Что было до рюрика?

Гостомысл — кто это: Кто правил Русью до Рюрика?

Со времён основания государства на Руси сменилось огромное количество правителей. Некоторых, самых ярких и отличившихся, мы помним со школьной скамьи — князь Владимир, Иван Грозный, Пётр I, Екатерина II, об иных что-то где-то слышали — таких как, например, Михаил Фёдорович Романов, Александр I или Пётр III. Большинство же имён русских монархов нам вообще ни о чём не говорит. А ведь каждый из них чем-нибудь да знаменит и оставил свой след в истории! Чтобы восполнить этот пробел, мы решили подготовить серию статей и рассказать о каждом правителе Руси, начиная с древних времён. Так что теперь, услышав фразу из знаменитого фильма «Иван Васильевич меняет профессию», вы сможете со знанием дела воскликнуть: «Знаем мы этих Рюриковичей!».

— Salik.biz

Русский каганат

Как утверждает «Повесть временных лет», первое государство на Руси возникло благодаря призванию варягов. В этом летописном своде рассказывается, что народы чудь, словене, кривичи и весь обратились к иноземцам со словами: — Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». На зов из-за моря откликнулись три брата — Рюрик, Синеус и Трувор. А после гибели последних двух правителем остался один Рюрик, став родоначальником знаменитой княжеской династии. В принципе, с него можно было и начать серию статей о правителях Руси. И всё же возникает вопрос: а кто же правил в этих землях до прихода варягов? Ведь и ранее как-то жили упомянутые чудь, словене, кривичи и весь?


К сожалению, практически никаких документов, рассказывающих о до рюриковых временах, не сохранилось. Единственные источники, на которых учёные строят версии о том, что творилось на Руси до появления варягов, — небольшие отрывки из иноземных трактатов той эпохи, а также устные легенды и предания. Наиболее подробно о событиях тех лет рассказывается в Иоакимовской летописи, опубликованной в XVIII веке российским дворянином, историком, географом и государственным деятелем Василием Никитичем Татищевым, но учёные сомневаются в подлинности этого текста. Татищев утверждал, что скопировал Летопись из случайно попавшего к нему древнерусского свитка, как историк считал, написанного в начале XI века первым новгородским епископом Иоакимом. Но при этом оригинал у Татищева пропал, так что установить, поддельна летопись или нет, практически невозможно. Однако некоторые описанные в Иоакимовской летописи факты подтвердились археологическими раскопками. И теперь даже скептически настроенные к этому тексту историки порой ссылаются на него, хоть и с оговоркой — вероятно». Итак, проанализировав все сохранившиеся — как подлинные, так и сомнительные — исторические источники, учёные пришли к выводу, что до Рюрика на Руси, наверное, всё-таки существовало централизованное государство. Часто его называют Русским каганатом.

От Скифа и Вандала

Если верить Иоакимовской летописи, а также легенде «Сказание о Словене и Русе», это государство основали сыновья князя Скифа. Братья Словен и Рус пришли к озеру Ильмень и выстроили там два города: первый — «град великий — Словенск, впоследствии, как многие считают, ставший Великим Новгородом, второй — город Руса (ныне Старая Русса). От Словена власть перешла к одному из его сыновей — Вандалу. Именно он фактически и создал Русский каганат, — многие земли на побережье моря завоевав и народы себе покорив». У Вандала было трое сыновей: Избор. Владимир и Столпосвят, каждому из которых он выстроил по городу. В результате образованное на Ильмене государство разрослось настолько, что в его состав, помимо ильменских словен, входили кривичи, поляне, северяне, вятичи, а также финно-угорские племена (чудь, весь, мерея, мордва, мурома). К IX веку определились три крупных военно-экономических центра, в арабских текстах той эпохи называемые Славия, Куйаба и Арсания. Первые два, вероятнее всего. Новгород и Киев. По поводу местонахождения Арсании мнения историков разделились. Одни считают, что это Рязань, другие — что Ростов, а иные говорят о Смоленске, Суздале или Белоозере и других городах.

Рекламное видео:


Заморские завоеватели

Когда государством правил князь Буревой — сын Владимира и внук Вандала, на богатство подвластных ему земель позарились заморские захватчики-варяги. Князь как мог противостоял вторжению, но был разбит у реки Кумени (ныне Кюмийоки), что на территории современной Финляндии, и с остатком дружины укрылся в городе Бярмы. Варяги обложили покорённые земли суровой данью. Но на помощь отцу пришёл призванный на княжение сын Буревоя Гостомысл. Ему удалось собрать крепкую дружину, изгнать варягов и вновь объединить народы в единое государство. Как утверждает Иоакимовская летопись, Гостомысл заключил с варягами мир, и с тех пор стала тишина по всей земле». Князь оказался не только храбрым и могучим воином, которого побаивались все соседские государства, но и мудрым справедливым правителем, народ любил и уважал Гостомысла. «Сего ради все близкие народы чтили его и дары и дани давали, покупая мир от него. Многие же князи от далёких стран приходили морем и землею послушать мудрости, и видеть суд его, и просить совета и учения его, так как тем прославился всюду.

А была ли смута?

Сразу же возникает вопрос: для чего вместо такого замечательного князя людям понадобилось призывать к себе каких-то иноземцев? Дело в том, что у Гостомысла не оказалось наследников. У него было трое сыновей. В честь старшего. Выбора, после разгрома варягов он даже выстроил город, получивший название Выборг. Другой его сын, Словен-младший, отправился в чудские земли и основал там город Словенеск, впоследствии переименованный его сыном Набором в Изборск. Но ни один из троих сыновей, а также внук Избор не дожили до конца правления Гостомысла, чтобы наследовать власть. Судя по «Повести временных лет», это привело к жестокой междоусобной войне. Так и не придя к согласию и желая остановить резню, чудь, словене, кривичи, весь и другие союзные народы решили обратиться за помощью к соседям. Ведь в те времена из чужих земель часто призывали князей с дружинами — для управления и защиты. В результате были призваны варяги.

Но есть и иная версия. Некоторые исследователи считают, что слова обращения к варягам «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет», что прямо говорит о междоусобице, были попросту неправильно истолкованы современниками. Например, в летописи по Ипатьевскому списку эта же фраза звучит несколько иначе: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет». А в Новгородской летописи говорится: «…А нарядника в ней нет». Скорее всего, имеется в виду должность правителя земель — нарядник. Кстати, и впоследствии для управления новгородскими землями избирались люди, называемые посадниками. Так что никакой междоусобной резни могло и не быть. Вполне вероятно, что всё произошло так, как рассказывается в одной легенде. Однажды не имевшему наследников Гостомыслу приснился вещий сон: будто бы из живота одной из его дочерей. Умилы, выросло огромное дерево, ветвями покрывшее целый город. Волхвы растолковали сон, что именно сыну Умилы суждено принять власть и создать на их земле великое государство. И тогда Гостомысл отправил послов к дочери, которая была замужем за варяжским князем, и объявил о решении передать власть её детям. Когда же Гостомысла не стало, править землями явились его внуки Рюрик. Синеус и Трувор.

Журнал: Тайны 20-го века №6. Олег Горосов

Историю Руси обычно принято вести от «призвания варягов». О том же, что было до того, как Рюрик пришел «володеть нами» в учебниках говорится редко. Тем не менее, наличие государственности на Руси и «до Рюрика» подтверждает обилие фактов.

Когда у русских появилась государство

Официальная отечественная историография говорит, что государственность на Руси возникла в 862 году после прихода к власти династии Рюриковичей. Однако в последнее время многие исследователи ставят под сомнение такую точку зрения. В частности, политолог Сергей Черняховский утверждает, что начало русской государственности следует отодвинуть, по крайней мере, на 200 лет вглубь истории. И не безосновательно.

О централизованном Русском государстве до Рюриковичей говорят многие источники, например, «Иоакимовская летопись», опубликованная в XVIII столетии Василием Татищевым.

Если допустить, что варягов «призвали на княжение» в русские земли, тогда напрашивается вывод о том, что здесь были не разрозненные славянские племена, а народ, который имел представление о централизованной власти. Впрочем, если признать верной мысль историка Бориса Рыбакова о том, что Рюрик стал княжить после завоевания Новгорода, то и в этом случае мы видим подчиняющиеся единой столице владения.

В греческих и латинских источниках называются крупные города, вокруг которых концентрировалось древнерусское население. Кроме Киева и Новгорода там упоминаются забытые сейчас Изборск, Полоцк, Белозерск, Любечь, Вышгород. Например, баварский географ IX века насчитал у славян до 4000 городов!

Одним из признаков государственности является существование письменности. Сейчас уже ясно, что в дохристианской Руси она была. Об этом, к примеру, говорит писатель X века Ибн-Фодлан, как очевидец, утверждавший, что на могильном столбе русы всегда указывали имя покойного, а также князя, которому тот подчинялся. Византийцы и скандинавы не только упоминали, что славяне имеют собственные письмена – буквицу, но и называли их образованным народом.

Более того, в византийских источниках при описании жизни русов отразились и явные признаки их государственного устройства: иерархия знати, административное деление земель. Упоминаются также мелкие князья, над которыми стояли «цари».

Кто правил Русью до Рюрика

По общепринятой версии, первую правящую династию на Руси заложил Рюрик. Однако современные исследователи предполагают, что Рюриковичи свергли или, по крайней мере, сменили уже существовавшую здесь династию. Историк Александр Самсонов говорит о тесной преемственности на Руси других развитых культур – скифской и сарматской, откуда и могли прийти первые князья русских земель.

В «Сказании о Словене и Русе» повествуется о двух братьях – сыновьях Скифа, двинувшихся вверх от черноморских земель в поисках новых территорий. Они достигли берегов реки Волхов, где и основали город Словенск, который позднее стал называться Великим Новгородом.

Дальше, как сказано в летописи, «Словен же и Рус живяху между собою в любви велице, и княжиша тамо, и завладеша многими странами тамошних краев. Такоже по них сынове их и внуцы княжаху по коленом своим и налезоша себе славы вечные и богатства многа мечем своим и луком». Также в источнике упоминаются тесные связи государства Словена и Руса как с варварскими народами, так и с развитыми странами Запада и Востока.

Доказательством подлинности этой истории могут выступать арабо-персидские источники XII века, которые писали о русах и славянах, ссылаясь на эпонимы Руса и Словена. Византиец Симеон Логофет в X веке также упоминает Руса, как предка русского народа. А греки, называя эти земли «Великой Скифью», по сути, подтверждают, что здесь правили потомки Скифа.

Исходя из летописей, земли Словена и Руса неоднократно подвергались запустению, но правящая династия сохранилась. Потомком первых князей стал Гостомысл, который после смерти четырех сыновей оказался последним в роду. Волхвы, растолковав один из снов Гостомысла, предсказали, что новым правителем в Новгороде будет сын его дочери Умилы и варяжского князя Годослава. Этот сын и есть легендарный Рюрик, которого призвали сменить (или продолжить, учитывая родство) новгородскую династию.

Впрочем, историки неоднозначно относятся к такой версии династической преемственности. В частности, Н. М. Карамзин и С. М. Соловьев ставили под сомнение реальность Гостомысла. Более того, некоторые археологи не уверены в самом существовании Новгорода до IX века. Раскопки «Рюрикова городища» подтвердили только следы позднего скандинавского и западнославянского присутствия в этих землях.

Все дороги ведут в Киев

Если можно поставить под сомнение достоверность «Сказания о Словене и Русе», то факт существования «Северных архонтств» историками признан. Так византийцы называли непокорные земли-государства, расположившиеся в Северном Причерноморье, которые в VI и VII веках являлись для Константинополя серьезной угрозой.

Раскопки в центральной Украине подтвердили существование здесь некогда развитых и густозаселенных территорий. Эти протогосударственные образования были объединены понятием «Черняховской культуры». Установлено что на этих землях развивались железообрабатывающее, бронзолитейное, кузнечное, камнесечное производство, а также ювелирное дело и чеканка монет.

Историки отмечают высокий уровень хозяйствования и активную торговлю представителей «Черняховской культуры» с крупными античными центрами. По мнению академика В. В. Седова, основным населением этих мест были славяне-анты и скифо-сарматы.

Позднее, где-то с V века, именно в центре «Черняховской культуры» начинает свое возвышение Киев – будущая столица Древнерусского государства, основателем которого, согласно «Повести временных лет», стал Кий.

Правда, историк Н. М. Тихомиров время основания Киева отодвигает на VIII век. Другие исследователи возражают и находят новую дату в IV столетии, приводя в пример один из средневековых летописных источников: «Бысть основание его в лето от Христа 334».

Сторонник более ранней версии основания Киева историк М. Ю. Брайчевский, опираясь на труды византийского писателя Никифора Григоры, утверждает, что Кий, как и многие правители соседних стран, получил из рук Константина Великого символ власти. В тексте Григоры есть упоминание о «повелителе Руси», которому император вручил титул «царского кравчего».

Так, получив добро на княжение, Кий стал у истоков правящей династии молодой державы со столицей в Киеве.

В «Велесовой книге» Кий описан как выдающийся полководец и администратор, который, объединив под своим началом большое количество славянских племен, создал могучее государство.

Польский историк Ян Длугош, отмечая роль Кия в становлении древнерусской государственности, выдвигает тезис о том, что киевский князь основал линию династической преемственности: «После смерти Кия, Щека и Хорива, наследники по прямой линии, их сыновья и племянники много лет господствовали у русинов, пока преемственность не перешла к двум родным братьям Аскольду и Диру».

Как мы знаем из «Повести временных лет», в 882 году преемник Рюрика Олег убил Аскольда и Дира и завладел Киевом. Правда в «Повести» Аскольд и Дир называются варягами.

Если опираться на версию польского историка, то Олег прервал законную династию, идущую от Кия, и заложил основы для правления новой династической ветви – Рюриковичей.

Так, удивительным образом сходятся судьбы двух полулегендарных династий: новгородской, берущей начало от Словена и Руса, и киевской, происходящей от Кия. Обе версии небезосновательно позволяют предположить, что древнерусские земли могли быть полноценными государствами задолго до «призвания варягов».

Евгений Смирнов

Комментарии 6

Историю Руси обычно принято вести от «призвания варягов», о том же, что было до того, как Рюрик пришел «володеть нами» в учебниках говорится редко. Тем не менее, о том, что государственность на Руси была и «до Рюрика» говорит много фактов.

До «призвания»

Официальная отечественная историография говорит, что государственность на Руси возникла в 862 году после прихода к власти династии Рюриковичей. Однако последнее время многие исследователи ставят под сомнение такую точку зрения. В частности политолог Сергей Черняховский утверждает, что начало русской государственности следует отодвинуть, по крайней мере, на 200 лет вглубь истории. И не безосновательно.

О централизованном Русском государстве до Рюриковичей говорят многие источники, в частности «Иоакимовская летопись», опубликованная в XVIII столетии Василием Татищевым.

Если допустить, что варягов «призвали на княжение» в русские земли, тогда напрашивается вывод, что здесь были не разрозненные славянские племена, а народ, который имел представление о централизованной власти. Впрочем, если признать верной мысль историка Бориса Рыбакова о том, что Рюрик стал княжить после завоевания Новгорода, то и в этом случае мы видим подчиняющиеся единой столице владения.

Гардарики

В греческих и латинских источниках называются крупные города, вокруг которых концентрировалось древнерусское население. Кроме Киева и Новгорода там упоминаются подзабытые сейчас Изборск, Полоцк, Белозерск, Любечь, Вышгород. Например, баварский географ IX века насчитывал у славян до 4000 городов!
Одним из признаков государственности является существование письменности. Сейчас уже ясно, что в дохристианской Руси она была. Об этом, к примеру, говорит писатель X века Ибн-Фодлан, как очевидец утверждавший, что на могильном столбе русы всегда писали имя покойного, а также князя, которому тот подчинялся. Византийцы и скандинавы не только упоминали, что славяне имеют собственные письмена – буквицу, но и называли их образованным народом.
Более того, в византийских источниках при описании жизни русов отразились и явные признаки их государственного устройства: иерархия знати, административное деление земель, упоминаются также мелкие князья, над которыми стояли «цари».

Потерянная династия

По общепринятой версии первую правящую династию на Руси заложил Рюрик. Однако современные исследователи предполагают, что Рюриковичи свергли или, по крайней мере, сменили уже существовавшую здесь династию. Историк Александр Самсонов говорит о тесной преемственности на Руси других развитых культур – скифской и сарматской, откуда и могли прийти первые князья русских земель.
В «Сказании о Словене и Русе» повествуется о двух братьях – сыновьях Скифа, двинувшихся вверх от черноморских земель в поисках новых территорий. Они достигли берегов реки Волхов, где и основали город Словенск, который позднее стал называться Великим Новгородом.

Дальше, как пишется в летописи, «Словен же и Рус живяху между собою в любви велице, и княжиша тамо, и завладеша многими странами тамошних краев. Такоже по них сынове их и внуцы княжаху по коленом своим и налезоша себе славы вечные и богатства многа мечем своим и луком». В источниках также упоминается о тесных связях государства Словена и Руса как с варварскими народами, так и с развитыми странами Запада и Востока.

Доказательством подлинности этой истории могут выступать арабо-персидские источники XII века, которые писали о русах и славянах, ссылаясь на эпонимы Руса и Словена. Византиец Симеон Логофет в X веке также упоминает Руса, как предка русского народа. А греки, называя эти земли «Великой Скифью», по сути, подтверждают, что правили здесь потомки Скифа.

Исходя из летописей, земли Словена и Руса неоднократно подвергались запустению, но правящая династия сохранилась. Потомком первых князей стал Гостомысл, который после смерти четырех сыновей оказался последним в роду. Волхвы, растолковав один из снов Гостомысла, предсказали, что новым правителем в Новгороде будет сын его дочери Умилы и варяжского князя Годослава. Этот сын и есть легендарный Рюрик, которого призвали сменить (или продолжить, учитывая родство) новгородскую династию.

Впрочем, историки неоднозначно относятся к такой версии династической преемственности. В частности, Н. М. Карамзин и С. М. Соловьев ставили под сомнение реальность Гостомысла. Более того, некоторые археологи не уверены в самом существовании Новгорода до IX века. Раскопки «Рюрикова городища» подтвердили только следы позднего скандинавского и западнославянского присутствия в этих землях.

Все дороги ведут в КиевЕсли можно поставить под сомнение достоверность «Сказания о Словене и Русе», то факт существования «Северных архонтств» историками признан. Так византийцы называли непокорные земли-государства, расположившиеся в Северном Причерноморье, которые в VI и VII веках являлись для Константинополя серьезной угрозой.

Раскопки в центральной Украине подтвердили существование здесь некогда развитых и густозаселенных территорий. Эти протогосударственные образования были объединены понятием «Черняховской культуры». Установлено что на этих землях развивались железообрабатывающее, бронзолитейное, кузнечное, камнесечное производство, а также ювелирное дело и чеканка монет.
Историки отмечают высокий уровень хозяйствования и активную торговлю представителей «Черняховской культуры» с крупными античными центрами. По мнению академика В. В. Седова основным населением этих мест были славяне-анты и скифо-сарматы. Позднее где-то с V века именно в центре «Черняховской культуры» начинает свое возвышение Киев – будущая столица Древнерусского государства, основателем которого согласно «Повести временных лет» стал Кий.
Правда, историк Н. М. Тихомиров время основания Киева отодвигает на VIII век. Хотя другие исследователи возражают и находят новую дату в IV столетии, приводя в пример один из средневековых летописных источников: «Бысть основание его в лето от Христа 334».

Сторонник более ранней версии основания Киева историк М. Ю. Брайчевский, опираясь на труды византийского писателя Никифора Григоры, утверждает, что Кий, как и многие правители соседних стран, получил из рук Константина Великого символ власти. В тексте Григоры есть упоминание о «повелителе Руси», которому император вручил титул «царского кравчего».

Так, получив добро на княжение, Кий стал у истоков правящей династии молодой державы со столицей в Киеве. В «Велесовой книге» (которая, конечно, не может считаться достоверным источником) Кий описан как выдающийся полководец и администратор, который объединив под своим началом большое количество славянских племен, создал могучее государство.

Польский историк Ян Длугош, отмечая роль Кия в становлении древнерусской государственности, считает, что киевский князь основал линию династической преемственности: «После смерти Кия, Щека и Хорива, наследники по прямой линии, их сыновья и племянники много лет господствовали у русинов, пока преемственность не перешла к двум родным братьям Аскольду и Диру».
Как мы знаем из «Повести временных лет» в 882 году преемник Рюрика Олег убил Аскольда и Дира и завладел Киевом. Правда в «Повести» Аскольд и Дир называются варягами. Но если опираться на версию польского историка то Олег прервал законную династию, идущую от Кия, и заложил основы для правления новой династической ветви – Рюриковичей.

Так удивительным образом сходятся судьбы двух полулегендарных династий: новгородской, берущей начало от Словена и Руса и киевской, происходящей от Кия. Но обе версии небезосновательно позволяют предположить, что древнерусские земли могли быть полноценными государствами задолго до «призвания варягов».

Миниатюра: Иван Глазунов. Фрагмент триптиха «Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор, Синеус»

Все дороги ведут в Киев

Если можно поставить под сомнение достоверность «Сказания о Словене и Русе», то факт существования «Северных архонтств» историками признан. Так византийцы называли непокорные земли-государства, расположившиеся в Северном Причерноморье, которые в VI и VII веках являлись для Константинополя серьезной угрозой.

Раскопки в центральной Украине подтвердили существование здесь некогда развитых и густозаселенных территорий. Эти протогосударственные образования были объединены понятием «Черняховской культуры». Установлено что на этих землях развивались железообрабатывающее, бронзолитейное, кузнечное, камнесечное производство, а также ювелирное дело и чеканка монет.

Историки отмечают высокий уровень хозяйствования и активную торговлю представителей «Черняховской культуры» с крупными античными центрами. По мнению академика В. В. Седова, основным населением этих мест были славяне-анты и скифо-сарматы.

Позднее, где-то с V века, именно в центре «Черняховской культуры» начинает свое возвышение Киев – будущая столица Древнерусского государства, основателем которого, согласно «Повести временных лет», стал Кий.

Правда, историк Н. М. Тихомиров время основания Киева отодвигает на VIII век. Другие исследователи возражают и находят новую дату в IV столетии, приводя в пример один из средневековых летописных источников: «Бысть основание его в лето от Христа 334».

Сторонник более ранней версии основания Киева историк М. Ю. Брайчевский, опираясь на труды византийского писателя Никифора Григоры, утверждает, что Кий, как и многие правители соседних стран, получил из рук Константина Великого символ власти. В тексте Григоры есть упоминание о «повелителе Руси», которому император вручил титул «царского кравчего».

Так, получив добро на княжение, Кий стал у истоков правящей династии молодой державы со столицей в Киеве.

В «Велесовой книге» (которая, конечно, не может считаться достоверным источником) Кий описан как выдающийся полководец и администратор, который, объединив под своим началом большое количество славянских племен, создал могучее государство.

Польский историк Ян Длугош, отмечая роль Кия в становлении древнерусской государственности, выдвигает тезис о том, что киевский князь основал линию династической преемственности: «После смерти Кия, Щека и Хорива, наследники по прямой линии, их сыновья и племянники много лет господствовали у русинов, пока преемственность не перешла к двум родным братьям Аскольду и Диру».

Как мы знаем из «Повести временных лет», в 882 году преемник Рюрика Олег убил Аскольда и Дира и завладел Киевом. Правда в «Повести» Аскольд и Дир называются варягами.

Если опираться на версию польского историка, то Олег прервал законную династию, идущую от Кия, и заложил основы для правления новой династической ветви – Рюриковичей.

Так, удивительным образом сходятся судьбы двух полулегендарных династий: новгородской, берущей начало от Словена и Руса, и киевской, происходящей от Кия. Обе версии небезосновательно позволяют предположить, что древнерусские земли могли быть полноценными государствами задолго до «призвания варягов».

uCrazy.ru

Историю России принято вести с призвания варягов в 862 году. Но что было до этого момента? Было ли у русичей государство до Рюрика и были ли вообще русичи? И как выглядела Восточная Европа в период Раннего Средневековья?


Самые первые славяне
Первые письменные сведения о славянах датируются 6 веком н.э. Так, византийские источники упоминают три крупных племенных союза. Это анты, склавины и венеды. Они вели одинаковый образ жизни, имели идентичные законы и язык.
На территории европейской части современной России проживали анты. Они же считались самым сильным славянским племенем и вели войны с готами, скифами и фракийцами. Нашествие гуннов привело к упадку антской цивилизации и поставило местные народы под власть кочевников до середины 5 века.

К несчастью, в начале 7 века антский союз был уничтожен аварами, предками современных венгров. Скорее всего, в это время часть славянских племен начала иммиграцию на северо-восток, а к VIII веку они уже заселили обширные территории от Подунавья до Балтики.
Были ли на Руси древние государства?
Согласно арабским путешественникам, в 700-ых годах существовало три древнерусских государства: Куявия, Славия и Артания.
Российский историк Андрей Буровский считает, что Куявия — это Киев, Славия — государство восточных славян. Артания могла находиться в Причерноморье

Возможное местоположение древних славянских государств
Скандинавские источники часто называли Русь Гардарикой и насчитывали более 4 тысячи городов. Однако под термином «гард» скандинавы подразумевали не город, а крепость.
Дело в том, что славяне, наученные опытом постоянных кочевых нашествий, укрепляли каждое свое поселение. Поэтому Русь – это не страна городов, а страна крепостей.
Кто правил Русью до Рюрика?
До 9 века на севере Руси, в Новгороде могли править скифские князи. Последним из этой династии был полулегендарный князь Гостомысл. Он и призвал Рюрика и варягов на Русь.

Как мог выглядеть Гостомысл
А вот насчёт Киева не до конца всё ясно. Существует гипотеза, что имя этому городу дали хазары – жившие на территории Поволжья кочевники. Правящая верхушка Хазарского каганата была тюрками. С тюркского языка слово «кий» переводится как «берег реки».
В средневековых источниках Киев и вовсе называли каганатом, а не княжеством. Первые правители этого города носили титул кагана, а не князя.
Были ли правители Киева хазарами? Или славянами, попавшими под их власть? Неизвестно. Но к концу 9 века дружинники Рюрика отвоевали эту землю и объявили её русской.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *