Лица эмоции

Как распознать эмоции человека по его лицу: Тест для сотрудников финансовых компаний


Голландский банк ING на протяжении двух лет занимается реализацией программы, которая направлена на повышение «эмоционального интеллекта» сотрудников. Часто людям трудно сходу распознать эмоции собеседника, что может приводить к ухудшению качества коммуникаций с клиентами и коллегами.
Усилия дают результаты — как пишет Business Insider, несмотря на то, что в ING денежные премии ниже, чем в среднем по отрасли, согласно опросам, сотрудники, в среднем, более удовлетворены своей работой. Кроме того, выручка растет также быстрее, чем в среднем по отрасли, при этом 80% дополнительных доходов приходятся на текущих клиентов.
Программа повышения «эмоционального интеллекта» включает в себя множество различных аспектов. Важнее всего здесь научиться распознавать эмоции другого человека. Для того, чтобы это сделать, финансовая компания предлагает сотрудникам специальный тест. Он состоит из изображения человека и четырех вариантов ответа. Попробуем пройти его (после картинки идет спойлер с ответом, а затем его описание).

Какие эмоции испытывает человек на картинке?


Ответ: Презрение
«Люди часто путают презрение с отвращением. Но в последнем случае обычно приподнимается верхняя губа, а на носу появляется морщинка. Отвращение возникает по отношению к чему-то плохому, а не когда человек насмехается над чем-то или что-то подозревает».

Ответ: Отвращение
«Люди часто путают отвращение с гневром. Но в последнем случае брови человека опускаются а губы сжимаются сильнее а верхнее веко глаза поднимается. В случае отвращения, напротив, рот открывается и появляется язык, как при тошноте».

Ответ:Кокетство
«Здесь мы видим застенчивую, но кокетливую улыбку. Понять, что человек кокетничает, можно, если его или ее голова отворачивается в сторону, как бы сообщая “ты мне не интересен”, но одновременно сохраняется зрительный контакт. Это универсальный знак двойственности кокетства — человек одновременно избегает и провоцирует контакт с другим человеком».

Ответ:Боль
«Когда мы чувствуем боль, лицевые мышцы сокращаются. В верхней части лица сокращаются мышцы вокруг глаза, вызывая эффект “зажмуривания”, также опускаются брови. В нижней части лица сжимаются и подаются вперед губы».

Ответ:Сострадание
«Когда человек испытывает симпатию или сострадание к кому-то, мышца, сморщивающая бровь, приподнимает их, губы сжимаются, а голова чуть подается вперед — это знак вовлеченности».

Ответ:Радость
«При искренней улыбке мышцы расслабляются. Человек выглядит открытым и расслабленным — в минуты радости мы хотим взаимодействовать с людьми, а не защищаться от них».

Ответ:Удивление
«Некоторые эксперты считают, что в моменты удивления у человека широко открываются глаза — неожиданная встреча с другом, которого давно не видел, внезапная награда — мы стараемся “впитать” как можно больше такой новой информации».
Ответ:Гордость
«Гордость связана со знаками превосходства. Уголки губ немного поднимаются, сигнализируя о том, что человек доволен. Но в отличие от собственно радости, голова отклоняется назад, а подборок задирается. Это классические знаки ощущения власти и превосходства — люди, посылающие их, чувствуют свою силу».

Ответ:Смущение
«Когда люди смущены, они наклоняют голову вбок и вниз, открывая шею. Смущенная улыбка также отличается от обычной: губы сжимаются вместе, это проявление сдержанности».
Ответ:Гнев
«Такие мышечные движения губ и вокруг глаз и бровей говорят о том, что человек агрессивен, реагирует на угрозу или расстроен. Исследователи полагают, что так происходит потом, что такие мышечные движения могут физически защитить лицо в ходе конфликта — к примеру, сведенные брови защищают глаза».
Ответ:Счастье
«Это классическая искренняя улыбка, которую еще называют улыбкой Дюшена — она выражает счастье».
Ответ:Страх
«Выражение лица при испуге часто путают с удивлением. Но в последнем случае глаза человека открываются сильнее и губы не “разъезжаются” в стороны, как на этой фотографии. Напротив, рот открывается. Кроме того, момент испуга брови практически не двигаются, а в случае удивления они приподнимаются».
Как пишет Business Insider, финансовая организация, использующая этот тест, не осуществляет с его помощью оценку своих сотрудников. Он создан для того, чтобы заставить людей задуматься о важности эмоций и их распознавания. Это позволяет им лучше понимать других людей, к примеру клиентов — а уже это выливается в рост прибыльности бизнеса.

Эмоции людей и как их отличать, читая по лицам?

Способность распознавать эмоции людей многое говорит о нас самих. Наиболее часто испытываемые эмоциональные ощущения оставляют след даже в виде специфических мимических морщин. Легче их считывать, если сам их испытывал или замечал у родителей, друзей. Человеческое лицо – то еще чтиво, достаточно научиться распознавать «эмоциональный» язык.

Наука про эмоции.

Магистром в этой области науки с 1960-х годов считается Пол Экман. В 1954 году он начал исследование мимики и жестов. Он написал книгу, которая до сих пор является источником знаний об эмоциях лица. Система кодирования мимики (FACS) содержит набор движений мышц и соответствующих их эмоций. Экман также ввел понятие «микровыражения».

Благодаря исследованиям Пола Экмана известно, что выражение эмоций не зависит от этнической группы, социального статуса, возраста или образования. Важные доказательства универсального (врожденного) характера мимических выражений были получены из наблюдений за слепыми с рождения, которые не имели возможности «учиться» эмоциональности у других. Распознавание эмоционального состояния облегчает общение друг с другом, ведь индивидуумы часто пытаются скрыть свои истинные чувства под влиянием социальных и культурных факторов.

Что такое микровыражения?

Микровыражения — это небольшие движения лицевых мышц, которые длятся полсекунды или даже меньше, показывая истинные эмоции. Мы не можем их скрыть или контролировать. Эти эмоциональные реакции происходят сразу после того, как стимул, например, вопрос или изображение, достигает мозга. Только после этого мы можем осмыслить то, что произошло, и как мы должны вести себя в ответ на раздражитель. Даже японцы, чья культура заставляет их постоянно улыбаться, сначала выражают отвращение, страх или гнев, а потом улыбка возвращается на их лица. Люди, которые не обучены наблюдению за микровыражениями, видят только эту улыбку.

Пол Экман описал 10000 разных выражений лица. Нужно ли учить все 10000 возможных сочетаний индивидуального напряжения мышц, чтобы хорошо читать других людей? В этом нет необходимости. Стоит знать семь основных эмоций.

Пройти тест на тип восприятия

7 основных эмоций.

Основными переживаниями являются счастье, гнев, отвращение, грусть, удивление, страх, презрение. Это универсальные эмоции, люди во всем мире выражают их одинаково. Это основной язык, который мы используем, прежде чем заговорить.

Если мы хотим лучше понимать других, быстрее читать их эмоции на лице, следует изучить эти семь микровыражений. Вначале нужно самим попрактиковать их перед зеркалом.

1. Грусть.

Признаки:

  • внутренние углы бровей подняты вверх (надежный показатель, его сложно имитировать);
  • вертикальная морщина между бровями;
  • треугольная форма глазниц;
  • опущенные веки;
  • горизонтально вытянутая губа + нижняя губа сдвинута вверх (иногда дрожит);
  • широко открытый рот (если человек хочет что-то сказать);
  • подъем щек верх (характерный показатель);
  • подбородок сморщен, приподнят;
  • слезы.

Дополнительные поведенческие характеристики:

  • ослабление мышц тела;
  • погружение в себя;
  • заторможенность реакций;
  • замедление речи;
  • снижение голоса;
  • уменьшение количества жестов;
  • взгляд устремлен вниз.

2. Гнев.

Признаки:

  • брови сведены навстречу друг другу;
  • широко открытые глаза;
  • взгляд устремлен прямо на объект;
  • сжатые челюсти;
  • губы «ниточкой».

Дополнительные поведенческие характеристики:

  • ускоренная речь;
  • повышение голоса;
  • учащенное сердцебиение;
  • теплые руки;
  • мышечное напряжение.

3. Удивление.

Кратчайшее микровыражение, быстро превращается в другое.

Признаки:

  • поднятые верхние веки (до максимального предела);
  • поднятые брови;
  • открытый рот;
  • опущенная челюсть.

4. Страх.

Признаки:

  • поднятие верхних век (до максимального предела);
  • поднятие бровей и подтягивание к переносице;
  • растяжение губ по горизонтали (к ушам);
  • поднятие подбородка;
  • натяжение нижнего века (важный и надежный показатель).

Дополнительные характеристики:

  • учащение пульса и дыхания;
  • повышенный голос;
  • холодные руки (кровь оттекает к ногам);
  • застывание на месте (или отстранение).

5. Отвращение.

Признаки:

  • поднятая верхняя губа (до максимума);
  • приподнятая нижняя губа (с ее выдвижением вперед);
  • напряжение крыльев носа;
  • характерные морщины на носу, вызванные приподнятыми щеками и опущенными бровями.

Пройти тест на эмпатию

6. Презрение.

Часто проявляется вместе с другими сопровождающими его переживаниями, такими как гнев или радость. Это происходит только по отношению к людям или их поведению, но не к запахам или еде (не путать с отвращением).

Признаки:

  • напряжение и наклон уголков рта;
  • подъем верхней губы;
  • асимметричное движение уголка губ вверх (очень важный показатель).

7. Радость.

Существует 16 разновидностей радости и 18 видов настоящей улыбки!

Признаки:

  • мышцы глаз напряжены, что вызывает появление «гусиных лапок» (самый надежный показатель);
  • слегка опущенные брови;
  • опущенные верхние веки (при широкой улыбке);
  • приподнятые щеки.

Как распознать лжеца?

  1. Асимметрия микровыражений (кроме презрения).
  2. Отсутствие работы «надежных» мышц лица. По Экману это те лицевые мышцы, которые трудно задействовать или сдерживать их движение преднамеренно. Например, ученые обнаружили, что менее 12% испытуемых могут контролировать активность мышц лба при выражении грусти.
  3. Временная динамика − скорость реакции, продолжительность (не только микровыражения, но поведения в целом).

Во время лжи появляются:

  • страх обнаружения;
  • азарт;
  • чувство вины.

Оценивать нужно и на других уровнях, выдающих лжеца:

  • голос (высокий/низкий, громкий/тихий);
  • изменения жестикуляции (появление бессознательных эмблем);
  • речь (оговорки, непрямая речь, паузы);
  • плохой сценарий (неточности в рассказе);
  • изменения в автономной нервной системе (частота дыхания, сердечных сокращений, температура рук).

Впечатление, которое производит человек во время знакомства, обычно формируется всего за 10 секунд! За это короткое время мы смотрим на лицо, затем осторожно осматриваем (сверху вниз) всю фигуру и затем снова возвращаемся к лицу. Именно оно лучше всего отражает личность. Исследованиями подтверждено, что лицо является основным центром невербального общения. Оно говорит об истинном позитивном или негативном отношении собеседника к вам или к ситуации, а также подсказывает, как этот человек может действовать в будущем.

Мы не всегда знаем, почему нам кто-то сразу понравился или, наоборот, вызвал отвращение, но руководствуясь инстинктом, интуитивно реагируем на сигналы, посылаемые его телом. Эмоции людей можно сравнить с универсальным способом коммуникации. Даже отправляясь в чужую страну и не зная языка, можно очень точно распознать чувства окружающих по мимике.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

ГЛАВА 3. Удивление

Как выглядит удивление

Для демонстрации типичных выражений лица нами используются фотографии двух людей, Патрисии и Джона. В Приложении I описывается, какие задачи мы перед собой ставили, делая эти фотографии, как они были получены и кто эти люди.

Каждая из трех частей лица, выражающего удивление, имеет свои внешние характерные особенности. Брови приподнимаются, глаза широко раскрываются, челюсти разжимаются, а затем размыкаются губы.

Брови

Брови изгибаются и приподнимаются. На рис. 4 вы видите удивленные брови Патрисии (Б) и ее брови в нормальном или нейтральном состоянии (А). Кожа под поднятыми бровями растягивается и становится более заметной, чем обычно (стрелка 1). Поднятие бровей приводит к появлению длинных горизонтальных морщин на лбу (стрелка 2). Эти морщины появляются не у каждого. Их нет у большинства маленьких детей, даже когда брови находятся в приподнятом положении, а также иногда отсутствуют и у взрослых. Некоторые люди имеют горизонтальные морщины — бороздки, постоянно присутствующие на коже лица, — даже при неподвижности бровей, но обычно такие морщины появляются в среднем возрасте. Если эти постоянные морщины имеются на нейтральном лице, то они становятся еще глубже и заметнее, когда брови удивленно приподнимаются вверх.

А

Б

Рисунок 4

Хотя у человека, испытывающего удивление, обычно не только приподнимаются брови, но и широко раскрываются глаза и опускается челюсть, поднятые брови можно наблюдать и на нейтральном лице. В таких случаях выражение лица больше не отражает эмоцию; оно приобретает другие значения, причем некоторые из них могут иметь отношение к удивлению. На рис. 5 вы видите удивленные брови на нейтральном лице (Б) и абсолютно нейтральное лицо (А). Когда брови удерживаются в приподнятом положении в течение нескольких секунд, то это выражение лица становится эмблемой сомнения или вопроса. Часто так поступает человек, слушая, что говорит ему кто-то другой; таким образом он без слов выражает вопрос или сомнение в том, что ему говорят. Вопрос или сомнение могут быть серьезными или нет; часто такая эмблема выражает ироническое сомнение, скептицизм или удивление слушателя по поводу сказанных слов. Если это дополняется движением головой в сторону или назад, мы наблюдаем немое восклицание. Если же удивленно приподнятые брови дополняет искривленный в гримасе отвращения рот, то эмблема приобретает несколько иное значение — скептического неверия или же, если человек начинает покачивать головой взад и вперед, — недоверчивого немого восклицания (см. Рис. 28).

А

Б

Рисунок 5

На рис. 5 раскрывается что-то еще, имеющее очень важное значение при рассмотрении выражений лица. Патрисия, по-видимому, выражает сомнение на всем своем лице, но эта фотография является составной. Поднятые брови — это только часть измененного ранее нейтрального лица, показанного на левой фотографии. Если вы закроете ее брови рукой, то убедитесь в этом сами. Несмотря на существование многих выражений лица, изменение только в одной области создает впечатление, что остальные черты лица также изменились.

Если удивленные брови удерживаются в приподнятом состоянии очень ненадолго, это может свидетельствовать о других значениях. Если поднятие бровей сопровождается наклоном головы или легким движением головы вверх и вниз, то мы наблюдаем эмблему приветствия, называемую вскидыванием бровей; такая эмблема, встречающаяся в Меланезии, была названа одним исследователем универсальной. Быстрое вскидывание бровей может также использоваться как разговорный «знак препинания». Когда человек что-то говорит, он может быстро поднимать и опускать брови, чтобы акцентировать внимание на конкретном слове или фразе. Выражения лица акцентируют внимание на произносимых словах подобно тому, как это делает курсив в напечатанном тексте. Другие движения бровей и движения прочих частей лица также используются как «знаки препинания», о чем мы обязательно поговорим позже.

Глаза

На лице, выражающем удивление, глаза широко открыты, нижние веки расслаблены, а верхние веки приподняты. На рис. 6 (слева) у Патрисии и Джона удивленно раскрытые глаза; для сравнения в правой части рисунка показаны их глаза при нейтральном выражении лица. Отметьте, что в состоянии удивления узкие полоски белков глаз — склеры становятся видны между верхним веком и радужной оболочкой (окрашенной центральной частью глаза). Склера может также быть видна и ниже радужной оболочки, но это зависит от того, насколько глубоко посажены глаза, и опущена ли нижняя челюсть достаточно низко, чтобы натянуть кожу под глазами. Таким образом, когда вы видите белок ниже радужной оболочки глаза, это не является таким же надежным индикатором удивления, как появление склеры между верхним веком и радужной оболочкой.

Рисунок 6

Обычно удивленные глаза дополняются удивленными бровями, удивленным ртом или тем и другим одновременно, но иногда они появляются сами по себе. Когда верхние веки приподнимаются, показывая склеру при отсутствии соответствующих изменений положений бровей и рта, то это движение почти всегда оказывается кратковременным и длится малые доли секунды. Такие раскрытые глаза могут служить отражением мгновенно возникшего интереса либо дополнением или заменой, например, такому слову как «Здорово!» Широко раскрытые глаза могут также использоваться как разговорные «знаки пунктуации», акцентирующие внимание на конкретном прозвучавшем слове.

Нижняя часть лица

В момент удивления нижняя челюсть опускается, в результате чего разжимаются зубы и размыкаются губы. На рис. 7 показано, что приоткрытый от удивления рот расслаблен, а не напряжен; губы не сомкнуты и не оттянуты назад. Вместо этого рот выглядит так, будто он раскрылся естественным образом. Рот может быть приоткрыт лишь слегка, умеренно приоткрыт, как это показано на рис. 7, или раскрыт более широко, и эта степень раскрытия зависит от того, насколько сильным оказывается удивление. Мы приведем пример таких вариаций ниже.

Рисунок 7

Челюсть может опускаться без каких-то движений остальных элементов лица. На рис. 8 показано лицо, на котором удивление отражается только в нижней его части в виде опущенной челюсти, а для сравнения показано то же лицо в нейтральном состоянии. Смысл опускания челюсти состоит в том, чтобы выразить ошеломление. Опускание челюсти могло бы произойти, если бы Патрисия действительно была чем-то ошеломлена; оно может служить эмблемой, если Патрисия захочет заявить, что она была ошеломлена в какой-то момент в прошлом; или оно может использоваться для придания лицу притворного выражения, когда она захочет разыграть ошеломление. Рисунки 8 и 5 показывают, как изменение одной части лица приводит к полному изменению выражения всего лица. Взгляните на область глаз на рис. 8Б: кажется, что выражается чуть больше удивления, чем на рис. 8А. Но это также составная фотография; если вы закроете своей рукой области рта на обоих изображениях, то увидите, что глаза и брови — лоб на обеих фотографиях одинаковы.

А

Б

Рисунок 8

От легкого удивления к крайнему

Испытываемое удивление различается по своей интенсивности, и лицо отражает эти вариации. Хотя при этом наблюдаются незначительные изменения бровей (немного приподнимаются) и глаз (расширяются и открываются чуть шире), главным индикатором интенсивности удивления является нижняя часть лица. На рис. 9А показано легкое удивление, а на рис. 9Б — умеренное удивление. Брови и глаза на обеих фотографиях выглядят одинаково; изменяется только уровень опускания челюсти. Чем сильнее удивление, тем шире раскрывается рот. Проявления крайнего удивления часто сопровождаются восклицаниями наподобие «О-о» или «Ого».

А

Б

Рисунок 9

Четыре типа удивления

Удивление может быть выражено посредством всего двух областей лица, при этом третья область останется нейтральной. Каждое лицо, на котором удивление проявляется на двух частях, имеет свое несколько особое значение. На рис. 10 показаны четыре типа удивления. Но прежде чем мы приступим к объяснениям того, какое сообщение, по нашему мнению, передается каждым из этих лиц и как различия во внешнем виде лица формируют эти разные сообщения, взгляните на каждую из этих фотографий и спросите себя: «Какое это сообщение?» и: «Чем это лицо по внешнему виду отличается от других лиц?»

На рис. 10А Патрисия демонстрирует вопросительное удивление, имеющее довольно неопределенный характер. Это выражение лица могли бы сопровождать, к примеру, такие слова: «Это так?» или: «О, в самом деле?» Оно является в точности таким же, как и показанное на рис. 10Г, с той лишь разницей, что на рис. 10Г удивленный рот был заменен на нейтральный. Если вы закроете пальцами области рта на лицах, показанных на рис. 10А и 10Г, то увидите, что эти лица тождественны во всем, кроме формы рта. Удивление выглядит вопросительным, когда выражение удивления на лице создается только за счет движений бровей и глаз.

На рис. 10Б Патрисия демонстрирует удивление, достигшее изумления. Это выражение лица может сопровождаться такими словами, как «Что?», или звуками наподобие «Ах», издаваемыми одновременно с быстрым вдохом. Если вы закроете пальцами брови и лоб на лицах, показанных на рис. 10Б и 10Г, то увидите, что эти лица идентичны во всем, кроме закрытых частей — областей бровей и лба. Удивление достигает изумления, когда оно выражается на лице только за счет движений глаз и рта.

А

Б

В

Г

Рисунок 10

На рис. 10В Патрисия демонстрирует удивление, более близкое к ошеломлению, или менее заинтересованное удивление, или удивление, которое может выражать на лице внутренне опустошенный или находящийся под влиянием наркотиков человек. Если вы закроете глаза на рис. 10В и 10Г, то увидите, что на них все одинаково, кроме глаз. Удивление выглядит подобным ошеломлению, когда оно выражается только движениями бровей и рта.

На рис. 10Г показано выражение удивления, создаваемое с помощью элементов всех трех областей лица. Смысл сообщения, распространяемого таким лицом, заключается в одном слове — удивление.

Мимика

Печаль

У опечаленного человека внутренние концы бровей приподняты и сведены к переносице, глаза слегка сужены, а уголки рта опущены. Иногда можно наблюдать легкое подрагивание слегка выдвинутого подбородка. В зависимости от возраста человека и интенсивности переживаемой печали ее мимическое выражение может сопровождаться плачем.

Мимически печаль держится в течение нескольких секунд, но ее переживание может длиться дольше. Обычно она так или иначе выдает себя, хотя ее признаки могут быть почти неуловимыми. Лицо выглядит поблекшим, лишенным мышечного тонуса, глаза кажутся тусклыми. Опечаленный человек разговаривает мало и неохотно, темп его речи замедлен.

Психология bookap

Многие люди подавляют выражение печали, пытаясь улыбаться и сохранять невозмутимое, спокойное выражение лица, скрывать его под маской другой эмоции. Однако от взгляда внимательного наблюдателя не ускользнут проявления печали, даже если они мало выражены.

В состоянии печали веки и уголки губ опускаются. Во время сближения бровей кожа между ними собирается в небольшие поперечные и вертикальные складки. При прищуренных глазах со взглядом, устремленным в пространство, лицо выражает размышление.

Уроки по НЛП

Мимика, в первую очередь, передаёт эмоции. Все эти раздражён, обижен, взволнован, счастлив, радостен и удивлён.

Эмоции появились давно, у всех высших млекопитающих они есть: дельфинов, кошек, собак, обезьян… У нас с ними куча общих эмоций: радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, горе, стыд, интерес, вина, смущение. У людей эмоций на порядок больше, перечислять их все я не буду — просто много.

И мимика у обезьян (и у людей) как раз развивалась, чтобы демонстрировать эмоции — как средство коммуникации. Так что рассказ о мимике будет сильно связан с рассказом об эмоциях.

Иллюстрация и реакция

Эмоции можно разделить на те, которые происходят как реакция: ему сказали — он огорчился. Эти сообщения более «искренние», но при этом зачастую менее выражены. И есть эмоции-иллюстрации: наглядные демонстрации состояния. Они боле нарочиты и гротескны, зато более понятны. «Неправильная» их демонстрация — это как говорить очень невнятно и неразборчиво: «Хчу сбщть вм вжную ность.» Общаться с таким человеком очень сложно: «речь» неразборчива, что хочет сказать непонятно.

Понятно: эмоции-иллюстрации больше для общения

И если эмоции-реакции как раз удобнее калибровать — они сообщают об «искренней» оценке ситуации, — то эмоции-иллюстрации стоит научиться показывать «правильно» (то есть так, как принято это показывать в данной культуре) и правильно расшифровывать.
Но, самое главное, тренируйтесь отличать первые от вторых. Эмоции-иллюстрации для получения информации о «искренней» реакции годятся мало.

Эмоция-реакция и эмоции-иллюстрации.

При этом эмоции-иллюстрации ни в коем случае не являются чем-то «плохим» — мы постоянно их используем. На то они и «иллюстрации» — они помогают лучше понять слова, удержать внимание, передать «интонацию» и т.д. «Правильные» эмоции-иллюстрации один из главных инструментов оратора, политика, актёра. Да и в повседневной жизни, когда мы рассказываем что-то, то должны правильно транслировать эту самую невербальную информацию. И когда слушаем — показывать, что мы слышим и сочувствуем.
И ещё одна важная вещь:

большинство людей одни и те же эмоции демонстрирует более-менее одинаково.

По крайней мере эмоции-реакции. С эмоциями-иллюстрациями бывают проблемы, так как не все понимают, как их правильно демонстрировать.

Микровыражения

Всё тот же Пол Экман, который занимается калибровкой лжи, говорит о микровыражениях — очень быстрых мимических демонстрациях эмоций. Люди регулярно стараются контролировать собственные эмоции. Вернее, их демонстрацию. Но бессознательное намного быстрее сознания, и эмоция-реакция обычно всегда успевает показаться до того, как человек решит продемонстрировать вместо неё что-то другое.

Естественно, совершенно не обязательно что человек будет свои эмоции скрывать. Но такое бывает довольно часто. Ну, от него ждут или требуют другую эмоцию, она неприлична в этом обществе, её демонстрация ведёт к неприятным последствиям, а демонстрация более подходящей — к правильным.

Правда эти самые микровыражения срабатывают только для сильных «базовых» эмоций. А их Экман выделяется всего семь: презрение, отвращение, гнев, удивление, счастье, страх и печаль. И эти эмоции действительно должны быть сильными.

Вообще, сколько специалистов по эмоциям — столько и мнений, какие эмоции базовые.

На что смотреть

Приведу опять картинку с демонстрациями «базовых» эмоций.

И, можно заметить, что в первую очередь обращать внимание нужно всего на несколько вещей:

губы, брови, глаза.
Что женщина красят — на то и смотрим ;).

Собственно, у смайликов, которые используют как раз для обозначения эмоции, как раз и есть только брови, глаза и губы. И этого хватает.

Тренируемся

В повседневной жизни нам не так часто попадаются жуткие специалисты по скрыванию эмоций — большинство людей их демонстрирует достаточно наглядно. Просто нужно научиться их калибровать (и «правильно» демонстрировать). Так что тренируемся. Основные эмоции: радость, счастье, удивление, страх, печаль, презрение, отвращение, гнев, возмущение, недовольство.

Понятно, что эмоций намного больше и они часто бывают «смешаны». Но об этом мы поподробнее поговорим, когда будем разбирать мета-сообщения.

Посмотрите на картинку и определите «основную» эмоцию. Напоминаю, смотрим в первую очередь на: губы, брови и глаза. Под картинкой условно-правильные ответы.

Картинки из роликов канадского канала Just For Laughs Gags: они создают различные ситуации и снимают реакцию случайных прохожих. Так что эмоции здесь вполне искренние, а не сыгранные актёрами.
1. Верхняя губа напряжена и приподнята, брови опущены, складка между бровями, щёки подняты: отвращение.
2. Мышцы лица расслаблены, губы расслаблены, рот приоткрыт, глаза широко открыты: удивление.
3. Симметричная расслабленная улыбка, брови расслаблены, мышцы в уголках глаз напряжены: радость.
4. Мышцы лица напряжены, глаза широко открыты, брови подняты: страх.
5. Нижние веки расслаблены, верхние веки слегка опущены, губы расслаблены, уголки губ вниз, брови приподняты: печаль.
6. Симметричная улыбка, морщинки в уголках глаз, брови расслаблены: радость.
7. Губы напряжены, верхняя губы поджимает нижнюю, уголки губ вниз, брови напряжены: недовольство.
8. Брови опущены и напряжены (складка между бровями), губы напряжены, уголки губ вниз, щёки напряжены, глаза открыты: гнев, возмущение.
9. Брови сведены и опущены, губы напряжены, уголки губ вниз: недовольство.
10. Брови сведены, нос сморщен, верхняя губа приподнята, уголки губ вниз: отвращение.
11. Лицо расслаблено, губы расслаблены, брови подняты: удивление.
12. Симметричные улыбки, губы расслаблены, брови расслаблены: радость.

Значение эмоций

Одна из функций эмоций информационная: они нам сообщают об оценке ситуации. А другим, о нашем отношении (к себе, информации или слушателю).

Эмоции ведь так называемые мета-состояния: это оценочные состояния «по поводу». То есть «просто так» эмоций не бывает — всегда есть событие, по поводу которого эта оценка делается.

Сама ситуация может быть и в прошлом, и в будущем, и происходить в настоящем — эмоции всегда сейчас. Так что передают они нам нашу бессознательную оценку ситуаций, к которым относятся. А как иллюстрации сообщают о нашем отношении.
Радость: удовлетворена какая-то ценность.
Страх: будет сильно неприятное событие. (Страх всегда относится к событиям в будущем).
Удивление: произошло событие, сильно нарушившее ожидания.
Недовольство: нарушены какие-то ценности.
Счастье: основные ценности удовлетворены. (Счастье, на самом деле, не бывает очень долгим переживанием — оно возникает только когда мы начинаем оценивать ситуацию).
Печаль: были приятные события в прошлом, которые больше не повторятся, упущенные возможности.
Горе: потеря чего-то важного.
Раздражение: серьёзное нарушение ожиданий.
Азарт: есть вероятность удовлетворения важных ценностей (выигрыша).
Отвращение: поведение человека или происходящее событие неприемлемо.
Презрение: ощущение превосходства.
Восторг: ожидания более чем удовлетворены.

Где проходим

Тренинг:: Мастерство Коммуникации

По теме

Статья:: Структура эмоций

Вебинар:: Структура Эмоций

Вебинар:: Невербальные Сообщения

Видео:: Управление Эмоциями

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *