Система стихосложения 4

Неотъемлемой частью ЕГЭ по литературе является анализ стихотворения. И в каждом тесте части 2 обязательно присутствует вопрос: «Каким размером написано стихотворение N?» Давайте разберёмся в системе стихосложения и поймём, что страшно незнание, а знание – сила и + 1 балл в ЕГЭ.

*Знаковые обозначения:
_ — безударный слог
_/ — ударный слог
/ — конец строки
| — разграничение групп слогов
// — конец строфы

Перед знакомством с размерами погрузимся в экскурс по теории и истории литературы.
Система стихосложения состоит из трёх основных групп, каждая из которых существовала в разные периоды развития литературы: тоническое стихосложение, силлабическое стихосложение и силлабо-тоническое стихосложение.

ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – самый старый способ организации стихотворного текста. В основе него лежит упорядоченное появление ударных слогов при произвольном количестве безударных. Ударения (или акценты) создают ритм, который и является приоритетным в данном типе стихосложения. Характерна эта система для литературы XVII-XVIII веков, в частности, для былин – ярчайших представителей фольклора.
Обратимся к отрывку из русской былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и проанализируем его звуковой состав.

«Как у славного у города Чернигова
Нагнано тут силы много-множество…»

Первоначально посчитаем количество слогов в каждой строчке. Помним, что слогом является минимальная часть слова, включающая в себя только одну гласную.

как-у-слав-но-го-у-го-ро-да-чер-ни-го-ва
наг-на-но-тут-си-лы-мно-го-мно-жест-во

Далее расставим акценты. Обратите внимание на то, что нам не важны все ударения! Мы выделяем только сильные ударения, которые читаются с акцентом. Для этого прочитайте отрывок вслух, медленно и с выражением.

как-у-слАв-но-го-у-гО-ро-да-чер-нИ-го-ва
нАг-на-но-тут-сИ-лы-мно-го-мнО-жест-во

Звуковая схема будет выглядеть следующим образом:

_ _ _/ _ _ _ _/ _ _ _ _/ _ _
_/ _ _ _ _/ _ _ _ _/ _ _

Первая строка состоит из 13 слогов: 3 ударных, 10 безударных. Во второй строке из 11 слогов 3 ударных, 8 безударных. Таким образом, мы подтверждаем факт, что Тонике важно только количество тонов (акцентов / ударений) в каждой строчке.

СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ основано на примерно одинаковом числе слогов, ударные слоги в строке располагаются свободно. Данная система характерна для периода рождения собственно русской литературы – Классицизма (XVIII в.).

Проанализируем отрывок из стихотворения В. К. Тредиаковского «Стихи похвальные России».

«Начну на флейте стихи печальны;
Зря на Россию чрез страны дальны…»

нач-нУ-на-флЕй-те-сти-хИ-пе-чАль-ны
зря-нА-рос-сИ-ю-чрез-стрА-ны-дАль-ны

_ _/_ _/_ _ _/_ _/_
_ _/_ _/_ _ _/_ _/_

Каждая строка состоит из 10 слогов. Силлабическое стихосложение – это слоговая система, поэтому совпадение расположения ударных и безударных слогов не важно.

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – основа русской классической поэзии, в которой важным является упорядоченное чередование ударных и безударных слогов, при этом количество слогов в строке предпочтительно равное. Этот симбиоз двух систем – тона и слога – и создал стихотворные размеры.
Размер – это схема чередования ударных и безударных слогов.
Размеры делятся на две категории: двухсложные и трёхсложные. В первом случае объединяются два слога (один ударный, один безударный), во втором – три (один ударный, два безударных).

Двухсложные размеры:

ХОРЕЙ – первый слог ударный, второй слог безударный ( _/ _)

«Ночевала тучка золотая / На груди утёса-великана…»
(отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утёс»)

ЯМБ – первый слог безударный, второй слог ударный ( _ _/)

«Учись у них – у дуба, у берёзы. / Кругом зима. Жестокая пора!»
(отрывок из стихотворения А. А. Фета «Учись у них – у дуба, у берёзы»)

Трёхсложные размеры:

ДАКТИЛЬ – первый слог ударный, два последующих слога безударные (_/ _ _)

«Как хорошо ты, о море ночное, — / Здесь лучезарно, там сизо-темно…»
(отрывок из стихотворения Ф. И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…»)

АМФИБРАХИЙ – второй слог ударный, предшествующий и последующий слоги безударные (_ _/ _)

«И скучно, и грустно, и некому руку подать / В минуту душевной невзгоды…»
(отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «И скучно, и грустно…»)

АНАПЕСТ – последний слог ударный, два предшествующих слога безударные (_ _ _/)

«Что ты жадно глядишь на дорогу / В стороне от весёлых подруг…»
(отрывок из стихотворения Н. А. Некрасова «Тройка»)

Если в строках один раз выпадают сразу два безударных слога или неожиданно появляются два следующих друг за другом ударных слога, не спешите ругать себя за ошибку. Это может быть намеренное авторское нарушение.

Спондей – два подряд ударных слога (_/_/).
Пиррихий – два подряд безударных слога (_ _).

Такие нарушения – частое явление, особенно в лирике «Серебряного века», тяготеющей к новаторству и смешению размеров, но на всякий случай стоит себя проверить и ещё раз разобрать стихотворение.

Записаться на курсы ЕГЭ по литературе в Красноярске вы можете позвонив по телефону +7(391)2-950-216, +7(391)2-4141-23

Тоническое стихосложение в нашей стране предшествовало появлению силлабо-тонического. Его особенность состоит в том, что ритмообразующим фактором является определённое (равное или периодически повторяющееся) количество ударений в каждой строке стихотворения.

В Европе тоническое стихосложение зародилось в кельтской и древнегерманской литературе, происходило это в период раннего Средневековья. В данном стиле написаны многочисленные героические эпосы, поэмы, рыцарские романы. Распространение этой формы написания стихов обуславливалось тем фактом, что она лучше всего подходила к особенностям языка, произношению и употреблению отдельных слов, в которых ударение могло падать на разный слог.

В тоническом стихосложении, в зависимости от количества ударений в каждой строке, выделяются определенные размеры тоники – трехударный стих, четырехударный стих и так далее. Еще одна очень важная классификация, применяемая в данном стиле, зависит от величины межударного интервала, то есть, от количества безударных слогов. На его основании выделяют тактовик, дольник, акцентный стих и верлибр.

Тактовик – это форма тонического стихосложения, при которой межударный интервал равнялся одному, двум или трем слогам. В таком стиле часто писали российские поэты первой половины двадцатого века. Пример тактовика можно увидеть в стихотворении А.А. Блока «Из газет»:

Встала в сияньи. Крестила детей.
И дети увидели радостный сон.
Положила, до полу клонясь головой,
Последний земной поклон.

Дольник в тоническом стихосложении имел межударный интервал от одного до двух слогов. Этот стиль был любим такими авторами, как А.А. Блок, В.В. Маяковский, С.А. Есенин и так далее. Интересный дольник есть у А.А. Ахматовой:

Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.

Акцентный стих является одной из наиболее интересных и свободных форм в тоническом стихосложении. Он подразумевает межударный интервал от нуля до шести слогов. Такие стихи очень похожи на разговорную речь, но, при этом, имеют свой, своеобразный ритм. Акцентным стихом часто писал В.В. Маяковский:

Ну, это совершенно невыносимо!
Весь как есть искусан злобой.
Злюсь не так, как могли бы вы:
как собака лицо луны гололобой —
                взял бы
                   и все обвыл.

Верлибр в тоническом стихосложении применялся довольно редко, он очень близок к прозе, так как при его написании не обязательно использование метра и рифмы, но при этом есть признак и поэзии – деление произведения на отдельные строки. В двадцатом веке верлибр был широко распространен в Европе и Америке, российские поэты обращались к нему не так часто, но все же можно найти такие произведения:

Она пришла с мороза, Раскрасневшаяся,

Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов…

Эти строки из стихотворения А.А. Блока в доступной форме дают понять, что такое верлибр.

Очевидно, что тоническое стихосложение в России существенно потеряло свою популярность после изобретения силлабо-тоники, но, несмотря на это, все же многие авторы периодически обращались к данной форме поэзии.

Тоническое стихосложение

Тоническое стихосложение (или акцентная система) – один из способов организации поэтического текста, использующийся в литературе наряду с силлабо-тонической и силлабической системами. Но в отличие от двух этих систем в тоническом стихосложении применяются иные принципы создания стихотворения. Рассмотрим подробнее эту систему, чтобы отличать её от других.

Термин «тонический» происходит от греческого слова «tonos», что переводится как «ударение, напряжение». Ударение – это важнейшая для тоники характеристика. В стихе, созданном по тоническому принципу, имеется более или менее фиксированное количество ударных слогов, в то время как безударные считаются не столь важными, а потому их число может колебаться. Тоническое стихосложение характерно для тех языков, в которых отмечается сильное динамическое ударение (т. е. непостоянное) и ослабление (редукция) безударных гласных звуков. К таким языкам относятся русский, английский, немецкий и другие.

Зарождение тонического стихосложения в Европе происходило ещё в средневековые времена. В кельтских и древнегерманских эпосах прослеживается относительно постоянное число ударных слогов (ударение будем выделять жирным шрифтом). Вот фрагмент знаменитой «Песни о Хильдебранде», датируемой IX веком:

Оригинал

Я вести внимал, что поведала,
Как витязи кликали клич:
На бой, в поединке сразиться
Вызывали друг друга они –
То Хильдебранд с Хадубрандом
Меж войск повстречались своих.

Перевод Т. Я. Сулиной.

Интересно, что при переводе автор старался сохранить тонический принцип организации стихов.

Аналогичную картину видим в средневековых рыцарских романах, эпосах, песнях трубадуров и т. д. На Руси тоническим стихом пользовались при создании народных песен, сказаний и былин. Вот фрагмент былины о Вольге Святославгиче из сборника «Песни, собранные П. Н. Рыбниковым»:

Когда воссияло солнце красное
На это на небушко на ясное,
Тогда зарождался молодой Вольга́,
Молодой Вольга́ Святославгович.

Видим, что в нечётных строках здесь по четыре ударных слога, а в чётных – по четыре. Такой порядок, даже при отсутствии размеренного ритма и рифмы, обеспечивает плавность и напевность речи.

Отметим, что до определённого времени тоническое стихосложение в России считалось преимущественно народным стилем. Литературные произведения создавались на основе силлабо-тонической системы. Но были и такие поэты, которые создавали поэмы и стихотворения, применяя тонический принцип для подражания фольклорному звучанию. Этим приёмом пользовался, например, Михаил Юрьевич Лермонтов в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Вот фрагмент из этого произведения:

На святой Руси, нашей матушке
Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно — будто лебёдушка;
Смотрит сладко — как голубушка;
Молвит слово — соловей поёт;
Горят щёки её румяные,
Как заря на небе божием…

В зависимости от количества ударений в поэтическом тексте, организованном по тоническому принципу, выделяют несколько типов стиха. Наиболее распространёнными считаются двух-, трёх- и четырёхударные тонические стихи. Снова обратившись к тексту былины, увидим, что она написана трёх- и четырёхударными стихами. Отрывок из произведения М. Ю. Лермонтова – только четырёхударными.

Акцентный стих представляет собой пример чистого тонического стихосложения. Именно эта форма стиха предполагает фиксированное количество ударных слогов и свободное – безударных. Их в строке может быть более трёх. Акцентному стиху присуща рифма, без неё такие строки считаются свободными (верлибр).

Особой разновидностью тонических стихов можно назвать дольники и тактовики.

Дольник – это такой стих, в котором интервал между ударными слогами колеблется в пределах одного-двух слогов. Чередование односложных и двухсложных интервалов должно быть случайным. Дольник получил распространение в конце XIX – начале XX вв., в эпоху творческих экспериментов, называемую Серебряным веком. этим размером написаны, например, следующие строки:

Показалось, что много ступеней,
А я знала — их только три!
Между клёнов шёпот осенний
Попросил: «Со мною умри!

«Песня последней встречи», А. А. Ахматова.

Тактовик – ещё одна форма тонического стихосложения, при которой число безударных слогов, расположенных между ударными, составляет от одного до трёх. Этот размер также был популярен среди поэтов Серебряного века. Вот пример из стихотворения «Из газет» Александра Александровича Блока:

Подкрались сумерки. Детские тени
Запрыгали на стене при свете фонарей.
Кто-то шел по лестнице, считая ступени.
Сосчитал. И заплакал. И постучал у дверей.

В современной поэзии использование тонического принципа – не редкость. Вот пример из стихотворения молодого поэта, пишущего под псевдонимом Арчет. Оно не организовано в столбик, но имеет выраженную рифму и одинаковое количество ударений в отдельном отрезке стиха:

В детстве мы все умели летать. Я же умел, тоже. «Ну-ка немедленно перестать, этого быть не может!» — взрослые говорили мне. Я ковырял стенки. Крылья, шуршащие на спине, гладили по коленке.

Таким образом, видим, что тоническое стихосложение является вполне жизнеспособной системой, которая широко применялась и применяется сегодня различными авторами.

О тоническом стихосложении

Существуют стихи, которые очень сложно назвать логаэдами – чередование разных стоп – двусложных и трехсложных — слишком часто меняет в них свой рисунок и из строфы в строфу не повторяется. Прежде, чем разобраться с их формой (то ли некачественно выписанной, то ли – иной, чем логаэд), предлагаю познакомиться с таким понятием, как тонические стихи.
Мы с вами привычно и чаще всего используем СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ СТИХОСЛОЖЕНИЯ — способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. Кроме этой системы существует еще и ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ или АКЦЕНТНАЯ СИСТЕМА — система стихосложения, основанная на том, что в ней регулируется число ударных слогов в стихотворной строке, число же безударных слогов более или менее свободно.
Есть разные виды тонического стиха, мы поговорим сегодня о дольнике, тактовике и акцентном стихе.
ДОЛЬНИК (ранее иногда употреблялся термин ПАУЗНИК) — вид тонического стиха, где в строках совпадает только число ударных слогов, а количество безударных слогов между ними колеблется от 2 до 0.
Дней бык пег,
Медленна лет арба,
Наш бог — бег,
Сердце — наш барабан
(Владимир Маяковский)
111 — между ударными нет безударных слогов
1001 01 — между ударными сперва 2, а потом 1 безударный слог
111 — как и в первой строке – все ударные
101001 — сперва 1 безударный, потом 2.
Общая формула 1 X 1 X 1 и т. д. (1 — ударные слоги, X — безударные; величина X — переменна; X = 0, 1, 2).
В зависимости от числа ударений в строке различают двухударный дольник, трёхударный, четырёхударный и т.д.
Итак, в строке дольника могут встречаться то двусложные, то трехсложные стопы в произвольном порядке. Он является переходной формой от силлабо-тоники к чистой тонике, где длина стиха определяется не числом стоп, а числом СИЛЬНЫХ МЕСТ. В тоническом стихосложении правильнее употреблять вместо выражения «ударный слог» -«сильное место» (или ИКТ ), а вместо «безударный слог» – «слабое место». Таким образом, и дольники, и вообще тонические стихи, бывают в зависимости от числа ударений – двухиктовые, трехиктовые, четырехиктовые. Приведенный выше пример из Маяковского – трехиктовый дольник.
Пример четырёхиктного дольника:
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою».
(А. А. Блок).
100 10 100 10
01 01 001 01 0
01 001 01 01 0
01 01 01 001
Различные сочетания односложных и двухсложных интервалов образуют ритмические вариации дольника. В чтении разница объёмов односложных и двухсложных интервалов может компенсироваться как растяжением слогов, так и появлением пауз между словами, но может и не компенсироваться вовсе.
Еще примеры дольника:
Над Невой завывает сирена,
И тучи близко к земле,
Чугунные вижу колена
У царя на серой скале.
001 001 001 0
01 01 001
01 001 001 0
001 01 001
По земле – это тень моя бродит,
Я давно окаменел;
В неизвестном и диком роде
Остался мой царский удел.
001 001 001 0
001 00 01
001 001 01 0
01 001 001
И там, над застывшей водою.
Где нет ни людей, ни огня,
Я тоже железной уздою
Удерживаю коня!
01 001 001 0
01 001 001
01 001 001 0
01 00 001
(Б. Эйхенбаум, )
Логаэдом эти стихи назвать невозможно потому, что рисунок ритма из строфы в строфу да и в одноименных строках строф не повторяется.
В случае, если допускаются строки с междуударным интервалом 3, говорят о ТАКТОВИКЕ, если 4 и более — об АКЦЕНТНОМ СТИХЕ.
Тактовиком написана «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», М.Ю. Лермонтова., В ХХ веке тактовик активно используется у З. Гиппиус, Блока, Гумилёва, Георгия Иванова, Есенина, позднее у советских поэтов-«шестидесятников», и в особенности у Бродского и поэтов его круга.
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня;
Я на башню всходил и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
(К. Бальмонта)
001 001 001 001 0
001 001 0001 001
001 001 001 001 0
001 001 0001 001
Ты куда, удалая ты башка?
Уходи ты к лесу темному пока:
Не сегодня-завтра свяжут молодца.
Не ушел ли ты от матери-отца?
Не гулял ли ты за Волгой в степи?
Не сидел ли ты в остроге на цепи?
001 001 01 01
001 01 01 0001
001 0001 0001
001 0001 001
001 0001 0001
(Я. Полонский «Беглый»)
Пример акцентного стиха, где интервалы между иктами – любой длины:
Не верю, что есть цветочная Ницца!
Мною опять славословятся
Мужчины, залёжанные, как больница,
И женщины, истрёпанные, как пословица.
(Маяковский, 1915)
01 001 01 001 0
1 001 001 00
01 001 000001 0
01 0001 000001 00
Интересно, не правда ли?
А теперь обратимся к примерам из пакетов конкурсных стихов – к стихам, которые мне по звучанию и по содержанию очень понравились, но ритмически привести их к какой-либо схеме не удалось. Я позволю себе назвать их акцентными стихами и, если я не права – с удовольствием послушаю мнение специалистов.
№1
Скука… Скука оплетает
паутиной липкой,
Тянут нежно вниз свинцовые слитки…
Ти-и-шше — скука предлагает
скучные сладости.
Дайте глоточек воздуха свежего,
таянья снежного
дайте глоточек!
Много не надо, отмерьте кусочек
отрезвляющей хладности…
Ти-и-шше, ти-и-шше – скучища ше-е-пчет,
Липкими лапами лакомство зата-а-лкивает
Ти-и-шше, сейчас будет ле-е-гче,
Ешь не спеша, да пома-а-лкивай…
Застит глаза мутной пеленой,
Угасает уголёчек тлеющий…
Кто это, кто стоит надо мной?!…
Дыханием теплым согрело лицо,
Скука, шипя, разжимает кольцо…
Ладонь жаркая на лоб леденеющий!
(Владимир Ваш. «Скука»)
1 01 0001 0
001 01 0
1 01 0001 001 0
1 01 0001 0
1 001 00
1 001 01 001 00
1 001 00
1 001 0
1 001 001 001 0
001 001 00
И т.д.
Стихи запомнились не только их необычной ритмикой, но и тем, что именно с помощью ритма автор передает свое настроение – его «скука» говорит собственным голосом, завораживает, вовлекает в себя… Игра с ритмом, как и игра с формой, всегда должны быть не сами по себе, а служить содержанию стихотворения.
Еще один пример:
№2
Как же тихо-то, Господи, стыло и одиноко!
Хоть бы звук какой, лёгкий стук мотылька о стену!
Никого.. тишина… Тишина может быть жестокой.
К звёздам выйду я, только куртку сейчас надену.
А красиво как, Господи! Сколько же звёзд на небе!
Как прозрачен холодный воздух под звездопадом!
Вот упала одна.. Загадать успею?.. Ах, мне бы..
Только вряд ли исполнит звёздочка то, что надо..
Тишина бесконечна… огромна под небом звёздным..
Это кажется? Или сердце твоё я слышу?
Мне сказать бы звезде спасибо, но, видимо, поздно..
Тишина оживает.. теплеет и страстью дышит..
(Маргарита Шушкова. «Как же тихо все, Господи!» )
001 001 001 00001 0
001 00001 001 01 0
001 001 001 001 01 0
001 00001 001 01 0
001 001 001 001 01 0
001 001 01 00001 0
0001 0001 01 001 0
001 001 01 001 01 0
001 001 001 001 01 0
001 00001 001 01 0
001 001 01 001 001 0
001 001 001 001 01 0
С одной стороны (а с этой стороны многие из вас меня прекрасно знают!), я ворчу на Чайнников, вольно нарушающих правильность ритма, отчего данные конкурсные примеры вполне можно назвать – неправильными. С другой, – эти стихи не только великолепно звучат, но их ритмика помогает раскрытию содержания. А что для нас важнее – каноничная форма или художественное впечатление от стихов? Думаю, что последнее. Акцентные стихи – стихи, которые правильнее отнести к тоническому стихосложению, не менее интересны, чем силлабо-тонические. Только не стоит злоупотреблять искажениями ритма там, где этого абсолютно не требует содержание стихов.
Привожу два отрывка из И. Бродского (из цикла «Части речи»), написанных акцентным стихом:
№3
Около океана, при свете свечи; вокруг
поле, заросшее клевером, щавелем и люцерной.
Ввечеру у тела, точно у Шивы, рук,
дотянуться желающих до бесценной.
Упадая в траву, сова настигает мышь,
беспричинно поскрипывают стропила.
В деревянном городе крепче спишь,
потому что снится уже только то, что было.
Пахнет свежей рыбой, к стене прилип
профиль стула, тонкая марля вяло
шевелится в окне; и луна поправляет лучом прилив,
как сползающее одеяло.
(И. Бродский, 1975)
1 00001 001 001 01
1 001 001 001 00001 0
1 0001 01 001 01 001 001 00001 0
и т.д.
№4.
С точки зрения воздуха, край земли
всюду. Что, скашивая облака,
совпадает — чем бы не замели
следы — с ощущением каблука.
Да и глаз, который глядит окрест,
скашивает, что твой серп, поля;
сумма мелких слагаемых при перемене мест
неузнаваемее нуля.
И улыбка скользнет, точно тень грача
по щербатой изгороди, пышный куст
шиповника сдерживая, но крича
жимолостью, не разжимая уст.
(И.Бродский, 1975 – 1976)
1 01 001 001 01
1 001 00000 1
001 01 00001
01 001 00001
001 01 001 01
1 000001 01
1 01 001 000001 01
0001 00001
и т.д.
И напоследок, несколько моих разборов-размышлений по технике исполнения стихов авторов СТИХИ.РУ — просто прочитанных мною в процессе приятных путешествий по сайту:
№5. (тонический стих)
Ночь придёт и возьмёт своё, как ни бойся уснуть.
Вот и не бойся — спи, и о снах не жалей.
Время придёт и тебе выбирать свой путь.
Свой след, который останется на земле.
Чтобы не спутать указатели стран,
сторон горизонта, компаса, карты — ляг,
ляг и усни, пусть направит сон-капитан
по своему усмотрению курс корабля.
1 01 001 01 001 001
1 001 01 001 001
1 001 001 001 01
01 01 001 00001
1 001 0001 001
01 001 01 001 01
1 001 001 01 001
0001 001 001 001
Сны — это не из вне, это всё внутри.
Сладкие сны, кошмарные сны, бессонница…
Веки смежи и в душу свою смотри до зари.,
До той поры, пока не увидишь солнце.
Ночь возьмёт своё, как ей ни перечь — вот и не перечь!
Не спорь, пусть волна несёт по теченью чёлн.
Днём не бывает таких многозначных встреч.
Днём не бывает таких сумасшедших волн.
Сны — не проклятье , и сны — не награда — знай.
Сон — это миг, когда, расступившись, ночь
Хочет тебе помочь заглянуть за край.
Хочет помочь, но никак не может помочь.
Ночь возьмёт своё, всегда, не сейчас, так потом.
Но не жалей — она лишнего не возьмёт
Ветер стучит невидимым кулаком
в деревянный оконных рам твоих переплёт.
Сон — это тоже ветер, зовущий туда,
Где при жизни быть никому — и тебе — невмочь.
Вот и не рвись. Ещё не взошла звезда —
та, что путь освещает к свету тебе сквозь ночь.
(Ольга Новикова 2. «Сон»)
№6.
РазноИктовый, неурегулированный акцентный стих, изначально записанный автором в смысловом формате (этот вариант записи ныне утерялся) и мой вариант перевода его в 5-и Иктовый. Покажу два этапа работы над стихотворением:
1) Исходный авторский текст я записываю ПО СТРОКАМ ДО РИФМЫ и фрагментарно описываю строки звуковой схемой, где:
— ударный слог, 0-безударный, ц- цезура (пауза — как слог):
Утро и дождь. Ребенок перед окном.
На бумагу падают точки и черточки.
Весь мир его – эта тетрадь, карандаш и дом,
днем – голоса, ночью – шорохи через форточку.
1001ц0100001
0010100100100
0101ц 100100101
1001ц1010000100
Я и не знаю, в который раз
след оставляет опять упрямо
остро заточенный карандаш.
Из-под грифеля — одно только слово:»мама».
100100101
1001001010
100100001
0010001001010
Вот и она – теплые руки, глаза-лучи –
мостик-портал из своегО в непонятное.
Малыш там чужой… Потому и молчит.
А мама, как эхо его многократное.
1001ц100100101
1001000100100
01001 001001
0100100100100
Кончился дождь. Капли стряхнул цветок.
Радуга в небе дугой – и конец ненастью.
Мальчик опять рисует… и пишет несколько строк:
«Бабочка – это признак летнего счастья».
1001ц100101
1001001001010
10010100101001
100101010010
(Мари Полякова «Аутичное Особенным деткам посвящается»)
В авторском варианте нет единых стоп, расстояние между ударными — меняется. Какой здесь вид стихосложения? Есть ли какая-то структура в его хаотичной форме? Предположим, что это акцентный стих. Но для акцентного обычно используют одинаковое кол-во Иктов (1- ударных слогов) в строке, при этом количество 0 и ц может меняться. В крайнем случае — число Иктов в строках строфы хоть и переменно, но все равно подчинено какой-то закономерности. Здесь же везде разное число Иктов, поэтому и звучат стихи плохо — почти как верлибр.
2) Пробую немного исправить текст — изменив строки по числу Иктов. (Моя правка — черновая, автор вполне может сделать лучше и по-своему!) Например, начну подгонять исходный текст под 5-и Иктовый акцентный стих:
Утро и дОждь. Только мАльчик глядИт в окнО,
Чертит в тетрадке тОчки, кружкИ и чЕрточки.
МИр у негО — этот лИст, карандАш и дОм,
ДнЁм — голосА, а в ночИ — звук машИн из фОрточки
100100100101
1001010010100
100100100101
10010010010100 — везде 5 Иктов!
Я и самА уж не знАю, в котОрый рАз
слЕд оставлЯет опЯть и опЯть упрЯмо
Остро затОченный крАсный егО карандАш.
ТОлько однО из-под грифеля слово — «мама».
100100100101
1001001001010
1001001001001
1001001001010 — везде 5 Иктов!
ВОт и онА –рук теплО и глазА-лучИ –
мОстик-портАл из осОбого — в непонЯтное.
тАм он чужОй… и поЭтому Он молчИт.
мАма — и тЫл, и Эхо егО — многокрАтное!
1001 00100101
1001 00100 ц00100
100100100101
10010100100100 везде 5 иктов!
КОнчился дОждь, и кАпли стряхнУл цветОк.
РАдуга в нЕбе дугОй – и конЕц ненАстью.
МАльчик рисУет… и пИшет нЕсколько стрОк:
«БАбочка – Это прИзнак лЕтнего счАстья».
10010100101
1001001001010
100100101001
100101010010
В итоге имеем правильный 5-и Иктовый акцентный стих. Ритм его мне нравится. А слова можно еще «вылизать» по смыслу, главное — четкую ритмику звучания услышать!
Окончательный вариант стихотворения, отредактированный автором -Мари Поляковой, см. http://www.stihi.ru/2016/03/18/45
Еще один пример акцентного стиха:
№7.
Знаете, я же всегда была маленькой, тощей –
«Такой уродилась», — шелестела тихая мама,
иссушенная детскими ртами. Помойная яма —
наше жилище, лучше не скажешь.
Было проще
моим братьям-сестрам: ещё бы — наглы, зубасты,
рвали от жизни лучшее – всё равно, было мало.
Я завидовала и часто у них воровала
куски пожирнее.
«Крыса, — кричали мне, – раз ты
никому-не-нужная, сдохни!» Жестоко били.
Я притворялась.
Сливалась со скользкими камнями,
пряталась в пожухлой траве или между корнями,
просачивалась в трещины — благо они были
повсюду, куда ни глянь. Ждала своего часа:
показаться всем такой, какая на самом деле –
нежная, трепетная.
Жемчужина в сером теле —
разумное существо самого высшего класса.
С каждым новым днем становилось все тяжелее,
безнадёжнее.
Однажды вдруг увидела что-то
светящееся, холодное. Смеясь большерото,
оно зазывало: «Иди ко мне, не пожалеешь!»
Я поверила, прыгнула и…
Завизжала, брызнув
болью и кровью. Осела, словно раскисший пудинг.
«Смотрите что в крысоловке! Наконец я поймал крысу!»
Всё, дождалась.
Что-то будет…
(«Яма». Елена_Бородина)
Чтобы понять структуру этих стихов, запишу их в строки до рифмы:
Знаете, я же всегда была маленькой, тощей –
«Такой уродилась», — шелестела тихая мама,
иссушенная детскими ртами. Помойная яма —
наше жилище, лучше не скажешь. Было проще
10010010010010
010010001010010
0010010010010010
10010100100010
моим братьям-сестрам: ещё бы — наглы, зубасты,
рвали от жизни лучшее – всё равно, было мало.
Я завидовала и часто у них воровала
куски пожирнее. «Крыса, — кричали мне, – раз ты
001001001001010
100101000010010
101000010010010
01001010010010
никому-не-нужная, сдохни!» Жестоко били
.Я притворялась. Сливалась со скользкими камнями,
пряталась в пожухлой траве или между корнями,
просачивалась в трещины — благо они были
………………………………………….
Стало видно, что здесь 5-иктовый акцентный стих, написанный катренами с охватной рифмовкой АББА — все рифмы женские. При этом разбивка строк сделана с переносами незаконченных предложений на другую строку и даже на другую строфу. Нестандартно написано, но структура в стихах есть (не хаос формы!), поэтому работа автора здесь профессиональная.
_____________________
А у вас есть акцентные или пока еще просто непричесанные по ритму стихи? Присылайте их на конкурс «Мастер класс-2017, Редкие формы». Обсудим!
С уважением, Ваша Алкора.

Основные понятия стиховедения. Система русского стихосложения

1.Метр. Ритм. Стопа. Клаузула. Анакруза. Рифма. Ритмический перенос. Цезура.

Стихосложение (версификация) – способ организации звукового строя речи, по которому речь делится на две категории – стихи и прозу.

Стих – речь, в которой, кроме общеязыкового членения на предложения, части предложений и т.д., присутствует и другое членение – на соизмеримые отрезки (речевые звенья). стихотворная строка, стиховой ряд (Единица ритма в стихотворной речи);

Метр – правильное чередование идентичных ритмических элементов текста (Фед);

общая схема звукового ритма стиха; упорядоченность внутри стиха;

чередование слабых и сильных мест (Гасп)

сочетание сильных и слабых слогов (Чернец)

Частный случай ритма.

Пример: метр ямб (при этом включает в себя размеры: 4-стопный, 5-стопный, 6-стопный ямб и др.)

Ритм – (в общем смысле) закономерное чередование сильных и слабых моментов времени (звуков речи) – Жирм.

Общая упорядоченность звукового строя стихотворной речи (Гасп).

Под промежутками понимаются слабые и сильные места, образующие такт.

Сильное место (ЛЭС)- икт

Слабое место (ЛЭС) – междуиктовый интервал

ФУНКЦИЯ: создание ощущения «ритмического ожидания»

Стопа – условная мера, единица внутреннего членения стиха; единица соизмеримости строк, обладающих метром. Стопа имеет фиксированный слоговой объем – только два или три слога. Регулятор движения речи.

Единица повторности в метрическом стихе, определяет закон, по которому будут чередоваться долгие и краткие слоги (Жирм.)

В силлабо-тоническом стихосложении стопа – это группа слогов, объединенных одним ударением; повторяющееся сочетание метрически сильного места (икта) и метрически слабого места.

Клаузула – «дополнительное урегулирование стиха» (Гасп.), окончание стиха, определяющееся по отношению к ударной константе.

Ударная константа – последнее ударение в стихе, являющееся знаком его ритмического завершения.

Анакруза – слабое место в начале стиха до первого икта. В силлабо-тонической системе стихосложения различается анакруза нулевая (хорей, дактиль), односложная (ямб, амфибрахий), двусложная (анапест).

Рифма – композиционно-звуковой повтор внутри или в конце стиха; чаще всего — созвучие окончаний стиха, тождество (иногда неполное) звуков стиха; существуют внутренние, начальные, цепные рифмы.

ФУНКЦИЯ рифмы:

организующая роль в метрической композиции стиха (членит стихи, объединяет их в периоды, строфы);

фоническая (опорная позиция для звукописи);

семантическая («рифмическое ожидание»)

Стих без рифмы – белый.

Рифмы различаются по точности и неточности. Также существуют закрытые и открытые рифмы (согласные и гласные звуки в конце строки соответственно). Отличает рифмы и богатство (глубина)/ бедность созвучий.

Главная классификация рифм – по их взаимному расположению, или по системе рифмовки.

Смежная рифмовка (или парная): aabb.

Перекрестная: abab.

Кольцевая: abba.

Смешанная: например, abbacc.

Кроме того, существуют такие разновидности рифм, как омонимическая рифма (художественный эффект такой рифмы, как правило, комический; воспринимается как игра слов), тавтологическая рифма – слово рифмуется с самим собой (акцентирование внимания на семантике слова, а не на внешних показателях), сквозная рифма (каждое слово в строке чередуется с соответствующим из др.) Цепная рифмовка – одна из организующих рифм соединяет две строфы: является концом для одной и началом для другой.

Ритмический перенос – анжанбем`ан – несовпадение синтаксической и ритмической паузы в стихе, когда конец фразы или колона не совпадает с концом стиха (ударной константой). Некоторые ученые рассматривают перенос как модификацию ритмического перебоя. Действительно, ведь для стихотворений характерно поддержание ритмических и синтаксических разделов (отрезков). В том числе, по причине эффекта «ритмического ожидания», возникает ощущение ритмического перебоя. Несимметричный разрыв строки или строфы. Слова воспринимаются подчеркнуто, рельефно.

Различают строчный, строфный и слоговой переносы. Строчный перенос позволяет выделить особенно важное по смыслу слово.

Строфный перенос встречается горазде реже. Яркий пример – онегинская строфа. А также И.А. Бродский:

Век скоро кончится, но раньше кончусь я.

Это, боюсь, не вопрос чутья.

Скорее – влияние небытия

На бытие: охотника, так сказать, на дичь…

Федотов предлагает иную классификацию: синтактико-строчный перенос, синтактико-строфический, словесно-строчный, словесно-строфический.

Художественная ФУНКЦИЯ переноса:

употребление переносов сообщает речи напряженность, взволнованность, неуравновешенность, передает экспрессию автора. Кроме того, при переносе разделенные межстиховой паузой синтагмы оказываются в сильной позиции, перенос подчеркивает границу стиха, его ритмическое единство.

Цезура – постоянный словораздел в стихе, предполагающий при чтении внутристиховую паузу. Характерна для длинных строк (от 4-х стоп), фиксирует в стихе внутреннюю паузу, разбивает его на полустишья, гармонизирует и упорядочивает ритмическую систему в целом.

2.Силлабическое стихосложение.

Досиллабический стих (или говорной) – стих с произвольным количеством слогов в строке и регулярной рифмой в соседних строках. Характерен для литературы XVII века. Промежуточная форма между эмбриональной стихопрозой и силлабическим стихом.

Силлабический стих – стих с урегулированным количеством слогов и постоянным расположением цезуры в строке. Все основные параметры стиха следовали ритму русской речи. Гипотеза Томашевского: предполагал, что силлабика укоренилась в русской поэзии благодаря специфической манере стиховой декламации. Силлабические вирши декламировались своеобразным речитативом, в результате чего и выровнялись в стройные соразмерные ряды. Метрическим стержнем системы является количественное соотношение слоговых масс: либо тождество, либо закономерно чередование. Акцент с рифмы переносится на метр. Рифма характеризовалась количеством созвучных слогов в конце стиха: рифмы односложные, двусложные и т.д.

Преобладание женских рифм, однако не каноничное. Интересно, что впоследствии к принципам силлабизма было добавлено константное ударение в конце стиха и полустиший.

Основными размерами русской силлабики являлись 8-сложник, 11-сложник, 13-сложник. Примером силлабического стиха является французский александрийский стих: это двенадцатисложный стих с одним ударением – ударной константой; позже у классицистов – ударение после 6 слога, появление цезуры. +перекрестная рифма.

3.Реформа русского стихосложения в XVIII веке.

Источники реформы Тредиаковского многообразны: счет на стопы он взял из античной метрики, принцип ударных слогов – в немецкой и голланлской метрике, предцезурное ударение и обязательную рифму – во французской. Сама мысль применения тонического ритма к русскому стиху была подсказана Тредиаковскому наблюдениями над ритмом русских народных песен.

Новшеством Тредиаковского в его программном трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735 г.) был его научный, исследовательский подход к стиху. И досиллабическое, и силлабическое стихосложение в русском стихе утверждались лишь практически, на слух, или с опорой на иностранные пособия. Исходными для Тредиаковского являлись два факта: это природные данные русского языка и сложившаяся традиция русского стиха. На основании этих фактов он заключает, что именно «тоническая» ударность должна определять систему русского стихосложения и именно 11-сложный и 13-сложный размеры с женским окончанием являются основными размерами русского стиха.

Сам стих Тредиаковский предлагает измерять не слогами, а двусложиями – «стопами» (это прием французского стиховедения того времени). Установил 4 стопы: хорей, ямб, спондей, пиррихий. Главным метром объявлялся 6-стопный хорей. Стихов, более коротких, чем 11-сложник и 13-сложник, Тредиаковский не коснулся.

Однако в 1739 г. в Петербургскую Академию приходит знаменитое «Письмо о правилах русского стихотворства», в котором Ломоносов довершает дело, начатое Тредиаковским.

Ломоносов подходит к стиху как практик. Из двух исходных положений Тр. он полностью принимает только первое – опора стиха на естественные данные языка, т.е. на противопоставление ударных и безударных слогов.

В остальном же Ломоносов имеет собственное мнение: стих должен отличаться от прозы не за счет силлабической, а за счет тонической правильности. Ломоносов допускал неравносложность стиха, т.е. свободное чередование мужских и женских окончаний, но требовал строго выдерживать последовательность правильных метров.

Всего Ломоносов намечает 30 размеров.

Антиох Кантемир («Письмо Харитона Макентина, содержащее правила русского стихосложения», 1743 г.) имел особое мнение на этот счет. Из двух новшеств Тредиаковского он принимает лишь одно: упорядочивает ударность в окончаниях стихов и полустиший, но оставляет свободным расположение ударений внутри стиха. Модернизированный таким образом силлабический стих занимал между вольностью силлабики и единообразием хореического стиха у Тредиаковского.

Однако быстрый темп развития русской культуры показывал, что время требует стиха, максимально противопоставленного прозе. Таким был стих, предложенный Ломоносовым.

Таким образом, в 1752 г. Тредиаковским был выпущен новый трактат по стихосложению «Способ к сложению российских стихов, против выданного в 1735 году исправленный и дополненный». Тредиаковский дает подробное описание 14 размеров, среди них – гекзаметр, пентаметр, тетраметр, триметр, диметр и др. Победа новой системы стихосложения ознаменовала еще большее углубление оппозиции «стих-проза»,

4.Силлаботоника. Отступления от метра. Строфика. Твердые формы.

Силлабо-тонический русский стих является классическим русским стихом.

Силлабо-тонический стих – слогоударный стих, в котором первичным и организующим является метр. Он управляет чередованием сильных и слабых слогов в стихе, а также создает «ритмическое ожидание». Для данного типа стихосложения важна ритмическая инерция, которая сама по себе может служить знаком системы, и её малейшее нарушение сразу фиксируется сознанием читателя.

Различаются двусложные и трехсложные метры. Они разноприродны: первые основаны на урегулировагии безударных слогов, вторые – ударных.

Мера метра — стопа, основанная на ударности и неударности (или тоническая стопа).

Основные метры:

Ямб – двусложный метр с ударением на втором слоге. Четные слоги являются иктами. Введение ямба в поэзию – заслуга Ломоносова.

Ямбические размеры: 4-стопный – самый распространенный размер; 2-стопный, 5-стопный, 6-стопный. Вольный (разностопный) ямб – основной басенный размер.

«Твоя гроза меня умчала и опрокинула меня» Блок

Хорей – двусложный метр с ударением на первом слоге. Нечетные слоги являются сильными.

Хореические размеры: 2-стопный, 4-стопный, 5-стопный.

«Выхожу один я на дорогу»

Анапест – трехсложный метр с ударением на третьем слоге (3, 6, 9, 12).

Размеры: 3-стопный, 4-стопный.

Пример: «Петербург» Мандельштама

Амфибрахий — трехсложный метр с ударением на втором слоге (2, 5, 8, 11). Характерен для баллад, поэм.

Дактиль — трехсложный метр с ударением на первом слоге (1, 4, 7, 10).

Размеры: популярен 3-стопный дактиль. Использовался в составе гекзаметра и как самостоятельный метр. В античной метрике гекзаметр – дактило-хореический стих, в силлаботонике – 6 стопный дактиль.

«Я, Матерь Божия, ныне с молитвою, пред твоим образом, ярким сиянием…»

+Полиметрия

Отступления от метра:

1) пропуски ударений на сильных местах:

пиррихий – стопа из двух безударных слогов в двусложных размерах в силлабо-тонической системе стихосложения.

«Опять, как в годы золотые»

«Для берегов отчизны дальной»

трибрахий – стопа из трех безударных слогов в трехсложных размерах.

«Слезы людские, слезы людские…»

2) появление внеметрических ударений на слабых местах:

спондей – стопа из двух ударных слогов в двусложных размерах.

Швед, русский колет, рубит, режет…

Бакхий – амфибрахическая стопа с дополнительным ударением на третий слог.

«Уноси мое сердце в звенящую даль…»

антибакхий – амфибрахическая стопа с дополнительным ударением на первый слог.

амфимакр – трехсложная стопа с ударением на первом и последнем слогах.

тримакр – стопа из трех ударных слогов в трехсложном размере.

3) ритмическая инверсия

Строфика. Твердые формы.

История строфики начинается с XVII в. В основе построения строфы лежала повторяющаяся схема рифмовки. Основным видом строфы стало четверостишие, но существовали также и 6-стишия, 8-стишия, 10-стишия.

Строфа – это группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, повторяющимся периодически. В античной поэзии, не знавшей рифмы, таким признаком обычно было устойчивое чередование строк разных метров, в новоевропейской поэзии таким признаком стало чаще всего чередование рифм.

Повторяющийся элемент метрической композиции стихотворения (Жирм.)

Александрийский стих — французский силлабический 12-сложник с цезурой после 6-го слога; 6-ст. ямб с цезурой после 3-й стопы.

Сицилианская октава – восьмистишие с перекрестной рифмовкой.

Октава – АБАБАБВВ, 5-стопный ямб. «Домик в Коломне» (элегический характер).

Спенсерова строфа – АБАББВБВВ

Одическая строфа – десятистишие АБАБВВГДДГ

Онегинская строфа, созданная Пушкиным для своего романа в стихах, – одна из самых длинных в русской поэтической практике: 14 стихов из 4 субстроф с рифмовкой АбАб+ВВгг+ДееД+жж. Таким образом, здесь следуют друг за другом четверостишия всех трех возможных рифмовок – перекрестной, парной и охватной, а затем заключительное двустишие. Размер – 4-стопный ямб. Онегинская строфа часто рассматривается как твердая форма, чему способствуют синтаксические связи (строчные переносы), смысловая законченность. Двустишие подводит итог.

Терцина – разновидность цепной рифмовки. АБА, БВБ, ВГВ, ГДГ. «Божественная комедия» Данте.

Твердые формы:

Канцона – (с итал. песня) лирический жанр трубадуров. Состоит из 5-7 строф, длинные строки чередуются с короткими. АБВ+БАВ+ВГДдГдЕЕ. В конце стихотворения следует заключительная полустрофа, так называемая «посылка», вывод или обращение.

Баллада — твердая форма средневековой французской поэзии: три строфы на одни и те же сквозные рифмы и полустрофа-посылка. Размер может быть как восьмисложный (как правило, 4-стопный ямб; АБАБ+БВБВ), так и десятисложный (5-стопный ямб; АБАББ+ВВГВГ). Последняя строка во всех строфах повторяется как рефрен. Брюсов – раздел в книге стихов.

Секстина — твердая форма, разработанная провансальскими и потом итальянскими поэтами XII—XIII вв.: шесть строф по шесть строк с добавочной полустрофой в конце; строки во всех строфах кончаются на одни и те же шесть слов в разной последовательности. И. Северянином была изобретена подобная форма – квинтина (5 строфа из 5 строк с тавтологическими рифмами). Бальмонт – книга секстин.

Триолет — это восьмистишие с рифмовкой АБ+АА+АБАБ (курсивом выделены повторяющиеся строки-рефрены); знаком «+» отмечены границы первоначального припева и двух строф, в «правильном» триолете на этих местах непременно должны были стоять точки. Сологуб написал целую книгу триолетов. Возникновение формы связано с хороводными песнями романских народов.

Рондель — тринадцати- или четырнадцатистишие из трех строф с рифмовкой АББА+АБАБ+АББАА(Б). И.Северянин

Рондо – возникло как вариация ронделя. В классическом рондо 15 строк с рифмовкой ААББА+АББх+ААББх.

СОНЕТЫ.

Французского типа — четырнадцатистишие из двух четверостиший (катренов) и двух трехстиший (терцетов) на 4 или 5 сквозных рифм. Он возник, вероятно, как упрощенная форма канцоны. Варианты рифмовок были разные (в зависимости от сочетаний), контаминированным видом рифмовки является АББА+АББА+ВВГ+ДДГ.

Английского типа — АБАБ+ВГВГ+ДЕДЕ+ЖЖ.

Итальянского типа –

Перевернутый – вначале следовали терцеты, а за ними – катрены.

Венок сонетов – соединение 14 сонетов, последняя строка каждого повторяется в начале следующего, из этих строк складывается последний сонет – магистрал.

ФУНКЦИЯ твердых форм: расцвет в серебряном веке, связано с тяготению к циклизации, рефренности, которые создавали эти формы. Каждая строка осмысляется на новый лад.

5.Дольник. Тонический стих. Верлибр.

Тонический стих – стих, определяющийся количеством ударений в строке. Число слогов между ударениями является переменной величиной.

Специфика дольника заключается в том, что стих распадается не на стопы, а на неравные по количеству слогов доли, объединяемые одним ударением. Одним из первых размеров появился 3-иктный дольник (Блок «Стихи о Прекрасной Даме», «Поэма без героя» Ахматова), основанный на трехсложных размерах. Вслед за ним появляется 4-иктный (Маяковский «Люблю», «Про это»), 2-иктный не получает особого распространения.

Акцентный стих (Томашевский; чистотонический стих) – стих со свободными междуиктовыми интервалами, отсутствует предсказуемость ударений, именно поэтому усиливается значение рифмы. Различаются 3-ударник, 4-ударник, 2-ударник. Характерен для трагической тематики, создает ощущение надрыва, некоторой болезненности. Широко использовался футуристами.

Тактовик (Квятковский) – расшатанный дольник, переходная форма стиха от силлаботоники к чистой тонике (между акцентным стихом и дольником); определяется по объему междуиктовых интервалов. Как правило, этот интервал составляет от одного до трех слогов (как правило).

3-иктный, 2-иктный. Различное количество иктов в строке, интонационно он ближе к акцентному стиху.

Крата – мера метрического стиха, наряду с тактометрическим периодом.

Верлибр (свободный стих) – стиховая структура, не имеющая постоянной системы повтора; стих с «ритмическим минимумом» без рифмы, неравносложный и неравноударный (отличия от прозы: эмоциональное творение, особое поэтическое настроение, выравненное количество ударений и слогов в строке, ритмико-синтаксический параллелизм – организующее начало).

«Когда вы стоите на моем пути,

Такая живая, такая красивая,

Но такая измученная…»

Белый стих – стих без рифмы, но с ритмом.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *