Кто левша?

Одной левой: о детях левшах и их психологических особенностях.

Феномен левшества часто называют загадкой, потому что, несмотря на исследования, которые проводились по этому вопросу, число неразрешенных вопросов здесь намного превышает число полученных ответов.

Для того, чтобы начать разговор о левшестве, сначала определимся с понятиями во избежание терминологической путаницы. Существует понятие левшество и леворукость.

Леворукость – это термин, отражающий предпочтение, активное использование левой руки. Левшество – комплексная характеристика, которая обозначает тип мозговой организации и отражает большую активность правого полушария головного мозга (у правшей доминантным полушарием является левое).

Таким образом, предпочтение той или иной руки (лево-, праворукость) и тип организации мозга (левшество, правшество) не всегда совпадают. Если ребенок предпочитает все делать левой рукой, формально вы можете сказать только, что он леворукий, однако не левша. Т.к. в термин левшества входит кроме ведущей левой руки, также ведущий левый глаз, ухо и левая нога. Также важно отметить, что левшество может быть вынужденным (псевдолевшество или патологическое левшество), если использование левого полушария (правшество) невозможно или затруднено в результате различных травм во внутриутробном или раннем возрасте. Тогда генетическая программа «правшества» вынуждена перестраиваться и использовать «левшество». Это тема для отдельного разговора и данные случаи не будут рассматриваться в данной статье.

Вначале мне также хочется отметить, что на протяжении развития человечества процент детей-левшей остается постоянен – 20-25%. По некоторым данным, левшество называют важным эволюционным путем развития человечества.

Так как левшество – это не только ведущая левая рука, но и тип организации мозга, то поговорим немного о функциях полушарий головного мозга человека. Это поможет ответить нам на вопрос, чем же на самом деле отличаются дети левши и правши друг от друга.

Левому полушарию приписывают рационально-логические, аналитические функции, словесные способы познания, а также стереотипность и программируемость. Оно принимает информацию от правой стороны тела: правого глаза, уха, правой руки и ноги. При этом информация обрабатывается порционно и последовательно, перебирая возможные варианты. Левое полушарие отвечает за социальную адаптацию в привычных условиях жизни.

Правое полушарие называют эмоциональным. Для него характерны образность и синтетичность (обобщенность), доминирование интуиции, спонтанность, непроизвольность. Правое полушарие получает информацию от левой стороны тела и обрабатывает ее одномоментно и целостно (мгновенно воспринимая целостный образ) в больших количествах. Правое полушарие отвечает за формирование новых стратегий адаптации в изменяющихся условиях жизни, музыкальные и художественные способности. Оно отвечает за образное мышление, восприятие искусства, воображение.

Отличия детей-левшей и правшей.

  1. У левшей во взрослом возрасте сохраняется представленность каждой психологической функции в обоих полушариях, что встречается у праворуких детей только в 2-3 года. Это является большим потенциалом для адаптации левшей в меняющихся условиях и жестких требованиях окружающей среды.
  2. У правшей организация психических процессов в головном мозге характеризуется жесткой соотнесенностью с определенным отделом мозга. У левшей, т.к. функции равно представлены в обоих полушариях, отсутствует жесткое соответствие какой-либо психической функции определенной зоне головного мозга.
  3. Исключительной чертой левшей является функциональная автономия и разобщенность правого и левого полушарий. Это также способствует недифференцированности и диффузности психических процессов.
  4. Если у правшей корковые и подкорковые системы мозга функционируют последовательно и несинхронно, то у левшей зачастую – одновременно и синхронно.

Таким образом, работу мозга правшей можно назвать более слаженной и последовательной. Многие авторы также говорят о тормозящем влиянии левого полушария правшей на правое, что позволяет автономно функционировать речевым центрам и адаптироваться в социуме.

Исходя из перечисленных особенностей организации мозга левшей, наблюдаются следующие особенности в обучении и поведении таких детей:

  1. Сложности в определении «лево», «право», иногда «выше», «ниже»;
  2. Могут наблюдаться искажения и задержки в развитии речи (устной и письменной), чтения, счета, конструктивных процессов, эмоций.
  • левша может прочитать или написать букву или цифру в любом направлении (горизонтально, вертикально или зеркально);
  • буквы или рисунки могут наползать друг на друга, хотя есть достаточное количество места вокруг;
  • ребенок может добавлять или убавлять элементы букв и цифр;
  • может наблюдаться медленный темп чтения и письма, неустойчивый почерк.
  1. Сложности в определении времени по циферблату;
  2. Творческая, художественная и музыкальная одаренность;
  3. Эмоциональность, восприимчивость к настроениям окружающих, которая может приводить в определенных условиях к зацикливанию на сниженном настроении, капризности, ярких проявлениях ярости и гнева;
  4. Практически все дети-левши обладают колоссальным, почти мистическим произвольным контролем над своей психической деятельностью. Во многих случаях они достигают нужных результатов обходным путем, всякий раз изобретая свой способ овладения миром правшей.

Мозг человека совершенный и тонкий инструмент, который имеет огромный потенциал адаптации и компенсации, но, так или иначе, обладает конечным количеством ресурсов. Поэтому, чем больше энергии мозгу ребенка требуется на овладение мышлением, речью, счетом и так далее, тем больше вероятность «обкрадывания» эмоциональных, творческих, интуитивных функций.

Вот почему многие психологи не рекомендуют переучивать ребенка-левшу выполнять действия правой рукой, а настаивают на актуальной поддержке и помощи ему в освоении мира. При упоре на развитие речи и аналитическое мышление может произойти обеднение картины мира ребенка, а также эмоциональные и поведенческие сложности, которые могут привести к снижению самооценки, раздражительности, вспыльчивости, нарушениям аппетита, сна, речи (в том числе заиканию) и многому другому.

О способах адекватной и своевременной помощи ребенку-левше я расскажу в следующей статье «Одной левой: как помочь ребенку-левше».

Активное использование человеком левой руки вместо привычной правой сразу обращает на себя внимание. Отношение к левшам всегда было неоднозначным: вспоминается и сказка о гениальном русском мастере, и массовое переучивание детей на «нужную» руку, практиковавшееся в школах и в детских садах.

Первыми пересматривать устоявшиеся стереотипы в отношении левшей стали педагоги и детские психологи — к этому их подвела необходимость искать наиболее эффективные пути развития и воспитания «необычных» детей.

Почему некоторым людям гораздо удобнее пользоваться левой рукой, чем правой?

Дело в том, что леворукость — это проявление особого «стиля» работы мозга. До сих пор в современной науке нет единой теории, объясняющей его возникновение. Однако кое-какие общепризнанные факты все же существуют. Так, известно, что руки имеют перекрестную иннервацию со стороны больших полушарий головного мозга (то есть от левого полушария нервы идут к правой руке, а от правого — к левой) и левое полушарие развивается у детей гораздо позже правого. Многие исследователи считают, что на формирование леворукости (левшества) у ребенка влияют слишком длительные и тяжелые роды: у малыша возникают небольшие повреждения в левом полушарии головного мозга, в результате чего дальнейшее развитие этой «половинки» затормаживается и правому полушарию приходится «работать за двоих». С другой стороны, доказано, что левшество передается по наследству: если оба родителя левши, вероятность того, что их отпрыск будет есть кашу и рисовать на обоях левой рукой, составляет от 75 до 90%, а если левшой является только один родитель — около 50%.

Поскольку перекрестно иннервируются не только руки, но и глаза, уши и многие мимические мышцы лица, люди с доминирующим правым полушарием, то есть левши, имеют некоторые отличительные особенности мышления и восприятия мира.

Утверждение о том, что у правши главное полушарие — левое, а у левши — правое, не совсем верно. Хотя два полушария мозга очень похожи друг на друга внешне, они являются частями единого органа. Любая психическая функция, будь то память, речь или зрительное восприятие, — результат совместной, четко скоординированной работы обоих полушарий мозга, каждое из которых играет свою роль. Так, при запоминании информации правое полушарие «отвечает» за ее объем, а левое — за правильное воспроизведение ее последовательности. При ориентировании в незнакомой местности левое полушарие «обращает внимание» на предметы и детали, которые помогают найти правильную дорогу, например кривое дерево или сломанную доску в заборе. Правое полушарие в такой ситуации «старается запомнить» приблизительное направление пути относительно тела человека.

А что будет, если полушария перестанут работать совместно?

Возможна ли ситуация: два мозга — две личности? Наблюдения за больными показали, что в случае перерезки пучка нервных волокон, соединяющих два полушария, так называемого мозолистого тела, ожидаемого «раздвоения личности» не происходит. Только в течение первых часов после операции у таких больных в буквальном смысле «правая рука не ведает, что творит левая». В дальнейшем координированная работа рук и ног практически полностью восстанавливается.

Строго говоря, понятие «левша» не совсем корректно и правильнее называть такого человека леворуким. Природа устроила так, что не только руки, но и все парные органы и системы человека асимметричны. В первую очередь, это касается функций восприятия и движения. Так, у любого человека один глаз «ведущий», а другой — «подчиненный», одно ухо воспринимает больше и более активно, а другое находится на вторых ролях. То же самое происходит в двигательной сфере: одна нога сильнее, активнее и даже чуть длиннее своей «коллеги». В результате левша по руке может иметь доминирующие правую ногу, правые ухо и глаз. Кроме того, степень выраженности асимметрии бывает различной. Например, человек может быть «более леворуким» или «менее леворуким».

В медицинской психологии существует особое понятие — профиль латеральной организации функций (ПЛО). Это набор и степень выраженности различных асимметрий у конкретного человека. Поскольку все асимметрии выявить и учесть сложно (да и не нужно), наибольшее внимание психологи уделяют триаде «рука-ухо-глаз», так как именно эти три органа наиболее активно участвуют в психической деятельности человека. Установлено, что «чистые» правши, то есть люди, имеющие одновременно ведущую правую руку и доминирующие правые глаз и ухо, составляют всего около 30%. Остальные хотя и считают себя правшами, таковыми на самом деле не являются, то есть имеют «смешанный» профиль.

Выраженность и тип асимметрии человека сильно влияют на его характер и поведение. Например, психологи установили, что «чистые правши» успешнее других ориентируются в пространстве и более оптимистичны, чем леворукие люди. В то же время леворукие и «чистые левши» чаще жалуются на плохое настроение, раздражительность и нарушения сна. Обнаружено, что среди женщин леворукие, левоухие и амбидекстры встречаются гораздо чаще, чем среди мужчин. Именно эти типы асимметрии головного мозга лежат в основе таких женских черт, как эмоциональность, интуиция и, как ни печально, «топографический кретинизм». В то же время леворукость характерна для творческих личностей.

Переучивать левшей или нет?

Этот вопрос встает перед каждым родителем, сталкивающимся с нежеланием малыша перекладывать ложку и карандаш в правую руку из полюбившейся левой. Для решения данной проблемы необходимо определить причину леворукости ребенка. Если при его рождении были какие-либо проблемы, например травмы, инфекция или асфиксия, значит, речь идет о так называемом «патологическом левшестве». То есть в результате всех этих потрясений правое полушарие взяло на себя многие функции левого, и переучивание на правую руку может привести к появлению заикания или сильным нарушениям письма и чтения. Если кто-то из родителей и близких родственников ребенка левша, то переучивать его также не стоит.

Малышу, чье рождение не сопровождалось особыми проблемами, до 1-1,5 лет все равно, в какую руку брать предметы. Поэтому регулярное напоминание ребенку о том, что ложку следует держать в правой руке, обычно завершается его благополучным превращением в правшу. Без вмешательства родителей он может стать левшой «случайно». Например, в Европе и США процент леворуких людей значительно выше, чем в России, именно потому, что, согласно педагогическим традициям этих стран, переучивание там не приветствуется.

Если вы не можете определить, почему ребенок стремится активно пользоваться левой рукой, обратитесь за консультацией к детскому нейропсихологу. Он определит профиль асимметрии вашего чада и даст необходимые консультации.

Загадка фоторобота (психологический эксперимент)

Возьмите две фотографии с изображением вашего лица, отпечатанные с разных сторон негатива, и разрежьте каждую из них вдоль на две половинки. Затем совместите между собой отдельно правые и левые части фотографий. Вы увидите, что оба «портрета» сильно отличаются друг от друга и, что самое интересное, от вашего лица. Дело в том, что два полушария головного мозга по-разному участвуют в воспроизведении мимики. Левое полушарие человека «веселое», а правое — «грустное». Кроме того, последнее хуже контролирует эмоции, а значит, переживания человека сильнее отражаются на левой половине его лица. Левое полушарие способно управлять эмоциональными реакциями, поэтому правая сторона лица обычно выражает то, что человек хочет показать, а не то, что он чувствует на самом деле.

Оказывается, в состоянии крайнего утомления или болезни степень выраженности асимметрии может временно измениться. Например, при опросе пациентов одной из больниц, проходивших длительный курс лечебного голодания, некоторые из них отмечали, что во время лечения многие бытовые действия им «почему-то стало удобно» делать левой рукой, хотя раньше они считали себя «настоящими правшами».

Существуют люди, которые одинаково хорошо владеют и правой, и левой рукой. Интересно, что при этом некоторые из них считают себя правшами, а другие — левшами. Таких людей называют амбидекстрами, и их всего 3%.

Люди-левши: особенности, интересные факты

  • 31 Августа, 2018
  • Стиль жизни
  • Натали Линн

Левша или правша — возможно, вы не видите никакой разницы, но тот факт, что леворукость определяет то, как человек мыслит, может вас удивить.

Если человек левша, это значит, что у него в повседневной жизни доминирующей рукой является левая. Т.е. все основные действия он выполняет не правой рукой, как большинство людей, а противоположной.

У нас один мозг, но у него есть левая и правая половины — полушария, которые соединены посередине. Каждое полушарие вашего мозга выполняет разные задачи, и тот факт, левша человек или правша, связан с тем, как он думает о решении проблем, о предпочтениях, а также относится к другим личностным факторам.

Исследователи из журнала Experimental Psychology провели эксперимент, в котором люди смотрели на вымышленных персонажей и выбирали либо персонажа справа, либо слева, который для них выглядел наиболее надежным, привлекательным, умным и т.д. Они обнаружили, что некоторые предпочитали персонажей справа, а люди-левши — тех, что слева.

То же самое работает и для отрицательных признаков, но наоборот. Например, когда человека просили выбрать, какой персонаж является самым ненадежным, непривлекательным или неразумным, правши выбирали персонаж слева, а левши того, который находился справа. Следовательно, мы связываем хорошие вещи со стороной нашей доминирующей руки, а плохие — с противоположной стороной.

Осознание этой побочной предвзятости полезно при принятии решений. Например, если вы знаете, что предпочитаете вещи на правой стороне прилавка, посмотрите внимательнее, что вы упускаете слева.

Если вы правша, у вас также доминирующими являются правая нога и правый глаз. По крайней мере данное утверждение верно для большинства людей. Лишь около 1 % населения являются амбидекстрами — т.е. они могут одинаково использовать обе руки.

Ниже приведены интересные факты о человеке-левше, которые помогут нам понять, какая все-таки разница между левшами и правшами.

Леворукость и здоровье

Никто не отрицает, что люди левши — необычные. Конечно, они составляют около 10 процентов населения, но, честно говоря, похоже, общество забыло о них. Просто посмотрите на все гаджеты, неловко спроектированные столы и кухонную утварь, которой удобно пользоваться только правой рукой.

Кто такой левша и почему он таким становится? Ученые не совсем уверены, но исследования указывают на сложную связь между генами и окружающей средой. Хотя никакого точного набора «генов левши» не было обнаружено, люди, которые в основном используют левые руки, имеют больше леворуких членов семьи.

Исследователи также обнаружили разные мозговые соединения у правшей и левшей. Но независимо от того, что заставляет кого-то использовать противоположную руку, наука также обнаружила определенный набор личностных качеств, которые, как правило, отличают характер левши от остальных людей.

Левши имеют более высокий риск психоза

Они составляют около 10 процентов населения в целом. Но исследователи обнаружили, что в популяциях с определенными психическими расстройствами этот показатель выше. Предыдущие исследования показали, что люди с психозом имели 20-процентную вероятность быть левшами, хотя небольшое исследование в журнале SAGE показало, что уровень психотических левшей может быть еще больше.

Исследователи из Йельского университета в Нью-Хейвене, Коннектикут и из Юго-западного медицинского центра Техасского университета в Далласе изучили 107 пациентов в амбулаторных психиатрических клиниках. Для пациентов с легкими расстройствами, такими как депрессия или биполярное расстройство, уровень леворукости был близким к среднему, составляя 11 процентов. Но у людей с психозом, шизофренией или шизоаффективным расстройством данный уровень составлял уже 40 процентов, что значительно выше среднего. Исследователи выдвигают теорию, что в диагнозе левшей играет роль латеральность мозга.

Ведущая рука может определить ваше здоровье

Согласно исследованию 2010 года, опубликованному в Pediatrics, ученые также обнаружили повышенный риск развития дислексии, СДВГ и некоторых легких расстройств у людей-левшей. Исследователи не совсем уверены, как объяснить это явление, но многие считают, что это связано с тем, каким образом подключен мозг. Ваш мозг разделен на две половины: левую и правую. Большинство людей (как правшей, так и левшей) полагаются на левое полушарие мозга для задач, связанных с речью.

Однако у около 30 % левшей за это отвечает либо правое полушарие, либо у них вообще нет доминирующего полушария. По мнению ученых, доминирование одного полушария намного более эффективно, поэтому некоторые левши подвергаются повышенному риску нарушений работы мозга.

Но, возможно, левшам повезло в другом: результаты крупного исследования, опубликованные в журнале Laterality, выявили, что у левшей более низкие показатели артрита и язв.

Левши слышат речь по-разному

Еще одной особенностью человека-левши является факт, что он воспринимает речь иначе. Согласно исследованию Медицинского центра Джорджтаунского университета, было обнаружено, что левые и правые полушария мозга специализируются на разных звуках.

Левое полушарие, которое управляет правой рукой, лучше воспринимает быстро меняющиеся звуки, такие как согласные, в то время как правое полушарие, которое контролирует левую руку, предпочитает медленно меняющиеся звуки, такие как слоги или интонация.

По мнению исследователей, если вы машете флагом, слушая речь кандидата в президенты, восприятие будет немного отличаться для вас в зависимости от того, в какой руке вы держите флаг.

Исследование может в конечном итоге привести к улучшению лечения инсульта и языковых расстройств.

Леворукие неандертальцы тоже были в меньшинстве

Праворукость — это не просто феномен современности. Оказывается, люди в основном использовали правые руки еще более 500 000 лет.

Университет Канзаса недавно определил доминирующие руки древних людей, изучая, как ни странно, их зубы. Исследование, которое было опубликовано в журнале Laterality, показало, что когда наши давние предки обрабатывали шкуры животных, они держали одну сторону туши в руке, а другую придерживали зубами. Изучив износ на останках зубов, ученые смогли определить, использовали ли наши доисторические предки более преимущественно левую или правую руку.

Левши лучшие художники

Левши долгое время хвастались своим творческим влиянием. Но верно ли это утверждение? Означает ли, что если человек левша, то он более склонен быть творцом или новатором?

Согласно исследованиям, опубликованным в «Американском журнале психологии», есть доказательства того, что левши, по крайней мере, обладают одним креативным аспектом: они лучше разбираются в разном мышлении, методе генерации идей, который предлагает множество возможных решений.

Чтобы определить, насколько склонны такие люди к творческой карьере, исследователи из «Клуба левшей» обследовали более 2000 левшей, правшей и амбидекстров, и обнаружили, что леворуких, как правило, привлекает карьера в искусстве, музыке, спорте и сфере информационных технологий.

Но это также может быть причиной низкой зарплаты: согласно отчету в Wall Street Journal, зарплаты левшей на 10 процентов ниже, чем у правшей.

Левши более успешны в спорте

Легенда гольфа Фил Микельсон, звезда тенниса Рафаэль Надаль, чемпион по боксу Оскар де ла Гойя — знаете ли вы, что некоторые из ваших любимых спортивных суперзвезд — левши?

На самом деле, левши могут иметь преимущество в спорте, в котором подразумевается противостояние двух игроков, например, в теннисе, боксе и бейсболе. У таких спортсменов гораздо больше возможностей практиковать против правшей, чем наоборот (так как правши встречаются намного чаще). Но сказать: «Я — левша, значит, победа за мной», недостаточно, ведь для любых достижений нужны упорные тренировки.

Левши не отличаются смелостью

Бу! Если вы левша, это, вероятно, заставило вас съежиться. Данный факт объясняется тем, что, согласно исследованиям, те люди, чьи левые руки являются доминирующими, как правило, более предрасположены к страху, чем те, у кого рабочей является правая рука.

Согласно исследованию Британского общества психологии, участники смотрели восьмиминутный ролик из фильма «Молчание ягнят». Когда их попросили вспомнить увиденные события, левши гораздо чаще проявляли признаки посттравматического стрессового расстройства, чем правши, также у них были более фрагментированные описания, и они допустили больше ошибок, что характерно для людей, страдающих ПТСР. Очевидно, что две стороны мозга имеют разные роли в ПТСР, а правое полушарие, похоже, отвечает за страх.

Левши более агрессивны

Если вы не можете забыть спор, который у вас произошел с вашим праворуким приятелем (но он, похоже, уже о нем забыл), вы можете обвинять в этом свою леворукость. Согласно небольшому исследованию, опубликованному в Journal of Nervous and Mental Disease, левши более склонны к отрицательным эмоциям. Кроме того, им, похоже, сложнее переживать свои чувства. Судя по всему, это связано с работой мозга.

Легко смущаетесь? Может быть, потому что вы левша?

Ученые из Университета Абертай в Шотландии провели поведенческие тесты для группы из 46 левшей и 66 правшей, чтобы измерить их импульсивность и личную сдержанность. Люди-левши в группе чаще соглашались с такими заявлениями, как «Я беспокоюсь о ошибках» и «Критика плохо влияет на меня». Исходя из ответов, исследователи предположили, что левши, как правило, чувствуют себя более подавленными, застенчивыми и смущенными, чем правши. Левша с большей вероятностью будет колебаться, тогда как правша чувствует себя более уверенным.

Левши любят выпивать

В следующий раз, когда вы встретите любителя провести время за барной стойкой, обратите внимание, в какой руке он держит свой бокал: велики шансы, что это будет левая.

В течение многих лет существовал миф, что левши, скорее всего, станут алкоголиками. Однако исследование этой темы было сомнительным и опиралось на небольшие выборки. Но опрос более 25 000 человек из 12 стран немного облегчил ситуацию: левши не склонны к алкоголизму, хотя они все равно пьют чаще.

У левшей есть свой день!

Отметьте в своем календаре 13 августа — Международный день левшей, который получил свой официальный статус в 1992 году, с подачи британского «Клуба левшей», чтобы повысить осведомленность о леворуком образе жизни. Как сказано на сайте Клуба, «это день, когда левши могут гордиться своей леворукостью и они пытаются показать остальным согражданам все ее преимущества и недостатки».

Как надо отмечать это событие? Создайте «зону левши»: пространство, где все должно делаться левой рукой, начиная от обустройства рабочего стола до того, как вы используете столовые приборы. И это правило распространяется также и на любых правшей, которые случайно попадут в такую зону.

Левши не исчезнут

Левши находятся в меньшинстве. Значит ли это, что однажды они исчезнут? На самом деле, некоторые исследователи полагают, что когда дело доходит до выживания наиболее приспособленных, левши в этом преуспевают лучше правшей. В этом случае действует тот же принцип, что и в спорте: в битве один на один правше будет труднее побороть противника с доминирующей противоположной рукой, потому что у него недостаточно практики.

Ученые, изучавшие примитивные общества, выяснили, что в более жестоких из них преуспевали именно левши.

Похоже, быть левшой не так уж и плохо.

ЗдоровьеЛевши, правши
и амбидекстры: Что знает наука о нашей ведущей руке

Плюсы, минусы, подводные камни

В 1996 году исследователи из Гарвардской медицинской школы обнаружили, что хирурги-ортопеды, библиотекари и математики были в основном правшами, в то время как адвокаты и архитекторы — скорее левшами. И, кстати, четверть астронавтов космической программы «Аполлон» в основном действовали левой рукой, так что, возможно, у левшей есть необъяснимая тяга к космосу. Очень может быть, что левши лучше боксируют. Или, что вероятнее, находятся в более выигрышном положении на ринге, потому что правши привыкли драться с правшами: лёгкая дезориентация противника, связанная с заторможенностью реакции, обеспечивает левшам в боксе конкурентное преимущество.

Левши менее склонны к артриту и язве и, возможно, способны быстрее восстанавливаться после инсультов за счёт меньшей восприимчивости мозга к типичным для состояния повреждениям. Левши реже попадают в аварии на дорогах и в целом ездят более аккуратно. А ещё они лучше приспособлены к условиям высокой конкуренции. Наконец, левши пишут более разборчиво правой рукой, чем правши левой.

Есть и более тревожные данные: когда исследователи из Йельского университета опрашивали пациентов психиатрической клиники, 40 % из тех, у кого была диагностирована шизофрения или шизоаффективное расстройство, признались, что пишут левой рукой. А исследование 2007 года показало, что у левшей выше риск рака молочной железы, особенно в период после менопаузы. А ещё у них, по всей видимости, чаще диагностируют синдром беспокойных ног и другие двигательные нарушения сна. При этом зарплаты левшей на 10–20 % ниже, чем у правшей на тех же позициях.

Также левши живут несколько меньше правшей — возможно, это связано с тем, что мир хуже для них приспособлен. Праворукое большинство при этом обычно даже не подозревает о неудобствах на каждом шагу. Так, молния на джинсах обычно закрыта тканью именно с левой стороны, чтобы её было удобно застёгивать правой рукой. Когда левши пытаются чертить по линейке, их левая рука закрывает цифры, а когда они пишут длинные тексты, на ней обязательно остаются следы от ручек и карандашей. Самые важные кнопки, идёт речь о фотоаппарате или клавиатуре, тоже обычно находятся справа. Да и у компьютерных мышей, как правило, «правый» изгиб и расположение функций. Другая ежедневная боль для многих левшей — ножницы, которые мнут бумагу, вместо того чтобы резать её, и тетради на металлических кольцах. Список можно продолжать бесконечно, но вывод тут один — если десятая часть планеты пользуется левой рукой, то явно пришло время брать это в расчёт.

ФОТОГРАФИИ: Ofakind

Ребёнок-левша. Психологические особенности — Психолог

Левшество ребёнка – один из вариантов нормы. Однако, чтобы такое дитя успешно и гармонично развивалось, а его способности возрастали, родителям важно знать о психологических особенностях левшей.

ЛЕВШЕСТВО И ЛЕВОРУКОСТЬ

Необходимо различать левшество и леворукость. При леворукости доминирующая рука – левая, а не правая как у правшей. При левшестве активна не только левая рука, но и/или левый глаз, ухо, нога. Иначе говоря, доминирует уже целое полушарие (правое) и отличия от правшей уже достаточно существенные.
Левое полушарие ответственно за логическое и абстрактное мышление, так как информация им обрабатывается последовательно, правое воспринимает информацию одномоментно, посредством целостного восприятия и сразу формируется образ. У правшей ведущим является левое полушарие, им более чем левшам свойственна логика, самоконтроль. Отличительной особенностью левшей является образное мышление, высокий уровень интуиции, сильная эмоциональность и чувствительность. ©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/

«Чистых» правшей и левшей в мире совсем немного, приблизительно по 8-11%. Остальные индивиды – смешанные (парциальные) типы. Либо правши с чертами левш, либо левши с чертами правш, чаще праворукие или леворукие (ниже в статье размещён тест на левшество). Индивиды, у которых активными могут быть как правое, так и левое полушария называются амбидекстрами. Ярчайший представитель амбидекстров – Леонардо да Винчи.
Левшами становятся по генетическим причинам или при избытки тестостерона во время беременности, а также вследствие замедления развития левого полушария внутриутробно, тогда правое берёт на себя все функции левого. Это компенсаторное левшество. Леворуким можно стать из-за травмы правой руки – это вынужденное левшество.

ТРУДНОСТИ ЛЕВШЕЙ

Левшам в России до недавнего времени жилось очень непросто. Незаслуженно пренебрежительное отношение к ним сложилось ещё во времена крепостничества. Все орудия труда были приспособлены для правшей. Немудрено, что левши часто калечили себя и других при таких условиях труда. Повелось переучивать левшей в правшей. Леворукость при этом исчезала, а вот на головной мозг приходилась усиленная нагрузка, ведь при переучивании ему приходится работать противоестественно. Наши современники-левши, чьё детство протекало в СССР, могут рассказать немало страшилок как привязывали левую руку, приучая леворукого ребёнка писать правой. Подобные изуверства стали исчезать в СССР с началом перестройки. В 85 году 20 века МИНЗДРАВ принял постановление, запрещающее учить левшей писать правой рукой и снижать оценки за почерк и наклон. Сейчас леворукость и левшество в нашей стране такой же вариант нормы, как и правшевство. Несмотря на это, леворукие сталкиваются с рядом проблем, используя технические средства, которые приспособлены под праворуких.
Левшество и леворукость доподлинно можно определить в 4-5 лет. До этого дети могут эксперементировать с руками, беря предметы то правой, то левой. Родителю важно не настаивать на работе какой-то определённой руки. Доминирующее полушарие само выберет, кем ребёнку быть: правшой, или левшой, или амбидекстром ( человек, у которого могут быть одинаково активны как правое, так и левое полушария). ©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/

Однако наблюдательные родители замечают отличия своих детей-левш от других детей, ещё до определения доминирующей руки. Дети-левши тонки в эмоциях, чувствительны, добры сердцем, очень эмоциональны, они действуют и мыслят нестандартно и творчески подходят к игре. Всё это заслуга усиленной работы правого полушария. Но вместе с тем у них невысокий самоконтроль эмоций, им часто (не всегда) трудно адаптироваться в детском саду и в школе, поскольку большой коллектив с фиксированными строгими правилами жизни больше подходит для левополушарников, а не для импульсивных и спонтанных левшей. Современная культура ориентирована на людей, у которых преобладает левое полушарие. И в таких обстоятельствах левши –» белые вороны». На фоне праворуких они резко выделяются своим оригинальным видением вещей, мышлением, выходящим за привычные рамки, ранимостью, обострённым чувством справедливости, сердобольностью. Вместе с тем, им больше чем правшам свойственны эмоции со знаком «-«: несдержанность чувств с элементами гневливости, повышенная тревожность, боязливость, сильное смущение, робость, совестливость, чувствительность к несправедливости. Особая проблема для левшей, с которой они сталкиваются ещё в детстве – ориентирование в пространстве (за эту функцию отвечает левое полушарие, которое у левшей уступает правому). Малыши могут врезаться в двери, косяки, стены, у детей постарше изображения на рисунках часто наползают друг на друга. Родители таких детей нередко беспокоятся за их тяготение к зеркальному письму и рисованию в школе. Их сокровища могут писать зеркально (от последней до первой буквы в слове) и/или снизу вверх, справа налево. Справиться с этой трудностью можно, если выделять первую букву слова в прописи красным цветом и стрелочками указать направление, куда двигаться дальше, чтобы написать слово, свет лампы при этом должен падать справа. Кстати о стрелочках. Не удивляйтесь, если Ваше дитя путается с определением времени по стрелкам. Часы со стрелками – изобретение правшей и для левшей определять по ним время в детстве достаточно затруднительно.
У леворуких детей труднее, чем у правшей формируются навыки деятельности. Они позднее большинства начинают самостоятельно есть, одеваться. Если маленький левша устанет, то может становиться неуправляемым или плаксивым, при сильных переживаниях – конфликтным и беспокойным. Желательно следить за тем, чтобы ребёнок достаточно отдыхал и не страдал от перегрузок. У Надежды Кряжевой в её книге «Радуемся вместе» прекрасные упражнения для дошкольников и младших школьников для развития саморегуляции и снятия эмоционального напряжения.

ПРЕИМУЩЕСТВА ЛЕВШЕЙ

Левши живут в мире правшей, их отличительная черта – гибкость (приобретение от того, что им постоянно приходится приспосабливаться). Человечество эволюционировало вместе с правой рукой и левым полушарием, культура ориентирована на правшей. Левши, чтобы выжить в современном обществе, подключают уникальные резервы: опираются не на логику и абстрактное мышление, а на образы и чувства. Продукты их деятельности своеобразны и неповторимы, обладают особой ценностью, несут на себе отпечаток индивидуальности их автора.
Тренеры в спорте ценят левшей в командных видах спорта. Среди чемпионов по фехтованию, боксу, теннису немало леворуких.
Дети-левши намного опережают в развитии эмоциональной сферы правшей и легче адаптируются к тяжёлым климатическим условиям.
Невероятное достоинство, которым левшам важно не пренебрегать – глубина и богатство эмоционального мира. Именно поэтому, за левшами давно закрепилась слава одарённых людей. На самом деле, им легко достичь успеха в искусстве из-за сильного воображения и образного мышления, особенно в музыке, театре и в тех сферах, где необходим творческий подход.
Левши нестандартные, но очень часто при правильном подходе к их развитию и воспитанию талантливые люди, каждый пятый гений – левша.

КАК РАЗВИВАТЬ И ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ-ЛЕВШЕЙ

Левши очень чувствительны к оценкам, нужно поддерживать их уверенность в себе (разумеется, не до самоуверенности). Запрещено сравнивать левшей с кем бы то ни было. Если Вы не можете обойтись без сравнений, то сравните ребёнка-левшу с самим собой. Скажите ему, что результаты, достигнутые им сегодня, намного выше вчерашних. В совершении повседневных действий левши очень интенсивно задействуют мозг, поэтому родителям необходимо уделять им втрое больше внимания, чем остальным детям, следить за их эмоциональным состоянием, тем более что эмоции – главный индикатор психического благополучия ребёнка. Им очень полезно заниматься лепкой, оригами, рисованием красками, особенно пальчиками, пастелью и цветным песком и т.д.
Категорически недопустимо переучивать левшу – это насилие над его психической природой и чревато возникновением потока заболеваний и уменьшением продолжительности жизни. Нельзя также приучать писать с правым наклоном и требовать от него безотрывного письма. Буквы левшам лучше писать прямо, без наклона.
В развитии левшей важно сосредоточиться на подкреплении его творческости, не загонять в рамки, когда он творит. Однако важно соблюдать режим, быть чаще на свежем воздухе, приучать к дисциплине, но пользуясь не назиданиями и приказами, а советуя. Если Вы сторонник жёсткого воспитания, обойдитесь без запугивания. С левшами дело легко может дойти до невроза страха. А вот если пытаться налаживать с ними хорошие отношения и быть им другом, они многое сделают для Вас. Бэби – йога по утрам (поищите в интернете упражнения по возрасту) прекрасно дисциплинирует и организует. Если Вы предложите ребёнку представить себя каким-нибудь предметом или животным, с которым проделывают все эти манипуляции, ему будет весело и интересно выполнять упражнения. Важно избегать рутинность во время развивающих и обучающих занятий. Хорошо использовать этот принцип «Долой РУТИНУ с помощью ФАНТАЗИИ!», если возникают школьные затруднения, ведь там, где активно работает воображение и можно максимально проявить оригинальность, левше комфортно и хорошо.
При обучении желательно активно использовать наглядные пособия, рисунки, схемы, формируя у ребёнка яркие образы. Левша значительно меньше устанет и будет лучше и с удовольствием учиться, если ввести дополнительные занятия в виде мастер-классов, опытов, посещая интерактивные музеи, театры. В школьном обучении делается ставка на слуховое и зрительное восприятия (лекции, чтение) учеников. Эффективность обучения левши значительно возрастёт, если подключить все модальности его органов чувств: осязание, обоняние, слух, вкус, зрение. Почему бы не изучать географию или историю, готовя с родителями национальное блюдо и знакомясь с традициями народов, постепенно выходя на школьную тематику. Чтение/литературу можно постигать в театре, посещая спектакль по произведению, которое сейчас проходят в школе. ©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/

ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕВШЕСТВА

Леворукость у ребёнка определяют не раньше 4-5 лет. До этого возраста ребёнок может пробовать оперировать то правой, то левой рукой. Однако уже с рождения предопределено кем он будет правшой, левшой или амбидекстром.
Нужно пройти серию проб:
«Поза Наполеона». Попросите ребёнка скрестить руки на груди. Посмотрите, какая рука сверху: правая или левая. Если левая, то она ведущая.
«Замок». Попросите ребёнка сцепить пальцы рук, переплетая их между собой. Посмотрите, большой палец, какой руки у него сверху: правой или левой. Если левый, то ведущая рука левая.
Попросите ребёнка сцепить руки сзади и посмотрите, какой рукой, какую руку он держит. Если левая взяла правую, то ведущая левая, и наоборот.
«Аплодисменты». Попросите ребёнка поаплодировать артисту. Посмотрите, какая рука у него сверху или совершает основное движение. Если левая, то доминирует леворукость.
«Прыжок». Попросите ребёнка подпрыгнуть вверх. Какой ногой он отталкнулся, та и ведущая.
«Мяч». Попросите ребёнка ударить ногой по мячу, какой ногой он нанёс удар, если правой, то значит он правоногий, если левой, то преобладает левая нога.
«Мишень». Попросите ребёнка прицелиться, глядя на мишень, через кончик карандаша. Пусть зажмурит левый глаз, потом правый, а левый откроет. Если мишень сильно смещается при зажмуренном левом глазе, значит, преобладает левый глаз и наоборот.
«Моргание». Попросите ребёнка моргнуть одним глазом. Открытым остаётся ведущий глаз.
«Слух». Скажите ребёнку что-нибудь шёпотом, если он подставит левое ухо, то оно у него ведущее и наоборот. Важно, чтобы острота слуха была одинакова.
«Часы». Дайте ребёнку механические часы и попросите послушать их тиканье. К какому уху он их поднесёт, левому или правому, то и преобладает.
Теперь подведите итоги: насколько у Вашего ребёнка выражено левшество. Это только леворукость, или доминирует левый глаз, а может левое ухо, или левая нога? А может он правша с элементами левшества, если 50/50, значит он амбидекстр.
Уникальность, неповторимость, своеобразие – важнейшие качества личности, гордость человека. Левши, как не кто другие, предрасположены к обладанию всем этим богатством. Для этого очень важно развивать задатки, заложенные природой, и не стремиться её сломать или переделать. Вам на помощь здесь придёт психолог. Я специализируюсь на работе с трудностями, которые могут возникать у детей с левшеством и леворукостью. Вы можете записаться ко мне на приём. Первичная консультация — это всегда диагностика со сбором психологического анамнеза у родителей, диагностической беседой с применением различных методик с ребёнком + рекомендации родителям. Длительность такой обширной работы — 2,5 часа. Далее — коррекционные занятия. Они очень доступны по цене и организации (я выезжаю на дом к ребёнку или занимаемся по скайпу). Записаться на консультацию можно . Подробности на страничке «Услуги детского психолога».

Храмченко Надежда

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *