Древо иггдрасиль

Мировое дерево — с древних времён гигантский ясень соединяет своими ветвями и корнями все девять миров скандинавской мифологии.

Здравствуй, друг, рад видеть тебя здесь. Меня зовут Гаврилов Кирилл и это мой Северный дневник. Сейчас я расскажу тебе всё о мировом дереве Иггдрасиль.

Мировое древо Иггдрасиль

Мировое дерево — стержень всей скандинавской мифологии. Давным-давно когда не было ни миров ни богов вырос ясень Иггдрасиль или Лерад. Держит на себе это древо все миры и связывает их между собой.

Иггдрасиль — основа вокруг которой происходят все события мифов и легенд древних скандинавов. Как кольцо в связке ключей, соединяет он все мифы воедино.

9 миров Иггдрасиля

Ясень делит вселенную на три вертикальных уровня: подземный, средний и небесный. По три мира находятся на каждом уровне. А всего миров девять. Всегда лучше один раз увидеть — поэтому познакомься с известным рисунком, который показывает все миры, основные события и персонажей скандинавской мифологии.

Верхние миры:

  1. Асгард — страна скандинавских богов-асов (Один, Тор, Бальдр, Фригг и др.) Большой защищенный мир в котором располагаются чертоги богов и легендарная Вальхалла — дворец павших воинов.
  2. Ванахейм — обитель скандинавских богов-ванов (близнецы Фрейр и Фрея, их отец Ньёрд и колдунья Гулльвейг) светлое мирное и спокойное место.
  3. Альвхейм или Льесальвхейм — мир светлых альвов или эльфов. Мир необычайной красоты и веселья.

Средние миры:

  1. Мидгард — средний мир. Мир смертных, в котором живут люди, располагаются земли, моря и океаны. А опоясывает его мировой змей — Ёрмунганд.
  2. Ётунхейм или Утгард — мир скандинавских великанов Ётунов — главных противников богов.
  3. Муспельхейм — один из первых двух миров (еще Нильфхейм) — царство вечного огня обитель огненных великанов и их правителя Сурта — пламенного гиганта, который спалит всё живое во время Рагнарёка.

Мрачный и туманный Хельхейм — Alessio Sordini

Нижние миры:

  1. Нильфхейм — один из первых двух миров (еще Муспельхейм) — царство тьмы и холода. Из его холода и огня Муспеля родился Имир — первое живое существо, давшее начало всему живому.
  2. Свартальвхейм — подземная страна тёмных альвов или цвергов или гномов или дворфов. Живут там искусные мастера цверги и нет им равных в ремёслах. Именно темные альвы ковали артефакты для богов.
  3. Хельхейм — царство мёртвых, сюда попадают все умершие от болезни голода и старости. Правит в нём Хель — богиня смерти.

Существа мирового ясеня

Глубоко под землей среди корней Иггдрасиля живет множество змей. Дракон Нидхёгг — самый большой среди них, ежедневно он подгрызает корни древа, старается умертвить ясень. Нидхёгг живет в царстве смерти — Хельхейм. Грызущий дерево дракон символизирует вечную борьбу жизни (Иггдрасиль) и смерти (Нидхёгг).

На вершине мирового дерева сидит гигантский орёл — символ бога Одина. (Верховный бог часто превращается в орла во время своих приключений. Но также птицами Одина являются два ворона — Хугин и Мунин). На голове гигантского орла (или между его глаз) сидит ястреб — Ведрфельнир наблюдающий за всем происходящим свысока.

Дракон Нидхёгг и белка Рататоск в работе Kahito Slydeft

По стволу мирового дерева бегает белка — Рататоск или Вострозубка. Передает она послания от орла к дракону и обратно, которые никогда друг друга не видели. Специально превращает их слова в обидные ругательства, а потом радуется ссоре двух гигантов.

Среди ветвей Иггдрасиля, живут четыре оленя: Даин и Двалин, Дунейр и Дуратрор. Подъедают они листья дерева жизни.

Норны — богини судьбы — Alexander Smolyakov

Еще с Иггдрасилем связаны три норны, три женщины — младших богини. Старая и дряхлая Урд — норна судьбы и прошлого. Зрелая и Вердани — норна становления, настоящего и зрелости. Молодая и красивая Скульд — норна долга, норна будущего. Живут они у корней мирового ясеня Иггдрасиль, поливают его корни из источника Урд продлевая дереву жизнь. Плетут нити судьбы всех и каждого.

Если тебе интересно, у меня в дневнике, можешь познакомиться со всеми богами и богинями и существами скандинавской мифологии.

Иггдрасиль в скандинавской мифологии

Упоминания о мировом дереве встречаются на протяжении всех событий скандинавской мифологии. Сейчас я познакомлю тебя с ними:

Старшая Эдда, Речи Гримнира Перевод А. И. Корсуна:

  1. Три корня растут на три стороны у ясеня Иггдрасиль: Хель под одним, под другим исполины и люди под третьим.
  2. Рататоск белка резво снует по ясеню Иггдрасиль; все речи орла
    спешит отнести она Нидхёггу вниз.
  3. И четыре оленя, рога запрокинув, гложут побеги: Даин и Двалин,
    Дунейр и Дуратрор.
  4. Глупцу не понять, сколько ползает змей под ясенем Иггдрасиль:
    Гоин и Моин — Граввитнира дети, — Грабак и Граввёллуд, Офнир и Свафнир, — они постоянно ясень грызут.
  5. Не ведают люди, какие невзгоды у ясеня Иггдрасиль: корни ест Нидхёгг, макушку — олень, ствол гибнет от гнили.

Изображение Иггдрасиля в старинной рукописи XVII Исландия

Младшая Эдда, Видение Гюльви Перевод О. А. Смирницкой:

  1. Тогда спросил Ган­гле­ри: «Где со­бира­ют­ся боги или где главное их святилище?». Вы­сокий от­ве­тил: «Оно у ясе­ня Игг­дра­силь, там вся­кий день вер­шат бо­ги свой суд»
  2. Ясень я знаю по име­ни Игг­дра­силь, дре­во, омы­тое вла­гой мут­ной, ро­сы от не­го на до­лы нис­хо­дят; над ис­точни­ком Урд зе­лене­ет он веч­но.
  3. Де­рево луч­шее ясень Игг­дра­силь.

Иггдрасиль в исполнении художника haru aki

Мировое дерево в других культурах

Кроме скандинавской мифологии образ мирового дерева или дерева жизни встречается у славян (почти полная копия Иггдрасиля). Похожий образ встречается у мордвы в виде древа Эчке Тумо. В тюрских и иранских легендах, а так же в исламе, каббале и буддизме.

В большинстве этих культур дерево представляется мировой осью — связью разных уровней и измерений.

Дерево жизни Ихор — Caelan Stokkermans

Символ Иггдрасиль

В 1910 году, неподалёку от шведского посёлка Överhogdal были найдены несколько хорошо сохранившихся гобеленов X — XI. На одном из них был изображен Иггдрасиль.

Использовали ли викинги этот символ где-нибудь еще, никто не знает. Есть предположения что древние скандинавы именно так изображали мировое дерево, украшая им ритуальные предметы и ювелирные украшения.

Иггдрасиль и скандинавские татуировки

Среди татуировок в скандинавском стиле, мировое дерево встречается намного реже чем популярные сейчас Агисхьяльм, Вегвизир или Валькнут. Но зато имеет большой простор для фантазий и задумок.

Часто вместе с мировым деревом изображают сюжеты скандинавской мифологии, богов и существ. Множество корней и ветвей позволяют объединить несколько эскизов и рисунков или символов между собой, соединить вместе другие татуировки.

Иггдрасиль на спине — татуировка объединяет в себе мировое дерево и волков Одина — Гери и Фреки.

Иггдрасиль в современной культуре

Мировое дерево — важный символ германо-скандинавской мифологии. Его можно встретить в работах современных художников, рисующих на скандинавскую тематику. Иггдрасиль чаще всего считают символом единства. Дерево жизни встречается на ювелирных изделиях: кольцах, амулетах, подвесках-оберегах и т.п.

Используется в сувенирных и тематических славянских и скандинавских товарах. Печатается на футболках, толстовках, кожаных аксессуарах и предметах декора, как древний символ мифологии викингов. Часто украшается символами и узорами, такими как рунический круг и подобные ему рунические надписи.

А на этом у меня все. Большое спасибо за то, что дочитал запись до конца. Надеюсь я смог рассказать тебе что-нибудь новое и интересное — это важно для меня. Если понравилось — заглядывай в раздел Северная мифология и устраивайся поудобнее.

Запись украшают работы художников:

Кстати, о художниках, я очень люблю красивые и качественные арты рисунки и эскизы. Если ты тоже, то в разделе Северные арты я познакомлю тебя со многими интересными и талантливыми художниками и их работами на тему средневекового севера.

Чтобы всегда быть в курсе новых записей и событий, вступай в наше сообщество Freinheim. А все остальные записи и разделы моего дневника можешь найти в оглавлении.

Древо Иггдрасиль — история амулета

Древо Иггдрасиль представляет собой важный символ в скандинавской мифологии, оно, словно кольцо в связке ключей, связующее между собой все древние мифы. Как гласят легенды, древо Иггдрасиль выросло ещё до сотворения мира, когда не существовало ещё ни людей, ни богов.

Не только в скандинавской культуре и мифологии упоминается об этом древе, — похожие описания мирового дерева можно найти и у славян, а также у многих других народов (тюрских, иранских). Встречаются упоминания о нем в буддизме, в исламе и кабалле. Во многих этих культурах Иггдрасиль представляется осью мира, связывающей разные сферы и стихии.

Из каких миров состоит Иггдрасиль?

Иггдрасиль вмещает в себя сразу девять разных миров, взаимодействующих и связанных друг с другом. В каждом из этих миров обитают свои жители, имеющие свою особенную энергетику. Каждый представитель того или иного мира имеет собственную миссию в работе всей Вселенной.

Один из миров Древа — это мир под названием Муспельхейм, в котором правит огненный великан по имени Сурт. Великана Сурта охраняет армия сынов Муспелля. Мир Муспельхейм заключает в себе огненную энергию, это чистый огонь и плазма, которые обладают невероятной силой, способной разрушить всё живое. Но в то же время эта сила может быть направлена и в созидательное русло, не разрушающее, а создающее что-то новое и великое.

Ещё один мир называется миром Асгард. Этот мир окружает высокая стена, а населен он Асами, известными тем, что с начала сотворения мира они взаимодействуют с великанами.

В Асгарде обитают боги войны, а также живут хранители, миссия которых — следить за порядком во Вселенной, сохраняя его. Асгард — это мир, в котором находится много энергии, он полон дыхания и жизни.

Следующий мир, являющийся частью мирового древа — это мир под названием Ванахейм. Он представляет собой царство Ванов, которые относятся к особенной группе Богов. Они выступают как хранители магических тайн, также они ответственны за плодородие. Ваны наделяют людей сексуальной привлекательностью и объединяют пары для того, чтобы продолжалась жизнь во Вселенной. Символ мира Ванахейм — вода — живительный источник жизни для всего Иггдрасиля.

Ещё один мир называется Льюсальфхейм. В нём обитают альвы, которые являются духами природы. Они так же, как и Ваны следят за плодородием. Но помимо этого даруют ещё ясность ума, помогая добиваться поставленных целей.

В следующем мире под названием Мидгард, живут сами люди. Этот мир отвечает за всё, что связано с материальными ценностями, с физическими проявлениями. В нем важное значение имеют чувства и желания.

В мире под названием Свартальфхейм живут темные альвы. Они являются умелыми кузнецами и мастерами, охраняют и владеют всеми богатствами и тайнами подземного мира.

В мир Ётунхейм обитают старейшие жители Вселенной. Они намного старше богов, именуемых великанами. По легенде именно в этом мире Один пожертвовал свой глаз затем, чтобы овладеть тайными знаниям и обрести магические способности. В Ётунхейм хранится информация о прошлом, настоящем и будущем Вселенной.

Восьмой мир, мир под названием Хельхейм является мёртвым. Он представляет собой Ничто, но одновременно включает в себя всё. Правительница этого мира богиня Хель. В её руках находитсяжизнь и смерть. Пёс Гарм стоит на защите этого мира, не впуская в него посторонних. Хельхейм означает завершение Пути. Здесь обнажается правда обо всем, что было скрыто, всё тайное становится явным.

Последний, девятый мир, носит название Нифльхейм. Это нижний из всех миров, имеющий свойства, полностью противоположные Муспельхейму. Из мира Нифльхейм вырос такой мир, как Хельхейм, олицетворяющий зиму и лед, то есть статичность, здесь нет никакого движения и изменения.

Великая мудрость и сила каждого живущего в современном мире человека заключается в том, чтобы обрести в себе гармонию всех этих миров, вмещая в себя все их характеристики, тем самым зародив в своей душе собственное Древо Жизни. И в этом может помочь амулет Иггдрасиль.

Значение символа Иггдрасиль в современном мире

Все миры, составляющие Иггдрасиль, складываются в руны, символизирующие целых 24 пути. Жить в гармонии с Древом Жизни — это значит, брать на себя ответственность за выбор своего пути. Люди вольны выбирать, как переплетутся их дороги, к какой цели они идут, и как долго по времени будет длиться их путешествие. В оберегах, относящихся к скандинавской мифологии, Иггдрасиль чаще всего изображается, окруженный рунами. Камни же, вставленные в оберег, означают положение разных миров на древе.

Таким образом, можно сказать, что значение Иггдрасиль имеет особый смысл.

Мировое древо представляет собой сбалансированность всех составляющих Вселенной, её энергию и взаимосвязь всего со всем.

За осознание этой мудрости Один когда-то отдал свой глаз, а все современные люди могут прикоснуться к мудрости вселенной, став владельцами амулета мировое древо Иггдрасиль.

Где ещё встречается Иггдрасиль в современной культуре?

Изображение Иггдрасиль встречается не только на амулетах, его можно увидеть и в работах многих художников современности, интересующихся скандинавской мифологией. Также Древо жизни часто изображается на различных ювелирных изделиях. Широко используется символ Иггдрасиль и при создании сувениров, в производстве славянских и скандинавских товаров. Его изображение можно увидеть на футболках или толстовках, на различных аксессуарах из кожи. Украшают им и предметы для декора, воспринимая Иггдрасиль как древний символ мифологии викингов. Мировое Древо часто изображается в окружении различных символов и узоров, оно дополняется также руническими надписями.

Таким образом, этот символ продолжает жить и в современности, несмотря на свою древнюю и загадочную историю.

Кому подойдет амулет Иггдрасиль?

Сегодня талантливые мастера изготавливают этот амулет как из дерева, так и из золота или серебра. Поэтому цена на амулет зависит от того материала, из которого он изготовлен. Также мировое Древо часто украшается драгоценными или полудрагоценными камнями. Подарить амулет древо Иггдрасиль можно тем людям, которые любят и почитают скандинавскую культуру, а также людям, увлеченным магией и рунологией. Подойдет амулет к разным стилям одежды, демонстрируя духовные убеждения человека и даруя ему покровительство Богов.

Амулет Иггдрасиль способен наделить своего обладателя мудростью, ясностью ума и силой воли. Он поможет обрести душевное равновесие, стать более гармоничным и целеустремленным человеком, способным выбирать верный путь в жизни и следовать ему до конца. Амулет поможет в достижении поставленных целей, в обретении новых знаний и новых духовных открытий.

Иггдрасиль — мировое древо

Одним из центральных элементов в мифологии и религиозных представлениях древних скандинавов является Иггдрасиль, исполинский ясень, Мировое древо, символизирующий Вселенную и ее устройство.

«Три корня растут на три стороны у Ясеня Иггдрасиль: Хель — под одним, под другим — великаны, и люди — под третьим.»

Старшая Эдда, Речи Гримнира — перевод с древнеисландского.

На вершине Иггдрасиля сидит мудрый орел, а между его глазами — ястреб Ведрфёльнир («полинявший от непогоды»), корни Иггдрасиля гложут дракон Нидхёгг и змеи. Перебранку между орлом и драконом переносит снующая по стволу белка Рататоск («грызозуб») — своеобразный посредник между «верхом» и «низом». На среднем уровне четыре оленя щиплют листья Иггдрасиля. Кроме того, олень Эйктюрнир («с дубовыми кончиками рогов») и коза Хейдрун едят его листья, стоя на крыше Вальхаллы. При этом коза Хейдрун питает неиссякаемым медвяным молоком павших в бою воинов (эйнхериев) в Вальхалле. Три корня Иггдрасиля простираются, согласно «Старшей Эдде», в царство мертвых, к великанам и людям или, согласно «Младшей Эдде», — к богам (асам), инеистым великанам (хримтурсам) и к Нифльхейму. Согласно «Младшей Эдде», у Иггдрасиля находится главное святилище, где боги вершат свой суд. Под корнями расположены источники — Урд («судьба»?), источник Мимира («память»), Хвергельмир(«кипящий котел»).

Медвяный источник великана Мимира, «в котором сокрыты знание и мудрость», питает Мировое древо медом. Священным живительным медом пропитан весь Иггдрасиль. Возле Урда, чье название, видимо, должно быть переведено как «Судьба», живут три женских божества – норны, определяющие судьбы людей и поливающие дерево из источника, чтобы оно не гнило. «И так священна эта вода, что все, что ни попадает в источник, становится белым, словно пленка, лежащая под скорлупой яйца.» (Младшая Эдда, Видение Гюльви).

У Иггдрасиля собираются боги (асы) чтобы вершить правосудие, верховный бог Один привязывает к его стволу своего коня о восьми ногах Слейпнира.

Очень интересна этимология самого названия Иггдрасиль. Один из вариантов перевода названия – «конь Одина» (Игг – одно из имен бога Одина). Но это не означает, что Один каким-то образом ездил на Иггдрасиле или владел им. Такое название тесно связано с мифом об обретении Одином тайных знаний, о его инициации в руны. По преданию Один провисел на Ясене Иггдрасиль 9 дней пронзенный собственным копьем (по некоторым источникам – мечом). Таким образом, он принес в жертву самого себя для того, чтобы познать мудрость рун. Один также пожертвовал одним своим глазом в обмен за глоток меда из Источника мудрости великана Мимира.

Иггдрасиль пребывает в пустоте бездны, именуемой «Гиннунгагап». Вокруг него вращаются Девять миров: Асгард («Мир асов»), Льоссальвхейм («Мир Светлых Эльфов»), Ванахейм («Мир Божественных Ванов”), Йотунхейм («Мир Инеистых Великанов»), Мидгард («Срединный Мир» — мир людей), Муспелльхейм («Мир Огня»), Свартальвхейм/Нидавеллир («Мир Темных Эльфов»), Нифльхейм («Мир Туманов») и Хельхейм («Мир Мертвых»).

Все миры связаны между собой неким общим путем, который позволяет путешествовать по мирам и носит имя Биврёст. (“Цветная Дорога” или “Дрожащая Дорога”). Биврёст — это небесная радуга, охраняемая богом Хеймдаллем. Один из исследователь скандинавской мифологии Жан де Ври называет ее “дорогой душ”.

Каждый из Девяти миров — это и впрямь отдельный маленький мирок, со своим счетом времени в сутках, своей особой сменой сезонов и длительностью года и т.д. Все они в этом отношении устроены по-разному. И каждый мир отделен от других своего рода преградой. Переходя из одного мира в другой, вы попадаете в другое время суток и года. Например, в Йотунхейме может стоять весеннее утро и бушевать гроза; но, перейдя оттуда в Ванахейм, вы увидите ясное небо и золотую листву ранней осени, залитую теплыми лучами заходящего солнца.

Нумерологически девять — это число Абсолюта, символ завершенности. Однако “девять” — это и число вечной жизни, вечного возобновления. Образ Иггдрасиля свидетельствует о постоянном круговороте, о непрестанном его разрушении и возрождении. Его листва служит пищей для оленя Эйктюрнира, с чьих рогов стекают все воды сущие, питая источник Хвергельмир, который, в свою очередь, поит древо… Иггдрасиль, Древо Жизни, символизирует неодолимую силу Жизни. Он и дает приют умершим, и возрождает к существованию с помощью своих ягод.

Мирча Элиаде считал Иггдрасиль “деревом в высшей степени космическим”. Когда настанет конец света, и мир, содрогнувшись, рухнет, Древо вздрогнет, но не упадет.

Древо возвышающееся, древо-фаллос, символ отца, и одновременно дуплистое, населенное множеством существ, символ матери, Иггдрасиль поистине есть отображение первоначального гермафродита, гиганта Имира, из тела которого, убив его, Один и его братья Вили и Ве создали мультиверсум во всей его красоте.

P.S. Публикация подготовлена на основе информации и материалов, размещенных в сети Интернет.

Древо Иггдрасиль. Девять необратимых Рун

Именно с этой стороны и нужно рассматривать легенду о Мировом Древе Иггдрасиль в Скандинавской мифологии.
Иггдрасиль:
Игг — разновидность ясеня;
Дра — дерево;
Силь — вселенское.
Считается, что Иггдрасиль — это ясень, но на нем растут все плоды и цветут все цветы, которые существуют в мире. Ягоды его обладают свойством, которое помогает женщинам разрешиться от бремени, а на листьях записаны судьбы людей. Следовательно, это и есть символ всего живого на земле, символ основы миров.
В Северной традиции существует направление под названием «Сейт», занимающееся путешествиями по разным направлениям действительности. Богиня Сейта — Фрейя.
По легенде, существуют «девять миров», именно их символами являются девять необратимых Рун. «Девять» — число вечной жизни и вечного возобновления.
Вертикальная опора — ось, которая представляет противостояние сознательного и бессознательного, света и тьмы. Горизонтальная плоскость — электрическая разрушительная энергия огня и магнитная созидательная энергия льда.
Хель (Хагалаз) — самый низший из миров. Царство мертвых, холода, мрака и неподвижности. Хозяйка в мире Смерти — Великанша Хель, дочь бога Локи и Ангрбоды. Ее жилище зовется Мокрая Морось, стены которого свиты из ядовитых змей, а двери выходят на север.
Через этот мир мы устанавливаем связь со своим Родом, прошлыми воплощениями, интуицией. Здесь происходит понимание своей цели в жизни.
Чуть выше находится Свартальфахейм (Эйваз)- мир темных альвов, карликов, двергов (цвергов). Это мир гномов, которые населяют мир под землей.
«Затем сели боги на своих престолах и держали совет и вспомнили о карликах, что завелись в почве и глубоко в земле, подобно червям в мертвом теле. Карлики зародились сначала в теле Имира, были они и вправду червями. Но по воле богов они обрели человеческий разум и приняли облик людей. Живут они, однако ж, в земле и в камнях. Был старший Модсогнир, а второй — Дурин.» .
Гномы знают волшебство, которым никогда не делятся. Они — искусные мастера, которые творят вещи, непосильные для людей и Асов. Они — самые искуснейшие мастера ювелирного и кузнечного дела. В области создания магических ценностей — они первые. Запасы золота и ценностей у них больше, чем в остальных мирах, за исключением миров Асгард и Хель.Среди них много мудрецов. Самое умное существо на свете — карлик Квазир, а второй после него — мудрец — Альвис.
Однако, существуют и обитатели Лессальфахейма, которые населяют землю и воздух над землей — эльфы. Они бесплотны, очень редко показываются, но их задача — делать мир радостным и веселым. Мы можем встретить эльфов в цветах, деревьях и в солнечном свете.
Наша проработка этого мира — изготовление амулетов и артефактов. Это работа с денежными потоками, мелким бизнесом и умением зарабатывать и принимать деньги.
Нифльхейм (Иса) — Страна Туманов, Царство Снега. Ясной погоды здесь не бывает никогда. Энергетика этого мира — пассивная.
Нифльхейм (инь) считается одним из двух первозданных миров. Кода он столкнулся с Муспельхеймом (янь), в южных областях начали таять льды и из под них появилось первое живое существо — великан Имир.
Застрять в этом мире надолго — очень опасно, ведь Обитель Холода способна «высосать» тепло из самого, казалось бы закаленного путника.
Здесь, в Нифльхейме ведется работа с Кармой и Дхармой.
Мидгард ( Йера) — двойник нашего мира, мир людей, срединный город, находится на центральной оси Древа.
Стены Мидгарда сделаны из ресниц первосущества — великана Имира. Огорожен мир океаном, в котором плавает змей Мидгарда — Ермунганд. По поверьям, змей стал живым носителем магии, защищающей мир людей.
Боги благоволили Мидгарду и поэтому соединили его с небом радужным мостом, которому дали название — Биврест (с др. исл. «радуга»).
Главным защитником этого мира от йотунов и мирового змея, является Тор.
Проработка Мидгарда — принятие духовных и материальных ценностей, служение богам, понимание прекрасного.
Йотунхейм (Наутиз) — окраинная зона земли, где обитают демоны и великаны.
Здесь высокие горы заслоняют горизонт так, что этот мир может показаться одним из самых темных.
В этом мире расположены Ярнвид (Железный Лес), Гастропнир (крепость знаменитой йотунской врачевательницы), Источник Мимира.
Город Утгард является самым крупным йотунским поселением во всех Девяти мирах.
Владыка Утгарда — Утгард-Локи. Он есть и колдун, и военный вождь, хотя пользуется гораздо большей властью и уважением подданных, чем сам король Йотунхейма.
Этот мир живет по своим законам и не подчиняется мировому порядку, установленному Одином, Вили и Ве.
Проработка этого мира — развитие уровней мышления.
Ванахейм (Ингуз) — мир ванов, расы богов и духов, которые сосредоточены на сельском хозяйстве. Они — покровители плодородия и связаны с культом природы и земли.
В Ванахейме самый приятный климат и всегда стоит прекрасная погода. Это настоящая житница Девяти миров.
Появились ваны внезапно, возможно из-за пределов Девяти миров. Сами ваны говорят, что заселили Ванахейм тогда, когда тазовая часть Имира (как самая плодородная) превратилась в устойчивый континент.
Одна из обителей Фрейи, которую так и называют — «дом Фрейи», находится в Ванахейме. Фрейя — одна из самых популярных богинь Северной традиции. Богини любви и плодородия, владычица ванов.
Проработка Ванахейма — умение управлять людьми и управление большим бизнесом.
Муспельхейм (Дагаз) — Огненное Царство, Страна Огненных Великанов.
По легенде, из искр Муспельхейма боги создали звезды. Часть из них они установили неподвижно, а часть — разместили по кругу так, чтобы двигаясь они могли указывать время.
Муспельхейм — буквально Выженная земля. Лишь двадцатая часть огненного Царства доступна для людей, остальная территория залита жидкой лавой или охвачена огнем.
Проживают здесь огненные этины. Народ жизнерадостный и буйного характера. Смех у них очень заразительный, а любимое занятие — пускать фейерверки. Владыка этинов — Сурт, а госпожа — Синмара.
Муспельхейм — канал, соединяющий человека с космосом.
Проработка Муспельхейма — управление эмоциями и умение общаться с людьми.
Альфахейм (Соулу) — родина светлых альвов. Мир света, духов и прекрасных эльфов. Королевство, расположенное над миром людей.
Эстара Т’Шираи:
Иллюзии здесь — естественная часть реальности: это игра, это искусство работы с формами и неотъемлемая часть природы этого мира и его обитателей.
Время здесь течет очень неравномерно, а цикл времен года разнится в зависимости от местности.
Род Ландрет, сейдмад:
«Я обычно попадаю в их мир через врата, которые открываются рядом с одной из больших ветвей Иггдрасиля. В целом, все времена года там идеализированы и отражены в самом ландшафте. Общество у них устроено на средневековый лад: всем заправляет местная знать — собственно, альвы. Но, помимо них, есть множество простолюдинов (веттир — духов), выполняющих самые разнообразные функции. Жилища там меняются в соответствии со временами года; одни знатные альвы обитают в великолепных особняках, другие — в замках, третьи — в роскошных дворцах. Я часто бываю во владениях герцога Осени и в герцогстве Весны, а иногда заглядываю и в горный замок Старого герцога Зимы. В стране Лета для меня обычно слишком жарко. Все эти названия дал этим землям я сам — на основе того, какому времени года они лучше всего соответствуют. Кроме них, есть и владения поменьше: воздушное, морское, речное, озерное, лесное, степное, холмистое и другие, соответствующие разным ландшафтам.»
Альвы в прекрасных отношениях с асами и ванами, а вот с йотунами общего языка не находят.
Проработка этого мира — материализация фантазий.
Асгард (Гебо) — небесный город, обитель богов-асов. Золотое королевство. Белое королевство. В нем находится двенадцать замков. Никто не может попасть в этот мир без приглашения.
Это самый маленький мир из Девяти и проживает здесь самая малочисленная раса — асы.
Асгард — шедевр красоты, с вершины Древа открывается вид на остальные восемь миров.
Асгард создали из шейных позвонков Имира три брата — Один, Вили и Ве.
Это самое приятное место для отдыха во всех Девяти мирах.
Проработка Асгарда — принятие в себе Бога.

Древо Миров — Ясень Иггдрасиль

Древо Миров — Ясень Иггдрасиль
Представления о мироустройстве в нордической культуре существенно отличаются как от плоского и поверхностного материалистического подхода, так и от упрощённой иудохристианской картины мира. Северная традиция хранит знание об устройстве Вселенной, как целого комплекса миров, связанных между собою в единую структуру, символически представленную в форме дерева, а именно, Ясеня. Здесь следует напомнить, что Мировое Древо это одно из ключевых, базовых понятий индоевропейского мировоззрения, наполненных глубоким смыслом и представленное во множестве различных форм, причём наиболее ярко в скандинавском эпосе, в виде Ясеня Иггдрасиль.
Иггдрасиль упоминается в трёх разных песнях Старшей Эдды, причём в наиболее таинственных её местах — в Прорицании Вёльвы, Речах Высокого и Речах Гримнира. Интересна этимология этого слова: буквально оно означает «Скакун Ужасного», «Скакун Игга» (одно из имён Одина), что можно трактовать в переносном значении, как виселицу, поскольку виселицу в то время в Скандинавии называли «скакун повешенного». И Один совершенно не случайно повесился на ветвях Древа Миров, совершив добровольное жертвоприношение, чтобы обрести знание рун.
Согласно эддической традиции, Иггдрасиль стоит на Идаволль поле близ источника Урд, куда ежедневно съезжаются асы по Радужному мосту-Бифросту, чтобы вершить свой суд. Могучие корни Ясеня тянутся сквозь пространство в сторону трёх миров, трёх сфер существования, в каждой из которых скрыт свой Источник, питающий тот или иной корень Мирового Древа:
Три корня растут
На три стороны
У ясеня Иггдрасиль:
Хель под одним,
Под другим исполины
И люди под третьим.
(Речи Гримнира)
Миры, которые здесь обозначены, можно представить, как Мидгард, мир людей (или «срединная ограда»), Утгард — мир внеземных, стихийных сущностей (мир «за оградой») и Хельхейм или царство Хель, соответственно, мир мёртвых. Нет точных указаний, как расположены эти миры относительно Ясеня, но Асгард всегда рассматривается как верхний мир, небесный мир, тесно связанный с царством людей радугой-Бифростом. Каждый из трёх миров имеет свой особый Источник, как уже было сказано, прежде всего, это источник Урд, в среднем или центральном мире, рядом с которым обитают три норны, источник Мимира в царстве великанов и источник под названием Хвергельмир («Кипящий Котёл») в царстве мёртвых. Если же рассматривать миры в скандинавской мифологии с их подразделениями, то обнаружится, что их уже не три, а девять, поскольку в этом случае Асгард рассматривается как особый мир, а не небесная «крыша» Мидгарда и добавляются миры инеистых и огненных великанов и тёмных и светлых карликов-альвов. Девять миров таковы: Асгард/Асахейм, Ванахейм, Муспелльхейм, Мидгард/Маннахейм, Свартальвхейм, Альвхейм, Йотунхейм, Хельхейм и Нифльхейм (в названиях и классификации различных миров существуют незначительные различия).
Девять миров объединены в единую живую цепь как раз благодаря Ясеню Иггдрасиль. В корнях Мирового Древа свернулся кольцами чудовищный змей Нидхёгг, который грызёт изменников и нечестивцев в мрачных глубинах, там, где течёт Настронд. На самой высокой ветке Ясеня сидит Орёл, оставшийся безымянным, а между его глаз — ястреб Ведрфольнир («Полинявший от Непогоды»). Между Орлом и Драконом резво снуёт любопытная белка по имени Рататоск («Грызозуб»), которая доставляет известия вместе с взаимными оскорблениями от одного к другому. У Дерева больше тревог, чем знают люди: корни гложут многочисленные змеи-сородичи Нидхёгга, верхушку ощипывает олень Эйктюрнир, стоящий на крыше Вальхаллы, по бокам поедают листья ещё четыре оленя. Ствол Иггдрасиля гниёт и, чтобы защитить его от тления, три норны каждый день окропляют Ясень священной водой из источника Урд (всё, что коснётся этой воды, становится совершенно белым). Помимо этого, Ясень и сам сочится живительной росой, её собирают пчёлы и поэтому она зовётся медовой росой. Считается также, что под Иггдрасилем покоится слух Хеймдалля, Стража Богов, который заложил его, как Один свой глаз.
Трепещет Иггдрасиль,
ясень высокий,
гудит древний ствол,
турс вырывается.
(Прорицание Вёльвы)

Известно, что при наступлении сумрачной эпохи и последующей гибели богов, Древу Миров также суждены тяжёлые испытания и, своего рода, проверка на прочность, однако, в нордической традиции нет чётких указаний на то, что же ждёт Ясень в будущем, но, скорее всего, он сохранится. Лив и Ливтрасир, единственная людская пара, найдут прибежище в его ветвях поблизости от источника Мимира во время мирового пожара и от них начнётся обновлённый человеческий род, более чистая и совершенная людская раса. Таким образом, в скандинавской мифологии подчёркивается ключевая роль дерева как своего рода колыбели при творении жизни (показательно, что Один называет Иггдрасиль на первом месте в перечне «хороших вещей» в речах Гримнира).
Значение такого понятия, как Иггдрасиль, многогранно — иные усматривают в нём и схематичный набросок самого Млечного Пути и всё же священный смысл Древа в германской традиции не исчерпывается единственным объяснением Древа Миров, как Макрокосма, обитаемой Вселенной. В старинных песнях и сагах боги создают человека, оживляя деревья, вдохнув в них душу, как о том рассказывается в истории Аска и Эмблы. Дерево вызывает естественную ассоциацию с человеком, где ноги это корни, ствол дерева подобен позвоночнику человека, а ветви — рукам, обращённым к небу. Вокруг деревьев концентрировалась также обрядовая жизнь индоевропейского социума, проводились культовые праздники, волхвы и шаманы, использовали деревья, растущие на курганах прославленных вождей и героев в качестве опоры и лестницы в своих пушествиях между мирами, как символ мировой оси и в каждом подобном дереве нашим предкам виделся образ, представлявший собой отражение архетипа Древа Миров, Священного Ясеня.
Ясень Иггдрасиль лишь один из бесконечного множества элементов нордической картины мира, но элемент существенный, священный, по-настоящему центральный, организующий вокруг себя целую Вселенную мифов, легенд и преданий, пронзающий корнями реальность, различные измерения Духа, ветвями стремящийся ввысь к небесному Асгарду.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *