Мойры богини судьбы

Лахесис

У этого термина существуют и другие значения, см. Лахесис (значения).

Лахесис


Лахесис на рисунке французского живописца Пьера Поля Прюдона (1758—1823)

Греческое написание

Λάχεσις

Латинское написание

Пол

женский

Отец

Зевс

Мать

Нюкта либо Фемида либо Ананке

Братья и сёстры

Атропа и Клото

Медиафайлы на Викискладе

«Три мойры: Лахесис». Современная скульптура Анны-Катрин Альтвайн. Йена, Германия

Лахесис, как и её сестры, по одним вариантам мифа (архаическим) — дочери богини Нюкты, персонификации ночной темноты (которая, помимо мойр, была матерью смерти, сна, богини возмездия Немезиды и богини раздора Эриды), по другим — дочери Зевса и Фемиды. По Платону, Лахесис и её сестры — дочери вращающей мировое веретено богини необходимости (неизбежности, судьбы) Ананке.

В римской мифологии мойрам соответствовали Парки, а богине Лахесис — богиня Децима (лат. Decima), которая с помощью своего посоха отмеряла, насколько длинной будет жизнь человека.

Лахесис, как и её сестры, — частый персонаж различных произведений искусства. Художники обычно изображали Лахесис строгой девой, держащей шар, на котором она намечала человеческую судьбу, — либо держащую свёрток с предначертанной судьбой.

В честь богини Лахесис названы род южноамериканских ядовитых змей Lachesis (самый известный представитель которого известен под названиями сурукуку и бушмейстер), а также крупный астероид главного пояса (120) Лахесис.

Образ Лахесис, олицетворяющей случайности в судьбе человека, был использован английским натуралистом Джеймсом Эдвардом Смитом при издании путевых заметок знаменитого Карла Линнея, которые тот вёл во время своего одиночного путешествия по Лапландии в 1732 году. Первое издание этого сочинения было осуществлено в 1811 году в переводе на английский язык под названием Lachesis Lapponica: A Tour in Lapland (с англ. — »Лапландская Лахесис: путешествие в Лапландию»).

Богини судьбы — мойры

Желающего судьба ведет, нежелающего тащит.
Латинская пословица
Необходимость родила
Трёх дочерей — богинь судьбы.
Для каждого судьба своя,
Как «мойр» их трёх узнаем мы. (1)
Они следят за нитью жизни
Для всех, для каждого из нас.
Три дочери, все три богини:
Что «Было»,»Будет» и «Сейчас». (2)
Богиня Клото — ей «Сегодня»,
«Сейчас» подвластно, каждый миг.
Что на душе светло, ненастно
Её забота. Каждый сдвиг.
Лахесис — «прошлым» управляет,
Хранит его, сдаёт в архив.
Что выбросить, хранить всё знает,
Мурлыча тихо свой мотив.
Атропос «будущее» знает,
Где жизни нить обрезать ей.
Когда решение принимает —
Ей возразить никто не смей.
Им не указчик Зевс могучий,
И в их руках его судьба…
Закон главенствует, не случай —
Судьба у каждого одна.
Необходимость наших судеб —
Что нам дано и не дано,
Для мойр нет тайн. Да и не будет.
Им наша жизнь — веретено.
1-20-2020 ред.
(1) Мойры (мойра — «часть», «доля», отсюда «участь», которую получает каждый при рождении — в древнегреческой мифологии богини судьбы.
Они дочери богини Необходимости Аненка и Зевса.
(2) В диалоге Платона «Государство» Мойры изображены сидящими на высоких стульях, в белых одеждах, с венками на головах, все они прядут на веретене Ананки (необходимости), сопровождая небесную музыку сфер своим пением:
Клото поёт о настоящем,
Лахесис — о прошедшем,
Атропос — о будущем

Мойры

Μοῖραι

Клото: судьба рождения

Лахесис: судьба жизни

Атропос: судьба смерти

Оружие

Медные дубинки

Римская форма

Парки

Семья

Мать

Нюкта

Братья/Cёстры

Эрида, Гемера и фурии (сестры)
Гипнос, Герас, Танатос и Харон (братья)

Прочее

Появления

Греческие боги Перси Джексона
Похититель молний
Проклятие Титана (упоминаются)
Лабиринт Смерти (упоминаются)
Последнее пророчество
Дом Аида (упоминаются)
Кровь Олимпа

Мойры — греческие богини судьбы. У древних римлян мойрам соответствовали парки.

История Править

Первоначально считалось, что у каждого человека есть своя мойра. Однако впоследствии их число свелось к трём (прошлое, настоящее и будущее). По Гесиоду их было три дочери Нюкты (Ночи). Первая, в образе прядущей женщины, олицетворяет собой неуклонное и спокойное действие судьбы, вторая — её случайности, третья — неотвратимость её решений. По другой распространённой версии они дочери Зевса и Фемиды, сёстры Гор. По орфикам и Платону — дочери Ананке, есть также версия, что они дочери Кроноса.

Перси Джексон и Олимпийцы Править

Похититель молний Править

Когда автобус ломается, Перси выходит подышать и видит, как они вяжут носки, а затем перерезают нить. Их действия очень пугают Гроувера.

Проклятие Титана Править

Когда Перси узнаёт о своей судьбе, он вспоминает мойр.

Последнее пророчество Править

Мойры приходят, чтобы забрать тело Луки. При этом Перси видит всю свою жизнь.

Внешность Править

Выглядят как очень старые дамы, причём в Греческих богах Перси Джексона было подчёркнуто, что они родились старыми.

Характер Править

Точно о мойрах сказать сложно. Можно предположить, что они бесстрастны. Так же они тщательно следят, чтобы человек следовал выпавшему жребию.

Способности Править

Определять длину человеческой жизни.

Мойры — вечные прядильщицы судеб

Поначалу судьба человека считалась заключенной в определенном предмете: достаточно было его уничтожить – и смерть немедля настигала жертву. К примеру, так случилось с Мелеагром – участником похода аргонавтов и инициатором Калидонской охоты. Его судьба была спрятана в полене из очага: было предсказано, что как только оно догорит, Мелеагр покинет мир живых. В дальнейшем понятие судьбы изменилось. Стали полагать, что ею заведуют отдельные божества, имеющие собственную личность и неумолимо следящие за исполнением предначертанного.
Мойры – это и есть те самые древнегреческие богини, которые контролируют воплощение рока. Согласно разным легендам, их было от одной до четырех, но наиболее распространенный миф гласит о трех сестрах, прядущих нити судьбы. В случае с Мелеагром, чтобы оставить героя в живых, достаточно было хранить полено в целостности. Но когда мойры заняли постоянное место в божественном пантеоне, ситуация преобразилась. Отныне никакие действия людей не могли изменить ход предопределенных событий и воспрепятствовать осуществлению судьбы.
Мойры: имена сестер
Каждая из трех богинь была ответственна за собственный участок работы:
Лахесис (Лахеса) – сама Судьба, которая дает жребий и следит за его исполнением; отвечает за прошлое;
Клото – Пряха, непосредственно работающая над прядением нити судьбы; считается богиней настоящего;
Атропос (Атропа, Айса) – Неотвратимая, перерезает нить, в должный срок обрывая жизнь смертного; соотносится с будущим.
«Распределение труда» у мойр очень четкое. Лахесис отмеряет длину нити и наматывает ее на веретено, Клото прядет, Атропос перерезает. Три мойры никогда не оспаривают друг у друга прав и всегда точно выполняют свои обязанности. Они неумолимы и неподкупны. Чаще всего сестер считали старухами, реже – молодыми девушками. Иногда их описывали как женщин разного возраста, где Лахесис – самая юная, а Атропос – пожилая.
Мойры: атрибуты богинь судьбы
Предметы, которыми владели три сестры, непосредственно связаны с родом их занятий. Мойры в древнегреческой мифологии традиционно наделялись следующим имуществом:
Свиток. В него фиксировались судьбы всех живущих в мире, даже бессмертных богов. Ничто не могло изменить записанное – Лахесис строго следила за этим.
Прялка. Приспособление было необходимо для прядения нити. Его обладательница – Клото.
Ножницы. Символизируют одновременно и целое (две соединенные части) и разделение (способность разрезать). Рождение и смерть, жизнь и небытие. Ножницы брала в руки Атропос, чтобы прервать нить.
Иногда среди атрибутов мойр упоминают весы. Но они больше подходят Немезиде – дочери Нюкты и богине возмездия, карающей за нарушение моральных норм. Именно с помощью весов она определяет, виноват ли человек. Мойрам подобная вещица ни к чему: они и так знают правду о любом событии, а их равнодушное отношение к окружающим не оставляет места для колебания чаш весов.
Где жили мойры
Существует множество версий касательно места постоянного обитания богинь судьбы. Но преимущественно мойр селили:
На светлом Олимпе. Такое жилище соответствует высокому статусу трех сестер, которые, согласно одному из мифов, были дочерьми Зевса, верховного бога, и Фемиды, богини справедливости. Их отца также называли Морием; он ведал, что и кому предопределили мойры. Иногда бог лично взвешивал жребий на весах, желая узнать ответ судьбы.
В глубокой пещере. Нередко троицу называют дочерьми Нюкты – ночи, которая также породила эриний, богинь мести. Мойры и эринии – союзницы и сестры. По другой версии, богини-пряхи были детьми Ананке, олицетворяющей рок и отвечающей за неизбежность. В обоих случаях местом, где живут мойры, называли удаленную пещеру в непроходимой чащобе. Самовольно попасть туда не мог никто.
По легенде, мойры иногда покидают свое жилище. Например, Лахеса присутствовала рядом с Лето при появлении на свет Артемиды и Аполлона. Сестры обязательно приходят к колыбели новорожденного, чтобы определить судьбу ребенка. Подслушивать слова богинь и подглядывать за ними нельзя: они предпочитают пребывать в тайне. Некоторые пытались задобрить мойр. Для этого вечером оставляли у постельки малыша деньги, вино и три куска хлеба. Подношение, исчезнувшее к утру, – знак долгой и счастливой жизни младенца.
Мойры и парки – есть ли разница?
Культура Древней Греции стала питательным источником для развития традиций и верований древних римлян. По сути, «одолжено» было практически все, но под новыми именами и иногда в чуть видоизмененной форме. Древнегреческие мойры тоже нашли себе пристанище среди древнеримских богов. Изменились ли их функции? Нет. Римские мойры просто стали называться парками. Они также считались богинями судьбы, контролирующими все происходящее в мире. Имена парки получили следующие:
Децима – соответствует Лахесис, определяет судьбу;
Нона – выполняет работу Клото, выпрядает нить;
Морта – забрала себе функции Атропос, обрывает жизнь.
Выглядят мойры и парки одинаково. Их описывают либо юными девами, либо уродливыми старухами. Иногда каждая парка находится в собственном возрасте: Децима – младшая, Нона – средняя, Морта – старшая сестра.
Мойры и грайи: разные грани представлений о жизни и смерти
В древнегреческой мифологии присутствует еще одна троица сестер – грайи. Иногда их ошибочно называют мойрами; подобное заблуждение объясняется следующими факторами:
Одинаковое количество и идентичные родственные связи. Три сестры – самая частая ассоциация для богинь судьбы. Тем не менее грайи тоже соответствуют этой характеристике.
Внешний вид. Нередко мойр изображают пожилыми. Грайи же всегда считались уродливыми древними старухами.
Владение информацией о судьбе. И мойры, и грайи посвящены в тайны неизбежного и знают о грядущем.
Но если прядильщицы непосредственно заняты «производством», то вторая троица вещих сестер никак не контролирует судьбу. Мойры своим могуществом охватывают три основных промежутка – прошлое, настоящее и будущее, тогда как грайи «застряли» в последнем этапе цикла земного существования. Они есть олицетворение старости и увядания. Грайи имеют собственные имена, чаще всего в литературе приводятся:
Дино (Дейно) – Оса, отвечает за дрожь;
Порфредо (Пемфредо, Пефредо) – Буря, в ее зоне ответственности тревога;
Энио – Злоба, соотносится с ужасом, иногда считается спутницей воинственного Ареса.
Грайи были рождены в союзе Форкия (бога чудес и бурного моря) и Кето (богини морских пучин и обитающих там чудовищ). Среди родственниц сестер – горгоны. Грайи легко узнаваемы по таким признакам:
Имеют один глаз на всех и пользуются им по очереди.
Обладают лишь одним зубом, которым им также приходится делиться друг с другом.
Рождаются сразу седыми.
Пока мойры заняты мирным «ремеслом», грайи сторожат горгон. Именно с ними пришлось иметь дело Персею, пришедшему убить Горгону Медузу. Он обманом похитил у сестер глаз и зуб, взамен потребовав волшебные предметы. Сделка удалась – Горгона была убита. Любое божество, так или иначе связанное с судьбой, вызывало интерес и уважение.
Мойры – богини, вселявшие трепет в сердца людей. Поклониться сестрам приходили в Коринф, где в их честь был сооружен храм. Несмотря на принадлежность троицы к древнегреческой мифологии, их образ до сих пор используют в искусстве: архетип вечных прядильщиц остается востребованным и в современном мире.

Ведьмочка.net

Поначалу судьба человека считалась заключенной в определенном предмете: достаточно было его уничтожить – и смерть немедля настигала жертву. К примеру, так случилось с Мелеагром – участником похода аргонавтов и инициатором Калидонской охоты. Его судьба была спрятана в полене из очага: было предсказано, что как только оно догорит, Мелеагр покинет мир живых. В дальнейшем понятие судьбы изменилось. Стали полагать, что ею заведуют отдельные божества, имеющие собственную личность и неумолимо следящие за исполнением предначертанного.

Мойры – это и есть те самые древнегреческие богини, которые контролируют воплощение рока. Согласно разным легендам, их было от одной до четырех, но наиболее распространенный миф гласит о трех сестрах, прядущих нити судьбы. В случае с Мелеагром, чтобы оставить героя в живых, достаточно было хранить полено в целостности. Но когда мойры заняли постоянное место в божественном пантеоне, ситуация преобразилась. Отныне никакие действия людей не могли изменить ход предопределенных событий и воспрепятствовать осуществлению судьбы.

Мойры: имена сестер

Каждая из трех богинь была ответственна за собственный участок работы:

  • Лахесис (Лахеса) – сама Судьба, которая дает жребий и следит за его исполнением; отвечает за прошлое;
  • Клото – Пряха, непосредственно работающая над прядением нити судьбы; считается богиней настоящего;
  • Атропос (Атропа, Айса) – Неотвратимая, перерезает нить, в должный срок обрывая жизнь смертного; соотносится с будущим.

«Распределение труда» у мойр очень четкое. Лахесис отмеряет длину нити и наматывает ее на веретено, Клото прядет, Атропос перерезает. Три мойры никогда не оспаривают друг у друга прав и всегда точно выполняют свои обязанности. Они неумолимы и неподкупны. Чаще всего сестер считали старухами, реже – молодыми девушками. Иногда их описывали как женщин разного возраста, где Лахесис – самая юная, а Атропос – пожилая.

Мойры: атрибуты богинь судьбы

Предметы, которыми владели три сестры, непосредственно связаны с родом их занятий. Мойры в древнегреческой мифологии традиционно наделялись следующим имуществом:

  1. Свиток. В него фиксировались судьбы всех живущих в мире, даже бессмертных богов. Ничто не могло изменить записанное – Лахесис строго следила за этим.
  2. Прялка. Приспособление было необходимо для прядения нити. Его обладательница – Клото.
  3. Ножницы. Символизируют одновременно и целое (две соединенные части) и разделение (способность разрезать). Рождение и смерть, жизнь и небытие. Ножницы брала в руки Атропос, чтобы прервать нить.

Иногда среди атрибутов мойр упоминают весы. Но они больше подходят Немезиде – дочери Нюкты и богине возмездия, карающей за нарушение моральных норм. Именно с помощью весов она определяет, виноват ли человек. Мойрам подобная вещица ни к чему: они и так знают правду о любом событии, а их равнодушное отношение к окружающим не оставляет места для колебания чаш весов.

Где жили мойры

Существует множество версий касательно места постоянного обитания богинь судьбы. Но преимущественно мойр селили:

  • На светлом Олимпе. Такое жилище соответствует высокому статусу трех сестер, которые, согласно одному из мифов, были дочерьми Зевса, верховного бога, и Фемиды, богини справедливости. Их отца также называли Морием; он ведал, что и кому предопределили мойры. Иногда бог лично взвешивал жребий на весах, желая узнать ответ судьбы.
  • В глубокой пещере. Нередко троицу называют дочерьми Нюкты – ночи, которая также породила эриний, богинь мести. Мойры и эринии – союзницы и сестры. По другой версии, богини-пряхи были детьми Ананке, олицетворяющей рок и отвечающей за неизбежность. В обоих случаях местом, где живут мойры, называли удаленную пещеру в непроходимой чащобе. Самовольно попасть туда не мог никто.

По легенде, мойры иногда покидают свое жилище. Например, Лахеса присутствовала рядом с Лето при появлении на свет Артемиды и Аполлона. Сестры обязательно приходят к колыбели новорожденного, чтобы определить судьбу ребенка. Подслушивать слова богинь и подглядывать за ними нельзя: они предпочитают пребывать в тайне. Некоторые пытались задобрить мойр. Для этого вечером оставляли у постельки малыша деньги, вино и три куска хлеба. Подношение, исчезнувшее к утру, – знак долгой и счастливой жизни младенца.

Мойры и парки – есть ли разница?

Культура Древней Греции стала питательным источником для развития традиций и верований древних римлян. По сути, «одолжено» было практически все, но под новыми именами и иногда в чуть видоизмененной форме. Древнегреческие мойры тоже нашли себе пристанище среди древнеримских богов. Изменились ли их функции? Нет. Римские мойры просто стали называться парками. Они также считались богинями судьбы, контролирующими все происходящее в мире. Имена парки получили следующие:

  • Децима – соответствует Лахесис, определяет судьбу;
  • Нона – выполняет работу Клото, выпрядает нить;
  • Морта – забрала себе функции Атропос, обрывает жизнь.

Выглядят мойры и парки одинаково. Их описывают либо юными девами, либо уродливыми старухами. Иногда каждая парка находится в собственном возрасте: Децима – младшая, Нона – средняя, Морта – старшая сестра.

Мойры и грайи: разные грани представлений о жизни и смерти

В древнегреческой мифологии присутствует еще одна троица сестер – грайи. Иногда их ошибочно называют мойрами; подобное заблуждение объясняется следующими факторами:

  1. Одинаковое количество и идентичные родственные связи. Три сестры – самая частая ассоциация для богинь судьбы. Тем не менее грайи тоже соответствуют этой характеристике.
  2. Внешний вид. Нередко мойр изображают пожилыми. Грайи же всегда считались уродливыми древними старухами.
  3. Владение информацией о судьбе. И мойры, и грайи посвящены в тайны неизбежного и знают о грядущем.

Но если прядильщицы непосредственно заняты «производством», то вторая троица вещих сестер никак не контролирует судьбу. Мойры своим могуществом охватывают три основных промежутка – прошлое, настоящее и будущее, тогда как грайи «застряли» в последнем этапе цикла земного существования. Они есть олицетворение старости и увядания. Грайи имеют собственные имена, чаще всего в литературе приводятся:

  • Дино (Дейно) – Оса, отвечает за дрожь;
  • Порфредо (Пемфредо, Пефредо) – Буря, в ее зоне ответственности тревога;
  • Энио – Злоба, соотносится с ужасом, иногда считается спутницей воинственного Ареса.

Грайи были рождены в союзе Форкия (бога чудес и бурного моря) и Кето (богини морских пучин и обитающих там чудовищ). Среди родственниц сестер – горгоны. Грайи легко узнаваемы по таким признакам:

  1. Имеют один глаз на всех и пользуются им по очереди.
  2. Обладают лишь одним зубом, которым им также приходится делиться друг с другом.
  3. Рождаются сразу седыми.

Пока мойры заняты мирным «ремеслом», грайи сторожат горгон. Именно с ними пришлось иметь дело Персею, пришедшему убить Горгону Медузу. Он обманом похитил у сестер глаз и зуб, взамен потребовав волшебные предметы. Сделка удалась – Горгона была убита. Любое божество, так или иначе связанное с судьбой, вызывало интерес и уважение.

Мойры – богини, вселявшие трепет в сердца людей. Поклониться сестрам приходили в Коринф, где в их честь был сооружен храм. Несмотря на принадлежность троицы к древнегреческой мифологии, их образ до сих пор используют в искусстве: архетип вечных прядильщиц остается востребованным и в современном мире.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *