Праздник у евреев сегодня

Песах-2020: История и традиции праздника

Фото из открытых источников

Песах – самый важный иудейский праздник, посвященный Исходу из Египта и освобождению евреев от 400-летнего рабства.

Когда празднуется

По еврейскому лунному календарю Песах начинается на 14-й день весеннего месяца нисан и празднуется в течение семи дней в Израиле и восьми – за его пределами. В григорианском летоисчислении дату праздника каждый год высчитывают отдельно. В этом году Песах начинается вечером 8 апреля и заканчивается вечером 16 апреля.

История

Считается, что Песах соединил два древних празднества – скотоводов и земледельцев, а в библейский период он стал ассоциироваться с освобождением евреев из египетского рабства.

Фото из открытых источников

Согласно Святому писанию, Бог, чтобы освободить избранный народ, послал на египтян 10 бед: превращение воды Нила в кровь, появление несметного количества лягушек, полчища вшей, диких зверей, падеж скота, язвы, гибель урожая от града и саранчи, сплошной трехдневный мрак и наконец гибель первенцев. Однако, ни одна из этих казней, по легенде, не заставила фараона отпустить еврейский народ из рабства.

Перед тем как наслать на Египет последнюю из 10 бед, Бог приказал евреям заколоть ягнят, а их кровью пометить двери. В ночь на 14 нисана Всевышний миновал дома евреев, на которых были сделаны отметки, а в остальных семьях умерли все первенцы.

После этого Моисей вывел еврейский народ за пределы Египта.

Из открытых источников

Откуда название

Песах – на иврите «пасах» (дословно «миновал», «прошел мимо») – символ того, что Ангел смерти миновал еврейские дома, уничтожая первенцев Египта. Еще «песах» толкуется как «уста говорящие», и это соответствует тому, что главная заповедь в этот день – говорить, рассказывать об истории Исхода.

Праздник также называют Хаг а-Мацот – праздник опресноков (евреи питались мацой в годы рабства, а во время их выхода из Египта тесто не успело закваситься), Хаг а-Авив – праздник весны (месяц нисан также называется авив), Хаг а-Херут – праздник свободы – Исход из Египта.

Традиции

Иудеи до наступления Песаха убираются в доме, особенно на кухне, собирают все квасное и сжигают в последнее утро перед праздником.

Пасхальный Седер – наиболее торжественный и значительный среди всех еврейских обрядов. Его проводят в первый и во второй вечер праздника, в Израиле – только в первый. Древнееврейское слово «седер» означает «порядок». Седер – это особо установленный порядок действий, чтения молитв, еды и питья за праздничным столом.

Фото из открытых источников

В этот вечер на каждого возлагаются четыре обязанности: есть мацу, рассказывать об Исходе из Египта, пить четыре бокала вина и есть марор (горькую зелень). На стол ставят лучшую посуду (желательно новую) и серебро. Нельзя начинать Седер раньше появления звезд, однако стоит заранее накрыть стол и подготовить все необходимое.

Главные участники Седера – это дети. Рассказ о выходе из Египта предназначен в первую очередь для них. Чтобы дети не уснули и не устали, их стараются уложить спать днем, а во время Седера дать им какое-нибудь лакомство.

В седьмой-восьмой дни Песаха, как и в первые два дня, запрещена любая работа, и огонь зажигать можно лишь от уже горящего огня.

На восьмой день праздника во время утренней произносят поминальную молитву Изкор. Молящийся должен дать про себя обещание сделать после праздника пожертвование в честь покойного. Согласно обычаю, во время произнесения молитвы Изкор те, у кого живы оба родителя, должны выйти из зала синагоги. Тот, у кого кто-то из родителей умер менее года тому назад, остается в синагоге, но не произносит Изкор за этого родителя.

По хасидской традиции в последний день Песаха устраивают специальную «трапезу Машиаха» – едят мацу и пьют четыре бокала вина.

Трапеза

Единственный хлеб, разрешенный в Песах, – маца. Это пресные хлебцы из пшеничной муки, которыми евреи питались в египетском рабстве и во время исхода оттуда. Весь процесс выпечки мацы с момента добавления в муку воды не должен превышать 18 минут. Муку разрешено использовать от одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса, полбы.

Маца — напоминание о том, что евреи, получив наконец разрешение фараона уйти из страны, в такой спешке покидали Египет, что пришлось испечь хлеб из еще не успевшего взойти теста.

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

Помимо мацы, обязательные компоненты – горькая зелень (базилик, хрен, салат-латук), символизирующие горечь рабства; смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина (харосет), который напоминает глину, из которой евреи в рабстве изготавливали кирпичи. Еду обмакивают в соленую воду (символ слез и моря, которое евреи пересекли во время Исхода).

На особое блюдо (кеаре) также кладут три символических компонента, которые не едят: прожаренную баранину с косточкой (жертвоприношение), крутое яйцо (память о храмовых богослужениях), кусок любого весеннего овоща.

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

В пасхальную трапезу часто входит куриный суп с клецками из мацы, фаршированная рыба и запеченное мясо.

Трапезу заканчивают словами приветствия: «В будущем году – в Иерусалиме!».

Чем Песах отличается от христианской Пасхи

Христианская Пасха посвящена воскресению Иисуса Христа и с Исходом евреев из Египта связана только символически в виде соответствующих библейских текстов, прочитываемых во время христианского пасхального богослужения. Жертва пасхального ягненка в христианском богословии рассматривается в качестве прообраза добровольного самопожертвования Иисуса во искупление грехов мира.

Еврейские праздники

Цикл типичного еврейского года

В еврейской традиции история народа и религия неразрывно связаны и равно почитаемы. Большая часть праздников основана на событиях, описанных в священных книгах. Есть и особые даты календаря — траурные — в ознаменование трагических поворотов еврейской истории. С каждым праздником или трагической датой связаны определенные обычаи.

Еврейский календарь

Как праздничные, так и траурные даты указываются по еврейскому календарю, структура которого обусловлена требованиями Торы. Это календарь лунно-солнечный, основывается на специальных вычислениях. Начало месяцев в нем совпадает с новолунием. Таким образом получается, что месяц составляет 29-30 суток.
Год, составленный из таких месяцев, «отстает» от «солнечного» примерно на 12 дней, а согласно еврейской традиции, все значимые даты всегда должны приходиться на назначенные для них времена года. Поэтому в 7 годах из 19-летнего цикла вводится добавочный месяц, получивший название второй адар (адар шени, или адар бет). Его вставляют перед месяцем адар, который таким образом становится 13-м месяцем, и всегда состоит из 29 дней.
Кроме того, начало года не может приходиться на воскресенье, среду или пятницу, его передвигают в этом случае на один или даже два дня.

Четыре Новых года

Еще одной особенностью еврейского календаря является то, что в нем есть целых четыре Новых года, причем ни один из них не приходится на первое января. Дело в том, что во времена, предшествовавшие рассеянию еврейского народа, существовало несколько важных для всего народа годичных циклов, отсчет которых начинался от определенных дат. Правила, устанавливающие эти циклы, со временем обрели статус заповедей. Существовало 4 таких цикла и, следовательно, и четыре Новых года:
Символы Нового года — Рош а-Шана (Фото: Elzbieta Sekowska, ) 1 нисана начинается отсчет месяцев. 1-й месяц — нисан, 2-й — ияр и т.д. Кроме того, эта дата является Новым годом для отсчета правления царей: если, например, некий царь начал царствовать, скажем, в адаре, то с 1 нисана начинается 2-й год его царствования. Поэтому с 1 нисана — новый год для отсчета месяцев и всего, что связано с еврейскими царями.
В те же времена Храма каждый еврей должен был отделить десятую часть своего скота, чтобы съесть его в Иерусалиме. Отсчет года, в течение которого надо было отделить эту десятину, начинался 1 элула.
15 швата — это Новый год для деревьев, начало отсчета урожая деревьев для отделения от него десятины.
1 тишрея — это Новый год для счета лет от сотворения мира и для суда Создателя над всеми людьми и странами.
Кроме значимых дат, отмечаемых всего один раз в год, в еврейской традиции статус праздника имеют и даты, соотносящиеся с более короткими временнЫми промежутками — месяцем и неделей. Иными словами, в еврейской традиции каждое новомесячье (Рош Ходеш) и конец каждой недели (суббота, шабат) также являются праздниками.

Главный праздник
ШАБАТ

Субботние свечи, хала, вино (Фото: Lisa F. Young, ) Прекращение повседневной, будничной работы в седьмой день недели — одна из главных заповедей Ветхого Завета, который гласит: «Помни день субботний и чти его: шесть дней работай и завершай все дела свои, а в седьмой — все дела делай только для Бога». Поэтому главный праздник еврейского года бывает каждую неделю.
Некоторые ученые полагают, что происхождение праздника находится в тесной связи с сакральным числом «семь» (шева). С глубокой древности магия чисел была широко распространена у многих народов Востока. Число «семь» (а также кратные ему) на Ближнем Востоке, в том числе у евреев, считалось счастливым, было выражением полноты, завершенности. Таков Субботний год (Шемита) — каждый седьмой год, во время которого надлежало прощать долги и давать отдых пашне. Через семь семилетий — 49 лет — наступал Юбилейный год (Йовель), когда следовало отпускать рабов на волю и возвращать земельные участки, отобранные за долги. Семь дней надлежало отмечать праздники Пресных хлебов и Суккот, семь недель разделяли праздники Песах и Шавуот, на небе древние евреи насчитывали семь планет и т.д.
Указания Торы выделять Субботу как особый день можно разделить на два типа. Первый связывает Субботу с творением мира: после шести дней творения наступила Суббота — и сам Творец прекратил работу. Т.е. соблюдение Субботы — это знак признания того, что Бог сотворил мир, и что мир этот находится под постоянным Божественным управлением. (Бытие 2:2): «И закончил Бог в день Седьмой работу Свою, которую Он сделал, и отдыхал («вайшбот» — отсюда «шабат» — «покой») в День Седьмой от всей работы Своей, которую Он сделал. И благословил Бог День Седьмой и освятил его, ибо он есть Суббота («покой») от всякой производительной работы, и ее сотворил Бог, делая мир».
Второй тип указаний напоминает о выходе из Египта: это событие превратило еврея-раба в свободного человека; так и Суббота освобождает еврея от рабства повседневности. «Не делай никакой работы ни ты, ни раб твой, чтобы отдохнул раб твой и рабыня твоя, как ты, и помни, что рабом был ты в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцей простертою, потому и заповедал тебе Господь, Бог твой, установить День Субботний». Таким образом, первый отрывок указывает на универсальное значение Субботы, о котором должно помнить все человечество, а второй — на его национальное значение, о завете между человеком и Богом.
Особое отношение к субботе подчеркивается тем, что самые строгие ограничения на работу приходятся именно на субботу — традиция запрещает производить в субботу «будничные» действия, нарушающие праздничность субботы. К таким действиям можно отнести все связанное с денежными расчетами и повседневной работой (вплоть до приготовления пищи), а также все разговоры на «будничные» темы. В случае совпадения субботы с другими праздничными датами еврейского календаря порядок праздничных молитв изменяется «в сторону» субботы, а посты (кроме Йом Кипура) переносятся на другой день. И, кроме того, вся Тора разбита на недельные главы, которые читаются всеми евреями по субботам, так что Шабат — это точки «выравнивания» всего еврейского народа в изучении Торы.
Празднование Субботы включает выполнение предписаний Торы и мудрецов, связанных с освящением, отделением этого дня. Некоторые из этих предписаний имеют конкретное выражение: перед Субботой зажигают свечи, произнося специальное благословение; в Субботу устраивают три праздничные трапезы, и первые две из них начинают с особой молитвы — киддуш, т.е. освящения Субботы над бокалом вина. Другие предписания направлены на создание особой праздничной атмосферы: люди надевают красивую одежду, семья собирается вместе за празднично накрытым столом, едят вкусную еду, пьют вино.
Суббота входит в еврейский дом в момент зажигания субботних свечей. Вечером в пятницу, обязательно до захода солнца, хозяйка дома зажигает субботние свечи и произносит благословение на зажигание свечей. После этого считается, что Суббота началась.

Новомесячье
РОШ ХОДЕШ

Первый день месяца (или последний день предыдущего месяца, если он состоял из 30 дней) — Рош Ходеш — полупраздничный день в еврейском календаре. Освящение Рош Ходеш — это основа всех праздников еврейского календаря и связанных с ними заповедей, поскольку от правильного установления Рош Ходеш зависят даты всех остальных праздников.

До разрушения Второго Храма Начало Месяца на основании показаний свидетелей, видевших молодой месяц своими глазами, устанавливала и освящала особая судейская коллегия, Санхедрин. В те времена этот день праздновался, как и другие праздники: в кругу семьи, с застольем, в праздничных одеждах и т. д. Видимо, традиция такой трапезы происходит от обычая угощать свидетелей, пришедших в Санхедрин сообщить о появлении новой луны. Рош Ходеш был тем днем, когда было принято посещать известного пророка и спрашивать его о судьбе народа Израиля и о личных проблемах. В Храме в этот день проводилась особая служба, сопровождавшаяся трублением в трубы и жертвоприношениями.
Сегодня начало месяца не сопровождается тем празднеством, которое было когда-то принято. Отчасти это связано с тем, что сегодня еврейский календарь устанавливается не по показаниям свидетелей. Тем не менее, на этот день и сегодня распространяются некоторые свойства праздничных дней. Хотя традиция не запрещает работать в этот день, существует обычай, не рекомендующий женщинам выполнять работу, которую можно перенести на другой день. Этот обычай связывают с легендой о поклонении золотому тельцу. Написано в Пиркей де-рабби Элиэзер (гл. 45): «Когда мужчины просили у женщин золотые украшения, чтобы отлить золотого тельца, те отказались их отдать и не послушались мужчин. За это Всевышний одарил их и в этом мире, и в будущем. В этом — заповедью новомесячья, в будущем — тем, что их красота обновится подобно юному месяцу».
В книге пророка Исайи говорится о значении Рош Ходеш в будущем — во время Мессианского Царства, когда сам Мессия будет править из Иерусалима, с трона Давидова, люди будут приходить со всех сторон на поклонение Ему. Таким образом, Рош Ходеш будет особым днем поклонения. Видимо, это пророчество также определяет праздничный характер новомесячья в традиции.

Категории еврейских праздников

Еврейские праздники отличает не только строго установленный для каждого праздника ритуал, позволяющий воссоздать события, легшие в основу праздника, но и особое отношение к работе. В праздник запрещена всякая работа. Праздник всегда противопоставлялся будням, ежедневным обыденным занятиям. Его характерная черта — «ничегонеделание» (в смысле несовершение обычных занятий).
Исходя из этого еврейские праздники можно разделить на следующие категории:
Пасхальный седер (Фото: Noam Armonn, ) 1. Шабат (Суббота) и Йом Кипур (в эти дни полностью запрещено работать).
2. Праздники Торы (запрещена вся работа, кроме приготовления пищи) — Рош а-Шана, Песах, Шавуот, Суккот, Шмини Ацерет и Симхат Тора. Во времена Храма, по крайней мере в один из трех праздников года (Песах, Шавуот и Суккот), еврей совершал паломничество в Иерусалим.
3. Полупраздники по Торе (Холь-ха-Моэд): промежуточные дни праздников Песах и Суккот. Можно делать только такую работу, которую сложно перенести на другое время.
4. Рош Ходеш — тоже лучше не работать, так как этот праздник тоже выделен Торой.
5. Установленные пророками и мудрецами «праздники всего Израиля», соблюдение которых — заповедь: Пурим и Ханука. Работать в эти дни не запрещено, но все же заниматься делами не рекомендуется.

6. Установленные пророками и мудрецами «посты всего Израиля»: 17 Тамуза, 9 Ава, Пост Гедалии, 10 Тевета, Таанит Эстер.
7. Общераспространенные праздники, установленные пророками и мудрецами, не имеющие статуса заповеди. Работать не запрещено (15 Швата, Лаг ба-омер).
8. Всеобщие памятные даты, не имеющие особых праздничных обычаев — День памяти героев Израиля, День Независимости, День Иерусалима, Йом а-Шоа.

Основные черты еврейских праздников

Для еврейских праздников можно выделить основные черты:
1. Прекращение, запрет работы. Разрешается, однако, готовить пищу (последнее не распространяется на Шабат и Йом Кипур).
2. Предписание «веселиться» (кроме Йом Кипура и постов). В праздничные дни не соблюдают траура, и даже семидневный траур по умершему переносят на следующий за праздником день.
3. Праздничная трапеза. Порядок праздничных трапез в целом одинаков: сначала произносится благословение над вином (киддуш), затем совершается ритуальное омовение рук, после чего следует благословение на хлеб и собственно сама трапеза.
4. «Священное собрание», т.е. собрание всех членов общины для совершения праздничных церемоний и богослужения.
5. Проведение обряда «авдала» — разделение праздника и будней.
6. Все еврейские праздники начинаются вечером, с заходом солнца, так как считается, что в этот момент зарождается новый день.
Кроме того, для каждого праздника характерны отличительные обряды и церемонии (а до разрушения Храма в 70 году — жертвоприношения, которые были после этого события отменены). В принципе все названные черты не являются чем-то специфическим, присущим только еврейским праздникам. Веселый характер праздника, устройство праздничных пиров, определенные ритуалы, прекращение будничных занятий — все это в той или иной мере характерно для любого праздника.
Еще одной из отличительных черт еврейских праздников, начиная с библейской эпохи, была их массовость, вовлеченность в праздничное действо всех, без различия пола, возраста и социального статуса. В Ветхом Завете предписывается праздновать и веселиться мужчинам и женщинам, свободным и несвободным, а также живущим «среди сынов Израиля» иноземцам.
У Стены плача (Фото: David Orcea, )

Траурные дни

В еврейской истории есть четыре особо печальные даты, связанные с разрушением страны, Иерусалима, Храма и рассеянием еврейского народа. Эти дни отмечаются постом, специальными молитвами и обычаями.
10-е Тевета — начало осады Иерусалима Навуходоносором
17-е Тамуза — первый пролом в стене Иерусалима
9-е Ава — дата разрушения Храмов, Первого и Второго
3-е Тишрея – Пост Гедалии — убийство Гедалии, последнее следствие разрушения первого Храма — полное изгнание евреев из Израиля.
Хотя посты и установлены в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных евреями, но все же скорбь не является главным содержанием этих дней. Основная цель постов — пробуждать сердца и прокладывать путь к раскаянию, напоминать о дурных поступках, о событиях, которые привели к несчастьям. Размышления о грехах приводят нас на путь исправления. Общественные посты установлены для того, чтобы еврейский народ пробудился для раскаяния, вспоминая. Чтобы несчастья прекратились, каждый человек должен задуматься над своими поступками, осознать и раскаяться.
При составлении раздела была использована информация сайтов www.jewish.ru, toldot.ru, mjcc.ru, evrey.com, www.machanaim.org, israelinfo.ru

В Израиле, как и в любой другой стране, существует перечень собственных праздников, которые отмечаются на государственном уровне. Всего их 7. В это число входят как религиозные, так и национальные торжественные даты. Все они связаны с важнейшими для евреев событиями, ставшими определяющими для существования нации. Традиционно их празднование производится по еврейскому календарю, в котором определяющую роль играют фазы Луны, поэтому для людей, живущих по европейскому григорианскому календарю, кажется несколько странным, что даты торжеств являются плавающими. Однако для израильтян это нормальная практика.

Рош а-Шана


Рош а-Шана – первый в году праздник, еврейский Новый год, отмечаемый в начале осеннего месяца тишрей. Еще один парадокс еврейского календаря. Несмотря на то, что название праздника переводится как «голова года», приходится он на седьмой месяц по счету. Так получилось потому, что некогда Новый год евреи отмечали в весенний месяц авив, позже переименованный в нисан. Но как бы там ни было каждые 1 и 2 число месяца тишрей евреи отмечают старт очередного года. В эти дни они каждый иудей отчитывается перед Всевышним о своих деяниях за год. В первый вечер Рош а-Шана принято желать друг другу быть вписанным в «Книгу жизни». Во время трапезы принято обмакивать халу (или хлеб) в мёд, чтобы наступающий год был сладким. Более современный обычай есть яблоки с мёдом. В праздник принято одевать белые одежды, служащие символом чистоты, а на столах выкладывать много сладких блюд для дальнейшего благополучия. Кроме приготовления пищи, вся остальная работа запрещена.
Когда Рош а-Шана в 2019 году — начало вечером 29 сентября.
Когда Рош а-Шана в 2020 году — начало вечером 18 сентября.
Когда Рош а-Шана в 2021 году — начало вечером 6 сентября.
Когда Рош а-Шана в 2022 году — начало вечером 25 сентября.

Йом-Кипур


Йом-Кипур, или день Искупления, входит в число важнейших праздников иудаизма. Он напоминает о днях более чем трехтысячелетней давности, когда находящиеся в Синайской пустыне евреи совершили огромную ошибку, начав поклоняться золотому тельцу. Йом-Кипур наступает спустя 10 дней после начала Рош а-Шана, на 10-й день месяца тишрей. В это время жизнь Израиля на сутки полностью затихает. Отменяются даже авиарейсы, а на дорогах совсем нет машин. Евреи погружаются в напряженное ожидание, ведь в этот период Всевышний выносит свой приговор. Но хотя Йом-Кипур длится всего одни сутки, подготовка к нему начинается, едва заканчивается Рош а-Шана. Все дни перед данным праздником евреи должны раскаиваться в своих неблаговидных поступках, словах и даже мыслях перед Вершителем судеб. В Йом-Кипур абсолютно запрещен прием пищи и питья.

Когда Йом-Кипур в 2019 году — начало вечером 8 октября.
Когда Йом-Кипур в 2020 году — начало вечером 27 сентября.
Когда Йом-Кипур в 2021 году — начало вечером 15 сентября.
Когда Йом-Кипур в 2022 году — начало вечером 4 октября.

Суккот


Суккот (праздник кущей) входит в число наиболее длительных, продолжаясь в течение семи дней. Он посвящен памяти предков, покинувших негостеприимный Египет и продолжение 40 лет скитавшихся по Синайской пустыне. Название его происходит от слова «сукка», обозначающее шалаш или шатер. Именно в таких приспособлениях и приходилось ночевать евреям, скитавшимся по пустыне. Начало праздника приходится на 15 день месяца тишрей, и длится он в продолжение недели. Для того чтобы полноценно отметить торжество, еврей должен построить шалаш-сукку и приобрести цитрусовый плод этрог, пальмовые листья, веточки мирта и ивовые ветки. Все необходимое для этого можно купить на специальных базарах, устраиваемых перед праздником. Считается, что весь праздничный период евреи должны питаться и ночевать в шалаше, однако времена меняются и сейчас, чаще всего, в немлишь обедают.
Когда Суккот в 2019 году — начало вечером 13 октября.
Когда Суккот в 2020 году — начало вечером 2 октября.
Когда Суккот в 2021 году — начало вечером 21 сентября.
Когда Суккот в 2022 году — начало вечером 10 октября.

Ханука


Ханука – самый большой по длительности еврейский праздник, посвященный очищению Иерусалимского храма и возобновлению в нем службы после изгнания греко-сирийских войск в 165 году до н.э. Начинается он 25 кислева, а заканчивается только 2-3 тевета. По общепринятому календарю, период празднования Хануки приходится на декабрь месяц. Символом торжества являются ханукальные светильники, которые допускается зажигать исключительно в этот период согласно специальной церемонии. Наиболее радостной Ханука является для детей, ведь для них тогда готовится много сладостей, дарятся подарки.
Когда Ханука в 2019 году — начало вечером 22 декабря.
Когда Ханука в 2020 году — начало вечером 10 декабря.
Когда Ханука в 2021 году — начало вечером 28 ноября.
Когда Ханука в 2022 году — начало вечером 18 декабря.

Пурим


Пурим представляет собой трехдневный весенний маскарад. Начинается он на 13 день месяца адара, так называемым, постом Эстер, заканчиваясь 15-м днем. Название созвучно слову «пур», обозначающее понятие «жребий». Посвящается праздник счастливому избавлению евреев от грозившей им гибели, которую готовил им на землях Древней Персии визирь царя Артасеркса Аман-амаликитянин. Ужасная трагедия не произошла лишь благодаря самоотверженности и мужеству жены Артасеркса, еврейке Эстер и ее двоюродного брата Мордехая. Наказанным же оказался сам зачинщик возможной трагедии Аман-амалкитянин. В период празднования Пурима обязательно зачитывается Свиток Эстер, причем женщины участвуют в слушаниях наравне с мужчинами. Службы в синагогах происходят по не совсем обычному сценарию: в моменты упоминания имени коварного визиря все присутствующие начинают издавать громкие звуки и трещать граггерами, специальными пуримскими трещотками, в знак презрения к страшному злодею. В этот день нужно напиться так, чтобы не отличить друга от врага.
Когда Пурим в 2020 году — начало вечером 9 марта.
Когда Пурим в 2021 году — начало вечером 25 февраля.
Когда Пурим в 2022 году — начало вечером 16 марта.

Песах


Песах – наиболее светлый иудейский праздник. В Израиле его празднование происходит в продолжение 7 дней (за пределами Израиля 8). Слово «пасах» обозначает понятие «прошел мимо», что уводит в библейскую историю о последней из казней египетских, после которых еврейский народ смог освободиться от рабства. Начало Песаха – 14 день весеннего месяца нисан. Центральным событием праздника считается пасхальный вечер седер-песах. Его проведение тщательно регламентировано множеством обязательных элементов. В частности, неизменным является чтение пасхальной Аггады, в которой рассказывается о еврейском Исходе из Египта. Также на столе запрещено появление продуктов, подвергшихся даже малейшему брожению. Вместо хлеба подается маца – пресные лепешки, весь процесс изготовления которых занимает не более 18 минут.
Когда Песах в 2020 году — начало вечером 8 апреля.
Когда Песах в 2021 году — начало вечером 26 марта.
Когда Песах в 2022 году — начало вечером 15 апреля.

Йом а-Ацмаут


Йом а-Ацмаут – важнейший национальный праздник, День независимости Израиля. Его ориентировочная дата – 5 ияра по еврейскому календарю. Однако в ряде случаев это число может сдвигаться, так как празднование должно проходить только в дни середины недели: вторник, среду, четверг. Официально данный праздник начал отмечаться с 1949 года после принятие Кнессетом соответствующего закона. Дню независимости Израиля обязательно предшествует День поминовения. Люди вспоминают борцов, павших в боях за независимость страны, а также граждан, погибших от террористических актов. В Йом а-Ацмаута люди вывешивают флаги Израиля на дома и машины, носят одежду с символами Израиля. Выезжают на природу и делают мясо на огне. В конце дня обязательно производится праздничный фейерверк.
Когда Йом а-Ацмаут в 2020 году — начало вечером 28 апреля.
Приглашаем на наш Телеграм-канал.

Еврейские праздники (ивр. хагим, моадим) — знаменательные даты еврейского календаря, в которые запрещен траур и в которые предписывается устраивать церемониальные трапезы (все праздники, кроме праздника Йом Кипур), и произносить восхвалительную молитву Алель (кроме Йом Кипура, Рош аШана и Пурима). Каждый праздник в иудаизме имеет особые, характерные только ему, заповеди и ритуалы, предписанные Торой, мудрецами либо заведенными обычаями. Некоторые дни еврейских праздников отмечены так же запретом на некоторые виды работ.

Виды еврейских праздников

Еврейские праздники можно подразделить на три основные категории:

  1. Праздники, установленные Торой
  2. Праздники, введенные мудрецами, с установленными заповедями и обязанностями
  3. Праздники, в которые нет обязательных заповедей, а только обычаи.

К первой группе наряду с субботой относятся три паломнических праздника — Песах, Шавуот и Сукот, судные дни — Рош аШана (Новый год) и Йом Кипур (День Искупления), а также Рош Ходеш (Новомесячье, он же день новолуния). Вторая группа праздников включает Пурим и Хануку. К третьей категории относятся Ту биАв (Пятнадцатое Ава), Ту биШват (пятнадцатое Швата — Новый год деревьев), а также Лаг баОмэр (33 день Омера).

Наряду с этим, существуют памятные дни, принятые в той или иной общине в память о чудесных событиях, свидетелями которых были только члены этой общины (Мимуна, местные Пуримы и др.).

Еврейский праздник Сукот

Смысл еврейских праздников

Задача еврейских праздников закрепить в коллективном сознании народа исторические события, имеющие национальную, религиозную, или мировоззренческую важность. Каждый праздник, с сопутствующими ему ритуалами, заставляет заново погрузиться и пережить исторические события, в память о которых он был установлен.

События праздников несут в себе определенное послание, обучающее определенному аспекту веры и еврейского мировоззрения. Таким образом праздник Песах принято называть праздником веры («хаг Аэмуна»), поскольку события исхода, укрепляют веру в единого Б-га, а также доказывают Его контроль над миром. Праздник Сукот именуется праздником упования («хаг Абитахон»), т.к. заповедь нахождения в Суке, установленная в память о чуде «Облаков славы», укрепляет веру во всемогущество Творца и Его заботу обеспечить людей всем необходимым.

В Пуриме заключено послание, что даже за видом обычных событий не выходящих за рамки законов природы, стоит высшая сила. Ханука учит, что в борьбе за духовное спасение народа, даже горстка людей может одолеть сильнейшую армию мира.

Рамхаль (раби Моше Хаим Луцато) в книге Дэрех Ашем пишет, что даты еврейских праздников несут в себе духовный свет, на подобие того, который пролился во времена событий праздников.

Шабат, Йом тов, Холь амоэд

Большинство праздников еврейского календаря имеют ограничения на выполнение работ. По мере строгости наказания, а также по виду ограничений все праздники делятся на три категории: Шабат (еврейская Суббота), Йом тов (собственно праздничный день) и Холь аМоэд (т.н. полу-праздничные дни в течение праздничной недели Песаха или Сукота).

В Шабат и в Йом Кипур запрещены 39 работ, даже когда в этом есть необходимость для приготовления пищи.

В Йом тов так же запрещается выполнять 39 работ, но разрешается выполнять некоторые работы ради приготовления пищи. Йом товом являются: первый и последние дни Песаха и Сукота, праздник Шавуот и два дня Рош аШана.

Дни в промежутке между двумя Йом товами в Песах и Сукот называются Холь аМоэд и, как мы говорили выше, являются полу-праздничными днями. В эти дни разрешены некоторые виды работ, необходимые для нужд праздника, а также для предотвращения какого-либо ущерба. Профессиональная работа запрещена в любом случае.

Йом тов шени

В диаспоре к каждому из праздничных дней — дней Йом тов (за исключением Йом Кипур) — добавляют дополнительный праздничный день, в который действует такое же ограничение работ, как и в первый йом тов. На иврите этот добавочный день называется «йом тов шени шел галуйот», буквально — «второй праздничный день рассеяния».

Эта практика возникла, чтобы предотвратить в общинах рассеяния неясность относительно точного дня, в который Санедрин (Высший еврейский Суд) объявлял начало нового месяца. Впоследствии начало месяца уже стали устанавливать на основании астрономических вычислений, но законоучители постановили сохранить этот обычай.

Рош аШана же является двухдневным праздником даже в Эрец Исраэль.

Веселье в праздник

В еврейские праздники, главным образом в Йом тов, предписывается радоваться. Мужчинам предписывается в праздники есть мясо и пить вино, а женщинам покупать к празднику новые одежды — все это призвано помочь в достижении полноценного ощущения радости.

В Шабат нет заповеди радоваться, но есть запрет на траур, а также есть особая заповедь, введенная еще ранними пророками — наслаждаться в субботний день — Онег Шабат. Еврейские мудрецы во все времена строго следили, чтобы празднества не выходили за рамки дозволенных законом.

Пятикнижие предписывает в дни праздников радовать неимущих, и указывает, чтобы не забывали левита, прозелита, сироту или вдову (Дварим 16:11, 14). В преддверии праздников существует обычай давать цдаку (пожертвование) нуждающимся.

Три праздника паломничества: Песах, Шавуот, Сукот

В Торе три праздника — Песах, Шавуот, Сукот — определены в одну группу, вместе эти три праздника называют «Шалош регалим», т.е. «три паломничества»(Шмот 23:14). Дело в том, что в эти три праздника есть обязанность на каждом еврее «подняться» в Иерусалим и принести в Храме специальную жертву паломника. Как объясняют святые книги, суть паломничества в Иерусалим заключалась в том, чтобы жители страны могли духовно подзарядиться от центра еврейской религиозной жизни и священного для всех евреев места — Иерусалимского Храма. Кроме того, контакт с населением святого города, которое составляли в основном служители Храма и мудрецы Торы, должен был положительно отразиться на паломниках. На сегодняшний день многие евреи диаспоры, добровольно продолжают древнюю традицию, стараясь посетить святой город в течении трех этих праздников.

Наряду с историко-теологической мотивацией трех праздников паломничества, обнаруживается их связь с годовым сельскохозяйственным циклом. Так, Шавуот в Торе называется «хаг аБикурим» — праздник первых плодов, Сукот — «хаг аАсиф» — праздник сбора урожая, завершающий сельскохозяйственный год, Песах — «хаг аАвив» — праздник весны и начала жатвы. На второй день праздника Песах совершалось приношение ячменя (минхат аОмэр), после чего разрешалось употребление нового урожая зерна.

Список основных праздничных дат

Шабат — суббота, является еженедельным еврейским праздником и днем отдыха, установленный в память о седьмом дне, в который Творец прибывал в покое после шести дней творения. Шабат равносилен всем заповедям, т.к. является манифестом веры в создание мира. В Шабат запрещено совершать 39 запрещенных работ, которые использовались во время строительства скинии Завета в пустыне.

Рош Ходеш — день новолуния, знаменующий начало нового еврейского месяца. Все время, пока существовал Санедрин, день новолуния определялся живым свидетельством о появлении на небе серпа новой луны и являлся отправной точкой для вычисления календарной даты последующих праздников. Сегодня Рош Ходеш привязан к астрономическому календарю.

Выпечка мацы к празднику Песах

Песах (15 Нисана — 22 Нисана) отмечается в течении семи дней, в память о выходе евреев из египетского рабства. Для Песаха характерен запрет на употребление квасного. В первый день праздника заповедано есть Пасхальную жертву (но только во времена Храма), рассказывать о выходе из Египта, есть мацу (пресный хлеб) и марор (горькая зелень). Первый и седьмой день праздника является Йом товом — днем, когда запрещено совершать работу, несвязанную с приготовлением пищи.

Лаг-Баомер (18 Ияара) — 33-й день отсчета Омера — отмечается как годовщина кончины великого мудреца рабби Шимона Бар Йохая (Рашби). Этот день также связан с прекращением вспыхнувшей эпидемии, унесшей жизнь 24 тысяч учеников рабби Акивы. Празднование этого дня в виде разжигания костров было введено кабалистами.

Шавуот (6 Сивана) отмечается устной традицией как день дарования Торы. Так же является Йом товом. Во времена существования Храма в этот день приносили в Храм первые плоды деревьев.

Рош аШана (1-2 Тишрея) — еврейский Новый год, Судный день, в более глубоком смысле — день инаугурации Творца. Два дня праздника являются Йом товами — праздничными днями, в которые запрещены траур и выполнение запрещенных работ. В контексте мировой истории этот день отмечен, как день сотворения человека. Характерные обычаи и заповеди — трубление в Шофар (рог) и удлиненные молитвы.

Йом Кипур (10 Тишрея) — день Искупления и день утверждения приговора, вынесенного в Рош аШана. Евреи всего мира проводят этот день в молитвах и посте. Центральной задачей каждого человека в этот день считается совершить раскаяние. В истории еврейского народа этот день отмечен дарованием вторых скрижалей завета, как акт прощения за поклонение золотому тельцу. Уровень запрета на совершение работ в Йом Кипур приравнивается к Шабату.

Сукот (15—23 Тишрея) праздник связан с выходом евреев из Египта. Характерные заповеди — есть и спать в специальном шалаше — Сукка, возносить четыре вида растения (заповедь «нетилат Лулав»). Согласно одному из мнений мудрецов, предписание жить в шалашах установлено в память об «Облаках славы», сопровождавших и оберегавших евреев в пустыне. Первый и последний день праздника являются Йом товом. Пр этом, последний, восьмой день праздника Сукот, выделен в Торе как отдельный праздник — Шмини Ацерэт, в который нет определенных заповедей, кроме заповеди радоваться. Позже мудрецы приурочили к этому дню окончание годового цикла синагогального чтения Недельных глав Торы, превратив его в праздник радости Торы — Симхат Тора.

Ханука (25 Кислева — 2 Тевета) установлен в память о победе Макавеев над греками и евреями-эллинистами в войне за культурно-религиозный вид государства. В дни Хануки произошло чудо храмового семисвечника: масло, которого хватило бы только на один день, горело восемь дней. В память о чуде с маслом и чудесной победе мудрецы заповедовали в течении восьми дней зажигать свечи и читать восхвалительную молитву Алель.

Ту биШват — новый год деревьев, имеет отношение к различным видам отделений, которые должны были отделяться от урожая, выросшего в Святой Земле. Ту биШват является точкой отсчета, после которой завязавшиеся плоды считаются относящимися к урожаю следующего года. В этот день принято есть фрукты, которыми Тора прославляет Израиль.

Пурим (14, 15 Адара) установлен в память о спасении евреев, от попытки тотального истребления Аманом-амалекитянином, главным советником персидского царя Ахашвероша. В этот праздник есть обязанность читать Свиток Эстер, давать подарки бедным и друзьям, а также радоваться, выпив больше привычной нормы.

Особенности праздничных молитв

В преддверии Субботы и праздников, установленных Торой, женщины и девушки зажигают свечи, а мужчины (за исключением Йом Кипур) произносят благословение над вином — Кидуш.

В три паломнических праздника и в другие предписываемые Торой праздники читается особая Амида (однако в Рош Ходеш и в холь аМоэд читается обычная ее форма, лишь добавляется вставка «Яалэ вэяво»).

На Хануку и в Пурим читается вставка «Ал а-нисим» — особая молитва в составе Амиды, в которой перечисляются чудесные деяния Бога, связанные с данным праздником.

За чтением Амиды следует Алель — восхвалительные псалмы. Но в Рош аШана и Йом Кипур, которые являются днями Суда, а так же в Пурим Алель не читается. В Рош Ходеш читается так называемый «половинный» (сокращенный) Алель.

В праздники читают по двум свиткам Торы: первая часть относится к данному празднику, а вторая — к особым жертвоприношениям в этот праздник. Кроме того, в Шавуот читают Книгу Рут, а в Пурим — книгу Эстэр.

Еврейские праздники после прихода Машиаха

В Мидраше (Мишлей 9:2) сказано: «В будущем все праздники будут отменены, но Пурим не будет отменен никогда».

Среди комментаторов нет единого мнения, каким образом следует понимать это высказывание, буквально или же иносказательно.

Согласно части мнений, Мидраш намекает на то, что в будущие времена произойдут великие чудеса, на фоне которых все остальные праздники и события, связанные с ними, померкнут и уйдут на второй план. Но Пурим, который не отличился явными чудесами, выходящими за рамки природы, останется в сознании евреев — как свидетельство того, что Творец контролирует даже естественные события, ведь это будет одинаково актуальным во все времена.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *