Описание морей

Помогите написать рассказ..

Рассказ о красоте моря

Человека всегда манило море. Он мог бесконечно наслаждаться видом моря, той песней, которую поют волны. Море живёт своей жизнью. Жизнью движения, волнения, красоты.

Видим ли мы, замечаем ли красоту моря?

Живя в больших городах, далеко от морских просторов, мы не задумываемся о том, что море – это прекрасное творение природы, целая вселенная, живущая по своим законам, правилам.

Море – это символ свободы, простора, красоты. Плеск моря, его свежее, влажное, солёное дыхание, неукротимый характер, пленяет.

Море бывает теплое и манящее, рассерженное и грозное, светлое и тихое, суровое и холодное. Море — это богатство. Оно накормит, доставит в нужную точку, оздоровит, подарит заряд положительных эмоций, успокоит душу. Но, как и у медали, у моря две стороны. Лицевая, когда соблюдаются его законы, и оборотная, когда беспечность выходит на первый план. На море надо соблюдать осторожность!

Есть моря с красивыми названиями – Белое, Желтое, Красное, Коралловое, Мраморное. Есть моря, которые омывают множество стран. К таким морям относятся Балтийское, Средиземное, Карибское, Северное.

Особенно прекрасен морской воздух. Он совсем не содержит пыли, в нём много кислорода и озона. Ионы натрия, калия, йода присутствуют в морском воздухе в достаточном количестве. Тот, кто принимает воздушные ванны вблизи моря, поступает абсолютно правильно. Они оказывают положительное влияние на весь организм.

С младенческого возраста детей увлекает всё самое-самое. К такому «самому-самому» относится и море. Но одного простого восхищения и любования недостаточно. Важно запомнить это ощущение моря, сохранить его.

Однажды ребенок решил нарисовать море. Сначала он подошел к нему, погладил рукой маленькую волну, поплескался у берега, затем долго прислушивался к шепоту волн, наклонив ухо к самой воде. Затем что-то крикнул чайке, помахал ей рукой, внимательно посмотрел на проходящее мимо судно, и только после этого начал рисовать.

Ощущение моря у этого ребенка останется надолго. Он всё сделал для того, чтобы не забыть море.

Ни один из древних историков не передал нам имени человека, прежде всех отважившегося пуститься по морю. По всей вероятности, для первого плавания служил, или выдолбленный ствол дерева, или куски его, скрепленные вместе.

С тех пор морские путешествия – это важная часть нашей жизни. Мы движемся вперёд, а море помогает нам в этом.

Волны

Морская волна.

Волна (Wave, surge, sea) — образуется благодаря сцеплению частиц жидкости и воздуха; скользя по гладкой поверхности воды, поначалу воздух создаёт рябь, а уже затем, действует на ее наклонные поверхности, развивает постепенно волнение водной массы. Опыт показал, что водяные частицы не имеют поступательного движения; перемещается только вертикально. Морскими волнами называют движение воды на морской поверхности, возникающее через определённые промежутки времени.

Структура морской волны

Высшая точка волны называется гребнем или вершиной волны, а низшая точка — подошвой. Высотой волны называется расстояние от гребня до её подошвы, а длина это расстояние между двумя гребнями или подошвами. Время между двумя гребнями или подошвами называется периодом волны.

Основные причины возникновения

В среднем высота волны во время шторма в океане достигает 7-8 метров, обычно может растянуться в длину — до 150 метров и до 250метров во время шторма.

В большинстве случаев морские волны образуются ветром.Сила и размеры таких волн зависят от силы ветра, а так-же его продолжительности и «разгона» — длины пути, на котором ветер действует на водную поверхность. Иногда волны, которые обрушиваются на побережье, могут зарождаются за тысячи километров от берега. Но есть ещё много других факторов возникновения морских волн: это приливообразующие силы Луны, Солнца, колебания атмосферного давления, извержения подводных вулканов, подводных землетрясений, движением морских судов.

Волны, наблюдаемые и в других водных пространствах, могут быть двух родов:

1) Ветровые, созданные ветром, принимающие по прекращении действия ветра установившийся характер и называемые установившимися волнами, или зыбью; Ветровые волны создаются вследствие воздействия ветра (передвижение воздушных масс) на поверхность воды, то есть нагнетания. Причина колебательных движений волн становится легко понятна, если заметить воздействие того же ветра на поверхность пшеничного поля. Хорошо заметна непостоянность ветровых потоков, которые и создают волны.

2) Волны перемещения, или стоячие волны, образуются в результате сильных толчков на дне при землетрясениях или возбужденные, например, резким изменением давления атмосферы. Данные волны носят также название одиночных волн.

В отличие от приливов, отливов и течений волны в не перемещают массы воды. Волны идут, но вода остается на месте. Лодка, которая качается на волнах, не уплывает вместе с волной. Она сможет немного переместиться по наклонной, только благодаря силе земной гравитации. Частицы воды в волне движутся по кольцам. Чем дальше эти кольца от поверхности, тем меньше они становятся и, наконец, исчезают совсем. Находясь в субмарине на глубине 70-80 метров, вы не ощутите действие морских волн даже при самом сильном шторме на поверхности.

Виды морских волн

Волны могут проходить огромные расстояния, не изменяя формы и практически не теряя энергии, долго после того, как вызвавший их ветер утихнет. Разбиваясь о берег, морские волны высвобождают огрмную энергию, накопленную за время странствия. Сила непрерывно разбивающихся волн по-разному изменяет форму берега. Разливающиеся и накатывающиеся волны намывают берег и поэтому называются конструктивными. Волны, обрушивающиеся на берег, постепенно разрушают его и смывают защищающие его пляжи. Поэтому они называются деструктивными.

Размытый берег прибрежного посёлка

Низкие, широкие, закругленные волны вдали от берега называются зыбью. Волны заставляют частички воды описывать кружки, кольца. Размер колец уменьшается с глубиной. По мере приближения волны к покатому берегу частицы воды в ней описывают все более сплющенные овалы. Приближаясь к берегу, морские волны больше не могут замкнуть свои овалы, и волна разбивается. На мелководье частицы воды больше не могут замкнуть свои овалы, и волна разбивается. Мысы образованы из более твердой породы и разрушаются медленнее, чем соседние участки берега. Крутые, высокие морские волны подтачивают скалистые утесы у основания, образуя ниши. Утесы порой обрушиваются. Сглаженная волнами терраса — это все, что остается от разрушенных морем скал. Иногда вода поднимается по вертикальным трещинам в скале до вершины и вырывается на поверхность, образуя воронку. Разрушительная сила волн расширяет трещины в скале, образуя пещеры. Когда волны подтачивают скалу с двух сторон, пока не соединятся в проломе, образуются арки. Когда верх арки падает в море, остаются каменные столбы. Их основания подтачиваются, и столбы обрушиваются, образуя валуны. Галька и песок на пляже — это результат эрозии.

Деструктивные волны постепенно размывают берег и уносят песок и гальку с морских пляжей. Обрушивая всю тяжесть своей воды и смытого материала на склоны и обрывы, волны разрушают их поверхность. Они вжимают воду и воздух в каждую трещину, каждую расщелину, часто с энергией взрыва, постепенно разделяя и ослабляя скалы. Отколовшиеся обломки скал используются для дальнейшего разрушения. Даже самые твердые скалы постепенно уничтожаются, и суша на берегу изменяется под действием волн. Волны могут разрушать морской берег с поразительной быстротой. В графстве Линкольншир, в Англии, эрозия (разрушение) надвигается со скоростью 2 м в год. С 1870 г., когда был построен самый большой в США маяк на мысе Гаттерас, море смыло пляжи на 426 м в глубину побережья.

Цунами

Цунами

Цунами — это волны огромной разрушительной силы. Они вызываются подводными землетрясениями или извержениями вулканов и могут пересекать океаны быстрее, чем реактивный самолет: 1000 км/ч. В глубоких водах они могут быть ниже одного метра, но, приближаясь к берегу, замедляют свой бег и вырастают до 30-50 метров, прежде чем обрушиться, затопляя берег и сметая все на своем пути. 90% всех зарегистрированных цунами отмечено в Тихом океане.

Наиболее распространённые причины.

Около 80% случаев зарождения цунами являются подводные землетрясения. При землетрясении под водой происходит взаимное смещение дна по вертикали: часть дна опускается, а часть приподнимается. На поверхности воды происходят колебательные движения по вертикали, стремясь вернуться к исходному уровню, — среднему уровню моря, — и порождает серию волн. Далеко не каждое подводное землетрясение сопровождается цунами. Цунамигенным (то есть порождающим волну цунами) обычно является землетрясение с неглубоко расположенным очагом. Проблема распознавания цунамигенности землетрясения до сих пор не решена, и службы предупреждения ориентируются на магнитуду землетрясения. Наиболее сильные цунами генерируются в зонах субдукции. Также, необходимо чтобы подводный толчок вошёл в резонанс с волновыми колебаниями.

Оползни. Цунами такого типа возникают чаще, чем это оценивали в ХХ веке (около 7 % всех цунами). Зачастую землетрясение вызывает оползень и он же генерирует волну. 9 июля 1958 года в результате землетрясения на Аляске в бухте Литуйя возник оползень. Масса льда и земных пород обрушилась с высоты 1100 м. Образовалась волна, достигшая на противоположном берегу бухты высоты более 524 м. Подобного рода случаи достаточно редки и, не рассматриваются в качестве эталона. Но намного чаще происходят подводные оползни в дельтах рек, которые не менее опасны. Землетрясение может быть причиной оползня и, например, в Индонезии, где очень велико шельфовое осадконакопление, оползневые цунами особенно опасны, так как случаются регулярно, вызывая локальные волны высотой более 20 метров.

Вулканические извержения составляют примерно 5% всех случаев цунами. Крупные подводные извержения обладают таким же эффектом, что и землетрясения. При сильных вулканических взрывах образуются не только волны от взрыва, но вода также заполняет полости от извергнутого материала или даже кальдеру, в результате чего возникает длинная волна. Классический пример — цунами, образовавшееся после извержения Кракатау в 1883 году. Огромные цунами от вулкана Кракатау наблюдались в гаванях всего мира и уничтожили в общей сложности более 5000 кораблей, погибло около 36 000 человек.

Признаки появления цунами.

  • Внезапный быстрый отход воды от берега на значительное расстояние и осушка дна. Чем дальше отступило море, тем выше могут быть волны цунами. Люди, которые находятся на берегу и не знающие об опасности, могут остаться из любопытства или для сбора рыбы и ракушек. В данном случае необходимо как можно скорее покинуть берег и удалиться от него на максимальное расстояние — таким правилом следует руководствоваться, находясь, например, в Японии, на Индоокеанском побережье Индонезии, Камчатке. В случае телецунами волна обычно подходит без отступления воды.
  • Землетрясение. Эпицентр землетрясения находится, как правило, в океане. На берегу землетрясение обычно гораздо слабее, а часто его нет вообще. В цунамоопасных регионах есть правило, что если ощущается землетрясение, то лучше уйти дальше от берега и при этом забраться на холм, таким образом заранее подготовиться к приходу волны.
  • Необычный дрейф льда и других плавающих предметов, образование трещин в припае.
  • Громадные взбросы у кромок неподвижного льда и рифов, образование толчеи, течений.

Волны-убийцы

Волны-убийцы

Волны-убийцы (Блужда́ющие во́лны, волны-монстры, freak wave — аномальная волна) — гигантские волны, возникающие в океане, высотой более 30 метров, обладают несвойственным для морских волн поведением.

Еще каких-то 10-15 лет назад ученые считали истории моряков об исполинских волнах-убийцах, которые возникают из ниоткуда и топят корабли, всего лишь морским фольклором. Долгое время блуждающие волны считались выдумкой, так как они не укладывались ни в одну существовавшую на то время математические модели расчётов возникновения и их поведения, потому как волны высотой более 21 метра в океанах планеты Земля не могут существовать.

Одно из первых описаний волны-монстра относится к 1826 году. Её высота была более 25 метров и заметили её в Атлантическом океане недалеко от Бискайского залива. Этому сообщению никто не поверил. А в 1840 году мореплаватель Дюмон д’Юрвиль рискнул явиться на заседание Французского географического общества и заявить, что своими глазами видел 35-метровую волну. Присутствующие подняли его на смех. Но историй о громадных волнах-призраках, которые появлялись внезапно посреди океана даже при небольшом шторме, и своей крутизной походили на отвесные стены воды, становилось все больше.

Исторические свидетельства «волн-убийц»

Так, в 1933 году корабль ВМС США «Рамапо» попал в шторм в Тихом океане. Семь суток корабль бросало по волнам. А утром 7 февраля сзади внезапно подкрался невероятной высоты вал. Вначале судно швырнуло в глубокую пропасть, а потом подняло почти вертикально на гору пенящейся воды. Экипаж, которому посчастливилось выжить, зафиксировал высоту волны — 34 метра. Двигалась она со скоростью 23 м/сек, или 85 км/ч. Пока что это считается самой высокой когда-либо измеренной волной-убийцей.

Во время Второй мировой войны, в 1942 году, лайнер «Королева Мария» вез 16 тыс. американских военных из Нью-Йорка в Великобританию (между прочим, рекорд по количеству человек, перевозимых на одном судне). Неожиданно возникла 28-метровая волна. «Верхняя палуба была на обычной высоте, и вдруг — раз! — она резко ушла вниз», — вспоминал доктор Норвал Картер, находившийся на борту злополучного корабля. Корабль накренился под углом 53 градуса — если бы угол составил хотя бы на три градуса больше, гибель была бы неизбежной. История «Королевы Марии» легла в основу голливудского фильма «Посейдон».

Однако 1 января 1995 года на нефтяной платформе «Дропнер» в Северном море у побережья Норвегии была впервые приборно зафиксирована волна высотой в 25,6 метров, названная волной Дропнера. Проект «Максимальная волна» позволил по-новому посмотреть на причины гибели сухогрузов судов, которые перевозили контейнеры и другие немаловажные грузы. Дальнейшие исследования зафиксировали за три недели по всему земному шару более 10 одиночных гигантских волн, высота которых превышала 20 метров. Новый проект получил название Wave Atlas (Атлас волн), в котором предусматривается составление всемирной карты наблюдавшихся волн-монстров и её последующую обработку и дополнение.

Причины возникновения

Существует несколько гипотез о причинах возникновения экстремальных волн. Многие из них лишены здравого смысла. Наиболее простые объяснения построены на анализе простой суперпозиции волн разной длины. Оценки, однако, показывают, что вероятность экстремальных волн в такой схеме оказывается слишком мала. Другая заслуживающая внимания гипотеза предполагает возможность фокусировки волновой энергии в некоторых структурах поверхностных течений. Эти структуры, однако, слишком специфичны для того, чтобы механизм фокусировки энергии мог объяснить систематическое возникновение экстремальных волн. Наиболее достоверное объяснение возникновения экстремальных волн должно основываться на внутренних механизмах нелинейных поверхностных волн без привлечения внешних факторов.

Интересно, что такие волны могут быть как гребнями, так и впадинами, что подтверждается очевидцами. Дальнейшее исследование привлекает эффекты нелинейности в ветровых волнах, способные приводить к образованию небольших групп волн (пакетов) или отдельных волн (солитонов), способных проходить большие расстояния без значительного изменения своей структуры. Подобные пакеты также неоднократно наблюдались на практике. Характерными особенностями таких групп волн, подтверждающими данную теорию, является то, что они движутся независимо от прочего волнения и имеют небольшую ширину (менее 1 км), причем высоты резко спадают по краям.

Впрочем, полностью прояснить природу аномальных волн пока не удалось.

Морская тема в творчестве поэтов — участников перв

МОРСКАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЭТОВ — УЧАСТНИКОВ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Я видел тайфун на Амурском заливе,
Я знаю печальный Цусимский пролив,
Грозу у Цейлона, светящийся ливень
И волн Океана разгневанный взлив…
П. Булыгин
Удивительное богатство образов и мотивов дарит нам русская литература, среди них наиболее любимыми и поэтичными всегда были и остаются образы моря и кораблей. Они являются своеобразными символами вдохновения, морской славы России и высокой мечты, ведь именно лучезарность моря, синева его оттенков, стала основой для богатейшей палитры красок поэтических произведений, связанных с морской тематикой. Поэтам — участникам Первой мировой войны выпала нелёгкая творческая доля, как и сама трагическая действительность их судьбы. Возвышенный и утончённый талант этих поэтов столкнулся с суровой реальностью политических событий России того времени, мучительными испытаниями войной, а далее, и революцией, поэтому их строки не только произведения высокого искусства, наполненные высочайшим патриотизмом, но и своеобразная летопись того времени. В этом и есть особый смысл интереснейшей и великолепно изданной книги под редакцией Бориса Александровича Орлова* «Поэты Первой мировой войны. Антология». Сам Борис Александрович не только поэт-маринист, но и капитан первого ранга, служивший на Северном флоте, и знающий тему моря и кораблей совершенно не понаслышке. Собранные материалы этой антологии о поэтах Первой мировой войны раскрывают нам творчество уже известнейших и состоявшихся поэтов России с новой стороны, скажем так, со стороны моря, а главное, книга называет имена и рассказывает о произведениях совершенно неизвестных авторов, которые были не только служителями музы, но и героями, именно участниками тех событий. Так, например, потомственный дворянин, поэт Павел Булыгин за бой под Владимиром-Волынским был награждён орденом Св. Анны 4 степени с надписью: «За храбрость», поэт и лётчик Николай Бруни был награждён тремя Георгиевскими крестами, а русский генерал, писатель и поэт Георгий Гончаренко (псевдоним Юрий Галич) был награждён орденами Св. Святослава 3-й степени, Св. Анны 3-й степени, Св. Владимира 3-й степени с мечами и Георгиевским оружием. И это не считая известнейшего поэта и офицера Николая Гумилёва, награждённого двумя Георгивскими крестами и орденом Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом. Список этих имён, к сожалению так несправедливо забытых, в истории нашей литературы, воскрешает эта книга, а цель моей небольшой литературоведческой статьи — прикоснуться к творчеству этих авторов с точки зрения раскрытия именно их поэтического таланта, ведь, как известно, «рукописи не горят»!
Одному из первых поэтов России – Александру Блоку во время Первой мировой войны, а как её называли современники, Великой войны, суждено было быть призванным на службу в инженерную бригаду Всероссийского земского союза в Белоруссии. Он провёл на фронте семь месяцев и к тому времени, как известно, Александр Блок уже был сложившимся поэтом. Мотивы моря и кораблей пронизывали всё его творчество, а ещё в 1898 году, на заре своего поэтического восхождения, Александр Блок писал:
Жизнь – как море, она – всегда исполнена бури.
Зорко смотри, человек: буря бросает корабль,
Если спустится мрачная ночь – управляй им тревожно,
Якорь спасенья ищи – якорь спасенья найдёшь…
Но в лиловые сумраки символизма и расцвета высочайшего поэтического воображения Александра Блока суждено было ворваться событиям Русско-японской войны (1904-1905), которая стала неким роковым предзнаменованием событий Первой мировой войны и революции. С детства мечтавший стать моряком, Александр Блок тяжело переживал гибель нашей эскадры и русских матросов и офицеров. Так появилось одно из самых загадочных и самых молитвенных стихотворений 20-го века «Девушка пела в церковном хоре…». Без единой географической привязки к месту происходящего, само стихотворение, будто огромный и невесомый корабль парит над пластами нашей литературы, являясь своеобразным пением для всех верующих людей. А строки Блока? Они словно проявляют историческую картину тех событий: «О всех кораблях, ушедших в море…» — это же и есть тот самый боевой поход военных крейсеров Владивостокской эскадры «Россия», «Рюрик», «Громобой». А поэтическая строка: «Что в тихой заводи все корабли…» — конечно же, в первую очередь, успокоение всем, чьи близкие получили ранения или погибли в Цусимском морском бою или сражениях Порт-Артура. И далее, упоминание Царских врат как символа Божественного рая, говорит нам о высоком предначертании стихотворения, его соборности, уносит нас в истинные православные чаяния и надежды.
Другому значительному поэту начала двадцатого века Николаю Гумилёву тоже суждено было стать участником, а точнее, героем Первой мировой войны. Родившись в морском городе Кронштадте, в семье корабельного врача, Николай с детства был окружён морем и, несмотря на то, что ещё в детстве он покинул Кронштадт и уехал в Царское Село, а затем в Тифлис, свежий морской кронштадский воздух навсегда сделал его поэзию истинно морской и мечтающей о далёких путешествиях и неизведанных странах. Тема моря и кораблей в поэзии Николая Гумилёва достаточно хорошо изучена, поэтому позволим себе остановиться только на основополагающих моментах. Так, в знаменитом стихотворении «Капитаны» встаёт яркий и истинно-поэтический образ моря:
Пусть безумствует море и хлещет,
Гребни волн поднялись в небеса, —
Ни один пред грозой не трепещет,
Ни один не свернёт паруса.
Разве трусам даны эти руки,
Этот острый уверенный взгляд,
Что умеет на вражьи фелуки
Неожиданно бросить фрегат.
По воспоминаниям современников, Николая Гумилёва всегда влекло к опасности, а во время шторма на корабле, он будто радовался объятиям мощной морской стихии. Как известно, в начале Великой войны, Гумилёв пытался отправиться добровольцем на фронт, но его признали негодным к службе из-за косоглазия и хромоты, но он сам выучился кавалерийской езде, стрельбе с левой руки и добился отправки на Салоникский фронт.
В 1921 году поэт издал свою лучшую книгу стихотворений «Огненный столп», которая внесла в русскую поэзию богатство мужественного стиля, а стихотворение «Заблудившийся трамвай» оказалось подлинным пророчеством кровавых событий предстоящего времени. Также, с определёной степенью литературоведческой смелости хочется допустить ту гипотезу, что образ заблудившегося трамвая и есть образ корабля – Летучего Голландца на просторах нашей страны, мира и литературы. Опираясь на стихотворение Артура Рембо «Пьяный корабль» в переводе Владимира Набокова (а сам Николай Гумилёв знал французский язык блестяще и, разумеется, был знаком с этим стихотворением в подлиннике), имеет смысл с уверенностью отметить определённые совпадения мотивов:
Был штормом освящён мой водный первопуток.
Средь волн, без устали влачащих жертв своих,
протанцевал и я, как пробка, десять суток,
не помня глупых глаз огней береговых.
Далее, у Артура Рембо мы читаем:
Я знаю небеса в сполохах и глубины,
и водоверть, и смерч, покой по вечерам,
рассвет восторженный, как вылет голубиный,
и видел я подчас, что мнится морякам…
Уж не из этого ль мотива небесных сполохов взлетел в поэзии Гумилёва огненный вихрь, а точнее огненная дорожка заблудившегося трамвая («В воздухе огненную дорожку Он оставлял и при свете дня…»)? И не является ли мистика появления зеленого цвета (» …Зеленная, — …» ) у Николая Гумилева неким поэтическим продолжением мотива зелёного цвета из стихотворения Артура Рембо («вошла в еловый трюм зелёная вода…»)? Все эти литературные совпадения, конечно же, смело доказывают нам возможность отнести произведение «Заблудившийся трамвай» к теме моря и кораблей в поэзии, ибо этот трамвай-корабль, летящий сквозь времена, становится образом того самого знаменитого Летучего Голландца, о котором и упоминалось Николаем Гумилёвым ещё в цикле стихотворений «Капитаны»:
Но в мире есть иные области,
Луной мучительной томимы.
Для высшей силы, высшей доблести
Они навек недостижимы.
Там волны с блесками и всплесками
Непрекращаемого танца,
И там летит скачками резкими
Корабль Летучего Голландца.
…………
Образу моря и кораблей посвящены строки многих известных поэтов-участников Первой мировой войны: Валерия Брюсова, Сергея Городецкого, Александра Вертинского, Николая Асеева.
Но задача нашей статьи рассказать о морской тематике в стихах мало изученных, почти неизвестных поэтов и, к сожалению, несправедливо забытых.
Одним из них является потомственный дворянин, поэт, офицер Русской Императорской армии, принимавший участие в попытках спасения Царской семьи – Павел Булыгин. Он родился в 1896 году во Владимире, учился в Александровском военном училище в Москве, а в 1916 году начал службу в лейб-гвардии Петроградском полку. За боевые заслуги Первой мировой, как мы уже писали, он был награждён орденом Св. Анны 4-ой степени с надписью «За храбрость», а в 1918 году он, возглавив небольшой отряд, предпринял безумную и неудавшуюся попытку спасти Государя Императора и его семью из екатеринбургского плена. В дальнейшем, получив распоряжение вдовствующей Императрицы Марии Фёдоровны, находящейся в Крыму, он отправился через Чёрное море, Турцию, Грецию, Францию, Англию, Красное море, Индийский океан, Японию, Владивосток — в ставку адмирала А. В. Колчака для выяснения истинного положения царской семьи. Потрясающим ярким примером русского стихосложения встают перед нами строки поэта об этой экспедиции:
Я видел тайфун на Амурском заливе,
Я знаю печальный Цусимский пролив,
Грозу у Цейлона, светящийся ливень,
И волн Океана разгневанный взлив.
Но Чёрное море в капризах коварней, —
Твердят моряки с незапамятных пор,
Я помню и снежную вьюгу у Варны,
А после – горячий закатный Босфор.
Всю ночь ураган, как разгневанный мститель,
Ревел голосами, по птичьи свистел,
В волну зарываясь, дрожал истребитель
И на бок ложился, и тяжко скрипел.**
………
Павлу Булыгину суждено было продолжить свою жизнь в эмиграции: в Берлине, затем в Эфиопии, Парагвае. Одно из своих стихотворений он закончил на очень грустной ноте:
…..
И вспоминаю Гумилёва…
Что ждёт, скрываясь впереди?
Когда-нибудь вернусь я снова,
— Теперь же, жизнь, меня не жди!
Следующий поэт — участник Первой мировой войны, открывший нам тему моря с точки зрения русской эмиграции, если можно так сказать, с другого берега — это Иосиф Каллиников. В 1916 году, в возрасте 26 лет, он был призван в армию и направлен в военное училище, а далее, в 1918, оказавшись на стороне Белой армии, он был эвакуирован из Новороссийска в Египет. В 1920 году в Каире Иосиф Каллиников написал стихотворение в очень редкой форме триолета:
Давно-давно за синей далью
В волнах уснули корабли!..
Покрылось море лунной сталью
Давно-давно за синей далью.
И бледной звёздною вуалью
Укрылись призраки земли:
Давно-давно за синей далью
В волнах уснули корабли.
И далее, в 1921 году с глубочайшей грустью о России, оставшейся за морем, он писал:
Улетели на север вчера журавли.
Бесконечною в небе плывя вереницей,
В край далёкой, далёкой родимой земли,
Где на серые пажити радость ложится.
В море ветер кренил к берегам паруса;
День был серый, туманный и пасмурно влажный,
И растаяла в небе седом полоса –
Только слышен был клёкот зовуще-протяжный.
………….
Образ моря стал символом той безысходности жизни, разлучившей поэта с родною Россией. Свою смерть он стал ожидать как избавление от непосильной и мучительной грусти пребывания в изгнании. В стихотворении «Перед смертью моей не завоет пёс…» он писал:
Только мутная ночь колыхнёт скелет
И всплеснёт онемелой рукой,
Чтоб никто не узнал сколько долгих лет
Дожидал я блаженный покой.
Море и корабли принесли также непреодолимую тоску и боль о родных степях другому поэту-участнику Первой мировой войны, донскому казаку Николаю Туроверову. Он родился в станице Старочеркасской в 1899 году в семье потомственного донского казака. В 1914 году он добровольцем вступил в Лейб-гвардии Атаманский полк, а после событий октября 1917 года вернулся на Дон и в отряде есаула Чернецова сражался против красных. А затем, получив ранение, на одном из последних пароходов врангелевской эвакуации покинул Крым. Впоследствии ему удалось также вывезти во Францию музей своего родного Атаманского полка, историей которого, как и всего донского казачества он занимался долгие годы в эмиграции, в Париже. В своих стихах Николай Туроверов постоянно возвращался к отчему дому и родной земле, а образы моря и кораблей приобрели в его поэзии потрясающий трагичный колорит, став документальным свидетельством происходящих событий 1920-го года:
………..
И запомнил и помню доныне
Наш последний российский ночлег,
Эти звёзды приморской пустыни,
Этот синий мерцающий свет.
Стерегло нас последнее горе
Среди снежных татарских полей,
Ледяное Понтийское море,
Ледяная душа кораблей.
Так истинный трагизм жизни, расставание с любимой Россией вошли в стихотворную палитру нашей отечественной литературы с совершенно необычным и подлинно реальным образом ноябрьского ледяного Понтийского (Чёрного) моря и ледяных кораблей. Они стали уже не заоблачным отвлечённым символом стремления страждущей души в мир познания, а символом уходящей Царской России и началом её Русской Голгофы, которая потом обернулась жесточайшими событиями расправы над Церковью, крестьянством, казачеством и интеллигенцией. Всякое подлинное искусство символично, считали Александр Блок, Андрей Белый, Николай Бердяев, который писал, что он полностью солидарен с символистами в понимании символа как основы любого искусства и символа как его высшей ступени (Н. Бердяев «Смысл творчества. Опыт оправдания человека», 1916 год) Таким образом получилось, что образы моря и кораблей стали своеобразными историческими и литературными символами трагизма той эпохи, теми ипостасями, которые наполняли горечь и тоску русской души. Из мира реального они полностью ушли в мир запечатлённых образов и вернулись к нам на волнах возрождаемой памяти о поэтах-участниках Первой мировой войны.
Николаю Туроверову суждено было умереть в 1972 году в Париже. Он похоронен на кладбище Сен-Женевье-де-Буа, но его останки в ближайшее время будут перезахоронены на родной донской земле, согласно завещанию поэта.
Арсений Несмелов (настоящая фамилия Митропольский) – поэт тоже тяжелейшей судьбы, автор глубоких и пронзительных стихотворений и поэм, участник Первой мировой войны. Он родился в 1889 году в Москве в семье статского советника, окончил Кадетский корпус. За боевые заслуги на сражениях Западного фронта в составе 11-го Гренадерского Фанагорийского полка, он был награждён четырьмя орденами. В 1918 году он примкнул к Белому движению и с армией Колчака отступал через Сибирь, а в 1924 году оказался в эмиграции в Харбине. Его поэтическое наследие – это шесть книг, последняя из которых называется «Белая флотилия» (1942 год). Во многих стихах Арсения Несмелова ясно слышится напевность Александра Блока, так в его стихотворении «О России» мы явно угадываем некоторую перекличку со стихотворением «Россия» Александра Блока:
Россия отошла, как пароход
От берега, от пристани отходит.
Печаль, как расстояние, растёт.
Уж лиц не различить на пароходе.
Лишь взмах платка и лишь ответный взмах.
Басовое взвывание сирены.
И вот корма. И за кормой — тесьма
Клубящейся, всё уносящей пены.
………….
Пойдёмте же! Не возвратится вспять
Тяжёлая ревущая громада.
Зачем рыдать и руки простирать?
Ни призывать, ни проклинать не надо.
И далее, Россия сравнивается с четырехтрубным гигантом военного крейсера, о котором тоскует в изгнании поэт. В каком-то смысле он чувствует себя моряком без гавани, как он пишет в стихотворении «Морелюбы».
Но потрясающим по силе эмоционального воздействия и глубине патриотизма остаётся стихотворение Арсения Несмелова «Тральщик «Китобой» о небольшом сторожевом судне или тральщике, спущённом на воду в 1907 году в Санкт-Петербурге. Пройдя Первую мировую войну и последующие события под Андреевским флагом, в 1920 году он покинул воды Балтийского моря и отправился через Ревель и Копенгаген на поддержку Белого флота. В европейских водах ему был предъявлен ультиматум спустить Андреевский флаг, так как этот флаг уже не признавался Англией и Данией, но командир корабля этого не сделал, заявив, что без боя он «Китобой» не сдаст. Далее, благодаря поддержке вдовствующей Императрицы Марии Фёдоровны, находящейся в то время в Копенгагене, конфликт удалось уладить и английский контр-адмирал Кован, взошедший на борт «Китобоя» произнёс потрясающие слова: «Я надеюсь, что каждый морской офицер в подобном положении поступил бы столь же доблестно, как это сделали вы».***
Заботами Марии Фёдоровны корабль был снабжён провизией и углём и отправился дальше, обогнув всю Европу, в Севастополь на поддержку Белого флота, добравшись туда только 15 ноября 1920 года в разгар эвакуации армии из Крыма, в чём и принял участие. В знаменитую Бизерту, куда прибыла Русская эскадра, состоящая из четырёх отрядов кораблей, тральщик «Китобой» в составе третьего отряда с честью вошёл с Андреевским флагом. Благодаря документальному стихотворению Арсения Несмелова об этом небольшом военном судне, так и не спустившим Андреевский флаг, мы теперь доподлинно знаем эту историю. Она особенно пронзает наши сердца, когда Андреевский флаг Россиийского флота с честью снова является знаменем наших кораблей и молодые моряки, принимая присягу, именно ему отдают все воинские почести. Таким образом, в нашей поэзии к теме моря и кораблей можно с достоинством отнести и стихотворение Арсения Несмелова «Тральщик «Китобой»
……………
И с волною невысокой споря,
С чёрной лентой дыма за трубой, —
Из-за мола каменного, с моря
Входит в гавань тральщик «Китобой».
Ты откуда вынырнул, бродяга?
Зоркий цейс ответил на вопрос:
Синий крест Андреевского флага
Разглядел с дредноута матрос…
………….
Странный гость! Куда его дорога
Можно ли на рейд его пустить?
И сигнал приказывает строго:
«Стать на якорь. Русский флаг спустить».
Якорь отдан. Но, простой и строгий,
Синий крест сияет с полотна;
Суматоха боевой тревоги
У орудий тральщика видна.
И уже над зыбью голубою
Мчит ответ на дерзость, на сигнал
«Флаг не будет спущен. Точка. К бою
Приготовьтесь!» — Вздрогнул адмирал.
Он не мог не оценить отпора!
Потопить их в несколько минут
Или?.. Нет, к громадине линкора
Адмиральский катер подают!
Понеслось. И экипаж гиганта
Видел, как взойдя на «Китобой»,
Заключил в объятья лейтенанта
Пристыженный адмирал седой.
Вот и все. И пусть столетья лягут,
Но Россия не забудет, как
Не спустил Андреевского флага
Удалой моряк!
Раскрывая тему моря и кораблей в поэзии участников Первой мировой войны, мы также не можем оставить без внимания потрясающие, наполненные любовью к морю, поэтические строки Валентина Катаева. Именно как поэт он вошёл в литературу, но потом проза оттеснила его поэтический талант на второй план. Однако, интересно то, что сегодня, сквозь призму прошедшего времени, в его стихотворениях мы начинаем видеть истинную литературность, которой ранее не придавалось особого значения. Валентин Катаев родился в Одессе, на берегах Чёрного моря, а с началом Первой мировой войны, он добровольцем ушёл на фронт, несколько раз был ранен, отравлен газами. За храбрость он был награждён двумя Георгиевскими крестами и орденом Св. Анны 4-ой степени. Всю свою жизнь он хранил верность морской тематике, не случайно его завершающей литературной эпопеей стала книга с названием «Волны Чёрного моря», включившая в себя знаменитую повесть «Белеет парус одинокий». Удивительными образами кораблей и прибрежной красоты морского пейзажа наполнены его ранние стихи о море. Даже во время ранения на румынском фронте Первой мировой, он писал:
РАНЕНИЕ
От взрыва пахнет жжёным гребнем.
Лежу в крови. К земле приник.
Протяжно за далеким гребнем
Несется стоголосый крик.
Несут. И вдалеке от боя
Уж я предчувствую вдали –
Тебя, и небо голубое,
И в тихом море корабли.
Удивительно широко и живописно раскрыта им морская тема в стихотворениях: «Крейсер», «Слепые рыбы», «Шторм», «Зелёным сумраком повеяло в лицо…», Аральское море» и других.
В стихотворении «Крейсер» мы читаем:
Цвела над морем даль сиреневая,
А за морем таился мрак,
Стальным винтом пучину вспенивая,
Он тяжко обогнул маяк.
……..
И длилась ночь, пальбой встревоженная,
Завороженная тоской,
Холодным ветром замороженная
Над гулкой тишью городской.
Цвела наутро даль сиреневая,
Когда вошел в наш сонный порт
Подбитый крейсер, волны вспенивая,
Слегка склонясь на левый борт.
Теперь, когда история Первой мировой войны постепенно перестаёт быть для нас своеобразным белым пятном в отечественной историографии, мы начинаем понимать смысл многих стихотворений морской тематики того времени. Ведь стихотворение «Крейсер» написано в 1915 году явно о крейсере на Чёрном море, именно в то время, когда наш Российский флот постепенно начал приобретать решающее значение в сражениях Первой мировой войны. В развернувшихся боях у берегов Босфора наш Императорский флот начал одерживать победы, прорываясь к выходу в Средиземное море. В 1916 году удалось блокировать гавань у берегов Анатолии и как впоследствии писал Уильям Черчилль о роли России в Первой мировой войне, хуже всего судьба обошлась именно с ней. Российская Империя уже почти держала победу в руках, когда её корабль пошёл ко дну, сражённый событиями Октябрьской революции. Далее, как мы знаем из истории, последовали события заключения Брестского мира.
Что касается истории русской поэзии этого периода, то можно смело выразить мысль о её особой уникальности и историзме, и закончить строками, написанными в стиле знаменитого «Памятника» Горация, Пушкина и Державина****, воздающими истинную дань уважения к творчеству поэтов-участников Первой мировой войны:
О муза! возгордись заслугой справедливой…
Г. Державин
О муза! возгордись заслугой справедливой,
Верни златой венец утерянным певцам, —
Нет смерти на земле, — младая ветвь оливы
Прильнёт из наших строк к очнувшимся сердцам!
Единый храм земли и образ всей Вселенной
Взлетят как гимн строфы из вечности Афин —
Нетленной красоты, поэзии нетленной
Трепещущим пером открывшихся глубин.
И памятник души сиять нам будет вечно,
Покуда вечен мир в светлеющей Руси,
О муза, подожди с забвеньем быстротечным
И царственную честь с любовью вознеси!
Чтоб слава тех имён прошла неумолимо,
Где льются волны рек, божественно тихи,
И вехи давних войн горят неопалимо,
Молитвою вернув нам Русские стихи.
ПРИМЕЧАНИЯ
* Б. А. Орлов — председатель Союза Писателей России, поэт-маринист, живёт в Кронштадте.
** Данное стихотворение П. Булыгина, а также стихи И. Каллиникова и Е. Шкляра приводятся в этой статье по изданию «Поэты Первой мировой войны. Антология», под редакцией Б. А. Орлова, составитель А. К. Соколов, Санкт-Петербург, 2017 г.
*** Стихотворение А. Несмелова впервые было опубликовано Н. Боголюбовым в журнале «Военная быль», №107, Париж, 1970 год.
**** Стихотворение Р. З. Платэ, опубликовано в поэтическом сборнике, посвящённом памяти поэтов Первой мировой войны «Молитвы заменив стихами», Санкт-Петербург, 2016 г.

8 литературных бурь: кто и как писал об ураганах?

Уильям Шекспир «Буря» (1611)

Ураган вызывает на море главный герой пьесы – волшебник Просперо. Он делает это для того, чтобы отомстить своему брату Антонио, который сверг Просперо и занял его место герцога Милана. Считается, что Шекспира вдохновила на это произведение реальная буря. 2 июня 1609 года корабль под названием «Sea Venture» отплыл из Портсмута в Джеймстаун, штат Вирджиния. После семи недель в море флот попал в сильнейший шторм. «Sea Venture» оторвался от группы. Капитан принял решение сесть на мель у Бермудских островов. Выжившие провели на острове девять месяцев и построили за это время два небольших судна – «Избавление» и «Терпение». На них они все-таки доплыли до Джеймстауна. История «Sea Venture» стала сенсацией.

​Цитата: Казалось, что горящая смола

Потоками струится с небосвода;

Но волны, достигавшие небес,

Сбивали пламя. О, как я страдала,

Страданья погибавших разделяя!

Корабль отважный, где, конечно, были

И честные и праведные люди,

Разбился в щепы. В сердце у меня

Звучит их вопль. Увы, они погибли!

Считается, что именно Шекспир «узаконил» современный вариант написания слова «ураган».

Майн Рид «Всадник без головы» (1865)

Роман основан на приключениях автора в Америке. Действие происходит в 50-х годах XIX века в приграничных районах Техаса. В одной из глав под названием «Черный норд» описывается страшный смерч, свидетелями которого становятся герои романа.

Цитата: С северной стороны над прерией внезапно появилось несколько совершенно черных колонн – их было около десяти. Ничего подобного никто из путешественников никогда раньше не видел. Эти огромные столбы то стояли неподвижно, то скользили по обугленной земле, как великаны на коньках, изгибаясь и наклоняясь друг к другу, словно в фантастических фигурах какого-то странного танца. Представьте себе легендарных титанов, которые ожили на прерии Техаса и плясали в неистовой вакханалии.

Жюль Верн «Таинственный остров» (1874)

Роман-робинзонада французского фантаста рассказывает о том, что происходит с пятью американцами на вымышленном острове в Южном полушарии. Все начинается с урагана: страшная буря выбрасывает героев на берега необитаемого острова. Книгу открывает именно рассказ о стихии.

Цитата: Все, разумеется, помнят жестокую бурю, разразившуюся в этом году во время равноденствия. Барометр упал до 710 миллиметров. Страшный норд-ост дул, не утихая, с 18 по 26 марта. Он произвел невиданные опустошения в Америке, Европе и Азии, на территории в тысячу восемьсот миль — между тридцать пятой параллелью северной широты до сороковой южной параллели. Разрушенные города, вырванные с корнем леса, берега, опустошенные нахлынувшими горами воды, сотни кораблей, выброшенных на берег, целые области, разоренные смерчем, все сметавшим на своем пути, тысячи людей, раздавленных на суше или поглощенных водой, — вот последствия этого неистовствовавшего урагана. Он произвел больше опустошений, чем бури, уничтожившие Гавану и Гваделупу 25 октября 1810 года и 26 июля 1825 года. В то самое время, когда на суше и на воде происходило столько ужасных бедствий, в воздухе разыгрывалась не менее страшная драма.

Лаймен Фрэнк Баум «Удивительный волшебник из страны Оз» (1900)

Действие сказочной повести происходит в американском штате Канзас, где нередко случаются смерчи и торнадо. Один из них и поднимает в воздух домик сироты Дороти, которая живет в нем с дядей Генри, тётей Эм и пёсиком Тото. Ураган переносит Дороти в Страну Жевунов. Падая, домик убивает местную правительницу — Злую Ведьму. Добрая Волшебница дарит Дороти серебряные башмачки убитой ведьмы и советует идти в них по дороге из жёлтого кирпича в Изумрудный Город, которым правит великий волшебник Оз.

Цитата: Дом несколько раз повернулся вокруг своей оси, а затем стал медленно подниматься в воздух, словно воздушный шар. Как раз в том месте, где стоял домик Дороти, столкнулись два ветра – северный и южный, и от этого столкновения и родился свирепый ураган. В самом центре урагана обычно бывает довольно тихо, но оттого, что потоки воздуха все сильней и сильней давили на стены дома, он поднимался выше и выше, пока не оказался на гребне огромной воздушной волны, которая понесла его, словно легкое перышко. За окнами было темным-темно, и ветер выл диким зверем.

Джозеф Конрад «Тайфун» (1903)

Английский писатель польского происхождения Джозеф Конрад работал на разных судах матросом и помощником, а потом получил сертификат капитана. В небольшой повести «Тайфун» он описывает ураган, с которым столкнулся пароход «Нянь-Шань» в Южно-Китайском море. Поначалу он кажется экипажу и пассажирам надежным и способным выдержать любые бури.

Цитата: Это было нечто грозное и стремительное, как внезапно разбившийся сосуд гнева. Казалось, все взрывалось вокруг судна, потрясая его до основания, заливая волнами, словно на воздух взлетела гигантская дамба. В одну секунду люди потеряли друг друга. Такова разъединяющая сила ветра: он изолирует человека. Землетрясение, оползень, лавина настигают человека случайно — как бы бесстрастно. А яростный шторм атакует его, как личного врага, старается скрутить его члены, обрушивается на его мозг, хочет вырвать у него душу.

Джек Лондон «Дом Мапуи» (1908)

Действие этого рассказа происходит вблизи Хикуэру – атолла в центральной части архипелага Туамоту во Французской Полинезии. В 1906 году Хикуэру сильно пострадал от тропического циклона, в результате которого погибли 377 человек. Вероятно, именно этот ураган и вдохновил Джека Лондона на рассказ. Его главный герой – сын богатой квартеронки Александр Рауль, который служит у матери агентом, и в его обязанности входить объезжать все острова и скупать раковины и жемчуг.

Цитата: А ветер все крепчал. Никакой меркой Рауль не мог его измерить, — этот вихрь оставил далеко позади все его прежние представления о ветре, — но почему-то он все-таки знал, что ветер усилился. Невдалеке от него вырвало с корнем дерево, висевших на нем людей швырнуло на землю. Рауль увидел, что в ста шагах от его дерева мормонская часовня, как пьяная, шатается на ходу: ее сорвало с фундамента, и теперь волны и ветер подгоняли ее к лагуне. Ужасающей силы вал подхватил ее, повернул и бросил на купу кокосовых пальм. Люди посыпались с них, как спелые орехи. Он не ужасался — теперь его уже ничто не могло ужаснуть. Спокойно и деловито он наблюдал, как следующей волной эти человеческие обломки смыло в воду. Третья волна, самая огромная из всех, швырнула часовню в лагуну, и она поплыла во мрак, наполовину затонув, — ни дать ни взять Ноев ковчег.

Джордж Стюарт «Шторм» (1941)

Книга американского топонимиста, профессора английского языка из Университета Калифорнии Джорджа Стюарта сразу стала бестселлером. Действие романа происходит в январе 1935 года: в Тихом океане, у берегов Японии, возникает циклон, который позже превращается в серьезный шторм и направляется к берегам Калифорнии. Урагану дают имя Мария. Интересно, что именно после появления этой книги Национальная метеорологическая служба стала давать ураганам личные имена. Кстати, в честь шторма Мария назвали американскую певицу Мэрайю Кэри. А самого писателя Стюарта стали называть «человеком, который дал имена ураганам».

Цитата: Ураганы – они как люди. У каждого шторма есть черты живого существа. Шторм может быть героем, даже главным героем. Где-то в глубинах четырехтомного учебника по метеорологии я прочитал об одном метеорологе, который настолько лично воспринимал ураганы, что стал давать им имена…

Десмонд Бэгли «Ураган Уайетта» (1966)

Главный герой романа – синоптик Уайетт. Он служит на американской военной базе и исследует ураганы. После очередной экспедиции Уайетт понимает, что надвигающийся ураган, вопреки прогнозам, может буквально снести один из карибских островов. Но руководство базы и население острова не хочет прислушиваться к молодому специалисту…

Цитата: Если то, через что они прошли, можно было назвать чистилищем, то теперь перед ними разверзся сущий ад. Все тело «Констеллейшн» скрипело и стонало от муки под ударами шквалов, во многих местах появились какие-то подтеки, и временами Уайетту казалось, что вот-вот от машины отвалятся крылья вместе со специальными дополнительными креплениями, корпус рухнет вниз и разобьется вдребезги о поверхность бушующего океана. Сверху на него откуда-то ручьем лилась вода, но тем не менее он умудрился сбросить оставшиеся приборные капсулы с точно рассчитанными интервалами. Почти в течение часа Хансен боролся с ураганом и был уже близок к отчаянию, когда самолет выбросило из облаков. Он был выплюнут совсем так же, как человек выплевывает вишневую косточку. Хансен дал знак Моргану принять управление и в полном изнеможении откинулся на своем кресле.

  1. Сочинение Лето на море (поездка на море) Что может быть лучше всего летом? Конечно же, только, лето проведенное на море. Период самых длинных школьных каникул, жаркого Солнца и свежих фруктов, гораздо приятней проводить возле воды. Причем, чем больше этот водоем и чем чище в нем вода, там лучше останутся впечатления. Я люблю сидеть на пляже и смотреть на волны, которые разбиваются о …
  2. “ЧЕРНОЕ МОРЕ” (сочинение по картине И. К. Айвазовского) Имя Ивана Константиновича Айвазовского, живописца моря, настоящего поэта морской стихии, уже много десятилетий пользуется заслуженной любовью нашего народа. Произведения художника широко известны во всем мире. Известный маринист обладал необыкновенной зрительной памятью, ярким воображением, тонкой восприимчивостью, высоким живописным мастерством, уникальным умением уловить изменчивый, капризный характер морской стихии. Творчество Айвазовского отличается чувством грандиозного, величественного, чарующего. Всю свою …
  3. Сочинение описание по картине И. К. Айвазовского “Черное море” Имя Ивана Константиновича Айвазовского, живописца моря, настоящего поэта морской стихии, уже много десятилетий пользуется заслуженной любовью нашего народа. Произведения художника широко известны во всем мире. Известный маринист обладал необыкновенной зрительной памятью, ярким воображением, тонкой восприимчивостью, высоким живописным мастерством, уникальным умением уловить изменчивый, капризный характер морской стихии. Творчество Айвазовского отличается чувством грандиозного, величественного, чарующего. Всю свою …
  4. Самое “жуковское” стихотворение (по стихотворению “Море”) Я думаю, что среди всех стихотворений Жуковского очень трудно выбрать самое “жуковское”. Каждое стихотворение – это особый мир. Поэт вкладывает в свое творение часть души, эмоциональные переживания и чувства: все, что у него накопилось. Я считаю, что стихотворение “Море” – самое “жуковское”. Мне кажется, что Жуковский в какой-то степени похож на море; он такой же …
  5. Сочинение по картине И. К. Айвазовского “Буря на Черном море” Выдающийся русский художник-маринист Иван (Ованес) Константинович Айвазовский создал мно­жество картин, на которых изображено море. Все произведения великого художника завораживают, за­ставляют забыть обо всем, проникнуться величием и силой грозной морской стихии. Картина “Буря на Черном море” была создана в 1873 году. Мы видим страшный шторм. Огромные волны, грозовое небо, затянутое тучами. Морская стихия не на шутку …
  6. Сочинение по картине И. К. Айвазовского “Море. Коктебельская бухта” Картина “Море. Коктебельская бухта” была написана Иваном Константиновичем Айвазовским в 1817 году. На переднем плане я вижу небольшой пляж, на который набегают пенные волны. На пляже лежит рыбацкая лодка, устремленная носом в сторону волнующегося моря. Видно, что волны сильно ее потрепали. Парус весь сбился в бесформенный куль. Лодка бортом уткнулась в большой камень. Создается впечатление, …
  7. Сочинение на тему: “поездка на море” Однажды я поехала на море. Мы проезжали столько красивых мест! Впервые я удивилась такой красотой природы. Деревья склонялись от легкого ветерка. Я ехала где – то четыре часа. Приехав на море, я побежала на горы. Была ясная погода. Я с трудом поднялась наверх. Мое удивление захватило меня, когда я увидела всю красоту моря. Внизу отдыхали …
  8. Сочинение на тему: море летом Как славно опосля прохладной и длинной зимы ощутить почти горячие солнечные лучи. Пришло Лето, время отдыха. Одним из самых излюбленных видов отдыха передового человека считается путешествие на море. Желтоватый песок и лазурное море, будто имеет возможность существовать лучше опосля душных объятий городка. Море летом почти горячее, и никак не охото ретироваться с пляжа. На протяжении …
  9. Море летом После ужасно долгой и холодной зимы так приятно почувствовать солнечное тепло. Наступило лето – славное время для отдыха. Самым излюбленным видом отдыха для современного человека является путешествие к морю. Лазурное море и желтый песочек, лучше этого нет ничего, после душного, пыльного города. Летом море теплое, с пляжа не хочется уходить целыми днями. Часами можно смотреть …
  10. Сочинение на тему: Отдых на море Отдых на море Больше всего я люблю летние каникулы. Ежегодно мы с родителями выбираемся к морю. Наши бабушка и дедушка живут у самого Черного моря – в Евпатории. Теперь это заграница, но мы, даже, несмотря на все препоны и некоторые неудобства (обмен валюты, таможенный досмотр с одной и другой стороны, как со стороны России, так …
  11. Сочинение: МОРЕ МОРЕ День клонился к вечеру, когда мы преодолели самый труд­ный участок пути и увидели море. Оно широко простиралось до самого горизонта, блистая белой пеной волн в лучах солнца. Где-то там, внизу, шумели загорелые курортники, плеска­лись пловцы, кричали дети. Но к нам этот шум не доносился. Мы стояли в прохладе горного склона и любовались панорамой. Многие …
  12. Сочинение Поездка на море или Путешествие моей мечты Сочинение “Поездка на море” или “Путешествие моей мечты” Этим летом я с родителями ездил отдыхать в Сочи. По приезде в город мне сразу бросились в глаза субтропические растения. Огромные кипарисы похожи на тополя, но удивляют своей необычностью. Пихты, пальмы и другие пышные экзотические деревья и кусты стали для меня первой достопримечательностью Сочи. В первый же …
  13. Сочинение на тему: МОРЕ СМЕЯЛОСЬ МОРЕ СМЕЯЛОСЬ Известно, что А. М. Горький в своих ранних произведениях увлекался метафорическим стилем. Впоследствии он сам не одобрял пышную образность у других авторов, вспоминая, как когда-то написал “море смеялось”. С годами эта фраза ему ка­залась неудачной… И все же, вглядываясь в морскую даль, любуясь красотой безбрежной, порой так хочется повторить горьковские слова… Море смеялось. …
  14. Что нам известно о Мертвом море? Мертвое море – озеро наполненное соленой водой, протянувшееся на 76 км в длину и 16 км в ширину, находящееся на границе Иордании и Израиля. Побережье Мертвого моря является самой низкой точкой суши, находится оно на 402 метра ниже уровня Средиземного моря. Озеро такое соленое, что ни одна рыба там жить не может, отсюда и такое …
  15. Сочинение по картине И. К. Айвазовского “Буря на море ночью” Картина “Буря на море ночью”, была написана в 1849-ом году, известным живописцем Иваном Константиновичем Айвазовским. Художник, относится к маринистам, так как все свое творчество посвятил созданию картин, изображающие море во всех его проявлениях. Общее настроение картины, очень правдиво передает состояние ночного бушующего моря, которое играет с парусником, как с маленькой щепкой. Как мне кажется, такого …
  16. Сочинение по картине Ивана Айвазовского “Буря на Черном море” Много людей увлекаются прекрасными видами моря, когда оно находится в спокойном состоянии. Глядя на умеренные волны можно привести свои мысли в порядок и расслабиться. И мало кого манит агрессивная стихия и морского шторма. Эта сила может уничтожить целые города. Человек, попавший в шторм, играет со смертью. Иван Айвазовский на своей картине “Буря на Черном море” …
  17. Картина двоемирия в стихотворении Жуковского “Море” Картина двоемирия в стихотворении Жуковского “Море”. Тема стихотворения: изображение двух миров – моря и неба. Идея стихотворения: романтическое противопоставление моря и неба. Какова главная мысль автора, изобразившего две природные стихии? Жуковский в духе поэтов-романтиков противопоставляет два пространства, две среды, которые могут быть условно обо­значены словами: здесь и там. Море олицетворяет собою поня­тие здесь, оно воплощает …
  18. Анализ элегии Жуковского Море Элегию “Море” (1822) невозможно понять без знания основных образов-символов романтизма и взглядов на творчество самого В. Жуковского. Свои видения и представления о жизни романтики нередко передавали через изображение морской стихии. Изменчивость человеческой жизни символизировал образ бушующего моря. Судьба человека ассоциировалась с кораблем, который как судьба человеческая, вынужден подчиняться воле волн и ветру “жизненного моря”. Море …
  19. Сочинение по картине И. К. Айвазовского “Черное море” Картина И. К. Айвазовского “Черное море” обладает какой-то таинственной притягательностью. Она заставляет зрителя не просто наблюдать за непокорной водной стихией, но и чувствовать все буйство ее характера. Первое, что бросается в глаза, четкая граница, разделяющая два вечных противостояния, – воду и воздух. Их борьба обозначена во всем, и прежде всего это заметно на тонах, которые …
  20. Тихое море покоя научило неугомонное сердце мое Сочинение по повести Хемингуэя “Старик и море”. Рассмотрим эту ситуацию с позиции новейшей экологии. Человек должен брать для себя столько, сколько ему достаточно для удовлетворения физических нужд. Сантьяго действовал за старой моралью: беру, сколько могу поднять. Писателю нетрудно было дать рыбу небольшую, но Хемингуэй этого не сделал, заостряя ситуацию. Возможно, он и сам не видел, …
  21. Сочинение по картине Дубовского Море Русские художники всегда умели впечатлять своим мастерством. Русское творчество – необъятно, оно имеет свою атмосферу, своих героев, свой мир и сегодня хочу написать о прекрасной картине Николая Никаноровича Дубовского, под названием “Море”. Сам художник родился в 1859 году 5-го декабря в Новочеркасске. Своей деятельностью он внес огромный вклад в развитие искусства России, занял важную роль …
  22. Сочиненин по картине Айвазовского “Море” Море, это друг или противник? Смотря на картину Айвазовского “Море”, невольно задаешь себе этот вопрос. Я не раз видела море спокойным, окруженным штильной тишиной, наблюдала и ревущий, кипящий шторм. Все это будоражило мою фантазию и усиливало чувство превосходства стихии над маленьким человечишком. Хотел ли художник изобразить то, что по мощи не знает никого равного себе? …
  23. Анализ произведения Море (Жуковский В. А.) В данном произведении Жуковский сравнивает море с человеком, мысленно обращается к нему, как к живому и способному мыслить. Противопоставление разных состояний моря: безмолвное, лазурное, спокойное и бьющееся, воющее, рвущееся – характеризует состояние души человека, борющейся со злом и тянущейся к добру. Отсюда выявляется проблема произведения: борьба между добром и злом. Когда человеком движет добро, он …
  24. Стихотворение “Море” В. А. Жуковский. Стихотворения. Баллады Стихотворение “Море” “Море” – одно из самых лучших и самых известных стихотворений В. А. Жуковского. Оно было создано в 1822 году. Жанр – элегия. “Море” написано четырехстопным амфибрахием и белым стихом, которые позволили Жуковскому имитировать безмолвие моря, движение волн, колыхание морской поверхности. Композиция стихотворения построена на изображении трех различных состояний …
  25. Летние каникулы на море Летние каникулы – любимые страницы каждого школьника из огромной книги под названием “Школа”. Лето – маленькая жизнь, наполненная солнцем, теплом, радостными моментами. Для меня самым радостным моментом летних каникул стала встреча с морем. Море встретило меня ласково и приветливо. Прозрачно – голубая вода приняла меня в свои теплые объятия. Дни моего пребывания на море незаметно …
  26. Духовный мир старика Сантьяго. Хемингуэй “Старик и море” Автор произведения “Старик и море” – известный американский писатель Эрнест Хемингуэй. Он один из любимейших писателей XX столетия. Прозаик и журналист, корреспондент на пяти войнах, человек-легенда. Литературу “зоркую” Хемингуэя знали даже те, кто некогда не читал его произведений. За произведение “Старик и море” Эрнесту была присуждена в 1953 году Нобелевская премия. Эта книга имела мировой …
  27. Сочинение на тему: “Морские просторы и глубины” С детства люблю море. Благодаря тому, что папа с мамой всегда старались вывозить нас путешествовать, я бывал на море не раз. Учился плавать, собирал раковины, вытаскивал из расщелин крабов. Каждый раз после поездок я начинал читать об океанах и о морях. В доме появилось несколько иллюстрированных книг в толстых блестящих обложках, с красочными изображениями …
  28. Лирический сюжет и символика стихотворения “Море” Жуковского Без В. А. Жуковского нельзя представит себе русскую романтическую поэзию. Именно Жуковский заставил слово естественно передавать самые тонкие переживания человека. Кроме того, он преобразовал некоторые поэтические жанры: в первую очередь, послание и элегию. Единственная тема и основное содержание лирики Жуковского – душа человека, размышлениям о ней посвящена его поэзия. В своей лирике он создает обобщающий …
  29. Анализ стихотворения В. А. Жуковского “Море” Стихотворение В. А. Жуковского “Море” выполнено в традициях излюбленного поэтами-романтиками жанра – элегии. Элегия в переводе с греческого – жалобная песня; возникла в Греции в седьмом веке до нашей эры. Расцвет элегии наступает в эпоху предромантизма и романтизма в творчестве К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина, Е. А. Баратынского, В. А. Жуковского. Элегии свойственны грустные, …
  30. Анализ стихотворения Тютчева Как хорошо ты, о море ночное Стихотворение “Как хорошо ты, о море ночное…” Федора Тютчева написано в 1865г. И посвящено памяти возлюбленной Елене Денисьевой. Денисьева умерла годом ранее и поэт, как утверждают современники, горячо переживал это событие, всячески пытался с кем либо поделиться горестными мыслями, возможно поэтому в первой строфе Тютчев обращается к морю на “ты”. Известный факт творчества поэта – …
  31. Почему в литературе так часто изображают море и горы? Издавна мощь морской стихии являлась привлекательным элементом для взоров талантливых людей. Поэты, художники, музыканты – все они достаточно много внимания уделяли этой теме. Жуковский писал “Как хорошо… море ночное!”, и с этим каждый готов согласиться, добавив, что не только ночное море, но утреннее, дневное и вечернее тоже заслуживает на пристальное внимание. Некрасивым море вообще не …
  32. Человек и природа (по повести Э. Хемингуэя “Старик и море) Эрнест Миллер Хемингуэй – крупнейший американский писатель XX века, лауреат Нобелевской премии. Это был неповторимый, талантливый человек, мужественно и вольно проживший свою жизнь, не раз подтвердивший оброненную когда-то фразу: “Я ничего не боюсь”. Создатель известных всему миру романов “Прощай, оружие!”, “По ком звонит колокол?”, Хемингуэй писал повести, рассказы, стихи, был прекрасным журналистом. Весной 1936 года …
  33. Краткое содержание повести “Ювенильное море. МОРЕ ЮНОСТИ” А. П. Платонова (Сокращенный вариант) Повесть (1934) Пять дней человек идет в глубину юго-восточной степи Советского Союза. По дороге он представляет себя то машинистом паровоза, то геологом-разведчиком, то “другим организованным профессиональным существом, – лишь бы занять голову бесперебойной мыслью и отвлечь тоску от сердца” и размышляет о переустройстве земного шара с целью открытия новых источников энергии. Это Николай …
  34. Сочинение по картине И. К. Айвазовского “Буря на Северном море” Влюбленный в море, очарованный страстью стихии и дикой мощью неконтролируемых природных явлений, Айвазовский продолжает писать серию картин на тему вечной красоты природы. Я смотрю на изображение ночного кораблекрушения, на фоне порванного ветром туч, гибнущих людей в пучине шторма при освещении желтого фонаря луны, и меня завораживает происходящее. Понимание того, что человек в своей беспомощности подобен …
  35. “Море” анализ стихотворения Жуковского Стихотворение “Море” Василий Жуковский написал в 1822 году. В это время его по праву стали называть в литературных кругах “певцом романтики и свободы”. Жуковский оттачивал свое мастерство, опираясь на произведения известных писателей романтизма: Байрона, Бернса, Блейка. В “Море” автор раскрыл все свои душевные порывы и предстал перед читателем как первоклассный мастер пейзажных зарисовок. Тема стихотворения …
  36. Сочинение на тему Что я люблю рассуждение Люблю я много чего! Родителей, конечно, а еще брата с сестрой. Кошку нашу люблю. И это нормально. Еще очень люблю хорошую погоду. Когда просыпаешься, а сквозь еще закрытые веки солнечные лучи. Вот это я люблю! Сразу настроение бодрое. И даже не так важно – зима или лето. Солнце сразу все “окрашивает” позитивно. То есть я …
  37. “СТАРИК И МОРЕ” – КНИГА О ЧЕЛОВЕКЕ, КОТОРЫЙ НЕ СДАЕТСЯ – КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ 11 класс “СТАРИК И МОРЕ” – КНИГА О ЧЕЛОВЕКЕ, КОТОРЫЙ НЕ СДАЕТСЯ Повесть “Старик и море” поражает остротой внешне, казалось бы, незамысловатого сюжета, своеобразным характером героя, отточенностью языка. Неподдельный интерес вызывают глубокие, подчас скорбные рассуждения о жизни простого рыбака, оказавшегося в экстремальной ситуации: почти три дня он преследует огромную рыбу-меч, а потом сражается с акулами, обгладывающими привязанную …
  38. Основные мотивы стихотворений Жуковского “Море” и “Вечер” Чтобы понять, какие чувства и мысли одушевляли поэзию Жуковского, сравним две его элегии. Элегия “Вечер” еще близка сентиментализму. Покой природы, замирающей в вечерней тишине, отраден для поэта. В средней части элегии при зыбком блеске луны поэту вспоминается друзей “священный круг”, “песни пламенны и музам и свободе”. В ночи поэт чувствует свое одиночество: “Лишенный спутников, влача …
  39. Человек и природа (по рассказу Э. Хемингуэя “Старик и море”) (Первый вариант) Величие человека – в сознании его ответственности. А. де Сент-Экзюпери Эрнест Миллер Хемингуэй – крупнейший американский писатель XX века, лауреат Нобелевской премии. Это был неповторимый, талантливый человек, мужественно и вольно проживший свою жизнь, не раз подтвердивший оброненную когда-то фразу: “Я ничего не боюсь”. Создатель известных всему миру романов “Прощай, оружие!”, “По ком звонит колокол”, Хемингуэй …
  40. Дитя и море (отрывок) Хотелось ребенку поиграть с морем. А море – это зверь дикий, косматый, который изредка шевелится с урчанием тихим. Размышляет себе малютка за дикий камень пробраться, погладить доброго зверя и назад убегать. Мала и ласка детская, а исполину не равнодушная – шумно, многоголосо сбегал на плоский берег, мокро-теплым лизал языком по молочному телу. Дитя от удовольствия …

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *