Бог подземного мира в Египте

Боги Древнего Египта.

Боги Древнего Египта играли важную роль в повседневной жизни древних египтян. Существовали два уровня богов: местные боги и национальные боги. Люди обращались к богам за помощью во всем, от рождения детей до безопасного путешествия в загробную жизнь. Были ежедневные ритуалы по уходу за богами и праздники, посвященные определенным богам.

За исключением короткого периода времени, когда Эхнатон пытался привить монотеистическое посвящение одному богу, Египтом управляли многочисленные боги и богини. Древняя египетская религия была политеистической, то есть древние египтяне поклонялись многим богам (существует около 2000 известных богов и богинь).

Некоторые из самых важных египетских богов и богинь

Амон был богом-создателем, который стал национальным богом после того, как фараоны перенесли свою столицу в город Фивы. Позже он был объединен с Ра, который был богом солнца, богом-творцом и королем богов. Люди видели в Амон-Ра созидательную силу существования всей жизни. В первую очередь он считался богом фараонов и представлял ветер, плодородие и тайны.

Ра — древнеегипетский бог солнца. Он является отцом богов и обычно изображается с телом человека и головой сокола.

Хатор была богиней коров и космической богиней. Всю жизнь она кормила своим молоком, а ее имя означало «Дом Гора». Некоторые легенды называют Хатор супругой Гора, и она образовала Триаду с ним и их сыном Ихи.

Гор был богом солнца и царем богов. «Живой Гор» был одним из титулов фараона и подчеркивал его право управлять Египтом так, как Хорус управлял богами. Его эмблемой был сокол, и он был одним из пяти Осирийских богов наряду с Осирисом, Исидой, Сетом и Нефтисом. Одним из самых известных символов, связанных с Египтом, является Око Гора, которое символизировало власть.

Исида была богиней плодородия и богиней-матерью. Богиня с 10 000 имен было одним из ее титулов, подчеркивая ее многочисленные роли и имена. Она была сестрой-женой Осириса и матерью Гора. Одна из самых известных легенд гласит, что Исида забирает тело своего мужа после того, как он был убит Сетом, пропитывает себя его телом и рожает сына Хоруса.

Маат была представлением морального и физического закона. Некоторые ученые считают ее самой важной богиней Древнего Египта. Поклонение Маат распространилось по всему Египту, потому что она помогала судить мертвых.

Осирис был богом мертвых и воскресения. Он был правителем Туата, и люди обращались к нему за заботой о своих усопших предках. Осирис был царем богов, пока его брат не убил его.

Сет (он же Сет, Сетеш, Сутех или Сетех) был богом зла и тьмы. Он был противником Гора и всего, что было хорошо. Люди считали красный цвет злым из-за его связи с Сетом, за исключением красной короны. Он был связан с войной и силой, штормами и пустынями.

Анубис — бог смерти и разрушений. Он также считается богом подземного мира. Его изображение часто рассматривается как хранитель гробниц и тел, удерживаемых внутри.

Собек — бог-крокодил обычно считается либо полным крокодилом, либо комбинацией человеческой формы и крокодила, символизирующей силу египетских фараонов.

Способности и роли богов

Боги Древнего Египта исполняли роли, которые имели значение для поклоняющихся, и многим божествам поклонялись только в одном месте. Например, женщины поклонялись Исиде, потому что она была матерью, и они хотели, чтобы она благословляла и помогала им. Эти роли помогли создать связь между людьми и богами.

Амон-Ра

Многие из богов древнего Египта имели уникальные способности, но были некоторые общие черты. Большинство изображений показывают богов в человеческом обличье или в виде людей с головами животных. Эти изображения также использовали повторяющиеся символы. Может быть трудно отличить некоторых богов, потому что они используют одни и те же символы.

Список общих символов

  • Животные: головы животных, данные божеству, часто были связаны с его/ее ролями (например, головы ястреба для богов солнца)
  • Анкх: иероглиф на всю жизнь, который бог держал в одной руке
  • Корона или головной убор Атеф: корона в форме белой короны с небольшим солнечным диском сверху и перьями по бокам
  • Двойная корона: объединенная корона Верхнего и Нижнего Египта, что означало его объединение
  • Скипетр Бога: скипетр, увенчанный головой животного Сета с раздвоенным дном
  • Скипетр Богини: лотос скипетр или папирус скипетр
  • Красная корона: корона Нижнего Египта с длинным завитком, она символизировала стервятника и богиню Нехбет
  • Солнечный диск: эмблема солнца, которую носят различные божества, которых мог окружить Урей
  • Урей: божественная кобра, которая была символом богини Буто
  • Головной убор богини-стервятника: напоминал стервятника, лежащего на голове
  • Белая корона: корона Верхнего Египта, похожая на митру с уреем спереди

Легенда о сотворении мира

Сначала ничего не существовало, кроме Нун, богини небесных вод. Ра прыгнул через Нун со словами на губах, и эти слова создали первый небосвод. Затем он создал свою дочь Тефнут из своей косы и сына Шу из своего дыхания. Они жили вместе, пока Тефнут и Шу не ушли, и Ра не заскучал по ним. Он вырвал свой глаз и послал его, чтобы найти своих детей. Затем Ра создал новый глаз для себя, чтобы он смог увидеть своих детей.

Легенда о сотворении мира

Старый глаз нашел Тефнут и Шу и вернул их Ра, который заплакал от радости. Его слезы упали и создали первых людей. Старый глаз завидовал новому глазу Ра, поэтому Ра превратил старый глаз в первую кобру и носил его на лбу. Тефнут и Шу смешались вместе и родили Геба и Нут. Шу разделил своих детей, Нут образовала небо, Геб – землю. Ра превратился в огненный шар и перекатился через Нут, создавая узор дня и ночи. После этого появились все другие существа и все растения.

Значение богов в повседневной жизни Древнего Египта

Боги Древнего Египта высоко почитались и простыми людьми и фараонами. Ежедневные ритуалы проводились фараоном и жрецами в местных храмах, чтобы заботиться о богах. В рамках ритуала фараон или верховный жрец стирал образ некоего бога, одевал его в новую одежду и давал ему еду. Еда состояла из различных видов мяса и овощей, которыми после ритуала жрец делился с сотрудниками храма. Всесожжения были редкостью в древнем Египте.

Фараон и жрецы

Фестивали были временем для всеобщего поклонения богам и богиням Древнего Египта. Боги Египта в виде образов проходили по городу на барке, маленькой лодке. Простые люди собирались во внешнем дворе храма и давали подношения. Люди предлагали цветы, потому что они представляли жизнь, а также еду и питье. Священники раздавали порции еды простым людям. Многие праздники для божеств проходили по всему Египту и были государственными праздниками.

Как поклонялись богам Древнего Египта

Боги Древнего Египта так высоко почитались, что поклонялись им не только в стенах храма. Частные лица служили богам по-разному. Во многих частных домах были святыни, где семья поклонялась домашним богам. Эти боги защищали дом и его обитателей. Простые люди также приносили обетные приношения богам в своих местных храмах. Богам подносили статуэтки, стелы или резные таблички с молитвой или гимном, восхваляющим божество. Поклонники помещали эти подношения в главном дворе храма. Когда жрецам нужно было больше места, чтобы разместить подношения, они хоронили жертвы по обету в ямах. Эти ямы предоставили ученым информацию о поклонениях простых людей. Жертвоприношения показывают рост личного благочестия среди людей древнего Египта.

Еще одна важная часть поклонения связана с жертвами мертвых. Родственники предлагали богу Осирису хлеб, пиво, волов, птиц и одежду. Они включали молитвы в эти подношения, чтобы бог поделился ими с их мертвыми родственниками. Были специальные алтари, предназначенные для принятия этих подношений.

Бог Осирис

Люди также общались с богами через оракулов, молитвы и гимны. Во время шествий древнеегипетских богов люди писали вопрос на глиняной посуде или папирусе. Человек писал вопрос перед образом бога. Бог заставлял жрецов, несущих барку, двигаться вперед или назад, чтобы показать ответ «да» или «нет». Люди писали молитвы богам, чтобы попросить защиты или почтить богов. Гимны почитали богов, восхваляя их поступки или их красоту.

Конкретные люди проводили религиозные церемонии в храмах. На многих резьбах на стенах изображен фараон, который заботится о богах и проводит церемонии. В записях говорится, что фараон проводил церемонии, но он не мог служить каждому божеству. Верховный жрец храма проводил церемонии вместо фараона. Во время 21-й династии роль «жены бога Амона» стала могущественной позицией жрицы. Со временем эти женщины присутствовали при ритуалах, чтобы представить подношения богам и провести церемонии.

Список богов древнего Египта и их описание помогут раскрыть неотъемлемую часть повседневной жизни людей ранней цивилизации. Такая информация будет полезна для учащихся 5 классов, изучающих древнюю историю, а так же для всех интересующихся.

В египетском пантеоне было более 2000 божеств. Более известные боги стали государственными божествами, в то время как другие были связаны с определенным регионом или, в некоторых случаях, с ритуалом.

Всем известные картинки с древними божествами широко известны современному обществу.

История древнего мира формировалась под влиянием этих божеств и той важной роли, которую они сыграли в бессмертном путешествии каждого человека.

Особенности богов Древнего Египта

Главной ценностью египетской культуры является маат гармония и равновесие, представленные одноименной богиней Маат с белым пером.

Египетские божества были выдуманными личностями, имели собственные имена и индивидуальные характеристики, носили разные виды одежды, занимали разные посты, руководили, индивидуально реагировали на происходящие события.

У египтян не было проблем с множеством богов. Характеристики и роли были соединены, чтобы примирить разные религиозные убеждения, обычаи или идеалы. Например, по политическим и религиозным причинам бог Амон, который считался самым могущественным божеством Нового царства, был объединен с Ра, культ которого был связан с более древним периодом Египта.

Почему египтяне почитали Амона-Ра? Бог солнца является воплощением солнечного диска, который приносил египтянам урожай. От солнечных лучей была во многом зависима вся цивилизация древнего Египта.

С этой точки зрения именно божество Солнца стало главным среди представлений населения. Кроме того, наличие единого культа божества являлось отличным рычагом укрепления власти в роли покровителя Фараона.

Главные боги Древнего Египта

Амат богиня с головой крокодила, торсом леопарда, задней частью бегемота.

Она располагалась под скалами правосудия в Зале Правды в загробной жизни и поглощала души тех, кто не сумел оправдаться перед Осирисом.

Амон (Амон-Ра) божество солнца, воздуха, царь богов Египта. Один из самых сильных и популярных богов, покровитель города Фивы. Амон почитался как часть фиванской триады Амон, его супруга Мут и их сын Хонсу.

К моменту Нового Королевства Амон считался царем богов в Египте, и его поклонение ограничивалось монотеизмом. Другие боги считались различными аспектами Амона. Его священство было самым могущественным и положение жены Амона, дарованное королевским женщинам, перебывало почти на одном уровне со статусом фараона.

Анубис бог смерти, мертвых и бальзамирования, покровитель фараона. Сын Нефтиса и Осириса, отец Кебет. Анубис изображался как человек с головой шакала. Он руководил душами мертвых в Зале Правды, был частью ритуала Взвешивания Сердца Души в загробной жизни.

Вероятно, он был первым богом мертвых, прежде чем эта роль была отдана Осирису. Выступал как покровитель правящего фараона в Египте.

Апис божественный из Мемфиса, играющий роль воплощения бога Птаха. Один из ранних богов древнего Египта, изображенный на палетке Нармера (приблизительно 3150 г. до н. э.).

Культ Аписа был одним из самых важных и долго просуществовавших в истории египетской культуры.

Апоп (Апофис) змей, каждый день нападающий на солнечную лодку Ра, во время поездки сквозь подземный мир к рассвету.

Ритуал, известный как свержение Апофиса, совершался при храмах, чтобы помочь богам и ушедшим душам защитить лодку и обеспечить наступление дня.

Атон солнечный диск, изначально божество Солнца, которое вознес фараон Эхнатон (1353-1336 гг. до н.э.) до положения единственного бога, создателя вселенной.

Атум или Атум (Ра) божество солнца, верховный повелитель богов, первый господь Эннеады (трибунал девяти богов), создатель вселенной и людей.

Это первое божественное существо, которое стоит на первозданном холме посреди хаоса и опирается на магические силы Хеки, чтобы создать всех других богов.

Бастет (Баст) прекрасная богиня кошек, повелительница женских секретов, родов, плодовитости и защиты дома от зла или несчастья. Она была дочерью Ра и тесно связана с Хатхором.

Бастет была одним из самых популярных божеств древнего Египта. Персы использовали египетскую преданность богине кошек в свою пользу, выиграв битву при Пелусиуме. Они нарисовали изображения Бастет на своих щитах, зная, что египтяне скорее сдадутся, чем оскорбят свою богиню.

Бес (Бесу, Беза) хранитель родов, рождаемости, сексуальности, юмора и войны. Он один из самых популярных богов египетской истории, который защищал женщин и детей и боролся за божественный порядок, справедливость.

Геб – божество земли, растущих растений.

Гор ранний бог птиц, который стал одним из самых важных божеств в Древнем Египте. Связан с солнцем, небом, силой. Гор выступал как покровитель фараона Египта уже в Первой династии (приблизительно 3150-2890 гг. до н. э.). Когда Гор достиг совершеннолетия, он сражался со своим дядей за королевство и победил, восстановив порядок на земле.

Фараоны Египта, за некоторыми исключениями, связали себя с Гором в жизни и с Осирисом после смерти. Царь считался живым воплощением Гора.

Имхотеп один из немногих людей, обожествленных египтянами. Он был придворным архитектором Амонхотепа III (1386-1353 гг. до н. э.).

Его считали настолько мудрым, что после смерти, спустя несколько столетий, Имхотеп стал живым богом. У него был большой храм при Фивах с исцеляющим центром в Дейр-эль-Бахри.

Исида самая могущественная богиня в египетской истории. Она ассоциировалась практически со всеми аспектами человеческой жизни и со временем возвысилась до положения верховного божества «Матери божеств», которая заботилась о своих собратьях.

Она является родоначальником Первых Пяти Богов.

Маат богиня истины, справедливости, гармонии, одно из самых важных божеств в египетском пантеоне. Она сотворила звезды на небе, создала времена года.

Маат воплощает принцип маат (гармонии), который был центральным в культуре древнего Египта. Она изображается как женщина в короне со страусиным пером.

Мафдет богиня правды и правосудия, которая произносила осуждение и быстро исполняла казнь. Ее имя означает «Та, которая бежит» и дано ей за скорость, с которой она производила правосудие.

Мафдет защищала людей от ядовитых укусов, особенно от скорпионов.

Мертсегер (Меритсегер) богиня древнеегипетской религии, отвечающая за охрану и защиту огромного фиванского некрополя, находящегося на западном берегу Нила.

Месхенет богиня родов. Месхенет присутствует при рождении человека, создает «ка» (аспект души) и вдыхает внутрь тела.

Она также присутствует при суде души во время наступления загробной жизни в качестве утешителя.

Мин древний бог плодородия, божество восточных пустынь, который наблюдал за путешественниками. Мин также были связан с черной плодородной грязью египетской дельты.

Мневис — бог-бык, воплощение солнца, сын солнца, бог города Гелиополя, сын Хесат (Небесной коровы).

Монту бог сокола, который занял видное место в 11-й династии в Фивах (около 2060-1991 гг. до н. э.). Его имя взяли все три династии фараонов.

В конечном итоге он стал ассоциироваться с Ра как композитным вариантом бога солнца Амон-Ра.

Мут ранняя богиня-мать, которая, скорее всего, сыграла второстепенную роль в период 6000-3150 гг. до н. э.

При позднем периоде Мут стала видной женой Амона и матерью Хонсу, частью Фиванской Триады.

Нейт одно из старейших божеств древнего Египта, которому поклонялись с раннего периода (приблизительно 6000-3150 гг. до н. э.) до династии Птолемеев (323-30 до н. э.). Нейт была богиней войны, материнства, погребального ритуала.

Она была самой важной богиней Нижнего Египта в ранней истории. На ранних изображениях она держит лук со стрелами.

Непри – контролировал зерно, бог урожая. Непри часто изображается в виде человека, сплошь покрытого спелыми колосьями злаковых. Иероглифы, которые пишут его имя, также включают символы зерна.

Нефтида – богиня ритуала погребения. Ее имя означает «Хозяйка храма» или «Хозяйка дома», относящееся к небесному дому или храму.

Она изображена как женщина с домом на голове.

Нехебкау – бог-защитник, который присоединяется к «ка»(аспекту души) к телу при рождении и объединяет «ка» с «ба» (крылатый аспект души) после смерти.

Он изображен как змей, который плавал в изначальных водах на заре творения, прежде чем Атум поднялся из хаоса, чтобы создать порядок.

Нут в древнеегипетской религии богиня неба, дочь Шу и Тефнут, жена Геба.

Осирис судья мертвых. Его имя означает «Могучий». Был изначально богом плодородия, который вырос в популярности через мифы про Осириса, в котором его убил его брат, Сет.

В египетской Книге Мертвых он часто упоминается как справедливый судья.

Пта (Птах) один из древнейших египетских богов, который появляется в первом династическом периоде (приблизительно 3150-2613 гг. до н. э.).

Птах был великим богом Мемфиса, создателем мира, повелителем правды. Он был богом-покровителем скульпторов и ремесленников, а также строителей памятников.

Ра великий бог солнца Гелиополя, культ которого распространился по всему Египту, став самым популярным для Пятой династии (2498-2345 гг. до н. э.).

Он верховный владыка и творец бога, который правит над землей. Он водит свою лодку солнца по небесам днем, показывая еще один аспект самого себя с каждым продвижением диска по небу, а затем ныряет в подземный мир вечером, когда лодке угрожает змея Апоп (Апофис).

Рененутет богиня, изображаемая как кобра или кобра с головой женщины. Ее имя означает «Змея, которая питает». Ренетутет ведала воспитанием, уходом за детьми.

Считалось, что она защищает одежду, которую носил фараон в загробной жизни. В этом качестве она появилась как огневая кобра, которая отгоняла врагов фараона.

Себек важное божество защиты в форме крокодила или человека с головой крокодила. Себек был богом воды, но также связан с медициной, в частности с хирургией.

Его имя означает «крокодил». Себек был владыкой болот, любых других влажных районов Египта.

Она известна из золотой статуи, найденной в гробнице Тутанхамона. Серкет была богиней скорпиона, изображалась как женщина со скорпионами на голове.

Сет (Сетх) – бог пустыни, шторма, расстройств, насилия, а также иностранцев в древнеегипетской религии.

Сехмет одна из самых значительных представителей пантеона древнего Египта. Сехмет была божеством-львом, обычно изображаемая как женщина с головой льва.

Ее имя означает «Мощный» и обычно интерпретируется как «Могучее женское начало». Она была богиней разрушения, исцеления, пустынных ветров, прохладных бризов.

Сешат была богиней письменных слов, точных измерений.

Сопду защитный господь восточной границы Египта, охранявший форпосты, солдат на границе. Он изображен как сокол с кольцом над правым крылом или бородатым человеком с короной с двумя перьями.

Татенен земной господь, олицетворявший первичную насыпь при создании, символизировал землю Египта.

Таурт является защитной древнеегипетской богиней деторождения, плодородия.

Тефнут творец влаги, сестра Шу, дочь Атума (Ра) при создании мира. Шу и Тефнут были первыми двумя дочерьми Атума, созданными путем спаривания с его тенью. Тефнут богиня атмосферы низшего мира, земли.

Тот египетский господь письма, магии, бог мудрости и бог луны. Покровитель всех ученых, чиновников, библиотек, хранитель государственного и мирового порядка.

Он был одним из самых важных божеств Древнего Египта, который попеременно сказал, что он сотворен сам или рожден из семени Гора со лба Сета.

Уаджет является древним египетским символом защиты, королевской власти и хорошего здоровья.

Упуаут старейшее изображение бога шакала, предшествовавшего Анубису, с которым его часто путают.

Феникс птичье божество, более известное как птица Бенну, божественная птица творения. Птица Бенну была тесно связана с Атумом, Ра, Осирисом.

Хапи божество плодородия, покровитель посевов. Он попадает на рисунки как человек с большой грудью, а также животом, что означает плодовитость, успех.

Хатхор одно из самых известных, самых популярных божеств Древнего Египта, богиня любви.

Очень древняя богиня, небесная корова, родившая солнце. Была наделена самыми многообразными способностями.

Хекат покровитель магии, медицины. Он присутствовал во время акта творения.

Хепри солнечный бог, изображается с формой жука-скарабея.

Хершеф (Херишеф) главный бог города Гераклеополя, где ему поклонялись как творцу мира.

Хнум один из самых ранних известных египетских божеств, первоначально бог истоков Нила, изображался с головой барана.

Хонсу — бог луны, измерений и времени. Сын Амона и Мут или Себека и Хатхор. Задача Хонсу наблюдать за течением времени.

Хор национальный опекуном древних египтян, бог неба и солнца, имеющий облик сокола.

Обычно он изображался как человек с соколиной головой, с надетой красно-белой короной, как символ царствования над всем царством Египта.

Чененет (Раттауи) богиня-жена бога Монту. Была связана с культом солнца.

Шаи Шай было обожествлением понятия о судьбе.

Шу один из исконных египетских богов, олицетворение сухого воздуха.

Эннеада — девятка главных богов в Древнем Египте, изначально возникшая в городе Гелиополе. Включает девять первых богов этого города: Нефтида, Атум, Шу, Геб, Нут, Тефнут, Сет, Осирис, Исида.

Таким образом египетский пантеон был четко разделен на многочисленные роли. Нередко различные божества сливались и меняли свое значение.

Боги Древнего Египта

Последние же стояли на страже власти царей. Но осуждать за это древних египтян не стоит, – их вера подчинялась реалиям жизни.
Из чего «вырастали» боги Древнего Египта?
Религия присуща социальной жизни общества со времен первобытности. Доисторические люди только-только начинали жить общинами, но уже тогда возникли первые верования, называемые некоторыми учеными проторелигией. Она существовала в виде анимизма (душа – безличное начало), тотемизма (мистическая связь человека с животными), фетишизма (некий предмет станет мистической силой) или магии (все три вышеназванные).
В разное время эти верования были присущи и народам Древнего Египта. Из тотемизма позже вышли так называемые местные божества. Они просуществовали тысячелетия и исчезли с развитием египетской религии – системы верований и ритуалов.
Самые первые божества на этих египетских землях северо-востока Африки в представлении египтян выглядели в виде птиц и зверей. В них верили, потому что тогда основным занятием была охота. Когда значение охоты уменьшилось и стали интенсивно заниматься земледелием и ловлей рыбы в Ниле, к человеческому туловищу богов все равно «приделывали» головы некоторых представителей фауны, которые там водились.
«Quid prodest» – кому это выгодно?
Божества плодились не просто так. Кому нужны были древнеегипетские пирамиды, на строительство которых многие годы отрывались от дел и семей ремесленники и земледельцы, а также рабы? Фараонам! Как свидетельство могущества царской власти, то есть господствующей в классовом обществе структуре. Народ же влачил жалкое существование и поклонялся неизвестным идолам.
И эту власть требовалось постоянно поддерживать не только грубой силой, но и «духовно». Народ постоянно убеждали в том, что власть создана богами навечно. А им необходимо подчиняться и фараонам, и простому люду. Этим занимались жрецы-бездельники. Поэтому египтяне молчаливо ждали улучшений от богов – от фараона до фараона. От царства до царства.
Древний пантеон северо-востока Африки
Рассмотрим, какие же были боги Древнего Египта, их картинки и имена, кто из них главные, а кто попроще. Их пантеон весьма обширный. Насчитывалось около ста двадцати божеств. Из них местных (отдельные города, относительно небольшие территории), по разным подсчетам, — двадцать пять. Некоторые из местных богов в разные эпохи развития древнеегипетского царства переходили в ранг общегосударственных, например, богини Амаунет, Аментет, Маат, бог Бех (Бухис). Числились и вообще так называемые второстепенные боги. Например, Дуамутеф – астральное божество.
В названном списке есть и такой разряд богов и богинь, когда нет их изображения или хотя бы краткого описания. Например, бог или богиня Анедждти, Бата, Бенну, Мафдет, Небедж и другие. Они ждут своих исследователей.
Бывали и иные переходы богов из разряда в разряд. Верование в знаменитого бога Амона зародилось еще в Старом царстве, когда происходила централизация древнеегипетского государства. В Среднем царстве он превращается в местное божество, в Новом становится общегосударственным богом (18-й век до нашей эры). В начале нашей эры его понизили в «должности» боги, ставшие к тому времени общеегипетскими: «муж» и «жена» Осирис и Исида.
На примере бога Амона покажем, как изменялись не только предпочтения к божествам, но и их вид изображения на камне и в папирусах. Они встречаются в наибольших количествах на наскальных рисунках, на саркофагах усыпальниц многих фараонов и жрецов. Вначале Амон на них изображался мужчиной с головой лягушки, в двух других царствах на его голове уже красовался диск Солнца.
Как боги «соперничали»
Одни и те же природные явления олицетворяли разные боги Древнего Египта, отличались их картинки и имена, и что они означают. Рассмотрим на примере богов Солнца.
Главными в ипостаси солнечных богов (мифологизация светила) в Древнем Египте были названный Амон, Ра и Атон. Между ними, или другими божествами, существовала, как сейчас говорят, жесткая конкуренция за умы египтян. Развивали ее, конечно же, люди, а не мифологические существа.
Атон изображался нетрадиционным тогда религиозным способом – не в виде человека с чьей-то головой или животным с головой человека. Это было единственное древнее художественное исключение в изображениях божественного пантеона. Атон – это рисунок солнечного диска с лучами, как его любят изображать современные детишки. Его расцвет пришелся на время правления фараона Эхнатона. Фараон в Древнем Египте считался проводником идеи бога на земле. Поэтому к именам таких царей добавлялось имя бога.
Эхнатон признавал роль только одного бога Атона, при нем прекратили культ десятков знаменитых богов. Когда Эхнатона сменил на его посту мальчик-фараон Тутанх, он сразу же вернул многобожие. В знак протеста Эхнатону добавил к своему имени – Амон. Теперь весь современный мир знает этого фараона по имени Тутанхамон.
Бог Монту поплатился за то, что на соколиной голове этого божества был изображен и солнечный диск. Бог сопутствовал любой правящей династии царей-фараонов в Фивах.
Вытеснен из пантеона богом Атоном.
Солярным божеством был и Атум. У него тоже возникли сложные «взаимоотношения» с богом Ра из солнечного пантеона. Атум перешел из местных богов в общеегипетские. Но вскоре (по тем временам) Ра вытеснил его. Все солнечные боги Древнего Египта прошли такой же путь. Но не боги соперничали друг с другом, а люди при власти, как сказано об Эхнатоне, и религиозные деятели (жрецы) помогали восхождению богов и их падению.
В это время главным стал бог солнца Ра, которого древние египтяне наделили способностями сотворения земли, людей, животных и птиц, растений. Ра закрывает глаза? Значит, наступает темнота и ночь.
Особые боги
Назовем богов, которые можно перевести в отдельные группки пантеона. Например, река Нил, которой впору и самой называться богом плодородия и сытой жизни египтян. Солнце ведь стало божеством! Нил же — кормилица и поилица египтян. Если бы сегодня встал вопрос о признании Нила богом, то к нему прибавили бы приставку – «почетный» и превозносили бы как бога.
Наверное, это мнение поддержали бы верующие еще десяти стран африканского континента, через которые с юга на север протекает неуправляемая река.
В Древнем Египте Нил разливами удобрял землю плодородным илом. Это превращало пески в ближайших к реке долинах в плодородные поля. Но часто в июле Нил разливался и затапливал урожай, обрекая народ на голод. Поэтому и для реки древние египтяне придумали бога – Хапи, чтобы тот помогал им. Хапи изображен мужчиной с женским бюстом, который символизировал плодородие.
Усиливают его и другие боги: Себек – бог рек и озер, а также бог растительности Осирис. Первого изображали в облике крокодила или человека с головой этого водного животного.
Но жестокий бог требовал обильные и регулярные жертвоприношения. Укротить Нил богу Хапи не удалось до его исчезновения с небосвода при введении христианства.
Осирис также возглавляет группу из двенадцати богов так называемого погребального культа древних египтян. Пять из них являются его соратниками в загробном мире. Что же это за бог? В мифологии его убивает завистливый родственник. Богиня Исида, почти как опытный хирург, собирает Осириса по частям, разбросанным по Египту, и хоронит. В загробном мире он воскрес и стал там судьей. Среди других богов культа – Акер, Аментет, Геб и другие.
Фараон плюс бог
Со временем жрецы сформировали и распространили в обществе постулат о том, что фараоны происходят от богов. Ведь были же у мифических божеств такие же выдуманные семьи, родственники. И не зря это сделали заблаговременно. Уже в Раннем царстве фараон воспринимался как воплощение бога Гора, а на божества переносился человеческий образ и его свойства. Вспомните русскую народную сказку про Бабу Ягу. Она такой же антропоморф, как и древнеегипетские боги. Фараоны якобы получали магические способности, и простолюдину нельзя было к нему приближаться.

При обсуждении заметки о единой основе геометрии двух великих пирамид — в Египте и в Мексике, мой Друг сказал: «Я застрял в стереотипе, что математиками могут быть только мужчины». Дело в том, дорогой Друг, что мы все застряли в этом стереотипе, и причина — не в неравенстве полов, a в аспекте сознания, связанном с левым полушарием мозга, который все человечество на несколько тысяч лет приняло как доминирующий.

Однако так было не всегда…

…Когда-то, около 5-6 тысяч лет назад, в Древнем Египте покровительницей науки чисел, геометрии, астрономии, определения ориентации зданий, строительства храмов, исчисления времени и письменности было женское божество по имени Сешет (Сесат, Сешат или Сешeта).

Сешет — очень древняя богиня, часто именуемая «Изначальной», и иероглифический символ, обознающий ее имя — один из самых старых. Появление Сешет относится к самым ранним этапам древнеегипетской цивилизации. У нее не было отдельных храмов и святилищ, хотя, судя по некоторым косвенным сведениям, существовали жрицы Сешет.

Этот рельеф из храма Амона в Луксоре относится к периоду около 1250 г. до н.э. и изображает Сешет, записывающую годы правления фараона на твердой ости из пальмового листа. Весьма примечателен семичастный символ над головой Сешет — ее отличительный знак. Возможно, он является указанием на Закон Семи или октав, основу всех космических законов. В середине семилепесткового символа — изображение пентаграммы. Cпустя 750 лет после того, как луксорский скульптур вырезал этот знак математического совершенства и квинтэссенцию Золотой Пропорции, Пифагор использовал тот же символ в качестве опознавательного знака для последователей тайного учения о числах, принесенного им из Египта.

Сешет почиталась женской ипостасью Тота-Гермеса — высшего существа, посредника между человечеством и демиургическими силами, направляющими духовную и материальную эволюцию нашего вида. Тот-Гермес, называемый в исламской традиции Идрисом, согласно легендам, передал человечеству целый ряд наук, называемых в честь него «герметическими» — от науки чисел и письменности до алхимии. Поскольку восприятие понятия «женской ипостаси» видом, где особи имеют разнополые тела, очень затруднительно, в разное время люди называли Сешет женой, сестрой, дочерью или матерью Тота-Гермеса. На самом же деле в той реальности, где находятся Сешет и Тот, они скорее подобны правой и левой руке или двум полушариям мозга — различным и, в то же время, нераздельным.

То, что воспринимается в правом полушарии одновременно и всеохватно посредством образов и символов, почти не поддается выражению или передаче. Это то, что мы называем интуицией, озарением, гнозисом — прямым знанием. Это Сешет. Прямое Знание, принятое правым полушарием, может быть преобразовано левым полушарием в ряд линейно-последовательных сигналов, которые уже более-менее могут быть переданы на каком-то носителе (голосовом, в виде речи, или визуальном, в виде письма). Это Тот.

Тот, традиционно с головой ибиса, и Сешет в шкуре леопарда, как ее часто изображали.
Леопардовая шкура была атрибутом верховных жрецов, имеющих связь с миром «по ту сторону»

Согласно древнеегипетским представлениям, именно Сешет была родоначальницей письменности, тогда как Тот был посредником в обучении ей людей. Имя Сешет и означает «та, что владеет иероглифами».

Сешет с инструментами для письма

Сешет царила в так называемых Домах Книг или Домах Жизни, устраивавшихся при храмах, где сосредоточивалось и передавалось знание — они служили чем-то вроде прото-университетов, архивов и библиотек одновременно. Лишь около одного процента древних египтян умели писать, — чтобы овладеть искусством иероглифической письменности, требовалось до десяти лет, а писцы, бывшие, как правило, жрецами, имели очень высокий статус.

(Кстати, как я писала ранее, при изучении иероглифов активно не левое, аналитическое, а именно правое полушарие мозга — механизм запоминания иероглифов ровно тот же самый, что и запоминания человеческого лица! Когда-то, четверть века назад, я заучивала китайские иероглифы, и уже многие из них не могу написать по памяти (последовательная память стерлась), но читать могу по-прежнему – «узнаю их в лицо». Механизм вызывания из памяти смысла иероглифа такой же, как и вспоминание имени человека — лицо узнается сразу, а имя из левого полушария всплывает при определенном усилии).

В храме, построенном во время правления царицы Хатшепсут, на одном из рельефов Хатшепсут показана посылающей Тота к Сешет для получения ответа на свои вопросы. Рельеф демонстрирует роль аналитического аспекта ума — выражать в словах и схемах идеи, полученные как наитие, озарениe из интуитивной части. Однако к моменту перехода человечества в ту фазу его развития, когда аналитическое, расчленяющее мышление стало доминирующим, фигура Тота-Гермеса, мужской ипостаси Знания, незаметно затмила Сешет — женский, или интуитивный, целостный аспект восприятия.

Но это было позже…

Сешет называли не только «Владычицей Дома Книг», «Повелительницей Летоисчисления», но и «Покровительницей Строителей», «Хозяйкой Дома Архитекторов». На протяжении тысячелетий без Сешет не обходилась постройка ни одного храма в Древнем Египте.

Наиболее важным мероприятием при закладке храма была разметка плана на местности, поскольку сакральный объект должен был быть очень точно ориентирован астрономически и в отношении ландшафтных черт — гор, рек и т.д. Это начиналось с «церемонии протягивания мерной веревки», неоднократно упоминавшейся в летописях и проводимой фараоном или жрецом -проводником силы Сешет. Не исключают также, что от имени Сешет церемонию вели не жрецы, а жрицы.

Царица Хатшепсут и Сешет на церемонии натягивания веревки (Метрополитен-музей)

Описание церемонии протягивания веревки оставлено на стенах храма Гора в Эдфу (ок. 237 г. до н.э.):

«Я взял колышек и деревянную колотушку. Я натянул мерную веревку с помощью Сешет. Я наблюдаю за движением звезд. Мой взор устремлен на Мескхет . Повелитель счета времени стоит рядом со мной, перед его мерхетом. Так я установил все четыре угла храма».

(Mерхет, дословнo «инструмент познания», представлял собой простую деревянную перекладину со шнуром и каменной гирей. C помощью него можно было по высоте звезды над горизонтом определять время).

В Египте, как и в большинстве других древних цивилизаций, сакральные объекты создавались по своего рода «Космическому ГОСТу», и были отражением шаблонов Творения. Церемония протягивания веревки, таким образом, была больше чем практическим действием — она была локальным отражением действий Великого Геометра, «натягивающего веревку» перед тем, как воплотить свое Творение в материи. Отзвук такого мировоззрения можно найти в Священном Писании, где Всевышний вопрошает Иова:

«Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь.
Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь?»
(Иов 38 : 4-5)

И земных Мастеров-Строителей называли не иначе как «натягивателями верёвок». C помощью верёвки, на которой через равные расстояния завязаны тринадцать узелков, строили прямой угол на поверхности земли. Концы верёвки на месте крайних узелков связывали, а затем натягивали её на три колышка. В таком треугольнике один из углов получается прямым.

Стороны такого треугольника имели соотношение 3:4:5. Впоследствии этот факт был доказан в теореме Пифагора, но, судя по всему, древние Строители знали о нем намного раньше. Отсюда место, которое треугольник 3:4:5 занимает в масонской символике. Нужно отметить, что таким способом построения прямого угла на местности пользуются и сегодня, например при закладке фундамента небольшого строения. Источник иллюстрации

Человек, которого я считаю моим учителем сакральной геометрии, Друнвало Мелхиседек, в книге «Древняя тайна Цветка Жизни» поделился своим опытом контакта с сущностью Сешет (он назвал ее Шесат, супругой Тота). Именно благодаря энергии Сешет к нему пришло интуитивное восприятие многих тайн сакральной геометрии. А через книгу Друнвало и сама сакральная геометрия вновь вошла в ментальное пространство человечества…

…Итак, возвращаясь к вопросу, с которого мы начали данную тему: мой дорогой Друг! дело не в том, что женщины начинают понимать больше в математике или в геометрии, и тем более не в том, что мы лучше или хуже мужчин (я считаю абсурдным соперничество полов). Дело в том, что способность, когда-то задвинутая нами — и женщинами, и мужчинами — на задворки познавательной функции, вновь заявляет о правах на свое законное место.

Это значит, что Сешет возвращается 🙂

По утверждению некоторых исследователей, в Древнем Египте было пять тысяч богов. Столь огромное их количество связано с тем, что в каждом из многочисленных местных городов были свои боги. Поэтому не следует удивляться сходству функций многих из них. В нашем списке мы по возможности старались не только дать описание того или иного небожителя, но и указать центр, в котором он более всего почитался. Помимо богов перечислены некоторые монстры, духи и волшебные существа. Наша таблица даёт персонажи в алфавитном порядке. Имена некоторых богов оформлены как гиперссылки, ведущие на подробные статьи о них.

Наша таблица египетских богов может использоваться в школе для подготовки учеников 5 класса. См. также: Боги Древней Греции – список, Боги Древнего Рима – список, Боги Древней Скандинавии, Боги Древней Индии – список, Боги древних славян – список.

10 главных богов Древнего Египта

Амат – ужасное чудовище с туловищем и передними ногами львицы, задними ногами бегемота и головой крокодила. Оно обитало в огненном озере подземного царства мёртвых (Дуата) и пожирало души умерших, которые на суде Осириса признавались неправедными.

Амон – почитавшийся в городе Фивы бог воздуха и ветра. Его имя буквально означает «невидимый». Амон приобрёл значение верховного бога Египта при фараонах XII и XVIII династий, имевших резиденцию в Фивах. Многие из них носили имена Аменемхет («Амон во главе») и Аменхотеп («Амон доволен»). Амон – всепроникающая, сокрытая душа, которая даёт дыхание жизни всему сущему. Ему были посвящены великолепные Карнакский и Луксорский храмы. «Небесный» характер Амона облегчил его слияние с Солнцем-Ра в едином образе Амона-Ра.

Древнеегипетский бог Амон

Автор изображения

Анубис – первоначально главный бог подземного мира, позже вытесненный с этого места Осирисом. Сохранил многие функции, связанные с умершими: был их провожатым в мёртвое царство, взвешивал душу покойного на весах загробного мира, определяя, достойна ли она там остаться, считался покровителем искусства мумификации. Изображался с головой шакала (африканского золотого волка) или целиком в «шакальем» виде – сидя сверху гробниц, как их охранитель.

Бог Анубис

Автор изображения

Апис – черный бык с особыми отметинами на шкуре и лбу, которому поклонялись в Мемфисе и по всему Египту как живому воплощению богов Пта или Осириса. Живого Аписа содержали в особом помещении – Апейоне, а умершего торжественно погребали в некрополе Серапеуме.

Апоп (Апофис) – громадный змей, олицетворение хаоса, мрака и зла. Живёт в преисподней, куда каждый день после заката спускается бог Солнца Ра. Апоп бросается на барку Ра, чтобы проглотить её. Солнце и его защитники еженощно ведут битву с Апопом. Попыткой змея пожрать Ра древние египтяне объясняли и солнечные затмения.

Атон – бог солнечного диска (или, скорее, солнечного света), упоминавшийся ещё в эпоху Среднего царства и провозглашённый главным богом Египта во время религиозной реформы фараона Эхнатона. В отличие от большинства других представителей местного пантеона изображался не в «зверочеловеческой» форме, а в виде солнечного круга или шара, от которого тянутся руки с ладонями к земле и людям. Смысл реформы Эхнатона, видимо, состоял в переходе от конкретно-образной религии к философско-абстрактной. Она сопровождалась жестоким гонением на приверженцев прежних верований и была отменена вскоре после смерти её инициатора.

Атум – почитавшийся в Гелиополе солнечный бог, создавший сам себя из первоначального хаотического Океана Нун. Посреди этого Океана поднялся и первозданный холм земли, из которого произошла вся суша. Прибегнув к мастурбации, выплевывая собственное семя, Атум создал первую божественную пару – бога Шу и богиню Тефнут, от которых произошли и остальные члены Эннеады (см. ниже). В архаической древности Атум являлся главным солнечным богом Гелиополя, но позже его оттеснил на второй план Ра. Атум стал почитаться лишь как символ заходящего солнца.

Бастет – кошачья богиня из города Бубастис. Олицетворяла собой любовь, женскую красоту, плодородие, веселье. Весьма близка по религиозному смыслу к богине Хатхор, с которой часто объединялась.

Бес – (Бесы) благосклонные к человеку демоны-карлики с безобразным лицом и кривыми ногами. Своеобразные добрые домовые. В Древнем Египте были широко распространены статуэтки Бесов.

Геб – бог земли, член гелиопольской Эннеады (см. ниже). Изображался лежащим горизонтально, лицом вверх мужчиной. Сестрой и женой Геба была богиня неба Нут. Поначалу они пребывали в соединении и любви, но потом поссорились: Гебу не нравилось, что Нут каждое утро пожирала своих детей – звёзды. Вслед за этой ссорой отец Геба и Нут, бог Шу, отделил их друг от друга и сам поместился между ними, олицетворяя собой поднебесное пространство. Кроме звёзд детьми Геба и Нут были боги Осирис, Исида, Сет и Нефтида.

Гор – см. Хор.

Имхотеп – визирь фараона III династии Джосера, впоследствии почитавшийся как бог врачевания.

Исида – олицетворение вечной женственности – супруги и матери. Сестра и верная жена Осириса. Когда тот был убит, она собрала куски его тела, расчленённого Сетом, и зачала от мёртвого мужа сына, Хора, который потом отомстил погубителю за отца. Из трупа Осириса Исида сделала первую мумию, благодаря чему он смог ожить и стать повелителем царства мёртвых. Исида изображалась с троном на голове. На первый план в её культе мало-помалу вышел мотив материнства, в ней воплотились свойственные многим восточным народам представления о «Великой Матери». Считается, что образ Исиды облегчил распространение культа Богородицы в христианские времена.

Исида

Автор изображения

Маат – богиня вселенской правды и справедливости, покровительница нравственных устоев и твёрдой законности. Изображалась в виде женщины со страусовым пером на голове. Во время суда в царстве мёртвых душа усопшего клалась на одну чашу весов, а «перо Маат» – на другую. Душа, которая оказывалась тяжелее пера, признавалась недостойной вечной жизни с Осирисом. Её пожирало страшное чудовище Амат (см. выше).

Мафдет – (букв. «быстро бегущая») богиня сурового правосудия, защитница священных мест. Изображалась с головой гепарда или в виде генетты – зверька из семейства виверровых.

Мертсегер (Меритсегер) – богиня мёртвых в Фивах. Изображалась в виде змеи или женщиной со змеиной головой.

Месхенет – богиня родов, пользовавшаяся особым почётом в городе Абидосе.

Мин – бог, почитавшийся как податель жизни и плодородия в городе Коптос. Изображался в итифаллическом виде (с ярко выраженными мужскими половыми признаками). Поклонение Мину было широко распространено в ранний период египетской истории, однако потом он отступил на второй план перед своей же местной фиванской разновидностью – Амоном.

Мневис – чёрный бык, которому поклонялись как богу в Гелиополе. Напоминал мемфисского Аписа.

Монту – бог войны, сражений, побед, боевой доблести. По происхождению Монту был солнечным богом города Гермонта. Но в отличие от Ра культ Монту сильнее подчёркивал не благодетельные, а грозные, разрушительные свойства Солнца (огонь, пожар, засуха). Вследствие этого его «военный аспект» вскоре затмил собой первоначальный образ небесного светила. Поклонение Монту широко распространилось во время кратковременного политического возвышения Гермонта при фараонах XI династии. Некоторые из них носили имя «Ментухотеп» («Монту доволен»). После того как Гермонт уступил свою гегемонию соседним Фивам, Монту ушёл в тень перед фиванским богом Амоном. Изображался с головой сокола, увенчанной солнцем в короне.

Бог Монту

Мут – богиня-коршун озера Ашеру (близ Фив). Считалась женой бога Амона.

Нейт – заимствованная египтянами у ливийцев богиня охоты и войны. Считалась также покровительницей ткацкого ремесла. Культ Нейт был особенно распространён в городе Саисе. Иногда признавалась двуполой.

Непри – бог зерна, сын богини Рененутет.

Нефтида – сестра Исиды и Осириса. Будучи женой Сета, она, однако, помогала Исиде разыскивать части тела убитого Сетом Осириса. Функции Нефтиды как богини не совсем ясны. Плутарх описывал её как «владычицу всего неявленного и нематериального, в то время как Исида властвует над всем явленным и материальным».

Нехебкау – бог-змей (иногда с человеческими ногами). В некоторых текстах представляется воплощением бога Ра, в других – его врагом (воплощением Апопа). Считался защитником дома от змей.

Нут – богиня неба, сестра и жена бога земли Геба, вместе с которым входила в гелиопольскую Эннеаду. Геб и Нут поначалу были соединены, но потом между ними возникла ссора из-за того, что Нут каждое утро пожирала своих детей, звёзды, а вечером вновь извергала их из чрева. Отец Геба и Нут, бог Шу, вслед за этой ссорой разделил их. Нут изображалась женщиной, которая изгибалась над Гебом, упираясь в него пальцами рук и ног. Кроме звёзд детьми Геба и Нут были боги Осирис, Исида, Сет и Нефтида.

Боги Геб и Нут, разделённые богом Шу

Огдоада – (в переводе с греческого – «восьмерица») – восемь богов города Гермополь, олицетворявших первоначальные стихии, из которых возник мир. Огдоада состояла из четырёх супружеских пар. Бог Нун и богиня Наунет символизировали собой первобытный хаотический океан, Хух и Хаухет – бесконечность пространства, Кук и Каукет – мрак, Амон и Амаунет – «невидимое». Мужские боги Огдоады изображались с головами лягушек, а богини – с головами змей. Из их числа бог первобытного океана Нун почитался не только в Гермополе, но и по всему Египту. Главным центром культа Амона («невидимого воздуха») являлись Фивы.

Осирис – повелитель подземного царства мёртвых, бог смерти, понимаемой как последующее возрождение. Герой одного из самых известных мифов всех времён и народов. Он повествует как Осирис был убит своим коварным и завистливым братом Сетом, который расчленил его тело и разбросал куски по всему Египту. Но их сумела собрать преданная жена погибшего, Исида. При помощи магии Исида зачала от мёртвого мужа сына, Хора. Она уберегла младенца от покушений Сета, спрятав в зарослях нильского папируса. Возмужав, Хор вступил в жестокую битву с Сетом, одержал победу над ним и изгнал из Египта. Исида сделала из тела убитого Осириса первую мумию. Воскреснув, тот удалился в подземное царство мёртвых и стал его царём и высшим судьёй. Культ Осириса был тесно связан с древними земледельческими верованиями, навеянными ежегодным увяданием растительности и её весенним «возрождением» из зёрен. По мнению некоторых, этот древний сюжет не остался без влияния и на образ воскресшего Христа.

Осирис

Автор изображения

Пта (Птах) – бог, почитавшийся в Мемфисе, как творец мира. Благодаря своей созидающей силе признавался также воплощением плодородия, умственного и ручного творчества – наук и производительных ремёсел. От священного названия Мемфиса – «Хет-ка-Пта» («Обитель души Пта») произошло греческое слово «Египет».

Бог Пта

Автор изображения

Ра – бог солнца, глава гелиопольской Эннеады (см. ниже) и демиург (творец вселенной). Первоначально имел в гелиопольской теогонии подчинённое значение, однако позже оттеснил на второй план гораздо более почитаемого в архаические времена бога Атума. Солнце-Ра каждый день едет по небосводу на барке Манджет, чтобы освещать землю, а ночью, пересев на барку Месектет, даёт свет подземному царству мёртвых (Дуату). Под землёй Ра постоянно старается проглотить (но всегда неудачно) громадный змей Апоп (Апофис), воплощение хаоса. Ра изображали в виде человека с головой сокола, которую венчал солнечный диск, обвитый змеёй. Он часто объединялся с богами Амоном и Хором в синтетических образах Амона-Ра и Ра-Хорахти.

Бог Ра

Автор изображения

Рененутет – богиня, почитавшаяся в Файюме как покровительница урожаев. Изображалась в виде кобры. Её сыном считался бог зерна Непри.

Себек – крокодилообразный бог файюмского оазиса, где находилось большое озеро. В его функции входило управление водным царством и обеспечение земного плодородия. Иногда почитался как добрый, благожелательный бог, которому молились о помощи в болезнях и жизненных трудностях; иногда – как грозный демон, враждебный Ра и Осирису.

Серкет (Селкет) – богиня умерших в западной части Дельты Нила. Женщина со скорпионом на голове.

Сет (Сетх) – сын Геба и Нут, брат и убийца Осириса, затем побеждённый и изгнанный в пустыню сыном Осириса, Хором (Гором). Предполагают, что в глубокой древности вечные антагонисты Хор и Сет составляли собой нерасторжимую пару, которая символизировала две противоположные стороны вселенского первоначала: 1) спокойствие, порядок, разум и 2) буйную стихийность, напряжение, страсть. Культ Сета в это время не нёс безусловно отрицательных черт. Он считался столь же необходимым для мира, как Гор. Однако позже Сет был демонизирован из-за того, что ему поклонялись азиатские завоеватели Египта, гиксосы, которые отождествляли этого бога со своим Ваалом.

Бог Сет

Автор изображения

Сехмет – (букв. – «могучая»), богиня с головой львицы и солнечным диском на ней, олицетворявшая зной и палящий жар Солнца. Жена бога Пта. Грозная мстительница, истребляющая враждебные богам существа. Героиня мифа об истреблении людей, которое поручил ей бог Ра из-за моральной порчи человечества. Сехмет убивала людей с такой яростью, что даже решивший отказаться от своего намерения Ра не смог остановить её. Тогда боги разлили по всей земле красное пиво, которое Сехмет стала лизать, принимая за людскую кровь. От опьянения ей поневоле пришлось прекратить свою бойню.

Сешат – богиня письма и счета, покровительница писцов. Сестра или дочь бога Тота. При воцарении фараона записывала на листьях дерева ишед предстоящие годы его правления. Изображалась в виде женщины с семиконечной звездой на голове. Священным животным Сешат была пантера, поэтому её представляли в леопардовой шкуре.

Сопду – «соколиный» бог, почитавшийся в восточной части Дельты Нила. Близок к Хору, отождествлялся с ним.

Татенен – хтонический бог, почитавшийся в Мемфисе наряду с Пта и иногда отождествляемый с ним. Имя его буквально означает «поднимающаяся (т. е. возникающая) земля».

Таурт – богиня из города Оксиринха, изображавшаяся в виде гиппопотама. Покровительница рождения, беременных и младенцев. Отгоняла злых духов от жилищ.

Тефнут – богиня, которая вместе со своим мужем, богом Шу, символизировала пространство между земной твердью и небосводом. От Шу и Тефнут родились бог земли Геб и богиня Неба Нут.

Тот – верховный бог города Гермополя. По происхождению был, вероятно, божеством Луны, но в связи с ночной таинственностью этого светила и правильной сменой его фаз позже стал почитаться как покровитель мудрости, знания, наук, магии, высшего откровения. Имел большую популярность по всему Египту. Изображался с головой ибиса или павиана. Имя «Тутмос», которое носили несколько фараонов, означает «Тот родил его».

Тот – бог с головой ибиса

Автор изображения

Уаджет – богиня-змея, считавшаяся покровительницей Нижнего (Северного) Египта.

Упуаут – бог мёртвых с головой шакала, почитавшийся в городе Ассиуте (Ликополь). По внешнему виду и смыслу сильно напоминал Анубиса и постепенно слился с ним в одном образе.

Феникс – волшебная птица с золотыми и красными перьями, которая, по египетскому преданию, прилетала в город Гелиополь один раз в 500 лет, чтобы предать погребению в храме Солнца тело своего умершего отца. Олицетворяла душу бога Ра.

Хапи – бог реки Нил, покровитель урожаев, обеспечиваемых её разливом. Изображался человеком синего или зелёного цвета (цвет нильской воды в различные времена года).

Хатхор – богиня любви, красоты, радости и танцев, покровительница родов и кормилиц, «Небесная корова». Олицетворяла собой дикую, стихийную силу страсти, которая могла принимать и жестокие формы. В таком необузданном образе часто отождествлялась с богиней-львицей Сехмет. Изображалась с рогами коровы, внутри которых – солнце.

Хекат – богиня влаги и дождя. Изображалась в виде лягушки.

Хепри ­– один из трёх (часто признаваемых тремя атрибутами одного и того же существа) солнечных богов Гелиополя. Олицетворял солнце во время восхода. Двое его «коллег» – Атум (солнце на закате) и Ра (солнце во все другие часы суток). Изображался с головой жука-скарабея.

Хершеф (Херишеф) – главный бог города Гераклеополя, где ему поклонялись как творцу мира, «чьё правое око – солнце, левое – луна, а дыхание – всё оживляет».

Хнум – бог, почитавшийся в городе Эсне как демиург, создавший мир и людей на гончарном круге. Изображался с головой барана.

Хонсу – лунный бог в Фивах. Сын бога Амона. Вместе с Амоном и своей матерью Мут составлял фиванскую триаду богов. Изображался с лунным серпом и диском на голове.

Хор (Гор) – (букв. «дальний», «вышний», «горний») бог небесной лазури, с чьим образом связывалось представление о том, что суть мирового первоначала – ясность, чистота, разумная упорядоченность, устойчивость. Ассоциировался с благородным, парящим в небе соколом. В этом символическом облике и в идее о «всевидящем глазе Хора» проявляется связь этого божества с небом и движущимися по нему светилами. В египетской мифологии Хор – вечный антагонист Сета, бога необузданных страстей, беспорядка и хаоса. Сын Осириса и Исиды, Хор выступил мстителем Сету за убийство отца, победил его и отнял у него власть над Египтом. В поздние времена объединялся с солнечным богом Ра в общем культе Ра-Хорахти («Хорахти» – «Хор обоих горизонтов»).

Бог Хор (Гор)

Чененет (Раттауи) – богиня-жена бога Монту. Была связана с культом солнца. «Рат» – женская форма от имени Солнца-Ра.

Шаи – бог судьбы. Определял срок человеческой жизни.

Шу – бог, который вместе со своей женой, богиней Тефнут, олицетворял пространство между небом и землёй. Их детьми были бог земли Геб и богиня неба Нут. Все они являлись членами гелиопольской Эннеады.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *