Религия древних египтян

Религия Древнего Египта

Религия Древнего Египта

Традиционные религии

Типология

Анимизм · Культ предков · Магия · Полидоксия · Спиритизм · Тенгрианство · Теротеизм · Тотемизм · Фетишизм · Шаманизм

Ключевые понятия

Богиня-мать · Боги войны · Гадания · Духи воды · Духи огня · Жертвоприношение · Приворот · Золотой век · Инициация · Мировое дерево · Ось мира · Потусторонний мир · Сакральное · Священные камни · Тайные общества

Профессии и сущности

Ведун · Ведьма · Ведьмак · Медиум · Волхв · Колдун · Жрец · Шаман · Вампир · Священник · Монах · Друид · Астролог · Целитель · Знахарь · Гадалка · Оборотни

Сущности

Духи (дэви, джины, дий) · дьявол · альвы (эли, феи, эльфы) · лоа · ангелы · чёрт · демоны

Ареал распостранения

Средиземноморье (Христианство · Иудаизм · Ислам)
Азия (Буддизм · Индуизм · Тенгрианство) Африка · доколумбова Америка ·
Дохристианская Европа (Древняя Греция · Древний Египет · Дохристианская Русь · Кельты · Германцы)
Юго-Восточная Азия (Корея)

Родственные темы

Вуду · Синкретизм · Язычество · Родноверие · Первобытные верования

Древнеегипетская религия — религиозные верования и ритуалы, практиковавшиеся в Древнем Египте, начиная с додинастического периода и до принятия христианства. За свою многотысячелетнюю историю древнеегипетская религия прошла через различные этапы развития: от Древнего, Среднего и Нового царств до позднего и греко-римского периода.

В Древнем Египте не существовало одной общей религии, а было большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. Большинство из них имело генотеистический характер (сосредоточённость на поклонении одному божеству с одновременным признанием других божеств) и посему Египетская религия рассматривается как политеистическая. Существовали также просуществовавшие недолго маленькие культы, такие как атенизм, которые можно рассматривать как монотеистические.

Сменившим египетскую религию христианством она характеризовалась как одна из форм язычества, подобным же термином она называется последователями кеметизма — современного варианта древнеегипетской религии.

  • 1 Основные сведения
  • 2 Сотворение мира
  • 3 Другие мифы
    • 3.1 Убийство Осириса
    • 3.2 Война богов
    • 3.3 Глаз Гора
    • 3.4 Объединение страны
    • 3.5 Уничтожение человечества
  • 4 Пантеон богов
    • 4.1 Внешний вид
    • 4.2 Виды
    • 4.3 Культ Атона
  • 5 Погребальный культ
  • 6 См. также

Основные сведения

Египетская цивилизация началась с переселения племен пересыхающих североафриканских пустынь в более плодородные земли и перехода от охотничьей и собирательской к земледельческой культуре. Их тотемические верования столкнулись с религией местных крестьян и слились с ней.

Как и во многих древних культурах, в додинастическом Египте практически в каждой деревне существовал свой пантеон богов. С образованием небольших государств эти верования сливались в одно, из которого со временем развилась классическая египетская мифология с присущим ей разнообразием богов. В значительной степени на нее, как и на всю жизнь египтян, влиял Нил, ежегодный разлив которого наносил на берега плодородную почву. Разлив также позволял достаточно точно предсказывать положение небесных созвездий; благодаря этому египтяне рано овладели основами астрономии, что оказало влияние на египетскую религию.

Сотворение мира

В египетской мифологии не существовало единых представлений о сотворении мира. Главные религиозные центры Древнего Египта — Гелиополис, Гермополис и Мемфис — выработали различные варианты космогонии и теогонии.

Жрецы Гелиополиса, центра культа Солнца, ставили в центр мироздания солнечного бога Атума и считали его отцом всех прочих богов. Он и восемь его потомков образовывали так называемую эннеаду Гелиополиса. По гелиопольской легенде, Атум появился из изначальных вод, и по его воле из них же начал расти священный камень Бенбен. Стоя на его вершине, Атум породил Шу, бога воздуха, и Тефнут, богиню влаги. Эта пара родила своих детей, Геба, бога земли, и Нут, богиню неба. Эти первые поколения богов представляют в эннеаде основу творения. Геб и Нут произвели на свет Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду, олицетворяющих соответственно плодородную пойму Нила и бесплодную пустыню.

Противоположная версия существовала в городе Гермополисе, где считали, что мир произошел от восьмерых древних божеств, так называемой огдоады. Эта восьмерка состояла из четырех пар богов и богинь, символизирующих элементы творения. Нун и Наунет соответствуют изначальным водам, Ху и Хаухет — бесконечности пространства, Кук и Каукет — вечной тьме. Четвертая пара неоднократно менялась, но, начиная с Нового царства, она состоит из Амона и Амаунет, олицетворяющих невидимость и воздух. По гермопольской версии, эти божества были матерями и отцами бога солнца, принесшего в мир свет и дальнейшее творение.

Еще одна версия творения появилась в Мемфисе и ставила в центр мифа о сотворении Птаха, бога-покровителя ремесел, строителей и самого города. Мемфисская теология во многом перекликается с гелиопольской, однако учит, что Птах предшествовал богу солнца, и последний был создан его языком и сердцем. Это первая известная теология, основанная на принципе логоса, то есть созидании словом и волей.

Другие мифы

Убийство Осириса

Четвертое поколение эннеады стало в то же время героями одного из наиболее ярких египетских мифов. Сет, ненавидевший своего брата Осириса, придумал коварный план его убийства. Он узнал размеры его тела и пригласил его на праздник, где показал гостям саркофаг и пообещал подарить его тому, кому он придется впору. Все гости пробовали лечь в саркофаг, но он подошел только Осирису. Как только он лег, Сет захлопнул крышку саркофага и залил ее свинцом, а затем утопил его в Ниле.

Жена Осириса Исида, будучи беременной, не могла сражаться с Сетом, и он присвоил себе власть над всем миром. Исида тайно родила Гора и отпустила его в корзине плыть по течению Нила, так как боялась, что Сет убьет и его. Так Гор вырос среди людей, нашедших его на берегу Нила.

Тем временем Исида разыскивала тело своего мужа. Дети рассказали ей о злодеянии Сета. Исида шла по следу саркофага до самого Библоса, где нашла его укрытым в стволе дерева, из которого была сделана колонна дворца царя Мелькарта. Исида нанялась при дворе служанкой и завоевала доверие царицы. После того как Исида открылась ей, царица убедила своего мужа освободить саркофаг. После этого Исида доставила тело Осириса обратно в Египет и возродила его к жизни великими заклинаниями.

Для Сета не прошло незамеченным воскресение Осириса. Со всей новообретенной мощью он обрушился на него, убил, расчленил труп и разбросал куски по всей стране. Исида собрала их, чтобы вновь воскресить мужа, но обнаружила, что крокодил сожрал его фаллос, и заменила его деревянным.

Осирис не воскрес, но стал правителем загробного мира; Сет укреплял свою власть над Египтом и всем миром.

Война богов

Гор, выросший среди людей, узнал о своем божественном происхождениии и о родителях. Он решил отомстить Сету и начал борьбу против него. У него появились многочисленные союзники, такие, как бывшая супруга Сета Нефтида, Тот, Анубис и, разумеется, его мать Исида. Однако, когда Исида освободила пленника, принадлежащего Гору, тот так разгневался, что отрубил ей голову. К счастью, Тоту удалось предотвратить ее смерть, но все остальные боги отвернулись от Гора.

Особенно дорого война стоила людям, потому что именно они были в армиях, которые Гор и Сет бросили друг против друга. Гор напал на Нубию, в которой правил Сет, и одержал практически полную победу над его войском. Тогда Сет сам вступил в бой. Его битва с Гором не принесла никому победы, однако Нубия отошла к Гору.

Глаз Гора

Во время войны с Сетом Гор лишился левого глаза, но Исида исцелила ранение сына; иногда также спасителем считают Тота. Лунный глаз Гора (т. н. Уджат) стал символом исцеления и защиты от опасности и со времен Древнего Царства использовался как амулет. В наши дни глаз Гора изображается по обе стороны носа судов, курсирующих по Нилу.

Объединение страны

Ра, видевший, что мир пустеет, потому что никто не хотел прекращать борьбу, созвал остальных богов на совет, чтобы решить, кто должен стать фараоном всего мира. Однако боги разделились во мнениях, и в конце концов воззвали за советом к Нейт, богине мудрости. Нейт указала на Гора, однако Сет не собирался так просто сдаваться и возобновил войну. Тогда вмешался Осирис, правивший загробным миром, и заставил богов принять совет Нейт. Мир был разделен: Гору досталась черная земля Египта, Сету — красная земля враждебной пустыни.

Уничтожение человечества

Было время, когда боги жили на земле среди людей, а Ра был фараоном и в царстве богов, и в загробном мире. Но со временем он стал дряхлым и слабым, и не одни боги решили воспользоваться этим. Люди тоже заметили слабость Ра и объединились против него. Но Ра знал о заговоре против него и созвал богов на совет, чтобы обсудить, как подавить восстание. Собрание проходило тайно, чтобы люди не узнали, что их замысел раскрыт. Решение было единогласным, по совету бога Нуна: его сын Ра должен оставаться на троне и послать к людям свой глаз в форме богини Сохмет, чтобы покарать их.

Для этой цели была выбрана дочь Ра Хатор, и после превращения в злобную львицу Сохмет она отправилась к людям, чтобы начать кровопролитную бойню. Все живое, что попадалось Сохмет на пути, она убивала. Но, когда Ра это увидел, его сердце преисполнилось сострадания к людям, и он решил прекратить свою кару. Но не так-то просто было остановить выпущенную на свободу дикую силу Сохмет. Тогда Ра пошел на хитрость: на пути Сохмет были разлиты тысячи кувшинов пива, в которое был подмешан порошок гематита, чтобы сделать его красным, как кровь. Яростная львица увидела это озеро, приняла его за человеческую кровь и начала жадно пить. И настолько она опьянела, что не могла даже узнать людей и причинить им вред.

Настолько все это огорчило Ра, что он решил уйти из мира. Он забрался на спину Нут, превратившейся в корову, и она унесла его в небо. Другие боги схватились за ее живот, и превратились на пути к небу в звезды. С тех пор небо с землей разделены, как и боги с людьми, и с тех пор ведется нынешняя история. Этот миф известен из «Книги священной коровы», впервые записанной полностью в эпоху Нового царства; одна такая книга была найдена в гробнице Сети I.

Содержание мифа напоминает библейскую историю о Ное, в которой также гнев бога настигает непокорных людей.

Пантеон богов

Основная статья: Список египетских богов

Внешний вид

Египетские боги отличаются необычным, порой весьма причудливым видом. Это связано с тем, что религия Египта складывалась из множества локальных верований. Со временем некоторые боги приобрели аспекты, а некоторые сливались друг с другом, например, Амон и Ра образовали единого бога Амона-Ра. Всего египетская мифология насчитывает около 700 богов, хотя большинство из них почитались лишь в определенных местностях.

Большинство богов представляют собой гибрид человека с животным, хотя у некоторых об их природе напоминают только украшения, как скорпион на голове богини Селкет. Несколько богов представлены абстракциями: Амон, Атон, Нун, Бехдети, Кук, Ниау, Хех, Герех, Тенему.

Виды

В египетском пантеоне можно выделить несколько категорий богов:

Главное божество. Несмотря на разнообразие богов Египта, существовали особенно могущественные и прославленные боги, которым подчинялись остальные. Главным среди них становился бог-покровитель города, из которого происходила правящая династия. В Древнем царстве таковым был Ра, начиная со Среднего царства — Амон (при фараоне Эхнатоне временно был введен культ бога Атона).

Местные боги. Боги, почитавшиеся лишь в определенных городах или областях и считавшиеся их покровителями, как, например, Упуаут в Ассиуте.

Эннеада Гелиополиса. Появилась в раннем периоде истории Египта и к Древнему Царству была уже полностью оформлена. Боги эннеады оформлены в структуру наподобие семейной; на вершине стоит бог-творец Атум, далее — его дети Шу и Тефнут, внуки Геб и Нут, правнуки Осирис, Сет, Исида и Нефтида.

Огдоада Гермополиса. Зародилась также в архаичном периоде, но наиболее известна по греко-римскому периоду. Разделена на четыре пары: Нун и Наунет, Ху и Хаухет, Кук и Каукет; относительно четвертой пары источники расходятся: к ней причисляются Амон и Амаунет, Ниау и Ниаут, иногда — Герех и Герхет.

Триады. Локальные «семьи», обычно состоящие из матери, отца и ребенка. Наиболее известна триада Осириса, Исиды и Гора. Также почитались мемфисская триада (Птах, Сохмет и Нефертум), карнакская триада (Амон, Мут и Хонсу). Существовали и другие триады, менявшие со временем свой состав. Эти «семьи» богов призваны не отображать реальные семейные отношения, а связывать вместе богов какого-либо места.

Боги смерти. Богов смерти возглавлял Ра, повелитель загробного царства; начиная со Среднего царства, это положение занимает Осирис. Далее следует Анубис, следящий за судом над мертвыми, Тот, оглашающий приговор суда, Маат, чье перо как эталон истины определяет решение суда. Пожирательница душ уничтожает тех, кто не пройдет это испытание. Богами смерти можно считать сыновей Гора (Амсета, Хапи, Дуамутефа и Кебексенуфа), охраняющих внутренности умершего — а также несущих стражу богинь Нейт, Нефтиду, Селкет и Исиду. Исида и Нефтида находятся в этом ряду, потому что они нашли и восстановили мертвое тело Осириса, были плакальщицами на его могиле и сопровождали его в мир мертвых — как и любого умершего.

Боги солнца. Главным богом солнечного культа был Ра; остальные боги представляли его аспекты: Атон — восходящее солнце, Атум — заходящее, Шу — солнечный свет, а также Бехдети, крылатое солнце, и Харахти, солнечный сокол. Кроме того, к солнечным богам причислялся Хепри, жук-скарабей, создающий себя сам. Другие боги связывались в продолжение египетской истории с Ра, как Амон-Ра, Себек-Ра и Хонсу-Ра.

Культ Атона

Атон, олицетворяющий солнце, был всеобщим божеством в религии Эхнатона. В период его правления почитание Атона многократно увеличилось, что дает право некоторым исследователям говорить о его монотеистическом культе. Положение Атона в египетской мифологии упрочилось уже при Аменхотепе III, особенно в рамках семьи фараона. Однако при Эхнатоне Атон сменил Ра и стал главным и практически единственным богом в Египте, «дарителем жизни».

Наследники Эхнатона восстановили старую египетскую религию, и главным божеством вновь стал Амон-Ра.

Погребальный культ

Мысли о необходимости сохранения тела для будущей жизни привела в конце концов к возникновению культа умерших, красной нитью прошедшего через всю египетскую культуру. Культ умерших был для египтян не отвлечённой религиозной обязанностью, а как бы практической необходимостью. Искусство Древнего Египта выросло из идеи Вечной жизни.

Убеждение в том, что человек после смерти продолжает существовать в месте своего погребения, привело к изобретению мумификации — особой консервации тела. Первым мастером мумификации считался сам бог Анубис — бог бальзамирования, владыка древнеегипетского некрополя, проводник душ умерших. В додинастический период изображался как шакал, лежащий на брюхе с поднятой головой, затем, как человек с головой собаки; защитник и покровитель умерших, сделавший мумию Осириса.

Осирис один из старейших богов, которому в Египте поклонялись с древнейших времен. Первоначально он олицетворял собой заходящее солнце. Но в дальнейшем Осирис становится богом загробного мира. После того как его убивает его брат Сет и воскрешает жена и сестра Исида (богиня природы, она занимает место при сотворении мира в солнечной лодке рядом с Ра, который каждый день проплывает в ней по небу. Она стала называться «великая волшебница» после успешного оживления Осириса, но более широко известна Исида как «богоматерь», вскормившая грудью Гора), а его сын Гор (покровитель живущих фараонов, его изображали в виде сокола) мстит за смерть отца. Осирис обычно изображается с анхом, символом жизни, в одной руке и скипетром в другой; Осирис дарует возрождение, воскрешение и вечную жизнь тем, кто контролирует свое тело.

Погребальный культ и понятия о потусторонней жизни выходят из древнего мифа об Осирисе:

Осирис, первый царь Египта, научил свой народ многим искусствам и наукам, включая архитектуру, и подарил египтянам их основные продукты питания — хлеб, пиво и вино. Он также дал им законы и научил почитать богов. Его женой и царицей была волшебница Исида. Тот был его визирем, и он стал родоначальником письменности. Анубис и Упуаут сопровождали Осириса в его путешествиях по свету. Осирис был предательски убит его братом, Сетом. Сет изготовил богато украшенный сундук, принес его на пир, устроенный при дворе, и пообещал подарить свой сундук тому, кому он лучше всего подойдет. После того как все остальные примерили сундук, Осирис сделал то же самое, и оказалось, что он подходит ему просто идеально. Но Сет и его сообщники быстро захлопнули крышку сундука, запечатали его и бросили в реку. Так Сет захватил трон Египта. Но Исида, сестра и жена Осириса, в сопровождении Нефтиды, сестры и жены Сета, отправилась на поиски мертвого царя и в конце концов нашли сундук с его телом, который выбросило волной на берег около города Библа. Исида привезла тело своего мужа в священный город Буто, но Сет нашел его и разрубил на множество частей. Части расчлененного тела Осириса были разбросаны по всему Египту, но Исида собрала их все и соединила при помощи Анубиса, бога с головой шакала (по одной из версий легенды он был плодом тайной любви Осириса и Нефтиды), который забальзамировал тело царя. В этой мумифицированной форме Осирис ожил, но продолжил свое существование вдали от мира смертных, став правителем загробного царства. Исида родила Гора, посмертного сына Осириса, зачатого посредством магического оплодотворения, и спрятала младенца от Сета среди болот Дельты, где ей помогала богиня-корова Хатхор, исполнявшая роль кормилицы. Гор вырос, заявил о своих правах на трон и после длительной борьбы с Сетом победил его в бою. В ходе ожесточенной схватки Сет вырвал один глаз Гора, а Гор отсек Сету гениталии. Сет обратился к богам, заявив, что претензии Гора на трон безосновательны, но божественный суд под председательством Геба признал права Гора законными, и он стал царем Египта. Таким образом, Осирис и Гор были предками всех фараонов, и они наделили их своими божественными качествами. Можно заметить, что Гор из легенды об Осирисе, Гор-дитя, отличается от древнего бога неба Летополиса. Сам Осирис, чьим древним фетишем было дерево, начинал как земледельческий бог. Временем его смерти было то время, когда полноводный Нил начинал отступать. Легенда о нем появилась в «текстах пирамид», но источник ее неизвестен. Она попала в район Дельты откуда-то еще, и Осирис поглотил древний культ бога Дельты Анджети, «защитника» Бусириса. Его престиж распространился по всему Египту, он был включен в различные космологии, присоединил к себе некоторых других богов, включая Анубиса и Упуаута, и оставался самым вездесущим из египетских богов, вплоть до того времени, когда сама египетская религия была уничтожена христианством. Хотя легенду об Осирисе можно рассматривать как метафору египетского цикла, состоящего из разлива Нила, времени роста, сбора урожая, засушливого сезона, с противостоянием влажности и сухости, плодородия и бесплодия.

Одним из важнейших аспектов погребального культа является мумификация или бальзамирование тела умершего. Примитивные мумии, обработанные консервирующими веществами и обернутые несколькими слоями ткани, найдены в комплексах, которые относят к началу династического периода. Ко времени V династии в этой области уже были достигнуты определенные успехи. Через разрез на нижней части тела извлекали внутренние органы человека, оставляя на месте только сердце, а образовавшуюся пустоту заполняли льняной тканью и благовониями. Мумию укладывали в вытянутом положении. В эпоху Нового царства этот процесс был усовершенствован. Через специально проделанное в черепе покойника отверстие стали извлекать мозг, а ткань пропитывали веществами, предохранявшими ее от тления.

Наивысшего расцвета искусство мумификации достигло в эпоху XXI и XXII династий. На коже покойника делали несколько разрезов; под кожу вводили песок и глину для придания останкам формы живого человека и раскрашивали его красной охрой. Умершему красили губы и щеки в красный цвет, вставляли искусственные глаза, тело туго запеленывали в ткани со сложным разноцветным узором и обычно помещали в деревянный саркофаг, который вырезался в форме человека.

Практически все мумии из Нижнего Египта утрачены. В Верхнем Египте, где климат суше, значительное их количество сохранилось в поразительно хорошем состоянии, в том числе мумии наиболее известных фараонов — Тутанхамона, Тутмоса III, Тутмоса IV, Аменхотепа II, Сети I и Рамсеса II (все ныне находятся в Каирском музее).

Погребальный культ включает в себя множество составляющих, помимо обрядов и ритуалов. Последним составляющим является место захоронения человека, для фараонов и знати — это пирамиды и гробницы, для простого человека — пески Саккары.

Когда речь заходит о пирамидах, читатель или турист вспоминает обычно пирамиду Хеопса. Действительно, эта пирамида наиболее грандиозна и монументальна, а совершенство ее пропорций является результатом сложных математических расчетов. Ее высота достигала 146,59 м, длина каждой из четырех сторон основания — 230,35 м. На сооружение этой пирамиды понадобилось 2 590 000 кв. м. глыб камня (или как считают многие ученые египетские строители использовали раствор похожий по своим свойствам на современный раствор цемента), нагроможденных на поверхности около 54000 кв.метров. Облицовка ее наружных стен была, по-видимому, покрыта плотным слоем штукатурки и именно с этим связано арабское название «раскрашенная пирамида». Множество недоразумений возникло в связи с планировкой ее внутренних коридоров и так называемой главной царской камеры с пустым саркофагом. Как известно, от этого помещения наружу ведет под углом узкий проход — вентиляционный канал, а над камерой находится несколько пустых разгрузочных помещений, сооруженных для того, чтобы уменьшить огромное давление каменной массы. Основание пирамиды, расположенное на 30-й параллели, было ориентировано на 4 стороны света, но в связи с перемещением в течение веков точек весеннего и летнего равноденствия эта ориентировка уже не так точна, как прежде.

Сама пирамида представляет собой лишь часть, а вернее главный элемент целого ряда построек, образующих единый погребальный ансамбль, расположение которых было тесно связано с царским погребальным ритуалом. Похоронная процессия с останками фараона, покинув дворец, направлялась к Нилу и на ладьях переправлялась на западный берег реки. Вблизи некрополя по узкому каналу процессия подплывала к пристани, где начиналась первая часть церемонии, происходившая в так называемом нижнем заупокойном храме. От него вел крытый коридор либо открытый пандус, по которому участники церемонии проходили в верхний храм, состоящий из главного коридора, центрального двора и — со времени Микерина — 5-и ниш, где устанавливали статуи пяти фараонов. В глубине помещалась молельня с ложными воротами и жертвенником. Рядом с верхним заупокойным храмом, с его западной стороны, находилась собственно пирамида, вход в которую в период Древнего царства располагался в северной стене; после помещения тела фараона в подземной погребальной камере он старательно замуровывался. С четырех сторон пирамиды в углублениях скалы помещались четыре деревянные ладьи, предназначенные для путешествий фараона — живого Гора — по потустороннему миру. Недавно открытая ладья, находившаяся у пирамиды Хеопса, имеет 40 м длины. Вблизи каждой пирамиды находился огромный могильник с мастабами, служившими усыпальницами для египетской знати.

Архитектурный ансамбль, окружавший пирамиду, будучи тесно связан с давно уже сложившимся царским погребальным ритуалом, отражает одновременно господствовавшие тогда в Египте общественные отношения. В этом городе мертвых, как и в городе живых, наивысшее место занимал фараон, прославление и обожествление которого было по существу главной идеей пирамиды. У подножия усыпальницы фараона хоронились царские приближенные, влиятельные сановники и высокие должностные лица, с которыми царь сталкивался в своей земной жизни и близость которых могла быть ему приятна в загробном мире. Для важных государственных сановников, являвшихся исполнителями царской власти, возможность сооружения себе гробницы рядом с пирамидой фараона была, несомненно, наивысшей честью. Ибо, таким образом, и по смерти они находились вблизи бога, каким считался фараон при жизни и после смерти. Преемники Хеопса Хефрен и Микерин тоже выстроили себе великолепные пирамиды, хотя уже меньшие по размерам.

См. также

  • Африканские традиционные религии

Ссылки

  • Египетская мифология. Энциклопедия мифологии древнего мира.
  • Померанцева Н. А. Символика вечности в Древнем Египте.
  • Гордон А., Зубов А. Б., Кормышева Э. Е. Боги Древнего Египта // Диалоги с Александром Гордоном. Август 2003. Стенограмма.

Религия Древнего Египта – одна из самых древних религиозных систем в истории человечества. Одной из самых известных цивилизаций древних времен была египетская цивилизация. В своём развитии она прошла долгий путь от примитивных верований до чрезвычайно сложного и многообразного учения, содержащего элементы философии и морали. Уже в самом раннем периоде своего развития, который начался примерно в третьем тысячелетии до нашей эры, египтяне имели проработанную оригинальную систему верований.

Благодаря многочисленным литературным, иконографическим и иероглифическим источникам мы узнаем много информации не только о религиозной системе Египта, но и о функции священников в этой системе, культе фараонов и, наконец, мы знаем о существовании пантеона богов и их значении. Однако, величественные пирамиды и сфинксы, мрачные гробницы жрецов и фараонов, таинственные древние свитки, хранящиеся в отстроенной Александрийской библиотеке, развалины древних храмов и старые кварталы городов до сих пор хранят в себе тайны прошлого.

Религия древнего Египта, как и любая другая религия, была не чем иным, как отражением в умах людей внешних сил и природных явлений, которые не могут быть ими объяснены. Племена древних египтян поклонялись таинственным силам природы, небесным телам, животным, а самыми ранними формами древнеегипетской религии были фетишизм (почитание предметов и вещей, которым приписывали сверхъестественные способности) и тотемизм (обожествление животных). Тотемизм с течением времени переродился в культ животных. Происходило обожествление либо самого животного, либо антропоморфного божества (получеловека-полуживотного) с частью тела животного.

Жрецы Древнего Египта

Фараон занимался организацией религиозного культа, но не лично, а с помощью особой социальной группы жрецов. В то же время они были важным фактором в осуществлении сакрализации власти, а также были интеллектуальной элитой в государстве.

Жрецы обладали знанием природных явлений, и одним из достижений египетских жрецов стало введение годового деления на 12 месяцев и 365 дней. Обладая высокими медицинскими познаниями, они довели до совершенства технологию бальзамирования тел. Жрецы занимали привилегированное положение в государстве, что выражалось, в частности, в налоговых льготах и освобождении от общественных работ. Некоторые храмы, благодаря своей собственности и влиянию, приобрели очень важное экономическое положение в государстве, были случаи, когда священники конкурировали друг с другом, чтобы получить право служить важному божеству. Наибольшее влияние жрецов было достигнуто во времена правления девятнадцатой и двадцатой династий Египта.

Так как древний Египет был государством, в котором жизнь каждого члена общества полностью зависела от власти фараона и жрецов, вполне закономерно, что религия древнего Египта была ключевым инструментом контроля над обществом. Жрецы имели практически неограниченную власть, и очень часто верховный жрец играл роль «серого кардинала» при дворе, так как он имел неограниченное влияние на фараона.

Верования египтян уделяют большое внимание культу мертвых, поэтому система верований в загробную жизнь весьма развита. Согласно их вере, смерть — это не конец существования, а лишь его трансформация; считалось, что жизнь после смерти может быть счастливее, чем земное существование. Исследователи получили много информации на тему верований в загробную жизнь, изучая древнеегипетскую Книгу мертвых.

Мумификация умерших

Согласно египетским верованиям, судьба человеческой души зависит от того, как человек жил на земле, после смерти каждая душа представала перед судом Осириса (богом подземного мира), который решал, будет ли душа жить вечно в постоянном благословении и удовольствии или нет.

Важным фактором, дающим душе надежду на вечное счастье, был тот факт, что тело умершего было сохранено для бессмертной души — отсюда и практика мумификации трупов. Геродот в своих работах упоминал три способа бальзамирования тел: только фараон мог позволить себе самый дорогой способ, и даже низший слуга мог позволить себе самое дешевое бальзамирование. Процесс бальзамирования проходил в следующем порядке:

  1. Трупы тщательно мылись,
  2. Мозг извлекался из черепа с помощью металлического крючка,
  3. Специальным ножом вскрывалась брюшная полость, внутренние органы удалялись, затем они помещались в отдельных вазах,
  4. Тело подвергалось засолке в течение одного месяца,
  5. Тело подвергалось сушке в течение семидесяти дней.

Мумифицированное тело должно было быть похоронено в специальном саркофаге в сидячем положении со скрещенными на груди рукам. Мужчины после смерти должны были быть подстрижены, а волосы женщин оставляли той же длины, как они носили при жизни. В случае повреждения тело восстанавливали глиной, песком, смолой и опилками. Бальзамирование заканчивалось обертыванием тела в ткани, пропитанные благовониями и смолами.

Боги Древнего Египта

Религия Древнего Египта характеризуется обилием самых разных богов. Кроме «богов как таковых», обожествлению подлежали также фараоны, вельможи и прочие знатные личности.

Считалось, что некоторые животные являются воплощением богов, и поэтому они должны быть окружены поклонением, например: описание — черный бык, птицы, например: ястребы и ибисы и даже кошки и крокодилы. Некоторым богам было дано человеческое изображение с головами животных, например: самый известный хранитель фараонов — Хорус появляется с головой сокола, Анубис, который был божеством-хранителем умерших, изображался с головой шакала.

Бог Ра

Самым важным богом египтян был Бог Ра, он был воплощением солнечного щита, властителя богов (прабога). Гелиополис был главным центром поклонения Ра. В воображении египтян он появлялся с головой сокола, оканчивающейся солнечным диском. Ра должен был принести бессмертие всему государству через фараона, своего сына. Солнце казалось египтянам, как и многим другим древним народам, явно бессмертным, ибо оно «умирало» каждый вечер, странствовало под землей и заново рождалось каждое утро. Таким образом, поскольку фараон отождествлялся с солнцем-богом, нерушимость и процветание государства были обеспечены. Кроме того, Ра был оплотом нравственного порядка всего сущего, Маат (Истина, Правосудие, Согласие) была его дочерью.

Осирис

Вторым по значимости был Осирис, считающийся богом плодородия, возрождающейся природы и правителем подземного мира (он был воплощением мертвых фараонов). Основные центры поклонения находились в Абидосе и Бусирисе. В иконографических источниках мы часто видим Осириса в компанией Исиды.

Осирис — бог возрождения, царь загробного мира. Согласно упоминаниям в древнеегипетских текстах и рассказу Плутарха, Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды, братом Нефтиды, Сета, отцом Гора. Он был четвёртым из богов, царствовавших на земле в изначальные времена, унаследовав власть прадеда Ра-Атума, деда Шу и отца Геба. Царствуя над Египтом, он отучил людей от дикого образа жизни и людоедства, научил сеять злаки (ячмень и полбу), сажать виноградники, выпекать хлеб, изготовлять пиво и вино, а также добывать и обрабатывать медную и золотую руды. Он обучил людей врачебному искусству, строительству городов.

Одна из версий мифа об Осирисе представлена в следующем виде: «…царь Египта Осирис был убит своим братом Сетхом. Убийство произошло в местности Недит (или Гехести), близ Бусириса. Исида вместе с другой сестрой Осириса, Нефтидой, нашла его тело. О насильственной смерти Осириса говорится во многих мифах. Заметим, что в египетских текстах Осирис являлся символом умершего фараона, а символом живого и правящего фараона был Хор, сын Осириса, отомстивший за смерть отца и наследовавший его престол.

Гор

Гор был богом небес и хранителем фараонов. У него не было одного центра поклонения, ему поклонялись по всему Египту. Он выступал в образе сокола или человека с головой сокола.

Птах

Птах был первоначально защитником столицы в Мемфисе, покровителем ремесла и искусства. Главный центр поклонения находился в Мемфисе, а затем (после объединения Египта) по всей стране. Птах является одним из трех, следующим за Ра (Амон-Ра) и Осирисом, самых важных богов Египта.

Амон

Амон был хранителем столицы Фив, олицетворением природы, воздуха и ветра. Однако он был вскоре связан с богом Рае, поэтому было создано одно божество Амон-Ре. В то время их культы также слились. Центром поклонения Амону рядом с Фивами была деревня Карнак. Амона представляли в виде царя в короне с перьями, а также в виде барана или гуся.

Исида

Исида часто появляется в компании Осириса, Иштар и Деметры, была богиней любви, покровителем магии. У нее было несколько важных центров поклонения, например, в Абидосе, Коптоме или на острове Файл. Изображалась в виде женщины с иероглифом на голове.

Джехути

Джехути был покровителем луны, науки, священных текстов. Основным центром поклонения был Гермополис, этот бог представлен на изображениях с головой павиана. Голова Джехути была увенчана символами писателей, серпом и диском.

Сет

Сет, признанный покровителем пустынь и чужих земель, его часто считали покровителем королевской власти. Центром поклонения были: Аварис и Омбос. На изображениях был с головой фантастического зверя.

Атон

Атон встречается на изображениях как солнечный диск, лучи которого заканчиваются ладонями. В периоды Аменхотепа IV и Эхнатона жрецы пытались ликвидировать многобожие, и ввести монотеизм, одним из кандидатов на роль единственного бога был Атон, но попытка оказалась неудачной.

В Северо-Восточной Африке расстилаются необъятные пустыни. Разноцветные пески чередуются с крутыми скалами. Жизнь этой суровой земле дает одна из самых больших рек в мире — Нил. По берегам бурного потока можно было собирать богатый урожай овощей и фруктов, охотиться на разнообразную дичь. Именно там, на берегах Нила, раскинулось одно из первых царств в мировой истории — Египет.

Религия древних египтян сопровождала все сферы деятельности того общества. Каждый человек в Египте верил, что всем на свете управляют всесильные боги. Всякое божество нужно было обязательно задобрить, иначе бедствия и неудачи настигнут всех вокруг. Верования древнего Египта отличались невероятным многообразием и оказали влияние на большинство современных религий.

История древнего Египта

Плодородная почва позволяла заниматься земледелием, поэтому по берегам реки образовывались крестьянские поселки, которые затем объединялись в города. Таких городов было великое множество. Египет не сразу стал единым государством. Сначала долина Нила была раздроблена на мелкие государства.

За счет речного ила урожайность земель была настолько высокой, что сельское хозяйство стало основным видом деятельности. Подавляющее большинство людей в стране были крестьяне, которые брали у знати в аренду землю и возделывали ее. Благодаря значительным сельскохозяйственным излишкам активно развилась торговля. Это позволяло содержать население всей страны, исполнять прихоти знати, развивать науку и искусство.

История Египта поделена учеными на основные периоды:

  • древнее царство;
  • среднее царство;
  • новое царство;
  • поздний период.

Времена между этими периодами сопровождались гражданскими войнами или набегами врагов. Порядок в стране нарушался, пока не появлялся сильный и мудрый лидер и не приводил Египет в привычное, стабильное положение.

В 3100 году до нашей эры государство объединилось под властью одного человека и превратилось в одну из мощнейших цивилизаций за все время. Богатство страны привлекало многих врагов на эти земли. Это заставляло развивать армию для защиты и строительство для сооружения оборонительных укреплений. Также строительство пригодилось для возведения знаменитых пирамид и грандиозных храмов. Ведь религия для древнего Египта была крайне важна во всех слоях общества.

Верования древних египтян

Религиозные представления древних египтян формировались и менялись в течение более 3-х тысяч лет. Некоторые божества обретали большую значимость среди народа, а другие, наоборот, исчезали в забвении. Естественно, что многообразная египетская религия имела несколько направлений.

Фетишизм

Беспомощность перед силами природы и враждебными племенами привела мирных египтян к почитанию различных фетишей. Они верили, что неодушевленный объект — фетиш — имеет невероятную сверхъестественную силу, которая поможет справиться с любыми бедами. Загадочной силой мог быть наделен любой предмет: камень, талисман, оберег, предмет домашнего обихода. Самый древний фетиш — это лук и стрелы, помещенные в кожух. С помощью этих предметов почитали богиню Нейт.

Монотеизм

В этом религиозном направлении допускается вера только в одного бога. При этом возможно существование его разных мистических форм. В Египте монотеизм действовал в эпоху Эхнатона. Тогда жрецы имели непомерное влияние на все области жизни страны, претендовали на верховную власть. Фараон решил противостоять жреческому давлению и провел своеобразную религиозную реформу. Культ бога солнца был назначен государственной религией Египта.

Политеизм

Концепция верований, основанная на многобожии. Каждый бог отвечал за какое-то явление, событие или процесс. У египтян был огромный божественный пантеон — ученые насчитывают около 5000 богов и существ. Некоторым божествам поклонялись время от времени, другие почитались в отдельных районах страны. Были и такие боги, которых чтили всюду.

Тотемизм

Многие народы быстро переживали период тотемизма, но в древнем Египте тотемам поклонялись всегда и всюду. Чаще всего люди создавали идол животных. Приносили им дары, читали молитвы, просили защиты или урожая. В каждом городе боготворили свое животное. Самые известные и распространенные тотемы изготавливались в виде быка, коровы, змеи, крокодила, кошки, сокола.

Магия и мистика

Огромное количество богов, неразрывная связь религии со всеми сферами жизни человека требовала от жрецов постоянных доказательств присутствия божественных существ, их сил и влияния. Для этого пришлось разработать специальные ритуалы и обряды, создающие мистический эффект. Магические таинства совершались жрецами для излечения человека от болезни, во время похорон, для увеличения прибыли или урожая. На любой случай имелось необходимое заклинание, амулет, талисман.

Особенности древнеегипетской религии

Каждый народ в период своего становления фантазировал себе богов, объясняя при этом непонятное. Древние египтяне превзошли в этом всех. Пантеон их богов обширен и многообразен. Одних люди боялись и старались задобрить, другие — были благосклонны и доброжелательны.

Пантеон богов

Мифология сохранила до наших дней имена многочисленных богов, в которых искренне верили древние египтяне. Каждый небожитель олицетворял собой конкретное событие, явление или катаклизм, имел оригинальную, символичную внешность, обладал особыми магическими способностями.

Человек с древности обожествлял солнце, ведь оно дарило свет, тепло и урожай. В древнем Египте богом солнца был Амон Ра. Он благоволил людям, относился к ним дружелюбно, по отечески заботился.

Осирис считался первым царем Египта, которого предал его собственный брат Сет. У Осириса было много назначений. Он покровительствовал сельскому хозяйству, флоре, фауне. По преданиям Осирис научил египтян всему: возделывать землю, перерабатывать урожай, заниматься различными ремеслами, лечить болезни. Кроме того, он был властелином загробного мира и проводил суд над умершими.

Для зла также нужен был свой бог. На него можно было списать все беды и несчастья. Таким повелителем страданий стал брат Осириса Сет. Чтобы умаслить капризных и переменчивых кумиров, египтяне возводили прекрасные храмы, создавали всевозможные культы. Делали богатые подношения, приносили жертвы.

Связь с искусством

Религия и искусство были неразрывно связаны друг с другом. Художники, скульпторы, архитекторы должны были работать в жестких рамках правил. Мастера искусства украшали рисунками храмы и ритуальную посуду, создавали прекрасные божественные статуи.

Главной задачей являлось оформление ухода человека в загробный мир. Стены гробницы расписывались сценами из жизни усопшего, создавался саркофаг с изображением его владельца. Это могли себе позволить представители элиты, поэтому их изображали молодыми, красивыми, высокими, изъяны тщательно скрывались. Благодаря похоронным канонам до наших дней дошли прекрасные образцы древнеегипетского искусства.

Понятие души

Все в Египте верили, что человек это:

  • тело — сах;
  • тень — шунт;
  • имя — рен;
  • привидение — ах;
  • проявление сущности — ба;
  • душа — ка.

Ка являлась бессмертной частью человека. После смерти для нее в гробнице устанавливали специальный гроб, чтобы душа, приходя из загробного мира за подношениями, могла остановиться здесь.

Человек умирает, когда ба выходит из тела. Когда ба возвращается, происходит воскресение. Именно поэтому египтяне бальзамировали умерших. Для подстраховки (на случай истления мумии или ее повреждения) изготавливали статую покойного, чтобы ба было, куда вернуться.

Обожествление фараонов

Власть в древнем Египте считалась божественной. Правящего фараона почитали в специальном культе. Ему поклонялись, строили в его честь храмы, где проводили посвященные ему обряды и молитвы. Считалось, что после смерти фараон становится богом, как Осирис.

Самая эффектная дань уважения к фараону выражается в помпезном обряде погребения. К нему владыка начинал готовиться сразу после воцарения. Строились гигантские пирамиды, в которые помещались золотые саркофаги. Здесь собирали различные вещи, которые могут понадобиться правителю в том мире: одежды, украшения, посуда, свитки. В итоге гробницы превращались в настоящие сокровищницы, некоторые из которых позже действительно становились разграбленными охотниками за кладами.

Отношение к смерти и загробному миру

У египтян было не принято боятся смерти. Конец воспринимался как новое начало. Люди верили в вечную жизнь после смерти. Когда мертвое тело начинали готовить к погребению, душа должна была отправиться в опасное путешествие и добраться до суда Осириса. Если после суда душа не была съедена чудовищем Аматом, то она возвращалась в свое уже подготовленное тело и имела право возродиться в мире мертвых.

Обряд мумификации и захоронения

Для богатых и бедных ритуал захоронения был разным. Обычному человеку просто копали яму, клали туда немного личных вещей, оружие, тело и просто закапывали. У богатых все было иначе. Знать строила себе богатые усыпальницы, обеспечивалась всем необходимым: к чему привыкли при жизни. Нанимали мастеров бальзамирования.

Первое, что делал бальзамировщик — извлекал органы покойного и помещал их в специальные сосуды. Затем натирал тело специальными солями и сушил около 70 суток. Затем оборачивал тело тонким льном, вкладывая между тканью амулеты, и отдавал семье. Те готовили для него саркофаг и относили в гробницу.

Современный религиозный состав населения

Шло время, и прежний пантеон богов исчерпал себя. Людям, уставшим от бесконечных поборов, набегов, требовалось божество, дарующее защиту, спокойствие, надежду. Все это дал культ богини Исиды. Она не требовала кровавых жертв, любила и оберегала своих почитателей. Удивительно, что поклонение Исиде распространилось в Греции, в Риме и даже в Европе. Кротость, доброта и нежность богини походили на христианский образ богоматери. Культ Исиды является переходным периодом между язычеством и ранним христианством. С этого момента прежнее вероисповедание египтян кануло в лету.

Религиозный состав населения современного Египта:

  • 90% — мусульмане;
  • 10% — коптские христиане.

Мусульмане

640 год н. э. принес Египту завоевание арабами, которые и распространили мусульманскую веру. Египетские мусульмане со временем разделились.

Теперь ислам представляют две группы:

  • сунниты;
  • шииты.

Шииты придерживаются решительных, радикальных взглядов и в политике, и в религии. Традиции и строгие принципы ислама хорошо прижились здесь. Даже светское законодательство Египта — это шариат, свод мусульманских правил. Правда значительно смягченный. Так, например, вору не станут отрубать руку, а всего лишь посадят в тюрьму. Все семейные вопросы, связанные с браком или наследованием решают исключительно религиозные суды. В 1956 году государственная судебная система сделала религиозные суды своей полноправной частью. Ислам — государственная религия современного Египта .

Коптские христиане

Христианство в Египет принес святой Марк. Проповедуя, он распространил веру среди египтян, образовал множество храмов по всей стране. Христианская вера установилась среди народа не в чистом виде, а соединилась с язычеством Египта. С захватом страны арабами многое изменилось. Египтян стали называть коптами. Был введен налог на иноверие. Временами на христиан устраивали гонения.

Сейчас в Египте проживает около 8 миллионов коптских христиан. Они живут в мире с мусульманами, которых в стране большинство. Копта можно узнать по татуировке — крест на запястье. Этот обычай пошел еще с древних времен, когда христиан преследовали и запрещали носить нательный крест.

Роль религии в Египте

Древнеегипетская религия до сих пор привлекает к себе внимание. Историки и археологи даже по прошествии столь многих лет открывают миру потрясающие находки, свидетельства жизни людей в удивительной, неординарной стране. История древнего царства пронизана религиозными, мистическими тайнами, которые только ожидают открытия. Совершенно ясно одно — религия древних египтян оказала влияние на все вероисповедания современного мира.

Для древних жителей

Ни один день древнего египтянина не проходил без соблюдения религиозных традиций. Народ верил в божественные знаки, предвещающие тот или иной исход события. В домах все устраивали маленькие алтари, чтобы молиться и просить о благополучии. Особенностью веры являлось трепетное отношение к загробному миру. Человек все время готовился к жизни после смерти и уповал на прекрасное воскрешение в мире мертвых.

Для современных египтян

Религия у египтян в наше время все также занимает важную часть жизни. К ней они относятся почтительно и с уважением. Христианство и ислам уживаются здесь в мире и согласии. Храм и мечеть в Египте могут быть соседними зданиями. Жизнь бок о бок научило людей терпимости и дружелюбию к другим религиям. Каждый свободен в выборе веры. Атеизм не осуждается.

Современный верующий египтянин серьезно относится к вере. Он всегда найдет время для молитв, никогда не забудет о религиозных праздниках, соблюдает пост.

Видео

Ролик вкратце описывает основные особенности религии древних египтян.

Введение

(Наименование образовательного учреждения)

Реферат

по предмету «История»

на тему «Религия Древнего Египта»

Выполнила:

студентка (ученик)

______ класса (курса) школы №___

_______________ (ФИО)

Проверила:

Преподаватель (должность)

___________________ (ФИО)

(Город)

2014 год

Введение

  1. Религия Древнего Египта
  2. Культы Древнего Египта
  3. Значение культов Древнего Египта
  4. Культ фараона Древнего Египта
  5. Значение мумифицирования в религии Древнего Египта
  6. Священные животные в религии Древнего Египта

Список использованной литературы

Тайны древнего Египта привлекают внимание профессиональных египтологов и обычных любителей истории уже множество веков. Огромное влияние на историю цивилизации оказали религиозные представления о сотворении мира древних египтян.

Целью данной работы является изучение основных постулатов религии и мифологии Египта в ранний период становления государственного строя. Определение особенностей культов поклонения, традиций и обычаев египетского общества.

При проведении анализа будут рассмотрены основные аспекты:

  • основ религии Древнего Египта;
  • происхождение и значение культов;
  • порядок проведения церемоний и совершения обрядов;
  • установление влияния мифологии на повседневную жизнь общества;
  • отражение религиозных представлений при формировании государственного строя и законов.

1. Религия Древнего Египта

Особенность религиозных представлений древних египтян сложилась из-за географического положения государства. Примерно в 4 – 5 тысячелетии до н.э. в устье реки Нил несколько городов – номов объединились в Верхний и Нижний Египет под руководством первого провозглашенного фараона Немеса. Отмечалось влияние африканской культуры – поклонения и жертвоприношения идолам, изображаемым в виде животных. Так выражалось подчинения человека силе и выносливости обитателей пустыни. С другой стороны, вклад в культуру Египта внесли течения западных культур. Так, греки объясняли возникновение ранних египетских культов как результат борьбы мифологических существ на Олимпе. Многие из них, не выдержав натиска, сбежали в Египет, преследуемые их противниками. Для того чтобы стать неузнаваемыми, им пришлось принять форму животных, по силе которым не было равных.

Религиозные постулаты в течение всей истории цивилизации претерпевали изменения. Например, самым ярким событием стал приход к власти царя Эхнатона, который провозгласил единственным божеством культ Атона. По его приказу были разрушены храмы, где превозносили Амона. Власти запретили совершение обрядов, посвященных иным культам среди населения. Этот период отмечен как наступление Амарнской эпохи и началом царствования 18 династии фараонов. Одним из ее представителей стал получившийся всемирную известность благодаря находке его нетронутой гробнице Тутанхамон.

2. Культы Древнего Египта

Центральное место в религии Древнего Египта занимал Ра, именуемый в период Среднего и Нового царства «Амон-Ра», «Атон», «Гор». Он ассоциировался с солнечным диском: он всходил на заказе («умирал») и каждый день рождался («восходил») на востоке. Считался, что фараон является его воплощением на Земле и бессмертен. За счет этого обеспечивался нерушимость и долговечность государственного строя под управлением династических царей. Ра воплощал также нравственный порядок – его дочь Маат взвешивала в потустороннем мире сердца людей с его добрыми поступками. Ее образ стал прототипом Фемиды – «Истины». От солнца, сезонности, зависела урожайность.

Огромное значение придавали египтяне хранителям Нила (Себек, Хапи и Сотис) и царства мертвых (Осирис, Сокарис и Анубис).

Супруга Ра – Мут – хранила ночное небо, она была матерью Солнца на восходе. На рельефах Мут всегда изображалась с двумя коронами: белой и красной – Нижнего и Верхнего Египта. На ее короне присутствовал символ ястреба – материнства. В Древнем Египте считалось, что все ястреба – только самки, отсюда и возник хнак.

Тот присутствовал на барельефах со сценами суда справедливости в царстве мертвых. Его образ соседствовал с культом Сехмет (Пахт) с туловищем человека и головой льва, редко — кошки. Для грешников она становилась яростной и агрессивной как лев, для хороших людей – ласковой как кошка. В книге мертвых описано, что Тот был прародителем всей египетской религии.

После смерти души попадали в царство, охраняемое Осирисом. Они проходили на суд Маат, которая взвешивала их добрые дела и с другой стороны – ее перо. Если перо перевешивало, душу съедало огромное чудовище с головой крокодила. В случае, если добра в сердце было больше, то он получил право на собственный надел в загробном мире.

Суд приходил при участии нескольких судей, в числе которых был Осирис. Они выносили и оглашали конечный приговор. Могло быть назначено наказание в форме превращения в животное, например, свинью. В этом образе душа оставалась навечно, не имея возможности искупить свои грехи. Вечная жизни или смерть в царстве Осириса были результатом поведения на земле.

Хотя Гор, Исида и Осирис считались главными культами поклонения, в Мемфисе и Фивах, долгое время считавшихся политическими и культурными центрами отдельных царств, имели собственные обряды поклонения, которые стали частью египетской мифологии.

Главным хранитилем сокровищниц Мемфиса являлся Птах. Его изображали в виде мумии с красивыми чертами лица.На голове он носил скарабея – символа жизни и процветания, стоящего на крокодиле – олицетворении мрака. Древние египтяне верили, что даровал новую жизнь. Он даровал Ра, создавшему Вселенную, все элементы его существования.

В Фивах на юге Египта царствовал Амон. Его образ соответствовал Юпитеру в мифологии Древней Греции. Под его руководством проходят все явления в природе — цикличность и закономерность процессов, обновление жизни. В Карнакском храме и других постройках современного Луксора можно встретить аллеи, ведущие к главным воротам святынь. На них установлены статуи баранов – олицетворение Амона. Это животное чаще всего приносили в жертву.

Главным воплощением могущества Амона стал Нил, который дал Египту воду и урожай. Существовало другое наименование культа – «Кнуфис», что означало «Амон-Нил». В храме Дендеры можно увидеть барельеф с изображением «Кнуфиса» – голова барана украшена перьями, он держит в одной руке ключи от Нила, а в другой – парусник. Считалось, что Амон отвечает за разлив Нила. В храме Филе (ныне — Асуан) сохранился рисунок со сценой жертвоприношения Птолемеем III Евергетом в честь Амона-Кнуфиса. Традиционно на картинах культ изображался в голубых тонах, обязательный элемент – баранья голова с завитыми рогами, которые символизировали размножение. Важным аттрибутом являлся солнечный диск с расходящимися лучами. Одеждой Амона служила подпоясанная туника. На голове – красная корона правителя Верхнего Египта с перьями.

Также Амон символизировал солнце. В этой форме он изображался как солнечный диск в лодке. Посредине парусника находился тайник, где прятался от потосторонних глаз бог, закрытый занавесками и дверцами. Его помощники и исполнители воли находились на карме. Лодки перевозили души из земного мира в потусторонний. На процессиях священство использовало точные копии нарисованных на стенах суден. Они изготавливались из благородных пород дерева, часто ливанского кедра. Украшались серебром и золотом, инкрустировались слоновой костью. Их принадлежность определялась по нанесенным на карму эмблемам. Одна из таких лодок была обнаружена совсем недавно под основанием пирамиды Хеопса. Экспонат был полностью восстановлен и увидеть его сегодня можно в Музее древностей на плато Гизы.

В храме Исиды в городе Филе встречается рисунок с изображением священной лодки. Она погружена на плечи жрецов, на носу и корме – символы Исиды. А над ней возвышается диск с лучами, отражающий движение солнца по небу. В храме Карнак (Луксор) такая же лодка нанесена плывущей по Нилу. По символам бараньи головы видно, что она принадлежит главе Фив – Амону. Тянет лодку другая, меньшая по величине, с цветами лотоса. На ее карме изображена голоса ястреба – знак восходящего солнца.

3. Значение культов Древнего Египта

Хапи – культ реки Нил. Символы – папирус и лотос. Ему посвящена праздничная церемония, совпадающая по времени с началом выхода Нила из берегов.

Апис — культ плодородия. Изображался в виде черного быка с белым пятном на лбу. Считалось, что он олицетворял душу Ра и Птаха.

Хнум — культ плодородия. Создал духовную сущность человека – Ка. Известен тем, что создал людей вылепив на гончарном круге. Символ – человек с бараньей головой.

Рененутет – покровительствовала богатому урожаю и плодородию земли. Изображалась как женщина с головой змеи или змея. Посвященный ей праздник проходил в последний день сезонных сельскохозяйственных работ.

Шаи – покровительствовал судьбам. Символ — виноградная лоза.
Онурис – культ военных и охотников.

Маат – жена Тота, следила за соблюдением справедливости и истины. На ее голове всегда находилось страусиное перо, которое она помещала на чащу весов взвешивая сердце, с его пороками и хорошими делами.

Тот – описан в Книге Мертвых Древнего Египта как записывающий со слов Ра. Изображался в виде песца с палеткой в руках. Вел учет годам, месяцам и дням по календарю.

Сиа – сопровождала Тота, следуя с ним по правую руку.

Птах – покровительствовал ремесленникам и искусству.

3. Храмы Древнего Египта

Египетские святилища служили не только местом исполнения религиозных обрядов, но и являлись центрами политической, культурной и экономической жизни государства. В период Среднего Царства значение храмов превозносилось по сравнению с пирамидами.

Карнакский храм

Храмовый комплекс в Карнаке являлся самым массивным и обширным строением древней цивилизации, служащих религиозным задачам. Город-храм стал главным воплощением нерушимости, прочности власти фараонов и их бессмертия. Здание являлось резиденцией и постоянным местом проживания правящей династии.

Примерно в 1500 г. до н.э. зародилась традиция строительства аллей, которые вели к главному входу. Их украшалис статуями сфинксов. На территорию могли входить и простые граждане, однако доступ к святилищам, где хранилась лодка со статуей Амона, имели только посвященные.

Каждое утро в храме начиналось с раскуривания благовоний, умывание и одевание главного храмового культа. Часто в Древнем Египте проводились церемонии и праздневства. Они посвящались окончанию сельхозяйственных работ. Статую выносили из святилища и носили по городу. Не редкостью были и театральные постановки.

4. Культ фараона Древнего Египта

Считалось, что представители династии фараона достойны вечной жизни. После смерти их души должны были вернуться в свой дом – на небо. В этом заключалась ведущая роль царя, который связывал небеса и земю, даруя мир и процветание стране, защищая от невзгод и неурожая. Данное заключение служило важнейшим обоснованием власти фараона на земле. Выступало гарантией стабильности и порядка в обществе, плодородия земли и процветания. Культ Ра отвечал за восход солнца и его уход в обозначенное время, за движение луны и солнца. Фараон же отвечал за поддержку циклов посева и роста, обноваления в природе. Постепенно он стал олицетворяться с жизненной силой, стоящей у основ проявления природных процессов. Их статус приравнивался по происхождению к сыновьям Амона.

Александр Македонский, ум и мудрость которого покоряли континенты, использовал основные каноны религии Древнего Египта для установления собственной власти. Первым его шагом стала поездка в храм Амона к известному оракулу в оазисе Сива, где его провозгласили фараоном – «сыном солнца». В свою очередь египтяне должны были бесприкословно исполнять волю правителя.

Постепенно культ высшего должностного лица государства – носителя небесной силы был упрощен и демократизирован.

5. Значение мумифицирования в религии Древнего Египта

Ключевое значение в религии Египта занимал процесс бальзамирования. Его изобретение преписывалось Хору, рожденному от брака Исиды и Осириса.

Слово «мумия» имеет арабские корни. Оно возникло благодаря Аб-эль-Латифа, совершившего путешествие в Египет в XII веке. Процесс мумифирования был описан им как использование смеси из мирры или смолы для обработки тел умерших.

Совсем недавно считалось, что создание мумий – исключительно заслуга создания технически совершенного процесса мумифицирования. Последние исследования подтвердили, что наряду с искусственной обработкой существовал естественный процесс сохранения мумий за счет сухого климата, препятствующего разложению бактерий. Проводилось мумифицирование только высшим духовенством, которому были известны все таинства проведения процесса.

Бальзамирование проводилось в несколько этапов:

  1. При помощи специального инструмента извелкался мозг из ноздрей.
  2. Внутрениие органы извекались, помещались в отдельные сосуды, запечатывались. На крышки наносились изображения павлина, ястреба, шакала или человека. Их помещали в одну гробницу с мумией в деревянное судно.
  3. Тело заливалось жидким составом, имеющим свойство затвердевания.
  4. В глазные полости вставлялись искусственные камни, покрытые эмалью.
  5. Желудок обрабатывали пальмовым вином, миррой, начищали древесиной.
  6. После этого тело погружалось в ванну, наполненную карбонатом натрия, на 70 дней. Мышцы и кожа растворялись, оставались только кости.
  7. Женщинам оставляли длинные волосы, мужчин стригли.
  8. На лицо наносили ткань типа муслина. При ее снятии можно было восстановить очертания лица.
  9. Руки скрещивали на груди или укладывали вдоль бедер, обертывали тканью все тело.
  10. Мумии фараонов помещали в саван и заворачивали в золотой чехол.

Сердце оставляли в мумии, поскольку при переходе в мир Осириса его взвешивали на весах, и оно определяло дальнейшую участь души.

Значение и этапы проведения погребальных церемоний стали известны из текстов, написанных на стенах гробниц Древнего Египта. За усопшим несли вещи, оружие, орудие труда. Потом шли плакальщицы, которые издавали пронзительные крики и вопли.

За жрецом весли солнечную ладью, запряженную быками. Если место погребения находилось на другом берегу Нила, то все участники процессии вогружались на баржу и переплывали реку. После прощания родственников и друзей, проводилась церемония «открытия глаз и рта». Считалось, что благодаря этому обычаю мумия начинала опять дышать и видеть. Мумию погружали в гробницу, где она приобретала покой.

Стены могил разрисовывали барельефами, повествующими о событиях загробной жизни. Если человек был важным чиновником, то наносились сцены с изображением обслуживающих слуг и управления владениями. Целью нанесения картин было создание обстановки, которая окружала человека при жизни. Бессмертию в Древнем Египте уделялась особая роль.

Египтяне верили в бессмертие души; это была с незапамятных времен главная доктрина египетской религии. Благодаря ей установились все своеобразные похоронные обряды и обычаи, а также и все эмблемы, изображавшиеся на гробах и надгробных памятниках. Эта была эпоха возведения великих пирамид, эпоха сложения основных видов древнеегипетского искусства, его стилистических особенностей.

Главной из них была строгая система композиционных и иконографических правил, получивших название «канона». В древнеегипетском искусстве каноны не менялись на протяжении многих столетий. Пирамиды и храмы сооружались как усыпальницы. В гробницы помещали портретные статуи в качестве нетленных двойников покойных, убежищ для их бессмертных душ – «Ка».

Ка – основа Вселенной, которая вдохновляет душу в любое живое существо. Земля – это тело, а небо – душа. После смерти человека его душа витает вокруг его мумии до тех пор, пока Ка – ее двойник, не преобразуется в дух на астральном уровне. Ка и Ба (божественное) соединяется в царстве Осириса, чтобы стать единым разумом (духовной сущностью).

Сцены с процессом преобразования души наносились на стены гробниц в Древнем Египте. Могилы считались домом Ка, беспокоить которого было равносильно смерти. Их называли символично «домами вечности». Ключ «анх» с петлей в виде креста обладал атрибутами потусторонней жизни: блага, безмятежности и мира. Бессмертие было основной догмой религии Древнего Египта.

Суд над душами вел Осирис – главный судья. Он же признавал поступки ее праведными или греховными. После суда дух возвращался в тело, которое становилось бессмертным. Об этом было написано в книге – папирусе, которую укладывали в саркофаг рядом с мумией. Процессия озвучивалась в молитвах и заупокойных обрядах. Вторая глава Книги Мертвых посвящалась событиям жизни послес смерти. В четвертой указывалось, на каком этапе наступало бессмертие. Мумификация проводилась для достижения единственной цели – бессмертия после возврата сущности Ка.

6. Священные животные в религии Древнего Египта

В древнем Египте было принято проводить церемонии поклонения культам животных. Каждому божеству присваивался образ: ястреб – Хор (защитник династии фараонов), кошка – Бастет, баран с закрученными рогами – Хнум.

Необходимо отметить, что египтяне не поклонялись животным, они почитали их определенные качества, о которых могли знать только жрецы. Так например, при проведении церемонии в честь культа священного быка Аписа в Мемфисе. До окончания правления XIX каждый бык в государстве имел собственную гробницу. Рамзес II приказал хоронить их в Серапеуме – специально построенном некрополе, который нашел в 1851 году археолог Огюст Мариэтт в Саккаре. Мумии быков были найдены там в саркофагах из розового золота и базальта. Их высота достигала до 4 местро в высоту, вес – 70 тонн.

7. Культ Солнца Древнего Египта

Поскольку сбор урожая и жизнь человека в Египте зависела от цикличности Солнца. За его движением следили жрецы, оповещая народ о наступлении сезона.

Благодаря наблюдениям за Солнцем, возникло первое астрономическое знание – зодиакальный круг. Его нашли в храме Дендера рядом с современным городом Луксор.

Заключение

В религии Древнего Египта были отражены представления о мироздании жителей долины Нила. История возникновения культов восходит к тысячелетиям в первобытные времена. Попытки объяснить явление смерти и поиски Бога дали толчок для развития культуры.

Из древнеегипетских мифов стало известно о духовном развитии цивилизации, а также повседневных обычаях: быте, политике, устройстве общества.

Религиозные представления древних египтян пережили несколько этапов развития: от примитивного поклонения идолам к приходу к моноистической трактовке во времена правления фараона Эхнатона.

Теория о вечности души и суде Осириса позволяла соблюдать порядок в обществе, предотвращала от разграбления гробницы.

Реферат «Религия Древнего Египта» скачать

Древнеегипетская религия

См. также: Список египетских богов

Традиционные верования • Древний Египет
Древнеегипетская
религия
Тип политеизм
Особенности обожествление животных
развитый погребальный культ
Цикл мифов сотворение мира
наказание людей за грехи
борьба бога солнца Ра с Апопом
смерть и воскрешение Осириса
Период около 6-4 тыс. до н. э. —
середина 1-го тыс. н. э.
Ареал Древний Египет, Синай, частично
Древняя Ливия, Нубия, Палестина
Медиафайлы на Викискладе

Древнеегипетская религия — система религиозных верований и ритуалов, практиковавшихся в Древнем Египте, начиная с додинастического периода и до принятия христианства. За свою многотысячелетнюю историю древнеегипетская религия прошла через различные этапы развития: от Древнего, Среднего и Нового царств до позднего и греко-римского периода.

Древнеегипетская религия традиционно считается политеистической, хотя в древнем Египте присутствовал ряд культов, имевших генотеистический характер, а также недолго просуществовал культ атонизма, который имеет признаки монолатрии. Этот факт иногда приводит к смешению понятий, некоторые строят теории о скрытой монотеистичности древнеегипетской религии, проводят связи между религией Египта и Израилем.

Христианство, которое сменило египетскую религию, характеризовало её как одну из форм язычества. Таким же термином её называют последователи кеметизма.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/5 Просмотров:34 860 30 578 49 251 8 084 37 147
  • ✪ Религия и мифология Древнего Египта (рус.) История древнего мира.
  • ✪ Мифология Древнего Египта (рассказывает египтолог Элеонора Кормышева)
  • ✪ История мировых религий. Часть 4. Религия Древнего Египта. Леонид Мацих.
  • ✪ Цивилизация Древнего Египта (рус.) История мировых цивилизаций
  • ✪ Архитектура и искусство Древнего Египта (рус.) История древнего мира.

Субтитры

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *