Относительно устойчивые психические явление это психические

Психические явления и их свойства. Классификация психических явлений

Все психические явления делятся на три группы:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства личности.

Психический процесс — это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию.

Психическое отражение — это формирование образа тех условий, в которых осуществляется данная деятельность. Психические процессы — это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.

Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение) , эмоциональные и волевые. Вся психическая деятельность человека —это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

Психическое состояние — это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.

Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психические состояния проявляются в общей организованности психики.

Психическое состояние — это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.
Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.

Все психические состояния подразделяются на четыре вида:

1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).

2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния — стресс, аффект, фрустрация).

3. Волевые состояния — инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

4. Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).

Система психических явлений.

Психические процессы целостные акты психической деятельности, отличающиеся отражательно-регуляционной спецификой.

Познавательные — ощущение, восприятие, мышление, воображение, память.

Психические свойства текущее своеобразие психической типичное для индивида своеобразие деятельности (псих. процессов), его психической деятельности обусловленное содер. (объектом) Темперамент деят. и его личностной значим. — индивидуальные особенности псих. деятельности, обусл. врожденным Мотивационные типом высшей нервной деятельности, актуализированные потребности динамика реал. психических процессов и их модификации: установки, (сангвиники, холерики, флегматики, интересы, желания, стремления. меланхолики) влечения, страсти.

Эмоциональные — иерархия потребностей и устойчивых эмоциональный тон ощущений, мотивов повед., ценностных ориентаций эмоциональный отклик, настроение, и установок стресс, аффект, фрустрация.

Волевые — обобщенные способы поведения, инициативность, решительность, тип адаптации к среде целеустремлен., настойч. и др.

Уровни организованности — психофизиологические регуляционные психической деятельности возможности, проявляющиеся (внимание) в конкретных видах деятельности.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести: жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека); темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую динамическую сторон.

  • 1. Познавательные психические процессы
  • 2. Эмоции и чувства
  • Лекция 5. Психические явления

    Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений:

    1) психические процессы;

    2) психические состояния;

    3) психические свойства.

    Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец. При этом нужно иметь в виду, что конец одного психического процесса тесно связан с началом другого. Отсюда – непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями на нервную систему, так и раздражениями, исходящими от внутренней среды организма. Все психические процессы подразделяют на познавательные, эмоциональные и волевые (рис. 5).

    Рис. 5. Классификация психических процессов

    Познавательные психические процессы играют большую роль в жизни и деятельности человека. Благодаря им человек отражает окружающий его объективный мир, познает его и на основе этого ориентируется в обстановке и сознательно действует.

    В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единое целое, обеспечивающее адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности.

    Психические состояния – это определенный в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется повышенной или пониженной активностью личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния (рис. 6). При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно. Психические состояния имеют рефлекторную природу, возникают под влиянием определенной обстановки, физиологических факторов, времени и т. д.

    Рис. 6. Классификация психических состояний

    Психические свойства человека – это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественный и количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется практикой. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности. Психические свойства личности многообразны (рис. 7), и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются.

    Рис. 7. Классификация психических свойств

    1. Познавательные психические процессы

    Познавательные психические процессы являются каналами нашего общения с миром. Поступающая информация о конкретных явлениях и предметах претерпевает изменения и превращается в образ. Все знания человека об окружающем мире являются результатом интеграции отдельных знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию. Но вместе с тем, протекая одновременно и слаженно, эти процессы незаметно для человека взаимодействуют друг с другом и в результате создают для него единую, целостную, непрерывную картину объективного мира.

    1. Ощущение – простейший познавательный психический процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств, качеств, сторон действительности, ее предметов и явлений, связей между ними, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств человека. Ощущение является источником наших знаний о мире и самих себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых организмов, обладающих нервной системой. Осознаваемые ощущения характерны только для живых существ, имеющих головной мозг. Главная роль ощущений заключается в том, чтобы быстро довести до центральной нервной системы сведения о состоянии как внешней, так и внутренней среды организма. Все ощущения возникают в результате воздействия стимулов-раздражителей на соответствующие органы чувств. Для того чтобы ощущение возникло, необходимо, чтобы вызывающий его стимул достиг определенного значения, называемого абсолютным нижним порогом ощущения. Для каждого вида ощущений существуют свои пороги.

    Но органы чувств обладают свойством адаптации к изменяющимся условиям, поэтому пороги ощущений не являются постоянными и способны изменяться при переходе от одних условий внешней среды к другим. Эту способность называют адаптацией ощущений. Например, при переходе от света к темноте чувствительность глаза к различным раздражителям меняется в десятки раз. Скорость и полнота адаптации различных сенсорных систем неодинакова: в тактильных ощущениях, при обонянии отмечается высокая степень адаптации, а наименьшая степень – при болевых ощущениях, так как боль является сигналом об опасном нарушении в работе организма, и быстрая адаптация болевых ощущений может грозить ему гибелью.

    Английским физиологом Ч. Шеррингтоном была предложена классификация ощущений, представленная на рис. 8.

    Экстероцептивные ощущения – это ощущения, возникающие при воздействии внешних раздражителей на анализаторы человека, расположенные на поверхности тела.

    Проприоцептивные ощущения – это ощущения, отражающие движение и положение частей тела человека.

    Интероцептивные ощущения – это ощущения, отражающие состояние внутренней среды организма человека.

    По времени возникновения ощущения бывают актуальными и неактуальными.

    Например, кислый вкус во рту от лимона, ощущение так называемой «фактомной» боли в ампутированной конечности.

    Рис. 8. Классификация ощущений (по Ч. Шеррингтону)

    Все ощущения обладают следующими характеристиками:

    ¦ качество – сущностная особенность ощущений, позволяющая отличать одни их виды от других (например, слуховые от зрительных);

    ¦ интенсивность – количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя;

    ¦ продолжительность – временная характеристика ощущений, определяющаяся временем воздействия раздражителя.

    2. Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Способность к восприятию мира в виде образов есть только у человека и у некоторых высших представителей животного мира. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственную ориентировку в окружающем мире. Оно предполагает выделение из комплекса зафиксированных признаков основных и наиболее существенных с одновременным отвлечением от несущественных (рис. 9). В отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности, с помощью восприятия создается интегральная картина действительности. Восприятие всегда субъективно, так как одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному в зависимости от способностей, интересов, жизненного опыта и т. д.

    Рис. 9. Классификация видов восприятия

    Рассмотрим восприятие как интеллектуальный процесс последовательных, взаимосвязанных актов поиска признаков, необходимых и достаточных для формирования образа:

    • первичное выделение ряда признаков из всего потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному определенному объекту;

    • поиск в памяти близкого по ощущениям комплекса признаков;

    • отнесение воспринятого объекта к определенной категории;

    • поиск дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения;

    • окончательный вывод о том, какой объект воспринят.

    К основным свойствам восприятия относятся: целостность – внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе;

    предметность – объект воспринимается человеком как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело;

    обобщенность – отнесение каждого образа к некоторому классу объектов;

    константность – относительное постоянство восприятия образа, сохранение за объектом его параметров независимо от условий его восприятия (расстояния, освещения и т. д.);

    осмысленность – понимание сущности воспринимаемого объекта в процессе восприятия;

    избирательность – преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия.

    Восприятие бывает внешненаправленным (восприятие предметов и явлений внешнего мира) и внутренненаправенным (восприятие собственных состояний, мыслей, чувств и т. д.).

    По времени возникновения восприятие бывает актуальным и неактуальным.

    Восприятие может быть ошибочным (или иллюзорным), например зрительные или слуховые иллюзии.

    Развитие восприятия имеет очень большое значение для учебной деятельности. Развитое восприятие помогает быстрее усваивать больший объем информации с меньшей степенью энергетических затрат.

    3. Представление – это психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта. Представления возникают не сами по себе, а в результате практической деятельности.

    Так как в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на базе классификаций видов ощущений и восприятий (рис. 10).

    Рис. 10. Классификация видов представлений

    Основные свойства представлений:

    фрагментарность – в представляемом образе часто отсутствуют какие-либо его черты, стороны, части;

    неустойчивость (или непостоянство) – представление любого образа рано или поздно исчезает из поля сознания человека;

    изменчивость – при обогащении человека новым опытом и знаниями происходит изменение представлений об объектах окружающего мира.

    4. Воображение – это познавательный психический процесс, заключающийся в создании человеком новых образов на основе имеющихся у него представлений. Воображение тесно связано с эмоциональными переживаниями человека. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них могут присутствовать в большей или меньшей степени элементы фантазии, вымысла. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного практического вмешательства. Особенно оно помогает в тех случаях, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или нецелесообразны.

    Рис. 11. Классификация видов воображения

    При классификации видов воображения исходят из основных характеристик – степени волевых усилий и степени активности (рис. 11).

    Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта по его описанию (например, при чтении описания географических мест или исторических событий, а также при знакомстве с литературными героями).

    Мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее. В мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в творческих образах не всегда воплощается желание их создателя. Мечта – это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не приводящий к немедленному и непосредственному получению объективного продукта в виде художественного произведения, изобретения, изделия и пр.

    Воображение тесно связано с творчеством. Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует имеющиеся у него представления и создает самостоятельно новый образ – не по знакомому образу, а совершенно отличный от него. В практической деятельности с феноменом воображения, прежде всего, связан процесс художественного творчества в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическими методами автора уже не устраивает. Обращение к необычным, причудливым, нереалистичным образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека.

    Творчество – это деятельность, которая порождает новые материальные и духовные ценности. Творчество раскрывает потребность личности в самовыражении, самоактуализации и реализации своих созидательных возможностей. В психологии выделяют следующие критерии творческой деятельности:

    ¦ творческой является такая деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукта;

    ¦ поскольку новый продукт (результат) может быть получен случайно, то новым должен быть и сам процесс получения продукта (новый метод, прием, способ и пр.);

    ¦ результат творческой деятельности не может быть получен с помощью простого логического вывода или действия по известному алгоритму;

    ¦ творческая деятельность, как правило, направлена не столько на решение уже поставленной кем-то задачи, сколько на самостоятельное видение проблемы и определение новых, оригинальных путей решения;

    ¦ для творческой деятельности обычно характерно наличие эмоциональных переживаний, предшествующих моменту нахождения решения;

    ¦ творческая деятельность требует особой мотивации.

    Анализируя природу творчества, Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон попытались выяснить, что мешает проявлению творческих способностей у человека. Они обнаружили, что проявлению творчества мешает не только недостаточное развитие определенных способностей, но и наличие определенных личностных черт, например:

    – склонность к конформизму, т. е. стремление быть похожим на других, не отличаться от большинства окружающих людей;

    – боязнь показаться глупым или смешным;

    – боязнь или нежелание критиковать других из-за сформированного с детства представления о критике как о чем-то негативном и оскорбительном;

    – излишнее самомнение, т. е. полная удовлетворенность по поводу своей личности;

    – преобладающее критическое мышление, т. е. направленное только на выявление недостатков, а не на поиск путей их искоренения.

    5. Мышление – это высший познавательный процесс, порождение нового знания, обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Суть данного познавательного психического процесса заключается в порождении нового знания на основе преобразования человеком действительности. Это наиболее сложный познавательный процесс, высшая форма отражения действительности (рис. 12).

    Рис. 12. Классификация видов мышления

    Предметно-действенное мышление осуществляется во время действий с предметами при непосредственном восприятии предмета в реальности.

    Наглядно-образное мышление происходит при представлении предметных образов.

    Абстрактно-логическое мышление является результатом логических операций с понятиями. Мышление носит мотивированный и целенаправленный характер, все операции мыслительного процесса вызваны потребностями, мотивами, интересами личности, ее целями и задачами.

    ¦ Мышление всегда индивидуально. Оно дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и общественной жизни.

    ¦ Источником мыслительной деятельности является практика.

    ¦ Физиологическую основу мышления составляет рефлекторная деятельность мозга.

    ¦ Исключительно важная особенность мышления – это неразрывная связь с речью. Мы всегда думаем словами, даже если не произносим их вслух.

    Активные исследования мышления ведутся с XVII в. Первоначально мышление фактически отождествлялось с логикой. Все теории мышления можно разделить на две группы: первые основаны на гипотезе о наличии у человека врожденных интеллектуальных способностей, не изменяющихся с течением жизни, вторые – на представлении о том, что умственные способности формируются и развиваются под влиянием жизненного опыта.

    К основным мыслительным операциям относятся:

    анализ – мысленное разделение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;

    синтез – воссоединение отдельных элементов в целостную структуру;

    сравнение – установление отношений сходства и различия;

    обобщение – выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходства;

    абстрагирование – выделение какой-либо стороны явления, которая в действительности как самостоятельная не существует;

    конкретизация – отвлечение от общих признаков и выделение, подчеркивание частного, единичного;

    систематизация (или классификация) – мысленное распределение предметов или явлений по определенным группам, подгруппам.

    Кроме перечисленных выше видов и операций существуют процессы мышления:

    суждение – высказывание, содержащее конкретную мысль;

    умозаключение – ряд логически связанных высказываний, приводящих к новому знанию;

    определение понятий – система суждений о некотором классе предметов или явлений, выделяющая их наиболее общие признаки;

    индукция – вывод частного суждения из общего;

    дедукция – вывод общего суждения из частных.

    Основные качественные характеристики мышления таковы: самостоятельность, инициативность, глубина, ширина, быстрота, оригинальность, критичность и др.

    С мышлением неразрывно связано понятие интеллекта.

    Интеллект – это совокупность всех умственных способностей, обеспечивающих человеку возможность решать разнообразные задачи. В 1937 г. Д. Векслер (США) разработал тесты для измерения интеллекта. По Векслеру, интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.

    Л. Терстоун в 1938 г., исследуя интеллект, выделил его первичные составляющие:

    счетная способность – способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;

    вербальная (словесная) гибкость – способность находить нужные слова для объяснения чего-либо;

    вербальное восприятие – способность понимать устную и письменную речь;

    пространственная ориентация – способность представлять себе различные предметы в пространстве;

    память;

    способность к рассуждению;

    быстрота восприятия сходств и различий между объектами.

    Что определяет развитие интеллекта? На интеллект воздействуют как наследственные факторы, так и состояние окружающей среды. На развитие интеллекта оказывают влияние:

    • генетическая обусловленность – влияние наследственной информации, полученной от родителей;

    • физическое и психическое состояния матери в период беременности;

    • хромосомные аномалии;

    • экологические условия проживания;

    • особенности питания ребенка;

    • социальный статус семьи и др.

    Попытки создать единую систему «измерения» человеческого интеллекта наталкиваются на многие препятствия, так как интеллект включает в себя способность к совершенно разнокачественным умственным операциям. Наибольшей популярностью пользуется так называемый коэффициент интеллектуальности (сокращенно IQ), позволяющий соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями его возрастной и профессиональной групп.

    Среди ученых отсутствует единое мнение о возможности получения реальной оценки интеллекта с помощью тестов, так как многие из них измеряют не столько врожденные интеллектуальные способности, сколько знания, умения и навыки, приобретенные в процессе обучения.

    6. Мнемические процессы. В настоящее время в психологии не существует единой, законченной теории памяти, а изучение феномена памяти остается одной из центральных задач. Мнемические процессы, или процессы памяти, изучаются разными науками, которые рассматривают физиологические, биохимические и психологические механизмы процессов памяти.

    Память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

    Среди первых психологов, начавших экспериментальные исследования мнемических процессов, был немецкий ученый Г. Эббингауз, который, исследуя процесс запоминания разных словосочетаний, вывел целый ряд законов запоминания.

    Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим – это основа психической деятельности.

    К процессам памяти относятся следующие:

    1) запоминание – такой процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее; запоминание всегда избирательно – в памяти сохраняется не все, что воздействует на наши органы чувств, а только то, что имеет значение для человека или вызвало его интерес и наибольшие эмоции;

    2) сохранение – процесс переработки и удержания информации;

    3) воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала;

    4) забывание – процесс избавления от давно полученной, редко используемой информации.

    Одной из важнейших характеристик является качество памяти, которое обусловлено:

    ¦ скоростью запоминания (количество повторений, необходимых для удержания информации в памяти);

    ¦ скоростью забывания (время, в течение которого запомнившаяся информация хранится в памяти).

    Для классификации видов памяти (рис. 13) существует несколько оснований: по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, по характеру целей деятельности, по продолжительности закрепления и сохранения информации и др.

    Рис. 13. Классификация видов памяти

    Работа разных видов памяти подчиняется некоторым общим законам.

    Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем легче последнее закрепляется в памяти.

    Закон интереса: интересное запоминается быстрее, потому что на это затрачивается меньше усилий.

    Закон установки: запоминание происходит легче, если человек ставит перед собой задачу восприятия содержания и его запоминания.

    Закон первого впечатления: чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее и быстрее его запоминание.

    Закон контекста: информация легче запоминается, если ее соотнести с другими одновременными впечатлениями.

    Закон объема знаний: чем обширнее знания по определенной теме, тем легче запоминается новая информация из данной области знаний.

    Закон объема запоминаемой информации: чем больше объем информации для одновременного запоминания, тем хуже она запоминается.

    Закон торможения: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее.

    Закон края: лучше запоминается то, что сказано (прочитано) в начале и конце ряда информации, хуже запоминается середина ряда.

    Закон повторения: повторение способствует лучшему запоминанию.

    В психологии в связи с изучением памяти можно встретить два термина, очень похожих друг на друга, – «мнемический» и «мнемонический», значения которых различны. Мнемический означает «имеющий отношение к памяти», а мнемонический – «имеющий отношение к искусству запоминания», т. е. мнемоника – это приемы запоминания.

    История мнемоники уходит корнями в Древнюю Грецию. В древнегреческой мифологии говорится о Мнемозине, матери девяти муз, богине памяти, воспоминаний. Особенное развитие мнемоника получила в XIX в. в связи с получившими теоретическое обоснование законами ассоциаций. Для лучшего запоминания были предложены разнообразные приемы мнемоники. Приведем примеры.

    Метод ассоциаций: чем больше возникает разнообразных ассоциаций при запоминании информации, тем легче информация запоминается.

    Метод связок: объединение информации в единую, целостную структуру с помощью опорных слов, понятий и т. д.

    Метод мест основан на зрительных ассоциациях; ясно представив предмет запоминания, нужно мысленно объединить его с образом места, который легко извлекается из памяти; например, для того чтобы запомнить информацию в определенной последовательности, необходимо разбить ее на части и каждую часть соотнести с определенным местом в хорошо известной последовательности, например маршрутом на работу, расположением мебели в комнате, расположением фотографий на стене и т. д.

    Общеизвестен способ запоминания цветов радуги, где начальная буква каждого слова ключевой фразы является первой буквой слова, обозначающего цвет:

    каждый – красный

    охотник – оранжевый

    желает – желтый

    знать – зеленый

    где – голубой

    сидит– синий

    фазан – фиолетовый

    7. Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия. Природа и сущность внимания вызывают разногласия в психологической науке, среди психологов в отношении его сущности нет единого мнения. Сложности объяснения феномена внимания вызваны тем, что оно не обнаруживается в «чистом» виде, оно всегда «внимание к чему-либо». Одни ученые считают, что внимание не является независимым процессом, а является лишь частью любого другого психологического процесса. Другие полагают, что это самостоятельный процесс, имеющий свои особенности. Действительно, с одной стороны, внимание включено во все психологические процессы, с другой стороны, у внимания есть наблюдаемые и измеримые характеристики (объем, концентрация, переключаемость и др.), которые непосредственно к остальным познавательным процессам не относятся.

    Внимание является необходимым условием овладения любыми видами деятельности. Оно зависит от индивидуально-типологических, возрастных и других характеристик человека. В зависимости от активности личности выделяют три вида внимания (рис. 14).

    Рис. 14. Классификация видов внимания

    Непроизвольное внимание – наиболее простой вид внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека.

    Произвольное внимание управляется сознательной целью, связано с волей человека. Его еще называют волевым, активным или преднамеренным.

    Послепроизвольное внимание также носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем сама деятельность становится настолько интересной, что практически не требует от человека волевых усилий для поддержания внимания.

    Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. К основным свойствам внимания обычно относят следующие:

    концентрированность – это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним; концентрированность внимания предполагает образование временного центра (фокуса) всей психологической активности человека;

    интенсивность – характеризует эффективность восприятия, мышления и памяти в целом;

    устойчивость – способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания; определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека;

    объем – количественный показатель объектов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека – от 4 до 6, у ребенка – не более 1–3); объем внимания зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти индивида, имеют также значение характеристики воспринимаемых объектов и профессиональные навыки самого субъекта;

    распределение – способность сосредоточивать внимание на нескольких объектах одновременно; при этом формируется несколько фокусов (центров) внимания, что дает возможность совершать несколько действий или следить за несколькими процессами одновременно, не теряя ни одного из них из поля внимания;

    переключение – способность к более или менее легкому и достаточно быстрому переходу от одного вида деятельности к другому и сосредоточению на последнем.

    2. Эмоции и чувства

    Эмоциями и чувствами называют переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, к тому, что он познает, к себе и другим людям.

    Эмоция – это непосредственное отражение сложившихся отношений, переживание, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Эмоции участвуют во всех психических процессах при любых состояниях человека. Они способны предвосхищать еще не наступившие события и могут возникать в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.

    Чувство – более сложное, устоявшееся отношение человека к тому, что он познает и делает. Как правило, чувство включает в себя целую гамму эмоций. Чувства свойственны только человеку, они социально обусловлены, придают полноту и яркость нашему восприятию, поэтому эмоционально окрашенные факты помнятся дольше. У разных народов и в разные исторические эпохи чувства выражаются по-разному.

    Эмоции и чувства неразрывно связаны с физиологическим состоянием организма человека: при одних человек чувствует прилив сил, подъем энергии, а при других – упадок, скованность. Эмоции и чувства всегда сугубо индивидуальны. Некоторые из них являются врожденными, некоторые приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче гамма эмоций и чувств, которые оно способно переживать. Самые старые по происхождению, простейшие и наиболее распространенные среди живых существ эмоциональные переживания – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, если соответствующие потребности остаются неудовлетворенными.

    В психологии выделяют несколько основных, или фундаментальных, эмоций: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд.

    По содержанию чувства подразделяют на нравственные, интеллектуальные и эстетические.

    В зависимости от сочетания скорости, силы и продолжительности чувств различают следующие виды эмоциональных состояний: настроение, страсть, аффект, воодушевление, стресс, фрустрация (состояние дезорганизации сознания и деятельности личности в связи с сильнейшим нервным потрясением).

    Эмоции и чувства неотделимы от личности человека. В эмоциональном плане люди отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности, устойчивости, силе и глубине возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных или отрицательных эмоций.

    Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие человека. Такое развитие может осуществляться в нескольких направлениях:

    • включение в эмоциональную сферу новых объектов, людей, событий и т. д.;

    • повышение уровня сознательного контроля своих чувств;

    • постепенное включение в нравственную сферу все более и более высоких ценностей и норм, таких, как совесть, порядочность, чувство долга, ответственность и т. д.

    Итак, создание психических образов окружающей среды осуществляется посредством познавательных психических процессов, которые скреплены в единую, целостную познавательную психическую деятельность человека. Образ окружающего мира является сложнейшим психическим образованием, в формировании которого участвуют различные психические процессы.

    Круг явлений, изучаемых психологией

    В связи с тем что психология, как и любая другая наука, имеет дело с теоретическим отражением действительности, встает вопрос о том, какие явления считать областью компетенции психологии, а какие исключить из ее проблемного поля. Безусловно, по самому своему определению, психология должна заниматься психическими

    явлениями. А какие явления можно отнести к области психических? Толкование психического как особой формы активного субъективного отражения действительности, восходящая к марксистскому пониманию психики как свойства высокоорганизованной материи, предполагает, что психические явления возникают на границе встречи (или столкновения) идеального и материального, социального и индивидуального, символического и предметного миров. Именно на этой границе (в единстве сознания и деятельности) исследователь преодолевает понимание психики как «вещи в себе» (трансцендентного объекта, недоступного познанию, — в терминологии Канта) и получает возможность научного освоения психической реальности. Таким образом, логично описывать круг явлений, изучаемых психологией, в соотношении со сферами реальности, отражением которых они являются.

    Психика может отражать четыре своеобразных «мира»: физический мир, социальный мир, мир культуры и психологический мир самого субъекта. Эти «миры» могут быть отражены психикой в различных формах: в формах процессов ощущения, восприятия, памяти, переживания, мышления, воображения. Причем один и тот же объект может выступать для носителя психики как референт разных миров. Например, живописное полотно абстракциониста предстанет неподготовленному зрителю конфигурацией цветовых пятен (физический мир), торговцу — товаром, обладающим определенной ценой (социальный мир), а ценителю искусства — источником эстетического наслаждения (мир культуры).

    Психологические феномены существуют как в субъективных формах (т.е. осознаются и/или переживаются субъектом психической жизни), так и проявляются объективно во внешне регистрируемых изменениях ряда показателей (т.е. косвенно открываются наблюдателю). Предметом изучения может быть процессуальная и результативная стороны психологических явлений. Например, при процессуальном анализе мышления предметом изучения становится объективная и субъективная составляющая самой динамики решения задачи, а при анализе результатов — содержательные психологические характеристики гипотез, идей, концепций, понятий, возникающих в ходе решения. Эмоциональный процесс может быть рассмотрен как динамическая смена внутренних душевных (субъективных) переживаний, сопровождающихся объективными показателями (дрожание рук, учащение дыхания, изменение мимики и т.д.), или же в центр исследования помещается его продукт — аффект, эмоция, чувство (табл. 1).

    Таблица 1

    Психология (схемы, определения, таблицы): учебное пособие

    Пояснительная записка

    Учебных пособий по общей психологии существует огромное число. Усвоение научных понятий — один из ключевых шагов в постижении студентами научного знания, задача данного пособия состоит в том, чтобы дать студентам представление о понятийном аппарате психологии.

    Учебного пособие раскрывает тему курса через группу ключевых понятий: познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, воображение, речь, внимание, память); эмоциональные (чувства и эмоции); волевые; индивидуально-типологические особенности личности (способности, характер, темперамент); а также междисциплинарные категории (личность, общение, деятельность).

    Более широко в учебном пособии раскрыты темы «Периодизации психического развития», имеющие непреходящее значение для профессиональной подготовки будущих специалистов.

    Удобство учебного пособия состоит в том, что категориальный аппарат представлен в виде схем и рисунков, что делает его удобным для восприятия и понимания.

    Психика

    Это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира.

    Восприятие

    Это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельные их свойства, как это происходит при ощущении.

    Изучением данной проблемы занимались: И.П.Павлов, Б.М.Теплов, А.В.Запорожец, В.Вильгельм

    Апперцепция

    зависимость восприятия человека от его прошлого опыта, избирательность восприятия, связанная с характером его профессиональной или иной деятельности, индивидуальных способностей.

    Например, художник воспринимает ландшафт как объект художественного отражения, а архитектор — как объект возможной застройки

    Ощущение

    Это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

    Изучением данной проблемы занимались: И.М.Сеченов, И.П.Павлов, П.К.Анохин, А.Р.Лурия, Ч.Шеррингтон, Н.А. Берштейн, Г.Т. Фехнер, М.Вебер.

    Внимание

    Психический познавательный процесс, заключающийся в преимущественной устремленности сознания человека на определенный объект и явление.

    Характеристики: концентрация, распределение, объем, переключаемость, устойчивость, колебание, избирательность

    Это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления.

    Свойства внимания

    • концентрация
    • избирательность
    • объем
    • интенсивность
    • устойчивость
    • отвлекаемость.

    Воображение

    Это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.

    Воля

    Форма психического отражения действительности, позволяющая личности преодолевать препятствия, достигать субъективно поставленной цели, дающая человеку регулировать свои действия и психические процессы, реализовывать способность к волевой регуляции.

    Это способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизировать все свои силы на достижение поставленных целей.

    Память

    это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.

    Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание.

    Виды памяти: наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная, механическая, логическая

    Р. Аткинсон, Р. Шифрин, Г. Эббингауз, Г. Мюллер, Б.В. Зейгарник.

    Психический процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении в сфере сознания или в процессе жизнедеятельности информации.

    ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ:

    • Запечатление,
    • Сохранение,
    • Узнавание,
    • Воспроизведение,
    • Забывание.

    Мышление

    Это психический познавательный процесс отражения существенных связей в отношений предметов и явлений объективного мира.

    Виды мышления

    По форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое

    По характеру решаемых задач: теоретическое, практическое

    По степени развернутости: дискурсивное, интуитивное

    По степени новизны и оригинальности: репродуктивное, продуктивное.

    Речь

    Процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми.

    Виды речи: устная, монологическая, диалогическая, письменная, внутренняя.

    Деятельность

    Совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

    Сознание

    Высший уровень отражения человеком действительности и высший уровень саморегуляции.

    Теоретическими проблемами происхождения сознания занимались Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, А.Р.Лурия и др.

    Инстинкт

    Совокупность сложных реакций (актов поведения), предопределяющие целесообразное поведение организма во внешней среде.

    Над проблемой работали: И. П. Павлов, А. Н. Леонтьев, К. Э. Фабри.

    Рефлекция

    Внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира.

    Задатки

    Анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей.

    Способности

    Это психическое свойство личности, отражающее проявления таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности.

    Темперамент

    Это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов.

    Характер

    Это психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношениях: к окружающемуся миру, труду, другим людям, к самому себе.

    Исследованием характера занимались такие ученые как С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, К. Леонгард, А.Е. Личко, Э. Фромм, К.Юнг и др.

    Личность

    Это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

    Изучением проблемы личности занимались К.К.Платонов, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, Б.Г.Ананьев, Б.М. Ломов, Э. Эриксон.

    Направленность личности

    Это такое ее психическое свойство, в котором выражается потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели жизни и деятельности.

    Эмоции

    Психические процессы, протекающее в форме переживаний и отражающее личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

    Проблемами эмоций занимались: Джемс-Ланге, У.Кэннон, Линсей -Хебб, П.В.Симонов и др.

    Мотив

    Субъективная причина (осознанная или не осознанная) того или иного поведения, действия человека — психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного действия и его осуществлению.

    Мотивы

    Это те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности побуждают ее к определенной деятельности.

    Борьба мотивов

    Психическое состояние личности и одновременно возможный этап волевого действия, поступка. Характеризуется одновременным существованием в психике личности, «сшибкой» взаимоисключающих мотивов и соответствующих им способов действий.

    Мотивация

    Совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

    Совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.

    Адаптация (от лат. adapto)

    Приспособление организма к внешним условиям.

    Виды адаптации:

    • Физиологическая
    • Психофизиологическая
    • Психическая
    • Социально-психологическая

    Валидность теста

    Адекватность и действенность теста, важнейший критерий его доброкачественности, характеризующий точность измерения исследуемого психологического свойства или явления.

    Интеллектуальное развитие ребенка по Ж. Пиаже

    ПЕРИОДЫ

    ПОДПЕРИОДЫ И СТАДИИ

    ВОЗРАСТ

    СЕНСОМОТОРНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ (0-2 ГОДА)

    Упражнение рефлексов

    0-1 мес.

    Элементарные навыки, первичные круговые реакции

    1-4 мес.

    Вторичные круговые реакции

    4-8 мес.

    Начало практического интеллекта

    8-12 мес.

    Третичные круговые реакции

    12-18 мес.

    Начало интериоризации схем действий

    18-24 мес.

    Репрезентативный интеллект и конкретные операции (2-11 лет)

    Дооперациональные представления

    2-7 лет

    Конкретные операции

    7-11 лет

    Формальные операции

    11-15 лет

    Культурно-историческая концепция развития психики человека Л. С. Выготского

    1 стадия

    Человек и природа

    1. ИЗМЕНЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ПРИРОДЫ
    2. ИЗМЕНЕНИЕ ПРИРОДЫ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ЧЕЛОВЕКА

    2 стадия

    Человек и его психика

    1. ПОЯВЛЕНИЕ У ЧЕЛОВЕКА ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (ФОРМЫ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
    2. ОВЛАДЕНИЕ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ С ПОМОЩЬЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОРУДИЙ — «ЗНАКОВ»

    3 стадия

    Генетические аспекты

    «Труд создал человека»

    • СОВМЕСТНЫЙ ТРУД
    • ОБЩЕНИЕ
    • УПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
    • УПРАВЛЕНИЕ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ

    Интериоризация

    Превращение внешних средств-знаков (узелки) во внутренние (элементы внутренней речи)

    Классификация нарушений психического развития по типу дизонтогенеза (В. В. Лебединский)

    1. Недоразвитие.
    2. Задержанное развитие.
    3. Поврежденное психическое развитие.
    4. Дефицитарное психическое развитие.
    5. Искаженное психическое развитие.
    6. Дисгармоническое психическое развитие.

    Классификация периодизаций психического развития

    1. Внешний критерий (биогенетический принцип) — онтогенез в сжатом виде повторяет филогенез. Представители: В. Штерн, Р. Заззо.
    2. Внутренний критерий. Рассматривается одна из сторон развития. Представители: П. П. Блонский, З. Фрейд.
    3. Несколько существенных критериев. Представители: Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин.

    Периодизация Льва Семеновича Выготского

    Основание​: появление возрастных новообразований. Стадии развития делятся на периоды: стабильный и кризисный периоды.

    1. Кризис новорожденности.
    2. Кризис 1 года.
    3. Раннее детство — кризис 3 лет.
    4. Дошкольный возраст — кризис 7 лет.
    5. Школьный возраст — кризис 13 лет.
    6. Пубертатный возраст — кризис 17 лет.

    Периодизация Павла Петровича Блонского

    Основание​: развитие костной ткани. Появление и смена зубов.

    1. Беззубое детство — до 8 месяцев.
    2. Детство молочных зубов — от 2 — 2,5 года.
    3. Детство постоянных зубов — 6,5 лет.
    4. Появление зубов мудрости

    Периодизация Артура Владимировича Перовского

    Основание​: становление личности зависит от взаимоотношений с членами референтной группы.

    1. Раннее детство.
    2. Детсадовское детство.
    3. Младший школьный возраст.
    4. Средний школьный возраст.
    5. Старший школьный возраст

    Периодизация Жана Пиаже

    Основание​: развитие мышления и интеллекта.

    1. Сенсомоторный интеллект — 0-2 года.
    2. Репрезентативный интеллект и конкретные операции — 2-11 лет.
    3. Формальные операции — 11 — 15 лет.

    Периодизация Р. Заззо

    Основание​: ступени системы воспитания и обучения детей

    1. Стадия раннего детства — до 3 лет.
    2. Стадия дошкольного возраста — от 3 до 6 лет.
    3. Стадия начального школьного образования — от 6 до 12 лет.
    4. Стадия общего образования — от 12 до 16 лет.
    5. Стадия высшего образования.

    Периодизация Зигмунда Фрейда

    Основание​: развитие детской сексуальности

    1. Оральная стадия — до 1 года
    2. Анальная стадия — 1-3 года
    3. Фаллическая стадия — 3-5 лет.
      • Эдипов комплекс
      • Комплекс Электры
    4. Латентная стадия — 5-12 лет.
    5. Генитальная стадия — с 12 лет.

    Периодизация Даниила Борисовича Эльконина

    Основание​: развитие ребенка в системах отношений — «ребенок-вещь», «ребенок-взрослый»

    1. Младенчество — до 1года.
    2. Раннее детство — 1-3 года
    3. Дошкольное детство — 3-7 лет.
    4. Младший школьный возраст — 7-11 лет.
    5. Подростковый возраст — 11-15 лет.
    6. Старший школьный возраст — 16,17 лет
    7. Юность — 17-23 года.
    8. Молодость — 23-30 лет.
    9. Зрелость — 30-60 лет.
    10. Поздняя зрелость — после 60-70 лет.
    11. Конец жизни.

    Психические явления

    Данное определение позволяет выделить ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики:

    • Психика является свойством только высокоорганизованной живой материи. Это значит, что не всякая живая материя наделена этим свойством, а только та, которая обладает специфическими органами, обуславливающими возможность её существования;
    • Способность отражать объективный мир является главной особенностью психики. Это означает, что обладающая психикой высокоорганизованная живая материя располагает способностью получения информации об окружающем её мире. С другой стороны получение самой информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей субъективного по своей природе и идеалистического по своей сути образа;
    • Информация об окружающем мире, которую получает живое существо служит основой для регуляции внутренней среды живого организма. Она формирует его поведение и в постоянно меняющихся условиях среды обитания определяет возможность длительного существования этого организма. Это значит, что обладающая психикой живая материя способна реагировать на изменение внешней среды.

    Как отражательная способность психика есть и у животных, но высшей её формой является сознание, возникшее в процессе общественно-трудовой практики и неразрывно связанное с языком и речью. Человек, благодаря сознанию может произвольно регулировать свое поведение, но понятие «психика», включающее в себя сферу подсознания и надсознания («сверх-Я»), значительно шире.

    Таким образом, психика есть субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых происходит регулирование взаимодействий человека с внешней средой обитания.

    Понятие «психический образ»

    Понятие психического образа является основным понятием психологии и представляет собой целостное, интегративное отражение самостоятельной, дискретной части действительности. Говоря другими словами, это есть информационная модель действительности, которая используется человеком и высшими животными для регуляции своей жизнедеятельности.

    Психические образы имеют свои свойства, а наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности. Всеобщая их функция – регуляция деятельности. Психические образы могут быть:

    • Первичные, к ним относятся образы ощущений, восприятия, в них представлена совокупность качеств, присущих отражаемому объекту – форма, цвет, фактура и др.
    • Вторичные психические образы – образы памяти, мышления, воображения. Психические образы пластичны и, как реальные объекты, дают возможность совершать определенные действия, т.е. «проигрывать» варианты возможного развития действительности. Имея большую информационную емкость, психический образ сам по себе может служить источником разнообразной информации, обеспечивая достижение определенных целей.

    Мир в сознании человека представлен общезначимыми, идеальными формами, поэтому психические образы идеальны. От психической активности и психической организации человека зависит то, что находится перед ним, что он воспринимает. Многие элементы объекта отражения могут отсутствовать в психическом образе и, наоборот, могут быть те элементы, которых нет в конкретном отражаемом объекте.

    Моделируя различные отношения между объектами, что происходит благодаря способности действовать в уме, человек может предвидеть результаты своих действий, осуществлять психическую саморегуляцию поведения.

    Основные виды психических явлений

    Психическими явлениями называют все психические процессы, которые происходят в психике человека.

    Оставить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *