Четверостишье парная рифма

15 стихотворений от людей, которых рифмы преследуют на каждом шагу

  • 58 4 71 19k

    10 прогнозов писателей, которые взяли и сбылись в реальности

  • 192 7 67 67k

    25 человек, которым удалось поймать на фото момент настоящего счастья

  • 125 8 70 41k

    20+ случаев, когда поход к стоматологу принял очень неожиданный поворот

  • 89 10 43 42k

    20+ невест надели свадебные платья своих мам и бабушек и нисколько об этом не пожалели

  • 145 23 66 90k

    19 человек рассказали, в какие истории они постоянно влипают из-за своей внешности

  • 146 4 196 51k

    16 советов по безопасности, которые могут однажды спасти жизнь вам или вашим близким

  • 97 5 77 24k

    8 особенностей знаменитых картин, которые внезапно обнаружились после реставрации

  • 68 3 48 16k

    10 животных и птиц, которых вы сможете встретить только в нашей стране (И больше нигде в мире)

  • 167 11 91 44k

    15+ питомцев, которые завоюют ваше сердечко своими обиженными мордашками

  • 114 3 147 23k

    Вам не кажется, что все кинопостеры похожи друг на друга. Так оно и есть

  • 110 28 54 40k

    20 примеров подачи блюд, глядя на которые хочется сказать только одно: «Дайте мне обычную тарелку!»

  • 107 7 102 42k

    17 шедевров скульптуры, на которые хочется смотреть затаив дыхание

  • 59 4 556 38k

    11 новых сериалов 2020 года для тех, кому кроме красивой картинки нужен еще и захватывающий сюжет

  • 33 9 406 69k

    14 стоящих отечественных фильмов, на которые не жалко потратить вечер

  • 53 12 38 52k

    Мы сравнили 19 выходов знаменитостей с подиумными образами. На ком сидит лучше — решать вам

  • 80 14 117 24k

    Девушка без прикрас рассказала, как живется с хронической усталостью и как с ней бороться

Смежная, кольцевая и перекрёстная рифмы

В зависимости от того, как расположены в стихотворении пары рифмующихся строк, выделяют три основных способа рифмования.
Смежная (или парная) рифма
Самый распространённый способ рифмования. Здесь рифмуются между собой соседние строки:
Узоры чудные листвы,
Ковры шелковые травы
И сень деревьев надо мной
Мне кровом стали, я тобой
Любуюсь, право, без конца —
Творенье дивное Отца.
(М.А. Татарков)
Воспоминаний дивных лес
До краю полон, но исчез
Тот дух и сила та сейчас,
И всё живое ждёт свой час,
Когда возможным станет вновь
Свою нам подарить любовь.
(М.А. Татарков)
Как много мыслей вдохновенных
И чувств души своей нетленных
Теряет попусту поэт,
Когда он слышит слово «нет».
И как бывает озарён,
Когда в кого-то он влюблён,
И слышит «да» из уст других,
Столь милых сердцу и родных.
(М.А. Татарков)
Такие стихотворения отличаются большой динамичностью и наибыстрейшей скоростью прочтения, достаточно вспомнить пушкинские сказки («Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
(А.С. Пушкин)
Кольцевая (опоясывающая или охватная) рифма
Очень редкий способ рифмования. Здесь рифмуются первая строка с четвёртой, а вторая с третьей:
Любовь есть преданность душе
Того, кто мил, и сердце знает,
Из многих тысяч распознает,
Всегда, везде её в толпе.
(М.А. Татарков)
Интересно отметить, что для русской народной поэзии кольцевая рифмовка не характерна. Она начинает использоваться русскими поэтами только с XVIII века. Этот способ рифмовки довольно сложный, однако он придаёт особую выразительность произведению.
Перекрёстная рифма
Здесь первая строка рифмуется с третьей, вторая с четвертой:
Воды волнение тревожно —
Волна гладь озера рябит;
Познай, что в жизни всё возможно
И мысль действительность творит.
(М.А. Татарков)
Не зря даются нам судьбой
Событья, люди и явленья;
Они являются игрой,
Разумным действом сотворенья.
(М.А. Татарков)
Как понять наперёд, что важнее,
Перед тем как свершить в жизни шаг?
Не хочу, чтобы стало больнее,
Или сделать хоть что-то не так.
Почему, что имеем, не ценим,
Потерявши же, плачем о том?
Все дела, что по жизни нацелим,
Нам нельзя оставлять на потом.
(М.А. Татарков)
Данная рифма занимает промежуточное положение по своей сложности. За счёт перемежающихся строк создаётся ритмический рисунок, своеобразная «волна», взлёт и падение. Такие стихи довольно-таки просто учить, зная первую часть, легко восстановить в памяти вторую по окончаниям строк.
Все рассмотренные выше рифмы используются в онегинской строфе (в первом четверостишии используется перекрёстная рифма, во втором — смежная, в третьем — кольцевая).
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…
(А.С. Пушкин)

Учебник стихосложения

  • Системы стихосложения
  • Метры и размеры стиха
  • Рифма и ее разновидности
    • Мужская рифма
    • Женская рифма
    • Дактилическая рифма
    • Гипердактилическая рифма
    • Рифма точная и неточная
    • Системы рифмовки
  • Строфы
  • Разновидности стихотворений
  • Требования к слогу писателя
  • Изобразительность речи

Рифма и ее разновидности

Системы рифмовки

Раньше в школьном курсе литературы обязательно изучали основные способы рифмовки, чтобы дать знание о том разнообразии положения в строфе рифмующихся пар (и более) слов, что должно быть подспорьем любому, хоть раз в жизни пишущему стихи. Но все забывается, и основная масса авторов как-то не спешит разнообразить свои строфы.

Смежная — рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб) (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов).

Это наиболее распространенная и очевидная система рифмовки. Этот способ подвластен даже детям в детском саду и имеет преимущество в подборе рифм (ассоциативная пара появляется в уме сразу же, она не забивается промежуточными строками). Такие строфы обладают большей динамикой, быстрейшим темпом прочтения.

Выткался на озере алый свет зари, На бору со звонами плачут глухари. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Только мне не плачется — на душе светло.

Следующий способ — перекрестная рифмовка — пришелся по душе также большому количеству пишущей публики.

Перекрестная — рифмовка первого стиха с третьим, второго — с четвертым (абаб)

Хоть схема такой рифмовки с виду как бы чуть сложнее, но она более гибка в ритмическом плане и позволяет лучше передать необходимое настроение. Да и учатся такие стихи проще — первая пара строк как бы вытягивает из памяти вторую, рифмующуюся с ней пару (в то время, как при предыдущем способе все распадается на отдельные двустишия).

Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.

Третий способ — кольцевая (в других источниках — опоясанная, охватная) — уже имеет меньшее представительство в общей массе стихотворений.

Кольцевая (опоясанная, охватная) — первый стих — с четвертым, а второй — с третьим.(абба)

Такая схема может даваться начинающим несколько сложнее (первая строка как бы затирается последующей парой рифмующихся строк).

Глядел я, стоя над Невой, Как Исаака-великана Во мгле морозного тумана Светился купол золотой.

И наконец, сплетенная рифма имеет множество схем. Это обще наименование сложных видов рифмовки, например: абвабв, абввба и др.

Вдали от солнца и природы, Вдали от света и искусства, Вдали от жизни и любви Мелькнут твои младые годы, Живые помертвеют чувства, Мечты развеются твои.

В заключение полезно отметить, что не всегда следует так уж жестко, строго и догматично придерживаться неких канонических форм и шаблонов, ведь, как и в любом виде искусства, в поэзии всегда есть место оригинальному. Но, все же, прежде чем кидаться в безудержное придумывание чего-то нового и не совсем изведанного, всегда не мешает удостовериться, что ты все-таки знаком и с основными канонами.

< предыдущая статья | ^ вверх | следующая статья >

Пример четверостишья на парную рифму ,на кольцевую рифму и на перекрёстную

Буду очень благодарен. Напишите сочмнение на тему «Роль учителя в жизни человека». По рассказу как я стал писателем. Спасибо большое. Анализ стихотворения «родная деревня» Рубцов. По плану 1 история создания 2 тема 3 идея 4 смысл заглавия 5 лирический герой 6 изобразительно выразит ельные средства эпитеты сравнения метафоры олицетворения очень кратко Всім привіт будь ласка підскажіть які були риси вдачі в Олеся з твору Дивак Пожалуйста подскажите мне які були риси вдачі з твору ,,Дивак» Пожалуйста можете підказати які були риси вдачі в Олеся Старуха изергиль. горький охарактеризуйте конфликт в каждой из легенд? что общего вы находите во всех трёх конфликтах и чем они различается между собо й? За что был наказан Ларра? Почему он стал искать смерти? Какого ваше отношение к Изергиль? Дайте характеристику её образу В чём состоит подвиг Данко?Оценили ли поступок юноши люди? Сопоставьте Данко и Ларру в их отношении к свободе: кто из них более свободен? КРАТКО ДАЮ 100 БАЛЛОВ Старуха изергиль. горький охарактеризуйте конфликт в каждой из легенд? что общего вы находите во всех трёх конфликтах и чем они различается между собо й? За что был наказан Ларра? Почему он стал искать смерти? Какого ваше отношение к Изергиль? Дайте характеристику её образу В чём состоит подвиг Данко?Оценили ли поступок юноши люди? Сопостаьте Данко и Ларру в их отношении к свободе: кто из них более свободен? КРАТКО ДАЮ 80 БАЛЛОВ выписать фанастические краткие моменты из сказки 12 месяцов. Какой тип русских помещиков характеризует каждый из тех, к кому заезжал Чичиков(Манилов,Коробочка,Ноздрев,Собакевич,Плюшкин) • по достатку, • по веден ию хозяйства, • по обустройству имения, • по семейному положению, • по характеру, • по увлечениям, • по индивидуальным особенностям 40 баллов! СРОЧНО! Анализ стихотворения «Песня соловья»! План: Тема настроения при чтение тропы(эпитеты, метафора, олицетворение и т. д.) Стих-ый разм ер Рифма Лирический герой Главная мысль

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *