Мотивация тест

Тест внешней и внутренней мотивации. Х.Зиверт

Время проведения 10-15 минут Время анализа 5 -10 минут

Блок сбора информации

Инструкция:

Вам будет предложен список вопросов. Попытайтесь ответить на них в том порядке, в каком они расположены. К каждому вопросу дается шкала от 1 до 6. Отметьте балл (цифру), обозначающую наиболее близкий Вам ответ. Цифра «1» означает: это утверждение для меня совершенно неверно. Цифра «6»: это утверждение для меня полностью верно. Промежуточные цифры уточняют ту или иную степень выраженности утверждения в соответствии с Вашей точкой зрения. Положение между «3» и «4» означает неопределенность в отношении утверждения, то есть, что Вы не имеете суждения по данному вопросу и не знаете, соответствует ли данное утверждение действительности по отношению к Вам.

Не размышляйте слишком долго над отдельными вопросами и внимательно следите за тем, чтобы не пропустить ни одного. Этот тест не допускает никаких «правильных» или «неправильных» ответов. Важно, чтобы Вы отвечали на вопросы как можно более честно. В Вашем распоряжении 10 минут.

Блок анализа

Подсчитайте общую сумму баллов по следующим номерам вопросов теста и разделите эту сумму на количество вопросов (соответственно на 15 и на 4)

Номера внешней мотивации 2, 4, 5, 6, 9, 11, 12, 14, 18, 19, 21, 22, 24, 27, 28

Номера внутренней мотивации 1, 3, 7, 8, 10, 15, 16, 17, 20, 23, 25, 26, 29, 30, 31

Номера ловушки лжи 5,9,13,27

Блок интерпретации

Шкала внешней мотивации

3, 5 — 6 Вы скорее всего мотивированы извне. Вами руководят внешние побуждения и принуждения. При осуществлении какой-либо деятельности Вам следует найти помощника или другие внешние стимулы.

1 — 3,5 Ваша внешняя мотивируемость невелика. Ваша мотивация определяется внутренне или вовсе отсутствует

Шкала внутренней мотивации

1 — 3,5 Ваша внутренняя мотивация слаба, она скорее определяется внешним образом или отсутствует полностью. В этом случае Вы должны обрести внешние стимулы для решения поставленных перед Вами задач. Затем Вы может вознаградить себя, если, успешно выполнив определенную операцию, вы удовлетворите какое-нибудь свое скромное желание.

3,5-6 У Вас практически не бывает трудностей в выполнении деятельности. Необходимо распределения заданий на некоторый период времени и не пытаться преодолеть все сразу.

Шкала лжи

Оценка должна быть как можно ближе к 3,5. Если это не так, то это значит Вы где-то «сплутовали» или ошиблись. Проверьте, пожалуйста, свои отметки и подсчеты.

Примечание предполагается, что шкалы внешней и внутренней мотивации могут использоваться отдельно друг от друга в зависимости от поставленных целей.

4. Тест оценки потребности в достижении Ю.М.Орлова

Блок сбора информации

Мотивация достижения (успеха, удачи) – стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало – является одним из ядерных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь.

Бланк тестируемогоФИО______________________Пол____________Возраст__________

Суждения Да Нет
1. Думаю, что успех в жизни, скорее, зависит от случая, чем от расчета.
2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл.
3. Для меня в любом деле важнее не его исполнение, а конечный результат.
4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.
5. По моему мнению, большинство людей живут далекими целями, а не близкими.
6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.
7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.
8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.
9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.
10. Мои близкие считают меня ленивым.
11. Думаю, что в моих неудачах повинны, скорее, обстоятельства, чем я сам.
12. Мои родители слишком строго контролировали меня.
13. Терпения во мне больше, чем способностей.
14. Лень, а не сомнение в успехе вынуждает меня часто отказываться от своих намерений.
15. Думаю, что я уверенный в себе человек.
16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы невелики.
17. Я не усердный человек.
18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.
19. Если бы я был журналистом, я писал бы, скорее, об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.
20. Мои близкие обычно не разделяют моих планов.
21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих ровесников.
22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.
23. Я мог бы достичь большего, освободившись от текущих дел.

Блок интерпретации

Измерить уровень мотивации достижения, мотивированности на успех можно с помощью разработанной шкалы – небольшого теста-опросника. Шкала эта состоит из 23 суждений, по поводу которых возможны два варианта ответов – «да» или «нет». Ответы, совпадающие с ключевыми (по коду), суммируются (по 1 баллу за каждый такой ответ).

Код: ответы «да» на вопросы 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22, 23;

ответы «нет» на вопросы 1, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 17, 20.

Уровни потребности в достижениях:

— низкий – 2-10

Тест на мотивацию

Предлагаем пройти вам онлайн тест на мотивацию достижения успеха в вашей деятельности. Ответив на 22 вопроса (что займёт примерно 6 минут) вы получите оценку своей мотивации. Результаты теста покажут насколько вы целеустремленны и как относитесь к возможным трудностям, встречающимся на пути к достижению целей.

Что дает изучение мотивации человека?

На формирование личности, наряду с биологическими и социальными факторами, существенное воздействие оказывает направленность человека, в которую входит мотивация. Поэтому изучение мотивации, которая представляет собой совокупность человеческих мотивов, дает возможность понять смысл поступков и поведения личности.

Исследование мотивации позволяет получить более подробную информацию о функциях, которые она выполняет в жизнедеятельности человека, а именно о: побуждающей, энергетической, дозирующей, регуляторной, селективной, корректирующей, целеобразующей и смыслообразующей. Подобная диагностика мотивационной сферы личности осуществляется с помощью специально разработанной методики – теста на мотивацию.

Что показывают результаты теста

Тест на мотивацию позволяет узнать, что движет человеком, а именно мотивы, потребности, стимулы, а также ситуативные факторы. Еще с помощью данной методики можно узнать доминирующие у личности мотивационные стремления или же причины ее бездействия.

Кроме того, тест на мотивацию дает возможность увидеть некоторые наиболее устойчивые тенденции человека, такие как: активность (общая, творческая и т.д.), стремление к социальным контактам и межличностному общению, тенденции к обеспечению своего комфортного существования, тенденции к достижению определенного социального статуса и положения в обществе. Также методика позволяет узнать причины выбора человеком определенной стратегии поведения, действует ли он с целью достижения успеха, или же просто старается избегать неудач, а также помогает проследить устойчивость имеющейся у личности структуры мотивов.

Тесты «Анкеты для оценки уровня школьной мотивации»

АНКЕТА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ (1-4 кл.)

Цель: Определение уровня школьной мотивации.

— ответ ребёнка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в три балла;
— нейтральный ответ («не знаю», «бывает по-разному» и т.п.) оценивается в один балл;
— ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребёнка к той или иной школьной ситуации, оценивается в ноль баллов.

Оценки в два балла отсутствовали, так как математический анализ показал, что при оценках в ноль, один, три балла возможно более надёжное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.
Установлено пять основных уровней школьной мотивации:

Первый уровень. 25—30 баллов — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовле-творительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у дос-ки, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень. 20—24 балла — хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15–19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учении-ками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких де-тей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень. 10–14 баллов — низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьёзные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5—6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают инди-видуальные пристрастия ребёнка.

ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ АНКЕТЫ.

Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребён-ка, а также может применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления. Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может слу-жить критерием школьной дезадаптации ребёнка, а его повышение — положительной динамикой в обучении и развитии младшего школьника.

Инструкция: Выбери один из трёх предъявляемых ответов (наиболее тебе подхо-дящий) на поставленный вопрос, отметь его галочкой.

  1. Тебе нравится в школе?

а) не очень б) нравится в) не нравится

  1. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

а) чаще хочется остаться дома б) бывает по-разному в) иду с радостью

  1. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался дома?

а) не знаю б) остался бы дома в) пошёл бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

а) не нравится б) бывает по-разному в) нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

а) хотел бы б) не хотел бы в) не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

а) не знаю б) не хотел бы б) хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

а) часто б) редко в) не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

а) точно не знаю б) хотел бы в) не хотел бы

  1. У тебя в классе много друзей?

а) мало б) много в) нет друзей

  1. Тебе нравятся твои одноклассники ?

а) нравятся б) не очень в) не нравятся

КЛЮЧ

ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧ-СЯ (4кл.) (5-9кл.)

/ Уфимцева Л.П. /

1 часть: Определение мотивов учебной деятельности.

Цель: Выявить отдельные мотивы учебной деятельности.

Выводы: Если тестируемый выбирает утверждения:

А) 1; 7; 11 – это соответствует познавательному мотиву;

Б) социальному мотиву соответствуют следующие утверждения:

а) – 3; 4 – широкий социальный мотив (СМ);

б) – 6;10 – узкий социальный мотив (СМ);

в) – 2 ; 9 – избегание неприятностей;

г) – 5 ; 8 – ориентация на одобрение.

(Можно анализировать 1 часть отдельно от 2 части или в сочетании со 2 частью).

Аналитический бланк опроса № 1

Выводы

Широкий

СМ

Узкий

СМ

Избегание

неприятностей

Ориентация

на одобрен.

АНКЕТА – 1

Инструкция: Внимательно прочитай анкету и подчеркни только те пункты, которые соответствуют твоим стремлениям и желаниям.

Помни, что можно подчеркнуть не более трёх пунктов.

1. Учусь потому что на уроках интересно.

2. Учусь потому что, ругают за плохие отметки.

  1. Учусь потому что хочу больше знать.

  1. Учусь потому, чтобы было легко работать.

  1. Учусь потому, чтобы доставить радость родителям.

  1. Учусь потому, чтобы не отставать от товарищей.

  1. Учусь потому что, нравится учиться.

  1. Учусь потому что, хвалит учитель за хорошие успехи.

  1. Учусь потому что, родители наказывают за » 2 «.

10. Учусь потому что за хорошую учёбу, ставят в пример другим.

11. Учусь потому что узнаю много нового.

2 часть: Отношение к учению.

Цель: Определить общее отношение к школе, к учению.

Выводы: Все ответы на вопросы и информация о характере отношения

к школе отметить «+» или » – «. Определить доминирование

учебных или внеучебных интересов; отметить наличие или

отсутствие «–» переживаний в школе.

Сочетание этих трёх характеристик определяет уровень отношения к школе, к ученью:

3 уровня: — высокий (общее отношение к школе «+»; доминирует

познавательный интерес; отсутствуют » – » переживания).

— средний (при общем «+» отношении к школе и доминировании

учебных, познавательных интересов всё же выявляются области

«–» переживаний.

— низкий (общее «–» отношение к школе; доминирует внеучебный

интерес; наличие «–» переживаний.

(Можно анализировать 2 часть отдельно от 1 части или в сочетании с 1 частью).

Аналитический бланк опроса №2

Ф.И.О.

Общее отношение к школе

Интересы

Переживания

Выводы

( уровни)

«+»

» – «

Учебный

учебный

ЕСТЬ

НЕТ

АНКЕТА – 2

Инструкция: Внимательно прочитай анкету (можно под диктовку) и ответь на вопросы.

  1. Что ты считаешь самым важным в школе? Почему?

  1. Какой день недели ты любишь больше всего? Почему?

  1. Что в школе для тебя самое интересное?

  1. Чем бы ты хотел заниматься, придя из школы?

5) Что в школе для тебя самое не интересное?

6) А что для тебя самое неприятное в школе и почему?

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ О ФОРМИРОВАНИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

/ Проводится по анкете – 1 и анкете – 2 /

Общий вывод о формировании учебной мотивации делается на основе

анализа взаимосвязи общего отношения к школе (анкета – 2) и сформированности учебных мотивов (анкета – 1).

Высокий уровень: — высокий уровень общего отношения к ученью,

к школе; преобладание познавательных мотивов

ученья.

Средний уровень: — средний уровень общего отношения к ученью,

к школе; преобладание социальных мотивов ученья.

Низкий уровень: — низкий уровень общего отношения к ученью,

к школе, преобладание социальных мотивов ученья

( в основном мотивов избегания и непринятия).

Общий (сводный) бланк по анкете –1 и анкете –2 .

Ф.И.О.

Уровень обще

го отношения

к обучению

Позна-

ватель-

ный

мотив

Социальный мотив

Общие

выводы

высокий

сред

ний

низкий

широ-

кий

узкий

избегание

непр-стей

одоб-

рение

МОЁ ОБУЧЕНИЕ ( 5-9 кл. ) (9-11 кл.)

/ Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе./ М.: Центр «Педагогический поиск», 2002 –160с.; стр.31 /.

Ребята! Подчеркните в тексте или допишите:

1. Учиться в школе мне:

А) интересно; Б) не интересно; В) не знаю.

2. Мои любимые предметы………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………

3. Выполняя самостоятельную работу, я:

А) сразу же приступаю к делу, работаю всегда быстро; Б) сначала стараюсь понять задание, тщательно его обдумываю, но потом

  1. Чаще всего я:

А) не понимаю цель работы; Б) не понимаю задание; В) не знаю, как его выполнить; Г) не умею контролировать ход своей работы;

  1. Я очень дорожу помощью учителя, товарищей ( да, нет ).

6. Если бы я был учителем, то таким ученикам, как я, я бы помог

Используется, как информация для осуществления поддержки и дифференцированного подхода в обучении уч-ся.

АНКЕТА » ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ «

/ Модификация методики С.К. Мазгутовой /

Инструкция: Пожалуйста, искренно ответь на поставленные вопросы.

  1. Что ты считаешь самым важным в школе?

  1. Какой день недели ты больше всего любишь?

  1. Что в школе для тебя самое интересное?

  1. Чем бы ты хотел заниматься в свободное время?

  1. Если бы ты мог выбирать, то в каком классе хочешь сейчас учиться в 4-ом или 5-ом?

  1. Какие твои самые любимые занятия?

  1. Что в школе для тебя самое неинтересное?

  1. А что самое неприятное?

  1. Как ты учишься?

  1. А каким по успеваемости учеником ты бы хотел быть?

  1. С кем бы ты хотел сидеть вместе?

  1. А с кем не хотел бы?

  1. Какое общественное поручение хотелось бы тебе иметь в 5-ом классе?

  1. Если бы тебе разрешили составить расписание уроков, какие бы ты предметы

добавил?

  1. А какие убрал?

  1. Если бы тебе разрешили идти на уроки с шариками разного цвета, на какие

уроки ты бы взял шарики ( зелёный, жёлтый, красный, синий, серый,

коричневый, фиолетовый, чёрный)?

Анкета используется, как информация, для осуществления дифференцированного подхода в обучении.

ВЫЯВЛЕНИЕ ДОМИНИРУЮЩЕГО МОТИВА УЧЕНИЯ ( 7-9 кл.) ( 9-11 кл.)

/ Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002 –160с.; стр.33-34 /.

На уроке ученикам предлагается выполнить самостоятельно по выбору задания, различающиеся по:

  • сложности и характеру деятельности ( творческая или репродуктивная);

  • практической или теоретической направленности познавательной деятельности;

  • характеру выполнения задания (индивидуальное или групповое).

Одновременно каждый ученик получает листок, в котором обозначены позиции, отражающие причину выбора того или иного задания:

1. Желание себя испытать. 2. Лучше узнать свои возможности по данному предмету. 3. Интерес к предмету. 4. Желание как можно больше узнать из данной области науки. 5. Полезно пригодится в будущей работе. 6. Этот предмет и знания по нему необходимы для дальнейшего образования. 7. Уверенность в успехе по данному предмету. 8. Легко учиться. 9. Желание преодолеть трудности. 10. Интересно общаться с товарищами на уроках по данному предмету. 11. Желание иметь авторитет среди товарищей, т.к. этот предмет престижен в данном коллективе. 12. Нравится учитель. 13. Желание быть знающим и образованным человеком, интересным для друзей. 14. Желание быть готовым к самостоятельной жизни. 15. Желание быть духовно богатым, культурным и полезным для общества. 16. Чтобы не ругали родители, учителя. Это неприятно.

БЛАНК

Все названные мотивы учения учитель распределяет по основным направлениям, что позволяет ему судить о значимости для ученика выбираемых заданий:

Интерпретация Показатели

Анализ избранных мотивов позволит учителю распределить уч-ся на три группы: Первая группа включает уч-ся, воспринимающих учёбу с позиции настоящей необходимости.

Вторая группа учеников отражает мнение, что побудительная сила настоящего и будущего одинакова. Третья группа уч-ся подчиняет свои учебные интересы только целям будущего, воспринимая учёбу в школе как «временную» жизнь, имеющую для них ограниченную и вынужденную ценность.

/ Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе./ М.: Центр «Педагогический поиск», 2002 –160с.; стр.32-33 /

Ребята, обведите кружком те ответы, которые выражают ваше мнение.

  1. Как Вы относитесь к самостоятельной работе?

а) положительно; б) отрицательно; в) безразлично

  1. Что в ней привлекает?

а) возможность пополнять и углублять знания; б) возможность быть самостоятельным; в) желание проверить свои знания; г) желание получить отметку; д) что ещё? Допишите…………………………………………………………

  1. Какие виды самостоятельной работы Вы выполняете с интересом?

  1. Какая помощь учителя Вам необходима?

а) объяснение задания; б) корректирование (направление и поправки ) в) проверка и анализ результатов.

  1. Что на Ваш взгляд, надо иметь?

а) отводить больше времени на уроке на самостоятельную работу; б) чаще предлагать творческие работы; в) не давать домашнего задания; г) чаще предлагать индивидуальные задания; д) что ещё? Допишите. ……………………………………………………………………..

БЛАНК

Ф.И.О.

а

б

в

а

б

в

г

д

а

б

в

г

д

е

ж

з

а

б

в

а

б

в

г

д

БЛАНК (к анкете «Стимулы в работе»)

ФИО

а

б

в

г

д

е

а

б

в

г

а

б

в

г

а

б

в

г

д

СТИМУЛЫ В РАБОТЕ ( 5-9 кл.) ( 9-11 кл. )

/Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе./ М.: Центр «Педагогический поиск», 2002 –160с.; стр.31-32 /

Инструкция: Прочти и выбери подходящее для твоего состояния утверждение.

1. Старательно и охотно выполняю самостоятельную работу, когда:

а) задание интересное ( да; нет; не знаю );

б) она важна для изучения предмета;

в) понимаю, что она необходима для моей профессиональной подготовки;

г) считаю, что могу её выполнить;

д) хочу заслужить одобрение учителя;

е) уверен, что она важна для других.

2. В работу включаюсь быстрее, если:

а) этого требует учитель;

б) хочу получить высокую оценку;

в) боюсь получить двойку;

г) используются технические средства.

3. Самостоятельная работа проходит успешнее, если выполняю задание:

а) один;

б) с группой товарищей;

в) вдвоём с товарищем;

г) при постоянном руководстве учителя.

  1. Работать самостоятельно интереснее, если:

а) успешно выполняю задание;

б) обстановка на уроке доброжелательная;

в) строгая дисциплина;

г) учитель одобряет работу;

д) применяется зачётная система.

Используется, как информация для осуществления поддержки и дифференциро-ванного подхода в обучении уч-ся.

Мотивация учения

Методические приемы исследования мотивации к учению

У многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации. Для того, чтобы бороться с этим, необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы учения.

Дети, которые обучаются в школе, разные не только по характеру и поведению, но и по уровню психического и физического развития. Одни учатся легко, схватывают все на лету, а другим для усвоения даже базового уровня школьной программы требуются напряженные усилия. И есть в школе дети, для которых процесс обучения оказывается слишком трудным, они не успевают прочно усвоить те основы, которые необходимы для дальнейшего обучения, и теряют веру в свои силы. Бесспорно то, что слабоуспевающий ученик работает медленно, зачастую неверно, нарушает школьную дисциплину, получает много замечаний и отрицательных оценок. В результате ребенок становится нервным, у него появляется чувство неуверенности в себе, страх перед плохой оценкой, что еще больше снижает желание учиться и тормозит процесс усвоения знаний. Таким образом, чувство постоянной неуспешности приводит ребенка к потере интереса к учебе.

Основными признаками неуспешности учащихся можно считать:

  • пробелы в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия;

  • пробелы в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающие темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков;

  • недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения;

  • ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.

Трудности подростка, проявляющиеся в форме отставания в учебе, эмоциональной неустойчивости, могут иметь самые различные причины:

  • слабое состояние здоровья;

  • несформированность приемов учебной деятельности. Учебная деятельность требует владения определенными навыками и приемами. Счет в уме можно выполнять несколькими способами, но не все они будут эффективными. Если психолого­педагогические навыки успешной учебной деятельности не выработаны, то ребенок заучивает учебный материал механически, без предварительной логической обработки. Очень важно обратить внимание на неэффективные навыки учебной деятельности, так как впоследствии они могут закрепиться и привести к отставанию в учебе;

  • недостатки познавательной сферы (мышления, памяти, внимания). Успешность учебной деятельности во многом зависит от особенностей развития мышления. Полное усвоение школьной программы предполагает обязательное абстрактно-логическое мышление, умение систематизировать, обобщать, классифицировать, сравнивать. Неумение запоминать тоже сказывается на учебной деятельности ребенка и, в конечном счете, влияет на его отношение к учебе и школе;

  • недостаточное развитие мотивационной сферы.

Причины недостаточной успешности учения у каждого ребенка свои. Выявление этих причин – дело трудоемкое. Среди основных способов обнаружения отставаний учащихся можно назвать:

  • наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;

  • вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;

  • обучающие самостоятельные работы в классе. При их проведении учитель получает материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.

Большую помощь по выявлению мотивированных детей и развитию творческих способностей у учащихся оказывает психологическая служба школы. Психологическое сопровождение осуществляется следующим образом:

  • тестирование учащихся по выявлению имеющихся знаний, умений, навыков (мониторинг);

  • диагностика мотивации достижения и наличия творческого потенциала у учащихся;

  • диагностика индивидуальных способностей учащихся;

  • тестирование самооценки своих способностей.

Несформированность учебной мотивации является одной из причин слабой успеваемости учащихся. Задача учителя – создать у неуспевающих школьников устойчивую мотивацию достижения успеха (у них, как правило, вырабатывается мотивация избегания неудачи); размыть “позицию неуспевающего”; повысить самооценку. Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе и классе, установление отношений сотрудничества между учителем и учеником.

Работу по изучению возможностей ребенка и созданию условий для его оптимального развития следует проводить поэтапно:

  • 1-й этап – сбор предварительных данных об ученике (наблюдение за поведением на уроке и во внеурочной деятельности);

  • 2-й этап – диагностика;

  • 3-й этап – сопоставление полученных данных и определение возможных причин школьной неуспешности;

  • 4-й этап – выбор средств для совершенствования учебной деятельности.

Также для определения путей формирования учебной мотивации полезно будет изучить отношение учащихся к учебным предметам. Для этого можно воспользоваться анкетами для определения мотивации (приложения 1, 2, 3).

В нашей школе в каждом классе в течение года проводятся административные работы: входной контроль на определение уровня обучаемости по каждому предмету, промежуточный и итоговый (выходной) контроль. Тест – наиболее удобная форма проверки качества знаний учащихся. Технология обработки результатов заключается в следующем: отслеживание фактического усвоения учебного материала проводится на уровне поэлементного анализа. Если проверочный элемент выполнен 70% учащихся класса, считается, что элемент усвоен на базовом уровне. Учащиеся относятся к тестированию очень серьезно. Диагностика уровня знаний на основе мониторинга показывает повышение уровня обученности учащихся. Также важен мониторинг индивидуальных достижений учащихся, которые могут служить основой портфолио ученика школы.

Мотив не может возникнуть сам по себе – необходим внешний толчок (стимул). К числу стимулов познавательного интереса можно отнести:

  • новизну информационного материала – стимулирующий фактор внешней среды, который возбуждает состояние удивления, озадаченности;

  • демонстрацию незавершенности теоретических знаний. Учащиеся при изучении того или иного предмета должны понять, что в школе изучаются лишь первоначальные основы науки. Многие школьные темы позволяют ставить новые проблемы; решение некоторых из них непосредственно связано с изучаемым в школе материалом, решение других потребует дополнительных знаний. Учитель, развивая творческие способности учеников, должен видеть потенциальные способности в каждом ученике, внимательно реагировать на все проявления творческой активности. Только благодаря такой работе повышается уровень учебной мотивации, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля, интерес к учебным предметам.

Приложение 1

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Изучение отношения учащихся к учебным предметам

Дорогой ученик! Заполни, пожалуйста, таблицу. Напротив записанного учебного предмета укажи причину, почему изучение этого предмета для тебя необходимо (I часть таблицы) или интересно (II часть таблицы). Заполнять таблицу нужно, используя предложенные варианты ответов.

I. Необходимые предметы: — причина:

II. Интересные предметы: — причина:

Ответы

I. Варианты ответов на вопрос “Необходимые предметы”:

  1. Знание этого предмета необходимо для развития экономики страны.

  2. Эта наука бурно развивается в настоящее время и играет большую роль в жизни общества.

  3. Этот предмет пригодится для поступления в колледж, вуз, он будет необходим в будущей профессии.

  4. Этот предмет формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни.

  5. Этот предмет учит разбираться в жизни.

  6. Этот предмет считают значимым мои родители.

  7. Этот предмет развивает интеллект, расширяет кругозор.

  8. Этот предмет будет в итоговом тестировании.

II. Варианты ответов на вопрос “Интересные предметы”:

  1. Интересно узнавать о новых фактах, удивительных событиях.

  2. Интересно узнавать о жизни людей и их деятельности.

  3. Интересно выяснять причины событий.

  4. Интересно слушать объяснения учителя по этому предмету.

  5. Интересно на уроках и дома решать задачи, выполнять упражнения, практические работы, заполнять таблицы, карты, схемы.

  6. Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними перед классом.

  7. Интересно находить объяснение явлению, ставить проблему и разрешать ее, проводить исследование.

  8. Интересно, так как учитель преподает необычно и этим привлекает учеников.

  9. Интересно, так как этот предмет дается мне легко.

  10. Этот предмет связан с другими предметами, которые входят в круг моих интересов.

  11. Интересно, так как по этому предмету легко получить отметку.

  12. Интересно, потому что этот предмет мобилизует волю и заставляет сосредоточенно мыслить.

Приложение 2

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Определение доминирующих мотивов учения

Дорогой ученик! Для работы по преодолению неуспешности в обучении учителю необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы твоего обучения. Поставь, пожалуйста, напротив наименования мотива балл от 0 до 10.

  1. Понимаю, что ученик должен учиться хорошо

  2. Хочу окончить школу и учиться дальше

  3. Понимаю, что знания мне нужны для будущего

  4. Хочу быть культурным и развитым человеком

  5. Хочу получать хорошие отметки

  6. Хочу получать одобрение родителей

  7. Хочу, чтобы класс был хорошего мнения обо мне

  8. Хочу быть лучшим учеником в классе

  9. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех

  10. Хочу занять достойное место среди лучших в классе

  11. Мне нравится учиться

  12. Люблю узнавать новое

  13. Нравятся необычные и нестандартные уроки учителей

  14. Мне нравится преодолевать трудности в учебной деятельности

  15. Люблю уроки, на которых можно рассуждать

  16. Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои учебные успехи

Мотивы обучения:

  • мотив долга и ответственности – № 1;

  • мотивы самоопределения и самосовершенствования – № 2–4;

  • мотивы собственного благополучия – № 5–7;

  • мотивы престижности – № 8–10;

  • мотивы содержания учебной деятельности – № 11–13;

  • мотивы отношения к процессу учения – № 14–16.

Приложение 3

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Определение мотивации к предметам

Дорогой ученик! Отметь, пожалуйста, в таблице мотив к изучению преподаваемых в школе предметов.

Предмет

  • Русский язык

  • Литература

  • Математика

  • Информатика

  • Физика

  • Химия

  • История

  • Физкультура

  • Экономика

  • Общество­знание

  • Иностранный язык

  • Биология

Мотивы:

  • Интересное содержание предмета

  • Интересное преподавание

  • Предмет имеет практическое значение

  • Уважаю учителя

  • Хотел бы получать дополнительные знания

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *