Психологические тесты для приемных родителей

9.5. Подходы к психологической диагностике подростков-сирот

Насколько нам известно, не существует ни одной психологической диагностики, стандартизированной на выборке воспитанников детских домов. А ведь ограниченность жизненного опыта этих детей, очевидно, вносит искажения в понимание и исполнение любых заданий.

Особенно подвержены такому искажению вербальные тесты и опросники. Чем больше времени ребенок или подросток провел в интернатном учреждении, чем более закрытым, изолированным от окружающего мира был его детский дом, тем больше страдает его понятийная и вербальная сфера. Он может не знать слов, неправильно понимать их смысл, может быть не осведомленным об элементарных вещах. Поэтому для подростка-сироты практически непосильны вербальная часть теста Векслера, ШТУР и т.д. Однако при рассуждении о вещах, которые входят в его личный опыт и значимы для него, он может проявить приличные вербальные способности.

Необходимо учитывать также быструю утомляемость, истощаемость этих подростков. Методики для них надо подбирать сравнительно короткие, чередовать разнообразные вербальные и невербальные задания. Объемные тесты лучше сокращать или давать в несколько приемов.

Многие традиционные подростковые опросники не применимы для воспитанников детских домов (например ПДО). Вопросы таких шкал, как «Отношение к родителям», «Отношение к окружающим», «Отношение к друзьям», имеют для них иной смысл в отличие от подростка, растущего в семье, и отвечать такой ребенок будет по-другому. Такие же искажения будут наблюдаться в шкалах «Отношение к еде», «Отношение к деньгам», «Отношение к одежде», «Отношение ко сну», так как в интернатном учреждении все это регламентировано и воспитаннику оставлен совсем малый диапазон для собственного выбора.

Из-за узости личного опыта как собственной деятельности, так и общения со взрослыми, из-за нивелирования индивидуальности и неразвитости интересов воспитанников интернатов мало полезны такие методики, как ДДО и «Карта интересов». Воспитанник детского дома, как правило, не знает, что ему нравится и чего он хочет. Профориентацию лучше строить на выявлении природных возможностей и способностей подростка, как предметных, так и специальных.

В компании с Евой

Тесты по курсу «Воспитание детей в детском доме»
1. Тип образовательного учреждения для обучения детей с отклонением в развитии — это:
а) учреждение дополнительного образования;
б) коррекционная школа;
в) гимназия;
г) детский дом
2. Какие дети нуждаются в социально-педагогической реабилитации:
а) сироты;
б) социально-запущенные дети;
в) несовершеннолетние правонарушители;
г) все ответы верны.
3. Понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» — это:
а) оставшиеся без попечения родителей;
б) инвалиды;
в) жертвы насилия;
г) отстающие в учебе.
4. Понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» относятся:
а) оказавшиеся в экстремальных условия;
б) имеющие недостатки в психическом или физическом развитии;
г) жертвы вооруженных конфликтов;
д) имеющие задолженности по учебе.
5. Понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» относятся:
а) отбывающие наказание в виде лишения свободы;
б) проживающие в малоимущих семьях;
в) с отклонениями в поведении;
г) с отклонениями в здоровье.
6. Заповеди педагогического общения:
а) необходимо избегать штампов в общении с детьми;
б) нужно чаще улыбаться детям;
в) очень важно преодолеть негативные установки по отношению к отдельным детям;
г) для общения необходимы паузы.
7. Во время диалога в конфликтной ситуации желательно придерживаться правил:
а) соблюдайте такт, корректность по отношению к оппоненту;
б) будьте категоричны, отстаивая свою точку зрения, не допускайте сомнений в самом себе;
в) не перебивайте без надобности, сначала слушайте, а потом говорите;
г) в своих доводах опирайтесь на факты, а не на слухи и чужие мнения.
8. Во время диалога в конфликтной ситуации желательно придерживаться правил:
а) старайтесь правильно задавать вопросы, они являются основным ключом в поисках истины;
б) старайтесь оппоненту внушить свою точку зрения;
в) предложите готовые «рецепты» для скорейшего решения проблемы;
г) все ответы верны.
9. Одной из причин формирования отклоняющегося поведения является негативная личностная позиция самого ребенка:
а) отклонения в самооценке подростка;
б) отклонения в личностных притязаниях подростка;
в) безразличие к нравственному самосовершенствованию;
г) все ответы неверны.
10. Какие дети нуждаются в социально-педагогической реабилитации:
а) сироты;
б) социально-запущенные дети;
в) несовершеннолетние правонарушители;
г) все ответы верны.
11. В задачи опекуна входит:
а) воспитание и развитие ребенка;
б) защита его прав;
в) контроль за сохранением и использованием имущества;
г) все ответы верны.
12. Кризисные периоды в поведении и психике ребенка:
а) кризис 1 года;
б) кризис 3 лет;
в) кризис 5 лет;
г) кризис 7 лет.
13. Методы организации повседневного общения, делового, товарищеского, доверительного взаимодействия и взаимовоздействия:
а) метод уважения детской личности;
б) педагогическое требование;
в) педагогическое принуждение;
г) убеждение.
Укажите неверный ответ.
14. Факторы, являющиеся источником отклонения в развитии ребенка;
а) биогенные;
б) социогенные;
в) бытовые;
г) психогенные.
15. Отклонениями в поведении детей является:
а) детский алкоголизм;
б) наркомания;
в) беспризорность;
г) неумение себя контролировать.
16. Психологическая деформация семьи связана с :
а) нарушением системы межличностных отношений и асоциальными установками ее членов;
б) низким уровнем образования родителей;
в) отсутствием одного из родителей;
г) малодетностью современной семьи.
17. Структурная деформация семьи связана с:
а) низким уровнем образования родителей;
б) нарушением системы межличностных отношений;
в) отсутствием одного из родителей;
г) авторитарным стилем воспитания.
18. Тип образовательного учреждения для обучения детей с отклонением в развитии – это:
а) учреждение дополнительного образования;
б) коррекционная школа;
в) гимназия;
г) детский дом.
18. Наиболее предпочтительная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей:
а) усыновление (удочерение);
б) опека и попечительство;
в) учреждения, для детей, оставшихся без родительского попечения;
20. В каких случаях не допускается усыновление несовершеннолетних детей:
а) родители умерли;
б) родители признаны судом недееспособными;
в) родители не лишены родительских прав.
21. Каким санкциям не могут подвергаться родители за ненадлежащее выполнение родительских обязанностей:
а) тюремное заключение;
б) ограничение родительских прав;
в) лишение родительских прав.
22. Какой термин используется по отношению к детям, не имеющим места жительства и оставшихся без внимания родителей:
а) социальные сироты;
б) безнадзорные;
в) беспризорные.
23. Какие права имеет ребенок с момента рождения:
а) гражданство;
б) право на имя, отчество, фамилию;
в) самостоятельно совершать сделки.
24. Обязательно учитывается мнение ребенка, достигшего 10 лет, при решении вопросов:
а) об усыновлении;
б) при получении детских пособий;
в) о восстановлении родительских прав лиц, ранее лишенных этих прав.
25. Наступает полная уголовная ответственность с…
а) 14 лет;
б) 16 лет;
в) 18 лет.
26. По отношению к детям, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно, используется термин:
а) дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
б) дети, группы риска;
в) социально запущенные дети.
27. Процесс активного приспособления ребенка к принятым в обществе правилам и нормам поведения – это:
а) социальная адаптация;
б) социальная реабилитация;
в) социальная интеграция.
28. Отметьте правильный вариант. Главным показателем эффективности воспитательной работы является:
а) активное участие детей;
б) уровень воспитания детей;
г) уровень профессионального мастерства учителя.
29. Социально-правовая форма защиты прав и интересов несовершеннолетних от рождения до достижения возраста 14 лет, а также граждан признанных судом недееспособными называется
а) опека;
б) патронаж;
в) попечительство.
30. Реадаптация — это:
а) целенаправленная и специально организованная деятельность воспитателя, целью которой является создание условий для саморазвития и самоактуализации личности;
б) процесс управления развитием личности;
в) восстановление адаптационных возможностей человека под воздействием каких-либо факторов, в том числе и вследствие направленной самоактивности.

Тест по теме «Опека, попечительство и иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей»

1. Опека (попечительство) устанавливается:

а) по решению суда

б) по решению органа опеки и попечительства

в) по соглашению между опекуном (попечителем) и подопечным

г) только над несовершеннолетними лицами

д) только с согласия опекуна (попечителя)

2. Опекун имеет право:

а) заключать договор дарения от имени малолетнего подопечного

б) распоряжаться текущими доходами подопечного в его интересах

в) самостоятельно управлять имуществом подопечного

г) проживать в жилом помещении, принадлежащем подопечному на праве собственности

д) представлять подопечного при заключении сделки между подопечным и своим супругом

е) требовать возврата подопечного от любых лиц, удерживающих его у себя без законных оснований

ж) раздельно проживать с подопечным, достигшим возраста десяти лет

3. Усыновлению подлежат:

а) дети-сироты

б) дети, родители которых дали согласие на их усыновление

в) дети, оставшиеся без попечения родителей, в любом случае

4. Приемными родителями могут быть лица:

а) ограниченно дееспособные

б) хронические алкоголики

в) инвалиды второй группы

г) несовершеннолетние лица, приобретшие полную дееспособность

д) незамужняя женщина двадцати лет

е) семнадцатилетний брат ребенка, оставшегося без попечения родителей

5. Орган опеки и попечительства освобождает опекунов (попечителей) от выполнения ими своих обязанностей:

а) при усыновлении детей

б) при возвращении детей на воспитание родителям

в) при достижении опекунами (попечителями) возраста 45 лет

г) по просьбе опекуна (попечителя)

6. Особенностями патронатного воспитания являются:

а) на патронатное воспитание могут быть переданы только дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся на воспитании в детских интернатных учреждениях

б) патронатный воспитатель осуществляет функции опекуна, попечителя в отношении принятого на воспитание ребенка

Контрольные задания

1. Может ли родной дядя пятилетней Тани быть назначен ее опекуном, если против этого возражает его жена?

2. Допускается ли раздельное проживание опекуна и подопечного?

3. Допускается ли усыновление супругами Ивановыми ребенка, помещенного в установленном законом порядке в приемную семью супругов Сидоровых?

4. Приемные родители Коноваловы обратились в управление образования, принявшее решение о создании приемной семьи, с заявлением о расторжении договора об условиях воспитания и содержания несовершеннолетнего Артема, поскольку они не нашли контакта с ребенком.

Какое решение будет принято по заявлению Коноваловых?

Тема 15. ОХРАНА ДЕТСТВА

Вопросы, подлежащие рассмотрению:

1. Назовите основные нормативные правовые акты в области охраны детства.

2. Определите возрастные границы детей.

3. Перечислите государственные органы, обеспечивающие защиту прав и законных интересов детей в Республике Беларусь.

4. Раскройте содержание социальных и материальных прав ребенка.

Темы рефератов и эссе

1. Социальные и материальные права ребенка в Республике Беларусь.

2. Международные нормативные правовые акты в области охраны прав и законных интересов ребенка.

Тема 16. ПРИМЕНЕНИЕ СЕМЕЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ К ОТНОШЕНИЯМ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА. ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БРАКЕ И СЕМЬЕ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ

Вопросы, подлежащие рассмотрению:

1. Раскройте основания применения семейного законодательства Республики Беларусь к отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

2. Укажите порядок заключения и расторжения браков граждан Республики Беларусь с иностранными гражданами или лицами без гражданства в Республике Беларусь.

3. Дайте понятие международного усыновления, изложите порядок и основные условия международного усыновления.

4. Охарактеризуйте порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь, проживающими за пределами Республики Беларусь.

5. Изложите порядок установления международной опеки и попечительства над несовершеннолетними, проживающими на территории Республики Беларусь.

6. Сформулируйте основания ограничения применения законодательства о браке и семье иностранных государств и международных договоров в Республике Беларусь.

Темы рефератов и эссе

1. Семейные правоотношения в Республике Беларусь с участием иностранного элемента.

2. Порядок заключения и расторжения браков граждан Республики Беларусь с иностранными гражданами или лицами без гражданства в Республике Беларусь.

3. Правовое регулирование международного усыновления в Республике Беларусь.

4. Порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь, проживающими за пределами Республики Беларусь.

5. Порядок установления международной опеки и попечительства над несовершеннолетними, проживающими на территории Республики Беларусь.

Контрольные задания

1. Гражданка Республики Беларусь, проживающая в Минске, и гражданин Польши подали заявление на регистрацию брака в орган, регистрирующий акты гражданского состояния, в г. Минске.

Какие документы необходимо предъявить иностранному гражданину при регистрации заключения брака с гражданкой Республики Беларусь на территории Республики Беларусь?

2. Иностранный гражданин, состоящий в зарегистрированном браке, заключает новый брак с гражданкой Республики Беларусь за пределами Республики Беларусь с соблюдением формы брака, установленной законом места его совершения.

Признается ли такой брак действительным в Республике Беларусь?

3. Имеет ли право руководитель детского интернатного учреждения, в котором находится несовершеннолетний ребенок, принимать меры по передаче ребенка на усыновление в семьи иностранных граждан, при отсутствии кандидатов в усыновители – граждан Республики Беларусь?

Для потенциальных приемных родителей вводятся тесты

Министерство образования вводит со следующего года обязательные тесты для потенциальных приемных родителей в нескольких регионах. Если эксперимент признают удачным, эту практику распространят повсеместно. Об этом сообщила газета «Известия». Корреспондент фонда «Измени одну жизнь» выяснял, из чего будет состоять тестирование, чего опасаются родители в связи с нововведением, и почему эксперты видят в тестах больше положительных сторон, чем отрицательных.

Личная история

Забирать трехлетнего Мишу пришли во всем красивом: Зоя Ивановна в красном отороченном чернобуркой пальто, Константин Павлович в добротном коричневом габардине и широкополой модной шляпе. Миша, один из потерявших родителей пассажиров разбитого бомбой эшелона с комсомольцами Прибалтики, был их последним шансом завести ребенка: за десять лет брака своих детей у пары не появилось.

Подавая документы на усыновление, боялись: не вполне благонадежная биография (приемный папа полгода служил телеграфистом в штабе Антона Деникина) могла повлиять на решение комиссии. Но обошлось: по военному времени на такие вещи внимания почти не обращали, были бы люди хорошие и непьющие.

Это было в городе Горьком поздней осенью 1941 года, и усыновленным мальчиком Мишей был мой отец. Неизвестно, как сложилась бы его судьба, если бы приемным родителям перед усыновлением требовалось бы проходить тестирование, внедрить которое предлагают сегодня в Минобрнауки. По словам чиновников, это делается ради предотвращения проблем, возникающих с приемными детьми после устройства в семьи «замещающих» родителей.

Сдать экзамен на приемных родителей

Само по себе тестирование разработано вполне профессиональной командой и достаточно продумано. Уже известно, чтоотбор приемных родителей будет проходить в четыре этапа:

1. Семья проходит структурированное интервью, предназначенное для отсеивания явно неподходящих кандидатов;

2. Выявление психопатологий и аддикций (алкоголизм, наркомания, склонность к насилию и т. д.);

3. Общая оценка социально-психологического состояния и выявление сильных сторон у кандидата и семьи в целом;

4. Определение, подойдет ли эта приемная семьям конкретному ребенку.

Психологическое заключение, которое выдается в результате такого теста, и предполагается сделать важнейшим документом среди подаваемых «соискателями» приемных детей.

Уже разработан пакет методик и алгоритм проведения тестирования, рассказала «Известиям» международный эксперт по защите детей и главный разработчик данной программы Галина Семья из Центра развития социальных проектов. Вскоре в нескольких пилотных регионах (пока не уточняется, каких) тестирование начнут предлагать приемным родителям как добровольное — так пройдет апробация этой технологии. После подтверждения надежности данной технологии будет поставлен вопрос внедрения во всех регионах.

Соединив это тестирование с обязательным же обучением приемных родителей, в Минобрнауки надеются с вести к минимуму возможные неудачи.

Согласно статистике министерства, в России ежегодно отменяется более 8 тыс. решений о передаче ребенка на воспитание в семью. В прошлом году эта цифра составила 6677 (из них 6563 — опекаемые, в том числе 1540 — из приемных семей, 55 — из патронатных семей, 114 — усыновленные), из них более 4600 решений отменено по инициативе замещающих родителей (то есть — возврат ребенка в детский дом), более 800 — в связи с ненадлежащим выполнением ими своих обязанностей по воспитанию детей, 33 — по причине жестокого обращения с детьми.

Почему родители опасаются тестов

При этом сами приемные родители зачастую напуганы возможным нововведением. «Не могу утверждать, что я прошла бы это тестирование успешно», — сомневается москвичка Ирина Краева, три года назад удочерившая 12-летнюю Катю. Сейчас девочке 15, родной дочери Ирины Свете 11, «полет», как говорят в таких случаях, «нормальный». Однако кто знает, как среагировали бы тесты на некоторые особенности семьи — например, на то, что все в этом доме предпочитают спать не на кроватях, а на расстеленных по полу матрацах? Или на вегетарианство?

«Сейчас такие вещи — вопрос личного усмотрения сотрудника опеки, который, увидев адекватную обстановку в семье, разрешит усыновление и в таком несандартном случае, а если критерии будут формализованы в виде теста, разрешивший усыновление сотрудник опеки станет нарушителем», беспокоится Ирина. Впрочем, как заверяет Галина Семья, последнее слово все равно будет оставаться за психологом, проводящим собеседование с претендентом.

Мнение экспертов

С опасениями родителей до некоторой степени согласны и разработчики программы.

Так, один из руководителей-разработчиков теста старший научный сотрудник Института психологии РАН Александр Махначподчеркивает: необходимо, чтобы такое сильное и потенциально полезное средство, как тестирование, было в правильных руках, которые управляются умной головой. Если неумело пользоваться этим инструментом, это повлечет за собой непредсказуемые последствия, скоропалительные решения и искалеченные судьбы детей и кандидатов в приемные родители.

Нужна крайняя тектичность и осторожность, согласен столичный уполномоченный по правам ребенка Евгений Бунимович. Впрочем, пользы от тестирования все же больше, чем потенциального вреда, говорит эксперт: «Это лучше, чем после неудачного усыновления ребенка возвращают».

Но при внедрении тестирования Минобрнауки наверняка столкнется с той же проблемой, которая уже была озвучена психологами в связи с проектом социального патроната. В России, особенно в провинциальных регионах, просто нет нужного для грамотной работы количества квалифицированных психологов.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *