Буддийский храм план

Здравствуйте, уважаемые читатели! В этот раз поговорим о буддийских культовых заведениях разных направлений. Каковы же особенности буддийских храмов?

Пропитанные историей, интригующие, с впечатляющими архитектурными изысками и резными рельефами, многие храмы – это настоящие чудеса для исследования.

Обычно умиротворённое и безмолвное, блуждание по территории храма, погрузившись в свои собственные мысли – это незабываемый опыт, вне зависимости от религиозных предпочтений.

Правила поведения
Что означают названия
Внешнее и внутреннее устройство
Заключение

Правила поведения

Азиатские буддийские храмы живут в двух реальностях: они являются священным местом поклонения и туристической достопримечательностью. Во время путешествия туристы посещают, как минимум, один, а то и несколько храмов.

Путешествующие подчас допускают характерные бестактности по отношению к послушникам и их святыням: приходят с оголёнными ногами и плечами, хвастаются тату с Буддой, взбираются в обуви на пагоды и т. д.

Но тех из них, кто следует простым, легко запоминаемым правилам, приветливо встречают в святилищах. Нужно лишь проявлять уважение:

  • Выключить мобильный телефон
  • Вытащить из ушей наушники
  • Говорить тише
  • Избегать ненужных разговоров
  • Снимать головной убор и обувь
  • Не курить
  • Не употреблять жевательную резинку

Ведь они ступают на действительно священную территорию, куда местные приходят пообщаться с божественным. Любой намёк на неуважение может причинить им глубокую обиду.

Обувь следует всегда снимать и оставлять снаружи главной территории поклонения. Где это сделать, подскажет сложенная обувь других посетителей. В некоторых буддийских странах это закон, за несоблюдение которого могут арестовать.

Плечи должны быть прикрыты, брюки – быть длинными. В некоторых храмах на входе предложат за небольшую плату саронг или другую накидку, если служитель посчитает одежду недостаточно закрытой.

В других местах проявляют бо̒льшую снисходительность. Но скромность в любом случае оценят.

Внутри никогда не следует касаться, сидеть рядом, взбираться на статую Будды или возвышение. Нужно получить разрешение фотографировать и никогда этого не делать во время поклонения.

Выходя, нужно пятиться лицом к Будде и лишь затем повернуться к нему спиной.

Крайней грубостью считается показывать пальцем на убранство помещения или людей. Указывать на что-то можно правой рукой ладонью вверх.

Сидя, не следует протягивать ноги в направлении людей или будд. Если в это время войдёт монах, нужно встать, чтобы выразить уважение, и подождать, пока он закончит простирания, и тогда только снова сесть.

Монахи – это дружелюбнейшие люди. Когда вы видите их подметающими у входа, знайте, что они больше беспокоятся, чтобы кто-то из входящих не наступил случайно на насекомое, чем о чистоте.

Они не едят после полудня. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы не есть в их присутствии. Если монах сидит, нужно тоже присесть, прежде чем начать разговор, чтобы не быть его выше. Давать ему и брать у него что-то можно только правой рукой.

Для женщин правила ещё суровее. В этих краях не принято, чтобы женщина касалась или вручала что-нибудь послушнику. Даже случайное касание рясы приведёт к тому, что ему нужно будет поститься и выполнять очищающий ритуал.

Если нужно сделать пожертвование, деньги передаются мужчине. Только он может отдать их члену монашеской общины.

И напоследок несколько советов, которые покажут, что вы изучали обычаи буддистов перед визитом сюда:

  • Подходя к алтарю, ступайте сначала левой ногой, а отходя — правой.
  • Традиционное приветствие – сложить руки в молитвенном жесте перед грудью и слегка поклониться. Чтобы выразить глубокое уважение членам общины, руки поднимают выше, на уровне лба.
  • Почти возле каждого храма есть металлический ящик для пожертвований. Они поддерживают работу святилища, особенно малобюджетного. После визита жертвуйте сюда около доллара.

Что означают названия

Буддийские храмы называются «дацан», но могут иметь в названии имя собственное в сочетании со словами «тэра», «дэра», «гаран», «дзи». Каждое из этих слов указывает либо на географическое положение, либо на имя жертвователя, на прославление определённого божества или рода.

Внешнее и внутреннее устройство

Храм, как правило, является комплексной постройкой. Дацан наглухо отгораживается от внешнего мира прочным забором, с южной стороны которого располагаются ворота.

Они бывают внешние и внутренние, защищаемые изображениями или статуями животных, свирепых божеств и воинов, чтобы отогнать злых духов.

Постройки могут быть в несколько этажей со скошенными крышами. Их поддерживают тщательно украшенные карнизы с живописной росписью.

Внутри главного зала – кодо – вдоль стен есть особые устройства – молитвенные барабаны, которые непрерывно вращаются.

Туда можно положить свою молитву на листочке. Считается, что она будет прочитана столько раз, сколько оборотов совершит барабан. В храме перемещаются по часовой стрелке. В прямоугольном помещение алтарь находится напротив входа.

Центральное место на нём занимает Будда, окружённый дымящимися благовониями, зажжёнными свечами, образами других знаменитых будд, бодхисаттв и дэвов, подношениями. Как выглядит Учитель, зависит от течения, которому принадлежит храм.

На алтаре есть ящички, в которых хранятся старые священные описания. Для поклоняющихся и монахов в кодо тоже отведено пространство.

Танки на стенах изображают божества. Они выполнены в ярких тонах на шёлковой основе.

Центральный зал часто соединён с лекционным, где послушники собираются, чтобы изучать и декламировать сутры, слушать музыку для медитаций. В других зданиях комплекса располагаются библиотека, жилье членов общины, их столовая.

Структура дацана всегда отражает «три драгоценности» буддиста: Будду, закон и общину его учеников.

При входе нужно мысленно поздороваться с божествами и затем, подходя к интересующему образу, складывать руки в молитвенном жесте и кланяться по желанию столько раз, чтобы число поклонов было кратно трём.

При этом, поднося руки ко лбу, просить ясного разума, ко рту – совершенной речи, к груди – любви ко всему живому. Во время посещения нужно позитивно настроиться и усиленно желать избавления от страданий всем в этом нуждающимся.

Поклонение Будде стирает грани между мирянами и членами монашеской общины и является основой для единения всех буддистов и укрепления духовных связей между ними.

На этом мы прощаемся с вами. Если вы узнали что-то новое для себя – поделитесь этой статьей в социальных сетях.

Разместил kirck в 4.12.15 16:32 (6335 Просмотров)

Конструкция буддийского храма — это не просто дизайнерские решения архитекторов тех времен. Все здесь установлено согласно правилам. Каждый буддист знает что такое «Три сокровища», ведь именно здесь все ищут себе прибежища — у Будды, его учения и общины. Правильным местом для расположения «Трех сокровищ» будет то, где они будут собраны в одном месте, которое является защищенным от внешнего мира, от посторонних зрелищ и от всех других влияний, что могут потревожить сокровища. Независимо от того какого размера буддийский храм, он защищен со всех сторон. Замкнутость территории, мощные ворота — это ещё одни из требований к обустроению буддийского храма.

Для буддистов нет различий между тем храм это или же монастырь. Для них это слово обозначает одно и то же. И в первом и во втором живут монахи.

В каждом буддийском храме должно быть изображение Будды, которое может быть скульптурным, рисованным или же вышитым. Такое изображение также должно быть помещено в специальное место — в «золотом зале». Установить изображение Будды в храме пытаются таким образом, чтобы его лик был обращен к востоку. Центральная скульптура имеет самые большие размеры. Меньшие изваяния изображают разные периоды жизненного пути святого. В этом помещении могут быть изображения существ, которые почитаются в этой религии. Алтарь буддийского храма могут украшать фигуры известных монахов, которые расположены чуть ниже изображения Будды.

Основой для всех буддийских обрядов является почитание Трех Сокровищ. Они в это время выступают объектом, в которому верующие обращаются как к «прибежищу». Во время того как проводятся буддистские обряды, все статуи и изображения, которые раньше были закрыты от всех, становятся открытыми для обозрения.

Для того, чтобы вы смогли посетить буддийский храм, нужно выполнить несколько требований. Прежде всего, одежда должна быть подобающей. Считается, что плечи и ноги должны быть прикрыты непрозрачной одеждой. Как и в других религиях, в буддизме считается, считается, что несоблюдение правила по поводу внешнего вида, является выражением неуважительного отношения к местам поклонения. Таким образом человек также обнаруживает собственное невежество.

Проследить кастовость частей человеческого тела в буддийских верованиях можно в ещё одной их традиции. При входе в храм нужно обязательно снимать обувь. Ноги считаются самой грязной частью человеческого тела из-за того, что они соприкасались с землей. После того, как с них снимается обувь, они становятся как бы чище. Но есть и более конструктивное объяснение этому. Традиции буддизма предполагают, что посетители храмов большой отрезок времени проводят на полу. Если учесть самые элементарные правила гигиены, такое требование не является исключительно частью буддистской культуры.

Также нужно знать как правильно садиться в буддистском храме. Ноги верующего ни в коем случае не должны быть вытянутыми в сторону изображений Будды, алтаря или представителей духовенства. Для того, чтобы никого не оскорблять своим телоположением, буддисты предпочитают сидеть в позе лотоса или просто поджать ноги под себя.

Конспект урока по ОРКСЭ «Войдем в буддийский храм»

Тема: «Войдем в буддийский храм». 4-й класс

Цель урока: Знакомство учащихся с внутренним устройством буддийского храма, традициями, поведения в нем, помочь осознать взаимосвязь культуры и религии.

Задачи урока:

  • Воспитывающая: воспитание нравственности, толерантности, коллективизма, умения выслушивать мнение одноклассников, не перебивая друг друга, усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме, воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

  • Образовательная: узнать о назначении и устройстве буддийского храма, раскрыть понятие “Храм – дом Божий”, рассмотреть влияние религии на культуру, раскрыть сущность материальной и духовной культуры, формирование понятий культуры религий.

  • Развивающая: осознать, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека; развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом, умения выразительного чтения и речи.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, инсценирование притчи, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия:

  • Религия.

  • Мировые религии.

  • Храм.

  • Будда.

  • Пагода.

  • Ступа.

Оборудование и материалы к уроку: ноутбук, презентация, учебник “Основы духовно-нравственной культуры народов России”, иллюстрации.

2. Актуализация ранее полученных знаний.

Вы, конечно, слышали, слова – церковь, мечеть, иудаизм, Будда, мусульманин, Православие? (Слайд 1)

– С чем связаны эти слова?

(Все эти слова тесно связаны с верой в Бога.)

– В нашей многонациональной стране исповедуются разные религии.
– Как вы понимаете слово “религия”?
– Какие религии называются мировыми? Почему?

Буддизм, христианство, ислам, иудаизм. Большинство людей в мире исповедуют эти религии.

3. Опрос домашнего задания. (Православный храм.).

Ответы учеников.

– Назовите самую распространенную религию в мире и в нашей стране, которой более тысячи лет.

– Православие.

– Кто из вас заходил в храм? С кем вы ходили?
– Что такое храм?
– Для чего люди строят храмы?

(Предназначение храма состоит в предоставлении человеку места, где он может молиться, раскаиваться в своих грехах и просить о заступничестве.)

– А кто из вас знает чем отличается храм от церкви и собора?

(Храм – от древнерусского слова “хоромы”, т.е. большой дом.
Церковь – означающее “дом Господа”, небольшой храм. Если куполов меньше трех, то это значит церковь.
Собор – русское слово, происходящее от слова “собираться”. Собор – большой храм, где собирается много людей.)

– Куда ходят молиться, где звонят колокола, где крестят детей, где живет Бог.

– Чего много в православном храме?
– Что символизирует церковная свеча?

– Свечей, икон.
Свеча символизирует любовь верующего к Богу.

4. Постановка темы и целей.

Ребята, откройте учебники на стр.79 (Слайд 2) и прочитаем историю о мальчике.

– О ком прочитали?
– О какой религии идет в рассказе речь?
– Назовите тему урока (Слайд 3)

Что мы будем изучать ? Какие цели перед собой поставим?

Ученики следят за чтением, внимательно слушают.

– О Будде.
– О буддийской религии.

– Что же необычного произошло в семье царя Суддходаны во время рождения сына? Найдите и прочитайте в учебнике.

В момент рождения с неба падали цветы, лилась прекрасная музыка, а вокруг было необычайное сияние.

– В мире ежедневно рождаются тысячи детей и ничего сверхъестественного не происходит.
– Почему же все это произошло в семье царя Суддходаны?

– Потому что родился Будда.

– Кто такой Будда? (Слайд 4)

По тибетски слово “БУДДА” означает – “тот, кто избавился от всех плохих качеств и развил в себе все хорошие качества” (Слайд 4).

– Основатель буддийской религии.

– Почему его называют Просветленным?

Найдите слова в тексте и прочитайте вслух.

С. 81 “Впервые он почувствовал полную свободу. Сиддхартха наблюдал восход солнца и смотрел, как тает последняя утренняя звезда. Он стал Буддой – Просветленным. Ему открылись тайны Вселенной и законы человеческой жизни. Эту мудрость Будда старался передать людям.

Буддизм – одна из религий индийского корня. В мире буддистами являются около 500 млн. человек.

Главная его тема – проблема человеческой личности и ее существования.

Формой существования буддизма стала – община монахов, которые читают проповеди.

Проповедь – всякое выражение или описание Учения при помощи слов или образов.

Главное в проповеди – терапевтический эффект.

Таким образом, буддизм представляет как проект исцеления людей.

Цель буддизма – нести добро, здоровье и счастье всем без исключения.

На территории России буддизм представлен в первую очередь как основная религия в Бурятии, Туве и Калмыкии. (Слайд 5)

–Перед тем как войти в буддийский храм ознакомимся с правилами поведения.

  1. В буддийский храм нужно заходить с бокового входа, спокойно.

  2. Заходя в буддийский храм, люди должны снимать головной убор.

  3. Обходить храм по ходу солнца, т.е. слева направо.

  4. При входе в зал надеть бахилы.

  5. Внутри зала можно спокойно посидеть на специальных скамьях.

  6. Не разговаривать громко, нельзя бегать и играть.

  7. Отключить мобильные телефоны, ничего не жевать.

  8. Если вы встретили монаха на территории буддийского храма, рекомендуется приветствовать полупоклоном.

Структура буддийского храма.

Особенное значение имеет в храмовых ансамблях буддийской культуры пагода – многоступенчатая башня, состоящая из нескольких ярусов – этажей. (Слайд 6)

Ступа похожа на половину шара, на купол. “Ступа” – что значит “погребальный холм”. Строят из 3 частей – ступенчатого основания, массивная центральная часть и крыша в виде многоярусного зонтика. Наверху купола ступы установлена небольшая надстройка– “дворец богов” – для хранения реликвий буддийской религии. И еще одна отличительная особенность ступы – шпиль, устремленный в небо (Слайд 7)

(Слайд 8)

Буддийский храм внутри – это большой прямоугольный зал. Перед изображением божеств устанавливается алтарь – обтянутый материей стол, на котором расставлены различные ритуальные предметы. Над помостами, где во время богослужения сидят буддийские монахи, с потолка свешиваются разноцветные ленты, шелковые платки, и фонари.

Ученики читают по одному вслух.

(Листочки лежат на партах.)

Просмотр видеофильма (Рубрика это интересно)

— Вам понравился фильм? Что запомнилось? (если есть время)

Буддийские монахи. (Слайд 9).

Учебник с. 81

— Монах – это человек, который по своему религиозному убеждению решил остаться один, без семьи.

Тест. Работа в парах. Проверка (Слайд 10)

Групповая работа: сравнение православного и буддийского храма. (Слайд 11)

Заполняя газетами слайд, «ислам» остаётся пустой, ребята делают вывод, что это будет тема следующего урока

Ребята делятся на 2 команды: православные и буддисты.

На столах лежат фотографии православного и буддийского храмов, каждая группа выбирает фотографии для своей газеты, далее один представитель группы защищает свою газету.

Подведение итогов

– Какова главная тема сегодняшнего урока?
– Что интересного вы узнали на уроке?
– что вам больше всего понравилось на уроке?

Ответы учеников.

Рефлексия.

Я узнал(а)__________________________

Я хочу узнать _______________________

Я был(а) удивлен тем, что_____________

Я хочу рассказать родителям__________

– Обменяйтесь листочками с соседом по парте.
Узнайте его мнение.

Домашнее задание

По выбору, приготовить сообщение о храмах буддизма

вылепить из пластилина макет любого храма.

Как устроен буддийский храм

Быть буддистом означает «искать себе прибежища у «Трех Сокровищ» — у Будды, его учения и общины. Обычно буддийский храм устроен так, что все «Три Сокровища» собраны и наглядно представлены в одном месте. Это место должно быть защищено от внешнего мира, от посторонних зрелищ, звуков, запахов и прочих влияний. Территория храма замкнута со всех сторон, на нее ведут мощные ворота.

В русских переводах японских текстов и в работах исследователей часто можно встретить словосочетание «буддийский монастырь». Важно иметь в виду, что «храм» и «монастырь» в этом случае — одно и то же. В любом храме живут монахи.

Скульптурные, рисованные или вышитые изображения будды помещают в «золотом зале», кондо:. Это может быть и Будда Шакьямуни, и другие будды: вселенский Махавайрочана, сострадательный Амитабха и др. Здесь же могут находиться изображения бодхисаттв и других почитаемых существ.

Пагода, то:, предназначена для хранения останков земного тела Будды Шакьямуни. Почти в каждом храме есть предание, как эти останки попали в Японию: перенеслись на острова чудесным путем или же их прислали в дар правители материковых держав. Пагода имеет три или пять ярусов, в центре нее всегда есть главный столб из цельного ствола большого дерева. Останки Будды хранятся или по центральным столбом, или на его верхушке.

Учение пребывает в храме в виде текстов буддийского канона. Они не просто хранятся в виде свитков книг или в памяти у знатоков, но постоянно воспроизводятся путем чтения и толкования в «зале для чтений», ко:до:.

Общину составляют монахи, их ученики, а также миряне, на время поселившиеся в жилых помещениях храма. Как правило эти помещения обустроены в галереях.

Начиная с VIII в. при многих храмах стали обустраивать место для почитания «родных богов», ками. Святилище может находиться на территории храма или вне ее, боги мыслятся как защитники храма.

Для примера я беру устройство храма «Четырех небесных государей» (Ситэнно:дзи), одного из самых древних в Японии. В храме может быть несколько пагод, иногда бывает несколько «Золотых залов», но расположены они почти всегда в таком порядке, как на рисунке.

Буддийский обряд в основе своей — это выражение почтения к Трем Сокровищам и обращение к ним как к «прибежищу». В ходе обряда статуи и другие изображения открываются для обозрения, тексты звучат полностью или в отрывках, монахи совместно предаются «сосредоточению», иногда проводят шествие и т.д. «Трем Сокровищам» совершают подношения, и ответом на них служат различные действия, призванные выразить помощь «Трех Сокровищ» их почитателю. Важно, что в обеих ролях — и того, кто прибегает к помощи, и того, кто ее дает, — могут выступать и монахи, и миряне. Обряды имеют общую цель: распространить последствия сострадательных деяний одного человека на множество других существ, уменьшить их страдания, преодолеть заблуждения, и в пределе — помочь каждому существу достичь освобождения. Коль скоро и страданий, и их причин существует бесчисленное множество, то и помощь должна быть разной. Поэтому обряд может быть обращен не только к Будде Шакьямуни, но и к различным другим буддам, бодхисаттвам и иным существам, соотнесенным с разными способами освобождения.

Обычное название для храма — 寺, дзи или тэра. Выбор между этими двумя чтениями зависит от того, как читается основное название храма: по «китайскому» чтению, он, или по «японскому», кун. Если храм назван по местности, где он построен, или по прозванию мирян-основателей, то в его названии 寺 читается как тэра или дэра. Примеры — Асука-дэра (храм на равнине Асука), Киёмидзу-дэра (храм при водопаде Киёмидзу), Татибана-дэра (храм рода Татибана). Если же в названии звучит имя почитаемого существа или величание учения, то 寺 читается как дзи. Примеры: Якусидзи (храм будды-целителя Якуси, он же Бхайшаджьягуру), Хо:рю:дзи (храм Развития Закона). Иногда храм называется по тем годам правления, когда он основан. Например — Энрякудзи (храм годов Энряку).

Есть и дополнительное название для храма — 伽藍, гаран, частичная запись санскритского «сангхарама» («общинное жилище»). Так называются самые древние храмы Японии: Ганго:дзи-гаран и другие. Иногда и более поздние храмы прибавляют к своему названию слово гаран — в документах вроде храмовых летописей, обращений к мирянам-покровителям и др.

Если сооружение для обрядов не имеет полного «храмового» набора зданий, оно называется «молельней» 院, ин. Часто так же именуются храмы с необычным расположением построек. Пример — Бё:до:ин (молельня Ровного Равенства).

См. Бадлуева В.М. Религиозная архитектура Японии: синтоистские и буддийские храмы (курсовая работа за III курс, 2004 г.).

Описания и фотографии многих знаменитых храмов можно найти на сайте http://www.orientalarchitecture.com/

«Пятиярусные пагоды: почему землетрясения не могут их разрушить?» (заметка из журнала «Nipponia»)

Буддийский храм в Санкт-Петербурге – традиции милосердия

Адрес: Россия, Санкт-Петербург, Приморский проспект (станция метро «Старая Деревня»)
Строительство: 1909 — 1915 годы
Архитектор: Гавриил Васильевич Барановский
Координаты: 59°59’01.0″N 30°15’21.0″E
Объект культурного наследия народов РФ федерального значения

История дацана

Архитектурные особенности, интерьеры и святыни

Дацан сегодня

Полезная информация для посетителей

Как добраться

Буддийский храм на карте

На Приморском проспекте можно увидеть один из самых необычных соборов и храмов Санкт-Петербурга – монастырь Гунзэчойнэй. Культовая постройка относится к крупнейшей общине буддистов России, члены которой исповедуют буддизм школы гелугпа. До недавнего времени питерский дацан был самым северным буддийским храмом в мире.

Общий вид на Буддийский храм

История дацана

По меркам религии, которая насчитывает более 2500 лет, буддизм проник на территорию нашей страны не так давно. Первые упоминания о российских буддистах появились в XVII столетии.

При Петре I на берега Невы попали буддисты из Волжской Калмыкии и Забайкалья. Сначала их было совсем мало. В конце XIX века среди жителей города насчитывалось 75 приверженцев буддизма, а перед Первой мировой войной – 184 буддиста.

В начале прошлого века российскими буддистами руководил Агван Лобсан Доржиев. Он был официальным представителем Далай-Ламы XIII и предпринимал много усилий, чтобы сблизить Тибет и Россию. В 1900 году Доржиев прибыл в столицу страны, чтобы собрать пожертвования для монастырской школы, встретился с Николаем II и получил от императора разрешение на строительство дацана.

Вид на Буддийский храм с Приморского проспекта

Уникальный проект буддийского храма был создан талантливым архитектором и искусствоведом Гавриилом Васильевичем Барановским. Деньги на возведение монастыря пожертвовали Доржиев, Далай-Лама XIII, верующие калмыки, буряты и русские. Участок для нового дацана купили на тихой окраине, за Черной речкой.

Строительство началось в 1909 году и длилось 6 лет. Первую службу провели в еще недостроенном дацане в честь 300-летия императорской династии. В 1915 году, когда храм открыли, его священнослужителем стал Доржиев.

В те времена это был первый дацан в Европе. Создание буддийского храма в Санкт-Петербурге получило большую поддержку в странах, где издавна исповедовали буддизм. Король Сиама Рама V дружил с российским императором Николаем II. В качестве подарка тайский монарх отправил в Санкт-Петербург старинную статую Будды.

Вид на фасад Буддийского храма

К сожалению, история дацана началась с трагических событий. Питерский храм появился в неспокойные времена. С 1914 года Россия участвовала в Первой мировой войне и тратила огромные средства на содержание и вооружение армии. Многие россияне обнищали. Буддистам в Санкт-Петербурге было тяжело видеть нарастающий в стране хаос. В 1916 году они покинули город, и храм опустел.

Во время Гражданской войны дацан разграбили мародеры. Пропали библиотека буддийской литературы и собранный Доржиевым архив. С 1919 по 1921 год в культовом здании находилась казарма для красноармейцев.

В 1924 году буддийские молебны в храме разрешили, но верующих было мало. Буддийской усадьбой владела Тибетско-монгольская миссия, которой тогда покровительствовал Наркомат иностранных дел СССР.

Вход в Буддийский храм

Спокойное время длилось недолго. В начале 1930-х годов в стране развернулась кампания по борьбе с религией – «опиумом для народа». Репрессии коснулись не только христиан, но и мусульман, и буддистов.

В 1937 году, когда начался Большой террор, НКВД стал разрабатывать дело о японских разведчиках и диверсантах. Под подозрение спецслужб попали немногочисленные буддийские монахи и жившие при храме русские ученые-востоковеды. Их стали считать изменниками родины, агентами японской разведки и арестовали.

Большинство из тех, кто имел отношение к дацану, в скором времени были расстреляны. Безвинно погиб ученый, литератор и основатель бурятской письменности Базар Барадиевий Барадийн. Создатель дацана и его первый лама – Агван Доржиев в возрасте 85 лет скончался в Улан-Удэ после жестокого допроса в тюремной больнице. Оставшихся буддистов выслали в Сибирь, и они оказались в ужасных условиях лагерей для политзаключенных.

Перед войной буддийское здание отдали физкультурникам, а предметы культа отправили в Музей религии и атеизма. В военные годы в бывшем храме оборудовали мощную радиостанцию, которая использовалась для глушения радиосигналов.

Ситуация поменялась в лучшую сторону в 1960 году, когда по просьбе Юрия Николаевича Рериха храм приспособили под лаборатории, принадлежавшие Зоологическому институту Академии наук. Спустя 30 лет здание вернули буддистам.

Архитектурные особенности, интерьеры и святыни

Оригинальный храм из красно-фиолетового гранита – настоящее произведение искусства. Благодаря необычному оттенку облицовочного камня, его часто называют «Аметистовым храмом».

Вид Буддийского храма со стороны улицы Савушкина

Питерский дацан построен в соответствии с канонами архитектуры, которые использовались для соборных храмов Тибета «цогчен-дуган». В начале прошлого века Барановский европеизировал традиционный проект и внес в него элементы модерна. Здание поражает ярким декором фасадов, позолотой и красочными витражами, эскизы для которых создал известный художник Николай Константинович Рерих.

В начале истории дацана из мест традиционного распространения учения Будды – Таиланда, Тибета, Монголии и Бурятии сюда привозили редкие святыни и реликвии. В годы опустошения все буддийские артефакты были утрачены, но, благодаря спонсорам, ситуация постепенно исправляется.

В главном алтаре дацана можно увидеть скульптуру Будды высотой 2,5 м, сделанную мастерами из Монголии. По старой традиции она изготовлена из папье-маше и покрыта сусальным золотом. Изящный трон Будды из нефрита украшен фигурами мифологических существ.

Вид Буддийского храма со стороны Липовой аллеи

В зеленом саду дацана стоит красивая курильница – «байпур». Она имеет высоту 120 см и весит 230 кг. Массивную бронзовую чашу украшают буддийские символы – цветок мудрости лотос, фигура непобедимого снежного льва, мифическое существо с головой птицы – Гаруда, затейливый орнамент в виде завитков и изображение священного Колеса Учения.

Курительнцу у храма используют для возжигания благовоний. По верованиям буддистов, густой ароматный дым очищает пространство и умиротворяет злых духов.

Дацан сегодня

В наши дни питерский храм играет роль духовного центра для всех буддистов Северо-Запада России. Ежедневно утром и днем здесь проводят молитвенные собрания – хуралы. Под сводами здания звучат древние мантры и возносятся молитвы о благополучии и счастье всех живущих. В дацане отмечают буддийские праздники, совершают религиозные обряды и ритуалы.

Большая бронзовая курильница – «байпур»

Храм ведет большую просветительскую работу. В Санкт-Петербург приезжают учителя из Тибета, стран Европы, Азии и Америки и читают лекции для всех, кто интересуется историей и традициями буддизма. Здесь регулярно организуют медитативные ретриты, а также ведут прием астрологи и врачи, которые специализируются на традиционной тибетской медицине.

Ежегодно в парках на Елагином острове проходит бурятский народный праздник Сухарбан. Во время него устраивают зрелищные соревнования борцов – баторов и азартные состязания на лучшего стрелка из лука. Буряты выступают с песнями и танцами в национальных костюмах, и угощают гостей традиционными блюдами бурятской кухни.

Молитвенные барабаны

Полезная информация для посетителей

По канонам буддизма посещать храм и присутствовать на молебнах могут люди любой национальности и вероисповедания. При входе гостей просят снять головные уборы и надеть бахилы. В алтарный зал или «дуган» входят без обуви. Помещение обходят по часовой стрелке, и не поворачиваются к алтарю спиной. Для фото- и видеосъемки внутри дацана нужно получить специальное разрешение.

Туристы, которые хотят познакомиться с историей дацана, могут принять участие в групповых и индивидуальных экскурсиях. Дети посещают развивающий курс «Маленький Будда».

Всех, кто приходит в храм, привлекает лавка буддийских товаров. Здесь продают книги по буддизму, принадлежности для ежедневных духовных практик, цветные флажки «хий-морин», благовония, стильные календари, украшения и сувениры с символикой буддизма.

Внутри Буддийского храма

Как добраться

Буддийский храм стоит на берегу Большой Невки, напротив Центрального парка культуры и отдыха. До него легко дойти пешком от станции метро «Старая Деревня». Возле дацана находится остановка трамваев, автобусов и маршрутных такси «ЦПКиО».

Рейтинг достопримечательности

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *