Песня на стихи

Запиши отрывок стихотворения,которое ты мог бы предложить композитору для создания песни.

ексту. Для этого нужно:исходный текст разделить на микротемы — предложения, объединенные одной мыслью и отражающие определенный аспект проблемы;выделить основную мысль каждой микротемы;сформулировать данную мысль;записать ее в виде пункта плана. Составить тезисный или цитатный ПЛАН. И милосердия… Девочка в красном пальтишке, в меховых башмачках, в пуховой шапочке кормила голубей из кулька. И они кружились вокруг девочки хороводом, раздув зобы, хлопаясь, долбя друг дружку, оттирая боком. Девочка смеялась, сыпала крупу с крошками и все повторяла: «У, какие! У, какие!..» А на скамейке сидел ее отец, курил, жмурился от несильного, но уже пригревающего солнца и поощрял девочку, хвалил ее за усердие, а ночью он сгребал лопатою мертвых голубей в кузов машины и, когда нагреб их полный кузов, отвез на свалку и сжег там. Вернулся он домой наутре, осторожно прошел мимо кровати дочки, которая спала глубоко, руки ее были хорошо, с мылом омыты, и девочка сладко причмокивала губами, даже чему-то улыбалась. И когда я услышал от этого спокойного отца, спокойно рассказывающего о том, как «несмышленая» девочка кормила голубей отравленной пищей, полученной им в санэпидстанции, потому что голуби стали болеть, могли заразить людей и животных и нужно было их истребить, то вспомнил, как в другом месте другие «борцы» за здоровье людей обсыпали предвесенний лес дустом, чтобы убить энцефалитного клеща. Но клеща в эту пору не убить — он, оцепенев, спит в гнилых пеньях, колодинах и под корой, а вот птицу в той местности истребили всю подчистую. А птицы там было, птицы! Уже отравленная, но все еще живая, способная двигаться, птица — глухари, тетерева, рябчики вылетали на солнцевосход, грелись и падали замертво на узкую, «обогревную» тропинку и так их много упало, что, когда я шел весной по этой тропе, под ногами у меня хрустели птичьи скелеты, и сапоги по щиколотку уходили в перо, и было идти тяжело и вязко, будто по мягкому проседающему мху. Но я шел, шел, ослепленный слезами, и не мог проклинать, а молил каким-то полузабытым отрывком из старой молитвы, себя, детей своих, всех людей, таких беззаботных и жестоких: «Боже, милосердия ми воздаждь… и милосердия ми воздаждь… и милосердия…» Он живой! Темнели осинники в глуби, густою тучей становился лес, а над белоствольем берез бесшумно смыкались только что рыжевшие, но уже очерняющиеся кроны. Небо еще было светло, однако догорало с закатного края. Птицы гомонили все реже, отряхиваясь перед сном на ветках. Трещали сварливо дрозды, и через кулижку, отмеченную посередине черным прошлогодним стогом, редко пролетали вальдшнепы, роняющие призывной клич и качающие в лад своему кожаному скрипу клювом. Я лениво, как бы по обязанности, палил в пролетающих вальдшнепов из ружья и досадовал на промахи, но где-то в глубине души, совсем отдельно от меня, и все же во мне, плавала умилительная радость оттого, что я лишь пугал вальдшнепов и наводил панику на дроздов — грохотом выстрела их подбрасывало над мелколесьем, и они сердито пикировали на меня, обрызгивали своей жижей и делали это куда как метко. В вечере, уже спеленавшем лес, в мокрой кулижке и прелом стогу, в паническом крике дроздов, в остывающем небе, в ременном скрипе и железном цоканье вальдшнепов, в ушастых ветреницах-цветках, смеживших белые ресницы на ночь, в волглых, растопырившихся хохлатках, в иглистых травинках, в муравейнике, приваленном ко пню, в мышином шорохе под стогом, в каждой осинке, березке, елке — во всем таилась близкая мне радость пробуждения, хотя вроде бы все вокруг собиралось на покой. Мне это казалось как бы детской игрою. Природа смежала лишь один глаз на ночь, притворялась спящею — ведь солнце-то закатилось, и вечер наступил.* Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) — советский и российский писатель, драматург, эссеист.

Стихи о музыке…

МУЗЫКА… Стихи поэтов Приднестровья
1. МУЗЫКА
О, музыка, – язык любви,
Язык всемирного общенья!..
Как звуки вечные твои
Нас призывают к пробужденью,
Как наполняют кровь и мысль,
Как успокаивают нервы,
Когда по залу пронеслись
Раскаты двух аккордов первых.
Мгновенно замер зал, затих, –
Запели трубы и фаготы,
И, словно мужественный стих,
Несут воинственные ноты.
А чудо тенора-альты
В союзе с томной девой-скрипкой
Влекут в просторы высоты…
И слезы искрятся с улыбкой.
Ты, музыка, – язык любви,
Созданье божьего свеченья,.
Как очищаешь душу ты,
Как зажигаешь вдохновенье!
Людмила КУДРЯВЦЕВА,

2. ЗВУКИ МУЗЫКИ
Звуки раздольные,
звуки поющие,
Звуки немолчные,
вечно живущие,
Звуки манящие,
дивные, тайные,
Звуки щемящие,
звуки печальные,
Как вы волнуете,
как восхищаете,
Как от уныния вы
защищаете,
Как возбуждаете,
как нежно таете,
Слившись в гармонию
музыкой разною,
Жизнь украшаете
явью прекрасною;
Хлынете в душу
горной лавиною
Иль ручейка
перезвоном малиновым,
Вы опечалите,
вы и утешите,
Звуки святые,
хрустально безгрешные,
Звуки мгновенные,
звуки протяжные,
Звуки любовные,
звуки отважные,
Звуки мучения,
звуки терпения,
Звуки всегранные –
песнь вдохновения.
Людмила КУДРЯВЦЕВА,

3. МУЗЫКА
В тот чуланчик, где мертвецки
Спит бессовестная память,
Где ни радости, ни света,
Где обид не тает лёд,
Без ключа, с улыбкой детской,
Невесомыми шагами
Ярким солнечным приветом
Только Музыка войдёт.
Там, где все слова напрасны,
Жить душа не хочет снова
И молчит в каморке тесной,
В пыльном рубище тоски.
Только Музыкой прекрасной
Расколдуются оковы.
Только Музыка чудесно
Открывает все замки.
Все задвижки и засовы,
Зашифрованные дверцы
Без отмычек и без «фомок»
Может Музыка разбить,
Возвратить доверье слову
И, согрев больное сердце,
Память вывести из комы,
Чтобы снова жизнь любить!
Лариса ЛАДЫКА,

4. ЗВУЧАЛА МУЗЫКА
Звучала музыка во мне.
Звала, пьянила, волновала
И пела мне о той весне,
Где на ромашке я гадала.
Звучала музыка, как стон,
Молила, плакала, ласкала…
Ее хрустальный перезвон
Откликнулся рассветом алым.
Пытаюсь удержать ее
Капелью нот на нотном стане.
Пускай для всех она живет
И, может, чьей-то песней станет.
Нина КОВАЛЕНКО,

5. ВАЛЬС ШОПЕНА
Под сенью звёзд, под вальс Шопена,
В прозрачном мире тишины,
Взлететь с мелодией за стены,
Коснувшись неба и луны.
Ловить комету жадным взглядом
И слушать дальние миры,
И ощутить бескрайность рядом,
Под звук божественной игры…
Андрей БЛИНОВ,

6. ПОРА СБЕЖАТЬ ИЗ ЯРКОГО НАРЯДА…
Пора сбежать из яркого наряда
И в платье элегантное нырнуть.
Пусть поздний вечер ласковой прохладой
Целует нежно шею, плечи, грудь.
Пусть белый жемчуг кромкою прибоя
О чем-то шепчет в устье декольте…
Быть женственной – богинею земною –
Помогут туфельки на тонком каблуке.
Щелчок! Резной браслет пленил запястье,
Духи на кожу выпали росой.
Я к выходу готова. Боже, счастье
Идти на встречу, Музыка, с тобой!
НАТАЛЬЯ СОЖ,

7. ОБНАЖЁННАЯ МУЗЫКА
Обнажённой музыкой задождила осень,
Небо – бело-синее, тёмных клавиш просинь.
Солнца лик – под шляпою, за вуалью тучи.
Обнажённой девою, с голосом певучим,
Осень разыгралась, нотами дождинки.
До чего же странная – инеем слезинки.
Талия – как скрипка, у осенней девы…
Хоть и музыкальна, но грустны напевы.
…Обнажённой музыкой задождила осень.
Натали САМОНИЙ,

8. МУЗЫКА
Не удивляйся мне, что исчезаю,
Что я безмолвна стала, как трава.
Я отвыкаю жить. Я отвыкаю.
И только музыка во мне ещё жива.
Вновь незнакомку в зеркале встречаю –
Ни имени, ни знаков, ни примет.
Как эта гладь спокойно отражает
То, в чём, быть может, больше смысла нет.
Она уже и плакать не умеет.
Стоит — немая, как твои слова.
И только музыка, и только музыка
Ещё жива во мне. Ещё жива.
Спокойно спится и спокойно дышится.
Что эти птицы там, что синева!
И только музыка, и только музыка
Ещё жива во мне. Ещё жива.
Зачем ты, музыка, все стены вдребезги?
Я не хочу в ту боль вернуться вновь.
Корзины сладостей, вино из радости
Ты на погибель мне не уготовь…
Давно всё выжжено. Давно пресытилась.
А ты трепещешь, как
в дожде листва…
Какая музыка, какая музыка
Ещё жива во мне. Ещё жива…
Генриетта СОЛТАНОВА,

9. МУЗЫКАНТ
«Ах, он талант! Ах, он талант!» –
Кричали, хлопая в ладоши.
И усмехался Музыкант,
Когда к ногам летели гроши.
В то время, как весь мир бурлил
И накалялся до предела,
К себе в каморку уходил,
И скрипка плакала и пела.
Татьяна ЗУБКОВА,

10. ТЫ И МУЗЫКА
Ты слышишь музыку в любом движенье дня.
Она бежит навстречу лёгкими шагами
Или течёт, тихонечко звеня,
Перекликаясь с небом голосами.
Ты слышишь музыку в гудении осы
И в шорохе опавшего листочка.
Пусть капают минуты и часы
И разбивают время на кусочки,
Но музыку разъять нельзя никак,
Она течет единою волною,
И, как морской прилив, за тактом такт,
Всё заполняет музыка собою.
И я в ее волнах тону, тону, тону
И, вынырнув, так сладко удивиться,
Как музыку, услышав тишину
И взмах крыла с куста вспорхнувшей птицы
Татьяна ЗУБКОВА,

УВАЖАЕМЫЕ НАШИ ЧИТАТЕЛИ:
Под каждым стихотворением размещена ссылка (если указанный автор есть на СТИХИ.РУ): какое произведение пришлось по душе —
переходите по ссылке… И уже на авторской странице оставляйте отклик.
ИЗОБРАЖЕНИЕ:
Вахрушева Ю.М. Музыка. Холст, смешанная техника, мозаика.
50х50. 2007. juju777@mail.ru,

LiveInternetLiveInternet

… о, вечно будь во власти
Двойного счастья — музыки и страсти.
Иоганн Гете, стихотворение «Умиротворение»
Перевод — В. В. Левика


Фотограф Алексей Полемархович
ФЛЕЙТА И СКРИПКА
«Ре» – начинающей флейты попытки.
«Ми» – отдалённое пение скрипки.
«До-ре-ми-фа», и всю ночь напролёт –
слышишь? – всё громче, всё звонче поёт.
«Ре» – высоко над твоей головою,
«ми» – глубоко, под землёй, под травою,
«ре» – наверху ослепительный свет,
«ми» – чуть заметная вспышка в ответ.
«Ре-ми-фа-соль», – откликаются травы,
звук обступает и слева и справа,
смутным жужжаньем роится вдали,
пеной дробится о кромку земли,
и до утра, до скончания ночи
льётся, густеет, взмывает, стрекочет,
стрелами света кружит над тобой
схватка оркестра с волшебной трубой,
чтобы и завтра безвестная сила
«ре» повторяла и «ми» возносила,
словно и радость твоя, и тоска –
пение флейты и голос смычка.
Лёринц Сабо
/Перевод с венгерского Натальи Ванханен/

* * *
…о, вечно будь во власти
Двойного счастья — музыки и страсти.
И.-В. Гете

* * *
Певучесть есть в морских волнах,
Гармония в стихийных спорах,
И стройный мусикийский шорох
Струится в зыбких камышах.
Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе, –
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.
Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что, море,
И ропщет мыслящий тростник?
И от земли до крайних звезд
Всё безответен и поныне
Глас вопиющего в пустыне,
Души отчаянной протест?
11 мая 1865
Ф.Тютчев
* * *
Мелодия, звенящая несмело,
Подхваченная налетевшим ветром,
Уносит сердце в дальние пределы
В закатном освещении неверном.
Мелодию роняя сиротливо,
Распущенные, словно косы, ветви
Плакучая склонила низко ива,
Прислушиваясь: может кто ответит.
Мелодия запуталась в тумане,
Поникла, как в осеннем поле колос.
Тоской невысказанной тихо раня,
Похожа на печальный детский голос,
Поющий одиноко, нежно-тонко.
Закат дождем заплакал, догорая.
Мелодия коснулась сердца… только
Коснулась. И заполнила до края.
Ольга Андрус
МУЗЫКА
Ежедневно, ежечасно,
Каждый миг существования
Слышу музыки прекрасной
Я знакомое звучание.
Вслушайся, она повсюду.
Слышишь, словно чьи-то руки
Из теченья наших судеб
Плавно извлекают звуки.
И в ушах звенящий ветер,
И полночных снов хрустальность,
Все, что только есть на свете,
Источает музыкальность.
Все, чем только еще можно
Чувств поджечь опасный порох,
И часы, что бьют тревожно,
И листвы спокойный шорох,
И глубокое молчание
В ритм дождя, что бьет по крыше,
Это музыки звучание.
Вслушайся и ты услышишь…
© Copyright: Миронов Сергей
* * *
Я погружаюсь в ароматы мира,
Я в нотах и нюансах растворяюсь.
На душу мне прольётся ладан, мирра…
И я дышу, и в жизнь свою влюбляюсь.
В цветочных виражах и переливах
Себя я на минуту потеряю
И отыщу на линии прилива.
Волна, солёный бриз и стая чаек…
Я прикоснусь к божественным твореньям,
Войду в контакт с волшебными мирами,
Сокрытых в душах трав, цветов, корений.
Сольюсь эфирным телом с лепестками,
Пытаясь зацепиться за мгновенье…
Но флёр растаял — вот я снова с Вами.
© Copyright: Аромат Дождя
МУЗЫКА
/Е. Светланову/
Смычок касается души,
Едва вы им к виолончели
Иль к скрипке прикоснетесь еле,
Священный миг – не согреши!
По чистоте душа тоскует,
В том звуке – эхо наших мук,
Плотней к губам трубы мундштук,
Искусство – это кто как дует!
Когда такая есть Струна,
И Руки есть, и Вдохновенье,
Есть музыка, и в ней спасенье,
Там Истина – оголена,
И не испорчена словами,
И хочется любить и жить,
И всё отдать, и всё простить…
Бывает и такое с нами.
Валентин Гафт
* * *
Музыка — лукавая работа
Чтобы людям сердце взволновать.
Мало пьесу выучить по нотам,
Надо научиться колдовать.
Надо понимать язык снежинок,
Записать, о чем поет капель.
Или вдруг на крыльях журавлиных
Полететь за тридевять земель.
Надо превращаться в медвежонка,
На сосну карабкаться, ворча,
Или трепетать травинкой тонкой
У лесного чистого ручья.
Тот, кто это знает и умеет,
Тот приносит счастье в каждый дом,
Постарайся сделаться скорее
Добрым музыкантом-колдуном!
Н.Грудина
МУЗЫКА
Послушай, музыка вокруг:
Она во всем, в самой природе.
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны,
Раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели
Среди зеленой тишины,
И дятла дробь, и поездов
Гудки, чуть слышные в дремоте,
И ливень — песенкой без слов —
Все на одной звенящей ноте.
А снега хруст! А треск костра!
А металлическое пенье
И звон пилы, и топора!
А проводов степных гуденье!
…Вот потому-то иногда
Почудится в концертном зале,
Что нам о солнце рассказали,
О том, как плещется вода,
Как ветер шелестит листвой,
Как, заскрипев, качнулись ели…
А это арфы вам напели,
Рояль, и скрипка, и гобой.
М. Ивенсон
* * *
О, музыки божественные звуки,
Летящие из недр моей души,
Прошедшие сквозь радости и муки,
Как поцелуя сладость, хороши.
Источника прозрачнейшие воды,
Вершин в горах высоких белизна,
Мостов радужных строгие разводы,
Полет звезды упавшей кривизна.
Несете вы на вольные просторы
Моей мечты утраченную прыть.
И вновь струиться в недрах мирозданья
Шекспировское «быть или не быть?»
Уж коли быть —
так надо быть со смыслом.
Ну а любить —
так голову сломя.
Коль песни петь —
так с молодецким свистом,
На жизнь лихую злобу не тая.
* * *
Ты чистых нот божественные звуки
По жизни в сердце радостно неси!
Твори, люби и творческие муки
У Господа неистово проси.
Татьяна Подцветова

КАСТАНЬЕТЫ
/Е. С. Кругликовой/
Из страны, где солнца свет
Льется с неба жгуч и ярок,
Я привез себе в подарок
Пару звонких кастаньет.
Беспокойны, говорливы,
Отбивая звонкий стих,–
Из груди сухой оливы
Сталью вырезали их.
Щедро лентами одеты
С этой южной пестротой:
В них живет испанский зной,
В них сокрыт кусочек света.
И когда Париж огромный
Весь оденется в туман,
В мутный вечер, на диван
Лягу я в мансарде темной,
И напомнят мне оне
И волны морской извивы,
И дрожащий луч на дне,
И узлистый ствол оливы,
Вечер в комнате простой,
Силуэт седой колдуньи,
И красавицы плясуньи
Стан и гибкий и живой,
Танец быстрый, голос звонкий,
Грациозный и простой,
С этой южной, с этой тонкой
Стрекозиной красотой.
И танцоры идут в ряд,
Облитые красным светом,
И гитары говорят
В такт трескучим кастаньетам.
Словно щелканье цикад
В жгучий полдень жарким летом.
Июль 1901, Mallorca, Valdemosa <Майорка. Вальдемоза (исп.). — Ред.>
Максимилиан Волошин
МУЗЫКАНТ
/И. Шварцу/
Музыкант играл на скрипке — я в глаза ему глядел.
Я не то чтоб любопытствовал — я по небу летел.
Я не то чтобы от скуки — я надеялся понять,
как умеют эти руки эти звуки извлекать
из какой-то деревяшки, из каких-то грубых жил,
из какой-то там фантазии, которой он служил?
Да еще ведь надо пальцы знать, к чему прижать когда,
чтоб во тьме не затерялась гордых звуков череда.
Да еще ведь надо в душу к нам проникнуть и зажечь…
А чего с ней церемониться? Чего ее беречь?
Счастлив дом, где звуки скрипки наставляют нас на путь
и вселяют в нас надежды… Остальное как-нибудь.
Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,
по чьему благословенью я по небу лечу.
Счастлив он, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер,
музыкант, соорудивший из души моей костер.
А душа, уж это точно, ежели обожжена,
справедливей, милосерднее и праведней она.
1983
Булат Окуджава
* * *
Mне вдруг приснилась музыка, играл седой скрипач.
Была похожа музыка на чей-то тихий плач,
Была похожа музыка на чей-то горький смех,
На шум дождя за окнами, на падающий снег…
Когда вам снится музыка, глаза не открывайте.
Всё то, что вспомнить хочется, ещё раз вспоминайте.
Когда вам снится музыка, её доверьтесь звукам,
Она аккомпанирует и встречам, и разлукам…
Мне вдруг приснилась музыка твоих не громких слов,
Была пора весенняя, и каждый день был нов.
Казалось нашей музыке ещё сильней звучать,
Но что её заставило однажды замолчать.
Мне вдруг приснилась музыка далёкая, как ты.
Мелодия прощальная неслась из темноты.
И томным было утро, и робок был рассвет.
Мне вдруг приснилась музыка, а может быть и нет…
Татьяна Орловская (?)
Музыка из грёз
Сегодня не уснуть. Горят несмело свечи.
Окно я распахну — и ветер, словно шаль,
Осенней ночи шарм накинет мне на плечи…
Чайковского «Октябрь» играет мой рояль…
Кленовая листва под музыку кружится.
Минорные лады, анданте си бемоль…
Ах, если бы суметь во сне к тебе явиться,
Спросить, какую я в судьбе играю роль…
Сияют звёзды в такт и нотными рядами,
Пьяниссимо аккорд, сквозь исповедь тиши,
Заменит форте дня и мили между нами
На музыку из грёз… признание души…
© Natalya Hrebionka


______________
Афоризмы о музыке
______________
Музыка — универсальный язык человечества.
Лонгфелло Г.
Музыка глушит печаль.
Шекспир У.

…Заметь себе, когда несутся дико
В степях стада иль молодых коней
Лихой табун — они безумно скачут,
Ревут и ржут, — то кровь играет в них.
Горячая. Но стоит им заслышать
Лишь звук трубы или иной какой
Звук музыки — как вкопанные станут
Мгновенно все, и одичалый взгляд
Под силою мелодии прелестной
В смирение и кротость перейдет…
Шекспир У.
Нет на земле живого существа
Столь жесткого, крутого, адски злого,
Чтоб не могла хотя на час один
В нем музыка свершить переворота.
Кто музыки не носит сам в себе,
Кто холоден к гармонии прелестной,
Тот может быть изменником, лгуном,
Грабителем, души его движенья
Темны, как ночь, и, как Эреб, черна
Его приязнь. Такому человеку Не доверяй.
Шекспир У.

Музыка — источник радости мудрых людей, она способна вызывать в народе хорошие мысли, она глубоко проникает в его сознание и легко изменяет нравы и обычаи.
Сюньцзы
Музыка побуждает нас красноречиво мыслить.
Эмерсон У.
Величие искусства яснее всего проявляется в музыке.
Гёте И.
Музыка должна высекать огонь из людских сердец.
Людвиг ван Бетховен
Без музыки жизнь была бы ошибкой.
Фридрих Ницше
Если человек не человеколюбив, что он поймет в музыке?
Конфуций
Музыка — высшее в мире искусство.
Лев Толстой
Музыка — акустический состав, вызывающий в нас аппетит к жизни, как известные аптечные составы вызывают аппетит к еде.
Ключевский В.
А та, кого мы музыкой зовем
За неименьем лучшего названья,
Спасет ли нас?
___________
Ахматова А. А.
Из всех искусств музыка — самое человечное и распространенное.
Жан Поль
Что такое музыка? Она занимает место между мыслью и явлением; как предрассветная посредница, стоит она между духом и материей; родственная обоим, она отлична от них; это дух, нуждающийся в размеренном времени; это материя, но материя, которая обходится без пространства.
Гейне Г.
Музыка — это стенография чувств.
Толстой Л. Н.
Музыка показывает человеку те возможности величия, которые есть в его душе.
Эмерсон У.
Музыка во время обеда — это оскорбление и для повара, и для скрипача.
Честертон Г.
Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.
Платон
Большие композиторы всегда и прежде всего обращали внимание на мелодию, как на ведущее начало в музыке. Мелодия — это музыка, главная основа всей музыки, поскольку совершенная мелодия подразумевает и вызывает к жизни свое гармоничное оформление.
Чехов А. П.
Музыка — лучшее утешение для опечаленного человека.
Лютер М.
Музыка — поэзия воздуха.
Жан Поль
Бог дал нам музыку, чтобы мы прежде всего влеклись ею ввысь…
Ницше Ф.
Музыка — это разум, воплощенный в прекрасных звуках.
Тургенев И. С.
Область музыки — душевные волнения. Цель музыки — возбуждать эти волнения, и сама она также вдохновляется ими.
Жорж Санд
Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике.
Лейбниц Г.
О музыка! Отзвук далекого гармоничного мира! Вздох ангела в нашей душе! Когда замирает слово, и объятие, и наполненный слезами глаз, когда наши немые сердца в одиночестве томятся за решеткой нашей груди — о, тогда только благодаря тебе могут они послать друг другу отклик из своих тюрем, соединить в одной пустыне свои далекие стоны.
Жан Поль
Песня, которую поет мать у колыбели, сопровождает человека всю его жизнь, до гроба.
Бигер Г.
Музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его.
Роллан Р.
Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.
Аристотель
Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие.
Карлейль
Мужчина и женщина — это две ноты, без которых струны человеческой души не дают правильного и полного аккорда.
Джузеппе Мадзини
Жизнь — как фортепиано. Белые клавиши — это любовь и счастье, чёрные горе и печаль. Чтобы услышать настоящую музыку жизни, мы должны коснуться и тех, и тех…

В идеале стихи песен, которые написаны специально для них, не должны уступать стихам, которые поэзия. Однако в песне отсутствие рифмы можно скрыть ритмом, отсутствие смысла крутой подачей и внешним видом. Поэтому здесь я выбрала на свой вкус 10 песен, которые написаны не на стихи поэтов-песенников. А именно на стихи поэтов-классиков, тех, чьи стихи больше принято декламировать, чем исполнять в песнях. Поэтому есть Высоцкий, Окуджава, Башлачев, но здесь речь не о них.

:diamond_shape_with_a_dot_inside: :diamond_shape_with_a_dot_inside: :diamond_shape_with_a_dot_inside:

Маяковский В. В.

«Лиличка!»

Если б так поэта измучила,

он

любимую на деньги б и славу выменял,

а мне

ни один не радостен звон,

кроме звона твоего любимого имени.

И в пролет не брошусь,

и не выпью яда,

и курок не смогу над виском нажать.

Надо мною,

кроме твоего взгляда,

не властно лезвие ни одного ножа.

Сплин — Маяк

Для меня это одно из лучших признаний в любви, в котором страдание и счастье, испытываемые страстно влюблённым человеком, доведены до абсолюта. «Сплин» — одна из лучших групп в русском роке. Что-что, а доносить смысл и передавать эмоции они умеют.

«Неоконченное»

Любит? не любит? Я руки ломаю

и пальцы разбрасываю разломавши

так рвут загадав и пускают по маю

венчики встречных ромашек

Пускай седины обнаруживает стрижка и бритье

Пусть серебро годов вызванивает уймою

надеюсь верую вовеки не придет

ко мне позорное благоразумие

Николай Носков — Ночь

Носков великолепно исполняет романсы. Голос с небольшой хрипотцой отлично передаёт надломленность в отношениях героев стихотворения. Как и сам стих, это романс о боли, о прошедшем, о том, чего не вернуть.

──────── • ✤ • ────────

Бродский И. А.

«Конец прекрасной эпохи»

То ли карту Европы украли агенты властей,

то ль пятерка шестых остающихся в мире частей

чересчур далека. То ли некая добрая фея

надо мной ворожит, но отсюда бежать не могу.

Сам себе наливаю кагор — не кричать же слугу —

да чешу котофея…

Сплин — Конец прекрасной эпохи

Люблю Бродского и люблю группу «Сплин». Люблю их сочетание. Возникает то редкое чувство, что вот именно так и надо читать этот стих, так его ты бы и читал про себя. Верно расставленные акценты, замечательное гитарное сопровождение.

«От окраины к центру»

Поздравляю себя

с этой ранней находкой, с тобою, поздравляю себя

с удивительно горькой судьбою,

с этой вечной рекой,

с этим небом в прекрасных осинах,

с описаньем утрат за безмолвной толпой магазинов.

Светлана Сурганова — Неужели не я

В общем-то, Бродский — мой любимый поэт, поэтому, естественно, я не могла обойти вниманием эту композицию. Сам Иосиф Александрович не приветствовал, когда его стихи обращают в песни. Но мне нравится слушать подобные композиции, потому что, мне кажется, в них сочетается эмоциональная окраска, и в то же время остается естественность, нет места наигранности.

──────── • ✤ • ────────

Цветаева М. И.

«Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…»

Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной,

Ты не будешь ничей жених, я — ничьей женой,

И в последнем споре возьму тебя — замолчи! —

У того, с которым Иаков стоял в ночи.

Ирина Аллегрова — Я тебя отвоюю

Я слышала много вариаций исполнения этой песни, ни одно из них не зацепило меня окончательно и бесповоротно. Стихи сильнее исполнителя. Но наиболее душевным и пронзительным мне кажется исполнение Ирины Аллегровой. Именно её раннее исполнение этой композиции.

«Реквием»

Уж сколько их упало в эту бездну,

Разверзтую вдали!

Настанет день, когда и я исчезну

С поверхности земли.

Застынет все, что пело и боролось,

Сияло и рвалось.

И зелень глаз моих, и нежный голос,

И золото волос.

Алла Пугачева — Монолог

Последнее время эту исполняют, кажется, в каждом проекте. Поэтому вариантов исполнения тут тоже достаточно. По мне так само по себе стихотворение настолько сильное, что исполнение здесь не играет определяющую роль. Но раннее творчество Пугачевой заслуживает внимания, поэтому мой выбор пал на него.

──────── • ✤ • ────────

Лермонтов М. Ю.

«Демон»

Я тот, чей взор надежду губит;

Я тот, кого никто не любит;

Я бич рабов моих земных,

Я царь познанья и свободы,

Я враг небес, я зло природы,

И, видишь, — я у ног твоих!

Unreal — Демон

Узнала я об этой песне из фан-видео по сериалу «Люцифер» на канале klimnest. Стоит отметить, что остальное творчество группы весьма специфично и совершенно не в моем вкусе. Но здесь отрывок из поэмы Лермонтова в стиле рок-оперы звучит очень даже органично.

──────── • ✤ • ────────

Пастернак Б. Л.

«Никого не будет в доме…»

Никого не будет в доме,

Кроме сумерек. Один

Зимний день в сквозном проеме

Незадернутых гардин.

Только белых мокрых комьев

Быстрый промельк моховой,

Только крыши, снег, и, кроме

Крыш и снега, никого.

Никого не будет в доме (из к/ф «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»)

Наверно, знакомая всем песня. Есть в ней какой-то уют, теплота, очаровательная простота. Возможно, все дело в ассоциациях с новогодними праздниками на подсознательном уровне. Но она согревает душу, а после этого ничего анализировать уже не хочется.

──────── • ✤ • ────────

Мандельштам О. Э.

«Ленинград»

Петербург! я еще не хочу умирать!

У тебя телефонов моих номера.

Петербург! У меня еще есть адреса,

По которым найду мертвецов голоса.

Светлана Сурганова — Ленинград

Русский рок жив! Поэтому именно это исполнение. Ну, и обращение к Ленинграду из уст человека, который там родился, звучит убедительнее.

──────── • ✤ • ────────

Гумилев Н. С.

«Змей»

Ах, иначе в былые года

Колдовала земля с небесами,

Дива дивные зрелись тогда,

Чуда чудные деялись сами…

Позабыв Золотую Орду,

Пестрый грохот равнины китайской,

Змей крылатый в пустынном саду

Часто прятался полночью майской.

Мельница — Змей

Стихи Гумилева и исполнение «Мельницы» — это идеальное сочетание. Действительно создаётся сказочная атмосфера, музыка льётся, а голос Хелависы завораживает.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *