Птица это символ чего

Что за дивные птицы залетали к русичам? Часть 2

Самой совершенной, невиданной птицей была Жар-птица. Она жила в золотом тридесятом царстве или у Кащея Бессмертного в саду в золотой клетке. У нее светились глаза и оперенье, потому что она была частицей небесного огня, представляя двух богов — Солнца и Грозы. Ела она золотые яблоки, дававшие бессмертие, молодость и красоту. При пении из ее клюва сыпался отборный жемчуг, а ее желчь возвращала зрение слепцам. Нашедший ее перо становился необыкновенно счастлив.

Орел почитался как Царь-птица. Его покровителем был Перун-громовержец, главный бог древних славян, иногда сам принимавший вид богатырского орла. Эта гигантская птица в гневе изрыгала огонь и испепеляла целые города.

Особое место среди птиц занимал аист. Один человек однажды провинился перед Богом, и тот превратил его в аиста, повелев истреблять всех холоднокровных гадов. Аиста люди считали собратом и находили тому немало доказательств: аисты селятся рядом с человеком, имеют 5 пальцев, плачут слезами, умирают от любовной тоски и ревности. Убитого аиста принято было хоронить в гробике. Люди верили, что аисты улетали в райские земли, купались там в Человечьем озере, зимовали в образе людей, а после купания в Птичьем озере возвращались назад птицами. Аисты умели разгонять тучи и приносили из рая Ирия новых детей, наделенных душами некогда живших.

Все певчие птицы считались райскими и слугами божества любви Леля. Они были добры к людям. Жаворонки, или ирий-птицы, каждый год приносили весну из райских садов. Жаворонок помогал Божьей матери на земле, утешал ее. За это и она обласкала его на небе. Ласточка и вещая кукушка выполняли великую миссию: они хранили ключи от райского сада. Этими ключами они каждый год открывали лето и запирали зиму. Ласточке приписывали самые добрые дела в отношении людей: она могла сделать человека красивым, счастливым, любимым, да еще и уберечь от пожара.
А кукушка, посвященная богине весны Живе и богу времени Числобогу, предсказывала все о человеческой жизни и покровительствовала молодым девушкам.

К некоторым птицам люди относились неоднозначно. Петух, которого звали Будимир, Гласим или Боромир, был воплощением огня, но белый петух связывался со светлыми силами, а черный — с темными. Петух был главным оберегом от пожаров, нечистой силы и — единственной жертвенной птицей. Павлин — любимая птица богини подземного царства Нии, которая была дочерью Живы и в отличие от своего супруга Нияна жалела грешников, был прекрасен, но передразнивал крики грешников в аду.

Ворона опасались и связывали с царством мертвых, с нечистой силой, с колдовством. Это была птица Чернобога. Но с другой стороны, за ним признавали и положительные качества — мудрость и верность. Ворон раньше хранил ключи от рая, но был оттуда изгнан за неподобающий вид и голос. Ворон прихватил с собой один из ключей, и с той поры вороны, тайно проникая в рай, приносили оттуда людям живую и мертвую воду.

Скрюченные лапки воробья изуродованы за подлое и предательское поведение при казни Спасителя. Воробей веками считался дурной птичкой, приносящей беду. Для христиан воробей все равно что свинья для мусульман — существо, презираемое людьми и проклятое Богом.

Об очень плохих птицах — Соловье-разбойнике, кровожадной Гриф-птице и Птице-Юстрице (холере) — вспоминать не будем. Эти отвратительные, внушавшие ужас твари стали мифами.

Ушли былинные времена, много воды утекло с тех пор. Канула в небытие Жар-птица, но живут рядом с нами ее самые обычные сестры. Внешне они такие же, какими видели их далекие предки. А мы, как и предки, радуемся их прилету весной и печалимся, когда они улетают. Только для нас волшебство ушло: мы знаем точно, что летят они не в райские сады. Но все равно завидуем их власти над стихией ветра, восхищаемся красотой оперенья и голосами. И мечтаем, чтобы тех же птиц увидели в небе наши далекие потомки, которые смогут дойти до вершин цивилизации, не потеряв по дороге ни единой пичуги.

Теги: мифология, славяне, птицы

Что за дивные птицы залетали к Славянам?

В древности считалось, что землю, небо и воды населяют странные и удивительные существа, злые и добрые, ужасные и прекрасные. Были существа, подобные людям, были — вроде змей, лесных тварей или с телами, прихотливо собранными из разных животных.
Наши предки зависели от природы, были беззащитны перед стихиями, и каждое мифическое существо отвечало перед людьми за отдельную часть этих стихий. Люди надеялись на их заступничество или старались не сердить понапрасну. Среди существ были особо приближенные к грозным и далеким богам: птицы, которым доступны одновременно и земля, и вода, и небо. Птицы и птицелюди стали посредниками между людьми и богами.
Прародительницей всех птиц и птицелюдей была Стратим-птица = СтраНица Рати Ра (или Стрефил-птица). Откуда она прилетела на море-океан, на Белый камень, никто не знает, но одно из пониманий осталось, что имя её происходило от греческого слова струфокамил (страус). Стратим-птица взмахивала крылом — море начинало волноваться, кричала — поднималась буря, а когда летела — закрывала собой белый свет. На море вздымались огромные валы, корабли шли ко дну, и вода смывала с берегов всё живое. Птица воплощала самые разрушительные силы природы.
Другая древняя птица, прилетевшая в славянские земли из Древнего Египта, — Феникс, живший (или ещё живущий?) то ли 500 лет, то ли 12994 года, был похож на громадного орла. Чуя свой конец, Феникс взмывал высоко в небо и от небесного огня, отражавшегося в его красно-золотых перьях, поджигал своё гнездо, сплетенное из ароматных трав. Вернувшись назад, он сгорал вместе с гнездом. А из благоухающего огня возрождался новый Феникс. Это символизировало вечное умирание и возрождение природы, причем её мужского начала.
Царственный Феникс имел родственные связи с местными птице-человеками. Считалось, что он летал над морем на пару с вещей птицей Гамаюн. Может, от этого союза произошел птица-оборотень Финист Ясный Сокол, то гулявший в образе статного молодца, любимца красных девиц, то оборачивающийся соколом? Финист Ясный Сокол был стремителен, зорок и неотразим для врагов. Он был воплощением небесных стихий, птицей-молнией. На зиму он умирал, как умирает природа, или засыпал непробудным сном, а весной, как природа, — возвращался к жизни и любви. Вспомним и Жар птицу русских сказок.
Особенно почитаемы были ещё птицы Алконост, Гамаюн и Сирин. Жили птицедевы в раю — в Ирии, цветущем саду, где росло Древо жизни, били источники живой воды и обитали крылатые души умерших. Когда пели птицедевы, и души и живые люди забывали обо всём на свете. Алконост — добрая птица с прекрасным женским лицом. Имя её происходило от имени Алкионы, греческой царицы, что бросилась в море, не дождавшись любимого, и была превращена в зимородка. Алконост же летала в море откладывать яйца. Она погружала их в морские пучины, и пока к концу седьмого дня не вылуплялись птенцы, на море было затишье. Нитка красных бус на её шее обещала женщине счастливое замужество. А её песни приносили ясную солнечную погоду.
У Гамаюн тоже было женское лицо, пела она божественные гимны, кричала, предвещая счастье, и благоухала необыкновенно. Эта птица знала прошлое и будущее богов и людей, зверей и птиц. Она знала всё о сотворении мира и возвещала будущее тем, кто хотел слышать. Она была глашатаем богов, их посланницей на земле и всегда держала в лапах свиток с пророчествами.
А Сирин была темной райской птицей, посланницей владыки подземного мира. До пояса она была прекрасной женщиной, от пояса — птицей. Она — родственница гречанок-сирен, злобных женщин-птиц, увлекавших мореплавателей своими божественными голосами, чтобы потом растерзать их. Тот, кто слышал пение Сирин — тоже был обречен на беды и смерть.
Были еще Лебединые Девы, но жили они не в раю, а — в море, в реках и озерах, потому что были дочерьми Океан-моря. Являясь то обольстительными девушками, то белыми лебедями, Девы были добры к людям и дарили им счастье и воду из небесных источников. Сладкозвучные гусли — тоже их дар. Девы умели петь, но их пение слышали только праведники. Девы могли управлять самой природой, обладая сверхъестественной силой.
Те времена канули в Лету. Грустно, что нам, неправедным реалистам, уже не дано увидеть дивную птицедеву, не дано услышать её чудное пение, отводящее горести и печали. Но, может быть там — в райских садах среди душ предков нам удастся услышать голоса Алконост и Гамаюн, испить из небесных источников живой воды и забыть всё, что нас тревожило здесь, в таком не похожем на сказку мире.
Добавление.
Птица Могол
Могол – чудесная птица, неоднократно упоминаемая в славянских мифологических и фольклорных текстах. Главная отличительная особенность этого существа – невероятная сила. В частности, с Моголом связаны две легенды. Первая легенда повествует о том, как «могучая птица Могол» явилась на зов многомудрого Велеса и вынесла его из Нави, доставив в Правь, чтобы он мог напиться живой водой из Ирийского источника. Вторая легенда гласит, что птица Могол доставила сурицу (достаточно сложный и многоплановый образ, самое простое и распространённое его толкование – «нектар богов», дарующий эзотерическое просветление и обладающий исключительной чудотворной силой) с горы Березань (по другой версии это река), что стоит в мире Прави, братьям Перуна, дабы они могли оживить могучего бога-воина, побеждённого Чёрным Змием.
Таким образом, птица Могол также уникальна тем, что может свободно перемещаться между мирами, отдельными пластами многомерного космоса (имеются ввиду Явь, Навь и Правь). Это исключительная функция, которая в мифологии славян свойственна лишь богам. При этом стоит делать скидку на то, что воплощение в физическом мире (в мире Яви) для славянских богов, судя по тем же мифам, является не самой простой механикой, именно поэтому в физической реальности они чаще всего проявляются в виде у Велеса это Сирин и Алконост, у Семаргла – Рарог — в этом случае звучит как созидательный солнечный рог белого единорога и Лакшми сотворения (во 2 случае Рарок — солнечный Ра разрушительный огненный рок рокот Шивы) и Финист Ясный Сокол. Возможно, Могол также является чьим-то воплощением, однако, в дошедших до нас текстах и фольклорных элементах подобных упоминаний нет. Можно предположить, что Могол – воплощение Чернобога, как минимум, несомненно, что Навь является родными миром этой птицы. И нет никакого противоречия в том, что Могол помогала Велесу и Перуну. Ведь у наших Предков не было откровенно «плохих» богов, тех, кто ассоциировался со «вселенским злом» и обладал однозначно негативными чертами. Что весьма закономерно, как в практическом, так и в эзотерическом смысле. Ведь любая сила, будь то Хаос, Порядок, Созидание или Разрушение – суть разные фазы одного процесса. Так или иначе, но образ Могола однозначен – это уникальная птица, существо, обладающее исключительными способностями, рождённое «во тьме» мира Навьего, но служащее воле богов мира Прави.

LiveInternetLiveInternet

ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ
Излюбленный геральдический мотив — изображения разнообразных животных. Сегодня они могут быть чётко разделены на фантастических и реальных, но в прошлом наука не ставила под сомнение существование таких животных как дракон, единорог, грифон и других. В Средние века и долгое время после, представления о животном мире основывались на трудах античных авторов и более поздних, пропитанных мистицизмом и символизмом произведениях, таких как «Физиолог», создававшихся на основе легенд, мифов, рассказах путешественников. Животные в геральдике символизируют человеческие качества и различные философские понятия. Они делятся на животных-охотников (лев и другие хищники) и животных-жертв (к примеру, олень).
Надо заметить, что есть некоторые геральдические существа, которые носят названия реальных животных, но практически не имеют сходства с ними. К примеру, геральдический тигр выглядит скорее как лев или волк. Ниже приводится список наиболее распространённых в геральдике типов животных, естественных и фантастических. Будет интересно коротко рассказать о некоторых из них.
Наиболее распространённые типы животных (естественные):
Четвероногие животные
Лев — символ власти, силы, храбрости, отваги, великодушия.
Бык — символ плодородия, труда и терпения, а также скотоводства.
Конь — совмещающий храбрость льва, зрение орла, силу быка, быстроту оленя и ловкость лисицы.
Собака — Telbot (мастиф), а также Alaund и Greyhound — символ преданности и повиновения.
Кошка — символ независимости.
Овца (ягнёнок) — символ кротости.
Лань — символ робости.
Волк — символ злости, прожорливости и алчности.
Медведь — символ предусмотрительности и силы.
Олень — символ воина, перед которым бежит неприятель.
Кабан (вепрь) — символ мужества.
Слон — символ долгой памяти.
Антилопа
Кролик
Птицы
Птицы часто встречаются в геральдике, в общем выражая идею активной жизни. Вот перечень наиболее распространённых птиц.
Орёл — символ власти и господства, великодушия и прозорливости.
Павлин — символ тщеславия.
Пеликан — символ родительской любви.
Ворон — символ долголетия.
Журавль (с камнем в одной лапе) — символ бдительности.
Сокол — часто встречается в геральдике; изображался также с охотничьими атрибутами — кожаным колпачком с бубенчиком и ремешками (jessed, hooded and belled), с добычей, пучком стрел в когтях.
Лебедь — иногда изображался короной на шее (точнее, на горле), и в этом случае обозначался термином «cygney-royal» (англ. «cygnet» — молодой лебедь).
Сова — символ мудрости.
Страус
Аист
Грач
Попугай
Утка
Ласточка
Насекомые
Пчела — символ трудолюбия.
Муравей — также символ трудолюбия.
Бабочка — эмблема непостоянства.
Морские животные
Дельфин (Swift)- эмблема силы.
Морская раковина (Escallop) — первоначально раковина служила знаком того, что носитель герба совершил паломничество к христианской святыне Св. Яго в Компостелле, Испания (Sant-Jago de Compostella), но позже символизировала участие предъявителя герба или его предка в дальнем паломничестве или в Крестовом походе.
Змеи
Змей, который может быть и драконом — символ предосторожности и мудрости; поражаемый героем символизирует зло, свернувшийся кольцом символизирует вечность, ползущий — символ печали, раздора, неблагодарности, зависти; пьющий из чаши — символ медицины.
Фантастические животные
(Изображения и описания фантастических животных представлены в Бестиарии)
Растения
Дуб — символ крепости и силы.
Оливковое дерево — символ мира.
Пальма — символ долговечности.
БЕСТИАРИЙ
Бестиа́рий (от лат. bestia, «зверь») — Bestia в переводе с латыни — зверь, а бестиарием назывался в древнем Риме боец с дикими зверями на арене цирка. Позднее, в Средние века, это название получили нравоучительные трактаты, в которых на примере мнимых и реальных животных рассматривались различные христианские понятия. Одним из главных источников для подобных трудов был «Физиолог» или «Нравописание зверей» — сборник, появившийся, видимо, во II веке в Александрии, который со временем расширялся и переводился на разные языки, в том числе на древнерусский. В «Физиологе» в духе христианской религии разъяснялось символическое значение нравов животных. Вот как, к примеру, трактовался в «Физиологе» онокентавр, сочетавший в себе, по мнению авторов, две природы — возвышенную и низменную, олицетворяя двоедушного человека, помышляющего о добре, но не имеющего сил отступиться от грехов: «Таковы люди непостоянные, идущие по двум путям, таковы те, кто, посещая церковь, не оставляют греховных помыслов. У них вид прямодушный, но они далеки от того, чем прикидываются. Они умеют соблазнять, подобно еретикам, которые проникают в сердца невинных и слабых».
БЕСТИАРИЙ В ГЕРАЛЬДИКЕ
Геральдических животных много, поскольку любой зверь может быть избран геральдической эмблемой. В этом «Маленьком бестиарии» коротко рассказать лишь о некоторых из них. Здесь мы рассмотрим прежде всего фантастических существ, попавших в геральдику из мифологии, или специально для нее созданных.

ЛЕВ И ЛЕОПАРД
Лев — царь зверей, а также его разновидность — леопард, был одним из старейших и самых популярных геральдических символов. В Англии король Генрих I (1070-1135) использовал льва в орнаменте своего щита. Из 918 баннеретов короля Эдварда II (1285-1327) 225 имели на своих гербах льва.
Первоначально геральдические изображения были довольно примитивными, без детальной прорисовки (с XIII по XVI век в геральдике преобладал готический стиль, затем стиль барокко, а в XVIII веке — стиль рококо). При этом лев не отличался от леопарда — оба изображались удлинёнными, сухими и поджарыми, у льва не было гривы. Разница между ними была и остаётся не зоологической, а чисто геральдической, поэтому леопарда как отдельного геральдического животного фактически не существует. Классический геральдический лев должен стоять на задних лапах, и быть повёрнут в профиль. Если лев ступает на три лапы, а его голова повёрнута на зрителя, его следует называть леопардом (если голова такого леопарда повёрнута в профиль, он становится леопардовым львом). Лев, чья морда обращена на зрителя, называется львиным леопардом.


ОРЁЛ
Орёл — царь птиц. Наравне со львом он является старейшим и самым распространённым геральдическим существом. Ещё в древности во многих странах мира орёл был символом власти, могущества, смелости и быстроты. В религиях многих народов орлы — спутники богов или сами являются богами. С давних времён эта величественная птица служит имперским символом.
ДВУГЛАВЫЙ ОРЁЛ
Двуглавый орёл, весьма популярное геральдическое существо, возник, видимо, на востоке как символ соединения Мидийского царства с ассирийским, которое произошло в 598 году до нашей эры. Появление двуглавого орла в древнем Риме связано с Константином Великим (306-337) или Юстинианом I (527-565), когда объединились под одним скипетром обе империи — Восточная и Западная, имевшие в гербах одноглавого орла. Восточно-Римская империя до своего падения имела в гербе чёрного двуглавого орла с червлёными глазами и языками, и золотыми клювами и лапами. Затем он появляется на гербах государств, считающих себя преемниками Рима, например на гербе Священной Римской империи Германской нации, а также на гербах фамилий, произошедших от византийских императоров или соединённых с ними брачными узами. Таким путём он попал и в Россию, когда в 1472 году состоялся брак царя Иоанна III (1440-1505) с племянницей последнего византийского императора Константина XI Палеолога Зоей (Софьей).

ДРАКОН
Популярный в средневековье геральдический монстр. Изображался обычно с двумя крыльями, четырьмя ногами, длинным завитым остроконечным хвостом, с чешуйчатым телом. Когда дракон изображён без крыльев, он называется «lindworm», когда без ног — «serpent». С опущенной головой он называется побеждённым драконом.

ВАЙВЕРН
Разновидностью дракона является Вайверн — двуногий крылатый дракон с телом, переходящим в длинный остроконечный хвост, обыкновенно свернутый кольцом.

ЕДИНОРОГ
Единорог — великолепное мифическое животное, названное так из-за единственного длинного прямого рога во лбу. Одно из самых популярных мифических существ, символ чистоты и целомудрия. В разное время и в разных странах он выглядел по-разному, но в нашем понимании единорог такой, каким он предстаёт на гербе Великобритании, где он появился благодаря королю Джеймсу I (1566-1625), а ранее он был эмблемой английской «королевы-девственницы» Елизаветы I (1558-1603). Здесь он изображён с телом и головой лошади, с ногами и копытами оленя, с козлиной бородой, львиным хвостом и витым рогом во лбу. Самые ранние изображения единорога в виде однорогого быка встречаются в памятниках культуры третьего тысячелетия до нашей эры, в частности на печатях из древних городов долины Инда — Мохенджо-Даро и Хараппы. Единорог фигурирует в священных индийских текстах «Махабхарата» и «Атхарваведы». Влиянием этой позднейшей индийской традиции исследователи объясняют появление Единорога в западноазиатских (ближневосточных) и раннеевропейских мифологических системах. Греческая и Римская традиции рассматривали Единорога как реально существующего зверя и связывали его происхождение с Индией или Африкой. Ещё в конце XIX века находились учёные, верившие в реальность единорога (в качестве примера приведён рисунок из чешского гербовника — герб рода Смичковых).


ФЕНИКС
Феникс — известная с древности удивительная птица, обладающая способностью возрождаться к жизни после самосожжения. Классический феникс выглядит как птица, напоминающая орла (или цаплю) с золотыми и красными перьями.Феникс воспринимался христианами как символ воскресения, возрождения и бессмертия. Он был эмблемой (badge) английской королевы Елизаветы I.

МАРТЛЕТ
Мартлет (martlet) — мифическая безногая птица-вестник, напоминающая ласточку или стрижа; на гербе она изображается с двумя пучками перьев вместо ног. Распространённое геральдическое изображение, использующееся для обозначения четвёртого сына. Так же в рыцарской геральдике мартлетты символизируют дочерей рыцаря.
ГРИФОН
Грифон — древнее мифическое существо с телом льва и головой и крыльями орла. Древнейшее изображение грифона находится на печати, найденной на территории современного Ирана. Этой печати пять тысяч лет. Грифон очень большое, мощное и грозное животное. В мифологии грифоны часто выполняют функции стражей золота. Величественный грифон, сочетающий в себе льва — царя зверей и орла — царя птиц, был популярным геральдическим животным
ВАСИЛИСК
Василиск — экзотический монстр, убивающий взглядом. Историк и натуралист I века Плиний Старший в своей Естественной истории рассказывал о василиске как о небольшой змее с тремя выступами на голове, образующими что-то наподобие диадемы. Отсюда происходит и его название basiliscus-regulus (др.греч. базилевс — царь) и титул короля змей. Но в Средние века к описанию Плиния прибавились подробности происхождения василиска, что вызвало перемены в его облике — появилась разновидность василиска, названная «кокатрис». Считалось, что он рождался под звездой Сириус из круглого яйца, снесённого семилетним петухом и высиженного в навозной куче жабой. Столь невероятное совпадение факторов давало исключительный результат: василиск получался небольшим, с кошку, злобным существом с головой и ногами петуха, крылатым туловищем ящерицы (или жабы) и заострённым хвостом змеи. Он мог взглядом убивать людей и животных, от его смертоносного дыхания высыхала трава и растрескивались камни, а свист обращал в бегство даже ядовитых змей. Плиний описывает случай, когда всадник, убивший василиска длинным копьём, погиб вместе с лошадью от яда, дошедшего до него через древко. Но, по словам Плиния, дабы в природе ничто не оставалось без противовеса, имелся способ уничтожить монстра — стоило лишь показать ему зеркало, и тогда василиск умирал от отражения собственного взгляда. Некоторые источники предлагали и дополнительный способ: василиск мог погибнуть, если человеку удавалось заметить его раньше, чем монстр заметит его самого. Кровь василиска, смешанная с киноварью, может служить предохранительным средством от ядов и болезней, а также придаёт силу молитвам и заклинаниям.
Алхимия утверждала, что с помощью василиска можно превращать медь в золото. Для этой цели можно было вывести василиска искусственно. Вот какой способ разведения василисков предложен германским монахом Теофилом Пресвитером в труде «О различных искусствах», написанном в конце XI — начале XII века: «Есть … подземная темница, обложенная камнем и сверху, и снизу, и со всех сторон, с двумя столь малыми оконцами, что свет сквозь них едва проникает. Пускают сюда двух петухов двенадцати или пятнадцати лет и дают им еды обильной. Как разжиреют они, то от пыла, вызванного тучностью, спариваются и откладывают яйца. Когда яйца отложены, убивают петухов, и сажают жаб высиживать те яйца, и кормят их хлебом. Когда яйца насижены, вылупляются петушки, во всем подобные цыплятам, рожденным от курицы, но через семь дней вырастают у них змеиные хвосты». Затем следовало сжечь детенышей, смешать пепел с кровью рыжего человека и уксусом, и полученной смесью обработать медь (на рисунке из чешского гербовника — герб рода Враждовых).
ЙЕЙЛ
Йейл (ял, йель) — это животное также впервые описал Плиний Старший. Некоторыми чертами и размерами йейл напоминает антилопу. Шкура у него чёрная или рыже-коричневая. Главные его особенности — кабаньи клыки и длинные загнутые рога, которые можно было направлять в разные стороны, так как они были подвижными. Йейл был очень популярен в Средние века в качестве геральдического животного. В английской геральдике он становится одним из так называемых «королевских животных».
САЛАМАНДРА
Саламандра — очень древнее существо, упоминаемое ещё Аристотелем. Это ящерица-амфибия, обладающая чудесной способностью не сгорать в пламени. В геральдике она символизировала стойкость и иммунитет к опасности.
ЭНФИЙЛД
Энфийлд (Enfield)- животное с головой и хвостом лисицы, задними ногами и туловищем волка, имеющее вместо передних ног орлиные лапы. Очевидно, впервые это существо появилось в навершии герба рода Келли, которое приведено на рисунке. Так же это животное изображено на гербе лондонского округа Энфилд.
ТИГР
Геральдический тигр, которого называют «tyger», чтобы отличить от настоящего тигра (tiger), встречающегося в геральдике, имеет тело волка, хвост и гриву льва, мощные челюсти (верхняя оканчивается клювом) и вытянутую морду. Таким, очевидно, представляли его средневековые художники, никогда не видевшие реального зверя. По легенде, тигрица — грозная мать, готовая яростно защищать свое потомство, но человек может похитить ее детеныша, если будет держать перед собой зеркало — тигрица будет загипнотизирована собственным изображением и потеряет бдительность. Поэтому геральдические тигры иногда изображаются смотрящими в зеркало.
АНТИЛОПА
Геральдическая антилопа, называемая также «Agacella», мало походит на настоящую — это животное с головой геральдического тигра, кабаньими клыками, зазубренными рогами, с гривой на спине, телом антилопы и хвостом льва. Это существо было эмблемой (badge) короля Генриха V.
АЛЬФИН
Альфин (Alphyn) очень похож на геральдического тигра, но с более плотным и волосатым телом, густой гривой, вытянутыми ушами, длинным тонким языком и перекрученным хвостом. Передние лапы у альфина орлиные.
ПАНТЕРА
Геральдическая пантера всегда изображается «incensed», то есть огнедышащей (разъяренной), с пламенем, вырывающимся изо рта и ушей. Существо описывается как прекрасное и доброе. Когда пантера пробуждается ото сна, она издает приятное высокое пение, и восхитительный поток приятно пахнущего дыхания доносится из ее рта, так, что все звери следуют за ней (кроме дракона, который боится пантеры и убегает прочь). Пантера была эмблемой (badge) королей Генриха IV и Генриха VI. Иногда она изображается как обычное животное типа пантеры, иногда (особенно в немецкой геральдике) как существо с четырьмя рогами, коровьими ушами и длинным красным языком в виде пламени.
МОРСКОЙ ПЕС
Морской пес, возникал в воображении тех, кто никогда не видел настоящего морского котика, но слышал о нем от мореходов. Так морской пес был зачислен в семейство морских химер вместе с русалками, козерогами и прочими монстрами. Это существо использовалось в качестве эмблемы моряками и портовыми городами.

ДРУГИЕ МОРСКИЕ СУЩЕСТВА
Рыбий хвост может быть «приставлен» к любому животному или человеку. Полученные таким образом существа, нижняя половина которых изображалась в виде рыбьего хвоста, назывались «Marined». Таковы показанные здесь «морской человек» (Merman) и «морской конь» — гиппокамп.
ПЕГАС
Пегас — белоснежный крылатый конь из греческой мифологии. Изящный пегас был избран в качестве эмблемы Тамплиерами. Он символизировал славу, красноречие и созерцание.
КЕНТАВР
Кентавр — существо из античной мифологии, имевшее человеческую голову, руки и торс, переходящий в лошадиное тело. Существует и онокентавр — разновидность кентавра. Это получеловек-полуосёл, имевший не четыре, как кентавр, а только две ноги. В Средние века онокентавров изображали с луком и стрелами, также изображается и зодиакальный знак Стрельца (на рисунке из чешского гербовника — онокентавр на гербе Некчовых).
ГАРПИЯ
Гарпия (называемая также «Jungfraunadler») — существо из греческой мифологии с лицом и грудью женщины и туловищем орла (стервятника). Слово «гарпия» связано с древнегреческим глаголом «арпадзо» — «хватать, похищать». В геральдике гарпия выражает понятие «свиреп, когда спровоцирован», но может быть истолкована и как символ порока и страстей (если подразумевается побежденный враг).
БЛАЗОНИРОВАНИЕ ЖИВОТНЫХ
При блазонировании очень важно точно описывать животное, иначе, как и в случаях со многими другими геральдическими объектами, может возникнуть путаница. Для сокращения и упрощения описания животных были выработаны специальные термины. Важно отметить, что существует ограниченное и строго определённое число положений, в которых — и только в них — может изображаться животное в гербе. В геральдике принято изображать не конкретные предметы, а предметы обобщённые, иначе говоря, идею предмета, а не сам предмет. Геральдика — суть система военных опознавательных знаков, поэтому гербы должны нести на себе именно знаки — упрощённые образы, обнажающие суть предмета. Применительно к животным это означает, что изображаются только обобщённые виды существ, без учёта их породы и видовых особенностей — просто лев, просто медведь, просто конь, просто ворон и т.д., и т.п.
Животное идентифицируется, кроме собственно названия, по двум признакам — позе и атрибутам. Животное может стоять, шествовать, сидеть, бежать или лететь; принятые в геральдике позы и положения животных подробно рассматриваются ниже. К атрибутам относятся различные предметы, дополняющие фигуру животного — обычно это какие-либо вещи, которые животное держит во рту, несёт на себе или сжимает в лапах.
Стандартное положение геральдического животного, почти всегда изображаемого в профиль, есть обращённое геральдически вправо, поэтому специально не блазонируется. Животное, обращённое в противоположную сторону — геральдически влево — блазонируется как «обращённое».
Для льва стандартное, принятое по умолчанию, положение — вздыбленное. Для орла — обращённое впрям, с головой, повёрнутой вправо, с распростёртыми крыльями, с расставленными лапами с растопыренными пальцами, с хвостом, опущенным вертикально вниз. Во всех остальных случаях поза, положение геральдического животного должно быть описано с использованием принятой терминологии.
ПОЗЫ и ПОЛОЖЕНИЯ
Бегущий (англ. Courant) – изображается с конечностями, вытянутыми вместе вперёд и назад, то есть оторвавшийся от поверхности
Вздыбленный (англ. Rampant) – изображается стоящим на задних конечностях, причём правая выставлена вперёд, с передними конечностями, выставленными перед собой, причём правая несколько поднята вверх, а левая – вниз. Эта поза считается нормальной только для льва, поэтому при его описании не уточняется, но при блазонировании всех остальных животных должно быть упомянуто (например, «вздыбленный грифон» и т.п.).
Впрям (англ. Affronty) – изображается повёрнутым передней своей частью к зрителю, анфас; это относится как к целым животным, так и к отдельным их головам; человек в гербах почти всегда изображается впрям.
Впрям смотрящий (англ. Guardant) – изображается с головой, повёрнутой к зрителю, так что видны оба глаза.
Всплывающий (англ. Haurient) – применяется к рыбе, изображаемой вертикально, головой вверх; то же, что «в столб».
Завязанный узлом (англ. Nowed) – применяется к змее, изображаемой с телом, изогнутым и переплетённым на подобие кренделя, а также к каким-либо частям животного (например, к хвосту).
Кровоточащий (англ. Vulned или Distilling drops of blood) – может применяться к геральдическому пеликану, кормящему птенцов кровью из своей расклёванной груди, или к отдельным частям тела человека или животного (голове, руке или лапы), изображаемых с капающей с них кровью (также см. «раненый»).
Летящий (англ. Volant) – применяется к птице или крылатому зверю, изображаемому с распростёртыми крыльями, оторвавшимся от поверхности.
Ныряющий (англ. Urinant) — применяется к рыбе, изображаемой вертикально, головой вниз; то же, что «опрокинутый в столб» (ср. «всплывающий»).
Обернувшийся (англ. Reguardant) – изображается оглядывающимся назад, то есть с головой, повёрнутой в противоположную сторону.
Обращённые (англ. Contourne) – применяется к фигурам, изображаемым развёрнутыми передней своей стороной влево, то есть противоположно нормальному геральдическому расположению.
Отдыхающий (англ. Couchan) – изображается лежащим, с вытянутыми вперёд передними конечностями и поднятой головой.
Плывущий (англ. Naiaint) применяется к рыбе, изображаемой горизонтально, головой вправо; однако такое положение рыбы есть нормальное, поэтому может вовсе не блазонироваться (ср. «всплывающий»).
Пожирающий (англ. Vorant) – изображается заглатывающим кого-то или что-то, то есть с частью добычи, виднеющейся из разверстой пасти; часто так изображается геральдический дельфин, пожирающий небольшую рыбу, но самый известный пример – герб Герцогства Миланского со змеем, пожирающим младенца (хотя в действительности – в соответствии с легендой, иллюстрацией к которой является герб – змей не заглатывает, а наоборот – изрыгает из себя младенца).
Пронзённый (англ. Enfiled) – проткнутый насквозь каким-либо предметом горизонтально, вертикально, наискось справа или слева.
Противоидущие (англ. Counter Passant) – применяется к двум животным, расположенным рядом и идущим в противоположных направлениях, причём правое обращено головой вправо, а левое животное – головой влево; или, как это чаще бывает, к двум животным, расположенным в столб, одно под другим, из коих верхнее повёрнуто, как и положено, вправо, а нижнее – влево.

Противопоставленные (англ. Combattant) – применяется к фигурам, изображаемым рядом, повёрнутыми друг к другу передними сторонами (то же, что «борющиеся» применительно к двум вздыбленным животным в этой же позиции).
Противопоставленные обращённые (англ. Addorsed) – применяется к фигурам, изображаемым рядом, повёрнутыми друг к другу задними сторонами, а к краям щита — передними сторонами.
Прыгающий (англ. Salient) – изображается стоящим на сомкнутых задних конечностях, с передними конечностями, вытянутыми вперёд и несколько вверх.
Раненый (англ. Vulned) – изображается с пятном червлёной крови, причём указывается место, где находится рана (например, раненый в плечо, раненый в грудь и т.п.) (также см. «кровоточащий»).
Сидящий (англ. Sejant) – изображается сидящим, опирающимся на прямые передние конечности; но имеется исключение из этого правила для белок и мышей, которые изображаются сидящими с передними лапками поднятыми перед собой, наподобие «вздыбленно-сидящего льва» (см.).
Согнутый (англ. Embowed) – применяется к рыбе, изображаемой вертикально и несколько согнутой в дугу вправо; также применяется к руке, согнутой в локте.
Соединённые (англ. Conjoined) – применяется ко всем фигурам, расположенным так, что касаются друг друга.
Спящий (англ. Dormant) – изображается лежащим, с вытянутыми вперёд передними конечностями и положенной на них головой.
Стоящий (англ. Statant) – изображается, в отличие от «шествующего», стоящим на всех четырёх прямых конечностях.
Шествующий (англ. Passant) – изображается ступающим на три конечности, причём правая передняя вытянута вперёд и немного вверх, левая передняя и правая задняя выставлены немного вперёд, а задняя левая несколько вытянута назад.

murmia

Герб (польск. herb от нем. Erbe — наследство) — эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба (человека, сословие, род, город, страну и т. п.). Изучением гербов занимается геральдика.
Гербы обычно состоят из следующих элементов: щит, шлем, намёт (выходящие из шлема украшения), корона, нашлемник, щитодержатели (изображения людей, аллегорических фигур или «геральдических зверей», стоящих на задних лапах), мантия и девиз
Список гербов в Википедии:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B1#top
ДЕВИЗ – выразительное изречение, афоризм, имеющий прямое или аллегорическое отношение к гербовладельцу. Помещается на узкой ленте под или над щитом. Цвет ленты и букв должен соответствовать цвету или металлу герба.
ЩИТ – геометрическая фигура, на которой помещаются гербовые фигуры. В русской геральдике принят так называемый французский щит – четырехугольной формы с закругленными нижними углами, с заострением в средней части нижней кромки щита, с соотношением ширины к высоте, равной 7:8. Среди других форм щита выделяются треугольный (варяжский), круглый (английский), овальный (итальянский), фигурный (немецкий), плоский сверху и закругленный внизу (испанский) и многие другие.
Символы на гербе:
1) животные:
БЫК – символ труда и терпения, плодородия и скотоводства
ВОЛК – символ алчности, злости и прожорливости. Помещается в гербах как знак победы над алчным, злым противником
ВОРОН – символ предусмотрительности и долголетия
ГОЛУБЬ – символ смирения и чистоты, святого Духа.
ГРИФОН – чудовищная птица с орлиным клювом и телом льва. Символизирует могущество, власть, бдительность, быстроту и силу. http://klassnii.ru/publication.php?pub_id=82012 изображен на фамильном гербе Романовых
ДРАКОН – фантастическое существо с головой и ногами орла, языком в виде жала, туловищем змея, крыльями летучей мыши и толстым кольчатым хвостом. Символизирует силу и могущество. Как змий (змей), которого поражает всадник, символизирует зло и смуту.
ЕДИНОРОГ – мифическое животное с телом лошади и длинным рогом на лбу. Символизирует силу, непобедимость, устрашение. В христианстве – символ чистоты и девственности. http://klassnii.ru/publication.php?pub_id=82024
ЖУРАВЛЬ – символ бдительности (пример, герб Уганды)
ЗМЕЯ – символ мудрости, добра и предосторожности. Змея, свернувшаяся кольцом – символ здоровья; держащая во рту хвост – символ вечности, бесконечности, бессмертия; ползущая – символ печали; пьющая из чаши – символ врачевания, медицины.
КАБАН – символ неустрашимости и могущества.
КОШКА – символ независимости.
КОНДОР — символ достоинства и независимости (Боливия)
ЛЕВ – символ власти, силы, храбрости и великодушия. http://klassnii.ru/publication.php?pub_id=82019
ЛЕОПАРД – символ стойкости, смелости и отваги в бою.
Леопардовый лев — это геральдическое название и изображение идущего льва с головою, обращенной в профиль (пример, герб Дании) или телом повернутые в профиль, идущие в одну из сторон но с головами обращенными на зрителя (герб Эстонии)
Лев, чья морда обращена на зрителя, называется львиным леопардом
(герб Англии)
МЕДВЕДЬ – символ предусмотрительности и силы.
герб Берлина герб Ярославля
ОВЦА – символ кротости, доброты и сельской жизни.
ОЛЕНЬ – символ воина, перед которым бежит неприятель.
ОРЕЛ – символ власти, господства, независимости, силы, а также великодушия и прозорливости. Двуглавый российский орел – символ единства европейской и азиатской частей России, преемственности христианства от Византии, символ высшей власти. http://klassnii.ru/publication.php?pub_id=82018
ПАВЛИН – символ тщеславия и суетности. Помещался в гербах как знак победы над гордым противником.
ПЕЛИКАН – символ бескорыстия и самопожертвования, благотворительной помощи и заботы.
ПЕТУХ – символ бодрствования, бдительности, верного стражника, символ боя, сражения, борьбы. Петух также символизирует мужское активное начало, силу и энергию.
герб Валлонии
ПЧЕЛА – символ трудолюбия и неутомимости.
РАЙСКАЯ ПТИЦА (ГАМАЮН) – мифическая птица счастья. Символизирует также мир, богатство, благополучие, величие. На Руси считалась и вещей птицей. Связана с удивительными преданиями и легендами, уходящими в глубокую древность Востока.
СОБАКА – символ верности, преданности, бдительности и послушания. Редко – символ врачевания (зализывает раны).

герб Канарских островов
СОВА – символ мудрости, смекалки и расторопности.
герб Нового Уренгоя
СОКОЛ – символ храбрости, ума и красоты.
ФЕНИКС – мифическая птица, возрождающаяся из огня и пепла. Символ возрождения и бессмертия.
2) Цвета на гербе:
ГОЛУБОЙ ЦВЕТ – символизирует красоту, величие, верность, доверие, безупречность, а также развитие, движение вперед, надежду, мечту. Изображается горизонтальными линиями.
КРАСНЫЙ ЦВЕТ – символизирует любовь, мужество, смелость, великодушие, а также кровь, пролитую за веру, государя, отечество.
ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ – символизирует изобилие, плодородие, радость, свободу, покой и мир. Изображается диагональными линиями справа налево.
ЗОЛОТО – символизирует справедливость, милосердие и смирение, а также богатство, знатность, самостоятельность.
СЕРЕБРО – геральдический металл, изображаемый белым цветом. Символ веры, чистоты, искренности, чистосердечности, благородства, откровенности и невинности.
ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ – символ образованности, скромности, осторожности, постоянства в испытаниях, скорби и печали. Изображается пересекающимися вертикальными и горизонтальными линиями.
ПУРПУРНЫЙ ЦВЕТ – символ достоинства, благочестия, умеренности, щедрости и верховного господства. Изображается диагональными линиями слева направо.
3) Растения на гербе:
ДУБОВЫЙ ЛИСТ – символизирует силу, могущество, прочность, борьбу и победу. Дубовые листья помещались в гербах губерний.
КОЛОС – символизирует земледелие, богатство земли. Помещался в гербах городов и посадов, отличающихся земледелием.
ОЛИВКОВАЯ ВЕТВЬ – символ мира и процветания
ЛАВРОВЫЙ ВЕНОК — символ победы
4) прочие символы:
СОЛНЦЕ – символ истины, провидения, богатства и изобилия
СКИПЕТР – фигура в виде жезла с наконечником сверху. Символизируя высшую власть монарха, изображался в гербах столиц и городов постоянного пребывания царствующих особ.
МЕЧ – старинное оружие в виде длинного обоюдоострого ножа с рукоятью и эфесом. Символизирует готовность к защите отечества, рода, города от врагов, а также участие в сражениях. В гербах часто изображается и так называемый огненный (пламенеющий) меч – символ не только военного, но и духовного оружия, которое символизирует просветительство, свет, добро.
МОЛОТ – символизирует упорный нелегкий труд ремесленников и рабочих. Помещался в гербах городов, отличающихся промышленным производством.
МАНТИЯ – накидка в виде плаща или палатки, прикрывающая герб. Применяется в гербах государей, принцев и князей. Изготавливается из темно-малинового бархата, подбитого горностаевым мехом и отделанного золотой бахромой. Верхние углы мантии перевязаны золотыми шнурами с кистями.
ВОССТАЮЩИЙ – положение животного, стоящего на задних ногах, когда правая нога впереди, а левая сзади. Символизирует готовность напасть на врага или добычу. Если в тексте описания герба сказано, что в поле щита лев, то это означает, что он изображен именно в этом положении.
КОРОНА – символизирует господство и власть. В гербах используется множество различных корон: античная, баронская, герцогская, графская, дворянская, императорская и многие другие. В гербах городов широко применялись и стенные (башенные) короны, различавшиеся по цвету и количеству зубцов на них: золотого цвета – в гербах губернских, серебряного – в гербах уездных городов. Башенная корона о пяти зубцах – в гербах городов с населением больше 50 тысяч человек, о трех зубцах – в гербах городов с населением меньше 50 тысяч человек.
КАДУЦЕЙ (жезл Меркурия) – жезл, обвитый глядящими друг на друга змеями. Символ торговли, изобилия, острого разума, красноречия и прилежания в труде, мирного разрешения споров.
ЗВЕЗДА — Звезда о трех лучах используется некоторыми масонскими ложами. Звезда о четырех лучах обычно считается путеводной. Звезда о пяти лучах («Марсова») часто символизирует вооруженные силы и воинскую славу. Звезда о семи лучах считается «восточной»: она часто употребляется в гербах дворянских родов, имеющих восточное происхождение (до последнего времени она присутствовала в гербе Грузии). Восьмилучевая звезда — орденская, символ высокой награды (в христианстве она также обозначает Вифлеемскую звезду).
5) символы, заинтересовавшие меня при рассматривании гербов и показавшиеся мне любопытными:
Палка с надетой на нее «шапкой Свободы» (иначе, Фригийская шапка — головной убор древних фригийцев, имела форму высокого колпака, верх которого ниспадал кпереди, часто снабжена была двумя клапанами на ушах; встречается на многих древних статуях (особенно Париса). Послужила образцом для шапочки якобинцев во время великой французской революции; с тех пор — символ свободы), они символизируют желание стоять на страже свободы своей страны. (например, на гербе Аргентины)
РАЗОРВАННАЯ ЦЕПЬ — символизирует свободу и независимость
герб РФ
из Федерального Закона о Государственном гербе Российской Федерации:Статья 1. Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём змея.

История Российского герба:
Великий князь Московский Иван III (1462-1505) женился на византийской царевне Софье Палеолог. Чтобы завоевать уважение других государств, он принял родовой герб византийских царей — Двуглавого Орла. Византийский герб с изображением орла олицетворял независимость. Две головы символизировали власть над восточной и западной частью империи. На головах орла были изображены две короны, знак двойной власти. Когда Иван III превратился из Великого князя в царя Московского, он взял для своего государства новый герб — Двуглавого Орла. Иван III в 1472 году возложил на обе орлиные главы Цесарские венцы. В это же время на груди Орла появляется щит с изображением иконы Святого Георгия Победоносца. В 1480 г. царь Московский становится Самодержцем — независимым и самостоятельным главой государства, чья воля для всех — закон. А вот уже сын Ивана III, Василий III (1505-1533) возлагает на обе главы Орла одну общую самодержавную Шапку Мономаха.

В 1610 году впервые в лапе Орла появляется Скипетр — символ твердой власти. Слово происходит от соединения двух греческих слов: «палка» и «опираюсь». Это один из знаков монархической власти. Шекспир писал о скипетре так: «Он — атрибут величья и почета, внушающий пред царской мощью трепет». Жажда «скипетра» пробудила в народе волну патриотизма и привела к освобождению Москвы и избранию новой династии в лице Михаила Федоровича Романова (1613-1645), прозванного народом Тишайшим.

На протяжении 1472-1918 гг. русский Орел несколько раз меняет свои формы. На иконах Святой Георгий Победоносец всегда скачет слева направо, то есть с запада на восток, угрожая извечным врагам — монголо-татарам. Теперь же враг оказался на западе: поляки и Ватикан не оставляли своих надежд привести Русь в католическую веру.
другие примеры государственных гербов:
1. Республика Ирак. Ирак — государство в Западной Азии, на юго-востоке имеющее узкий выход к Персидскому заливу Индийского океана. Столица Багдад
2. Арабская Республика Египет, столица Каир, Египет — государство на северо-востоке Африки, омываемое Средиземным и Красным морями, которые соединены Суэцким каналом
3. Сирийская Арабская Республика. Сирия — государство в Западной Азии, на берегу Средиземного моря. Столица — Дамаск.
4. Федеративное государство Австралия. Австралия является шестой страной в мире по размеру территории и занимает одноименный материк и некоторые острова. Омывается Коралловым и Тасмановым морями Тихого океана, а также Арафурским и Тиморским морями Индийского. Столица — Канберра.
5. Республика Чили. Чили — сильно вытянутое с севера на юг государство (его «длина» составляет около 4000 км. при средней «ширине» в 150-200 км.) на юго-западе Южной Америки. Омывается водами Тихого океана. Столица — Сантьяго.
6. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Великобритания — островное государство (расположено на Британских островах) на северо-западе Европы. Столица — Лондон.

Tags: образование

Урок изобразительного искусства по теме «Символика цвета и формы в украшении предметов народного быта»

Цель:

  • формировать навыки создания художественного образа в декоративной композиции.

Задачи:

  • продолжить знакомство с понятием “декоративно-прикладное искусство”, со славянской орнаментальной символикой;
  • формировать понимание связи между представлениями людей об устройстве мира и образным строем орнамента;
  • познакомить с символическим значением предмета народного быта – полотенца;
  • развивать умение составлять декоративно-сюжетные композиции в связи с оформлением предметов быта, творчески применяя знания народной символики для создания орнамента;
  • воспитывать любовь к Родине, её традициям и народной культуре;
  • воспитывать активность, трудолюбие, аккуратность.

Оборудование:

  • для учащихся — эскизы полотенец, цветные карандаши, фломастеры;
  • для учителя – карточки-задания для групповой работы, табличка с понятием “декоративно-прикладное искусство” (на доске).

Зрительный ряд:

  • вышитые полотенца,
  • выставка-композиция из предметов декоративно-прикладного искусства,
  • таблица с изображением знаков-символов,
  • таблица “Символика цвета”,
  • иллюстрации с изображением вышитых природных орнаментов (“Берегиня”, “Древо жизни”, “Птицы”, “Конь”).

Музыкальный ряд:

  • аудиозапись “Народные мелодии”.

Ход урока

I Организационный этап.

  1. Проверка готовности к уроку.
  2. Приветствие.
  3. Сообщение темы.

— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с народным творчеством, которое берет свое начало в древних временах.

II Введение.

— С древних времен человека окружал загадочный мир природы, полный таинственных непонятных явлений.

Человек полностью зависел от природы и старался приспособиться к окружающей среде. Так появились верования в сверхъестественные силы природы: солнце, небо, воду, землю, растения.

Эти явления природы приобретали разнообразные изобразительные формы и цветовые решения.

Люди изображали явления природы и окружающий их мир на стенах жилищ, посуде, одежде, прося у них хорошей погоды, богатого урожая и защиты от грозных стихий и злых духов.

Так появилось декоративно-прикладное искусство.

III Повторение.

– Кто может объяснить значение этого понятия?

Декоративно-прикладное искусство – это искусство создания предметов, которые можно использовать не только по и их прямому назначению, но и в качестве украшения.

— Все предметы, окружающие человека должны быть не только удобными, практичными, но и красивыми. Почему?

ДПИ имеет свой совершенно особый образный язык, освоение которого даёт возможность увидеть и понять особую красоту предмета, задуматься о смысле, который он выражает.

2. Образный язык ДПИ имеет свои особенности. Цвет и форма имеют символическое значение.

— Люди верили, что если желание “изобразить”, то оно обязательно сбудется. Изображали свои желания они с помощью знаков, в которых скрывается тайна. Давайте попробуем эту тайну разгадать и прочитаем эти загадочные знаки.

(На доске таблица, с которой учащиеся уже познакомились на прошлом уроке).

ЗНАКИ СОЛНЦА ЗНАКИ ЗЕМЛИ ЗНАКИ ВОДЫ

Каждой группе дается карточка-рисунок с символической композицией.

Задание: объяснить смысл изображения, обосновав своё решение.

(каждая группа совещается и комментирует изображение)

3. – Цвет тоже имел символическое значение, нес в себе определенный смысл.

Солнце, жизнь
Трава, деревья
Праздник
Надежда
Огонь
Земля

Задание: соотнести цвет с его символическим значением.

  • почему для изображения “солнца”, “жизни” был выбран красный цвет? (красный – красивый, самое дорогое и главное изображалось этим цветом).
  • люди изображали в орнаментах и узорах то, что было для них важно. Почему среди этих важных вещей есть такой символ, как огонь?
  • используя голубой цвет, люди выражали надежду, мечту. А как на ваш взгляд, о чем могли мечтать наши предки, жившие 100-200 лет назад.

IV Изучение нового материала.

  • вукрашении предметов быта использовались и другие природные мотивы: берегиня, дерево жизни, изображения птиц и коней.
  • какой смысл стоит за каждым из этих символов нам расскажут ребята.

1. Сообщения учеников.

Берегиня – так называли изображение женщины с поднятыми руками. Это наиболее почитаемое божество олицетворяло плодородие земли, источник жизни, урожая, тепла и защиты для крестьян. Берегиню часто изображали на одежде, полотенцах, стенах домов и всегда её фигура переплеталась с изображением птиц и растений.

Дерево жизни – символ вечной жизни, процветающей природы и счастливого продолжения рода. В произведениях народного искусства древо жизни изображалось в виде разветвлённого растения, с цветами, плодами, с причудливыми птицами, сидящими на ветвях.

Птицы – изображения птиц были особенно разнообразными и красивыми. С удивительными гребешками, пышными хвостами и узорчатыми перьями. В давние времена люди верили, что птицы прогоняют своим звонким пением зимнюю стужу и приносят на крыльях весну — красну и тёплое лето. Птицы – это символ счастья, весны, тепла, света.

Конь – крестьянский кормилец, опора всего хозяйства. Конь — один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце приобретало образ коня, а конь как бы приобретал силу солнца.

2. Микроитог:

  • Берегиня – символ плодородия земли, богатого урожая;
  • Чудо-дерево – символ вечной жизни;
  • Птицы – символ счастья;
  • Конь – символ солнца.

— Все природные мотивы взяты из жизни, из природы, но в ДПИ выглядят иначе, чем в реальности: они всегда преобразованы фантазией художника в выразительные обобщённые образы без мелких деталей и подробностей.

3. Рассказ о значении полотенца в жизни русского человека.

— Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц- рукодельниц. Праздничные одежды, покрывала, скатерти, полотенца – все было украшено вышитыми орнаментами.

Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости.

У наших предков, например, существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром – от ночных страхов, вечером – от дневных забот. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем. Утром – нижним краем, где изображался восход солнца, а вечером – верхним, который символизировал закат.

— Все в жизни наших предков было не случайно, символично. Давайте попробуем изобразить движениями древние символы, а заодно и немного отдохнем.

V Физминутка.

Солнечный знак покажем вот так
(руками показывают круг)
Лучи распускаем, землю согреваем.
(руки протягивают в стороны)
У неба попросим дождик проливной.
(руки поднимают вверх)
Его изобразим волной.
(кистями рук имитируем волны)
Дождик застучал по крыше
(руки над головой “домиком”, топают, изображая звук дождя)
А потом все тише-тише.
(шаги на месте на носочках)
В землю весною семена сажаем
(присели)
Зелеными росточками летом прорастаем
(поднимаются, раскрывая руки вверх).

VI Объяснение задания.

— Выполнить эскиз вышитого полотенца. Украсить полотенце узорами и орнаментами. Используя знаки солнца, земли, воды составить из них более сложные композиции (пример на доске) и расположить их в полосках. Центр композиции украсить древними символами плодородия (Берегиня), вечной жизни (Древо жизни), счастья (Птицы), солнца (Конь).

VII Практическая работа.

(звучат народные мелодии)

VIII Выставка и анализ работ.

IX Итог урока.

— На Руси существовала еще одна традиция, связанная с полотенцем: встречать дорогих гостей хлебом-солью, подавать хлеб на вышитом полотенце.

— Встречайте гости нашу хозяюшку (выходит ученица, выносит на полотенце каравай и угощает присутствующих):

Здравствуйте, добры молодцы!
Здравствуйте, красны девицы!
Здравствуйте, люди честные,
Гости наши дорогие!

Потрудились вы на славу,
Всем на удивленье!
А теперь все вместе дружно
Принимайте угощенье!

— Почему основной цвет, используемый в народных орнаментах и узорах, да и в ваших работах — это красный? (цвет жизни)

— Верно, самое большое желание людей – жить. Оказывается, люди верили в то, что если желание изобразить, то оно обязательно сбудется.

— Какие еще желания люди выражали через орнамент? О чем они просили силы природы? (о дожде, об урожае)

— А почему это были главные желания? (от них зависела жизнь людей).

— Теперь, я думаю, увидев предметы народного искусства, вы сможете не только полюбоваться их красотой, но и суметь разгадать тайну, которую скрывают узоры и орнаменты.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *