизации в собственной интерпретации воспринимали оси большими слонами, черепахами и китами.

В основе появления теории находится древнегреческий философ и математик Фалес Милетский. Он утверждал, что опорой для Земли является мировой океан. Что касается Вселенной, то, она абсолютно не имеет конкретного направления. Вместо этого существует центрально-симметрическое строение. Все эти факторы наводили философа на выводы о том, что наша планета находится в стабильном покое. Версии о какой-либо сторонней поддержке Фалес отвергал.

По мнению другого мыслителя Анаксимена Милетского, геоцентризм имел другую структуру. Он предположил, что Земля не просто так стабильно удерживается в открытом космосе. В этом ей якобы помогает сжатый воздух. У данной теории также постепенно появилось много приверженцев. У многих учёных существовали разные мнения по поводу строения нашей планеты. Среди личностей, которые открыто выражали собственное мнение, можно выделить:

  • Платона;
  • Аристотеля;
  • Демокрита;
  • Парменида и др.

Более обдуманным был геоцентризм в исполнении Пифагора. Именно он выражал уверенность в том, что Земля обладает формой шара. Постепенно с этим предположением согласились и другие мыслители. Их дискуссии привели к образованию канонической версии геоцентрической системы. Её разработкой и совершенствованием затем занимались многие астрономы в Древней Греции.

Одно из самых ранних дошедших до нас изображений геоцентрической системы (Макробий, Комментарий на Сон Сципиона, рукопись IX века)

Обоснование теории

Отвергнув определённые отличия, геоцентрическая система мира от разных светил науки всё же имела общие характеристики. Астрономы по-разному, но поддерживали идею с центральным положением и полной неподвижностью нашей планеты. Анаксимандр опирался в своих выводах на то, что космос обладает симметрией сферического типа. С ним не был согласен Аристотель. У него геоцентризм предусматривал довольно серьёзный вес Земли. По этой причине столь тяжёлое космическое тело просто обязано находиться в центре Вселенной.

Последователь Пифагора Филолай предполагал наличие орбитального движения у нашей планеты. Эту теорию категорически отвергал Аристотель. Он аргументировал свою позицию тем, что движение будет приводить к звёздному смещению, которое к тому времени не наблюдалось. Другие авторы озвучивали свои эмпирические доводы. Плиний Старший в одной из своих работ объяснил геоцентризм тем, что Земля характеризуется равенством между ночью и днём. Следует отметить, что с точки зрения астрономии подобные доводы не имеют права на существование.

По версии Птолемея, центральное расположение Земли объясняется тем, что траектория падения тел в космосе строго вертикальное. Учёный выступал против осевого вращения планеты. Он был уверен, что все предметы, не касающиеся поверхности Земли, должны были визуально совершать противоположное движение. Необходимо отметить, что этот довод пользовался успехом до тех пор, пока не были открыты первые законы механики.

Благодаря постоянно появляющимся новым открытиям, геоцентризм в мире учёных не утрачивал своего интереса. В определённый момент Анаксимен сделал предположение о том, что период обращения Солнца вокруг Земли зависит от высоты его расположения. То же самое касалось и других космических тел. Мыслитель даже сформировал собственную версию расположения светил. По его мнению, сразу после Земли находится Луна, а далее Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. Что касается Меркурия и Венеры, то их расположение вызывало некие разногласия. Платон и Аристотель предполагали, что данные планеты находятся за Солнцем. Им противоречил Птолемей. Учёный считал, что Венера и Меркурий расположились между Солнцем и Луной.

Аргументация астрономических явлений

Для представителей древнегреческой астрономии геоцентризм являлся благодатной темой для дискуссий. При этом сложнее всего учёным было с научной точки зрения объяснить очевидные и заметные явления, происходившие в космосе. Среди таких фактов в первую очередь следует выделить неравномерное передвижение светил. Особенно сложной оказалась тема о попятных движениях, которые характерны для планет. В Древней Греции планеты воспринимались в качестве божеств, которые якобы обязаны следовать исключительно равномерным и плавным движениям.

Возникшая трудность не остановила греков. В данном случае геоцентризм пополнялся новыми моделями. Нелегко объяснимые перемещения крупных космических тел аргументировались результатом сложения сразу нескольких различных круговых движений. В ходе обсуждений появились теории эпициклов и гомоцентрических сфер.

Изучение геоцентрической системы происходило:

  • в Византии;
  • в Индии;
  • на Исламском Востоке;
  • на Латинском Западе.

Увлекательная тема, которой стала геоцентрическая система мира, привлекала внимание иудеев. И это при том, что общепринятые еврейские представления изображали Землю плоской. Иудейские учёные постепенно стали отказываться от этой версии и прислушиваться к древнегреческим коллегам. Первым, теорию Аристотеля в своих трудах поддержал Моисей Маймонид. Он даже принял участие в дискуссиях арабских учёных, направленных на противодействие теории Птолемея. Маймонид выступал против того, что эпициклы существуют физически.

Леви бен Гершом по праву считается талантливым астрономом в Средних веках. Он также верил в то, что геоцентризм в корне верен. Параллельно с тем он отвергал теорию гомоцентрических сфер, предложенную Ал-Битруджи. Такого же мнения учёный был и по поводу теории эпициклов, разработанной Птолемеем. Гипотеза Леви бен Гершома предусматривает эксцентрические небесные сферы. Проще говоря, они не имели физической возможности слишком плотно приближаться друг к другу. Между ними якобы располагаются слои жидкости, образовавшиеся из первичной материи. Речь идёт об остатках, которые появились после сотворения мира Богом.

Изображение геоцентрической системы из Космографии Петра Апиана, 1540 г.

Византийские версии

В научном плане самое большое распространение геоцентризм обрёл в Византии. Александрия вовсе считалась центром эллинистической науки, куда однозначно входит и астрономия. Известный византийский купец Косма Индикоплевст первым решил, что геоцентрическая система мира является ошибочной. Дополнительно он откровенно высмеивал версию о существовании Земли в виде шара.

Византийским учёным всё же не удалось достигнуть успехов индусов в освоении ключевых математических аппаратов. Представители исламских государств также сумели дальше продвинуться в соответствующем вопросе. Проблема философов из Византии заключалась в том, что они даже не пытались рассматривать новые появляющиеся космологические предположения. Всё, что выходило за рамки гипотез Аристотеля, не интересовало их. В результате геоцентризм в Византии на определённом этапе остался без развития.

Отказ от теории

Логично, что научная революция, которая состоялась в XVII веке, разрушила геоцентризм как позицию учёных. На первый план вышла уже гелиоцентрическая система. У истоков революции находится Николай Коперник, Галилей и Кеплер. Следует отдать дань появлению классической для современного мира механики. Исаак Ньютон помог учёным мира своим законом всемирного тяготения.

Отношение религии

Изначально сторонники религиозной философии стали выступать в качестве оппонентов описанной теории. В их понимании геоцентризм разрушал божественные устои мира. Популярный стоик Клеанф вовсе призывал суд привлечь к ответственности Аристарха Самосского за его гелиоцентрическую гипотезу.

Христианская церковь навязывала мнение о том, что мир создан Богом и только ради человека. При этом геоцентрическое учение всё же сумело приспособиться к этим религиозным правилам. Даже в современном мире описанная теория порой встречается, но происходит это в протестантских группах консервативного типа. Чаще всего они функционируют на территории США. Такие религиозные группы в своих учениях опираются на детальное прочтение Библии. Хотя существует мнение о том, что главная книга христиан поддерживает версию о плоской Земле. В Исламе параллельно с тем уверенны, что предполагаемое движение нашей планеты противоречит их вере. Среди агрессивных сторонников геоцентризма в современном иудаизме можно смело выделить представителей движения Хабад.

В поисках системы мира

Астрономия в древности

Трудно точно сказать, когда именно зародилась астрономия: до нас почти не дошли сведения, относящиеся к доисторическим временам. В ту отдаленную эпоху, когда люди были совершенно бессильны перед природой, возникла вера в могущественные силы, которые будто бы создали мир и управляют им, на протяжении многих веков обожествлялась Луна, Солнце, планеты. Об этом мы узнаем из мифов всех народов мира.

Первые представления о мироздании были очень наивными, они тесно переплетались с религиозными верованиями, в основу которых было положено разделение мира на две части — земную и небесную. Если сейчас каждый школьник знает, что Земля сама является небесным телом, то раньше “земное” противопоставлялось “небесному” . Думали, что существует “твердь небесная” , к которой прикреплены звезды, а Землю принимали за неподвижный центр мироздания.

Геоцентрическая система мира

Гиппарх, александрийский ученый, живший во 2 веке до н.э., и другие астрономы его времени уделяли много внимания наблюдениям за движением планет.

Эти движения представлялись им крайне запутанными. В самом деле, направления движения планет по небу как бы описывают по небу петли. Эта кажущаяся сложность в движении планет вызывается движением Земли вокруг Солнца — ведь мы наблюдаем планеты с Земли, которая сама движется. И когда Земля “догоняет” другую планету, то кажется, что планета как бы останавливается, а потом движется назад. Но древние астрономы думали, что планеты действительно совершают такие сложные движения вокруг Земли.

Во 2 веке н.э. александрийский астроном Птолемей выдвинул свою “систему мира” . Он пытался объяснить устройство Вселенной с учетом видимой сложности движения планет.

Считая Землю шарообразной, а размеры ее ничтожными по сравнению с расстоянием до планет и тем более звезд. Птолемей, однако, вслед за Аристотелем утверждал, что Земля — неподвижный центр Вселенной. Так как Птолемей считал Землю центром Вселенной, его система мира была названа геоцентрической.

Вокруг земли по Птолемею, движутся (в порядке удаленности от Земли) Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн, звезды. Но если движение Луны, Солнца, звезд круговое, то движение планет гораздо сложнее. Каждая из планет, по мнению Птолемея, движется не вокруг Земли, а вокруг некоторой точки. Точка эта в свою очередь движется по кругу, в центре которого находится Земля. Круг, описываемый планетой вокруг движущейся точки, Птолемей назвал эпициклом , а круг, по которому движется точка около Земли, — деферентом.

Трудно представить, чтобы в природе совершались такие запутанные движения, да еще вокруг воображаемых точек. Такое искусственное построение потребовалось Птолемею для того чтобы, основываясь на ложном представлении о неподвижности Земли, расположенной в центре Вселенной, объяснить видимую сложность движения планет.

Птолемей был блестящим для своего времени математиком. Но он разделял взгляд Аристотеля, который считал, что Земля неподвижна и только она может быть центром Вселенной.

Система мира Аристотеля-Птолемея казалась современникам правдоподобной. Она давала возможность заранее вычислять движение планет на будущее время — это было необходимо для ориентировки в пути во время путешествий и для календаря. Эту ложную систему признавали почти полторы тысячи лет.

Также эту систему признавало Христианская религия. В основу своего миропонимания христианство положило библейскую легенду о сотворении мира Богом за шесть дней. По этой легенде Земля является “сосредоточием” Вселенной, а небесные светила созданы для того, чтобы освещать Землю и украшать небесный свод. Всякое отступление от этих взглядов христианство беспощадно преследовало. Система мира Аристотеля — Птолемея, ставившая Землю в центр мироздания, как нельзя лучше отвечала христианскому вероучению.

Таблицы, составленные Птолемеем, позволяли определить заранее положение планет на небе. Но с течением времени астрономы обнаружили расхождение наблюдаемых положений планет с предвычисленными. На протяжении веков думали, что система мира Птолемея просто недостаточно совершенна и пытаясь усовершенствовать ее, вводили для каждой планеты новые и новые комбинации круговых движений.

Гелиоцентрическая система мира

Свою систему мира великий польский астроном Николай Коперник (1473-1543) изложил в книге “О вращениях небесных сфер” , вышедшей в год его смерти. В этой книге он доказал, что Вселенная устроена совсем не так, как много веков утверждала религия.

Во все странах почти полтора тысячелетия владело умами людей ложное учение Птолемея, который утверждал, что Земля неподвижно покоится в центре Вселенной. Последователи Птолемея в угоду церкви придумывали все новые “разъяснения” и “доказательства” движения планет вокруг Земли, чтобы сохранить “истинность” и “святость” его ложного учения. Но от этого система Птолемея становилась все более надуманной и искусственной.

Задолго до Птолемея греческий ученый Аристарх утверждал, что Земля движется вокруг Солнца. Позже, в средние века, передовые ученые разделяли точку зрения Аристарха о строении мира и отвергали ложное учение Птолемея. Незадолго до Коперника великие итальянские ученые Николай Кузанский и Леонардо да Винчи утверждали, что Земля движется, что она совсем не находится в центре Вселенной и не занимает в ней исключительного положения.

Почему же, несмотря на это, система Птолемея продолжала господствовать?

Потому, что она опиралась на всесильную церковную власть, которая подавляла свободную мысль, мешала развитию науки. Кроме того, ученые, отвергавшие учение Птолемея и высказывавшие правильный взгляды на устройство Вселенной, не могли еще их убедительно обосновать.

Это удалось сделать только Николаю Копернику. После тридцати лет упорнейшего труда, долгих размышлений и сложных математических вычислений он показал, что Земля — только одна из планет, а все планеты обращаются вокруг Солнца.

Своей книгой он бросил вызов церковным авторитетам, разоблачая их полное невежество в вопросах устройства Вселенной.

Коперник не дожил до того времени, когда его книга распространилась по всему свету, открывая людям правду о Вселенной. Он был при смерти, когда друзья принесли и вложили в его холодеющие руки первый экземпляр книги.

Коперник родился в 1473 г. в польском городе Торуни. Он жил в трудное время, когда Польша и ее сосед — Русское государство — продолжало вековую борьбу с захватчиками — тевтонскими рыцарями и татаро-монголами, стремившимися поработить славянские народы.

Коперник рано лишился родителей. Его воспитал дядя по матери Лукаш Ватцельроде — выдающийся общественно-политический деятель того времени. Жажда знаний владела Коперником с детства, Сначала он учился у себя на родине. Потом продолжал образование в итальянских университетах, Конечно, астрономия там изучалась по Птолемею, но Коперник тщательно изучал и все сохранившиеся труды великих математиков и астрономию древности. У него уже тогда возникли мысли о правоте догадок Аристарха, о ложности системы Птолемея. Но не одной астрономией занимался Коперник. Он изучал философию, право, медицину и вернулся на родину всесторонне образованным, для своего времени, человеком.

По возвращении из Италии Коперник поселился в Вармии — сначала в городе Лицбарке, потом в Фромборке, Деятельность его была необычайно разнообразно. Он принимал самое активное участие в управлении областью: ведал ее финансовыми, хозяйственными и другими делами. В то же время Коперник неустанно размышлял над истинным устройством солнечной системы и постепенно пришел к своему великому открытию.

Что же заключает в себе книга Коперника “О вращении небесных сфер” и почему она нанесла такой сокрушительный удар по системе Птолемея, которая со всеми изъянами держалась четырнадцать веков под покровительством всесильной в ту эпоху церковной власти? В этой книге Николай Коперник утверждал, что Земля и другие планеты — спутники солнца. Он показал, что именно движение Земли вокруг солнца и ее суточным вращением вокруг своей оси объясняется видимое движение Солнца, странная запутанность в движении планет и видимое вращение небесного свода.

Гениально просто Коперник объяснял, что мы воспринимаем движение далеких небесных тел так же, как и перемещение различных предметов на Земле, когда сами находимся в движении.

Мы скользим в лодке по спокойно текущей реке, и нам кажется, что лодка и мы в ней неподвижны, а берега “плывут” в обратном направлении. Точно так же нам только кажется, что Солнце движется вокруг Земли. А на самом деле Земля со всем, что на ней находится, движется вокруг Солнца и в течение года совершает полный оборот по своей орбите.

И точно так же, когда Земля в своем движении вокруг Солнца обгоняет другую планету, нам кажется, что планета движется назад, описывая петлю на небе. В действительности планеты движутся вокруг Солнца по орбитам правильной, хотя и не идеально круговой формы, не делая никаких петель. Коперник, как и древнегреческие ученые, что орбиты, по которым движутся планеты, могут быть только круговыми.

Спустя три четверти века немецкий астроном Иоганн Кеплер, продолжатель дела Коперника, доказал, что орбиты всех планет представляют собой вытянутые окружности — эллипсы.

Звезды Коперник считал неподвижными. Сторонники Птолемея настаивали на неподвижности Земли, утверждали, что если бы Земля двигалась в пространстве, то при наблюдении неба в разное время нам должно было бы казаться, что звезды смещаются, меняют свое положение на небе. Но таких смещений звезд за много веков не заметил ни один астроном. Именно в этом сторонники учения Птолемея хотели видеть доказательство неподвижности Земли.

Однако Коперник утверждал, что звезды находятся на невообразимо огромных расстояниях. Поэтому ничтожные смещения их не могли быть замечены. Действительно, расстояния от нас даже до ближайших звезд оказались настолько большими, что еще спустя три века после Коперника они поддавались точному определению. Только в 1837 г. русский астроном Василий Яковлевич Струве положил начало точному определению расстояний до звезд.

Понятно, какое потрясающее впечатление должна была произвести книга, в которой Коперник объяснил мир, не считаясь с религией и даже отвергая всякий авторитет церкви в делах науки. Деятели церкви не сразу поняли, какой удар по религии наносит научный труд Коперника, в котором он низвел Землю на положение одной из планет. Некоторой время книга свободно распространялась среди ученых. Прошло не много лет, и революционное значение великой книги проявилось в полной мере. Выдвинулись другие крупные ученые — продолжатели дела Коперника. Они развивали и распространяли идею бесконечности Вселенной, в которой Земля — как бы песчинка, а миров — бесчисленное множество. С этого времени церковь начала ожесточенное преследование сторонников учения Коперника.

Новое учение о солнечной системе -гелиоцентрическое- утверждалось в жесточайшей борьбе с религией. Учение Коперника подрывало самые основы религиозного мировоззрения и открывало широкий путь к материалистическому, подлинно научному познанию явлений природы.

Во второй половине 16 века учение Коперника нашло своих сторонников среди передовых ученых разных стран. Выдвинулись и такие ученые, которые не только пропагандировали учение Коперника, но углубляли и расширяли его.

Коперник полагал, что Вселенная ограничена сферой неподвижных звезд, которые расположены на невообразимо огромных, но все-таки конечных расстояниях от нас и от Солнца. В учении Коперника утверждалась огромность Вселенной и бесконечность ее. Коперник также впервые в астрономии не только дал правильную схему строения Солнечной системы, но и определил относительные расстояния планет от солнца и вычислил период их обращения вокруг него.

Становление гелиоцентрического мировоззренния

Учение Коперника было признано не сразу. Мы знаем: что по приговору инквизиции в 1600 году был сожжен в Риме выдающийся итальянский философ, последователь Коперника Джордано Бруно (1548-1600) . Бруно, развивая учение Коперника, утверждал, что во Вселенной нет и не может быть центра, что Солнце — это только центр Солнечной системы. Он также высказывал гениальную догадку о том, что звезды — такие же солнца, как наше, причем вокруг бесчисленных звезд движутся планеты, на многих из которых существует разумная жизнь. Ни пытки, ни костер инквизиции не сломили волю Джордано Бруно, не заставили его отречься от нового учения.

В 1609 году Галилео Галилей (1564-1642) впервые направил на небо телескоп и сделал открытия, наглядно подтверждающие открытия Коперника. На Луне он увидел горы. Значит, поверхность Луны в какой-то степени сходна с земной и не существует принципиального различия между “земным” и “небесным” . Галилей открыл четыре спутника Юпитера. Их движение вокруг Юпитера опровергло ошибочное представление о том, что только Земля может быть центром небесных тел. Галилей обнаружил, что Венера, подобно Луне, меняет свои фазы. Следовательно, Венера — шарообразное тело, которое светит отраженным солнечным светом. Изучая особенности изменения вида Венеры, Галилей сделал правильный вывод о том, что она движется не вокруг Земли, а вокруг Солнца. На Солнце, олицетворявшем “небесную чистоту” , Галилей открыл пятна и, наблюдая за ними, установил, что Солнце вращается вокруг своей оси. Значит, различным небесным телам, например Солнцу, присуще осевое вращение. Наконец, он обнаружил, что Млечный путь — это множество слабых звезд, не различимых невооруженным глазом. Следовательно, Вселенная значительно грандиознее, чем думали раньше, и крайне наивно было предполагать, что она за сутки совершает полный оборот вокруг маленькой Земли.

Открытие Галилея умножили число сторонников гелиоцентрической системы мира и одновременно заставили церковь усилить преследования коперниканцев. В 1616 году книга Коперника “О вращениях небесных сфер” была внесена в список запрещенных книг, а изложенное в ней противоречащим Священному Писанию. Галилею запретили пропагандировать учение Коперника. Однако в 1632 году ему все-таки удалось опубликовать книгу “Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперниковой” , в которой он сумел убедительно показать истинность гелиоцентрической системы, чем и навлек на себя гнев католической церкви. В 1633 году Галилей предстал перед судом инквизиции. Престарелого ученого заставили подписать “отречение” от своих взглядов и до конца жизни держали под надзором инквизиции. Лишь в 1992 году католическая церковь окончательно оправдала Галилея.

Казнь Бруно, официальный запрет учения Коперника, суд над Галилеем не смогли остановить распространение коперничества. В Австрии Иоганн Кеплер (1571-1630) развил учение Коперника, открыв законы движения планет. В Англии Исаак Ньютон (1643-1727) опубликовал свой знаменитый закон всемирного тяготения. В России учение Коперника смело поддерживал М. В. Ломоносов (1711-1765) , который открыл атмосферу на Венере, защищал идею о множественности обитаемых миров.

Геоцентрическая и Гелиоцентрическая системы мира

Геоцентрическая и Гелиоцентрическая системы мира.
Чем отличаются друг от друга Геоцентрическая и Гелиоцентрическая системы мира. Краткое изложение. Более подробно http://www.proza.ru/2013/04/22/517.
Общепринято считать, что Гелиоцентрическая система мира — это представление о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и все другие планеты. Другими словами: Солнце, — неподвижно, а Земля и все другие космические тела движутся вокруг неподвижного Солнца. При этом Гелиоцентрическая система мира всякий раз противопоставляется Геоцентрической системе мира, утверждающей, что именно Земля, — неподвижна, а Солнце и все другие планеты и звезды обращаются вокруг неподвижной Земли. А также всякий раз подчеркивается, что Геоцентрической системе мира возникла в античности и получила свое широкое распространение в конце эпохи Возрождения. При этом Геоцентрическая система мира всякий раз связывается главным образом с именами древних Греков, включая Пифагора, Платона, его ученика Аристотеля.
Тогда как в действительности Гелиоцентрическая системы мира или другими словами сама по себе идея движения Земли /вращение Земли и обращения ее вокруг таким же образом движущегося Солнца/ возникла именно в рамках становления и развития пифагорейской школы. Так уже Пифагореец Филолай из Кротона обнародовал систему мира, в которой Земля представляет собой одну из мельчайших частиц мироздания вращающейся вокруг какого-то мистического Центрального Огня. Эту частность как представляется, а не саму идею мельчайшей частицы мироздания Земли, вращающейся вокруг своей оси и Центрального Огня, как раз и отвергал Аристотель еще и потому, что эта идея предсказывала не наблюдаемое параллактическое смещение звёзд.
Наиболее полно гелиоцентрическая система мира была предложена в начале III века до н. э. Аристархом Самосским. Скудная информация о гипотезе Аристарха дошла до нас через труды Архимеда, Плутарха, других авторов. Гелиоцентризм позволил решить основные проблемы, стоявшие перед древнегреческой астрономией, поскольку господствовавшие в начале III века до н. э. геоцентрические взгляды явно были в кризисном состоянии. Так как древнегреческие ученые уже тогда были не в состоянии объяснить изменение видимого блеска планет и видимого размера Луны, которые они совершенно обоснованно связывали с изменением расстояния до этих небесных тел. Кроме того Гелиоцентрическая система мира непринуждённо объясняла попятные движения планет.
Она позволяла также установить порядок следования светил другими словами решать трудности наблюдений, связанных с Солнцем, Меркурием, Венерой, поскольку эти тела имели одинаковые сидерические периоды (в том смысле, который употреблялся в античной астрономии), равные одному году. Эта трудность легко решалась в гелиоцентрической системе, где год оказывался равным периоду движения Земли; при этом периоды движения (обращения вокруг Солнца) Меркурия и Венеры шли в том же порядке, что и расстояния до нового центра мира, которое можно было установить описанным выше способом. Тем не менее, в конечном итоге гелиоцентризм был оставлен греками. Главной причиной этому мог оказаться общий кризис науки, начавшийся после II века до н. э. когда место астрономии заступает астрология. А в философии стал доминировать мистицизм или откровенный религиозный догматизм: стоицизм, а позднее Нео пифагореизм и неоплатонизм.
Таким образом, строго говоря, Геоцентрическая система мира отличается от Гелиоцентрической системы не тем только единственно, что или Земля или Солнце принимаются за центральные неподвижные системы мира, вокруг которых вертится, /обращается/ вся остальная видимая Вселенная. Такая постановка вопроса и к Науке то теперь, собственно говоря, не имеет ровным счетом никакого отношения. Сказать, что Земля или Солнце является центром мира, могут не ученые единственно, а только закостенелые догматы, которые ни при каких условиях никогда не могут считаться и естественно никогда не считались по большому счету учеными.
Да в частности, когда ты производишь какие-то астрономические наблюдения, то тем самым ты как бы невольно признаешь себя неподвижным по отношению к Земле. Но сказать при этом, что Земля или, например Солнце является Центром мира, могут только умственно отсталые, катастрофически деградирующие люди к которым, кстати, или даже совсем некстати в таком случае принадлежит гений всех времен и народов Эйнштейн, который кроме прочих других глупостей в частности написал: «Борьба между воззрениями Птолемея и Коперника, столь жестокая в ранние дни науки, стала бы тогда совершенно бессмысленной. Любая система координат могла бы применяться с одинаковым основанием. Два предположения — «Солнце покоится, а Земля движется» и «Солнце движется, а Земля покоится» — означали бы просто два различных соглашения о двух различных систем координат. Можем ли мы построить реальную релятивистскую физику, в которой имело бы место не абсолютное, а лишь относительное движение? Это, в самом деле, оказывается возможным». Конец.
Конец цитаты показывающей нам надеюсь со всей убедительностью, что само по себе мировоззрение Альберта Эйнштейна никакого отношения к научному мировоззрению никогда не имело, и естественно не имеет. Потому что Гелиоцентрическая система мира, кстати, не утверждает, что Солнце покоится. Напротив научная /Гелиоцентрическая система мира/, утверждает единственно, что Солнце, равно как и Земля, во-первых, вращается вокруг своей оси! А во вторых, также как и Земля движется, /обращается/, но уже не вокруг Солнца, а вокруг галактического центра по почти круговой орбите со скоростью примерно 254 км/сек. Что же касается благих пожеланий Эйнштейна: «Можем ли мы построить реальную релятивистскую физику, в которой имело бы место не абсолютное, а лишь относительное движение? Это, в самом деле, оказывается возможным». То большего абсурда от реального двоечника Альберта, пытающегося отрицать абсолютность движения материальных тел, — материи, и ожидать не приходится.
По той простой причине, что говорить только об относительных скоростях движения и не соизмерять при этом эти относительные скорости движения с абсолютными скоростями движения, значит проявлять во всех отношениях верх идиотизма, простите. По той простой причине, что определять и оперировать даже относительными скоростями движения без знания абсолютных скоростей движения не представляется возможным. Не представляется возможным уже в силу того по крайней мере, что мы в принципе даже не способны, другими словами и не знаем, и не умеем измерять относительные скорости движения иначе, чем рассчитывать их по абсолютным скоростям движения.
Чтобы в этом убедиться представьте, что вы едите на машине, не зная, то есть, не имея возможности определить скорость движения автомобилей относительно дороги. А навстречу вам по той же дороге движется автомобиль также с неизвестной абсолютной скоростью. Попробуйте теперь произвести любые измерения, которые бы позволили определить относительную скорость движения автомобилей. Если бы Эйнштейн смог решить эту задачу /проблему/, то это бы было чудом! А так как был Эйнштейн двоечником, выполняющим заказ Мирового Закулисья по абсолютизации принципа ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ ДВИЖЕНИЯ, исключающего в принципе существования абсолютных истин! Другими словами, как был Эйнштейн двоечником, в угоду Закулисью, лишающего ЧЕЛОВЕЧЕСТВО права обладания абсолютными знаниями /НАУКОЙ/, так им остается и теперь.
Таким образом, говорить исключительно только об одних относительных скоростях движения тел, систем отсчета и таким образом исключать знания абсолютных скоростей движении тел, систем отсчета. Как это сделал по заказу Мирового Закулисья Эйнштейн, равносильно тому, как если бы мы вдруг стали рассуждать и оперировать даже исключительно только одной относительной, например температурой больных по больнице, не имея на руках сведений абсолютных их значений. Впрочем, именно все это как раз и происходит в нашей повседневной жизни, с чем я нас всех и поздравляю.
Рецензия. Написать рецензию. Владимир (vnpacadem@gmail.com) 2015/03/20 09:13. По-русски говорят: чем различаются (а не отличаются). Владимир.
*Тальковский Дмитрий Викентьевич (talkovskydv@yandex.ru) 2015/04/21 21:36.
Владимир! Вы что вы русский язык знаете? Прекрасно! Тогда прокомментируйте детскую игру найдите 10, причем не различий, как вы говорите, а отличий. Цитирую:
Внимательно посмотри на картинки и найди, чем они отличаются.
Отметь все 10 отличий, и ты победитель! А если вдруг возникнут
трудности — не спеши сдаваться. Инструкция для 10 отличий.
Попутно можете найти все те же 10 отличий Геоцентрической и Гелиоцентрической систем мира.
Что касается гения всех времен и народов Альберта Эйнштейна, то он по этому поводу написал следующее: Борьба между воззрениями Птолемея и Коперника, столь жестокая в ранние дни науки /это значит до Эйнштейна/, стала теперь, /после появления гения всех времен и народов Альберта Эйнштейна/, — совершенно бессмысленной.
И это чистая, правда, потому что теперь наши ученики в наших школах не могут найти между Геоцентрической и Гелиоцентрической системой мира ни одного отличия, или, как вы говорите, ни одного различия.
Кстати! В этом нет ничего удивительного! Так как именно это как раз и предполагается посредством внедрения в наше мировоззрение релятивизма, фундаментом которого как раз и является Альберт Эйнштейн со своим антинаучным ПРИНЦИПОМ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ ДВИЖЕНИЯ.
P.S.1. Помните при необразованном Сталине воспитание, обучение, образование, — /Наука/, занимала у нас первое — второе место в мире! Экономика была второй. Теперь мы в экономике занимаем 8 место, пропуская вперед себя таких гигантов, как Франция и Бразилия. Что же касается перспективы, а именно развития Науки, то мы теперь по уровню развития — Науки, занимаем 50 — 60 место в мире! Вот что такое ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ВОЙНА В ЧАСТНОСТИ И ИДЕОЛОГИЯ ВООБЩЕ.
P.S.2. ПРИЧЕМ! ВСЕ ЭТО ПРОИСХОДИТ, НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО ПО ЧИСЛУ ИДЕОЛОГОВ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ МЫ ВПЕРЕДИ ПЛАНЕТЫ ВСЕЙ! ТАК КАК ДАЖЕ У НАЧАЛЬНИКА ЖКХ ЕСТЬ СВОЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПО ИДЕОЛОГИИ.
Выбор народа или апокалипсис?! Выбор РОССИИ. 2017 ГОД.
Виталий Митропольский! Символично, что вы Выбор НАРОДА сняли с печати, а на его место поместили статью в преддверии Апокалипсиса. Тем не менее, Выбор НАРОДА он и есть Выбор НАРОДА! Народ выбирает не Апокалипсис, а ЖИЗНЬ. То есть каждый человек, начиная с коммуниста Зюганова и заканчивая релятивистом Соловьевым, работающим вместе с Жириновским, включая, в том числе Путина и Медведева должны определиться! Они за РЕЛЯТИВИСТОВ /капиталистов/, или ДИАЛЕКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛИСТОВ /коммунистов/.
Другими словами кто для всех нас является истинным авторитетом основоположник диалектического материализма Ульянов Ленин или основоположник релятивизма Альберт Эйнштейн? А дальше все по тексту. То есть все остальное происходит уже в автоматическом режиме. Потому я для наглядности приведу предполагаемый диспут, который показывает необходимость тестирования всех политиков и ученых.
Владимир Плужников 20.02.2016 12:13. «Другими словами для вас ответ на вопрос, кто является авторитетом Ульянов Ленин или Альберт Эйнштейн? » Безусловно, Владимир Ильич высший авторитет в ядерной физике!!! Владимир Плужников.
Дмитрий Тальковский 20.02.2016 12:48. Заметьте высший авторитет, он, что в ядерной, что не ядерной физике, что математике, например, — везде один и тот же. Авторитет — есть авторитет! И только пропаганда /лапша на наши уши/ убедила не только вас, но и всех вообще, что двоечник в школе Альберт Эйнштейн – ГЕНИЙ и имеет хоть какое-то отношение к ядерной бомбе в частности и ядерной энергетике вообще. Единственный описанный эксперимент, на котором строится фундамент Специальной /Частной/ Теории Относительности это рамка, вращающаяся в магнитном поле. И вот факт независимости того, вращается ли рамка в неподвижном магнитном поле, или, наоборот, вокруг неподвижной рамки вращается магнитное поле! В результате и в том и другом случае появляется ток! Альберт Эйнштейн сделал гениальнейший вывод всех времен и народов, что эти два события абсолютно тождественны. И нет никакой возможности, а главное необходимости устанавливать /выявлять/ ИСТИНУ. Что же в действительности вращается, а что движется, все относительно! Раз есть ток, то не имеет никакого значения, то есть, нет возможности, а главное необходимости и устанавливать абсолютную истину, что движется, а что покоится.
Вот вывод гения всех времен и народов Эйнштейна, который кроме прочих глупостей написал: «Борьба между воззрениями Птолемея и Коперника, столь жестокая в ранние дни науки, стала бы тогда совершенно бессмысленной. Любая система координат могла бы применяться с одинаковым основанием. Два предположения — «Солнце покоится, а Земля движется» и «Солнце движется, а Земля покоится» — означали бы просто два различных соглашения о двух различных систем координат. Можем ли мы построить реальную релятивистскую физику, в которой имело бы место не абсолютное, а лишь относительное движение? Это, в самом деле, оказывается возможным».
Другими словами, как был Эйнштейн двоечником, в угоду Закулисью, лишающего ЧЕЛОВЕЧЕСТВО права обладания абсолютными знаниями /НАУКОЙ/, так им остается и теперь. Вот почему говорить сегодня исключительно только об относительных истинах вообще и относительных скоростях движения тел в частности, систем отсчета и таким образом исключать знания абсолютных скоростей движении тел, систем отсчета. Как это сделал по заказу Мирового Закулисья Эйнштейн, равносильно тому, как если бы мы вдруг стали рассуждать и оперировать даже исключительно только одной относительной, например температурой больных по больнице, не имея на руках сведений абсолютных их значений. Впрочем, именно все это как раз и происходит в нашей повседневной жизни, с чем я нас всех и поздравляю.
Что же касается чистоты рук, которые могут нажать ядерную кнопку, то действительно, нажать ее, могут только релятивисты типа Жириновского, у которых в мозгу не материя, а одна единственно только ненависть на коммунистов в частности и Россию вообще! И никогда марксисты-ленинцы, которые действительно не только любят, но и умеют защищать, в отличие от болтунов релятивистов, РОССИЮ. Материалисты-ленинцы умеют не только выявлять, определять, но и решать проблемы, в отличие от Жириновского и компания, которые умеют проблемы только создавать. События на Украине тому наглядное подтверждение.
Вот почему нет сегодня более важной и актуальной задачи, нежели единение всех сил вокруг людей проповедующих и воплощающих в жизнь созидательную объединительную Концепцию. А это в первую очередь Владимир Владимирович Путин и естественно Геннадий Андреевич Зюганов. Ситуация сегодня чем-то напоминает мне ситуацию накануне предыдущих выборов. Помню, еще тогда я написал статью: «Власть — Россия — Выборы – Путин». Подробно: 20.12.2011. 21:56. http://www.proza.ru/2012/03/29/1972. Кратко:
Все дело в том, что и Путин и Зюганов должны мирным путем обговорить все возможные варианты развития исторических процессов. То есть должны договориться о честной агитации, и честных выборах. И, что самое главное, в случае победы на выборах партии Путина, партия Зюганова должна получить практически половину правительственных мест. Равно как и при победе партии Зюганова, партии Путина также должна получить практически половину правительственных мест. Только при таком подходе к ВЫБОРАМ, можно будет избежать негативных последствий для государства, название которому Россия. Все остальные сценарии чреваты самыми непредсказуемыми последствиями. 20.12.2011. 21:56.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *