Как заканчиваются сказки?

Детское творчество при изучении, раздела «Словообразование». Разбор слова по составу

Я работаю в гимназии 26 лет, последние 10 лет работаю по УМК “Школа 2100”. Мой опыт показывает, что среди изучаемых в начальной школе предметов русский язык был и остается главным предметом, ему принадлежит решающая роль в духовной жизни ребёнка. Любовь к русскому языку не воспитаешь лозунгами и приказами. Русским языком надо заинтересовать, увлечь, удивить и научить думать, понимать природу языка, гармонию его законов и правил.

Все в языке способно удивить ребенка. Чувство удивления – признак развивающего и развитого ума, с этого чувства начинают дети свои лингвистические размышления. Думать не всегда легко, но всегда интересно. Язык, над которым ты думаешь, язык, которому ты удивляешься, открываешь маленькие тайны для себя, становится для тебя родным, живым, красивым и понятным.

Мои ученики с желанием работают на уроках, вникают в тайны языка, с интересом исследуют слова, выполняют задания творческого характера, добросовестно относятся к выполнению заданий, грамотно выполняют разбор слова по составу и словообразовательный разбор.

Чем больше сведений получают учащиеся о составе слова и словообразовании, тем яснее становится для них богатство и величие русского языка, тем сильнее пробуждается их желание изучать русский язык.

Ребёнок младшего школьного возраста в буквальном смысле открывает для себя мир: радуется, переживает, восхищается и удивляется, ищет пути решения проблем. Поэтому я стараюсь сделать так, чтобы ощущение творческого восприятия мира остались с ребёнком как можно дольше. Независимо от целей в каждый урок я включаю что-то новое, необычное, неизведанное, требующее поразмышлять, догадаться сделать открытие, часто с опережением учебной программы. Своими находками я хотела бы поделиться с родителями младших школьников и своими коллегами.

На уроках русского языка использую игры, стихи, сказки, загадки, занимательные задания, ребусы, кроссворды, орфографические задания, активизирующие мыслительную и познавательную деятельность. Объясняю на близком занимательном и понятном детям материале. Учу задумываться над словообразованием и происхождением слов, исследовать слова, обучающие и развивающие моменты, связанные непосредственно с темой урока.

Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака – из капель, лес – из деревьев, речь – из предложений, предложения – из слов. А слово состоит из строительного материала. Каждый из “кирпичиков” вносит в слово свою часть смысла “смыслиночку”. Самая главная из них – корень.

Мои ученики принесли интересные работы в класс, и я очень хочу познакомить с ними взрослых и детей. Вот они.

Тайны корня

Жил-был корень, звали его ЛЕС. Он жил в лесу один. Однажды ему стало скучно, потому что у него друзей. Решил он прогуляться по лесу. Долго он гулял и вдруг заметил избушку, к которой вела тропинка. Испугался корень, но решил зайти в избушку. В домике его встретил старичок-лесовичок. Ему корень рассказал, что у него нет друзей. Лесовичок утешил: “Дорогой корень, твои друзья – это однокоренные слова: лес, лесник, лесовичок”.

У дерева есть корень и у слова – корень. Корень дерева даёт ростки и со временем вырастет большое и крепкое дерево. А из корня слова рождается новое слово, ему помогают его друзья: приставка, суффикс, окончание.

(Ягфарова Дилара)

Почему приставка стоит перед корнем?

Однажды приставка говорит:

– Я устала стоять перед корнем.

– Встану-ка, я перед Суффиксом.

– Нет, – отвечает Суффикс, ты натворишь много бед!

– Эй, Окончание, давай я встану перед тобой!

– Ладно, говорит Окончание.

Встала Приставка перед окончанием и….. произошёл переполох.

Слово “Приставка” изменилось и превратилась в слово “СТВКПРИА”, и Приставка обиделась:

– Приставка, вставай на своё место, а то у нас не получатся некоторые слова,– приказал Корень.

– Хорошо, – ответила Приставка. И больше меняться местами не буду.

(Газизова Илюза)

Крепкая дружба

В глухом лесу, в ледяном домике жил одинокий Снег. Он очень грустил, потому что у него не было друзей. Не за горами был Новый год.

Однажды вечером к нему постучались. Когда Снег открыл дверь, то увидел ночного гостя. Перед ним стоял снежок Овик. Снег очень обрадовался ему и они решали вместе встретить Новый год. Они крепко взялись за руки и побежали к нарядной елочке. От их крепкой дружбы получилось слово “СНЕГОВИК”.

(Загидуллина Эльвина)

Сказка про окончание

Жили-были части слова. И вот они поспорили: Кто из них главный?

– Я самый, главный, так как во мне заключён общий смысл всех слов, – говорит Корень.

– Нет, я главный, с помощью меня образуются новые слова, говорит Суффикс.

– А с помощью меня, тоже образуются новые слова и я стою перед корнем, значит я главная, вступила в спор Приставка.

Спорили они спорили и решили обратиться к дедушке-словарю. Помирил их дедушка-словарь. Он сказал: “Давайте жить дружно! Мы все друг другу нужны! А затем всех пригласил в свой домик, где живут тысячи слов прекрасного русского языка.

(Закиров Арслан)

Сказка про корень

Жил-был корень в слове ЛЕС. Жил он один и было ему скучно. Вот и решил корень отправиться на поиски друзей, таких же, как он. Долго бродил он по страницам книг. И однажды он встретил такого же корня как он в слове ЛЕСОВИК. И дальше они отправились вместе. На своём пути они встретили слова – друзей: ЛЕСНИК, ЛЕСОК. В этих словах был корень ЛЕС.

(Щежина Анна)

Придумывая такие сказки, дети задумываются над словообразованием и происхождением слов. Постепенно узнают о значении в слове корня, приставки, суффикса и окончания.

Корень – общая часть родственных слов, имеющих одно лексическое значение. Приставка и суффикс – “кирпичики” строительный материал для новых слов. Окончания-“связисты” – связывают слова в предложении. Дети учатся осознанно подбирать родственные слова для проверки орфограмм корня, понимать и доказывать единообразное написание родственных слов.

Лингвистическая сказка «Всё началось с окончания»

Всё началось с окончания. Оно вдруг заявило, что важнее других частей слова. Окончание сказало: «Друзья! Ведь все мы знаем, что я важнее всех. По мне и род определяют, и число, и падеж. Всё это я! Без окончания в словах люди не поймут друг друга».

— Послушай же, сосед,- сказал тут корень ему в ответ,- конечно, ты незаменимо, но все заслуги себе не присваивай! По мне однокоренные слова определяют. Но, я, же не хвастун!

Не заставила себя долго ждать и приставка: «Я тоже очень важна! Могу даже смысл слова поменять. Ехать – переехать».

— А про меня вы не забыли? Ведь я тоже важен! – вмешался суффикс. — Что касается слова «ехать», если меня изменить, то будет ездить! Про меня не забывайте! Я тоже силён и могуч!

Эта компания Важностей в споре и не заметила девочку – шестиклассницу Нину. Нина не важничала, а хорошо училась и знала части слова.

Она сказала: » Не надо ссориться! Вы все очень важны! Если вы поодиночке можете столько изменений в словах сделать, то если объединитесь

Без вас люди и слова не смогут интересно жить».

Замечательное и поучительное произведение Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков» знают, наверно, все шестиклассники. Художественный руководитель журнала «Ералаш» Борис Грачевский снял мультфильм по этой книге. А выражение » Казнить нельзя помиловать» из приговора по делу невежды Виктора Перестукина о значении запятой стало гимном знакам препинания!

Невеждой я быть не желаю и русский язык изучаю!

Великие дела одной буквы, или Морфемика.

В одной известной стране с названием «Русский язык» жили-были умницы-красавицы буквы. Каждая из букв понимала свою значимость и место в словах вообще, и в корне слова, в частности.

Наша история о том, как мальчик-шестиклассник Василий понял, что без знания лексического значения слова, сочинения ему не написать. Сочинение называлось «Зима в нашем городе».

Зиму Вася любил. Каток. Коньки. Снег. Санки. Русский язык тоже любил. Буквы. Корень. Ударение. Лексика. Оставалось только совместить эту красоту, то есть природу и гласные в корне слова. Сочинение давалось с трудом. Буква в корне слова занимала не своё место, по этой причине смысл слов искажался до неузнаваемости и недопустимости.

Вася подумал о волшебстве, которое обязательно происходит, если любишь трудиться, и очень хочется победить неграмотность. И чудо произошло!

Василию помогали — буквы а, о, е, и; корень; словарь; ударение.

— Пришла зима и пора отварить ворота ледового стадиона.

Буква а:

— Ворота отварить не могу. Они невкусные.

— Ворота есть я и не собирался. Мне бы на каток пойти.

Буква о:

— Помочь здесь я готова и ворота отворить мне не ново.

— Говорится же одинаково – отварить.

Корень – -вар- и ударение:

— Слова из моего гнезда – варка, варево. Со мной можно отварить сосиски. И буква — а под ударением.

Корень – -вор-:

— А мои родственники – ворота, только ударением меня не проверишь.

Словарь:

— Со словарными словами я помогаю. У меня можно посмотреть и значение слова.

— Спасибо. Записываю. Пришла зима и пора отворить ворота стадиона. Я очень люблю кататься на коньках. Сейчас буду их примирять и пойду скорее на каток.

Буква и:

— Вася, а почему у тебя коньки враждуют друг с другом?

— Это почему ты так решила?

Буква и:

— Так я же главная в корне – -мир- , а коньки надо примерять!

Корень – -мер-:

— Мою букву е хоть и не слышно в слове примерять, зато все ребята любят примерку новых вещей.

— Понятно. Коньки я буду примерять. У нас в городе замечательный стадион. В прошлую зиму его старожил мой сосед.

Словарь:

— Этот человек давно живёт в вашем городе или доме?

— Нет, он совсем недавно приехал жить в наш город.

Словарь:

— Тогда почему ты называешь его старожилом. Старожил – человек, который много лет живёт в одном месте (городе). А стадион сторожил сторож.

— Теперь запомню. Сосед стадион сторожил. А далее напишу так: «Возле дома у нас есть горка. Малыши лихо скатываются с неё. После забав на свежем зимнем воздухе можно поседеть в кафе за чашкой горячего чая».

Буква и:

— Нет, этого нельзя допустить! Малыши и уже седые! Поседеть в кафе! Какой ужас!

— Но я ничего об этом не написал!

Буква е букве и:

— Пожалуйста, дорогая, занимай скорее своё место! Вася, записывай – посидеть. Успел?

— Ой, закончилось действие волшебства. А со словами поседеть — посидеть я уже и сам справлюсь. Спасибо вам всем огромное. Теперь я и сочинение напишу без ошибок, и со словарём подружился, и с корнем. К буквам буду относиться с ещё большим уважением. Оказывается, одна неправильно написанная буква – это не только орфографическая ошибка, может измениться и смысл слова, то есть лексическое значение слова.

Страшно представить, что слова с неправильным написанием стали бы делать те действия, которые им прописал Вася.

Вот так при помощи трудолюбия и уважения к русскому языку можно многому научиться и не быть невеждой.

Спасибо за интересное задание!

Задание меня действительно заинтересовало, и я обратился к словарям. В них я нашёл другие пары слов, которые одинаково произносятся, но имеют разное правописание в корне слова. В словах разредить – разрядить, при произношении вообще слышится буква и. Оказывается, так «ведут себя» не только глаголы. Например, существительные: частота – чистота.

Описание части игры, в которую играют мальчишки нашего двора.

«Секретная инструкция разведчика для работы в тылу врага». Игра для ребят 7-11 лет.

Лист бумаги №1 обмакнуть (погрузить в жидкость). Лист №2 – не должен промокать (пропитываться влагой).

Прочитать текст задания на листе №1. Запомнить маршрут. Возле нужного дома надо осмотреться. Ранее был замечен человек, который сторожил дом. В доме №65 по улице Танковой есть старожил. Взять у него информацию о нужных нам объектах. Назвать пароль, чтобы старожил отворил дверь.

В листе №2 описание задания. В квартире отварить себе три сосиски. В тёмной комнате посветить себе фонарём и взять в шкафу костюм. В этом костюме сделать работу, которой необходимо посвятить один час. Костюм надо примерять внимательно, в нём много секретной аппаратуры, необходимой для агентурной работы, чтобы осторожно примирять противников. Проверить частоту звука и чистоту звучания аппаратуры.

После выполнения задания разрешается отдых. Можно посидеть с удочкой у реки. Там же незаметно разрядить оружие. Стрелять по мишеням нельзя, а то испугаются и поседеют от страха отдыхающие. Можно разредить посадки кустарника на берегу, поласкать собачку, пока её хозяйка будет полоскать бельё в реке.

Возвратиться в штаб для получения дальнейших инструкций.

В игре малыши не задумываются о том, что одинаково произносимые слова могут иметь разный смысл и правописание. Когда они станут пятиклассниками, им откроют свои секреты лексика и морфемика, а это может быть еще интереснее игр в «войнушку».

Лингвистическая сказка о том, что значат дружба и взаимопонимание.

Хорошо живется девочке Кате. Дом у неё – полная чаша: красивая мебель, посуда, музыкальный центр, огромные зеркала и другие нужные вещи. Учится Катя в шестом классе. И всё бы ничего, да учиться Катюшке не очень хочется, а вот оценки к её домашнему убранству подошли бы только хорошие и отличные.

Вот она решила, да и маму плохими оценками огорчать не хотелось, прибегнуть к волшебству.

Читать Катя не любила. Книг, кроме школьных учебников, у неё не было. А вид толстых словарей, справочников, энциклопедий её вообще приводил в ужас.

В этот замечательный весенний день настроение Кати было совсем нерадостным. Домашним заданием по русскому языку было написание сказки о дружбе и взаимопонимании слов в русском языке. Учитель предупредила, что нужно подружить ещё между собой существительное и прилагательное, иначе сказка не получится.

Книгу В. Губарева «Королевство кривых зеркал» Катя не читала. А вот фильм, снятый по этой книге, она увидела. Телевизор — то у неё был.

Подошла Катя к своему красивому зеркалу и начала умолять: «Зеркальце, пожалуйста, помоги мне! Я не могу, ну никак, подружиться с существительным и прилагательным! А Вера Ивановна говорит, что я должна ещё помочь подружиться существительному и прилагательному между собой.

Я буду беречь тебя, вытирать пыль».

Вдруг зеркало заволновалось, стало переливаться всеми цветами радуги и, наконец, вымолвило: «Я помогу тебе, но ты должна будешь выполнять мои очень легкие и простенькие задания».

Катя радостно закричала: » Ура! Получилось! Говори скорее свои задания».

Зеркало:

— В удивительной стране Грамматике есть город Морфология. В городе свои законы и правила. Там знают все особенности существительного и прилагательного. Давненько я там не была, с удовольствием отправлюсь с тобой в увлекательное путешествие!

Волшебное заклинание: » Грамматика – морфология — часть речи –имя существительное, имя прилагательное».

— Интересно как! Вокруг слова и предложения. А как себя надо вести, чтобы не разрушить эту красоту?

Зеркало:

— Надо знать морфологические признаки существительного, прилагательного, да и других частей речи. Это закон города!

— Я знаю, что признаки бывают постоянные и непостоянные. Только подскажи мне немножко, зеркало!

Зеркало:

Прилагательное. Постоянные признаки: Разряд по значению (прилагательные: качественные, относительные, притяжательные). Непостоянные признаки: род, число, падеж.

— Основные правила мне понятны. Теперь я смогу путешествовать по Морфологии. Узнаю секрет дружбы и взаимопонимания существительного и прилагательного.

Может, ты поможешь, зеркало?

Зеркало:

— В обращении ко мне ты, Катя, назвала только одну часть речи. Зеркало — имя существительное. Слово зеркало без слова волшебное, а это прилагательное, может выполнить только часть работы. Дальше сама разгадывай тайны города.

Путешествие Кати по волшебному городу.

Идет Катя по городу и всё удивляется. Вокруг неё ровные улицы предложений. Дома из слов. Названия улиц: Большая Медведица, Оранжевая, Весна. Рядом с названием улицы – кнопочка есть. Дотронулась Катя до неё, появился большой экран. А на экране рядом со словом весна, много других слов выплывает. И все они выстраиваются в предложения. Да красивые такие!

Пришла весна — красна. Солнышко веселое, радостное. Небо голубенькое, с беленькими цветочками — облаками. Облако смеются задорно и приветливо. Травка от счастья песни поет и тянется к солнцу.

Самое настоящее волшебство совершается. А зеркало стоит в сторонке, да так загадочно улыбается. Кате эту свою тайну зеркало никогда не расскажет, иначе потеряет свои волшебные свойства. Ведь в домах — словах помощники есть. Их создало зеркало. Это был большой труд. Нужно много книг перечитать, благо, что у прежних хозяев их много было. Девочка из этого дома любила их читать перед зеркалом.

Так и выстраиваются предложения в рядочки и отправляются строить новые улицы и дома. Радуется за них Катя, город — то всё хорошеет.

Катя внимательно посмотрела и увидела, что прежде чем встать на своё место в предложении, слова подходят к нужному домику — помощнику.

Домик «Род». Солнечный стал солнечной весной. Домик «Число». Почка – почками. Домик «Падежи». Весенняя крыша стала весенней крышей. Из домика » Качество предмета» вылетали слова: широкая, юная, зеленая, невесомая, теплая, сладкий, круглое, искренний. А домик «Притяжательные прилагательные» сразу предупреждал, что его жители без существительных вообще обходиться не могут. Катин дом, заячья шубка, медвежья услуга.

Впереди были и другие домики, но Кате вдруг самой захотелось найти много – много красивых слов и написать добрую, умную сказку.

Она поняла, что существительные и прилагательные дополняют друг друга. За счёт имен прилагательных сказка становится более выразительной, яркой, запоминающейся.

Катя воскликнула:

— Волшебное зеркало, спасибо тебе! Отпускай меня скорее домой! Мне сказку писать надо.

Зеркало:

— Вернешься, если ответишь на вопросы и выполнишь задания. Приведи примеры существительных, которые имеют значение признака и обозначают его как предмет.

— Желтизна, щедрость.

Зеркало:

— А какие ты знаешь существительные, которые имеют форму только множественного числа?

— Горелки, волосы, чернила.

Зеркало:

— Прочитай первую строфу из стихотворения Г. Граубина «В утреннем лесу»:

От сырости ежится цапля,

Нахохлились кряквы, тихи.

Дрожит изумрудная капля

В зеленой ладошке ольхи.

Найди прилагательные-синонимы, как изменится смысл и звучание этих строк, если первый синоним заменить вторым.

— Капля сольется с листом, и ее совсем не будет видно. А слово изумрудная показывает, что капля прозрачная, переливающаяся в лучах солнца. Синонимы показывают оттенки значений, стилистической и эмоциональной окраски слова.

Я тоже хочу писать и говорить так точно и красиво.

Зеркало:

— Молодец, Катя! Ты хорошая ученица. Теперь, я верю, что помогала тебе не зря.

— Я не только поняла, почему дружат части речи – существительное и прилагательное, но мне захотелось самой узнать много новых слов и правил пользования ими.

Наш русский язык – это национальная гордость, большая ценность для каждого, кто считает его своим родным языком. Его нужно беречь, любить, сохранять и защищать. Нужно обязательно знать правила написания и произношения слов, хорошо владеть его языковыми нормами. Ведь недостаточно развитая речевая культура снижает рейтинг любого ученика.

Зеркало:

— Волшебное заклинание: » Грамматика – морфология — часть речи –имя существительное, имя прилагательное».

— Ой, что это я стою у зеркала! Столько ещё дел! Дождусь маму с работы и попрошу её сходить со мной в книжный магазин «Школьник». Это помощник учеников нашего города Купино.

Урок твой, волшебное зеркало, я не забуду. Ты у меня всегда будешь сверкать от чистоты и красоты!

Что такое зачин в сказке? Сказочный зачин, присказка и концовка

Зачин — что это такое? Примеры

В народных произведениях зачин состоит из традиционного набора слов, содержит общепринятую формулу. Зачин связан с повествованием, он указывает на время и место действия, называет персонажей.

Например, в былинах про русских богатырей и князя Владимира Красно Солнышко зачин может быть таким:

Как во славном во городе во Киеве,
У ласкового князя у Владимира..

«Богатыри». Виктор Васнецов

Слово «зачин» происходит от глагола «зачинать» — то есть начинать, приступать к чему-либо. Русская пословица гласит: «Зачин дело красит». Это значит, что хорошее начало предопределяет успех всего дела.

Синонимы к слову «зачин»: начало, вступление, введение, присказка, запев.

Зачин, присказка и концовка в сказке

Концовка — это традиционное завершение сказки. Например: «И я там был, мед-пиво пил…»; «И жили они долго и счастливо…»; «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»; «Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец».

Присказка — это короткая забавная история, которую рассказывают перед полноценной сказкой. Цель присказки — захватить внимание слушателя, раздразнить его и развеселить, подготовив к восприятию настоящей длинной сказки.

Пример присказки: «Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?»

Иллюстрация к присказке «Жил-был царь…». Иван Билибин

Присказка в сказке и запев в былине не являются зачином в полном смысле — они не связаны с повествованием, это внесюжетные элементы. Не зря после присказку часто заканчивают словами: «Это присказка — не сказка, сказка будет впереди».

Вообще же, присказка встречается нечасто — в фольклорных сборниках их можно пересчитать по пальцам. Вероятно, их использовали для привелечения внимания лишь скоморохи и иные профессиональные рассказчики.

Зачин в литературе

«Искусственный» зачин иногда используют поэты в стилизациях народных песен или сказок. Однако в них уже нет традиционных повторяемых формул, так что подобный «зачин» — это уже литературная игра.

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы,
Про твово любимого опричника
Да про смелого купца, про Калашникова.

М.Ю. Лермонтов, «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Зачин в сказке «Царевна-лягушка»

«Царевна-лягушка» — волшебная сказка, в ней происходят чудеса и невероятные превращения.

В начале у сказки — зачин: «В некотором царстве, в некотором государстве…»

Завершается сказка концовкой: «И стали они жить дружно, в любви и согласии».

Тут и там в сказке встречаются повторы: жил-был, подумал-подумал, царство-государство, осыпали костями-огрызками.

Используются неизменные эпитеты: тугие луки, острая стрела, птицы летучие, животные рыскучие, солнце ясное, столы дубовые, повесил буйну голову, дремучие леса.

Иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка». Иван Билибин

Зачин в сказке «Сивка-Бурка»

Зачин в сказке про Сивку-Бурку следующий: «Жил-был старик, у него было три сына».

Концовка: «Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».

«Сивка-бурка, вещая каурка». Типография товарищества И.Д. Сытина, 1906 год

Зачин в сказке «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо»

Зачин в сказке про Ивана — крестьянского сына и Чудо-Юдо: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына».

Зачин в былине «Вольга и Микула Селянинович»

В былине о Вольге Святославовиче и Микуле Селяниновиче зачин посвящен рождению и взрослению князя Вольги:

Когда воссияло солнце красное,
На тое ли на небушко на ясное,
Тогда зарождался молодой Вольга,
Молодой Вольга Святославович.

Смысл зачина былины «Вольга и Микула Селянинович» в том, что он описывает становление князя Вольги, готовит к его противопоставлению с крестьянином Микулой.

Вольга Святославович и Микула Селянинович. Иллюстрация Ивана Билибина

Былина украшена повторами, гиперболами (художественными преувеличениями) и постоянными эпитетами.

Зачин в сказке «Конек-горбунок»

«Конек-горбунок» — литературная сказка в стихах, написанная Петром Ершовым в 1834 году. Это не народная сказка, поэтому у нее оригинальный авторский зачин:

За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба — на земле,
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына.
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.

Концовка также стилизована под народную сказку:

Сердцу любо! Я там был,
Мед, вино и пиво пил;
По усам хоть и бежало,
В рот ни капли не попало.

Иллюстрация к сказке «Конек-горбунок». Владимир Милашевский

08:13 — Концовки сказок (разнообразить свое сказительство)

Концовка – это последние слова сказки, рассказ о том, чем кончилась история, ее мораль. Но ещё чаще и обращение к слушателю, переключение на реальность, рассказ сказочника о самом себе как связующем пространство сказки и явь.

И жили они долго и счастливо

И стали они вместе жить да поживать да добра наживать

И я там был , мёд – пиво пил , по усам текло, а в рот не попало.

Я сам у него в гостях был. Брагу пил, халвой закусил! Обо всём разузнал и вам рассказал.

Я там недавно была, мёд-пиво пила, в молоке купался, полой утирался.

А кто эту сказку сказал, всё это своими глазами видал.

Кто не верит, – пусть проверит

Вот вам сказка, мне бубликов вязка.

Тут и сказки конец, а кто слушал ― молодец

Был у Иванушки колодец, в колодце рыба елец ,а моей сказке конец

Жили царь с царицей, а в саду у них колодец, а в колодце корец, а моей сказочке конец.

Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок
Мы мешок развязвли, вам сказок насказали. А теперь завяжем мешок — и дальше пойдем, новых сказок наберем. А вы нас ждите — пироги пеките!
Статья «Концовки волшебных сказок: путь героя и путь рассказчика», о том, что концовка – мини-путешествие в иной мир, с соотв. деталями и ступенями. http://www.ruthenia.ru/folklore/antonov1.htm
Какие еще концовки знаете — пишите.

Tags: присказка, сказка, статья

Картотека, стихотворные » Присказки»

Картотека- присказки

Было оно или не было,

правда ли то или нет

Послушаем лучше, что сказка сказывает…

Жила-была в тридевятом царстве,

В тридевятом государстве.

Девица – краса, длинная коса.

Сидела она у окошка,

Да сказки молвила.

Сказки старинные,

не короткие, не длинные.

Было это или не было,

Только говорят, вот как было…

Занавес открывается, сказка начинается

Вот ворота открываю, сказку сразу начинаю!

Когда это было – не помню я,

Где это было не ведаю.

Только дед мой рассказывал сказку эту

Всем на удивление, начинаем представление

За ступенькою ступенька – будет лесенка.

Слово к слову ставь складенько –

будет песенка.

А колечко за колечко – будет вязочка.

Сядь со мною на крылечко –

слушай сказочку

В Сказке может все случится

Наша сказка впереди.

Сказка в гости к нам стучится,

Скажем сказке – заходи!

Из-за лесу с крутых гор едет дедушка Егор.

Сам на кобылке, жена на коровке.

Дети на телятках, внуки на щенятках.

Съехали с гор, развели костер,

Кушают кашку, слушают сказку

В некотором царстве,

в некотором государстве,

Жил-был купец, именитый человек

Книжка открывается, сказка начинается.

Про зайчишку и лису,

и про всех зверей в лесу

В некотором царстве,

в некотором государстве,

На ровном месте, как на бороне,

Верст за триста в стороне,

В месте именно в том,

В котором мы живем.

Жил был…

За морями за долами

Не на небе, на земле.

Жил старик в одном селе.

Сочинял стихи и сказки

Про героев молодцов.

И одну из этих сказок

Вам поведать я готов

Дашенька-толстушка

Ехала к подружке,

А сказку услыхала

И в гости не попала.

Сказка всем известная,

Очень интересная

Курица-красавица у меня жила

Ах, какая умная курица была!

Шила мне кафтаны, шила сапоги.

Сладкие, румяные пекла мне пироги

А когда управится, сядет у ворот –

Сказочку расскажет, песенку споет

Друзья! Не будьте глухи.

Даны нам слушать уши,

Два уха и один язык,

Чтоб слушать больше,

Нежели говорить

Красна песня ладом,

А сказка складом.

Сядь со мною на крылечко

Слушай сказочку

Давно это было, старые люди этого не помнят, и рассказывают то, что они от отцов и дедов слыхали…

Книга открывается, Сказка начинается.

Я страницу открываю, сказывать я начинаю

Да князья послушайте, да бояре послушайте,

Да мужички-то земские,

да ребятушки махоненькие

Да крестьянушки пахотные,

Не шумите — послушайте,

Я вам старинушку скажу

Кто скажет было то, или не было,

Только верно то, что жил на свете…

Давно ль это было или недавно, так ли.

Было или не так – теперь никто уже о том не знает. Расскажу вам то, что деды своим внукам рассказывали, а внуки своим внукам

Всякое дело в мире творится,

Про всякое дело в сказке говорится…

Жили-были муж с женой.

Муж-то примется за шутки,

А жена за прибаутки,

Что на весь крещенный мир!

Это присказка ведется,

Сказка после начнется.

Красна песня ладом,

А наша сказка складом.

Сказка наша складка,

А послушать ее будет сладко

Послушайте, детки, сказочку,

Сказочку интересную,

Сказочку чудесную

Многому нас учит сказка

Доброте, терпенью, ласке.

Сказка мудрость, знанья свет!

Сказочный вам шлет привет

Начинаем представленье

Детворе на удивленье

Летела сова – веселая голова;

Вот она летела, летела и села.

Да хвостиком повертела,

Да по сторонам посмотрела.

И опять полетела, села,

Хвостиком повертела

Да по сторонам посмотрела…

Это присказка, сказка вся впереди…

На ровном месте – как на бороне

От всех дорог в стороне,

В глухой деревушке

Жили были старик со старухой

Начинается новая сказка,

Варится в печи кашка

Кашка упреет – и сказка поспеет

А будет эта сказка…

На море, на океяне

На острове Буяне

Живет кот воркот

Налево идет – песни поет,

Направо идет – сказки сказывает.

Только это не сказка, а присказка.

Посиди, да погоди –

Сказка будет впереди.

Начинается сказка, да сказывается.

Слушайте внимательно,

Слушайте да смотрите.

Смотрите, да запоминайте.

Говорят, что за горами,

да за синими морями

Чудо остров лежит, на нем царство стоит.

В том царстве жил-был царь,

Стороны той государь

Ой, ребята, та-ра-ра!

На лугу стоит гора,

А на той горе дубок,

А на дубе воронок.

Утром он в трубу трубит,

К ночи сказку говорит.

Собираются зверьки

Ворона послушать,

Пряники покушать

Про одно и тоже разные люди по разному сказки сказывают. А вот, что видел сам…

Посылали молодицу

Под горушку по водицу.

А водица – далеко,

А ведерко велико.

Это еще не сказка – присказка.

А сказка впереди

Прискакали Ермаки – золотые колпаки,

Приезжали ермошки – серебряные ножки.

Поели-попили – луком закусили,

Новой сказки запросили

Буду им рассказывать, и ты послушай…

Разожгу я печку, сяду посижу.

И ребятам нашим сказки расскажу

Расскажу вам сказку новенькую, из диковинок диковинку!

Расскажу вам деточки сказочку:

Недлинную, не короткую,

Не глупую, не умную,

А волшебную, преволшебную

Сказка из похождений слагается

Небылицами минувшего отзывается,

За былями не гоняется,

Тут занавес открывается

Слушайте все, кому охота

Славную сказочку вам расскажу.

В сказочке этой нет вранья,

А если есть, так слова два

Слушайте, послушайте,

Расскажу вам сказочку

Длинную – предлинную.

Хорошую – прехорошую,

Интересную — преинтересную

Свет погас, сейчас увидим,

Как горит перо жар-птицы.

Занавесь открылась, сказка появилась

Сказка эта переходила из уст в уста и дошла, наконец, до нас с вами. Слушайте ребятки…

Слушайте ребятки, сказку по порядку.

Слушайте, не перебивайте.

Что увидите — запоминайте

Сказка из похождений слагается, небылицами минувшего отзывается.

От начала начинается.

Запоминайте это правило обязательно.

И слушайте сказку внимательно

Сказка эта ходила из уст в уста

И, наконец, дошла до нас с вами.

Слушайте ребятки

Сказка начинается, до конца читается,

В середине не перебивается.

Запомните это правило обязательно

И слушайте сказку внимательно

Сядем рядком, да послушаем ладком.

Ляг брюшком, да послушай ушком

Слушайте люди добрые,

Что у нас говорят,

что сказывают

Какие сказки рассказывают

Слушайте, ребята, сказочку

Про то, что было давным-давно.

За семью горами,

За семью морями

В тридесятом царстве,

В тридесятом государстве…

Садитесь пироги с капустой кушать, да сказку бабушкину слушать

Слетались птицы с моря,

Садились у нас на заборе,

Пели птицы, сказывали птицы

Песни да сказки, были да небылицы.

А птица-синица села на кочку

И рассказывала про

Иванушку и царскую дочку

Сказка от начала начинается,

До конца читается

В середине не перебивается

За былями не гоняется,

Тут занавес открывается

Смотрите, кто там мчится?

Я к вам уже пришла,

И много-много сказок

В корзине принесла.

Одну я переняла,

Да вам привезла

Называется…

Тут зайчик вбег в избу, наелся, напился, и спать повалился. Когда зайчик проснется, тогда и сказка начнется

У нашего Петрушки –

бубенчик на макушке

И всех веселее он.

У нашего Петрушки –

бубенчик на макушке

И сказок миллион.

Волшебный ларец открывается

И сказка для вас начинается

Хочу я вам сказочку рассказать,

Да о старых временах поведать,

А сказки складывались тогда необыкновенные,

Вот послушайте…

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали,

Когда сказку услыхали, к нам прибежали

Да сказку сказывать стали

Шел тропинкой старичок,

старичок-лесовичок.

Весь мохнатенький, сучковатенький.

Нес он сказки в корзинке,

А куда свернул с тропинки

Мы и не заметили,

А вы его не встретили?

Эту сказку когда-то рассказала баба деду,

Дед – соседу, сосед – куме,

Кума – вороне да сороке.

Сорока жить не могла, покуда всем не разнесла!

От нее и я знаю, да и вам расповедаю

Это случилось очень давно, Когда деды наших дедов были маленькими мальчиками,

А бабушки наших бабушек – маленькими девочками

Я веселый майский жук,

Знаю сказки все вокруг,

А сейчас не откажусь,

Еще послушать хоть одну

Этой сказки вы пожалуй не поверите. Однако мой дедушка, рассказывая ее всегда говорил: не всё в сказке выдумка, есть в ней и правда. А то зачем бы стали люди её рассказывать. Начиналась эта сказка так…

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *