Детские стихи про урал

Победители конкурса стихов для детей

Предлагаем вашему вниманию подборку из десяти произведений, составленную по итогам конкурса стихов для детей, прошедшего на странице «Поэты Урала» с 10 сентября по 8 ноября.
Подробно итоги конкурса http://stihi.ru/2012/11/08/8906.
1
Аркадий Брязгин
Я тебя люблю — http://stihi.ru/2000/03/20-25
Ослик мой весь день понурый.
В садик не ходил.
Утром он упал со стула,
ножку повредил.
Ну, и что же, что из ватки?
Все равно, болит.
Он лежит в моей кроватке,
в потолок глядит.
Он не спит, худой и бледный,
вот и я не сплю…
спи, мой ослик, спи, мой бедный,
я тебя люблю!
2
Ольга Королева
Лесные подснежники — http://www.stihi.ru/2011/12/01/5760
По майской тропе берендея,
Опутанной прелой травой,
Ладони на солнышке грея,
Шел в ельнике дождик грибной.
Он вился в еловом подлеске,
Ходил за собой по пятам;
Стучал и просился по-детски
Под хвойную крышу к цветам.
Поверив, что в листьях сопрелых
Горит настоящий огонь –
Он в белую россыпь несмело
Протягивал сверху ладонь.
Сияли цветочные лица –
Мол, есть в теремочке места!
И дождь поспешил наклониться,
Вошел в него… и перестал.
3
Михаил Драчев
Игра в войну — http://www.stihi.ru/2009/09/18/3324
Я сегодня встал с рассветом,
Вымыл руки и лицо,
Съел холодную котлету
И вареное яйцо,
Выпил чай, доел лепешку,
И направился к окну,
Ждать, когда придет Сережка,
Чтобы с ним играть в войну.
Мы с Сережкой — командиры,
Он – разведчик, я – танкист,
Колька из восьмой квартиры —
Знаменосец и горнист.
Он вчера был ранен в ногу,
А сегодня – новый бой.
Только спит еще Серега,
Спит и Колька из восьмой.
Я один сижу в засаде
У открытого окна.
Мне отсюда виден садик
И песочница видна.
А под рослыми репьями
Притаился чей-то кот.
Замер: он за воробьями
Наблюдение ведет.
Кот из вражеской разведки,
Из соседнего двора…
А в песок явилась Светка,
У нее – своя игра.
Никого не замечая,
Ни кота, ни воробьев,
Светка куклу все качает,
Напевает для нее:
«Спят мышата, спят ежата»,
И чего – то там еще…
Ну, когда придут ребята,
Светка – это ведь не в счет.
Боевому командиру
Надоело так сидеть,
Из окна своей квартиры
За девчонками смотреть.
И денек такой погожий…
«Свет, давай вдвоем играть!»
А война, наверно, может
До обеда подождать.
4
Леонид Грибель
Навалилось солнышко на тучку — http://stihi.ru/2012/09/29/9475
Навалилось солнышко на тучку,
Раскололо тучку пополам,
И осталась в небе закорючка
От незавершенных в мире драм.
Я ее показываю внучке,
А она вещает мне в ответ:
«Ну, и что ж такого — закорючка!
Ничего особого в том нет».
Но ведь что-то было и не стало,
И от нежной солнечной струи
Яблонька-невеста разбросала
Ветви, будто волосы свои.
Разбросала ветви, раскидала,
Радуясь божественному дню.
Воробьи задиристо и шало
В кронах ив затеяли возню.
Жизнь вовсю кружилась в карусели,
В деревянных конях расписных.
Май плутал последнюю неделю
На тропинках тающей весны.
5
Леонид Грибель
Дождь — по крышам — http://stihi.ru/2012/09/29/9418
Дождь — по крышам!
Дождь стучит!
Город слышит и молчит.
Ветра нет. Он кем-то нанят.
Он серьезным делом занят.
Он уже почти что год
Все латает небосвод.
Только, видно, все напрасно:
Небо в тучах, небо ясно…
Вот сегодня он уснул,
Дождь весь мир перевернул.
Весь асфальт ссинил, сгустил
И… на небо поместил.
В лужах тучи? Чудеса!
Я хожу по небесам.
На земле — хожу по тучам!
Угадай-ка, что здесь лучше.
Вот возьму их разгоню
В радость радужному дню
6
Валерий Гринцов
Паучок — http://stihi.ru/2011/10/03/3217
Две весёлых гусенички,
Две красавицы-сестрички
Повстречались на лугу,
Целовались набегу!
Пригласил их паучок,
Паучок — лесовичок.
Он соткал для них сапожки,
Чтоб легко бежали ножки
По полянке, по тропе,
Приходи, соткёт тебе.
7
Марина Мелихова
Хрустальные узоры — http://www.stihi.ru/2012/09/19/3919
Кто рисует мне узоры
Зимней ночью на стекле?
Открываю утром шторы-
Всё окошко в хрустале.
Я такие завитушки
Где-то видел, только где?
Поискал узор на кружках,
С бульбой сравнивал в воде.
Но ведь кто-то же старался,
Рисовал, пока я спал.
Незамеченным остался,
Я проснулся – он пропал.
День искал его повсюду:
В холодильник заглянул,
Переставил всю посуду,
Даже скатерть развернул.
Всё проверил под кроватью,
В шкаф фонариком светил,
Перебрал костюмы, платья,
Так устал, что нету сил.
Приходил он, между прочим,
Жаль, не видел я во сне.
И рисунок свой закончив,
Подарил на память мне.
Блеска лунного добавил
Тонкой кистью в серебре.
Кто же всё-таки оставил
Мне шедевры на стекле?
8
Анжелика Бивол
Светлячок — http://www.stihi.ru/2011/06/21/7083
Опустилась ночь на землю,
Спят кузнечики, стрекозы,
В синем небе звезды дремлют,
Навевая людям грёзы.
Муравьи спят и букашки,
Одуванчик спит давно,
Спят веселые ромашки,
Щука спать ушла на дно.
Фея снов, легко шагая,
Дарит нам цветные сны,
Неба белый пух взбивая
Для кораблика-луны.
Спят цветы, деревья, птицы,
Под кусток прилег комарик,
Только светлячку не спится –
Зажигает свой фонарик.
Дарит ночи искру света,
Лишь под утро засыпает…
Звездам кажется, что это
Их сестра в траве сияет.
9
Татьяна Вл Демина
Удод — http://stihi.ru/2009/04/18/4841
Верь-не верь, считай, что снится,
Но в саду у нас живёт
Не скворец и не синица —
Экзотический удод.
Всех людей без исключенья
Удивляет он хвостом,
Ярким пёстрым опереньем,
Длинным клювом, хохолком.
Прилетает каждым летом
К нам оранжевый удод,
О диковинке проведал
Филимон, соседский кот.
Он мурлычет: «Мы — как братья,
Рыжий ты и рыжий я!
Приглашаю поиграть я,
Словно добрые друзья!»
Но удод совсем не глупый,
Он живёт не первый год —
Видит когти, видит зубы
И коту ответ даёт:
«Если мы родня с тобою,
Должен ты уметь летать.
Прыгай в небо голубое,
Нас подружит высота!»
Кот шипит и в небо рвётся,
Нет, не ладится игра…
… Осень, реже греет солнце,
Птицам в Африку пора.
Собираясь в путь-дорогу,
Говорит коту удод:
«Тренируйся понемногу,
Полетаем через год!»
10
Галина Липецкая
Солнышко — http://www.stihi.ru/2011/12/02/4119
Возьму я Солнышко в ладони
и принесу его домой,
волшебный свет нам нужен в доме,
холодной белою зимой.
Поставлю вазу на окне
и опущу в него я лучик,
пусть светит даже при луне,
с ним в доме сразу станет лучше!
Не будет кот луны бояться
и мышки будут в норках спать,
а утром будут все смеяться,
и в детский сад не просыпать!

Решетов Алексей. Стихи уральского поэта

Алексей Решетов родился 3 апреля 1937 года в Хабаровске. Его родители в этот трагический год были репрессированы – отец расстрелян, а мать отправлена в лагеря. Так она оказалась на Урале, куда позже был перевезен и Алексей.

Большая часть жизни Алексея Решетова связана с городом Березники (Пермский край), где его и сейчас помнят и любят. Также поэт в разные годы жил в Перми и Екатеринбурге. Умер 29 сентября 2002 года.

Алексей Решетов заслуженно считается одним из лучших лирических поэтов России. Многие его стихи напрямую связаны с Уралом.

ЗЕНИЦА ОКА

Зеница ока, Родина моя,
Что без тебя на белом свете я?
Без белых рощ, без пушкинской строки;
Я не жилец, я сгину от тоски.

* * *

Проснулся я от солнечных лучей.
Цвела трава. В России было лето.
Как хорошо, что этот мир – ничей:
Ходи, дыши, и нет тебе запрета.
Как хорошо, что кто-то нам сберег
Земной простор – леса, озера, тучи!­ –
Любимая не пустит на порог,
Неплохо и на камушке горючем.
Спешу к земле, как матери родной,
От всех своих досад и треволнений,
И возле первой нивушки ржаной
Надолго опускаюсь на колени.

Я жил далеко на Урале,
В почти недоступной дали.
То льдины у ног проплывали,
То сено на лодках везли.
То словно разрытая яма,
То будто поверхность стекла,­
То злая, то добрая Кама,
Как совесть людская была…
Я плыл в сентябре на пароме,
Открытом, без теплых кабин,
И все человечьи пороки
Казались мне пеной глубин.

Эти тихие речки под тонкой слюдою,
Это пламя осин при клубящейся мгле,
Этот стог на лугу, как с нехитрой едою
Чугунок на шершавом крестьянском столе…
Далеко-далеко, далеко мое детство,
Сколько зим, сколько лет у меня на счету! –
А на русский простор не могу наглядеться,
Все гляжу и гляжу на его красоту…
В путь-дорогу пора перелетному клину.
Полегли камыши на глухих рукавах…
Не печалься, мой край, я тебя не покину,
Я в России живу не на птичьих правах.

Я снова русской осенью дышу,
Брожу под серым солнышком осенним,
Сухой цветок отыскиваю в сене
И просто так держу его, держу.
Я говорю: отыскивай, смотри,
Пока не в тягость дальняя дорожка,
Пока вкусна печеная картошка
С еще сырым колесиком внутри.
А между тем зима недалека,
Уже глаза озер осенних смеркли,
Лишь вены на опущенных руках
Еще журчат, еще перечат смерти.

Душа и природа – в предчувствии вьюг,
И стрелки часов улетают на юг,
И маятник желтый вот-вот упадет,
И дворник с метлою уже его ждет.
Нам долгие ночи с тобой коротать,
Стихи, завывая по-волчьи, читать.
Спаси меня, милый полуночный друг! ­
Душа и природа – в предчувствии вьюг.

Не убивайся, человече,
Что еле движутся дела,
Что ненаглядная далече,
Что вьюга окна замела.
Пока в природе двоевластье
Чудной четы – добра и зла,
Исключено сплошное счастье,
Исключена сплошная мгла.

ЦЫГАНКА

Цыганка на Перми второй
Легко руки моей касалась
И милой старшею сестрой,
А не гадалкой мне казалась.
Она бессовестно врала,
Но так в глаза мои глядела
И так ладонь мою брала,
Что счастью не было предела.

КОСТЕР

Как истинно талантливый актер,
Чьим мастерством нельзя не восхищаться,
Всю ночь горел в глухой тайге костер,
Не уставая перевоплощаться.
И ярок был его короткий век,
И смерть его была, как роль живая,
В которой умирает человек,
Багровую рубаху разрывая.

ВОЛШЕБНАЯ КНИГА ПРИРОДЫ

Набродиться летними лесами,
Лечь в траву, вздохнуть и замереть
И почти закрытыми глазами
В небо полуденное смотреть.
Ощущать цветов благоуханье
И лучей скользящее тепло.
Думать: это женское дыханье
Чудом в глушь лесную занесло.
И внимать земле и небосводу,
И, вернувшись в хмурое жилье,
Потерять, как женщину, природу,
Мучиться и сохнуть без нее.

Всего-то навсего лесок —
Не величавый лес.
Под ним каменья и песок,
Над ним клочок небес.
Но так на сердце хорошо,
Такая благодать,
Как будто в дом родной пришел,
Где ждут отец и мать.
Как будто не был много лет
В родимой стороне
И этот кустик-бересклет —
Меньшой брательник мне.

Раздвигается валежник,
И, размером с ноготок,
Появляется подснежник,
Первый истинный цветок.
Расцветет потом и роза,
И гвоздика, и репей.
Но все это будет проза.
А поэзия — теперь.

Березники, мои Березники!
Пусть кое-где о них и не слыхали,
Но только здесь шаги мои легки,
Здесь исцелимы все мои печали.

Как палочку волшебную держу
Я ветку тополиную в апреле.
Желаете? – взмахну и прикажу,
Чтоб вы, как этот город, не старели.

Ни триумфальных арок, ни соборов,
Ни шпилей, уходящих в облака,
Но я люблю всем сердцем этот город,
Я счастлив, что живу в Березниках.

Мне нравятся бесхитростные зданья,
Мне мил и дорог каждый уголок.
Я помню каждой улочки названье,-
Я сам здесь подрастал, как тополек.

Пусть нынче сердце –
Словно запоздалый осенний лист.
Пока оно горит,
Пока его ветрами не сорвало,
Оно живет и жизнь благодарит

Не плачьте обо мне. Я был счастливый малый.
Я тридцать лет копал подземную руду.
Обвалами друзей моих поубивало,
А я еще живу, еще чего-то жду.
Не плачьте обо мне,
Меня любили девы.
Являясь по ночам, чаруя и пьяня,
Не за мои рубли, не за мои напевы.
И ни одна из них не предала меня.
Не плачьте обо мне.
Я сын «врагов народа»,
В тридцать седьмом году поставленных к стене.
В стране, где столько лет отсутствует Свобода,
Я все еще живу. Не плачьте обо мне.

Талант не спрашивает прописки и может родиться в любом уголке России. И все же, мы больше знаем о культурной жизни Москвы и довольно плохо представляем, что творится в родном краю.

В последнее время положение меняется. В школьную программу введен региональный компонент. Школьники и студенты пишут рефераты о творчестве выдающихся земляков. И не только они, есть краеведы, просто увлеченные люди, которые приходят в библиотеки, спрашивают литературоведческий материал. А его не так много. Нет, конечно, мы располагаем сведениями о Бажове, Мамином-Сибиряке, из современников — о Крапивине. Время от времени крупные библиотеки создают собственые библиографические пособия по детской литературе Урала, но их так мало, и они далеко не всегда доступны большинству читателей-детей.

В этом разделе мы постарались собрать материалы из различных источников о наиболее интересных детских писателях Урала. Надеемся, эта информация будет полезной и для юных читателей, и для взрослых — педагогов, родителей.

Аксаков Сергей Тимофеевич (1791-1859). Остался в истории литературы и как писатель, и как общественный деятель. Известен он также дружбой с Н.В.Гоголем, покровительством ему… .

Бажов Павел Петрович (28.01.1879г — 03.12.1950г). Творчество П.П.Бажова прочно связано с жизнью горнозаводского Урала — этой колыбели русской металлургии. Семья Бажовых — это несколько поколений горнозаводских мастеров, людей «огненного труда»… .

Балашов Владимир. На счету драматурга Владимира Балашова четыре десятка пьес. Написанные в стихах и прозе, посвященные событиям далекого прошлого и эпизодам нашего века, изданные и еще неизвестные широкому читателю, они все объединены тем, что их герои оставили заметный след в истории… .

Вагнер Николай Петрович (1829, Богословский завод (ныне г.Карпинск) Верхотурского уезда Пермской губернии — 1907, Петербург). Уральский сказочник, ученый, естествоиспытатель автор «Сказок Кота Мурлыки». .

Георгиев Сергей (род. в 1954 г.) — в недавнем прошлом — философ, преподаватель логики в Свердловском юридическом институте. В настоящем — активно работающий детский писатель и сценарист. Автор нескольких книг, вышедших в уральских издательствах. Публиковался в столичной, заграничной и местной периодике, экранизировался в киножурналах «Фитиль» и «Ералаш». Член Союза писателей. Живет в Екатеринбурге… .

Дементьев Анатолий Иванович Челябинский прозаик, член Союза писателей России, Анатолий Иванович Дементьев создал целую библиотечку книг для детей о природе, животных, птицах Южного Урала. Можно с уверенностью сказать, что никто из челябинских писателей не писал для детей так тепло, с таким знанием дела о природе нашего края, о людях, умеющих ценить и беречь природу. Книги А.И. Дементьева активно издавались в 50-60-е годы, были и более поздние издания. Однако произведения писателя не потеряли своей актуальности и сегодня. .

Драт Александр (род. в 1961 г.) — выпускник провинциального филфака, он продолжал совершенствоваться в познании литературы, преподавая сначала в сельской школе, а затем работая в районной газете. В настоящее время при его активном служебном и авторском участии поёт и пляшет ансамбль Уральского военного округа. Кажется, уже и не осталось коллективных сборников, альманахов, журналов и газет, где бы не публиковались проза и стихи Александра Драта. .

Другаль Сергей (род. в 1927 году, село Джамбейты Уральской области Казахстана). В 1955 году закончил Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта в Екатеринбурге.) Сергей Другаль — лауреат премии «Аэлита». Для детей 12-14 лет характерно познавательное отношение к литературе. Именно фантастика Сергея Другаля идет в ногу со временем. «Тигр проводит вас до гаража» вышла в 1984, «Василиск» в Свердловске в 1990 году. Пафос борьбы с природой ее покорения во имя технического прогресса закономерно сменяется пафосом сохранения природы». Один из путей воссоздания и обогащения фауны, по Сергею Другалю — отбор и скрешивание мутантов. И тут научная фантастика смыкается со сказочной. Сергей Другаль печатается в журналах «Уральский следопыт», некоторые рассказы Другаля переводились за рубежом. В «Уральском следопыте» (2000. — N3.) напечатано новое произведение «Рассказики о кошках». .

Капитонова Надежда Анатольевна, главный библиотекарь Челябинской областной детской библиотеки. Автор статей о творчестве детских писателей. .

Коляда Николай Владимирович, родился 4.12.1957 г. в с.Пресногорьковка Кустанайской обл., (Казахстан)., С 1973 по 1977 годы учился в Свердловске в театральном училище. С 1977 года в труппе Свердловского академического театра драмы. В 1983-1989 годы учился заочно на отделении прозы в московском Литературном институте им. А.М.Горького. С 1987 года — на творческой работе. Институт окончил 1989 году, в том же году был принят в члены Союза Писателей СССР и в члены Литературного фонда РФ, а в члены Союза Театральных Деятелей РФ в 1990 году. Первый рассказ был опубликован в 1982 году, он назывался: «Склизко!». Первая пьеса «Играем в фанты!» написана в 1986 году. С тех пор написано 66 пьес, 34 из которых поставнлены вразное время в теарьрах России, СНГ и в дальнем зарубежье. В 1994 году в Екатеринбурге проходил фестиваль пьес одного драматурга — «КОЛЯДА-PLEYS», в котором принимало участие 18 театров России и дальнего зарубежья. Н.Коляда несколько лет ведет свою телевизионную авторскую программу под названием «Черная касса» на Свердловской Государственной Телерадиокомпании. .

Крапивин Владислав Петрович (род. 14 октября 1938г., Тюмень). В 1961 году окончил УрГУ им.А. М. Горького. Член союза писателей СССР. В 1965 году перешел на творческую работу. Первая книга — сборник рассказов «Рейс «Ориона»» — вышла в Свердловском книжном издательстве в 1962 году. С той поры В. Крапивин сделался активным автором Свердловского (в дальнейшем Средне-Уральского) книжного издательства и почти ежегодно публиковал в нем свои книги. В 1965 году книгу «Звезды под дождем» выпустило центральное издательство «Детская литература». С того момента он стал постоянным автором этого ведущего детского издательства и сотрудничает с ним до сих пор. В. П. Крапивину присуждена премия Ленинского комсомола(1974). Он получия звание Отличник народного просвещения РСФСР (1980). Лауреат литературной премии писателей РСФСР и журнала «Уральский следопыт» -«АЭЛИТА», а так же ряда других премий. В 1999 году писателю присуждена премия губернатора Свердловской области. http://www.rusf.ru/vk/ Официальная страница писателя. Подробнее (*ссылка)

Мамин-Сибиряк (настоящая фамилия — Мамин) Дмитрий Наркисович (1852 — 1912), прозаик. Родился 25 октября (6 ноября н.с.) в Висимо-Шайтанском заводе Пермской губернии в семье заводского священника. Получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих. В 1866 был принят в Екатеринбургское духовное училище, где обучался до 1868, затем продолжил образование в Пермской духовной семинарии (до 1872). В эти годы участвует в кружке передовых семинаристов, испытывает воздействие идей Чернышевского, Добролюбова, Герцена. .

Папченко Александр Иванович (род. в 1960 г., поселок Янполь Ямпольского района Сумской области). Закончил среднюю школу в 1977 году, кинотехникум города Ростова-на-Дону, отслужил в армии. Устроился на Свердловскую киностудию. Прошел от супер-механика до второго оператора. Участвовал в съемках художественных фильмов «Один и без оружия», «Золотая баба», «Команда 33» и т.д. С 1987 года телеоператор на областном телевидении. Печататься начал с 1984 года. Газеты «На смену», Вечерний Свердловск», «Уральский рабочий», журналы «Парус», «Урал», «Уральский следопыт». Сборник повестей и рассказов «Принцип Портоса или Последний свидетель» объемом 25 авт. листов вышел в 1997 году. Сценарии двух полнометражных художественных фильмов. Недавно по сценарию А. Папченко снят анимационный фильм «Записки аниматора» (реж. С. Айнутдинов). Статья в «Театральной жизни». Пьеса «Все напряжение любви» в портфеле «Современной драматургии». Печатался в журналах «Урал», «Уральский следопыт», «Парус» и т.д. Сотрудничал с детским киножурналом «Ералаш». Первая книга «Принцип Портоса» вышла в издательстве «Уральского университета» в 1997 году. .

Пермяк Евгений (род. 31 октября 1902). Из воспоминаний Владимира Бажова, внука П.П.Бажова: «Как-то в гости к дедушке на Новый год пришел писатель Евгений Пермяк со своей женой и дочерью Оксаной. Евгений Андреевич любил удивить чем-нибудь необычным. В этот вечер он принес пачку картинок, нарисованных под его руководством дочерью. На каждом рисунке цветными карандашами был нарисован кто-нибудь из семьи П. П. Бажова или Е. А. Пермяка. Елка была очень веселой и незабываемой. Мы с Оксаной рассказывали стихи и плясали под дружный хохот взрослых. Вообще Евгений Пермяк слыл веселым и жизнерадостным человеком. Из всех людей, бывавших в то время в доме дедушки, он запомнился мне больше всех». http://www.bazhov.ural.ru/bazov/vb.html

Сапгир Генрих Вениаминович (1928-1999). По словам писателя Ю.Коваля, «Сапгир и его товарищи… в те годы и помыслить не могли о возможности издать свои «взрослые» стихи и обратились вдруг разом к детской литературе. Так появился новый, неожиданный приток свежих сил в литературу для маленьких, талантливый приток, мощный — на волне 60-х годов, вернее, на ее откате». .

Соломко Наталия Зоревна (род. в 1950 г., Свердловск). В детские и юношеские годы она была активной участницей корреспондентского отряда и парусной флотилии «Каравелла», руководимого детским писателем Владиславом Крапивиным). Первые рассказы и повесть опубликованы в коние 70-х — начале 80-х годов в журнале «Уральский следопыт». Самая лучшая ученица Владислава Крапивина, перенявшая у своего наставника главное: увлеченность романтикой (романтикой детства, романтикой творчества, романтикой человеческих отношений) и романтизмом. Ныне работает в Москве, стала членом Союза писателей. .

Стяжкин Иван Яковлевич. Имя Ивана Яковлевича Стяжкина мало кому сейчас известно. Учитель народных школ в Камышловского уезда, собиратель уральского фольклора, член-корреспондент Уральского общества любителей естествознания, основатель и директор Каменского краеведческого музея, Иван Яковлевич прожил долгую, плодотворную, но нелегкую жизнь подвижника-краеведа. В его собрании — уральские сказки, песни, загадки, пословицы, поговорки, этнографические описания и словарь местных говоров. Иван Яковлеыич бережно сохранял в своей записи местные диалектные особенности передавая живое и чистое звучание уральской речи. Одна из сказок из собрания И.Стяжкина

Сутырин Владимир (род. в 1951 г., Ужгороде). Закончил филологический ф-т Уральского университета и сценарный ф-т ВГИКа, вследствие чего — так сказать, литератор широкого профиля. Публиковался в столичной и региональной периодике. На киностудии «Центрнаучфильм» реализованы несколько сценариев. Лауреат премии журнала «Юность» «Лавровая шляпа». .

Татьяничева Людмила(). Уральская поэтесса Подробнее (*куча ссылок)

Шилов Николай Петрович (род. 12 апреля 1947 года, в г.Щучье Курганской обл.). «Шилов Николаи Петрович -довольно крупный поэт. Его рост один метр восемьдесят пять сантиметров, а вес — девяносто килограммов, как у десяти огромных арбузов. Но пишет он стихи для маленьких…». Так Николай Петрович представил себя детям в журнале «Тропинка» (1997.- №7.-С.29). Действительно, он высокий человек, еще и симпатичный, улыбчивый. Но ребята и взрослые должны знать, что он не только поэт, а еще и доцент академии культуры и искусства, Заслуженный работник культуры России… Подробнее (* ссылка)

Юрий Шинкаренко (род. в 1961 г.) — окончив факультет журналистики, редактирует» авторов в журнале «Уральский следопыт». Как прозаик — искренне и навсегда предан детской и подростковой тематике. Публиковался в соответствующих журналах. А в 1992 году даже выпустил документально-публицистическую книгу «Ласковый май» в терновом венце». Пронизаны особой нежностью и любовью сказки екатеринбургского писателя Юрия Шинкаренко. Его сказки полны бытовых подробностей и вместе с тем волшебные. Публикуется в журнале «Уральский следопыт, часть его сказок вошла в сборник «Современные уральские литературные сказки», изданный в Екатеринбурге в 1994 г.

Стихи русских поэтов для детей 6-7 лет

Стихи для детей подготовительной группы детского сада

Фёдор Иванович Тютчев «Есть в осени первоначальной»

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё — простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь —

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле…

Афанасий Афанасьевич Фет «Кот поёт, глаза прищуря»

Кот поёт, глаза прищуря;

Мальчик дремлет на ковре.

На дворе играет буря,

Ветер свищет на дворе.

«Полно тут тебе валяться, —

Спрячь игрушки да вставай!

Подойди ко мне прощаться,

Да и спать себе ступай».

Мальчик встал, а кот глазами

Проводил и всё поёт;

В окна снег валит клоками,

Буря свищет у ворот.

Аполлон Николаевич Майков «Летний дождь»

«Золото, золото падает с неба!» —

Дети кричат и бегут за дождём…

— Полноте, дети, его мы сберём,

Только сберём золотистым зерном

В полных амбарах душистого хлеба!

Иван Саввич Никитин «Здравствуй, гостья-зима»

Здравствуй, гостья-зима.

Просим милости к нам,

Песни Севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас —

Где угодно гуляй,

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать —

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит!

Лев Николаевич Модзалевский «Мотылёк»

Расскажи, мотылёк,

Чем живёшь ты, дружок?

Как тебе не устать

День-деньской всё порхать?

— Я живу средь лугов

В блеске летнего дня;

Ароматы цветов —

Вот вся пища моя!

Но короток мой век —

Он не долее дня;

Будь же добр, человек,

И не трогай меня!

Иван Захарович Суриков «Детство»

Вот моя деревня;

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

По горе крутой;

Вот свернулись санки,

И я на бок — хлоп!

Кубарем качуся

Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,

Стоя надо мной,

Весело хохочут

Над моей бедой.

Всё лицо и руки

Залепил мне снег…

Мне в сугробе горе,

А ребятам смех!

Галина Галина «Летний дождик»

«Гадкий, гадкий дождик», —

говорит дитя

И грозит в окошко сжатою

ручонкой.

А по стёклам быстро пляшут

с песней звонкой

Капли золотые летнего дождя.

«Милый, милый дождик», —

колос шелестит,

Голову склоняя над печальной нивой.

И земля сухая пьёт нетерпеливо,

И весёлый дождик зёрнышки

поит.

Галина Галина «Песня мышек»

Тише, мыши! Тише, мыши!..

Кот сидит на нашей крыше.

Старый кот, толстый кот

Громко песенку поёт.

Прячьте в норки поскорей

Наших маленьких детей.

Старый кот, толстый кот

Громко песенку поёт.

Он, злодей, хотя и сыт —

Никого не пощадит!…

Старый кот, толстый кот

Громко песенку поёт.

И, хитро прищурив глаз,

Стережёт, наверно, нас!

Старый кот, толстый кот

Громко песенку поёт.

Но сегодня Васька злой

Не поймает ни одной!..

Старый кот, толстый кот

Громко песенку поёт.

Лидия Чарская «Мурлыка»

Что за прелесть мой Мурлыка,

Мой любимый серый кот!

Как он весело играет,

Как он песенки поёт!

Шерсть его мягка, как бархат,

Глазки точно угольки,

И как все его движенья

Грациозны и легки!

И за то люблю Мурлыку

Больше всех игрушек я,

Всюду с ним мы неразлучны,

Как товарищи-друзья!

Александр Александрович Блок «Ворона»

Вот ворона на крыше покатой

Так с зимы и осталась лохматой…

А уж в воздухе — вешние звоны,

Даже дух занялся у вороны…

Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,

Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой?

Вот желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки…

Это всё у вороны — игрушки.

И уж так-то ворона довольна,

Что весна и дышать ей привольно!.

Александр Александрович Блок «Зайчик»

Маленькому зайчику

На сырой ложбинке

Прежде глазки тешили

Белые цветочки…

Осенью расплакались

Тонкие былинки,

Лапки наступают

На жёлтые листочки.

Хмурая, дождливая

Наступила осень,

Всю капусту сняли,

Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает

Возле мокрых сосен,

Страшно в лапы волку

Серому пропасть…

Думает о лете,

Прижимает уши,

На небо косится —

Неба не видать…

Только б потеплее,

Только бы посуше…

Очень неприятно

По воде ступать.

Саша Чёрный «Кто?»

«Ну-ка, дети!

Кто храбрее всех на свете?»

Так и знал — в ответ

Все хором нараспев:

«Лев!»

«Лев? Ха-ха…

Легко быть храбрым,

Если лапы шире швабры.

Нет, не лев, не слон…

Храбрее всех малыш —

Мышь!

Сам вчера я видел чудо,

Как мышонок влез на блюдо

И у носа спящей кошки

Не спеша поел все крошки.

Что!»

Саша Чёрный «Галчата»

На заборе снег мохнатый

Толстой грядочкой лежит.

Налетели вмиг галчата…

Ух, какой серьёзный вид!

Ходят боком вдоль забора,

Головёнки изогнув,

И друг дружку скоро-скоро

Клювом цапают за клюв.

Что вы ссоритесь, пичужки?

Мало ль места вам кругом —

На берёзовой макушке,

На крыльце и под крыльцом.

Эх, когда б я сам был галкой

Через форточку б махнул

И весёлою нырялкой

В синем небе потонул…

Сергей Митрофанович Городецкий «Просыпайся!»

Просыпайся, подымайся

Да росою умывайся!

Оглянись

И улыбнись:

Солнце светит над тобою,

Скачет заяц за водою,

Пашет пахарь за рекою,

Ночка дремлет под горою.

Подымись

Да потрудись:

Снова божий день начался,

Сумрак в тёмный край умчался.

Антон Ильич Пришелец «Наш край»

То берёзка, то рябина,

Куст ракиты над рекой.

Край родной, навек любимый,

Где найдёшь ещё такой!

От морей до гор высоких,

Посреди родных широт —

Всё бегут, бегут дороги,

И зовут они вперёд.

Солнцем залиты долины,

И куда ни бросишь взгляд —

Край родной, навек любимый,

Весь цветёт, как вешний сад.

Детство наше золотое!

Всё светлей ты с каждым днём.

Под счастливою звездою

Мы живём в краю родном!

Нина Павловна Саконская «Мама»

Однажды я сказал друзьям:

На свете много добрых мам,

Но не найти, ручаюсь я,

Такую маму, как моя!

Она купила для меня

На колёсиках коня,

Саблю, краски и альбом…

Только разве дело в том?

Я и так её люблю,

Маму, мамочку мою!

Ольга Ивановна Высотская «Дорогая наша мама»

Мамин день! Мамин день!

Платье лучшее надень!

Утром встань пораньше,

В доме прибери,

Что-нибудь хорошее

Маме подари.

Елена Александровна Благинина «Посидим в тишине»

Мама спит, она устала…

Но и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой.

А по маминой подушке

Луч крадётся золотой.

И сказала я лучу:

— Я тоже двигаться хочу!

Я бы многого хотела:

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать,

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,

А потом скользнул ко мне.

— Ничего, — шепнул он будто,

Посидим и в тишине!..

Зинаида Николаевна Александрова «Родина»

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий, радостный гудок.

Или степь, от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Георгий Афанасьевич Ладонщиков «Вместе с дедушкой»

Растаял утренний туман,

Красуется весна-

Сегодня дедушка Иван

Начистил ордена.

Мы вместе в парк идём

Встречать

Солдат, седых, как он.

Они там будут вспоминать

Свой храбрый батальон.

Там по душам поговорят

О всех делах страны,

О ранах, что ещё болят

С далёких дней войны.

Походы вспомнят и бои,

Окопный неуют

И песни бравые свои,

Наверное, споют.

Споют о мужестве друзей,

Что в землю полегли;

Споют о Родине своей,

Что от врагов спасли.

Спасли народы разных стран

От рабства и огня…

Я рад, что дедушка Иван

Берёт с собой меня.

Юрий Наумович Кушак «Письмо издалека»

Вышла утром

Из угла

В белом фартуке

Метла.

От крылечка

На пробор

Причесала

Сонный двор.

Снег скрипит

За поворотом,

Почтальон

Идёт к воротам:

— Очень рад,

Имею честь

Вам вручить

Лесную весть…

И фонарь,

Что жил в беседке,

Прочитал письмо

Соседке:

«Здравствуй,

Матушка метла,

Как здоровье,

Как дела?

Неужели ты зимой

Не воротишься

Домой?

Шлют поклон тебе

Деревья,

Наша речка

И деревня».

В синих сумерках

Метла

Долго улицу

Мела…

Ах, когда-то

Не метлою,

А ветлой

Она была!

Только как

Домой уедешь —

Всё дела,

Дела, дела…

Юрий Иосифович Коринец «Неизвестный солдат»

Ярко звёзды горят,

И в кремлёвском саду

Неизвестный солдат

Спит у всех на виду.

Над гранитной плитой

Вечный свет негасим.

Вся страна сиротой

Наклонилась над ним.

Он не сдал автомат

И пилотку свою.

Неизвестный солдат

Пал в жестоком бою.

Неизвестный солдат

Чей-то сын или брат, —

Он с войны никогда

Не вернётся назад.

Юрий Иосифович Коринец «Март»

Третий месяц у ворот —

Это к солнцу поворот.

Зимний сторож Снеговик

Ежится, мрачнеет:

Старый к холоду привык,

Он в тепле худеет…

Яков Лазаревич Аким «Кто кому кто?»

— Бабушка-бабушка, я чья дочка?

— Ты Федина дочь, моего сыночка.

— Мой папа большой, а совсем не сыночек!

— Сыночек.

Брат четырёх моих дочек,

Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?

— Да разве у дочки мы были?

У тёти!

— Тётю твою я в люльке качала…

— Бабушка, стой, объясни сначала,

Кто мне Наташа и два её братца.

— Ладно, попробуем разобраться:

Их мама, племянницы мужа сестра,

Маленькой ох и была шустра!

А ты им доводишься…

Хитрое дело…

— Бабушка, что-то у нас пригорело!

— Тьфу ты, пока я соображала,

Всё молоко из кастрюли сбежало!

Людмила Зубкова «Апельсин»

Мы делили

Апельсин.

Много нас,

А он — один.

Эта долька —

Для ежа!

Эта долька —

Для чижа!

Эта долька —

Для утят!

Эта долька —

Для котят!

Эта долька —

Для бобра!

А для волка —

Кожура!

Он сердит на нас

Беда!

Разбегайтесь

Кто куда!..

Вадим Александрович Левин «Глупая лошадь»

Лошадь купила четыре калоши —

Пару хороших и пару поплоше.

Если денёк выдаётся погожий,

Лошадь гуляет в калошах хороших.

Стоит просыпаться первой пороше —

Лошадь выходит в калошах поплоше.

Если же лужи по улице сплошь,

Лошадь гуляет совсем без калош.

Что же ты, лошадь, жалеешь калоши?

Разве здоровье тебе не дороже?

Владимир Яковлевич Данько «Что делать после дождика?»

— Что делать после дождика?

— По лужицам скакать!

— Что делать после дождика?

— Кораблики пускать!

— Что делать после дождика?

— На радуге качаться!

Что делать после дождика?

— Да просто улыбаться!

Владимир Яковлевич Данько «Звезда»

Под одеялом, свернувшись в калачик,

Спрашивал маму маленький мальчик:

— Кто это смотрит сюда?

— Спи, маленький,

Это — звезда…

Мальчик уснул,

Натянув одеяло,

Уютно устроился в нём.

Мама ушла,

А звезда всё сияла

Тихим, волшебным огнём.

Юлий Черсанович Ким «Точка, точка, запятая…»

(Песня из кинофильма «Точка, точка, запятая»)

Точка, точка, запятая —

Вышла рожица кривая.

Ручки, ножки, огуречик —

Получился человечек!

Что увидят эти точки,

Что построят эти ручки,

Далеко ли эти ножки

Уведут его,

Как он будет жить на свете —

Мы за это не в ответе:

Мы его нарисовали,

Только и всего!

«Что вы, что вы! Очень важно,

Чтобы вырос он отважным,

Сам сумел найти дорогу,

Вычислить разбег.

Это трудно, это сложно,

Но иначе невозможно:

Только так из человечка

Выйдет человек!»

Впрочем, знают даже дети,

Как прожить на белом свете;

Легче этого вопроса

Нету ничего!

Просто надо быть правдивым,

Благородным, справедливым,

Умным,

честным,

сильным,

добрым —

Только и всего!

Как всё просто удаётся

На словах и на бумаге,

Как легко на гладкой карте

Стрелку начертить!

Но потом идти придётся

Через горы и овраги…

Так что прежде, человечек,

Выучись ходить!

Игорь Александрович Мазнин «В гости к Федосье»

В гости к Федосье

Матрёна пришла,

К чаю пришла,

Лимон принесла.

А Федосья растерялась

И заторопилась,

А Федосья растерялась

И заговорилась:

— Пейте, Матрёна,

С лимончиком,

Пейте, Матрёна,

С матрёнчиком!..

Игорь Александрович Мазнин «Почему киты молчат»

Почему, почему

Говорят коровы — МУ,

Кошки — МЯУ,

ГАВ — собаки,

Овцы — БЕ,

Козы — ME,

А киты — ни БЕ, ни ME?

Почему киты молчат,

Ничего не говорят,

Если рот у всех китов —

Будь здоров?..

Потому что киты

В рот набрали воды!

Пётр Алексеевич Синявский «Родная песенка»

Льётся солнышко весёлое

Золотыми ручейками

Над садами и над сёлами,

Над полями и лугами.

Здесь идут грибные дождики,

Светят радуги цветные,

Здесь простые подорожники

С детства самые родные.

Тополиные порошицы

Закружились на опушке,

И рассыпались по рощице

Земляничные веснушки.

И опять захороводили

Стайки ласточек над домом,

Чтобы снова спеть о Родине

Колокольчикам знакомым.

Михаил Давидович Яснов «Горести-печалести»

Горести-печалести,

Что-то мне не спится.

С кем бы мне, печалести,

Вами поделиться?

Столько неприятностей —

Карандаш сломался,

Жук из банки вылез

И больше не поймался.

А ещё вдобавок —

Горе-то какое! —

Шарик накололся

На листок алоэ…

То-то мне и вертится,

То-то и не спится —

Может, мне с медведиком

Горем поделиться?

В моего медведика

Уткнусь я головой:

От хотя и плюшевый,

Но зато — живой!

Михаил Давидович Яснов «Что такое счастье?»

Вот я уже

Дорос до лета,

Я прожил дней —

Не сосчитать.

Теперь я знаю:

Счастье —

Это

Приткнуться к маме

И читать!

Владимир Александрович Степанов «Приходят к дедушке друзья»

Приходят к дедушке друзья,

Приходят в День Победы.

Люблю подолгу слушать я

Их песни и беседы.

Я не прошу их повторять

Рассказов сокровенных:

Ведь повторять — опять терять

Товарищей военных,

Которых ищут до сих пор

Награды боевые.

Один сержант, другой майор,

А больше — рядовые.

Я знаю: трудно каждый год

Рассказывать сначала

О том, как армия вперёд

С надеждою шагала.

О том, какая там пальба,

Как в сердце метят пули…

— Судьба, — вздохнут они, —

Судьба! А помнишь, как в июле?

Я молча рядышком сижу,

Но кажется порою,

Что это я в прицел гляжу,

Что я готовлюсь к бою.

Что те, кто письма пишут мне,

Уже не ждут ответа.

Что даже лето на войне —

Совсем другое лето.

Приходят к дедушке друзья

Отпраздновать Победу.

Всё меньше их,

Но верю я: они опять приедут.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Писатели Южного Урала — детям о детях»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №62 г. Челябинска»

Жэячсмитьбюйцукенгшщзхъфыва пролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъ фыва енгш

щзхъ енгш

ПРОЕКТ

Писатели Юного Урала детям и о детях

ю цук итьб

юйцу эячс

митьбюйцукенгшщзхъфывапролд жэячсмитьбюйцукенгшщзхъфыва пролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъ фыПроект для детей старшего дошкольного возраста

Проект реализуется в летний период, в условиях ДОУ

Жэячсмитьбюйцукенгшщзхъфыва пролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъ фывапролджэячсмитьбюйцукен

ИЮНЬ, 2017

2017ъфывапролджэячсмитьбюйцу

Проект «Писатели Южного Урала детям и о детях»

Авторы проекта: воспитатели старших групп МАДОУ «ДС №62 г. Челябинска» Сомова А.В., Тюфякова Е.В., Шешукова Н.М., Гусева Т.Н.

Проблема: отсутствие у детей системных знаний о произведениях художественной литературы уральских писателей

Цель:

Приобщение детей к культурным ценностям и народным традициям Южного Урала.

Задачи:

Формировать представление об уральском писателе – сказители П. Бажове, его сказах, как части культуры уральского народа;

Познакомить детей с творчеством Н.Пикулевой, Н.П Шилова

Воспитание патриотических чувств, определение дошкольниками себя, как части народа, представителя Урала;

Создать условия для расширения социального опыта дошкольников в процессе ознакомления с историко-культурным наследием и традициями Урала

Ожидаемый результат:

более полные представления у детей о творчестве уральского сказителя П.П.Бажова, поэтов Н.Пикулевой, Н.П Шилова, о культуре и традициях родного края;

активная позиция родителей воспитанников в процессе ознакомления детей с родным краем;

развитие социальных навыков у дошкольников в ближайшем социальном окружении.

Тип проекта: познавательно — творческий

Срок реализации: с 29 мая по 11 июня 2017

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Предварительная работа: подбор произведений писателей и поэтов Южного Урала в соответствии с возрастом детей. Подбор иллюстративного, наглядного, дидактического материала. Взаимодействие с родителями, рекомендации.

Форма проведения: образовательная деятельность с детьми по освоения содержания образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие; сотрудничество с родителями.

Продукт проекта:

  • Альбом стихов Н.П.Шилова

  • Презентация » Южноуральские писатели и поэты детям»

Этапы проекта.

Этап

Деятельность педагогов

Деятельность детей

Деятельность родителей

Подборка

— Чтение произведений,

Чтение сказа П.Бажова

Подготовительный Задачи: рассказать детям о уральском писателе –

сказителе П. Бажове, его сказах, как части культуры уральского народа; познакомить детей с творчеством Н.Пикулевой, Н.П Шилова,

Л.Татьяничевой, Р.Дышаленковой,

произведений. открыток, картинок, репродукций

Создание презентаций

Литературная гостиная для родителей «Сказы П.П.Бажова».

занятия познавательного цикла (знакомство с писателем)

-Разучивание стихов Н.П.Шилова

— Просмотр мультфильма «Серебряное копытце»

«Серебряное копытце»

2. Практический Воспитание патриотических чувств, определение дошкольниками

себя, как части народа,

представителя Урала;

Практикум «Знакомим

дошкольников с родным краем» Памятка родителям

«Приобщение дошкольника к

культуре, ее влияние на всестороннее развитие ребенка»

Привлечение родителей к совместным культпоходам

  • Посещение детской библиотеки «Выставка художественной литература писателей и поэтов Южного Урала»

  • просмотр спектакля студии ДОУ по мотивам сказа «Серебряное копытце»

— изготовление атрибутов к театральным постановкам по мотивам сказок П.Бажова, по стихам Н.Шилова

— Посещение

краеведческого музея города Челябинска Изготовление родителями книжек- малышек по

произведениям поэтов Южного Урала

3. Итоговый

Создание условий для расширения социального

опыта дошкольников в процессе ознакомления с историко- культурным наследием и традициями Урала

Пополнение библиотеки писателей Южного Урала в группе

  • Оформление информационного

тематического стенда

«Гора самоцветов»

  • Пополнение мини- музея «Уральские самоцветы»

  • Создание тематического альбома

«П.П.Бажов – детям»

-Создать аудио, видео копилки, пополнение материалом библиотеки.

  • Показ театрализованного представления по мотивам стихотворений Н.Шилова «Сами с усами»

  • Показ театрализованного представления по

мотивам сказа П. Бажова

«Серебряное копытце»

  • Экскурсия в мини музей «Уральские самоцветы»

_ Игры с сюжетом

«Библиотека», » Мы

идем в музей», » вечер стихов»

Участие в пополнении экспонатов музея

Помощь в организации ППРС группы

Презентация книжек малышек о Южном Урале

Детская библиотека

Приложение 1.

Писатели Южного Урала

Шилов Николай

Петрович

(12 апреля 1947- 18 марта 2010)

«Если падаешь с Луны»

Если падаешь с Луны А внизу стоят слоны,

Приземляться лучше с левой Или с правой стороны.

А вот в центр стада Попадать не надо.

Не приветствуют слоны Тех, кто падает с Луны.

**********************

«Малая Родина»

Если

Кашка убежала, Значит, Кашке Места мало.

Кашке хочется На воле Прогуляться

В чистом поле, Там, где жили Мать с отцом, Где она

Была Овсом.

********************

«Три дождя тому назад»

Хорошая погода Два месяца стояла, Хорошая погода Решила отдохнуть.

И вот однажды утром

С центрального вокзала,

Ни с кем не попрощавшись, Она пустилась в путь.

Теперь она на море, Теперь она на пляже Здоровье поправляет, Наверное, свое.

Давай мы ей напишем, Давай мы ей расскажем, Как холодно и скучно Нам стало без нее.

*********************

«Безусый Самсусам»

Сам катает — Самокат, Сам летает — Самолет, Самосвал — сам валит, Самовар — сам варит.

А безусый САМСУСАМ Всѐ-превсѐ умеет сам.

Этот шустрый человек — Самопрыг и самобег,

Самобряк и самотоп,

Самосвист и самохлоп, Самосброс и самохват, Самолѐт и самокат!

*********************

«Страшный зверь»

Открывает мама Дверь,

А в квартире

Страшный зверь! Дедушкиношапочный, Бабушкинотапочный, Папинохалатный,

Шоколадоядный.

***********************

«Одинокая Сорока»

На сосне сидит Сорока, Ей сегодня одиноко.

Почему-то нет подруг, Только снег да снег вокруг. Не летается, не стрекочется,

Жить-то даже на свете не хочется. Посиди-ка один, да не в городе,

А в лесу, среди веток, на холоде.

*****************************

«Работящая пчела»

Работящая пчела Делом так увлечена,

Что торчит, как пробка, Из цветка лишь попка. Ну и что же, что смешно,

Быть смешным — куда ни шло. Кто не увлеченный,

Тот совсем никчемный.

**********************

«Одуванчик»

У него

На темечке

Воинственные семечки Встали

С парашутами, Только ветра Ждут они –

Это лучшая погода Для захвата Огорода.

Приложение 2.

Консультация для родителей

«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными – читайте им сказки, если вы хотите, чтобы ваши дети были ещѐ умнее – читайте им еще больше сказок».

А. Энштейн.

Не секрет, что чтение, как и творчество, необходимо для гармоничного и полноценного развития ребѐнка. Известно, что чтение способствует познанию окружающего мира, расширяет кругозор, развивает мышление, воображение, любознательность, внимание, память. Именно поэтому, так важно знакомить ребѐнка с книгой как можно раньше, подбирая произведения, относительно возраста и интересов.

В арсенале уральских писателей великое множество произведений на любой вкус и возраст. Читая детям эти произведения, вы не только развиваете мышление и память ребенка, но и воспитываете чувство патриотизма и любви к родному краю.

Специалисты рекомендуют начинать читать ребенку с самого раннего возраста. И на Урале есть такой поэт, точнее поэтесса Нина Васильевна Пикулева – представитель «материнской поэзии». Еѐ сборник потешек, пестушек, уговорушек, стихов — «Слово на ладошке» выручит маму малыша в любой ситуации.

Ближе к трем годам деткам интересны более «серьезные сказки и стихи, Особый восторг вызовут животные в качестве персонажей. В этом возрасте можно остановиться на русских народных сказках, они легко читаются и доступны для понимания, а также на сказке Южно-уральского поэта Василия Николаевича Кузнецова «Базар»,

Детям старше 4 лет будут интересны стихи, сказки и рассказы Елены Сыч, Андрея Середы, Елены Попляновой и других писателей Урала. Подробное описание героев, их увлекательные приключения, непременно придутся по вкусу маленьким книголюбам.

В 6 -7 лет будут актуальны произведения сказочного жанра. Отличным выбором станут, сказы и сказки Подкорытова Юрия Георгиевича «Волшебный курай», «Дет Куделька и огонь великан», «Сказ о Таганае» и другие. Они поучительны и интересны, в большинстве произведений есть выраженная мораль, как в басне. К тому же после знакомства с творчеством Подкорытовой дети легко переходят на самостоятельное чтение сказов Бажова которые будут встречаться на протяжение всей школьной жизни.

Переходя к совместному чтению, обратите внимание на творчество Николая Шилова «Лето в банках», Константина Рубинского «Развязка», Тамары Михеевой «Легкие горы», Елены Ранеевой «Цветной паровоз», «Фантазилки», Владимира Шведа «Речка в отпуске» и других замечательных детских писателей Южного Урала. Нашим детям обязательно полюбятся сказки, стихи, считалки и песни о родном крае. К тому же, произведения местных очень позитивны, и что не менее важно — воспитывают уважение и любовь к малой родине.

Дети всех возрастов любят слушать, когда им читают родители любимым родным голосом. К сожалению, в современном ритме жизни, чтение добрых книг перед сном заменяется компьютерными развлечениями и телевизионными программами. Конечно, пока ребенок занят компьютерными играми и просмотром телепередач, у родителей есть возможность заняться своими делами.

И всѐ же старайтесь не забывать традиционные методы развития детей. Дети «как губка» впитывают все, что видят и слышат вокруг себя, потому, чем больше хорошего и доброго они видят и слышат, тем добрее и позитивнее становятся они сами.

В идеале читать ребенку нужно каждый день, но в современном ритме жизни родителям, как правило, не всегда удается найти время на чтение. Однако выход найти можно, положите себе в сумку детскую книжку, в дороге, в очереди в поликлинике или где-то ещѐ, всегда найдется несколько минут на чтение. После прочитанного не забывайте побеседовать с ребенком о произведении, задайте простые вопросы по тексту например: кто главный герой, что с ним произошло и почему и т. д.

Постарайтесь выделить полчаса времени на чтение своим детям. И помните: «Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишенному души». (Цицерон).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *