Методы самооценки

20 способов повышения самооценки

Почему самооценка бывает занижена?

Потому что мы живем в эгоистическом обществе, где каждый, стремясь быть лучше другого (или, по крайней мере, выглядеть таким – в глазах других людей или же в своих собственных), склонен «опускать» других.
Человек понижает самооценку другого только потому, что у него самого она занижена – и он пытается компенсировать это путем подавления других, используя всевозможные доступные способы, прямые или косвенные. Люди с нормальной самооценкой не станут делать других «ниже» или «хуже»; они понимают, что все мы разные и каждый уникален по-своему, и у каждого свое место и роль в жизни. Идея «я лучше другого» — это признак раздутого эго и невежества, не более того.

Как правильно оценить себя?

Прежде чем мы рассмотрим, как повысить самооценку, следует сказать несколько слов о правильной самооценке в общем. Чтобы правильно себя оценить, нужно отбросить эмоции и посмотреть на ситуацию здраво, подключив разум. А то бывает так, что человек, начитавшись «умных» статей о повышении самооценки с помощью различных способов самовнушения, начинает мнить себя чуть ли не Богом, что, естественно, со стороны выглядит в лучшем случае смешно, а в худшем – создает человеку еще больше проблем.
Оценивайте себя здраво. Не думайте, что самовнушением можно обмануть жизнь: хитрость может сработать, но, в конце концов, всё будет сбалансировано – каждый получит по заслугам. Неудачники – это те люди, которые в прошлой жизни оторвали себе жирный кусок пирога, но ведь оторвали они его из своего же будущего, поэтому теперь, когда будущее стало настоящим, остались ни с чем. В народе правильно говорят: на каждую хитрую гайку найдется хитрый болт.
Поэтому лучшим способом повышения самооценки, безотказным и надежным средством, является работа над собой: улучшая свои качества характера, совершенствуясь в той или иной деятельности и делая добрые дела, человек реально оценивает себя выше, чем когда говорит и делает всякие глупости, а потому и получает больше, по заслугам. Вывод простой: нужно быть хорошим человеком и творить больше добра, тогда проблем с самооценкой возникать не будет. Идея, что жизнь можно обмануть – совершенно бредовая, и от нее лучше отказаться сразу.
Методы, которые перечислены ниже — это крупицы мудрости, собранные в интернете.

Как повысить самооценку: 20 способов

1. Отказаться от любой деструктивной критики и самокритики. Деструктивная критика – это негативная оценка человека, действий или событий, что подразумевает попытку навязать миру свою точку зрения. Навязывание — это насилие, а жизнь не любит насилия, поэтому не тратьте свою энергию на то, что обернется против вас же. Если вы не можете без критики, измените ее с деструктивной на конструктивную, способствующую исправлению ситуации.
2. Отказаться от негативных мыслей, перестать терроризировать себя разрушительными установками. Мысли творят наше будущее – о чем думаем постоянно, то и притягиваем. Думаем о плохом – притягиваем плохое, думаем о хорошем – притягиваем хорошее. Подпитывайтесь позитивом и распространяйте его вокруг – это эффективный способ повысить самооценку.
3. Перестать винить себя и оправдываться. Если вы сделали что-то неправильно, и вас в этом обвиняют, просто признайте это, как факт. К чему лишние эмоции и оправдания? Да, виноват, да, исправлюсь. Не загоняйте себя в чувство вины и не ищите оправданий – это всё в прошлом. Будьте в настоящем и думайте о будущем творчески и позитивно – такой способ мышления наиболее оптимален для человека.
4. Больше общаться с позитивно настроенными и уверенными в себе людьми, которые не пытаются на вас давить или делать «ниже». Выберите или перестройте свой круг общения, так как от этого напрямую зависит ваша самооценка и уверенность в себе. Говорят «С кем поведешься – от того и наберешься». На нашем сайте вы можете познакомиться с хорошими людьми — просто для общения, или дружбы, а может и чего-то большего.
5. Заниматься любимой деятельностью, которая приносит настоящую радость или удовлетворение. Если это не про вашу работу, значит нужно найти хобби, которое будет давать вам ощущение, что жизнь проживается не зря. Делая то, что вам по-настоящему нравится делать, вы обретаете уверенность в себе и, возможно даже, смысл жизни, а это значительно поднимает самооценку. Вы можете пройти бесплатный тест на предназначение, чтобы понять, какая деятельность принесет вам успех и настоящее счастье, и начать заниматься ею. Когда человек знает свое предназначение и занимается любимым делом, он живет счастливо, задействуя свои способности и таланты, и у него просто не возникает проблем с самооценкой.
6. Быть терпеливым с самим собой. Меняя себя и внедряя в свою жизнь новую позитивную модель поведения, нам хочется немедленного вознаграждения за свои действия, но следует учитывать, что в материальном мире следствие отделено от причины каким-то количеством времени, и не всегда воздаяние приходит сразу.
7. Планировать свое будущее. Поставьте себе реальные (вполне достижимые) цели, распишите реальные шаги по их достижению и регулярно воплощайте их в жизнь – это эффективный способ достижения успеха и обретения уверенности в себе. Не откладывайте на завтра и не позволяйте уму обдумывать больше, чем реально необходимо, так как уму свойственно думать много лишнего, сомневаться и находить оправдания, «почему бы этого не сделать». Если разум (а у женщин — интуиция) говорит «надо» и «лучше вот так», значит надо, и именно так.
8. Прекратить жалеть себя и других. Если мы жалеем, значит, соглашаемся, что человек не может справиться с проблемой, что жизнь несправедлива, и что в следующий раз жертвой могу стать я. Если можете помочь человеку – помогите, но не настраивайтесь на негативную волну сочувствия и жалости, потому что сделаете хуже и себе, и другим. Попытки получить жалость и сочувствие (вместо реальной помощи) – это проявление подсознательного желания, «чтобы другим было не лучше, чем мне».
9. С благодарностью принимать подарки судьбы. Очень часто люди думают, что слепая судьба посылает блага таким как я — недостойным. Судьба никогда не ошибается – просто существует задержка во времени, и мы не всегда можем отследить, за что нам пришло то или иное благо. Принимая подарки судьбы, продолжайте делать добрые дела, делитесь позитивом с другими, и вам по закону кармы будет возвращаться все больше и больше добра. Такой способ взаимодействия с миром наиболее разумен.
10. Не быть самонадеянным: «один в поле не воин». Просить о помощи — это не признак слабости, а свидетельство мудрости. Слабый стесняется и проигрывает, а сильный, когда ощущает, что нуждается в опоре, просит о поддержке, потому что он сам никогда не отказывает в помощи, если это в его силах и не противоречит здравому смыслу. Мы можем решать задачи, которые жизнь ставит перед нами, но никто не говорит, что это нужно делать в одиночку. Наоборот, взаимодействие с окружающим нас миром — это залог успеха. Найдите свою опору — и вы станете во много раз сильнее, обретете уверенность в себе и научитесь доверять окружающему миру.
11. Любить свои недостатки и беды. Любые трудности и проблемы делают нас сильнее, если мы их преодолеваем, а не сопротивляемся. Сопротивление ситуации лишь усиливает ее, потому что мы не пытаемся принять её, а отталкиваем. Следовательно, решения нет, а скорректировать ситуацию можно, только приняв её. Справляйтесь с возникающими проблемами и ситуациями, это здорово повысит вашу самооценку.
12. Заботиться о своём теле, ведь это не одежда, которую вы можете сменить по желанию в любой момент. Содержите тело в чистоте, лечите и предупреждайте болезни. Больной человек всегда слабее здорового. Зачем создавать самому себе лишние трудности? Устраняйте причины болезней как только их обнаруживаете, не откладывая на потом.
13. Доводить все дела до конца, так как незаконченные дела снижают самооценку и уверенность в себе, напоминают нам о поражении и слабости. Никогда не бросайте дела на полпути — тогда вам будет не в чем себя упрекнуть. Это замечательный способ постепенного повышения уверенности в себе.
14. Не зацикливаться на обладании. Любая принадлежащая вам вещь, может внезапно исчезнуть или сломаться. И чем она была дороже, тем тяжелее её потеря, и тем больше эта утрата вас ослабит. Также и люди, которых мы пытаемся себе присвоить, в любой момент могут от нас уйти, а зависимость остается. В конечном счете, всё принадлежит Богу, а в нашем пользовании находится только временно, не забывайте об этом. Поэтому будьте благодарны за то, что у вас есть, но не привязывайтесь к этим временным вещам.
15. Перестать показывать свою значимость и делать вид, что вы лучше других. Если вы не соответствуете образу, который демонстрируете, окружающие будут ставить вас на место, и вы будете выглядеть смешно. Кроме того, таким поведением вы будете притягивать того, кто захочет помериться с вами тем, чем обычно меряются, и вы можете позорно проиграть, что никак не поспособствует повышению самооценки.
16. Преодолеть свои страхи. Страхи — это самый главный разрушитель вашей уверенности в себе. Старайтесь чаще делать поступки, которые боялись делать, но обходитесь без глупостей, никому не нужного геройства и неоправданного риска. Может оказаться, что преодоление страхов – это наилучший способ добиться успеха.
17. Помогать людям, приносить пользу обществу и настраивать других на позитивную волну. Это придаст вам уверенности в себе; а когда вы поймете, что приносите людям пользу, уже не будете считать себя неудачником.
18. Действовать решительно и целенаправленно, не оглядываясь назад и не переживая о прошлых неудачах. Сконцентрируйтесь на цели и смело идите к ней; и когда вы её достигните, уже не будет необходимости поднимать самооценку.
19. Изучать мудрость, пытаясь проникнуть в самые важные тайны жизни («кто я?», «что я здесь делаю?», «как это все устроено?») и получить ответы на эти вопросы. По мере самопознания и духовного роста исчезают комплексы, неуверенность в себе и другие проблемы материального существования.
20. Любить себя сейчас и всегда. Вы – уникальный человек, с неповторимым набором качеств и способностей, вы – неотъемлемая часть жизни, у вас уникальная роль и место в жизни. Бог создал вас именно таким; если бы он хотел вас другого – сделал бы другим. Творец принимает вас именно таким, какой вы есть в каждый момент времени, поэтому нет смысла не принимать себя и не любить. Понимание этого сильно улучшает самооценку, не так ли? Поэтому никогда не ждите, что придет тот светлый миг, когда вы заслужите свою же собственную любовь, а то эта минута просто никогда не наступит.
Безусловно, есть и другие способы, позволяющие повысить самооценку и обрести уверенность в себе, и их тоже можно успешно применять в своей жизни. Материалы эзотерического сайта помогут вам в этом, например, статья Как побороть неуверенность в себе и другие похожие материалы (ссылки на которые даны внизу страницы, под статьей).

Техника поднятия самооценки

Доброго времени суток!

Хочется поделиться с Вами техникой, скомпилированной мной на основе методов НЛП и когнитивной психологии. Техника хорошо подходит для дистанционной работы, при этом она сочетает в себе трансовую работу бессознательного с сознательным анализом. Метод проверен в дистанционном консультировании. Желаю Вам приятного знакомства с собой)))

1) Часто мы не хотим принимать какие-то части своей личности, а потому наши сильные стороны мы знаем только со слабой стороны)))
Выпишите те Ваши качества (слабости), с которыми вы пытаетесь совладать. Не торопитесь — возьмите на это время. А затем к каждому пункту — противоположности этих качеств.

2) Дальше предлагаю Вам проранжировать этот список противоположностей по важности для Вас.

Для этого есть простой способ: каждый пункт из списка противоположностей выписываете на отдельную бумажку. Затем небольшой ритуал — не торопясь рвите каждую бумажку, осознавая — что рвя ее — Вы отказываетесь иметь этот пункт в своей жизни.
Отследите — какие из бумажек рука не поднимется порвать.
P/S — постарайся быть честными с собой — оставьте нетронутыми только те бумажки, которые действительно будет тяжело порвать.

3) Отслеживайте ощущения Вашего тела при выполнении упражнения

4) Чуть теории: Мы много очень тратим энергии на созидание в себе того, что является социальнонавеянным (чужеродным на конкретном жизненном этапе для нашей личности, но при этом распространенном и культивируемом в окружающем нас социуме).
Мы уникальны своей неповторимой сочетаемостью сильных и слабых сторон нашей личности, причем — мое ничем пока не опровергнутое наблюдение — первое с чего начинается гармонизация человека и совладание с трудными жизненными ситуациями: с принятия себя. Если выразить одной фразой: «В наших слабостях — наша сила». Конец теории)))
Следующая (предпоследняя) часть упражнения (по тому списку, на который РУКА НЕ ПОДНЯЛАСЬ

5) Описательный портрет той девушки, которая с уважением и любовью приняла эти свои потребности — противоположности, на которые рука не поднялась — и делает все, для того чтобы они удовлетворялись: описательный портрет делается от третьего лица (как бы глядя со стороны)

P/S. Я привожу женский вариант техники (используя вопросы по лексической форме адресованные к женщине, но все написанное верно и для мужчин)

Прежде чем составлять описательный портрет несколько важных моментов:
— Он только для Вас (делиться им не надо, но можно — для усиления эффекта принятия, причем только когда Вы будете готовы им поделиться и не раньше)
— Отвечайте на все вопросы честно — с позиции той девушки, у которой есть возможность быть самой собой и делать то, что ей хочется, реагировать так, как ей хочется
— Все вопросы существенны — ответы на них обязательны, чем полнее — тем лучше. Необходимое время — не меньше часа. По большому счету — это запустит процесс, но я бы рекомендовала взять целый день для обдумывания и честного ответа.

1) Как зовут ее
2) Кем ей нравится работать; любит ли она работать одна, в коллективе, из дома, с начальником или без
3) Чем она любит заниматься в свободное время, как она его проводит
4) В каких местах ей нравится бывать
5) С людьми какого склада характера ей нравится общаться
6) Сколько времени она уделяет сну, отдыху
7) Каковы ее хобби, увлечения
8) В какую одежду ей нравится одеваться
9) Какие цвета она предпочитает
10) Какую обстановку и интерьер она любит
11) Как она любит выражать свои чувства и эмоции
12) Какие предпочитает способы обучения новому, чему она хочет учиться, чему она любит учиться
13) Какой ей нравится секс и какие мужчины
14) Как она относится к деньгам; сколько ей нужно денег, чтобы хорошо себя чувствовать
15) Что она предпочитает: стабильность или перемены
16) Любит ли она делать или получать подарки; предпочитает слушать или говорить комплименты
17) Какие занятия предпочитает: активные или пассивные; созерцательные или созидательные. Любит ли она комбинировать.
18) Какие косметические процедуры и процедуры для здоровья ей нравятся
19) Какую музыку она любит слушать, какие книги читать, какие фильмы смотреть
20) Чего она позволяет себе не делать
21) От чего она позволит и разрешит себе сбежать
22) Каким своим недостаткам она дает поблажку
23) Как она реагирует, когда ей предоставлено одиночество; как им воспользуется
24) Как она реагирует, когда ей предоставлена полная свобода; как ей воспользуется
25) Как она разрешает себе реагировать на несправедливость
26) Кому она разрешит себе не доверять, а к кому позволит себе испытывать доверие
27) Как она позволяет себе переносить боль, обиду, страх
28) Какие эмоции она себе разрешает
29) Чего она боится
30) Что для нее важнее всего в людях
31) Во что она верит
32) Что ее поддерживает и укрепляет
33) До скольких лет она хочет дожить
34) Что ее ждет после смерти
35) В чем для нее смысл жизни
36) Во что ей очень хочется поверить
37) Чего она попросила бы у Высших сил
38) Что она выбросила бы из своей жизни: каких людей, какие вещи, какие события
39) Что она хранила бы и берегла в своей жизни: каких людей, какие вещи, какие события
40) Какой персонаж (кино, книги) на нее вышеописанную похож больше всего

Хочется добавить, если при выполнении задания захочется погрустить, поплакать или пожалеть себя — это нормально. Можно смело себе это позволить и не испытывать при этом угрызений совести. Принимать свои эмоции и разрешать им быть — один из очень важных моментов здоровой психики. У Вас есть огромный потенциал, но он очень индивидуален и точно не будет похож на потенциал другого человека. И это касается всех.
Можете не торопиться — возьмите времени столько, сколько нужно

6) Итак: заключительная часть упражнения.
Называется она — послание самой себе:
У Вас есть описание той части Вас, от которой Вы не смогли отказаться — порвать. И это очень хорошо!!!
В тишине и покое найдите для себя возможность написать этой части себя письмо. Эмоции можно переживать любые, в том числе поплакать или наоборот испытать облегчение)))
Содержание может подчиняться порыву души, но приведу например:
Дорогя моя, /имя/! Спасибо тебе, что ты у меня есть и делаешь для меня такую важную работу, которая позволяет мне сохранять мою уникальность и неповторимость. Я разрешаю тебе иметь свои слабости и недостатки и в то же время ценю такие твои сильные стороны как перечисляешь то, что самое ценное есть в этой части Я очень хочу подружиться с тобой, для того чтобы позволить раскрыться всем твоим самым лучшим качествам. Я готова сотрудничать с тобой и принимать тебя во всем твоем многообразии и разрешаю себе и тебе быть несовершенными, совершать ошибки, учиться на них и получать от этого сотрудничества удовольствие и видеть в нем потенциал к развитию и самореализации. С любовью и уважением отношусь к тебе имя, так как ты помогла мне преодолеть многие жизненные ситуации. Нуждаюсь в тех ресурсах, которые сокрыты в тебе и прошу о сотрудничестве для улучшения качества моей жизни и сохранения моей уникальности…. далее в том же ключе Я верю, что ты будешь развиваться вместе со мной и придавать мне силу, будешь моим ангелом-хранителем, оберегающим и защищающим меня, поддерживающим меня в трудную минуту.
Очень важно подобрать искренние и резонирующие в Вас слова.

Для того, чтобы поблагодарить эту часть Вас, разрешить ей и себе быть самими собой, попросить ее о сотрудничестве, содействии и ресурсах. В ней скрыт доступ к самым мощным Вашим ресурсам, возможностям, к Вашей уникальности и идентичности. Создать с ней ситуацию диалога, сделать ее Вашим помощником и ангелом-хранителем.
Это послание сохраните, во-первых — это будет для Вас ресурсом, во-вторых, диалог можно будет продолжить)))

Послесловие:

Через шаги этой техники мы получаем доступ к неосознаваемому пласту наших устремлений (шаги 1-3). Далее мы обучаем свое сознание налаживанию контакта с той частью нашего внутреннего разума, который — независимо от Вашего желания — стремится реализовать эти Ваши потребности, правда часто не самым лучшим образом. В этих потребностях скрывается мощный запас энергии и мотивации, к которому мы и обращаемся на шаге 6 техники.

Приветствую Вас, друзья!

Если Вы сейчас задумались над тем, как повысить свою самооценку, то Вы — творец собственной жизни. Осознав проблему, Вы не смирились с ней и не отложили «на потом», а уже сейчас ищите пути её решения и готовы как следует потрудиться. Я горжусь Вами.

Ваш настрой, а также наши бережно собранные в этой статье наиболее эффективные советы по повышению самооценки, помогут решить эту проблему раз и навсегда. Только я прошу Вас не просто прочитать статью, а применить на практике хотя-бы часть имеющихся здесь рекомендаций, и Вы очень быстро сможете почувствовать положительные изменения в плане самооценки. Ну что, готовы? Тогда начинаем по порядку.

Что такое самооценка?

Обычно данным термином называют общее восприятие человеком собственных способностей, возможностей и личностных качеств. Оно не всегда точно совпадает с реальными возможностями, но часто становится основным фактором жизненного успеха. Поэтому любой человек, испытывающий проблемы с самооценкой, должен провести работу над тем, чтобы свою её как следует повысить.

Самооценка выполняет несколько важных функций, основными из которых являются:

  • защита – внутренняя автономность, способность формировать собственное мнение и не поддаваться влиянию чужого;
  • регуляция – возможность делать осознанный личностный выбор;
  • развитие – стремление к самосовершенствованию.

Важно понимать, что низкая самооценка формируется у человека не только из-за реальных недостатков. На неё влияет мнение окружающих (от ближайших родственников до коллег и товарищей). Если она занижена, человек тратит избыточное количество энергии на сомнения, не берётся за амбициозные проекты, не верит в себя. Если же она завышена — возникает риск совершения ошибок, поскольку излишняя самоуверенность заставляет человека терять осторожность. Чтобы понять, как повысить самооценку, необходимо разобраться, как она формируется, и какие факторы на неё влияют.

Как формируется самооценка

Способность адекватно оценивать собственные сильные и слабые стороны формируется у человека с детства. Излишняя требовательность и строгость родителей или пренебрежительное отношение друзей могут иметь долгоиграющие последствия. В результате человек взрослеет, получает образование, устраивается на работу и заводит семью, а потребность постоянно что-то доказывать окружающим у него сохраняется и негативно сказывается на качестве жизни.

Друзья и близкие также непрерывно влияют на самооценку – дорогой человек может моментально повысить её или понизить. Особенно болезненно воспринимаются критика в собственный адрес, неизбежно снижающая уверенность в собственных силах (как в краткосрочной перспективе, так и в долгосрочной). Кроме того, часто источником неуверенности становимся и мы сами. Сконцентрировавшись на неудаче, мы приходим к неутешительным выводам и занимаемся самокритикой, снижая собственную инициативность.

Не менее частым источником формирования заниженной самооценки является негативный опыт из детства или следствие психологических проблем Изначально она формируется из-за определенных особенностей воспитания и норм поведения, навязываемых ребенку родителями. В дальнейшем добавляется восприятие собственной привлекательности, спортивных успехов и различных способностей. Все происходящие события, заставляющие человека переосмыслить собственную ценность, сказываются на его самооценке. И с определенного момента она начинает играть решающую роль в жизни, заставляя человека отказываться от амбиций. Чтобы преодолеть этот замкнутый круг, необходимо активно поработать над тем, чтобы повысить самооценку. Продолжаем.

Как определить, что самооценка понижена?

Обычно о необходимости поработать над повышением самооценки свидетельствуют следующие черты характера:

  • избыточная самокритика при безобидных ошибках;
  • боязнь ошибок и постоянные переживания из-за мелочей;
  • повышенная восприимчивость к чужому мнению о себе;
  • необоснованная ревнивость из-за неуверенности в себе;
  • зависть к успешным людям;
  • постоянный поиск оправданий;
  • пессимизм и негативное восприятие событий.

Даже одна из перечисленных черт характера свидетельствует о заметном недостатке самоуверенности. Если же вы нашли у себя несколько пунктов из данного списка, вам срочно требуется повышать самооценку всеми доступными способами.

Почему снижается самооценка?

Прежде, чем мы начнем работу над повышением самооценки, давайте разберемся с основными причинами, которые провоцируют её снижение. Как говорится, предупреждён — значит вооружен. Что же это за факторы?

Одной из основных причин снижения самооценки в современной жизни является склонность к «самокопанию». Человек постоянно анализирует свои неудачи, сравнивает себя с другими людьми. В качестве примеров для подражания он выбирает умных, успешных и привлекательных. И сравнивая себя с ними, он начинает считать себя неудачником. Конечно, привычка сравнивать себя с более успешными товарищами способна помочь некоторым людям и повысить их продуктивность. Но для большинства она оборачивается сильным ударом по самомнению.

Для девушек и женщин важнейшим фактором, способным понизить или повысить самооценку, является внешность. Особенно сильно ситуация усугубилась в наше время. Если вчера красивые, практически идеальные лица смотрели на нас только с глянцевых страниц, то сегодня они в каждом профиле социальной сети. На многих девушек это действует негативно. И даже возможность опубликовать собственную фотографию, «отфотошопленную» до идеала, не исправляет данную ситуацию.

Существует ещё один фактор, пагубному воздействию которого подвергался практически каждый. Это опыт поражения. Столкнувшись с сильной неудачей, человек зацикливается на ситуации. Он снова и снова прокручивает в мыслях неприятное событие, придумывая, как следовало поступить, чтобы избежать провала. Знакомо ли Вам это чувство? Буквально застревая в прошлом, человек теряет контроль над настоящим и будущим.

Существуют и другие факторы. К примеру, общение с людьми, стремящимися повысить собственную самооценку за чужой счет. Плохим помощником является и перфекционизм, неизбежно усиливающий боязнь неудач. Мы перечислили наиболее заметные причины, на самом деле их гораздо больше, но не будем терять время. Переходим к главной части нашей статьи.

Простые способы повышения самооценки

Как уже говорилось ранее — на самооценку можно и нужно влиять. Конечно, придется потрудиться, но поверьте — результат того стоит. Гармоничная самооценка делает человека более уверенным, позитивным и самое главное — счастливым. Ну что, готовы поработать над самооценкой? Тогда приступаем. Вот наш план:

Найдите корень проблемы

Низкая самооценка не заложена в нас генетически – она развивается под воздействием внешних факторов. Чтобы понять, как её повысить, необходимо разобраться, что послужило причиной проблемы. К примеру, если проблемы с самовосприятием связаны с лишним весом, нужно вспомнить, когда впервые возникли тревожные мысли, связанные с этим. Возможно, кто-то из друзей пошутил на эту тему, и Вам было неприятно? В любом случае, вся дальнейшая работа будет гораздо эффективнее, когда Вы будете четко осознавать причину заниженной самооценки, и момент, когда вы потеряли уверенность в себе.

Избавьтесь от самокритики

Все люди совершают ошибки, и вовсе не обязательно корить себя за каждую неудачу. Избавление от самокритичности даст вам сразу несколько преимуществ в жизни:

  1. Освободится энергия, ранее уходившая на самобичевание;
  2. Вы научитесь принимать себя и сможете сосредоточиться на достижении целей;
  3. Проявятся и выйдут на передний план сильные стороны вашей личности.

Научившись относиться к неудачам творчески и без самобичевания, вы сможете извлекать из них выгоду. Это будет ценный опыт, а в некоторых случаях можно и вовсе обернуть ошибку себе на пользу.

Что для этого нужно? Во-первых, как бы плохо не сложилась ситуация, помните — могло быть гораздо хуже. А сложилось всё не самым худшим образом только благодаря Вашим стараниям и опыту. Кроме того, задумайтесь о том, как много людей на Вашем месте не смогли бы извлечь ценный урок из сложившейся ситуации, поскольку не достаточным сильны характером, но Вы сможете. Сделайте это, и проникнитесь чувством самоуважения к самому себе, поскольку неудачи больше не сломят Вас, а лишь сделают сильнее.

Помимо самокритики важно уметь стойко реагировать на критику окружающих. Эту важную тему мы уже подробно разобрали чуть раньше, поэтому двигаемся дальше.

Учитесь воспринимать неудачи как важный опыт

Как мы уже говорили, неудачи могут сильно «ударить» по самооценке. Но давайте договоримся раз и навсегда: каждая болезненная ошибка – ценный жизненный урок. Анализируйте её. Обязательно подумайте, что сделать, чтобы избежать подобных ошибок в будущем, как можно использовать полученный опыт и какие плюсы можно извлечь.

Попробуйте посмотреть на себя со стороны, как посмотрели бы на дорогого человека, попавшего в аналогичную ситуацию. Вряд ли вы стали бы его осуждать, не так ли? Значит и себя винить не следует.

Заведите дневник успеха

Дневник успеха – обязательный инструмент для любого человека, стремящегося повысить самооценку. Разуверившись в себе, человек автоматически начинает придавать максимум значения собственным промашкам, игнорируя успехи и похвалы. Пришло время преломить данную тенденцию. Начните записывать собственные достижения, похвалы от других людей и дела, которыми вы сами остались довольны. Подробнее о том, как вести дневник успеха, .

Почаще себя хвалите

Самокритика и самокопание – вредные привычки. Так почему бы не вытеснить их полезной привычкой – умением хвалить себя за маленькие победы? Просто подмечайте каждый свой успех и анализируйте, какая именно черта характера помогла его достичь. Данный способ поможет не только повысить самооценку, но и развить полезные способности, делающие вас более успешным.

Но речь идет не о банальной похвале, в духе «ты молодец». Чтобы это дало эффект, нужно стараться регулярно подвергать анализу совершаемые Вами поступки. Например, Вы задались целью начать вставать немного раньше каждый день. И вот, на следующий день у Вас это получилось. Подумайте о том, что тысячи людей на этой планете годами не могут приучить себя вставать раньше, а вы смогли сделать это за один день. Да вы герой, можете смело собой гордиться! Возьмите за привычку таким образом анализировать свои достижения регулярно — думайте о том, как Вы на самом деле сильны духом и как многое умеете.

Научитесь говорить «НЕТ!»

Пониженное самомнение и покорная безотказность связаны взаимной причинно-следственной связью. Учитесь отказывать людям, которые ставят свои интересы превыше ваших. Становясь твердым и отвечая «Нет!» на нежелательные предложения, вы автоматически повысите собственную самооценку. Вы начнете больше уважать себя, осознаете, что умеете отстаивать свои границы, а это — фундамент гармоничной личности.

Создайте себе позитивное окружение

Избегать негативных людей рекомендуют не просто так. Они подмечают каждую неприятную мелочь и напоминают о ней. Постарайтесь окружить себя позитивными людьми, которые предпочитают замечать хорошее. Разумеется, не всегда удается следовать данному совету, поскольку «негативщиком» может оказаться близкий родственник. В таком случае регулярно напоминайте ему, что не хотите, чтобы в общении присутствовал негатив. Пусть учится контролировать себя. Не бойтесь говорить людям то, что им может быть не приятно слышать, бойтесь замалчивать такие вещи.

Займитесь спортом

Не обязательно изнурять себя тренировками в спортзале. Ежедневная 20-минутная пробежка или часовая прогулка заметно повысит тонус и улучшит настроение. Не бойтесь тратить время на спорт. Любой человек, увлекшийся регулярными пробежками или другими тренировками, быстро замечает, что свободного времени становится даже больше. Секрет в том, что спорт даёт мощный заряд энергии, помогая делать все дела быстрее.

Выйдите из «зоны комфорта»

Под гнетом проблем человек впадает в зависимость от собственных слабостей, дающих ему ощущение комфорта. Сладости, выпечка, сериалы, игры, алкоголь и прочие способы самоутешения помогают ненадолго сбежать от проблем в уютный внутренний мирок. Вот только проблемы в это время не решаются, а только накапливаются. Подсознательно человек осознаёт, что спрятался от действительности, поэтому его самооценка неизбежно снижается. И существует только один способ быстро и эффективно её повысить – выйти из «зоны комфорта» и начать активно решать накопившиеся проблемы.

Начните пользоваться аффирмациями

Позитивные аффирмации – приём из психологии, способный повысить самооценку даже человеку, считающему себя последним неудачником. Это небольшие утверждения, содержащие положительные установки в стиле «Я достаточно силён, чтобы добиться всего, чего хочу!». Вы можете найти их в текстовом виде или в аудиозаписи. Читайте их вслух, заучивайте наизусть, слушайте во время пробежки. Эти установки запоминаются, и постепенно вы начнете вспоминать их в любой жизненной ситуации, когда это потребуется.

Что даст работа над самооценкой?

Ну что же, друзья мои, надеюсь Вы уже начали приметь на практике полученные знания, или обязательно попробуете сделать это в ближайшее время. Чтобы Вы точно добились успеха в вопросе повышения самооценки, давайте закрепим Вашу мотивацию, и порассуждаем, какими качествами обладает человек с положительной самооценкой:

  • уверен в собственных силах;
  • знает свои сильный стороны и пользуется ими;
  • знает свои слабые стороны и принимает их;
  • не ищет оправданий своим поступкам;
  • не нуждается в одобрении окружающих;
  • невосприимчив к критике;
  • не судит людей по внешности;
  • не испытывает ненужных тревог или стрессов, поскольку уверен в себе.

Это лишь неполный список того, какими качествами обладает человек, который поработал над повышением самооценки. На мой взгляд, это стоит того, чтобы расти и развиваться в этом направлении, согласны?

Друзья мои, конечно же нет единого рецепта повышения самооценки, который подошел бы абсолютно всем. Но тщательно изучив рекомендации данной статьи, Вы наверняка найдете методику, которая окажется эффективной именно для вас. Поверьте в себя так же, как я верю в Вас.

Все получится!

Работа с самооценкой в практике консультирования и психотерапии

Нет в мире самой гнусной из вещей,

Чтоб не могли найти мы пользы в ней.

В. Шекспир

Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня.

Ж.-П. Сартр

Проблема. Значимость проблемы самооценки в практике психологичес­кой помощи личности невозможно переоценить . Так или иначе, большинство клиентов консультирования или психотерапии имеют пробле­мы с самоотношением личности, которое страдает целым рядом противоре­чий и недостатков и выражается в неуверенности в себе, жизненных сцена­риях «неудачников», недооценке собственных ресурсов решения жизненных проблем, вплоть до представлений о собственной ничтожности и малозначи­мости. Это сопряжено с целым рядом сценарных убеждений и интероризиро­ванных родительских запретов, являющихся следствием ранних (сценарных) решений ребенка: «Не будь важным!», «Не будь собой!», «Не взрослей!», «Не достигай!», «Не делай!», «Не думай!» и других . Говоря о самооценке мы, на самом деле, будем иметь в виду сложный комплекс отно­шений человека к себе, его Я‑концепцию, в основе которых лежит личностная идентичность. «Самооценка» в нашем контексте – это удобный синоним системы самоотношений, используемый только для краткости.

Цель: проанализировать практические психологические методы работы с проблемным самоотношением различных уровней сложности.

В зависимости от глубины и первичности истоков можно рассматривать такие уровни проблемы самооценки: 1) сознательный (рациональный); 2) бес­сознательный (эмоциональный); 3) телесный. С точки зрения трансакт­ной теории личности сознательный уровень относится к «Взрослому» эго-состоя­нию и сопряжен с доступностью «взрослых» (то есть осознаваемых в обычном состоянии) ресурсов решения проблем. Бессознательный (эмоциональный) уровень относится к «Детскому» эго-состоянию 1-го порядка, его истоки нужно искать в раннем детстве и отношении родителей к маленькому ребен­ку. Сознательный уровень самооценки тоже имеет детские истоки, но здесь они связаны, скорее всего, с вытесненными (не проработанными в детстве) эмоциональными травмами. Телесный уровень самый глубокий и связан с «Детским» эго-состоянием 2-го порядка (так называемым «Соматическим Ребенком») . Этот уровень проявляется в соматических симптомах, болезнях, телесной конституции, направленных на «отрицание» себя, «само­уничтожение». Из всех сценарных запретов этот уровень чаще всего сопряжен с запретом «Не живи!». Его истоки лежат в очень ранних впечатлениях ребен­ка, связанных с его тотальным неприятием, возможно – с телесными оскор­блениями или родовыми травмами, а иногда и перинатальными проблемами.

Работать с проблемным самоотношением нужно на разных уровнях в зависимости от глубины проблематики, задач психологической помощи и личностных особенностей человека. Одним людям подходят рациональные методы, другие лучше воспринимают работу с чувствами, для третьих необходимо глубинное психотерапевтическое вмешательство.

Рациональные методы повышения самооценки. Для работы с первым уровнем проблемной самооценки автором разрабо­тана методика реинтер­претации личностных черт, которая базируется на представлениях рациона­ль­ной психотерапии (А. Бек, А. Эллис), позитивной психотерапии (Н. Пезеш­киан) и авторской концепции двумерных личност­ных конструктов .

Данная методика больше всего подходит: а) для людей, склонных к раци­онализации, как методу психологической защиты: б) для людей интеллек­туального склада ума (по стилю адаптации в теории трансактного анализа – это типы: навязчиво-принудительный, для которого сфера мыслей является доступной напрямую; затем, в некоторой мере – шизоидный и истероидный, для которых возможен доступ к сфере мыслей на втором уровне); в) для людей, чьи проблемы с самооценкой не имеют глубокой личностной истории (они не происходят из перинатального периода и не связаны с травматичес­ким опытом младенчества и раннего детства); то есть, они представляют собой консультативную, а не психотерапевтическую проблему.

Описание процедуры:

1-й шаг. Взять чистый лист бумаги и разделить его двумя линиями на три колонки примерно одинаковой ширины. В 1-ю колонку нужно выписать положительные качества, которые клиент может в себе обнаружить, а во вторую – отрицательные качества. Как правило, вторая колонка оказывается в 2-3 раза длиннее первой, что свидетельствует о проблемах с самооценкой. Клиенты, у которых все в порядке с самооценкой, и они не нуждаются в помощи, обычно вторая колонка оказывается значительно короче первой.

2-й шаг. Изучить качества из двух списков. Некоторые качества иногда фактически дублируются: одно и то же качество в положительной и отрицательной ипостасях встречается в обеих колонках, например: жадность и бережливость, или трусость и осторожность. В этом случае нужно предложить вычеркнуть одно из них, оставив то, которое для клиента значимее. Обычно клиенты с удовольствием вычеркивают негативные качества; обратное свидетельствует о том, что данный клиент, скорее всего, нуждается в помощи психотерапевта, а не консультанта.

3-й шаг. Исследовать список негативных качеств, и для каждого из них (по возможности) найти положительный ресурс, который в нем есть, то есть посмотреть на это качество с положительной точки зрения. Например, если клиент вспыльчивый, то ресурс этого качества в том, что человек легко выра­жает эмоции, не накапливает обиды и т. д. Если клиенту не нравится его излиш­няя ранимость, то положительная сторона этого в достаточной чувствитель­ности, умении реагировать на малейшие изменения в окружающем мире. Эту работу должен проделывать сам клиент, можно помогать ему с помощью эвристического диалога, в крайнем случае, давать подсказку. В принципе, можно найти положительный эквивалент практически любому отрица­тельному качеству (смотрите эпиграф В. Шекспира к этой статье). Но иногда его найти не удается, так как качество однозначно трактуется клиентом как негативное и он не может (не хочет) видеть в нем позитивный ресурс (срабатывает сопротивление). Резкое неприятие многих личностных качеств говорит об эмоциональном уровне проблемы самооценки. Во всяком случае, не обязательно доводить этот шаг «дл конца», отдельные качества можно оставить «чисто негативными» и перейти к следующему шагу.

4-й шаг. Он аналогичен второму шагу; нужно попарно сравнивать между собой все качества из 2-й колонки с их положительными эквивалентами из 3‑й, обязательно вычеркивая одно из пары, оставляя то, которое для клиента является более ценным. Обычно клиенты чаще вычеркивают качества из 2-й колонки, оставляя его положительный ресурс. Это говорит о том, что мы на правильном пути. Здесь (как и на 2-х предыдущих этапах) происходит психотерапевтическая переоценка качества , то есть, клиент на рациональном уровне работает над собственной самооценкой.

5-й шаг. Нужно переписать на чистый лист бумаги, разделенный на две колонки вертикальной линией, все оставшиеся не вычеркнутыми качества из первого списка. Из 1-й и 3-й колонок качества переписываются в первую, «положительную» колонку нового списка; во 2-ю, «отрицательную», перепи­сываются оставшиеся не вычеркнутыми «негативные» качества из 2‑й колон­ки. Полученная картина разительно отличается от той, которая была на первом этапе методики. Если там «отрицательная» колонка была значительно длиннее «положительной», то здесь все наоборот. Это вызывает разные чувства у клиентов: радость, удивление, гордость за себя, что свидетельствует о пра­вильно выбранной адресности применения методики и хороших результатах.

Проблема самооценки не всегда решается в рамках консультирования. Данная методика предлагает решение проблемы на сознательном (рациональ­ном) уровне. Обычно консультативная помощь эффективна, если у клиента достаточно активно Взрослое эго-состояние, и общение с консультантом на взрослом уровне устойчиво и возможно достаточно длительное время. В этом случае он находится в контакте со взрослыми ресурсами (может объек­тивно посмотреть на себя и свои личностные особенности), во всяком случае, его можно к этим ресурсам ориентировать, и он не будет сопротивляться.

Данная методика не подходит людям, имеющим глубокие предпосылки негативной самооценки, лежащие в непроработанном травматическом эмоциональном детском опыте. Она не работает, если человек имеет склонность сопротивляться терапии, обесценивать ее результаты, играть в психологические игры, если он имеет вторичную выгоду от недостаточной самооценки и при этом не хочет прилагать усилия для осознания ситуации, если он использует разные виды пассивности и обесцениваний . В этом случае нужно начинать с прояснения психологических игр клиента и конфронтации его пассивного поведения.

Вот признаки ситуации, когда проблема не может быть решена только средствами консультирования: а) клиент вообще не может найти у себя хороших качеств; б) в дуальной паре качеств (когда одно и то же свойство в разных формулировках встречается в разных списках) клиент вычеркивает хорошее, а оставляет плохое; в) клиент постоянно обесценивает позитивный результат; постоянно сопротивляется всем попыткам дать позитивные характеристики (играет в игру «Да, но…»). В этом случае человек не решает проблему, а занимается укреплением сценария. Он нуждается в психоте­рапии, а консультативная помощь ему недостаточна. Проблема, скорее всего, лежит не в рациональной плоскости, а в эмоциональной или глубже.

Если проблема лежит в нескольких разных плоскостях (а так бывает чаще всего), то рациональный метод может стать первой ступенькой в ее решении. А затем нужно работать на других уровнях. Первая ступень может служить для выработки взрослого ресурса поддержки позитивной самооценки, который можно использовать на других ступенях.

Методика Reparenting, или как стать родителем самому себе. Транс­актно-аналитический подход дает много возможностей для работы с проб­лемной самооценкой в случаях глубокой личностной травматизации. В насто­ящее время существуют три современные школы трансактного анализа. Их краткий обзор начнем с Классической школы, основанной Эриком Берном, и получившей развитие в работах К. Стайнера, С. Карпмана и других. В основе этого направления лежит теория жизненных сценариев, реализуемых в психо­логических играх людей. Оно описывает широкий спектр личностных и поведен­ческих дисгармоний и предлагает много различных методов для работы с ними.

Второй по значимости считается Школа перерешения основанная Робертом и Мэри Гулдингами. Наибольший вклад в теорию трансактного анализа эта школа внесла концепциями сценарных запретов, тупиков и перерешений, а практика обогатилась методом перерешения («redecision») – одним из самых эффективных психотерапевтических вмешательств в рамках трансактного анализа.

Третьей школой трансактного анализа называют Школу катексиса, основанную Аароном и Джеки Шифами . В теории трансактного анализа эта школа известна концепциями симбиоза и пассивного поведения, а в практику она внесла вклад методом «reparenting», что иногда не совсем точно переводится как «перевоспитание».

С позиций трансактно-аналитический традиции теоретическая модель, используемая в работе с проблемной самооценкой, основывается на пред­ставлении, что негативные убеждения клиента о себе являются интериоризи­рованными отношениями его родителей или других родительских фигур в детстве. Чем более ранний детский опыт имел место и чем более травматичным он был, тем глубже будут искажения самоотношения и тем более вероятна необходимость психотерапевтических вмешательств. Следо­вательно, в Родительском эго-состоянии человека есть некритически усво­енные внешние оценки, а в Детском – их отображение в виде сценарных убеждений. Такой тандем – «Критикующий Родитель – Приспособленное Дитя» является очень эмоционально заряженным образованием, в котором сосредоточено большинство психологических проблем человека.

Если человек способен творчески переработать родительский опыт, адаптируя его к реалиям настоящего и к собственным потребностям, то он может справиться с его неблагоприятным влиянием (возможно, с помощью психолога-консультанта), что и происходит у большинства психологически здоровых людей. Но у некоторых людей сценарные убеждения бывают настолько прочными, что с ними невозможно совладать. Рациональные методы оказываются бессильными, и на помощь приходят более сильные психотерапевтические вмешательства.

Метод reparenting и является одной из таких интервенций способной к очень сильным результатам. По опыту работы Шифов, им удавалось выле­чить до 80 % пациентов-шизофреников, молодых людей, с которыми они реализовали свой подход. По их мнению, основная причина шизофрении заключалась в «поломке» Родительского эго-состояния, которое у шизофре­ников становилось патологическим. Чтобы «выключить» внутреннего Родителя, человек должен регрессировать в возрастном смысле до такого уровня, когда родительский опыт у ребенка еще не сформировался, когда еще не было полноценно функционирующего Родительского эго-состояния. Затем нужно «вырастить» нового внутреннего Родителя используя родительское влияние психотерапевта .

Существуют различные разновидности методики reparenting. Классичес­кий вариант состоял в том, что один или два терапевта на ограниченное (иногда довольно значительное) время становились «временными родителя­ми» пациента (в школе Шиффов происходило даже юридическое усыновле­ние), работая почти исключительно с его Детским эго-состоянием. При этом достигался очень глубокий уровень возрастной регрессии, при котором опыт родительского влияния формировался заново с помощью терапевтов .

Одной из разновидностей методики является так называемый точечный reparenting, который заключается в помощи психически здоровым людям, но имеющим травматический опыт. Эпизод, связанный с травмой (например, насилие) воссоздается разными способами, а затем человек получает новый опыт (например, новое родовое послание). Здесь важно выделить первичный эпизод, который послужил первопричиной травмы, так как последующие травматичные эпизоды могли быть не причиной, а следствием .

Еще одной разновидностью методики reparenting является так называемый selfreparenting, или помощь методом так reparenting самому себе. Она показа­на людям, имеющим явно недостаточный или патологизирующий опыт взаи­модействия с собственными родителями, но при этом достаточно здоровое взрослое начало. Она заключается в последовательном выполнении человеком некоего алгоритма действий, направленных на изменение Родительского эго-состояния. В отличие от предыдущих вариантов методики в данном случае работа выполняется во взрослом состоянии, используя все здоровые ресурсы для самопомощи (человек как бы становится родителем самому себе) .

Мы предлагаем новый вариант методики reparenting, возникший на стыке трансактного анализа и психодрамы. История создания этой разновидности методики напрямую связана с собственной практикой автора. Идея пришла «со стороны». Прорабатывая разные варианты взаимодействия клиента с собственным родителем с помощью различных техник монодрамы и трансактного анализа , в том числе – знаменитой техники «Родительского интервью» , автор пришел к выводу, что зачастую родитель клиента не в состоянии дать ему достаточный ресурс для решения многих повседневных задач. На каком-то этапе работы пришла в голову идея рассматривать в сценах драматизации не одну фигуру клиента, а две, соответствующие разным (взрослому и детскому) периодам его жизни. Речь идет именно о временных, биографических ролях, а не об эго-состояниях. В какой-то момент времени, вместо разыгрывания взаимодействия между родителем и клиентом (в роли ребенка), можно переключить клиента на взаимодействие с самим собой (в детской и взрослой позициях). Это взаимодействие осуществляется с помощью техник «обмена ролями», «дублирование» и «зеркало», то есть в стиле классической монодрамы. Но содержанием этой работы является помощь клиента самому себе, направленная из ресурсного эго-состояния «Заботливого Родителя» к эго-состоянию «Ребенка».

Таким образом, клиент получает опыт родительской поддержки, любви и принятия, которых ему остро не хватало в детстве, вследствие чего у него выработалась негативная самооценка. Находясь в роли «Маленького ребен­ка» клиент пребывает в регрессивном состоянии. Это тем более вероятно, чем острее у клиента боль по поводу детских травм, то есть желательно работать в такой ситуации, когда детские травмы максимально актуализиро­вались во время сеанса. Еще одним условием является наличие у клиента родительских ресурсов, то есть опыта помощи другим людям. Например, если у клиента есть дети, которых он очень любит, или воспитанники, или он является «Спасателем» для других людей (как ни странно, эта неконструк­тивная роль «драматического треугольника» может стать ресурсной в данном контексте). Здесь важно направить эти ресурсы на самого себя, на помощь себе, на укрепление самооценки и веры в свои силы и способности.

Еще одним, едва ли не самым важным условием эффективности методи­ки является работа с переживанием клиента. Необходимо, чтобы ролевое взаимодействие клиента (взрослого) с самим собой (маленьким ребенком) про­исходило не только на когнитивном уровне, но и на эмоциональном. Необхо­димо выразить эмоциональное отношение к ребенку, не просто сказать «Я тебя очень люблю!», но и по настоящему пережить это чувство, увидеть замечательного маленького ребенка, остро нуждающегося в тепле, ласке, понимании, принятии. А затем, в состоянии регрессии (в роли этого ребенка) услышать то, что, может быть, он никогда в своей жизни раньше не слышал. И не просто услышать, а воспринять то реальное и сильное чувство, которое за этим стоит. Ребенок не просто наслаждается этим чувством, направленным на него, но и выражает ответное чувство. Этот процесс переживания в двух ролях и является самым целительным в применении данной методики. Оно настолько приятно, что хочется, чтобы это состояние не кончалось. Здесь возможно такое ресурсное завершение – на просьбу ребенка: «Я хочу, чтобы ты всегда был со мной!» ответить положительно (есть множество вариантов, как это сделать), ведь два эго-состояния человека (Родительское и Детское) имманентно находятся в нем все время. Важно только научиться, чтобы они работали на благополучие его самого, а не только других людей.

Нужна определенная подготовленность клиента, открытость психологи­ческой помощи, личностным изменениям, готовность работать с чувствами (открытость переживаниям), хорошая способность к перевоплощению (роле­вая гибкость). Желательна доступность для клиента детского опыта, отсут­ствие слишком сильных страхов от соприкосновения с травматичными пере­живаниями. Вряд ли эта работа хорошо будет получаться на начальном этапе психотерапии, хотя есть примеры ее успешного применения даже на первых сеансах. Однако это надо воспринимать скорее как исключение, чем правило.

Данная методика уже получила проверку практикой, оказываясь работо­способной для достаточно широкого круга клиентов (с учетом высказанных ранее условий). Методика была включена в программу учебных групп автора по изучению основ терапевтического консультирования и уже успешно реали­зовывается учениками. Те, кто применял ее, говорит о высокой эффективности и поразительных результатах, когда клиенты свидетельствуют о совершенно новом опыте. Многие говорят о каких-то новых ощущениях, о новом качес­тве, которые у них появляется. Возможность применения другими с положи­тельными результатами говорит в пользу того, что речь не просто идет о практическом опыте автора, а о самостоятельной психотерапевтической методике, которая работает независимо от личности психотерапевта.

В заключение можно сделать следующие выводы. Самооценка – один из самых важных аспектов в практике психологической помощи личности. С проблемами самооценки, так или иначе, сталкивается большинство клиентов консультирования и психотерапии, она лежит в основе большинства других психологических проблем личности. Она имеет разные уровни и степени сложности и может решаться с помощью различных методик и техник. Для первого уровня проблем с самооценкой достаточно эффективной является методика работы с самооценкой рациональными средствами. Она приводит к хорошим устойчивым результатам, но ее недостаточно для работы с само­оценкой, имеющей глубокие личностные корни и длительную личную исто­рию (достигающую раннего детства или перинатального периода). Для более глубоких уровней работы с самооценкой рациональные методы не работают, и здесь эффективными могут оказаться психотерапевтические методики, среди которых можно выделить методику reparenting, появившейся на стыке методов трансактного анализа и психодрамы. Применение методики доказало ее эффек­тивность как действенного инструмента психотерапии и личностного роста.

Литература:

Чтобы быть успешным в любой сфере, необходимо обладать уверенностью в себе. Человеку, который испытает сомнение в собственных возможностях, тяжело не только достигать поставленных целей, но и просто чувствовать себя счастливым. Вместо того, чтобы радоваться жизни, неуверенная в себе личность ощущает колебания и зацикливается на своих недостатках. В таких случаях помогут советы психологов, позволяющие повысить самооценку и полюбить себя.

Важность самоуважения

Чтобы жить полноценной жизнью, человеку необходимо осознавать ценность своей индивидуальности, знать о собственных достоинствах и принимать недостатки. Здоровая самооценка очень важна для реализации в отношениях, карьере, творческой деятельности и духовности. Это качество обладает тремя основными функциями:

  1. Защита — человек с высокой самооценкой чувствует себя комфортно при общении с другими людьми, он независим от мнения окружающих.
  2. Регуляция — здоровое самовосприятие позволяет делать собственный выбор.
  3. Развитие — уважение и любовь к себе дают стимул для самосовершенствования.

В идеале самооценка строится только на основании личных ощущений человека. Однако чаще всего на ее формирование влияют другие побочные факторы, например, мнение коллег, родителей, родственников и друзей.

Психологи считают, что личность с адекватным самовосприятием способна здраво оценивать, какими способностями и умениями она обладает. В то же время человек с низкой самооценкой испытывает постоянные сомнения и отказывается от некоторой деятельности из-за колебаний. Завышенное самовосприятие встречается гораздо реже, чем заниженное, оно чревато утратой осторожности и совершением ошибок разного рода.

Чтобы обрести уверенность в себе, человеку необходимо полюбить себя со всеми своими минусами и изъянами. Недостатки есть у каждого, но личность со здоровой самооценкой отличается от других тем, что всегда видит свои достоинства и может грамотно раскрыть потенциал.

Если человек не принимает и не уважает себя, у него возникают проблемы в общении с окружающими, поскольку другие подсознательно чувствуют его неуверенность. Специалисты отмечают, что большинство людей тянется к самодостаточным личностям. Именно это качество многие желают видеть в своих друзьях, супругах и партнерах по бизнесу.

КАК ПОДНЯТЬ САМООЦЕНКУ. 4 Шага к высокой самооценке

Признаки низкой самооценки

Выявить отсутствие грамотного самовосприятия довольно просто. У большинства людей с этой проблемой присутствуют следующие черты характера:

  • постоянная неудовлетворенность результатами своей работы, чрезмерная критика себя (даже в совершенно незначительных случаях);
  • чувствительность к мнению окружающих;
  • страх совершить ошибку, чувство тревоги;
  • зависть к успехам других людей;
  • чрезмерная ревность;
  • пессимистический настрой и негативное восприятие мира;
  • постоянный поиск оправданий своим поступкам.

У всех в жизни бывают временные трудности и неудачи, но человек с низким самовосприятием расценивает эти проблемы как показатели его дефектности, делает неправильные выводы, что приводит к негативным последствиям.

Если личность себя не уважает, окружающие люди тоже перестают это делать. Подобная цепочка ведет к отчуждению, возникновению депрессии и психологическим расстройствам.

Как повысить самооценку?!

Главные причины проблемы

Перечислять все факторы, которые влияют на самовосприятие, можно очень долго. Специалисты считают, что наибольшее значение имеют четыре причины негативного отношения к себе:

  1. Воспитание. Наверняка большинству знакома фраза: «Все проблемы растут из детства». Это абсолютно верно. Ребенок видит, как к нему относятся родители и родственники, и на основе этого формирует собственную оценку. Если мама и папа часто ругают свое чадо, говорят о том, что его успехи не дотягивают до результатов сверстников, тогда у него не возникнет веры в свои способности. Именно семья формирует личность и закладывает будущий характер. Неуверенность, пассивность, отсутствие инициативы — все это возникает вследствие установок родителей.
  2. Детские неудачи. Не бывает людей, которые успешны во всем и всегда, но имеет значение только то, как человек реагирует на неудачи. Детские психологические травмы часто приводят к заниженной самооценке. Например, ребенок считает, что именно он виноват в разводе родителей, со временем постоянное чувство вины перерастает в неуверенность. Распространенная ситуация, когда малыш не умеет принимать поражения и делать выводы. К примеру, он учится в музыкальной школе, но вокруг много более способных детей, которые занимают первые места на конкурсах, получают похвалу учителей. Чаще всего ребенок остро реагирует на неудачи. Взрослый человек может проанализировать ситуацию и решить, имеет ли то или иное дело высокую ценность для него. Если цель действительно важна, он пересмотрит методы ее достижения, например, станет заниматься больше. Но ребенок может попросту решить, что он бездарен и ни на что не годится. Эта неуверенность перейдет и во взрослую жизнь.
  3. Нездоровый круг общения. Высокая самооценка и амбициозность присутствует у тех, кто окружен людьми, стремящимися к самореализации и успеху. Если родственники, друзья или коллеги — пассивные и безынициативные личности, плывущие по течению, их настрой обязательно передастся. Не зря известные специалисты говорят, что лучший способ увидеть свое будущее через 5 лет — посмотреть на своих знакомых, которые старше на 5 лет.
  4. Особенности здоровья и внешности. Очень часто низкая самооценка встречается у детей и подростков, выглядящих нестандартно или имеющих врожденные заболевания. Даже если родители восхищаются своим чадом, оно не застраховано от нападок сверстников, а дети очень жестоки. Чтобы стать объектом травли, не нужно выглядеть крайне нестандартно, смеяться могут даже над такими особенностями, которые вовсе не являются чем-то непривлекательным. Например, многие знаменитые модели, на которых мечтают быть похожими тысячи женщин во всем мире, рассказывали, что подвергались насмешкам из-за своего высокого роста и худобы. Чтобы поднять самооценку и избавиться от комплексов, им понадобилось много времени.

#14 Здоровая самооценка и как её отрастить // Психология Что?

Методы для улучшения самовосприятия

Если человек задумался, как увеличить самооценку, тогда он уже сделал первый шаг на пути к приобретению уверенности в себе. Решить проблему помогут простые, но очень действенные рекомендации психологов:

  1. В первую очередь следует пересмотреть свое окружение. Пессимистичные и завистливые люди — не лучшая компания. Полезнее общаться с уверенными, активными, успешными, сильными личностями. Со временем человек перенимает качества у людей из своего окружения, это относится и к здоровому самовосприятию.
  2. Невозможно научиться самоуважению, регулярно себя коря и порицая. Следует избегать негативной оценки своих действий, карьеры, внешности и т. д. Стоит сосредоточиться на позитивных суждениях.
  3. Не нужно сравнивать себя с другими. Любой человек уникален и второго такого не существует. Всегда будут те, кто достиг больших результатов в той или иной области жизни. Разумнее сравнивать себя настоящего с собой прошлым и отслеживать собственные успехи.
  4. Очень эффективно произнесение аффирмаций. Стоит сформулировать самые жизнеутверждающие фразы в настоящем времени, например: «Я успешная и красивая женщина», «У меня получается все, за что я берусь». Эти утверждения лучше повторять два раза в день — утром и перед сном.
  5. Чтобы уважать себя, следует поменять тактику действий и начать совершать непривычные поступки. Доказано, что люди, которые занимаются экстремальными видами спорта, даже не думают о том, как завысить самооценку. Они уверены в себе, поскольку постоянно переступают через свои страхи и делают то, что другие не могут. Это не призыв идти и прыгать с парашютом, достаточно просто встретиться со своими проблемами лицом к лицу и начать их решать, а не искать оправдания. Всякий раз, когда человек добивается результата и побеждает самого себя, он становится увереннее в своих силах.
  6. Занятия спортом — один из самых доступных способов изменить свое самовосприятие и улучшить самооценку. Регулярные упражнения положительно отражаются как на внешности человека, так и на его психологическом состоянии. Кроме того, во время выполнения упражнений выделяется дофамин — гормон радости.
  7. Многие психологи советуют неуверенным в себе личностям вести дневник достижений. Можно завести красивую записную книжку и каждый вечер записывать в нее 3—5 успехов минувшего дня. Это необязательно должны быть глобальные достижения, ведь все складывается из мелочей. Подойдут следующие успехи: «приготовила вкусное ризотто», «выучила 10 английских слов», «прочитала 10 страниц из книги по менеджменту».

Как стать уверенным в себе?! Упражнения

Необходимость действия

Вряд ли повышение самооценки необходимо человеку для того, чтобы просто молча себя любить. Скорее всего, он считает, что низкое самовосприятие — это преграда, из-за этого качества не удается достичь успеха в карьере, нравиться людям противоположного пола, проявлять себя в творчестве и т. д.

Но если человек не обладает высокой самооценкой, это не означает, что он не сможет получить желаемое. Конечно же, эта черта характера облегчит достижение успеха, но ее отсутствие не является помехой. Чтобы понять, о чем идет речь, стоит самостоятельно выполнить одно очень популярное в психологии упражнение.

Нужно сесть и закрыть глаза, а затем подумать про себя: «Я не могу встать», «У меня не получается встать», «Я не смогу встать». Думая об этом, необходимо резко подняться на ноги. Мысли не помешали совершить это действие.

Таким образом, даже если молодой человек считает себя никому не интересным, он может заставить себя подойти к девушке и познакомиться с ней. Специалист способен думать, что его работа не оплачивается высоко, но попросить у руководства повышение. Человек может все, поэтому для того, чтобы получить желаемое, ему необязательно чувствовать себя особенным образом.

Человек с высокой самооценкой ощущает себя естественно в моменты активности, однако смысл в том, что именно действия формируют самооценку. Достаточно перебороть себя 3—5 раз и человек станет увереннее и гармоничнее.

Не нужно ждать, пока самовосприятие изменится, необходимо действовать так, будто оно уже улучшилось.

Избавление от нереалистичных ожиданий

Когда люди начинают над собой работать и поднимать свой уровень самовосприятия, они нередко видят опасность идеалистичных суждений. Человек может думать: «Я должен быть лучшим во всем», «Я должен нравиться всем девушкам», «Я не должен ошибаться».

Стремление быть лучше — это прекрасно, однако ничто не идеально. Даже самые красивые цветы не могут вызывать восхищение у всех, поскольку есть те, кто вообще не любит их. Не бывает совершенных людей, от ошибок никто не застрахован. Многие сравнивают себя с абстрактным идеалом, видят несоответствие, от этого страдает их самооценка. Однако существует способ побороть негативные установки.

Лучше всего заменять нездоровые установки на реалистичные. Если работник совершил ошибку и начинает корить себя, можно сказать: «Кто не учится, тот не ошибается». Вместо того чтобы считать себя непривлекательным, молодой человек, получивший отказ от девушки, может подумать: «Я умен и красив, однако невозможно нравиться всем женщинам на свете». Реалистичные установки нужно проговаривать всякий раз, когда проявляются идеализированные суждения. Этот способ позволяет быстро и бесплатно поднять самооценку.

Для гармоничной жизни человеку необходимо иметь здоровое самовосприятие. Если есть проблемы с самооценкой, ее следует повышать. Чтобы работать над собой, нет необходимости идти к психологу, можно заниматься этим самостоятельно. Важно делать это регулярно. Лучший способ обрести уважение и любовь к себе — начать действовать и добиваться поставленных целей.

Совершая решительные поступки, личность становится смелее и психологически сильнее. А полученные результаты всегда мотивируют на новые свершения и заставляют ценить себя.

Как принимать себя и повысить свою самооценку?

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *