Нас не цепляет тихое мягкое обычное

Конформизм (социальный конформизм, конформность) – это изменение человеком норм, установок, восприятий, мнения и поведения в соответствии с теми, которые приняты или господствуют в данной группе или обществе. В свою очередь, нормы – это неявные конкретные правила, разделяемые группой лиц, которые определяют их взаимодействие с другими.

Тенденция к конформизму происходит как в небольших группах, так и в обществе в целом и может быть результатом как бессознательного влияния, так и откровенного группового давления. Но, что любопытно, человек может склоняться к конформизму, даже если он находится наедине с собой. Например, люди следуют социальным нормам, когда смотрят телевизор.

Несмотря на то, что зачастую конформизм рассматривается как негативное явление, он несет и положительные моменты. К примеру, позволяет «считывать» соответствующее поведение в обществе и налаживать эффективное взаимодействие. Он также влияет на формирование и поддержание социальных норм и помогает обществу функционировать плавно и предсказуемо посредством исключения поведения, которое рассматривается как противоречащее написанным правилам.

Разумеется, все это не значит, что вы не должны иметь своего мнения или уникального взгляда на мир. Это лишь значит, что любое общество (будь то африканское племя или офис Google) имеет свои неписанные правила, которых желательно придерживаться.

Виды конформизма

Существует несколько классификаций конформизма.

Конформизм может быть рациональным и иррациональным:

  • Рациональный предполагает поведение, при котором человек руководствуется определёнными рассуждениями и суждениями.
  • Иррациональный конформизм (стадное поведение) – это такое поведение, которое человек проявляет, находясь под воздействием инстинктивных, интуитивных и бессознательных процессов в результате влияния чужого поведения.

Традиционным же считается разделение на внутренний и внешний конформизм:

  • Внутренний связан с реальным пересмотром человеком своих взглядов и позиций, что очень похоже на самоцензуру.
  • Внешний означает принятие норм и поведения, существующих в обществе, но при этом внутреннего принятия мнения не происходит. Однако именно этот конформизм и считается каноническим, так как это внешнее изменение.

Гарвардский психолог Герберт Кельман определил три основных типа конформизма:

  • Подчинение – это общественный конформизм, хотя при этом человек может иметь собственные убеждения. К такому поведению он склоняется из-за страха быть отвергнутым или желания утвердиться в обществе.
  • Идентификация – это стремление быть похожим на кого-то важного или популярного, например, знаменитость или любимого дядю. Идентификация – это более глубокий тип конформизма, чем подчинение, потому что происходит на внешнем и внутреннем уровне.
  • Интернализация возникает, когда человек принимает убеждения или поведение, причем демонстрирует его публично и конфиденциально, если «источник» (ролевая модель) заслуживает доверия. Это самый сильный тип конформизма.

Примеры конформизма

Человек, не живущий в пещере, на протяжении рабочего дня сталкивается с проявлением конформизма постоянно: в офисе, по дороге на работу, в супермаркете, семье. Поэтому наивно полагать, что именно вы не поддаетесь данной модели поведения. Речь, скорее, идет о том, чтобы, принимая правила и нормы, оставаться цельной и гармоничной личностью.

Вот типичные примеры конформизма.

  • Подросток одевается в определенном стиле, потому что хочет вписаться к остальным в свою социальную группу.
  • 20-летняя студентка выпивает на вечеринке, потому что все ее друзья делают это, и она не хочет выглядеть странно.
  • Женщина читает книгу, чтобы обсудить ее в книжном клубе. Она ей понравилась. Позже, в книжном клубе все критикуют роман, и она в итоге соглашается с их мнением (либо только внешне, либо еще и внутренне, то есть действительно начинает думать, что книга плохая).
  • Когда все в классе решают, куда поехать на майские праздники, часть класса настойчиво предлагает один вариант, а остальные соглашаются, чтобы не возник конфликт (при этом их большинство).
  • Люди прошлого договаривались, что какой-то металл стоит огромных денег: из-за его редкости, свойств, цвета и прочих характеристик.

Почему люди склоняются к конформизму?

Мортон Дейч и Гарольд Жерар в 1955 году выдвинули теорию о том, почему люди становятся конформистами: так появились нормативная и информационная гипотезы.

Информационное социальное влияние возникает, когда человек обращается к членам своей группы, чтобы получить точную информацию о реальности. Глядя на других людей, вы можете облегчить свой выбор, но, к сожалению, люди не всегда правы.

Согласно информационной гипотезе причины возникновения конформизма:

  • Обычно это происходит в том случае, если человек испытывает недостаток в знаниях и наблюдает за группой, чтобы получить руководство к действию и правильно приспособиться.
  • Этот тип соответствия обычно включает интернализацию – когда человек принимает взгляды групп и адаптирует их как для отдельного человека.
  • Когда человек находится в двусмысленной (то есть неясной) ситуации и социально сравнивает свое поведение с группой (эксперимент Шерифа).

Музафер Шериф (1936) хотел узнать, сколько людей изменит свое мнение, чтобы привести его в соответствие с мнением группы. В его эксперименте участники были помещены в темную комнату и их просили взглянуть на небольшую точку света на расстоянии 15 футов. Затем их попросили оценить, на сколько футов эта точка сдвинулась. Трюк заключался в отсутствии движения, все было вызвано визуальной иллюзией, известной как автокинетический эффект. В первый день члены группы давали разные оценки, но на четвертый день она полностью совпадала у всех. Шериф предположил, что этот эксперимент является симуляцией конформизма.

Нормативное социальное влияние возникает, когда кто-то стремится быть принятым и оцененным остальной группой. Эта необходимость социального одобрения и принятия является частью наших потребностей.

Нормативное влияние состоит из трех компонентов:

  • Число людей: этот компонент имеет удивительный эффект – по мере увеличения количества каждый человек имеет все меньшее влияние.
  • Сила группы. Это то, насколько важна группа для человека. Те группы, которые мы ценим, имеют большее социальное влияние.
  • Непосредственность. Это то, насколько близко группа находится во времени и пространстве.

Согласно нормативной гипотезе основные причины этому таковы:

  • Боязнь быть отвергнутым.
  • Этот тип конформизма обычно подразумевает податливость: когда лицо публично принимает взгляды группы, но частным образом отвергает их.
  • Уступка групповому давлению по той причине, что человек хочет вписаться в группу (эксперимент Аша).

Соломон Э. Аш (1951) показал группе людей, участвующих в эксперименте, одну эталонную линию, а затем три других и попросил сказать, какая из них больше соответствует эталонной. 12 из 18 человек давали неправильный ответ, наблюдая друг за другом (хотя ответ был достаточно очевиден).

В результате других своих эспериментов Аш выяснил, что примерно 74% людей свойственен конформизм.

Социальные ответы и нонконформизм

После того, как человек сталкивается с групповым давлением, он может реагировать совершенно по-разному.

Когда человек оказывается в положении, когда он публично соглашается с решением группы, но в частном порядке не согласен с этим, возникает молчаливое согласие. В свою очередь, преобразование, иначе известное как частное принятие, предполагает как публичное, так и частное согласие с решением группы. В этом случае человек на самом деле меняет свое мнение.

Другой тип социального ответа, который не предполагает конформизма, называется конвергенцией. Здесь член группы изначально не согласен с мнением группы и не меняет своей точки зрения.

Такое поведение также называют нонконформистским. Нонконформизм – это стремление придерживаться и отстаивать нормы, мнения, социальные установки, восприятие и поведение, прямо противоречащие тем, которые господствуют в данном обществе или группе. Считается противоположностью конформизма, но все не так просто.

Нонконформизм может проявляться в форме:

  • Независимости (инакомыслии) – нежелании прогибаться под групповое давление. Таким образом, человек остается верным своим личным стандартам вместо того, чтобы принимать групповые. Это именно то понятие нонконформизма, которое знакомо большинству.
  • Антиконформности – принятии мнений, которые противоположны тем, что поддерживаются в группе. Такой человек мотивирован необходимостью восстать против статуса-кво, он «против, потому что против». Он не будет читать «Гарри Поттера» или идти на фильм «Аватар», потому что так делает большинство, то есть просто из принципа. Либо же делать все это, но не признаваться, чтобы не потерять своего статуса нонконформиста в глазах окружающих.

В разных ситуациях одни и те же люди склонны проявлять разные социальные ответы, начиная от молчаливого согласия, заканчивая антиконформностью. Впрочем, если люди, которые придерживаются одной манеры поведения в группах.

В нашем обществе огромное количество людей считает себя нонконформистами, занимаясь самообманом, а также считая, что конформизм – это обязательно плохо. Возможно, вы уже поняли, что даже в этом деле легко удариться в крайности и протестовать просто потому, что большинство согласно. Используйте критическое мышление и будьте готовы принимать решения на основе фактов, а не того, много или мало людей имеет ту или иную точку зрения. Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook

Ключевые слова:_D1026, _D1027, 1Коммуникации, 4Психорегуляция, 4Самопознание

Конформность как психологическое явление — это принятие человеком правил, моделей поведения и общественных норм в соответствии с теми, которые существуют в социуме или определенной группе.

Конформизм может проявляться как на уровне небольшого коллектива, так и всего общества и является следствием влияния авторитета группы или откровенного давления ее участников на несогласных с общепринятым мнением.

Конформность как психологическое явление

Слово «конформность» произошло от латинского conformis, означающего «подобность». Явление в психологии характеризуется податливостью личности давлению со стороны общественной группы. Человек быстро подстраивается под требуемые нормы поведения и изменяет свои жизненные установки и принципы, даже если первоначально они были противоположны позиции большинства.

Степень проявления конформности зависит от того, насколько ценны для личности его взаимоотношения с общественной группой; чем выше привязанность человека к другим — тем больше он боится конфликта и потери репутации, соответственно, повышается вероятность возникновения конформности.

Также на взгляды человека влияют авторитеты, которые представляют взгляды группы. Чем сильнее влияние представителя сообщества — тем больше поддаются конформности все члены этой группы. Во время принятия того или иного решения, формирования идеологии и установок развития в обществе, большую роль играет количество людей, поддерживающих принятие каких-либо мер.

Чем больше людей становятся единогласны в своем решении — тем больше вероятность возникновения конформного поведения у меньшинства. Также, если группа склонна к агрессии на тех, кто ей противостоит, конформизм также проявляется намного ярче.

Роль конформности описывалась многими исследователями, желающими познать природу явления и его влияние на личность человека. Например, философ-неофрейдист Эрих Фромм в своих работах уделял много внимания автоматизирующей роли конформизма.

Он считал конформность механизмом психологической защиты человека, который беспрекословно принимает навязываемые модели поведения. В обществе потребления и отчужденного труда человек становится склонен к безусловному принятию моделей культуры, становлению частью однотипной общественной массы.

Подобная реакция позволяет личности избежать одиночества, преследующего ее в нынешних культурных условиях, но нехватка какой-либо инициативы и желания развивать свою индивидуальность приведет к полной потере своего «Я».

Виды конформности

Конформность может быть личной и публичной. Первый вид явления характеризуется действительным изменением личностных установок для избегания конфликта с окружающими. Человеку не принципиально, каких взглядов придерживаться; главное — заслужить доверие группы и сохранить нужную репутацию.

Второй вид конформности предполагает публичное соглашение личности с мнением большинства, хотя сам человек внутреннее может быть с ним не согласен.

Демонстративное одобрение взглядов группы происходит по нескольким причинам:

  • получить одобрение со стороны участников группы;
  • сохранить положительную репутацию в сообществе;
  • избежать санкций со стороны лидеров группы;
  • избежать общественного порицания.

Оба вида конформности предполагают разрешение сложного конфликта между личностью и общественной группой, поэтому мнимое или действительное согласие с необходимой точкой зрения — вынужденная необходимость для человека, зависимого от своей группы.

Конформность в психологии

Также разновидностью явления становится нонконформизм — действия человека вопреки общественно принятым нормам и взглядам, стремление отстаивать противоположную точку зрения, которая никогда не совпадает с позицией большинства.

Уровни

Конформность в психологии – это явление, проявляющееся на 3 уровнях, которые выделил американский психолог Келмен Герберт Чанош.

Уровень

Описание

Подчинение На данном уровне человек ведет себя необходимым образом только ради того, чтобы получить поощрение или избежать санкций со стороны группы. Данное поведение сохраняется до тех пор, пока не исчезнет вероятность наказания или положительной реакции от общественности.
Идентификация На данном уровне человек старается поверить в то, что идеи, которым он начинает следовать, правильные, потому что они принадлежат авторитету или группе людей, которых он уважает, с которыми себя идентифицирует. Желание быть похожим на людей, которые нравятся конформисту, формирует у него убежденность о необходимости придерживаться похожих взглядов.
Интернализация На данном уровне конформность человека проявляется устойчивой убежденностью в своей правоте и четкой системой ценностей, которую трудно изменить. Личность может поддаться влиянию группы и внутренне принять какие-то взгляды, поощряя себя за приверженность им.

Причины появления

Конформность в психологии – это явление, возникающее из-за личностных или общественных причин.

Личные причины появления конформизма:

  • страх внимания. Некоторые личности (чаще всего, социофобы) боятся привлечь к себе внимание, поэтому молча соглашаются с общепринятым мнением;
  • заниженная самооценка. Неуверенные в себе люди считают свое мнение не достойным внимания, поэтому, даже внутренне не соглашаясь со взглядами большинства, не высказывают противоположную точку зрения;
  • воспитание. Человеку, которому в детстве не давали возможность высказать свое мнение, в будущем могут опираться лишь на взгляды авторитета, ассоциируя его с родительской фигурой;
  • некомпетентность. Личность, не уверенная в своих знаниях, не станет противостоять мнению, которое высказывает авторитет, если вопрос компетентности для нее является решающим.

Общественные причины появления конформизма:

  • зависимость. Чаще всего конформность проявляется у людей, которые материально зависимы от общественной группы или ее лидера. Сложная финансовая ситуация у индивида может повлиять на его поведение, если оно может кем-то вознаграждаться;
  • давление со стороны коллектива. Данная причина проявляется жестоким обращением коллектива с противниками общепринятого мнения. Санкции со стороны коллектива могут негативно повлиять на человека, который избегает конфликтов и старается сохранить хорошую репутацию в группе;
  • влияние лидера. Практически в любой группе есть лидер, мнение которого всегда поддерживается большинством. В данном случае конформность в поведении возникает или из-за веры в правоту лидера, или из-за страха оказаться отверженным группой.

Факторы влияния

Конформность в психологии – это явление, которое может возникнуть ввиду следующих факторов:

  • внушаемость личности;
  • уровень интеллекта индивида;
  • уровень самооценки;
  • зависимость от стороннего одобрения;
  • зависимость человека от общественной группы;
  • уровень компетентности в обсуждаемых вопросах личности или коллектива;
  • степень влияния лидера группы;
  • характер обсуждения (публичный, личный);
  • возрастные особенности человека.

Также важным фактором, влияющим на конформность, является особенности культуры. Например, на Западе проявление конформности оценивается отрицательно и считается признаком покорности и неумения отстаивать свою точку зрения.

В таких восточных странах как Япония и Китай большое значение придается отношениям между людьми и их взаимному уважению, поэтому конформность в данных культурах считается проявлением тактичности и считается социально одобряемым явлением.

Этапы развития

Конформность личности развивается в 3 этапа:

  1. Подчинение. На первом этапе личность появляется в социальной группе и начинает испытывать ее воздействие, изменять свое восприятие на основе взглядов большинства.
  2. Осознание. Личность начинает считать свою прежнюю систему ценностей ошибочной и проявляет согласие с общественной группой по ряду вопросов.
  3. Действие. На последнем этапе личность может критически оценить мнение группы и мысленно не согласиться с ним. Но важность репутации в обществе становится для человека приоритетнее личных взглядов, поэтому он не высказывает свое несогласие с лидерами.

Примеры конформности в жизни

Конформность — это модель поведения, которую можно заметить в повседневной жизни.

Типичные примеры конформности:

  • модные тенденции. Конформность может проявляться как в одежде, так и других жизненных сферах. Для того, чтобы не отличаться от других или быть ближе к коллективу, многие люди покупают модные вещи, даже если лично им они не нравятся;
  • решения в студенческом коллективе. Случается, что большинство студентов в группе решают уйти с пар; в то же время остальные участники коллектива соглашаются с решением для того, чтобы избежать конфликта и остаться в хороших отношениях с группой;
  • мнение авторитета. В учебном заведении профессор читает учащимся лекцию, где описывает свое видение правильного устройства свободного общества. Студенты, для которых ученая степень имеет большое значение, соглашаются с видением профессора и включают его мнение в свою систему взглядов, не подвергая критике услышанную теорию;
  • разные мнения в клубе по интересам. В книжном клубе было решено прочитать книгу о жизни и достижениях известного американского изобретателя. Один из участников клуба, прочитав биографию личности, нашел факты о недобросовестном отношении бизнесмена к работе, что испортило впечатление читателя о книге. На собрании все участники клуба выразили свое восхищение прочитанным, что смутило читателя, не согласного с мнением абсолютного большинства; молодой человек коротко согласился с высказываниями участников собрания и не стал делиться своим противоположным взглядом;
  • «за компанию». Подросток, чтобы заслужить уважение в авторитетной группе, решает начать курить. Такая же модель поведения может быть связана с алкоголем или наркотиками.

Преимущества и недостатки конформности

Конформность в психологии – это явление, которое можно оценивать с разных сторон, в зависимости от того, кто получает выгоду от его проявления. К существенному недостатку конформизма относится потеря связи с собой; постоянное следование за мнением большинства приведет к тому, что человек перестанет опираться на собственные взгляды.

Несмотря на это, конформность позволяет укрепить сплоченность людей в различных ситуациях, а также упростить организацию совестной деятельности группы.

Также явление приводит к замедлению прогресса. Неумение отстаивать свои интересы и выражать накопившееся желание менять общественные условия жизни приводит к «консервации» общества, что отрицательно сказывается на развитии взглядов и отстаивании интересов слоев населения.

Конформизм особенно выгоден для управления обществом или отдельными людьми, поэтому явление можно назвать положительным для тех, кому необходимо влиять на группы людей или отдельных индивидов. Обществом, в котором больше представителей страдающих конформизмом, гораздо легче управлять, навязывая единое восприятие мира и ситуации.

Нонконформизм – сопротивление психологическому давлению

Нонконформизм отличается несогласием человека с общественным мнением и его активными действиями для выражения этого несогласия.

В общественных условиях психологического давления и требования придерживаться определенных взглядов, не все готовы быть конформистами; есть личности с нежеланием подстраиваться под общественное мнение, которые хотят выразить свои индивидуальные потребности и взгляды.

Нонконформисты стараются активно проявлять свою позицию, показывая свое несогласие с навязываемым мнением, что очень невыгодно тем, кому необходимы податливые и согласные во всем с лидерами участники группы.

Личностные черты нонконформиста:

  • уверенность в себе;
  • амбициозность;
  • стремление к справедливости;
  • честность;
  • открытость;
  • стойкость;
  • высокая самооценка.

Нонконформизм требует интеллектуальной работы для формирования представления о предмете критики; часто для противопоставления лидеру требуются веские аргументы и факты для выражения своей позиции и привлечения на свою сторону других людей.

Благодаря нонконформизму уменьшается вероятность построения в обществе сект и тоталитарных государств, угнетающих людей. Нонконформизм часто направляет общество к прогрессу за счет внедрения оригинальных идей и непривычных многим взглядов на устройство мира.

Как воспитать в себе уверенную личность?

Конформность – это психологическое явление, свойственное многим людям; основное их отличие заключается в степени выраженности податливости общественному мнению.

Чтобы уменьшить свою зависимость от мнения группы, необходимо иметь внутреннюю опору и уверенность в себе, а следовать следующим рекомендациям:

  • необходимо определиться с целями и планом их реализации. Для этого желательно понимать, какое занятие приносит больше удовольствие и может стать способом заработка;
  • чтобы побороть неуверенность в себе и страх высказывать свое мнение – необходимо обратиться к психологу или психотерапевту; это является наиболее быстрым и эффективным способом борьбы с внутренними ограничениями;
  • чтобы избавиться от страха осуждения, необходимо развивать коммуникативные навыки и не бояться отказа. Данный навык приобретается только опытным путем, поэтому для развития умения общаться и не бояться столкновения интересов желательно как можно чаще общаться с людьми в разных ситуациях;
  • несовпадение взглядов – нормальное явление, на которое неуверенным людям очень трудно адекватно реагировать. Существует грань между здоровой критикой и хамством, поэтому важно уметь видеть в словах людей критические замечания, позволяющие взглянуть на свое мнение под другим углом, а также не терпеть неуважительное поведение и уметь дать отпор недоброжелателям.

В психологии конформность описывается как пассивное согласие с мнением большинства людей в общественной группе, в которой находится индивид. Это явление отрицательно сказывается на внутренней системе взглядов человека и его индивидуальности, а положительный эффект от податливости человека получают лидеры общественных групп.

Конформности противопоставляется движение нонконформистов, которые считают себя сторонниками прогрессивных взглядов и общественных изменений для построения справедливого общества.

Анна Флейман

Видео о конформизме

Конформизм — это хорошо или плохо:

Конформизм в литературе

Феномен конформизма

Конформизм в научном знании выступает в качестве социально-психологической ориентации человека. Она проявляется не в самостоятельном принятии решения и его глубоком обдумывании, а в пассивном, приспособленческом отношении к складывающимся социальным условиям.

Замечание 1

Конформное поведение по своей сути – это некритическое, согласное поведение. Конформисту достаточно просто навязать чужую волю или мнение, и он будет с ними согласен, поскольку самостоятельно принимать решение ему мешает нерешительность, боязнь или попросту лень.

Конформизм в науке рассматривается на двух основных уровнях:

  1. В границах, где углубленно изучается общество, его типология, а также психические типы любой общей теории общественных явлений. К такому уровню следует отнести работы следующих авторов: Токвиль, Милл, Тард, Дюркгейм, Мертон, Рисман, а также отечественные исследователи – Знанецкий и Оссовский;
  2. В рамках эмпирических исследований общественной психологии. Здесь авторами активно применяются методы группового эксперимента, а также стандартизированной ситуации, шкалирования, тестов и даже социометрии. Социометрия в целом является одним из эффективных методов для изучения состояния группы и связей между ее членами.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Таким образом, конформность – это склонность к конформистскому настроению. Человек меняет свои взгляды под воздействием тех, что преобладают в конкретном обществе. однозначно оценить конформизм как положительное или строго отрицательное явление невозможно. Некоторые конформисты примыкают к действительно значимому для них мнению, они стремятся к тому, чтоб поддерживать правдивые и полезные идеи. Но, в целом, конформистами становятся те люди, которые просто не желают думать о насущных проблемах, не стремятся к критической оценке происходящего. Им проще принять чужую позицию, чем бороться за праву, отстаивать свою точку зрения и, как следствие, брать на себя роль нонконформиста с новым, свежим взглядом на актуальную проблему.

Конформность может быть нескольких видов:

  • Внутренняя конформность, при которой человек действительно переоценивает себя, пересматривает свои взгляды на наиболее тревожащие его темы. Он меняет позицию, манеру поведения и понимает, что до этого момента она действительно была сомнительной или даже в корне неверной;
  • Внешняя конформность – внутри себя человек не принимает позицию и поведение общества, но внешне он ведет себя так, будто принял все правила, и они его совершенно устраивают.

Примеры конформизма в культуре

Проблема конформизма достаточно часто затрагивается в отечественной и зарубежной литературе. В качестве примера можно привести известное произведение А.С. Грибоедова «Горе от ума». Сразу следует сделать оговорку и напомнить, что конформизм – это слепое следование и согласие человека в отношении чужого мнения. Конформистами становятся для того, чтобы не создавать проблем в общении с другими людьми, не предлагать свои идеи, чтобы не быть высмеянным или вовсе изгнанным и социальной группы.

В пьесе А.С. Грибоедова Москва и все ее жители живут по принципу приспособленчества и пассивного принятия реалий. Все люди следуют господствующему в обществе мнению, авторитету, боятся противоречить ему, ведь за это они могут получить наказание. К тому же, многие попросту не знают, как они могут изменить ситуацию: не хватает мотивации, опыта и желания сделать что-либо. Жители подчиняются законам своего города и государства, мужья подчиняются своим женам, приспосабливаются к их образу жизни (как это произошло с Платоном Михалычем и его женой Натальей Дмитриевной).

Общественное мнение в пьесе также очень противоречиво: оно может быть очень легко превознесено, но также бесповоротно может осуждаться и отвергаться со стороны людей. Такая неоднозначность не позволяет самостоятельно принимать решение, в связи с чем людям приходится принимать все реалии, которые их окружают, даже если они их до конца не понимают или попросту не успевают за их осознанием и скоростью смены.

Многие герои добиваются своих целей, используя такие качества, как подхалимство, шутовство. Именно благодаря им зарабатываются деньги, почет и высокое положение в обществе. Людям незачем ломать голову, создавать что-то новое, стараться, если можно просто служить кому-то и стать его любимчиком. В этом и заключается трагедия данной пьесы. Фамусов очень активно поучает Чацкого: учит жить по принципам угодничества, старается тем же образом воспитывать свою дочь и найти ей подобного мужа. Люди, которые стараются жить по совести и создавать условия, в которых можно было бы изменить свою жизнь, также в результате опускаются до клеветы и лжи. Например, героиня Софьи, которая приспосабливается к миру, в котором живет, становится такой же, как и все, поскольку боится и не имеет возможности заявить о себе и своем мнении.

Тем не менее, Чацкий остается единственным героем, который не поддается на такие провокации. К нему испытывают неприязнь, потому что он нонконформист. Он не прислуживается кому-либо, а стремится жить по совести, делая свою работу. Служить он будет только делу, а не чинам. И пусть повышения и богатства манят любого человека, но он скорее стремится сохранить остатки мудрости, благородства и честности, не опускаясь до уровня других героев пьесы.

Таким образом, в пьесе очень четко обозначена проблема – один человек против всех остальных. В ней задается логичный вопрос: стоит ли становиться таким же, как и остальные, если твое внутреннее мировоззрение полностью отрицает такую идею? Вопрос этот риторический, который заставляет задуматься каждого читателя. Причем, касается он не каких-то мелочей, а очень важных чувств — патриотизма, любви к своей Родине.

Замечание 2

Человек сам вправе задуматься над этим, а также сделать свой выбор: быть согласным на все конформистом, который готов предать себя ради общей идеи, или быть человеком, который не побоится пойти против толпы и против системы, что позволит ему заявить о себе, перевернуть этот мир, остаться честным, в первую очередь с самим собой.

Проблема конформизма в комедиях «Горе от ума» А.Грибоедова и «Прощание в июне» А.Вампилова

Цель: проанализировать две пьесы в контексте проблемы конформизма и найти общее и различное в произведениях разных эпох.

Ход занятия

Казалось бы, что общего между героями комедий: классической А.С.Грибоедова «Горе от ума» и студенческой А. Вампилова – «Прощание в июне»? Ставшая классикой, сохранившая черты классицизма XVIII века и отвечающая принципам реализма XIX века, пьеса, которой зачитывались декабристы, и ранняя пьеса молодого иркутского драматурга, написанная в 60-е гг. XX века о студентах университета…

Но это только на первый взгляд. Времена меняются, а природа людей остается прежней. Оказывается, молодого драматурга волновало то же, что и его знаменитого предшественника: любовь и предательство, карьеризм и служение любимому делу, приспособленчество и независимость. Рассмотрим обе пьесы с точки зрения проблемы конформизма.

Термином «конформизм» психологи определяют слепое следование человека за чужим мнением, чтобы не создавать в общении с другими лишних трудностей, добиваться поставленных задач, иногда греша при этом против истины.

Когда на уроке внеклассного чтения я спросила девятиклассников, с кем из героев Грибоедова можно сравнить Колесова, главного героя студенческой пьесы, талантливого студента – любимца курса, ловкого, дерзкого и находчивого парня, практически все закричали: «С Чацким!», и только один парень сказал: «Да это же Молчалин!»

Забегая вперед, скажу, что Чацкий – единственный не конформист. А Колесов, к сожалению, – зеркальное отражение Молчалина, правда тот ради выгоды и карьеры притворялся влюбленным, а Колесов «продает» любовь за диплом.

В пьесе Грибоедова фамусовская Москва живет давно и прочно по принципу приспособленчества, пассивного принятия и следования господствующему в обществе мнению, авторитету:

Что нового покажет мне Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два.
Тот сватался – успел, а тот дал промах.
Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.

Это и есть сегодняшнее толкование понятия «конформизм». Конформизм фамусовского общества проявляется во всем: обеды «с форелями», погребение богатого и почтенного Кузьмы Петровича, крестины у докторши, общепризнанный авторитет Максима Петровича и Татьяны Юрьевны, жизненный уклад четы Горичей: Наталья Дмитриевна,у которой и муж, и шпиц, и тюрлюрлю атласный – все демонстрируется для удовлетворения ее тщеславия. Правда, муж ее, Платон Михалыч:

Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей –
Высокий идеал московских всех мужей,

что-то «подзавял» рядом с главнокомандующей женой: теперь он даже не может в открытую поговорить с бывшим теперь уже другом Чацким. Приспособившись к требованиям Натальи Дмитриевны, ведет он размеренный и аккуратный образ жизни, чуждый ему когда-то, но удобный теперь своим комфортом и нужными связями:

Брат, женишься, тогда меня вспомянь!
От скуки будешь ты свистеть одно и то же.

Кто же не согласится приехать на бал в дом Фамусова, где можно увидеть всё и всех: язвительную и высокомерную графиню Хрюмину, властную старуху Хлестову, напыщенного от собственной значимости Скалозуба, мошенника Загорецкого и прочих? Как не зависеть от общественного мнения, которое как легко и быстро превозносят, так и бесповоротно осуждают и отвергают? Как жить своим умом, иметь собственное мнение и не бояться его высказывать? Ведь «как можно сметь свое суждение иметь?»

Именно так рассуждает главный приспособленец Молчалин, такой необходимый в фамусовском обществе. И этим же обществом он единодушно признан.

Почему безродного, нищего, «пригретого» принимают в этом высокомерном московском высшем свете? Конечно же, из-за его самого главного качества – подхалимства. Просто поразительно, как может быть человек таким предусмотрительным, терпеливым: надо погладить собачку – гладит, надо потанцевать – сколько угодно, пять раз восхититься Татьяной Юрьевной – непременно, ведь «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные». А если ему этого делать не хочется?

В мои лета не должно сметь свое суждение иметь, – рассуждает Молчалин. А в разговоре с Чацким упоминает:

– Ведь надобно ж зависеть от других.
– Зачем же надобно?
– В чинах мы небольших.

Под стать Молчалину и Загорецкий. Разбойник, плут, лгун, мошенник, но зато всем угодит,

Позвольте вам вручить, напрасно бы кто взялся
Другой вам услужить, зато
Куда я ни кидался!

С помощью подхалимства, шутовства зарабатывается в этом обществе все: деньги, почет, положение в обществе. Зачем служить, стараться, над чем-то ломать голову, если можно, ударившись ею об пол, да еще трижды, стать знаменитым вельможей при дворе:

Учились бы на старших глядя…
А? как по вашему? по нашему – смышлен.

Так «поучает» Чацкого Фамусов. Он всю свою жизнь живет по принципам угодничества, старается так же воспитывать свою дочь и ищет ей подобного жениха:

Как все московские, ваш батюшка таков:
Желал бы зятя он с звездами, да с чинами,
Ну, разумеется к тому б
И деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он балы;

Отдельно хочется сказать о Софье. Она воспитывается в фамусовской среде и в критический момент оказывается, к сожалению, такой же, как и все остальные: опускается до лжи и клеветы, приспосабливаясь к миру, в котором живет. Обидно за нее, потому, что она умнее, честнее и ярче всех остальных, умом и характером под стать Чацкому.

Почему же к Чацкому все эти люди испытывают неприязнь? Да потому, что в нем нет угодничества! Служить он будет только делу, а не чинам. Прислуживаться – не его наука.

Поэтому в нем раздражать будет все, а любая мелочь покажется непростительным оскорблением. Чацкий легко отвергает все устоявшиеся правила игры этой жизни:

Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?

Он этих правил не признает. А это прямой вызов обществу! «Ах! боже мой! Он карбонари!», «опасный человек!», «Что говорит!»

Проблема конформизма ярко обозначена в комедии: один – против всех. Или надо быть вместе со всеми, даже если тебе это претит? Ведь речь-то идет не о мелочах, а о главном, принципиальном: о Родине, об истинном патриотизме. И для Чацкого это не просто слова. «Его возмущают безобразные проявления крепостного права, безумная роскошь и отвратительные нравы «разливанья в пирах и мотовстве» – явления умственной и нравственной слепоты и растления», – подтверждает И.А. Гончаров в критическом этюде «Мильон терзаний».

Чацкий – воин, даже если он один в поле. И даже если понимает, что станет жертвой.

Предположим, что во имя любви к Софье Чацкий смирится с диктатом Фамусова, с предложенным по–родственному служебным местом, успешно войдет в круг московского общества, сдерживая свои иронические тирады, пытаясь не видеть ничтожности жизни, которая теперь его окружает. Думаю, для него это было бы существованием, а не жизнью. Он в полной мере ощутил бы дух общей вражды, поддерживаемый соревнованиями в тщеславии. «Домашние друзья», такие свои в общем мнении, оказались бы опаснейшими соперниками, мило улыбающимися, но озлоблено шипящими, когда дело касалось бы каждого из них лично. Нет здесь места искренним чувствам и мыслям. Прав Чацкий: не предавая себя во имя любви, он не предает и самой любви. Не отступая от своих принципов, он не предает и их. Трудно ему, горько ему. Но по-другому он не может, потому что другого не приемлет.

Итак, мы рассмотрели проблему конформизма в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Грибоедов эту проблему не решает, но обозначает ее очень рельефно, не скрывая своих симпатий и негодования.

Классическая литература тем и интересна, познавательна, полезна, что ставит и решает вечные вопросы. И пусть тогда, в начале XIX века, не звучало так актуально слово «конформизм», но явление это существовало. Для многих – как само собой разумеющееся, как единственно правильный способ жить.

Тем интереснее для меня было увидеть уже знакомую проблему конформизма в комедии А. Вампилова «Прощание в июне».

Речь в ней идет о студентах, решающих, правда, не такие глобальные проблемы, как в свое время Чацкий, но, тем не менее, такие же важные для нормальной жизни бытовые вопросы: как жениться, выйти замуж, создать гармоничную семью, получить высшее образование, удачно распределиться по направлению, кому-то продолжить учебу в аспирантуре, занимаясь любимым делом, имея для этого талант будущего ученого. Как, добиваясь желаемого, не изменить себе, своей любви, своей мечте – босиком пробежать по луговой альпийской траве, улыбнувшись солнцу и счастью? Именно об этом должны задуматься читатели и зрители пьесы.

Самая красивая девочка Таня и самый обаятельный Коля Колесов. И пусть слава о нем идет не только как об остроумном, находчивом парне, о душе любой компании, отчаянном, интересном человеке, способном незнакомую ему девушку с первой минуты разговора пригласить на свадьбу. А что такого-то? Ведь ничего в мире страшного не произошло – всего-то «скандал на Панаме, на Занзибаре – революция». Еще Коля может возглавить компанию студентов, добивавшихся свободного посещения занятий на биологическом факультете.

«Это юный победитель с самомнением до небес … гений! Он явился с убеждением, что мир создан только для него», – с долей зависти об этом студенте отзывается ректор университета Репников. А что его раздражает в этом студенте? Наверное, молодость, смелость ума, практическая хватка, всепобеждающая бесшабашность, безалаберность. «Он вздорный, нахальный, безответственный человек! Татьяна не должна быть с ним».

Он, Репников Владимир Алексеевич, – отец той самой красивой девушки Тани, для которой талантливый будущий ученый Коля готов взращивать редкую альпийскую траву, бережно за ней ухаживать, чтобы его любимая однажды прошла по ней босиком, ощутила счастье быть самой нужной, желанной на свете! Что должно было случиться, чтобы Таня потом сказала Колесову: «Будет у тебя луг, будет все, как ты захочешь… Все будет по – твоему… Без меня… Я тебе не верю. Откуда я знаю, может, ты снова меня променяешь?»

Проблему конформизма в отношениях Тани и Николая автор раскрывает на фоне судьбы Золотуева, выжидающего удобного случая, чтобы доказать, что честный человек – это «тот, кому мало дают». Этот Золотуев – не главное лицо в пьесе, но в замысле пьесы – важнейшее. Он произносит монолог на три страницы, и монолог этот о беде старого взяточника, нарвавшегося на честного человека. Он все никак не может поверить, что тот взяток не брал, ведь все берут, важно в цене не промахнуться. Золотуев обижается на его «показную» честность и, даже отсидев положенный срок, уверен, что он мало давал.

Николаю Колесову дали много, а потом еще больше: ректор Репников уладил его судьбу – восстановил провинившегося перед законом студента в университете, допустил к экзаменам. Диплом получен! Дорога – вперед! Хочешь – по распределению на селекционную станцию. А еще лучше – в аспирантуру. Но какой ценой?! Оказывается, надо быть просто благоразумнее – дочь ректора, самую красивую девушку Таню, самую любимую, никогда больше не видеть. Отказаться от нее. И поначалу ничего такого нет на свете, что могло бы помешать Колесову стать ученым – желание очень велико! И он предает любовь, соглашаясь на заманчивое предложение.

Колесов и не замечает, как принимает веру Золотуева: все продается и покупается, важна цена и цель. Ведь честный тот, кому мало дают. «Золотуевские» черты показаны и в Репникове – отце Тани. Он благополучен (квартира, дача, машина) и так же убежден, что все в жизни можно купить.

Чем обернулось для Николая его приспособленчество, пассивное принятие предательского решения, подчинение чужому мнению, авторитету? Не такой уж легкой оказывается эта студенческая комедия: Таня не верит больше Колесову, единожды предавшему ее. Она не может быть с этим человеком. Он – чужой.

Несчастлива и мать Тани – жена Репникова, которая давно поняла, что ее муж никакой не ученый, а так, администратор. Да и нужна-то она ему, «чтобы хоть чем-нибудь питать его тщеславие»: «Ведь гением ты мог выглядеть только с такой дурой, как я».

На самом деле никакая она не дура, а самокритичная, умная женщина, не нашедшая себя в жизни, служившая не тому, к чему была способна. Вероятно, тоже однажды совершила ошибку, согласившись с чем-то чуждым для себя. Надломленная теперь, она мечтала о счастье дочери. Она замечает резко отрицательное отношение мужа к этому студенту: «Еще неизвестно, как лучше – так или по-другому».

По – другому – это не так, как прожила она с мужем. По-другому – это в понимании, уважении, искренности, открытости. Не получилось и у дочери. А Таня принимает свое решение. Без советов и компромиссов.

Как у читателя, у меня возникает вопрос: а стоило ли Колесову приспосабливаться, изменять себе? Что все – таки важно было для него? Не разобрался. Не понял. Поддался на головокружительные приманки. А вышло, что без Тани не нужен ни полученный долгожданный диплом (он его разрывает), ни будущие ученая степень и звание. Что остается в жизни у него? Вампилов оставляет финал почти открытым.

Вывод

И в XIX, и в XX, и уже сегодня, в начале XXI века, мы пытаемся разобраться в проблеме конформизма. Времена меняются, а природа людей остается прежней. Вот и получается, что «дома новы, но предрассудки стары».

Абсолютная и относительная истина. Отличие относительной истины от абсолютной

В течение всего своего существования люди пытаются ответить на множество вопросов об устройстве и организации нашего мира. Ученые постоянно совершают новые открытия и с каждым днем приближаются к истине, разгадывая тайны устройства Вселенной. Что же такое абсолютная и относительная истина? Чем они различаются? Удастся ли людям когда-либо достичь абсолютной истины в теории познания?

Понятие и критерии истины

В различных областях науки учеными дается множество определений истины. Так, в философии это понятие трактуется как соответствие образа предмета, формируемого человеческим сознанием, реальному его существованию вне зависимости от нашего мышления.

В логике под истиной понимаются суждения и умозаключения, являющиеся достаточно полными и правильными. В них должны отсутствовать противоречия и несоответствия.

В точных науках суть истины трактуется как цель научного познания, а также как совпадение имеемых знаний с реальными. Она представляет огромную ценность, позволяет решать практические и теоретические задачи, обосновывать и подтверждать полученные выводы.

Проблема того, что же считать истинным, а что нет, возникла так же давно, как и само это понятие. Основным критериями истины считаются возможность подтвердить теорию практическим путем. Это может быть логическое доказательство, опыт или эксперимент. Этот критерий, разумеется, не может быть стопроцентной гарантией истинности теории, так как практика привязана к конкретному историческому периоду и со временем совершенствуется и преобразовывается.

Абсолютная истина. Примеры и признаки

В философии под абсолютной истиной понимается некое знание о нашем мире, которое не может быть опровергнуто или оспорено. Оно является исчерпывающим и единственно верным. Абсолютная истина может быть установлена только опытным путем или с помощью теоретических обоснований и доказательств. Она должна в обязательном порядке соответствовать окружающему нас миру.

Очень часто понятие абсолютная истина путают с вечными истинами. Примеры последних: собака – животное, небо голубое, птицы умеют летать. Вечные истины применимы лишь в отношении какого-либо конкретного факта. Для сложных же систем, а также для познания всего мира в целом они не подходят.

Существует ли абсолютная истина?

Споры ученых о природе истины ведутся с момента зарождения философии. В науке имеется несколько мнений по поводу того, существуют ли абсолютная и относительная истина.

Согласно одной из них, все в нашем мире относительно и зависит от восприятия реальности каждым конкретным человеком. Абсолютная истина при этом не достижима никогда, ведь узнать точно все секреты мироздания человечеству не под силу. Прежде всего это обусловлено ограниченными возможностями нашего сознания, а также недостаточным развитием уровня науки и техники.

С позиции других философов, напротив, все является абсолютным. Однако такое относится не к познанию устройства мира в целом, а к конкретным фактам. К примеру, доказанные учеными теоремы и аксиомы считаются абсолютной истиной, но они не дают ответов на все вопросы человечества.

Большинство же философов придерживаются такой точки зрения, что из множества относительных складывается абсолютная истина. Пример подобной ситуации — когда с течением времени некий научный факт постепенно усовершенствуется и дополняется новыми знаниями. В настоящее время достичь абсолютной истины в вопросе изучения нашего мира невозможно. Однако, вероятно, когда-нибудь наступит момент, когда прогресс человечества достигнет такого уровня, что все относительные знания суммируются и образуют целостную картину, раскрывающую все тайны нашей Вселенной.

Относительная истина

В связи с тем, что человек ограничен в способах и формах познания, он не всегда может получить полную информацию об интересующих его вещах. Смысл истины относительной состоит в том, что это неполные, приблизительные, требующие уточнения знания людей о том или ином объекте. В процессе эволюции человеку становятся доступны новые методы исследования, а также более современные приборы для измерений и вычислений. Именно в точности знаний состоит главное отличие относительной истины от абсолютной.

Истина относительная существует в конкретный временной промежуток. Она зависит от места и периода, в которые получено знание, исторических условий и прочих факторов, которые могут оказать влияние на точность результата. Также относительная истина определяется восприятием реальности конкретным человеком, проводящим исследования.

Примеры относительной истины

В качестве примера относительной истины, зависящей от местоположения субъекта, можно привести такой факт: человек утверждает, что на улице холодно. Для него это — истина, казалось бы, абсолютная. Но у людей в другой части планеты в это время жарко. Следовательно, говоря о том, что за окном холодно, подразумевается лишь конкретное место, а значит, эта истина относительная.

С точки зрения восприятия человеком реальности можно также привести пример погоды. Одинаковая температура воздуха разными людьми может переноситься и ощущаться по-своему. Кто-то скажет, что +10 градусов – это холодно, а для кого-то это вполне теплая погода.

С течением времени относительная истина постепенно преобразуется и дополняется. К примеру, еще несколько столетий назад туберкулез считался неизлечимой болезнью, и люди, заразившиеся им, были обречены. На тот момент смертельность этой болезни не подвергалась сомнению. Сейчас же человечество научились бороться с туберкулезом и полностью излечивать заболевших. Таким образом, с развитием науки и сменой исторических эпох поменялись представления об абсолютности и относительности истины в этом вопросе.

Понятие объективной истины

Для любой науки важно получить такие данные, которые бы достоверно отражали действительность. Под объективной истиной понимаются знания, не зависящие от желания, воли и других личных особенностей человека. Они констатируются и фиксируются без влияния мнения субъекта исследования на полученный результат.

Объективная и абсолютная истина – это не одно и то же. Эти понятия совершенно не связаны друг с другом. Объективной может быть и абсолютная, и относительная истина. Даже неполные, до конца не доказанные знания, могут быть объективными в том случае, если они получены с соблюдением всех необходимых условий.

Субъективная истина

Очень многие люди верят в различные приметы и знамения. Однако поддержка со стороны большинства вовсе не означает объективности знания. Людские суеверия не имеют научного доказательства, а значит, являются субъективной истиной. Не могут выступать в качестве критерия объективности полезность и значимость информации, практическая применимость и прочие интересы людей.

Субъективной истиной считается личное мнение человека по поводу той или иной ситуации, не имеющее весомых доказательств. Все мы слышали выражение «У каждого своя правда». Именно оно относится в полной мере к субъективной истине.

Ложь и заблуждение как противоположность истины

Все, что не является правдой, считается ложным. Абсолютная и относительная истина являются противоположными понятиями для лжи и заблуждения, означающими несоответствие действительности неких знаний или убеждений человека.

Различие между заблуждением и ложью состоит в преднамеренности и осознанности их применения. Если человек, заведомо зная, что он не прав, доказывает всем свою точку зрения, он говорит ложь. Если же кто-то искренне считает свое мнение верным, но на самом деле оно таковым не является, то он просто заблуждается.

Таким образом, лишь в борьбе с ложью и заблуждением может быть достигнута абсолютная истина. Примеры подобных ситуаций в истории встречаются повсеместно. Так, приближаясь к разгадке тайны устройства нашей Вселенной, учеными отметались различные версии, считавшиеся в древности абсолютно верными, но на деле оказавшимися заблуждением.

Философская истина. Ее развитие в динамике

Современными учеными под истиной подразумевается непрерывный динамический процесс на пути к абсолютному знанию. При этом на данный момент в широком понимании истина должна быть объективной и относительной. Основной проблемой становится возможность отличить ее от заблуждения.

Несмотря на резкий скачок человечества в развитии за последнее столетие, наши методы познания до сих пор остаются достаточно примитивными, не позволяющими людям приблизиться к абсолютной истине. Однако последовательно двигаясь к цели, вовремя и полностью отсеивая заблуждения, возможно, когда-нибудь мы сможем узнать все секреты нашей Вселенной.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *